Jump to content

Дэвид Штраусс

Дэвид Штраусс
Рожденный 27 января 1808 г.
Людвигсбург
Умер 8 февраля 1874 г. (66 лет)
Людвигсбург
Занятие Философ , писатель , христианский теолог
Работает Критическое исследование жизни Иисуса
Подпись

Давид Фридрих Штраус (немецкий: Strauß [ˈdaːvɪt ˈfʁiːdʁɪç ʃtʁaʊs] ; 27 января 1808 г. - 8 февраля 1874 г.) [1] был немецким либеральным протестантским богословом и писателем, оказавшим влияние на христианскую Европу своим изображением « исторического Иисуса », божественную природу которого он исследовал через миф . Штраус рассматривал мифы как выражения Истин, в отличие от современного сокращения мифа, обозначающего «ложь» - Штраус не отрицал божественную природу Иисуса. Его работа была связана с Тюбингенской школой , которая произвела революцию в изучении Нового Завета , раннего христианства и древних религий. Штраус был пионером в историческом исследовании Иисуса .

Ранний период жизни

[ редактировать ]
Место рождения Штрауса в Людвигсбурге.

Он родился в Людвигсбурге , недалеко от Штутгарта . В 12 лет его отправили в евангелическую семинарию в Блаубойрене , недалеко от Ульма , для подготовки к изучению богословия. Двумя главными учителями школы были профессора Фридрих Генрих Керн (1790–1842) и Фердинанд Кристиан Баур , которые привили своим ученикам глубокую оценку античной классики и принципы текстовой критики, которые можно было применить к текстам в как священной традиции, так и классической.

В 1825 году Штраус поступил в Тюбингенский университет Tübinger Stift . Тамошние профессора философии не смогли его заинтересовать, но теории Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга , Якоба Беме , Фридриха Шлейермахера и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля последовательно заявляли о его преданности. [2] В 1830 году он стал помощником сельского священнослужителя, а девять месяцев спустя принял должность профессора евангелических семинарий Маульбронна и Блаубойрена , где он будет преподавать латынь , историю и иврит .

В октябре 1831 года Штраус оставил свой пост, чтобы учиться у Шлейермахера и Гегеля в Берлине. Гегель умер сразу после прибытия, и хотя Штраус регулярно посещал лекции Шлейермахера, его интересовали только лекции о жизни Иисуса. Штраус пытался найти родственные души среди последователей Гегеля, но безуспешно. Находясь под влиянием гегелевского различия между Vorstellung и Begriff , Штраус уже задумал идеи, обнаруженные в двух его основных богословских работах: Das Leben Jesu (Жизнь Иисуса) и Christliche Glaubenslehre (Христианская догма). Гегельянцы обычно не принимали его выводы. В 1832 году Штраус вернулся в Тюбинген, с большим успехом читая лекции по логике , Платону , истории философии и этике . Однако осенью 1833 года он ушел в отставку, чтобы посвятить все свое время завершению своего «Das Leben Jesu» , опубликованного, когда ему было 27 лет. Полное оригинальное название этой работы — Das Leben Jesu kritisch Bearbeitet (Тюбинген: 1835–1836), и она была переведена с четвертого немецкого издания на английский язык Джордж Элиот (Мэриан Эванс) (1819–1880) и опубликовано под названием «Жизнь Иисуса, критически исследованная» (3 тома, Лондон, 1846 г.).

Поскольку гегельянцы в целом отвергли его «Жизнь Иисуса» , Штраус защищал свою работу в буклете Streitschriften zur Verteidigung meiner Schrift über das Leben Jesu und zur Charakteristik der gegenwärtigen Theologie (Тюбинген: EF Osiander, 1837), который был наконец переведен на английский язык Мэрилин Чапин Мэсси и опубликовано под названием « В защиту моей «жизни Иисуса» против гегельянцев» (Хамден, Коннектикут: Archon Books, 1983). Знаменитый ученый Бруно Бауэр возглавил атаку гегельянцев на Штрауса, и Бауэр продолжал нападать на Штрауса в академических журналах в течение многих лет. Когда молодой Фридрих Вильгельм Ницше начал критиковать Штрауса, Бауэр оказал Ницше любую поддержку, которую тот мог себе позволить. В третьем издании (1839 г.) « Das Leben Jesu» и в «Zwei friedliche Blätter» («Два мирных письма») Штраус сделал важные уступки своим критикам, от некоторых из которых он, однако, отказался в четвертом издании (1840 г.) «Das Leben Jesu ». .

Давид Фридрих Штраус - Жизнь Иисуса - обложка книги

Жизнь Иисуса

[ редактировать ]

Штрауса Книга «Жизнь Иисуса, критически исследованная» стала сенсацией. Не отрицая существования Иисуса, Штраус все же утверждал, что чудеса в Новом Завете были мифическими дополнениями, не имеющими на самом деле большого основания. [3] [4] [5] Карл Август фон Эшенмайер в 1835 году написал обзор под названием «Искариотизм наших дней», обзор, который Штраус охарактеризовал как «потомство законного брака между богословским невежеством и религиозной нетерпимостью, благословленное философией лунатизма». Когда Штраус был избран на кафедру теологии в Цюрихском университете , это назначение вызвало такую ​​бурю споров, что власти решили отправить его на пенсию до того, как он приступит к исполнению своих обязанностей, а чучела Штрауса были сожжены во время фестиваля «Масленный вторник» в Цюрихе. [6] Штраус жертвовал пенсию в размере 1000 швейцарских франков в год бедным. [7]

Что сделало «Жизнь Иисуса» настолько противоречивой, так это характеристика Штраусом чудесных элементов в Евангелиях как мифических. Проанализировав Библию с точки зрения ее связности и обратив внимание на многочисленные противоречия, он пришел к выводу, что истории о чудесах не были реальными событиями. По мнению Штрауса, ранняя церковь разработала эти истории, чтобы представить Иисуса как Мессию еврейских пророчеств. Эта точка зрения противоречила преобладающим взглядам времени Штрауса: рационализму , который объяснял чудеса неверным толкованием несверхъестественных событий, и сверхъестественной точке зрения, согласно которой библейские рассказы были полностью точны. Третий путь Штрауса, согласно которому чудеса объясняются как мифы, разработанные ранними христианами для поддержки их развивающейся концепции Иисуса, ознаменовал новую эпоху в текстовой и исторической трактовке возникновения христианства. [8]

В 1840 и в следующем году Штраус опубликовал свою работу «О христианской доктрине» ( Christliche Glaubenslehre ) в двух томах. Главный принцип этой новой работы заключался в том, что история христианских учений, по сути, была историей их распада. [9]

Интерлюдия (1841–1860)

[ редактировать ]

После публикации своей «Christliche Glaubenslehre » Штраус оставил богословие более чем на двадцать лет. 30 августа 1842 года он женился на Аньезе Шебест (1813–1870), образованной меццо-сопрано, имеющей высокую репутацию оперной певицы. [10] [11] Брак вскоре стал несчастливым, и после рождения двоих детей в 1847 году пара согласовала условия развода. [12] Хотя кажется, что Штраус хотел жениться на других женщинах в 1851 и 1867 годах, его жена отказалась дать ему окончательный развод. [13]

Штраус возобновил свою литературную деятельность после публикации в 1847 году в Мангейме книги Der Romantiker auf dem Thron der Cäsaren («Романтик на троне цезарей»), в которой он провел сатирическую параллель между Юлианом Отступником и Фридрихом Вильгельмом IV Прусским . Древнеримский император, который пытался повернуть вспять развитие христианства, был представлен как «неземной мечтатель, человек, который превратил ностальгию по древним в образ жизни и чьи глаза были закрыты на насущные потребности настоящего». [14] – тонко завуалированная отсылка к известным романтическим мечтам современного прусского короля о восстановлении предполагаемой славы феодального средневекового общества.

В 1848 году он был выдвинут в члены Франкфуртского парламента , но потерпел поражение от Кристофа Гофмана (1815–1885). Он был избран в палату Вюртемберга , но его действия были настолько консервативными, что избиратели потребовали, чтобы он отказался от своего места. Он забыл о своих политических разочарованиях при создании серии биографических произведений, обеспечивших ему постоянное место в немецкой литературе ( Шубартс Лебен , 2 т., 1849; Кристиан Мерклин , 1851; Никодим Фришлин , 1855; Ульрих фон Хуттен , 3 т.). ., 1858–1860, 6-е изд. 1895 г.).

Более поздние работы

[ редактировать ]
Дэвид Штраус в 1874 году.

Штраус вернулся к богословию в 1862 году, когда опубликовал биографию Х. С. Реймаруса . Два года спустя, в 1864 году, он опубликовал « Жизнь Иисуса для немецкого народа » ( Das Leben Jesu für das deutsche Volk Bearbeitet ) (13-е изд., 1904 г.). Ему не удалось произвести эффект, сравнимый с эффектом первой «Жизни» , но он получил многочисленные критические отклики, на которые Штраус ответил в своей брошюре « Die Halben und die Ganzen» (1865), направленной специально против Даниэля Шенкеля (1813–1885) и Эрнста Вильгельма Хенгстенберга. (1802–1869).

Его «Христос веры и Иисус истории » ( Der Christus des Glaubens und der Иисус der Geschichte ) (1865) представляет собой резкую критику лекций Шлейермахера о жизни Иисуса, которые тогда были впервые опубликованы. С 1865 по 1872 год Штраус жил в Дармштадте , а в 1870 году опубликовал свои лекции о Вольтере . Его последняя работа, Der alte und der neue Glaube , переведенная как «О старой и новой вере» (1872; английский перевод М. Блинда, 1873), произвела почти такой же фурор, как и его « Жизнь Иисуса» , и не в последнюю очередь среди произведений Штрауса. собственные друзья, которые удивлялись его одностороннему взгляду на христианство и его заявленному отказу от духовной философии в пользу материализма современной науки. Ницше подверг резкой критике эту работу в своей первой книге « Несвоевременные медиации» . Штраус добавил послесловие в качестве предисловия ( Nachwort als Vorwort ) к четвертому изданию книги (1873 г.). Вскоре после этого Штраус заболел и умер в Людвигсбурге 8 февраля 1874 года.

Мемориальная доска Давиду Фридриху Штраусу на месте его рождения в Людвигсбурге.

Дж. Ф. Смит, автор статьи о Штраусе в девятом (1875–1889) издании Британской энциклопедии, охарактеризовал ум Штрауса как почти исключительно аналитический и критический, без глубины религиозного чувства, философской проницательности или исторической симпатии; соответственно его работа редко бывает конструктивной. Смит обнаружил, что Штраус ярко иллюстрирует принцип Гете о том, что любящая симпатия необходима для продуктивной критики. Смит далее отмечает, что « Жизнь Иисуса» Штрауса была направлена ​​не только против традиционного ортодоксального взгляда на евангельские повествования, но и против рационалистической трактовки их, будь то в манере Реймаруса или Генриха Паулюса . [15]

Свою теорию о том, что Христос в Евангелиях, за исключением самого скудного описания личной истории, был непреднамеренным творением раннехристианских мессианских ожиданий, Штраус применил к евангельским повествованиям. Смит чувствовал, что операции Штрауса были основаны на фатальных дефектах, положительных и отрицательных, и что Штраус придерживался узкой теории чудесного, еще более узкой теории отношения божественного к человеческому, и у него не было истинного представления о природе чудесного. историческая традиция. [15]

Смит отмечает, что Фердинанд Кристиан Баур однажды пожаловался, что критика Штраусом истории Евангелий не основана на тщательном изучении рукописных традиций самих документов. Смит утверждает, что при более широкой и глубокой философии религии, более справедливых канонах исторической критики, при более точном знании даты и происхождения Евангелий строгое применение Штраусом мифической теории с ее разрушительными результатами было бы невозможно. [15]

Памятник Давиду Штраусу в Людвигсбурге; установлен в 1910 году по проекту Пауля Бонаца , бюст работы Людвига Хабиха.

Альберт Швейцер писал в «В поисках исторического Иисуса» (1906; 1910), что аргументы Штрауса «заполнили свидетельства о смерти целого ряда объяснений, которые, на первый взгляд, кажутся живыми, но на самом деле таковыми не являются». ." Он добавляет, что существует два обширных периода академических исследований в поисках исторического Иисуса, а именно: «период до Давида Штрауса и период после Давида Штрауса».

По мнению Питера К. Ходжсона и Джеймса К. Ливингстона, Дэвид Штраус был первым, кто поднял вопрос об историческом характере Иисуса и открыл путь к отделению Иисуса от христианской веры. В «Жизни Иисуса» Штрауса он не согласился с предыдущими идеями о том, что исторического Иисуса можно легко реконструировать на основе рукописей Нового Завета. Штраус указывал, что христианская традиция по своей сути мифична, и что, хотя он и не утверждал, что в источниках нет исторических фактов, существует слишком мало свидетельств, позволяющих реконструировать исторический образ Иисуса, который мог бы служить христианской вере. Поднятие критических вопросов об историческом образе Иисуса сделало Штрауса важной фигурой в области теологии. [16]

Маркус Борг предположил, что «детали аргументации Штрауса, использование им гегелевской философии и даже его определение мифа не оказали длительного воздействия. Однако его основные утверждения — что многие из евангельских повествований носят мифический характер и что «Миф» не следует просто приравнивать к «ложи» — он стал частью основной научной мысли. То, что во времена Штрауса вызывало дикие споры, теперь стало одним из стандартных инструментов исследователей Библии». [17]

Одной из наиболее спорных интерпретаций, которые Штраус внес в понимание исторического Иисуса, является его интерпретация непорочного зачатия . В «Демифологизации » реакция Штрауса напоминала немецкое рационалистическое движение в протестантском богословии. По мнению Штрауса, непорочное зачатие Иисуса было добавлено в биографию Иисуса как легенда, чтобы почтить его так же, как язычники почитали великих исторических деятелей. Однако Штраус считал, что большей честью для Христа было бы опустить анекдот о непорочном зачатии и признать Иосифа своим законным отцом.

Утверждалось, что популярность Штрауса объяснялась как его ясным и увлекательным стилем, так и логической силой его аргументов. [2]

Работает

[ редактировать ]

Все работы Штрауса, за исключением «Христианского учения о вере в виде собрания в 12 томах », были опубликованы Эдуардом Целлером . Штрауса «Избранные письма» появились в 1895 году.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Давид Фридрих Штраус | Немецкий философ» . Британская энциклопедия .
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гилман, округ Колумбия ; Пек, ХТ; Колби, FM, ред. (1905). «Штраус, Давид Фридрих» . Новая международная энциклопедия (1-е изд.). Нью-Йорк: Додд, Мид.
  3. Жизнь Иисуса, критически исследованная Дэвидом Фридрихом Штраусом, 2010 г. ISBN   1-61640-309-8, страницы 39–43 и 87–91.
  4. ^ Создание новой духовности Джеймса А. Херрика, 2003 г. ISBN   0-8308-2398-0 страницы 58–65
  5. ^ Знакомый незнакомец: Знакомство с Иисусом из Назарета , Майкл Дж. МакКлимонд (22 марта 2004 г.) ISBN   0802826806 стр. 82
  6. ^ См. Дуглас Р. Макгоги, «О Д. Ф. Штраусе и революции 1839 года в Цюрихе». Архивировано 1 февраля 2014 г. в Wayback Machine.
  7. Сандбергер, Дэвид Фридрих Штраус, стр. 94, через Дугласа Р. Макгоги, «О Д. Ф. Штраусе и революции 1839 года в Цюрихе». Архивировано 1 февраля 2014 г. в Wayback Machine.
  8. ^ «Дэвид Фридрих Штраус (Бостонская совместная энциклопедия западного богословия)» . люди.bu.edu . Проверено 8 июня 2024 г.
  9. ^ Бейзер, Фредерик (20 июня 2024 г.), «Дэвид Фридрих Штраус и Спиноза» , Спиноза в Германии , Oxford University PressOxford, стр. 182–192, doi : 10.1093/9780191953903.003.0010 , ISBN  978-0-19-286288-4 , получено 8 июня 2024 г.
  10. ^ «Агнесе Шебест» . Архивировано из оригинала 27 октября 2018 г. Проверено 26 мая 2017 г.
  11. ^ Харрис, Хортон (1973). Давид Фридрих Штраус и его теология. - . Интернет-архив. Кембридж [Англ.]: Университетское издательство. ISBN  978-0-521-20139-1 .
  12. ^ Харрис, Хортон (1973). Давид Фридрих Штраус и его теология. - . Интернет-архив. Кембридж [Англ.]: Университетское издательство. п. 158. ИСБН  978-0-521-20139-1 .
  13. ^ Харрис, Хортон (1973). Давид Фридрих Штраус и его теология. - . Интернет-архив. Кембридж [Англ.]: Университетское издательство. стр. 181–182, 231. ISBN.  978-0-521-20139-1 .
  14. ^ Кристофер Кларк , «Железное королевство», стр. 446.
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Смит, Дж. Ф. (1887). «Штраус, Давид Фридрих» . В Бэйнсе, Т.С.; Смит, WR (ред.). Британская энциклопедия . Том. 22 (9-е изд.). Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. Этот аргумент повторяется в анонимной статье 11-го издания.
  16. ^ «Давид Фридрих Штраус (1808-1874)» . Бостонская совместная энциклопедия западного богословия . Раздел 5 «Отношение к другим мыслителям»
  17. ^ «Давид Фридрих Штраус: чудо и миф» . Институт Вестара .
  •  В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Штраус, Давид Фридрих ». Британская энциклопедия . Том. 25 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 1002–1003. Эта работа, в свою очередь, цитирует:
    • Фредерик К. Бейзер : Давид Фридрих Штраус, отец неверия, интеллектуальная биография. Издательство Оксфордского университета, Оксфорд 2020, ISBN   978-0-19-885985-7 .
    • Целлер, Давид Фридрих Штраус в его жизни и произведениях (1874 г.)
    • Адольф Хаусрат , Д.Ф. Штраус и богословие своего времени (2 тома, 1876–1878)
    • Ф.Т. Вишер , Critical Gears (1844), том. я
    • Ф.Т. Вишер, Старое и новое (1882), т. 1, с. III
    • Р. Готшалл , Головы литературных персонажей (1896), том. iv
    • С. Эк, Д. Ф. Штраус (1899)
    • К. Харреус, Д.Ф. Штраус, его жизнь и сочинения (1901)
    • Т. Циглер, Д. Ф. Штраус (2 тома, 1908–1909)

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a82bd5e5246e400c330b614b8c88bf65__1720675800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a8/65/a82bd5e5246e400c330b614b8c88bf65.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
David Strauss - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)