Филипписты
Эту статью , возможно, придется переписать, Википедии чтобы она соответствовала стандартам качества , поскольку она представляет собой почти копию исходного кода и должна быть составлена из нескольких источников. ( ноябрь 2020 г. ) |
Филипписты лютеранства сформировали партию . раннего Их противников называли гнесио-лютеранами .
Перед смертью Лютера [ править ]
Филиппистами обычно называли во второй половине XVI века последователей Филиппа Меланхтона . Вероятно, оно зародилось среди противоположной, или флацианской , партии и применялось сначала к теологам университетов Виттенберга и Лейпцига , которые все были приверженцами особых взглядов Меланхтона, особенно тех, в которых он приближался к римско-католической доктрине по вопросу о свободе . воле и ценности добрых дел , а также швейцарским реформаторам о Вечере Господней . Несколько позже оно использовалось в Саксонии для обозначения отдельной партии, организованной зятем Меланхтона Каспаром Пойцером вместе с Георгием Краковиусом , Иоганном Штесселем и другими для работы над объединением всех протестантских сил в качестве средства достижения этой цели. таким подходом они пытались разрушить барьеры, разделявшие лютеран и кальвинистов . Меланхтон своими выдающимися способностями учителя и ясной, схоластической формулировкой доктрины завоевал большое количество учеников, среди которых были некоторые из наиболее ревностных лютеран, такие как Матиас Флаций и Тилеман Хешузиус , впоследствии причисленные к яростным противникам филиппизма; оба формально и материально восприняли формы доктрины, сформированной Меланхтоном. Пока был жив Лютер, борьба с внешними врагами и работа по построению Евангелической церкви настолько поглощали реформаторов, что уже начавшие проявляться внутренние разногласия оставались на втором плане. [1]
Меланхтону Оппозиция

Но как только Лютер умер, внутренний, как и внешний, мир Лютеранской церкви пришел в упадок. Несчастьем не только для Меланхтона, но и для всего лютеранского сообщества было то, что тот, кто раньше был учителем рядом с Лютером, первоначальным лидером, теперь внезапно был вынужден возглавить не только Виттенбергский университет , но и вся Евангелическая церковь Германии. Среди соратников Лютера, особенно Николауса фон Амсдорфа , было нежелание принимать лидерство Меланхтона. Когда в переговорах между немецкими протестантами и католиками, завершившимися Аугсбургским и Лейпцигским временными соглашениями , Меланхтон проявил готовность уступить и пойти на уступки в вопросах адиафоры , он разрушил свою позицию среди значительной части евангелических богословов. Была сформирована оппозиционная партия, руководство которой взял на себя Флаций ввиду его учености, противоречивых способностей и непреклонной твердости. Меланхтон же со своими верными последователями Иоахим Камерариус , Георг Майор , Юстус Мениус , Иоганн Пфеффингер , Пауль Эбер , Каспар Круцигер Старший , Викторин Стригель и другие видели в самозванных истинных лютеранах не что иное, как узкий и спорный класс, который, игнорируя присущее Лютеру учение, стремился доминировать над церковью посредством буквы и имени, а также утвердить свое амбициозное «я». С другой стороны, филипписты считали себя верными хранителями обучения в борьбе с предполагаемым «варварством» и серединой между крайностями. Подлинные лютеране также утверждали, что являются представителями чистого учения, защитниками ортодоксии и наследниками духа Мартина Лютера . Личная, политическая и церковная вражда усугубила разрыв; такие как соперничество между Эрнестиной ветвью Саксонского дома (теперь лишенной избирательного достоинства) и Альбертинской ветвью ; зависть между новым университетом Эрнестины в Йене и выборными университетами Виттенберга и Лейпциг , в обоих из которых филипписты имели большинство; и горький личный антагонизм, который ощущался в Виттенберге по отношению к Флацию, который резко нападал на своих бывших учителей и делал всякое примирение невозможным. [1]
Открытый конфликт [ править ]
Фактический конфликт начался со споров по поводу Временного периода и вопроса об Адиафоре в 1548 году и в последующие годы. В переговорах о Лейпцигском переходном периоде виттенбергские богословы, а также Иоганн Пфеффингер и приближенный Меланхтона Георг Ангальтский были на стороне Меланхтона и, таким образом, навлекли на себя яростное сопротивление строгих лютеран под руководством Флация. , который теперь разорвал связь с Виттенбергом. Когда филиппист Георг Майор в Виттенберге и Юстус Мениус в Готе выдвинули положение, что добрые дела необходимы для спасения или, как предпочитал говорить Мениус, «новое послушание, новая жизнь необходимы для спасения», они не только сознавали об опасности того, что учение об оправдании одной верой привело бы к антиномизму и моральной распущенности, но они проявили тенденцию учитывать необходимую связь оправдания и возрождения , а именно, что оправдание как обладание прощающей благодатью по вере действительно не обусловлено по послушанию; но также и то, что новая жизнь предполагает послушание и дела, вытекающие из того же оправдания. Но ни Майор, ни Мений не были достаточно тверды в своих взглядах, чтобы противостоять обвинению в отрицании учения об оправдании и переходе в римский лагерь, и, таким образом, они были отброшены к общему положению об оправдании только верой. Формула согласия завершила спор, избежав обеих крайностей, но не смогла предложить окончательного решения вопроса, которого требовал первоначальный мотив спора. Синергический спор , вспыхнувший примерно в то же время, также возник из этического интереса, который побудил Меланхтона провозгласить доктрину свободы воли в противовес его предыдущему предопределению . После столкновения в 1555 году между Пфеффингером (который в своих «Пропозициях свободы арбитража» строго придерживался формулы Меланхтона) с Амсдорфом и Флацием, Стригель в 1559 году углубился в этот вопрос и настаивал на том, что благодать действует на грешных людей как на личности, а не на личности. природные объекты без воли; и что позиция, согласно которой имело место спонтанное сотрудничество человеческих сил, высвобожденных по благодати, была фактическим отступлением от взглядов римско-католической церкви . Подозрения, возникшие теперь против Меланхтона и его школы, усилились из-за возобновления сакраментальных споров в 1552 году. Иоахим Вестфаль обвинил Меланхтона в сговоре с Жаном Кальвином , и с этого времени филипписты покоились под подозрением в криптокальвинизме . Чем больше немецкие лютеране боялись вторжения кальвинизма , тем больше они не доверяли каждому объявлению формулы Вечери Господней по форме учения Лютера, пока еще неясной. друг Меланхтона Альберт Ризеус Гарденберг Споры по этому поводу, в которых участвовал из Бремена с Иоганном Тиманном , а затем с Хешузиусом, приведшие к его низложению в 1561 году, возвысили доктрину повсеместности до важного положения лютеранского учения. Виттенбергское заявление по этому поводу благоразумно ограничилось библейскими выражениями и предостерегло себя от ненужных споров, которые только усилили подозрения в неявной симпатии к Кальвину. [2]
Лютеранские ограничения
Строгие лютеране стремились нанести филиппизму решительный удар. Это проявилось на Веймарской встрече 1556 г. и в переговорах Косвига и Магдебурга в этот и последующие годы, обнаруживавших тенденцию работать не столько на примирение борющихся сторон, сколько на личное унижение Меланхтона. Он, хотя и был глубоко уязвлен, проявлял большую сдержанность в своих публичных высказываниях; но его последователи в Лейпциге и Виттенберге отплатили своим противникам их собственной монетой. Накал партийных чувств проявился на конференции в Вормсе в 1557 году, где партия Флакиан, не колеблясь, даже в присутствии католиков, продемонстрировала свою враждебность к Меланхтону и его последователям. После нескольких благонамеренных попыток умиротворения со стороны лютеранских князей наиболее страстная вспышка произошла в последний год жизни Меланхтона, 1559 г., в связи с «Веймарским опровержением», опубликованным герцогом Иоанном Фридрихом , в котором вместе с ошибками Сервета , Швенкфельда , антиномианцев , Цвингли и других, основные специальные учения филиппистов (синергизм, мажоризм, см. «Майористская полемика» , адиафоризм ) были осуждены как опасные ошибки и искажения. Это привело, однако, к разногласиям среди самих иенских богословов, поскольку Стригель защищался от учения Флация Меланхтона о грехе и благодати и навлек на себя весьма грубое обращение со стороны порывистого герцога. Но конечным результатом стал упадок Йенского университета , свержение строгих лютеранских профессоров и замена их филиппистами. В то время казалось, что оппозиция Тюрингии филиппизму Избирательной Саксонии была сломлена; но с падением Джона Фредерика и приходом к власти его брата Джона Уильяма ситуация изменилась; филипписты в Йене снова были вытеснены (1568–69) строгими лютеранами, Иоганном Вигандом , Целестином , Кирхнером и Хешузиусом , и йенская оппозиция Виттенбергу снова была организована, обретя голос в Bekenntnis von der Rechtfertigung und Guten Werken в 1569 году. Курфюрст Август теперь очень стремился восстановить мир на саксонских территориях, и Джон Вильгельм согласился созвать конференцию в Альтенбурге (21 октября 1568 года), на которой основные представители филиппизма были Пауль Эбер и Каспар Круцигер Младший , а с другой стороны — Виганд, Келестин и Кирхнер. Это не привело к результату, хотя и продолжалось до марта следующего года. Филипписты утверждали Аугсбургское исповедание 1540 года , место Меланхтона более поздних изданий и Corpus Philippicum, но встретили вызов с другой стороны, утверждая, что это посягательство на чистое учение и авторитет Лютера. Обе стороны заявили о своей победе, а лейпцигские и виттенбергские филипписты обосновали свою позицию в Endlicher Bericht 1571 г., с которым связан протест гессенских богословов на конференции в Цигенхайне в 1570 г. против флацианского лютеранства и в пользу филиппизма. [3]
Падение [ править ]
Чистое лютеранство теперь укреплялось в ряде поместных церквей доктринами Corpora строгого характера, и работа по достижению согласия шла все более определенно по линии искоренения меланхтонизма. Филипписты, полностью встревоженные, попытались не только консолидироваться в Избирательной Саксонии, но и получить господство над всей немецкой евангелической церковью. Сначала они встретили свое падение в Избирательной Саксонии. Завершение Альтенбургского коллоквиума побудило курфюрста в августе 1569 года издать приказ, согласно которому все министры в его владениях должны были придерживаться Corpus doctrinæ Philippicum , намереваясь таким образом избежать флацианских преувеличений и охранять чистое оригинальное учение Лютера и Меланхтона. в дни их союза. Но жители Виттенберга истолковали это как одобрение своего филиппизма, особенно в отношении Вечери Господней и личности Христа. Они успокоили встревоженного курфюрста Дрезденским консенсусом 1571 года, умело сформулированным документом; и когда после смерти Джона Уильяма в 1574 году Август принял на себя регентство в Эрнестину Саксонию и начали изгонять не только строгих лютеранских фанатиков, таких как Хешузиус и Виганд, но и всех, кто отказался от подписки на Консенсус. Филипписты думали, что они находятся на пути к победе, которая должна дать им всю Германию. Но бесспорно кальвинистский труд Иоахима Куреуса « Exegesis perspicua de Sacra Cœna» (1574 г.) и конфиденциальное письмо Иоганна Штесселя , попавшее в руки курфюрста , открыли ему глаза. Главы филиппистской партии были заключены в тюрьму и подверглись жестокому обращению, а Торгауское исповедание 1574 года завершило их падение. Принятием «Формулы согласия» их дело было разрушено на всех территориях, принявших ее, хотя в некоторых других оно сохранилось под аспектом модифицированного лютеранства, как в Нюрнберге или, как в Нассау, Гессене , Ангальте и Бремене. , где оно стало более или менее определенно отождествляться с кальвинизмом . Она еще раз подняла голову в Избирательной Саксонии в 1586 году, после восшествия на престол Кристиана I , но после его смерти, пять лет спустя, внезапно и кроваво закончилась казнью Николаус Крелл как жертва непопулярного возрождения кальвинизма . [4]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джексон 1914 , с. 32.
- ^ Джексон 1914 , стр. 32–33.
- ^ Джексон 1914 , с. 33.
- ^ Джексон 1914 , стр. 33–34.
Цитируемые работы [ править ]
В эту статью включен текст из публикации в свободном доступе : Джексон, Сэмюэл Маколи, изд. (1914). «Филипписты» . Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога . Том. IX (третье изд.). Лондон и Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
Внешние ссылки [ править ]
- филиппистов Статья в христианской циклопедии .
- Филиппизм - Меланхтон и последствия Юргена Дистельмана.