Торстен Биллман
Торстен Эдвард Биллман (6 мая 1909 - 6 апреля 1989) был шведским художником, который работал гравером, иллюстратором и хорошим художником-фрескистом. Он считается одним из ведущих граверов по дереву 20-го века. [1]
Поэт Гуннар Экелёф писал о Торстене Биллмане: «Тем, кто с помощью слова искусство визуализирует большие, великолепные, «поразительные» полотна, Торстен Биллман мало что может предложить. Его искусство служит простому, заброшенному, бездомному существованию. В нем представлены люди с «Ниппона» и других кораблей, отмеченные тяжелой жизнью как в портах, так и на борту. Его искусство показывает интерьеры баров Ист-Энда, где знакомишься с темной стороной жизни. любого «социального» искусства высокомерного, плакатного характера было так много, особенно в 1920-е и 30-е годы. Оно социальное, не по установкам и тенденциям, а с объективностью и откровенной резкостью в изображении человека, которое иногда кажется почти жестоким — отталкивающим. , но, к сожалению, это правда. Тем не менее, это всегда вызвано состраданием. Никогда не сентиментальностью. Это включает в себя простое утверждение: «Таков человек». исходящие из того, как человек должен и может выглядеть». [2]
Биография
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Торстен Биллман, родившийся в Куллавике, Швеция, не любил школу, за исключением уроков рисования. Во время урока рисования с замещающим учителем Торстен нарисовал на листе промокашки подробную композицию, которая должна была изображать индейца с его палаткой и посудой. «После того, как учитель просмотрел картинки, сделанные в классе, Торстена позвали к его столу. Он ожидал сочувственного суждения от учителя; да, он также надеялся, что сможет произвести впечатление на определенную девушку в классе. Поэтому он бесстрашно шагнул вперед. Едва он добрался до платформы, как получил такой удар по уху, что упал на пол. Когда он удрученный поднялся, чтобы вернуться к своей парте, учитель снова упрекнул его, приказав немедленно бросить рисунок. раскаленная печка». [3] «Это был мой первый вернисаж», - сказал Торстен Биллман. [4]
Отец, Франс Людвиг Биллман (1862–1930), родился в приходе Берга недалеко от Биллингена . Здесь дедушка Торстена Биллмана измотал себя в аду землевладельца. Мать Торстена Мария (1870–1953), урожденная Хультгрен, была родом из Шёвде . Оба родителя выросли в очень плохих условиях в Вестергётланде . Огромный талант Франса Биллмана к портняжному делу позволил ему, несмотря на всего 14 дней обучения в начальной школе, поехать в Копенгаген и Лондон, чтобы выучиться на хорошего портного. В 1890-х годах Франс и Мария переехали в рабочий пригород Хага в Гетеборге . В 1909 году они вместе со своей трехлетней дочерью Ингегерд (1906 г.р.) переехали в Куллавик (к югу от Гетеборга). В Куллавике Франс Биллман открыл собственную ателье. Франсу хотелось, чтобы Торстен тоже стал портным; поэтому художественный интерес Торстена бездействовал после того, как он окончил школу в 1924 году. Торстен также понимал, что у отца становится все меньше и меньше клиентов, поскольку все больше и больше портных в середине 1920-х годов были вытеснены растущей швейной промышленностью. Так что по веским причинам у Торстена не было желания стать портным - он жаждал, прочь! [5] Он искал и свободы, и контакта с людьми, трудового общения. [6]
Годы в море
[ редактировать ]Биллману было 17 лет, когда он в Стокгольме в 1926 году подписал контракт с SS Valencia ; грузовое судно, курсирующее по Средиземному морю. Сначала он работал матросом; слишком молод, чтобы записываться на работу в машиностроительный отдел (до 18 лет). [7] В 1927 году он стал триммером угля . Его творческое пробуждение произошло на SS Nippon в 1928 году, на более крупном бегуне на длинные дистанции, курсировавшем по Дальнему Востоку. Белым школьным мелом он рисовал карикатуры на своих товарищей-моряков и офицеров на почерневших от сажи стенах и переборках кочегарки. Рисунки, которые вызвали одобрение у людей на баке, а также у офицеров. [8] «Этот корабль дал волю моему дремлющему живописному таланту. Я документировал и хранил изображения – это я понял впоследствии», – вспоминает Биллман. [9] После очередного корабля SS Nordic , в начале 1929 года, он сказал сестре Ингегерд, что хочет стать художником. [10] Он работал на пяти различных торговых судах в 1926–1929 и 1932 годах матросом (1926–27), триммером угля и кочегаром .
Первая гравюра на дереве
[ редактировать ]Двоюродный брат Торстена Биллмана по материнской линии Нильс Сван (1890–1936) был художником-карикатуристом в редакционной статье газеты «Социал-Демократен» в Стокгольме в 1920–29. Во время визита Торстена в Стокгольм осенью 1929 года Нильс немного рассказал о дереве гравюре Торстена на . Вернувшись в Куллавик с военной службы на флоте в Карлскруне , в качестве кочегара на HSwMS Sverige в 1929–1930 годах, он сделал свои первые гравюры на дереве «Руки» (1930) и «Жажда» (1930) в качестве безработного кочегара. [11] Биллман не был ни в одном художественном музее или чем-то подобном и ничего не знал о технике гравюры по дереву, поэтому его первые гравюры на дереве были вырезаны из дерева ящика из-под маргарина обычным столярным ножом. [12] В художественном отношении он был «совершенным дикарем», но он заинтересовался, когда увидел репродукции Франса Мазереля и Кете Кольвиц , а когда позже он увидел литографии Оноре Домье, это было для него волнующим опытом. [13] [14]
Изображения для профсоюзного журнала
[ редактировать ]Первые опубликованные изображения Торстена Биллмана (рисунок тушью) были опубликованы в ноябрьском номере профсоюзного журнала «Эльдарен» ( «Кочегар ») за 1930 год. Он также сделал несколько обложек для профсоюзного журнала Sjömannen ( «Моряк» ). Его последним произведением искусства стала обложка рождественского выпуска 1988 года. [15]
Искусствоведение
[ редактировать ]По рекомендации немки из Куллавика он в 1931 году поступил в Школу промышленных искусств в Гетеборге под руководством Ялмара Эльда в качестве учителя. Биллман изучал книжную иллюстрацию в школе. Хорошим примером гравюры на дереве этого периода является «Похороны скрипачей» (1931), вдохновленное стихотворением из сборника стихов « Черные баллады» шведского поэта Дэна Андерссона . Он также сделал пять линолеумных разрезов ( линогравюр ), которыми проиллюстрировал Аптона Синклера роман «Джимми Хиггинс» (неопубликованные иллюстрации). Сочувствие к маленькому и обездоленному является с тех пор пронизывающей чертой всех его графических работ. [9]
Когда Франс Биллман умер в 1930 году, семья получила немного денег по страхованию жизни Франса. Во время второго семестра в Школе промышленных искусств у Торстена Биллмана не оставалось денег на учебу. Однажды утром в апреле 1932 года в поезде из Куллавика в художественную школу Биллман написал сестре о дорогих акварельных красках, которые он не может себе позволить купить. [16]
Биллман снова попытался устроиться на работу на корабль. Когда летом 1932 года он подписал контракт на свой последний корабль, SS Marie , он купил несколько альбомов для рисования, чтобы рисовать во время путешествия. С этими рисунками в 1933 году он был принят студентом Школы изящных искусств Валанда в Гетеборге. Учитель Зигфрид Ульман (1886–1960) рано открыл для себя Торстена Биллмана. Под руководством Зигфрида Ульмана он смог действовать согласно своей интуиции, и здесь он снова стал ровным. Торстен Биллман покинул Валанд в 1934 году, всего после трех сроков. [17]
Гравюры на дереве, сделанные после поездки в Антверпен, 1936 год.
[ редактировать ]Весной 1936 года шведский композитор Гёста Нюстрем , который был куратором Гётеборгского Констхолла в 1934–1936 годах, организует стипендию Биллману. Биллману была предоставлена возможность изучать искусство в марте и апреле в Антверпене . Путешествие дало вдохновение для новых мотивов. Но прежде всего обстановка в гавани сильно напоминала ему о годах, проведенных моряком. В течение года после поездки он сделал несколько своих классических черно-белых гравюр на дереве с матросскими мотивами, такие как: «Через Красное море - Смена караула в кочегарке» (1936) и «Вновь подписанные моряки» (1936). самых известных гравюр Биллмана на дереве. О гравюре на дереве « Часы «Стокер» плывут по палубе во время шторма» (1936/37) художник сказал: «Я помню первую сцену, которая меня вдохновила. Это было, когда часы подошли, лодка наполнилась водой, и там они встали. по шею в воде, так сказать. То, что я думал, я бы попытался изобразить. Но у меня ушло много лет на то, чтобы сохранить такие мотивы. [18] «Я сам испытал все свои изображения», - часто подчеркивал Торстен Биллман. [19]
На перекрестке
[ редактировать ]Подруга Торстена Биллмана с 1933 года (Школа изящных искусств Валанда), Кристина Хеденстрем (род. 1910), в марте 1938 года поехала в Париж, чтобы изучать искусство. Биллман посетил Париж в мае и сентябре 1938 года и встретился со шведами, участвовавшими в гражданской войне в Испании . Впечатления от путешествия на поезде по нацистской Германии стали подтверждением неизбежности новой большой европейской войны. Во время сентябрьского визита он понял, что их отношениям пришел конец – Кристина намеревалась остаться в Париже.
В марте 1939 года Биллман отправился в Лондон. Он делал рисунки для газет в Гетеборге, а также посетил галерею Тейт и Британский музей . В Лондоне он заключил запланированный брак по расчету с еврейкой из Германии, которая намеревалась бежать через Швецию.
В середине августа 1939 года Биллман поехал на велосипеде в Париж (из Гетеборга), чтобы попытаться убедить Кристину вернуться в Швецию, когда казалось, что крупная война в Европе приближается с каждым днем. Через неделю в Париже разражается Вторая мировая война. 10 сентября 700 шведов были перевезены поездом из Парижа в Дьепп . Из Дьеппа они были эвакуированы на двух шведских наемных лодках по заминированным водам в Гетеборг. Кристина Хеденстрем так и не вернулась в Швецию. Она умерла в Париже в ноябре 1943 года в возрасте 33 лет. [20]
Антинацистские изображения
[ редактировать ]После периода Валанда Биллман время от времени работал рисовальщиком в Göteborgs Handels- och Sjöfartstidning 1934–1940. Газету возглавлял легендарный главный редактор Торгни Зегерстедт (1876–1945), который прославил газету на международном уровне своей бескомпромиссной антинацистской позицией. Позже Биллман сотрудничал с дочерью Торгни Сегерстедта, журналисткой и политиком Ингрид Сегерштедт Виберг , в результате чего были созданы красивая фреска, книга и т. д.
С 1936 по 1945 год Биллман делал изображения (рисунки тушью и гравюры на дереве) против фашизма и нацизма. Не многие газеты осмелились их опубликовать. [21] См.: Сатираркивет , примечание 1.
Гравюры на дереве в стиле гризайль 1940–45 гг.
[ редактировать ]В письме историку искусства Гуннару Юнгмаркеру (1902–1983) в ноябре 1937 года в Национальный музей в Стокгольме Биллман сообщает, что он находится в художественном кризисе. Черно-белая гравюра на дереве ограничивает его выразительность — слишком жестокие контрасты между черными и белыми поверхностями. [22] Лишь в 1940 году он смог представить гравюру на дереве с несколькими серыми тонами, полученными с помощью обычной черной печатной краски. Юнгмаркер назвал этот тип гравюры на дереве: гризайль . « Gris » с французского означает « серый ». [23] Трудоемкий процесс печати, исключительно для ручной печати, с использованием нескольких блоков серого дерева (1–4), помимо черно-белого блока клавиш. Эти первые бесплатные гравюры на дереве в стиле гризайль (сделанные до работы над романом Достоевского « Преступление и наказание» в 1945 году) основаны на самовосприятии событий, например, из моряков Биллмана в 1926–32 годах, путешествий по Европе 1936–39 годов и поездок по Швеции в годы войны. . Некоторые блестящие гравюры на дереве в стиле гризайль: «Французский ресторан» (1940), «Семья художника» (1941), «Дикая кухня» (1942), «Вокруг гитариста» (1942), «Лестница на юге» (1942), «Бурный день», Дьепп, сентябрь. 1939 (1944) или Тропическая гавань (1945). [24]
Книжный иллюстратор
[ редактировать ]Торстен Биллман сделал себе имя благодаря рисункам тушью, которые он сделал в 1941–1943 годах для иллюстрации Гарри Мартинсона сборника стихов «Кочевник» (1931). [25] [26] Гарри Мартинсон, лауреат Нобелевской премии по литературе 1974 года, как и Биллман, прошел через мельницу и работал моряком. Иллюстрированное издание с некоторыми новыми стихами было опубликовано в 1943 году издательством Альберта Бонньерса в Стокгольме.
Наибольшее впечатление производят его глубокие исследования персонажей Федора Достоевского « романа Преступление и наказание» . Иллюстрации Биллмана были опубликованы издательством Bonniers в 1948 и 1980 годах. Они состоят примерно из 40 гравюр на дереве в стиле гризайль. Искусствовед Торд Бекстрем в книге «Göteborgs Handels- och Sjöfartstidning» писал о гравюрах на дереве в гризайле: «Биллман концентрирует выражение картины с удивительной уверенностью — несколькими ударами железа он может передать лицо, говорящее на языке поэта, интерьер, который дышит безысходной тоской или намеком на зимнюю уличную сцену, так что чувствуешь притяжение прозы Достоевского». [27] Издатель, коллекционер и ценитель искусства Жерар Боннье (1917-1987) сказал о изображениях Достоевского Биллмана: «Я считаю их одними из лучших книжных иллюстраций, созданных в Швеции в 1900-е годы». [28]
В 1970 году Биллман проиллюстрировал Георга Бюхнера трагедию «Войцек» 24 гравюрами на дереве, что стало еще одним выдающимся достижением среди его литературных иллюстраций. Войцек – маленький человек, который полностью находится во власти своих капризных и жестоких хозяев. «Биллман прямо возлагает на себя социальную ответственность как на художника: он явно стоит на стороне аутсайдера». [29]
Хороший свежий художник
[ редактировать ]Между 1943 и 1949 годами Биллман создал свои самые большие по объему и художественному качеству фрески . Когда в 1943 году омбудсмен Кнут Ринг в Союзе моряков Швеции и историк искусства Карл Норденфальк из Художественного музея Гетеборга спросили Биллмана в 1943 году , хочет ли он выполнить красивую фреску на двух 20-метровых стенах в церемониальном зале Новых домов моряков. Биллман только что работал с гравюрами на дереве и небольшими иллюстрациями, выполненными тушью. [30] Но в 1943 году Биллман приступил к работе над своей первой красивой фреской « Морякам - морским работникам» (1944) в Доме моряков в Гетеборге. Биллман изображает триммера и кочегара в угольных бункерах и кочегарах с самооценкой реализма, которого раньше не было на фресках. [31] Есть также события Второй мировой войны, например, когда нацистская авиация атаковала торговое судно и т. д.
Эскизы фресок Биллмана « Развитие общества» были удостоены первой премии на главном конкурсе общественного искусства Национальных музеев одновременно с выставкой « Хорошее искусство в домах и актовых залах» в Стокгольме в 1945 году. В 1947 году фреска Буон была завершена в Народном доме в Евле. Фреска Буон изображает ключевые процессы в истории Швеции, начиная с 1870-х годов ( «Современный прорыв ») и до конца Второй мировой войны. Биллман поместил социалистического агитатора Августа Пальма (1849–1922) в центр фрески в качестве критики истеблишменту рабочего движения по поводу его забытой истории и наследия. Двумя другими главными фигурами на фреске Евле являются автор Август Стриндберг , рядом со сценой из его романа «Красная комната» (Стриндберг) и публицист Торгни Сегерстедт .
Благородная фреска «Перед Смоландсом Табергом» (1949) в Народном доме в Норрахаммаре (недалеко от Йёнчёпинга, Швеция) — работа Торстена Биллмана, возданная в честь трудящихся. С реализмом, поэзией и местным колоритом Биллман изображает узнаваемую повседневную работу литейщиков Норрахаммара. В 1950-х годах Биллман изучал фресковую живопись во время своего путешествия по Италии.
Гравюры на дереве в стиле гризайль после 1963 года.
[ редактировать ]В 1963 году Биллман возвращается со своими политическими сатирами Time Images . Биллман не делал никаких «политических» фотографий со времен Второй мировой войны. Биллман использовал разработанную им технику гризайли в таких гравюрах, как: «Убийство Ли Освальда» (1964), «Комиссия Уоррена» (1964), «Обращения Индии к Линкольну» (1965), «Похороны Моцарта» (1965), [32] Вечеринка (1967) и Слезоточивый газ в Париже (1968).
В книге «Убийство Ли Освальда» и «Комиссия Уоррена» Торстен Биллман проницательно прокомментировал события, последовавшие за убийством президента Джона Ф. Кеннеди. «Убийство Ли Освальда» раскрывает в сжатой черной сатире сложные связи, которые люди могли только почувствовать, но не могли выразить словами. Две фотографии, сделанные в то время, когда это произошло, которые шли вразрез с основными средствами массовой информации и которые сегодня имеют пророческую силу. [33] Бертран Рассел с благодарностью написал Торстену Биллману об этих двух гравюрах на дереве в стиле гризайль. [34]
Умер 6 апреля 1989 года в Кунгсбаке , Швеция.
Основные литературные иллюстрации
[ редактировать ]Рисунки тушью:
- Гарри Мартинсон , Кочевник (сборник стихов). Издательство Альберта Боннье, Стокгольм, 1943 год.
- Нильс Ферлин , Очки (сборник стихов). Издательство Альберта Боннье, Стокгольм, 1945 год.
- Б. Травен , Корабль Смерти . Книжное издательство Атлантис, Стокгольм, 1978 г. ISBN 91-7486-002-X . [36] [37]
- Август Стриндберг , Сказки . Книжное издательство Атлантис, Стокгольм, 1979 г. ISBN 91-7486-081-X .
- Франц Кафка , Замок (рассказ) . Книжное издательство Carlsson, Стокгольм, 1990. ISBN 91-7798-330-0 .
Гравюра на дереве в стиле гризайль:
- Федор Достоевский , Преступление и наказание . Издатель Альберта Боннье, Стокгольм, 1948 и 1980 годы (новое издание) ISBN 91-0-044968-7 .
- Оноре де Бальзак , кузен Понс . Общество Боквэннерна нет. 54 года, Стокгольм, 1961 год.
Гравюра на дереве:
- Георг Бюхнер , Войцек . Общество Боквэннерна нет. 88, Стокгольм, 1970.
- Жан Брюллер (Веркор), «Молчание моря» . Общество Боквэннерна нет. 96, Стокгольм, 1975. ISBN 91-7022-070-0 .
Источники
[ редактировать ]- Гуннар Юнгмаркер, Торстен Биллман . Люди в художественном клубе Builds, шведский мастер-графический дизайнер IV, Стокгольм, 1956 год.
- Дэн Леннервальд, Торстен Биллман, имиджмейкер ( Torsten Billman, The Image Maker ). Издано Художественным музеем Халланда и Образовательной ассоциацией рабочих Швеции. Кунгсбака, Швеция, 2010 г. ISBN 978-91-633-7644-3 .
- Кюллике Монтгомери, Торстен Биллман . Издательство фотографий Öppna Ögon, Стокгольм, 1986 год. ISBN 9185906433 .
- Лейф Шёберг, Торстен Биллман и искусство гравера по дереву . The American Scandian Review, стр. 163–171, Vol. LXI, № 2, июнь 1973 г., Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. Американо-скандинавский фонд .
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Торстен Биллман , satirarkivet.se, получено 28 июня 2014 г.
- ^ Экелёф, Гуннар, Торстен Биллман , Констревы No. 5-6, Стокгольм, 1942, с.
- ^ Сьёберг, Лейф, Торстен Биллман и искусство гравера по дереву , The American Scandian Review, Vol. LXI, № 2, июнь 1973 г., Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, с. 163.
- ^ Монтгомери, Кюллике, Торстен Биллман , Bildförlaget Öppna Ögon, Стокгольм, 1986, стр. 9.
- ^ Леннервальд, Дэн, Торстен Биллман, создатель изображений , опубликовано Художественным музеем Халланда и Образовательной ассоциацией рабочих Швеции, Кунгсбака, 2010, стр. 12.
- ^ Юнгмаркер, Гуннар, Торстен Биллман , Folket i Bilds Konstklubb, Svenska Mästargrafiker IV, Стокгольм, 1956, стр. 6.
- ^ МОТ: Co 15 - Минимальный возраст (триммеры и кочегары), 1921 г. (№ 15). Конвенция, устанавливающая минимальный возраст для приема молодых людей на работу триммерами или кочегарами. Вступление в силу: 20 ноября 1922 г.
- ^ Леннервальд, Дэн, Кунгсбака, 2010, стр. 19.
- ^ Jump up to: а б Сьоберг, Лейф, Нью-Йорк, 1973, стр. 164.
- ^ Леннервальд, Дэн, Кунгсбака, 2010, стр. 21.
- ↑ Список графических работ 1930–1988 годов был составлен куратором Кюллике Монтгомери в Художественном музее Гетеборга, а затем и в графическом отделе Национального музея в Стокгольме. Список опубликован в: Lennervald, Dan, Kungsbacka, 2010, с. 424 – 431.
- ^ Леннервальд, Дэн, Кунгсбака, 2010, стр. 23.
- ^ Хоппе, Рагнар и Веттергрен, Эрик (редакторы), « Графическое искусство в Швеции сегодня» , P. & D. Colnaghi & Co. Ltd., 14 Old Bond Street, Лондон, 1946, стр. 16.
- ^ Леннервальд, Дэн, Кунгсбака, 2010, стр. 23. Репродукции Франса Мазереля, Кете Колловиц и Оноре Домье были из шведских журналов Tidevarvet и Fönstret , которые ему прислала его сестра Ингегерд Биллман.
- ^ Леннервальд, Дэн, Кунгсбака, 2010, стр. 104, 108, 111.
- ^ Леннервальд, Дэн, Кунгсбака, 2010, стр. 28, 438. Письмо Ингегерд Биллман от Торстена Биллмана 19 апреля 1932 г. (поместье Торстена Биллмана).
- ^ Леннервальд, Дэн, Кунгсбака, 2010, стр. 29 – 32.
- ^ Риндел, Нильс (редактор) и Рёландер, Бенгт (продюсер), Pictures with Saltiness . Нильс Риндель, историк искусства, писатель и куратор Гетеборгского художественного музея, берет интервью у Торстена Биллмана в его студии в Норбиваллде, недалеко от Кунгсбаки. Фильм Шведского телевидения (SVT), Стокгольм, 1974 год.
- ^ Ромаре, Кристиан (редактор), Time Images . Кристиан Ромаре, арт-критик и продюсер арт-программы SVT, берет интервью у Торстена Биллмана в его студии. Фильм шведского телевидения (SVT), Стокгольм, 1984 г.
- ^ Леннервальд, Дэн, Кунгсбака, 2010, стр. 36 - 39.
- ^ Леннервальд, Дэн, Кунгсбака, 2010, стр. 66, 71.
- ^ Леннервальд, Дэн, Кунгсбака, 2010, стр. 436, 132. Письмо Гуннару Юнгмаркеру от Торстена Биллмана 27 октября 1937 г. и 3 ноября 1937 г. (Национальный музей).
- ^ Юнгмаркер, Гуннар, Стокгольм, 1956, стр. 26.
- ^ Хоппе, Рагнар и Веттергрен, Эрик (редакторы), «Графическое искусство в Швеции сегодня» , Лондон, 1946, стр. 17.
- ^ Яенссон, Кнут, Новые иллюстрированные книги , Констревы, No. 1-2, Стокгольм, 1944, стр. 59 – 60.
- ^ Леннервальд, Дэн, Кунгсбака, 2010, стр. 162 – 167.
- ^ Лейф, Сьоберг, Нью-Йорк, 1973, стр. 168.
- ^ Леннервальд, Дэн, Кунгсбака, 2010, стр. 443. Письмо Торстену Биллману от Жерара Боннье 2 октября 1946 г. (поместье Торстена Биллмана).
- ^ Сьоберг, Лейф, Нью-Йорк, 1973, стр. 170.
- ^ Норденфальк, Карл, Торстен Биллман, художник-монументалист и иллюстратор , Констревы №. 5–6, Стокгольм, 1944, стр. 227–232.
- ^ Норденфальк, Карл, Стокгольм, 1944, с. 230, 232.
- ^ Леннервальд, Дэн, Кунгсбака, 2010, стр. 279–284. Гравюра на дереве в стиле гризайль « Похороны Моцарта» (1965) представляет собой перефраз Торстена Биллмана произведения Пьера-Роха Виньерона (1789–1872) «Le Convoi du Pauvre» (1819). Эта популярная гравюра на дереве в стиле гризайль была напечатана Торстеном Биллманом всего в нескольких экземплярах.
- ^ Леннервальд, Дэн, Кунгсбака, 2010, стр. 286 – 287.
- ^ Риндел, Нильс и Рёландер, Бенгт, Sveriges Television (SVT), Стокгольм, 1974.
- ^ Леннервальд, Дэн, Кунгсбака, 2010, Список книжных иллюстраций , стр. 412 – 419.
- ^ Сьоберг, Лейф, Нью-Йорк, 1973, с. 168. «В 1967 году писатель (Лейф Шёберг) отправил жене Травена несколько иллюстраций Биллмана и получил взамен благодарственное письмо. «Мистер Травен, — писала она, — нашел иллюстрации мистера Биллмана к своей книге « Смерть» . Корабль , высокохудожественный и реалистично передающий истинную суть книги».
- ^ Иллюстрации Торстена Биллмана к роману Б. Травена «Корабль смерти» также опубликованы на голландском языке: Травен, Б., Корабль смерти: история американского моряка. Перевод Питера Каайджа. Meulenhoff Edition 523, Амстердам, 1978 г. ISBN 9789029008976 . Второе издание, Амстердам, 1983 г. ISBN 9029008970 .
- шведские граверы
- Шведские художники 20 века.
- Швейцарские художники-мужчины 20-го века
- Шведские художники-мужчины
- Шведские иллюстраторы
- Шведские граверы
- Шведские граверы по дереву
- Люди из Кунгсбачки
- 1909 рождений
- 1989 смертей
- Лауреаты медали принца Евгения
- Шведские художники-мужчины 20-го века
- граверы 20 века