Госта Нистрем

![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на шведском языке . (Январь 2020 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Гёста Нюстрем (Сильвберг, 13 октября 1890 — Сярё , 9 августа 1966) — шведский композитор .
Нистрём, по происхождению Нистрем , родился в Сильвберге, Швеция, приходе в провинции Даларна , но большую часть своего детства провел в Остерханинге недалеко от Стокгольма, в то время маленькой деревне, а сейчас пригородном районе. Его отец был директором школы и органистом . В молодости Нистрем был одновременно композитором и художником (один из первых шведских кубистов), но когда ему было около тридцати лет, он в конце концов решил сосредоточиться на музыке.
Он изучал композицию в Стокгольме, Копенгагене и Париже. Среди его учителей в Париже были Винсент д'Инди и Леонид Сабанеев . Прожив несколько лет во Франции, в основном в Париже, в 1930-х годах он переехал в Гетеборг на западном побережье Швеции, где также работал музыкальным критиком в Göteborgs Handels- och Sjöfartstidning . В 1934–36 он также работал куратором в Göteborgs Konsthall . В 1950-х годах он поселился в Сарё , довольно богатой деревне примерно в двадцати километрах к югу от Гетеборга, где у него был дом, первоначально принадлежавший семье его первой жены Глэдис Хейман, на которой он женился в 1921 году во Франции. У пары было три дочери. Глэдис умерла в 1946 году, а в 1950 году Нистрем снова женился на Хелен Лайон, которая, как и Глэдис Хейман, происходила из семьи высшего сословия Гетеборга. [ нужна ссылка ]
В Швеции Нистрема считали модернистом в 1930-е годы, но, с сегодняшней точки зрения, его музыка лишь умеренно модернистична. Он находится под влиянием французской музыки того времени, когда он учился, но все же имеет нордический, романтический тон и чаще всего меланхоличен или печальен. Как человек и художник Нистрем зависел от моря и предпочитал жить рядом с ним. [ нужна ссылка ]
Среди наиболее оцененных произведений Нистроема — его романсы . Наиболее широко известны сборники: Sånger vid havet ( Песни у моря , с оркестром или фортепиано, 1942), På reveln ( На рифе , с фортепиано, 1948) и Själ ochlandskap: nya sånger vid havet ( Душа и пейзаж: новые). песни у моря , с фортепиано, 1950). Поэтом, видимо, наиболее близким по душе Нюстрему была шведская писательница Эбба Линдквист (1908–1995). У них была глубокая связь с морем. Пять постановок на музыку стихов Линдквиста можно найти в упомянутых выше романтических сборниках. [ нужна ссылка ]
Нистрем сочинил шесть симфоний. Среди них Sinfonia espressiva (1932–37) и Sinfonia del mare лучшими считаются (1946–48). Sinfonia espressiva вырастает из медленной первой части, записанной для струнных и литавр. Во второй и третьей частях добавляются группы духовых и ударных инструментов, и только финал озвучен полным оркестром. Морская симфония Sinfonia del mare написана в одном непрерывном движении, изображающем разные настроения, навеянные морем. Это самая популярная работа Нистрома, и можно сказать, что она затмила другие важные работы в его творчестве. В середине симфонии находится часть, где сопрано поет обрамление стихотворения Линдквиста «Det enda» («Тот самый») о человеке, сбежавшем от моря, «как бегут от любимой», но кто вскоре вернусь, чтобы «сидеть у моря и знать, что оно единственное на земле». Другие симфонии Нистрома, которые исполняются редко, - это Sinfonia breve (1929–31), Симфония № 4 (1952, первоначально называвшаяся Sinfonia Shakespeariana). ), Sinfonia серьезная (1962–63) и Sinfonia tramontana (1965). [ нужна ссылка ]
Хронологический рабочий список
[ редактировать ]- Редакция 1917 г. 1924 г. Рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
- 1924 Сожаления, 6 пьес для фортепиано соло
- 1924–25 Северный Ледовитый океан (Ишавет или La mer arctique), симфоническая поэма по неоконченному балету.
- 1925 Вавилонская башня, симфоническая поэма
- 1929–30 Концерт для струнного оркестра № 1.
- 1929–31 Sinfonia Breve (Симфония № 1)
- 1932–35 переработанная Sinfonia Espressiva 1937 года (Симфония № 2)
- 1934 «Буря», музыка к Шекспиру.
- 1936 Венецианский купец (Театральная сюита № 4)
- 1940 Концерт для альта «Посвящение Франции»
- 1940–44 переработка 1951-2 Концертная симфония для виолончели с оркестром
- 1942 «Песни у моря», пять песен для голоса с оркестром или фортепиано.
- Симфоническая увертюра 1945 года
- 1946–48 Sinfonia del Mare (Симфония № 3) по мотивам Эббы Линдквист, для сопрано и оркестра.
- 1948 На рифе, для голоса и фортепиано
- 1950 Душа и пейзаж, три стихотворения Эббы Линдквист для сопрано и фортепиано
- 1952 Симфония Шекспира (Симфония № 4)
- 1952 Венгерский друг и шесть принцесс, балет
- 1953 Партита для флейты, струнного оркестра и арфы
- 1954–57 Концерт для скрипки с оркестром
- 1955 Концерт для струнных № 2
- 1956 Струнный квартет
- 1956 Tre havsvisioner, серия из трех частей для восьмичастного смешанного хора.
- 1958 Герр Арнес Пеннингар, опера по роману Сельмы Лагерлёф
- 1959 Концерт для фортепиано с оркестром "Concerto Ricercante"
- 195? «Сон в летнюю ночь» по мотивам Мартинсона, для сопрано и фортепиано
- 1962–63 Sinfonia Seria (Симфония № 5)
- 1963 Симфония ди Лонтано
- 1964 Летняя музыка для сопрано и оркестра.
- 1965 Симфония Трамонтана (Симфония № 6)