Реформация в Швеции
Реформация Уппсальского в Швеции обычно считается начавшейся в 1527 году во время правления шведского короля Густава I , но этот процесс был медленным и не был окончательно решен до синода 1593 года, после попытки контрреформации во время правление Иоанна III (1568–1592).
Шведская Реформация привела к разрыву Шведской церкви с Римско-католической церковью . Считается, что это знаменует собой конец шведского средневековья . Реформация привела к тому, что и Швеция , и Финляндия стали протестантскими странами, поскольку последняя в то время составляла неотъемлемую часть Швеции.
Фон
[ редактировать ]Католический архиепископ Швеции Папы Льва Густав Тролле (и при поддержке X ) находился в конфликте с регентом Стеном Стуре младшим и шведским парламентом, риксдагом (парламент снес замок архиепископа Алмаре-Стекет в 1518 году). Тролле был сторонником союза ( Кальмарский союз ) и был в союзе с Кристианом II , который осенью 1520 года совершил юнионистское завоевание Швеции. Тролле был восстановлен в должности архиепископа, и Стокгольмская кровавая баня была проведена . Судебные процессы в Стокгольме с 7 по 9 ноября 1520 года, которые привели к серии немедленных казней 84 человек, в том числе четырнадцати дворян , трех бургомистров , четырнадцати городских советников и около двадцати простых граждан Стокгольма, были затем повешены или обезглавлены, многие из них были членами парламента. Это на фоне того, что Папа письменно предоставил Тролле право отлучить парламента по каноническому праву от католической церкви (и казнить их) как еретиков и интердикт (церковную забастовку). объявить против них [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Тролле вскоре был вынужден бежать в Данию в 1521 году во время Шведской освободительной войны , где Густав Васа пришёл к власти в Швеции с отлучённым от церкви парламентом. Тролле, находившийся тогда в Дании, также оказался там на проигравшей стороне Кристиана II, где к власти пришли Фридрих I Датский , а позже Кристиан III Датский, имея такие же плохие отношения с папой (который упорно цеплялся за Кристиана II и Тролле). Несмотря на позицию Тролле и его поддержку со стороны Папы , Густав Васа отказался признать его архиепископом и отверг Тролле как предателя . Давление со стороны Рима способствовало тому, что Густав Васа так и не восстановил отношения с Ватиканом , инициировал Реформацию и внедрил протестантизм в Швеции.
Но папа тоже не сдался. Преемник Тролле на посту архиепископа Иоганна Магнуса не был в Швеции (уехал в Рим ). На практике Швеция полностью контролировалась в политическом и военном отношении отлучённым от церкви парламентом во главе с Густавом Васой. Поскольку интердикт в принципе распространялся на всю Швецию (и Данию), католическая церковь формально объявила забастовку, отказываясь санкционировать режим в Швеции (и Дании). С точки зрения парламента и Густава Васы (а также Фредрика I/Кристиана III) существовала конкретная необходимость решить проблему бастующей церкви против государства. Лютеранство предложило альтернативу: действующую церковь под контролем государства. Ситуация в Дании была во многом такой же, и Реформация в Дании-Норвегии и Гольштейне была инициирована по тем же причинам, что и в Швеции.
История
[ редактировать ]Реформация была начата по ряду причин. Среди них были непрактичная организация, предполагаемый застой внутри католической церкви, стремление к независимости от Рима, финансовые потребности государства, а также новые идеи.
1526–1536
[ редактировать ]В 1523 году король Швеции Густав I встретил реформатора Лаврентия Андреэ и находился под влиянием протестантизма, а в следующем году король разорвал официальные контакты с Римом. Лаврентий Андреэ познакомил короля со священником-реформатором Олаусом Петри , который стал проповедником в Сторкиркане в Стокгольме. В 1525 году королевский священник Олаус Петри женился, фактически продемонстрировав согласие короля на отмену безбрачия священства и нарушив запрет Католической церкви на брак священников. [ 4 ] В 1526 году Новый Завет был опубликован на шведском языке. Зимой 1526 года король предложил устроить беседу между Олаусом Петри и католическим профессором Педером Галле . Галле отказался, заявив, что церковные вопросы не подлежат обсуждению.
На риксдаге Вестероса в 1527 году, известном как «реформационный риксдаг», сословия согласились с рядом требований, направленных на реформацию: 1) дать королю мандат на конфискацию имущества духовенства; 2) что все церковные должности отныне должны быть незаконно без королевского согласия, фактически поставив церковь под королевский контроль: 3) что духовенство должно подчиняться светскому закону и, наконец: 4) что в проповедях в церквях и школах следует преподавать только слова Библии ( фактически устраняя все католические доктрины).
За риксдагом Вестероса последовала редукция шведского Густава I , в ходе которой экономические требования монарха были удовлетворены: активы католической церкви были конфискованы, что уничтожило экономическую независимость церкви от короны, что сделало духовенство экономически зависимым от корона. [ 5 ] Параллельно с запретом принимать новых послушников и запретом монастырям препятствовать выезду существующих членов; этот акт косвенно привел к подавлению монастырей , потерявших свою экономическую основу. [ 6 ]
За экономической реформой последовало выполнение богословских требований на Синоде Эребру 1529 года, на котором католические ритуалы, такие как почитание святых и паломничество, не поощрялись (хотя и не были полностью запрещены) и описывались как больше не являющиеся частью религиозной практики. церковь, а проповеди священников и монахов подвергались контролю короны (а не Папской церкви), чтобы гарантировать, что они основаны только на словах Библии (а не на доктринах католической церкви), и процесс Тем самым было положено начало реформе религиозной практики. [ 7 ] В том же году было опубликовано руководство на шведском языке, описывающее правильный способ проведения крещения, свадьбы, похорон и других религиозных ритуалов.
В 1530 году король начал раскол с Римом, когда назначил Лаврентия Петри архиепископом Упсалы без согласия или подтверждения Папы.
Религиозная напряженность привела к неудачному вестготскому восстанию знати и далекарлианским восстаниям крестьянства в 1520-х и 1530-х годах, причем последнее пыталось свергнуть короля в пользу предполагаемого сына Кристины Гилленшерны .
1536–1560
[ редактировать ]До 1536 года шведская Реформация по существу характеризовалась как реформистский католицизм. Окончательный разрыв между Швецией и Римом произошел с отменой канонического права в Швеции в 1536 году после Упсальского Синода. Вся Шведская церковь была теперь объявлена независимой от Рима. Между 1539–1543 годами король находился под влиянием Конрада фон Пюхи , и шведская Реформация проводилась по немецкому образцу.
В 1541 году Библия была переведена на шведский , а в 1543 году Новый Завет ещё и на финский язык , что считается большим вкладом в развитие каждого языка.
В 1540-х годах религиозная напряженность привела к крестьянской войне Даке , которая также не смогла победить монархию.
Во время «Наследного парламента» в Вестеросе в 1544 году были проведены радикальные богословские реформы. Сословия согласились с рядом принципов реформации и изменили некоторые аспекты ритуальной практики, включая отказ от святой воды, благовоний и почитания святых. Они также отменили заупокойные мессы и многие святые дни. [ 8 ]
1560–1568
[ редактировать ]Консолидация Реформации продолжалась при Эрике XIV Шведском , который взошел на престол в 1560 году и сначала установил не жесткое доктринальное единообразие, а, скорее, единообразное признание своей власти над Церковью, одновременно допустив в свое королевство значительное количество гугенотов -кальвинистов . [ 9 ] Однако шведская церковь отказалась от кальвинизма на Стокгольмском Синоде 1565 года.
1568–1592
[ редактировать ]Правление Иоанна III Шведского в 1568–1592 годах ознаменовало определенную склонность к Контрреформации в Швеции, вдохновленную женой короля-католички, королевой Екатериной Ягеллон , которая выступала в качестве посредника в переговорах короля с Папой в Риме об условиях в Швеции. которую Швеция была бы готова вернуть в католицизм. [ 10 ]
Иоанн III склонялся к реформированному католицизму и предложил Риму, чтобы Швеции, в случае католической реставрации, было разрешено сохранять брак для духовенства, использовать шведский язык во время церковной службы, причащаться в обоих видах и теологию, основанную на отцов церкви, а не на доктринах Тридентского Собора .
Параллельно шведская церковь представила Постановление Шведской церкви 1571 года (принятое в следующем году), устанавливающее шведскую церковную доктрину. Однако в новое постановление протестантской церкви король внес католические дополнения: Nova Ordinantia 1575 года и его собственную церковную доктрину, Röda boken («Красная книга») 1576 года, два дополнения, которые ввели промежуточную позицию между Католицизм и протестантизм, а также вновь ввели многие католические обычаи. Дополнения короля к церковному постановлению не последовали во всей Швеции, в особенности в герцогстве, принадлежащем его брату-кальвинисту Карлу, а также в других местах, где существовало противодействие среди духовенства. Эти противоречивые доктрины привели к длительной литургической борьбе между сторонниками католиков и протестантов, а также к расколу между королем и церковью.
Иоанн III и его королева также совершили несколько других спорных католических действий, которые продемонстрировали их намерения: в 1575 году король вернул неограниченное право принимать послушников аббатству Вадстена , которое было реформировано в соответствии с Трентским собором . -иезуитом папским легатом Антонио Поссевино , во время которого его настоятельница Катарина Гилта принесла Тридентскую клятву, и первая католическая торжественная месса со времен Реформации была проведена в аббатстве. В столице католическая семинария Collegium regium Stockholmense была основана Лаврентием Николаем .
Контрреформаторские усилия способствовали усилению напряженности в отношении заключенного в тюрьму Эрика XIV, который стал в тюрьме символом протестантизма. Во время заключения Эрика были составлены три крупных заговора с целью свержения Иоанна III: « Заговор 1569 года» , « Заговор Морнея» и « Заговор 1576 года» , среди которых по крайней мере последний находился под сильным влиянием религиозных соображений. [ 11 ]
Переговоры между королевской четой и Римом в конечном итоге не увенчались успехом. Рим не был готов принять реформатский католицизм в обмен на контрреформацию, а движение в Швеции пришло в упадок после смерти Екатерины, за которой последовал повторный брак короля с протестанткой Гуниллой Бильке .
1592–1600
[ редактировать ]Личная уния Швеции с Польшей под руководством католика Сигизмунда III Васы в 1592–1598 годах привела к окончательному столкновению между католицизмом и протестантизмом в королевстве.
Напряженность в конечном итоге привела к Уппсальскому Синоду 1593 года, на котором протестантизм в соответствии с Аугсбургским исповеданием был принят в качестве государственной религии. Католицизм должен был быть оставлен, шведская церковь должна была вернуться к доктринам Шведского церковного указа 1571 года, а Nova Ordinantia 1575 года и Röda boken («Красная книга») 1576 года должны были быть исключены из нее. Подавление монастырей было окончательно завершено с закрытием аббатства Вадстена в 1595 году.
Протестанты объединились под руководством дяди короля герцога Карла против католика Сигизмунда и, таким образом, против польско-шведского союза и католицизма, что привело к войне против Сигизмунда в 1598 году. Война закончилась поражением Сигизмунда и, следовательно, католицизма в Швеции, а также казнью. его последователей в Линчепингской кровавой бане в 1600 году.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ https://www.svd.se/var-stockholms-blodbad-en-korstaghandling Дика Харрисона
- ^ Ларс-Олоф Ларссон (историк) Время Кальмарской унии: от королевы Маргареты до Кристиана II издание = 2. изд. 2003 г. ISBN 91-518-4217-3 страницы 425–426
- ^ Харрисон, Дик (2019). Стокгольмская резня . Лунд: Historiska Media. Ссылка на Либри.
- ^ Карлквист, Гуннар, изд (1937). Шведский справочник. Том 20. Мальмё: Svensk Uppslagsbok AB. страница 669
- ^ Reduktion, hist., 6. Удаление Густава Васы из церкви в Нордиск-фамильебоке (второе издание, 1915 г.)
- ^ Reduktion, hist., 6. Удаление Густава Васы из церкви в Нордиск-фамильебоке (второе издание, 1915 г.)
- ^ Карл Альфред Корнелиус: История шведской церкви после Реформации, предыдущая часть (1520-1693), 1886-87 гг.
- ^ Монтгомери, 1995, с. 144
- ^ Монтгомери, 1995, с. 145.
- ↑ Катарина Ягеллоника, urn:sbl:12406 , Шведский биографический лексикон (искусство Биргитты Лагер-Кромнов), получено 25 декабря 2017 г.
- ^ Мауриц Расмуссон, urn:sbl:9197 , Шведский биографический лексикон (искусство Ларса Эриксона), получено 3 августа 2020 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Монтгомери, Ингун (1995). «Институционализация лютеранства в Швеции и Финляндии», в Оле Питере Грелле , Скандинавская Реформация , Cambridge University Press.
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на шведском языке . (Май 2014 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |