Парсийский театр
Театр на парси — это общий термин для обозначения влиятельной театральной традиции, поставленной парсами , и театральных трупп, в значительной степени принадлежащих бизнес-сообществу парсов, которые процветали между 1850 и 1930-ми годами. [1] Пьесы велись в основном на языке хиндустани (особенно на диалекте урду ), а также на гуджарати в некоторой степени . Зародившись в Бомбее, он вскоре превратился в различные передвижные театральные труппы, которые гастролировали по Индии, особенно по северной и западной Индии (ныне Гуджарат и Махараштра ), популяризируя авансцены на региональных языках. театр в стиле [2]
В начале 1900-х годов некоторые театральные продюсеры парсов , ориентированные на развлечения и включающие в себя музыкальный театр и народный театр, перешли на новые медиа, такие как биоскоп, и впоследствии многие стали кинопродюсерами. Популярность театра упала с наступлением эры звукового кино в хинди-кино в 1930-х годах. После обретения независимости он пережил возрождение в 1950-х годах, как и театр в остальной части Индии. [3] [4]
История
[ редактировать ]Британская община в Бомбее где-то к середине 19 века ставила театры на английском языке. Парсы были видным деловым сообществом в городе. В начале 1850-х годов студенты Эльфинстон-колледжа в Мумбаи сформировали драматическое общество и начали ставить Шекспира . [5] Первая труппа парсийского театра под названием «Парси Натак Мандали» представила свою первую пьесу «Рустум Забули и Сохраб» в 1853 году, за ней последовали король Афрасиаб, Рустом Пехлван и Падша Фаредун . [6] К 1860 году в Мумбаи было сформировано более 20 парсийских театральных групп. [7]
Шармиштха Гупту и Бхаумик считают, что индо-персидская / исламистская культура оказала большое влияние на парсийский театр. Вплоть до начала 20 века урду был наиболее широко используемым языком в парсийском театре из-за влияния поэзии урду . « Тысяча и одна ночь » ( «Арабские ночи ») также оказала сильное влияние на парсийский театр, ставивший « Персидские приключенческие романсы», которые, в свою очередь, позже были адаптированы в ранние болливудские фильмы. [8]
Первые пьесы парсийского театра представляли собой индийские версии пьес Шекспира , превращая их в народные спектакли с добавлением десятков песен. Вскоре в качестве исходного материала стали выступать индийские легенды, эпические и мифологические сказания. Когда театральные труппы парсов начали путешествовать по Северной Индии , они наняли местных писателей для создания сценариев на языке хиндустани , смеси хинди и урду . [9]
Позже Парси играет «смешанные реализм и фантазия, музыка и танец, повествование и зрелище, земные диалоги и изобретательность сценического представления, интегрируя их в драматический дискурс мелодрамы ». Для массовой привлекательности спектакли включали юмор, мелодичные песни и музыку, сенсационность и сценическое мастерство. [10] Успех театра парси привел к развитию театра на региональных языках, особенно современного театра Гуджарати , театра маратхи и театра хинди . [11] Позже это привело к развитию хинди-кино (Болливуд), влияние театра парси до сих пор заметно в фильмов масала жанре индийского кино . [12] [10] и особенно в песнях из фильмов Болливуда . [13] По словам сценариста и автора текстов Джаведа Ахтара театра урду-парси , традиции газели , тумри и каджри Болливуда фильми-газель , тумри и кайри. легли в основу музыкальных стилей [14]
Театр парси был также популярен в Юго-Восточной Азии, где он был известен как вян-парси и ему часто подражали. [15]
В 1981 году театральный режиссер из Мумбаи Надира Баббар основала свою театральную группу «Экьюте» («Вместе») с постановкой «Яхуди Ки Ладки» , которая возродила театральный стиль парси и считается одним из его лучших. [16]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ К, А (2004). Лал, Ананда (ред.). Оксфордский спутник индийского театра . Нью-Дели: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199861248 . OCLC 607157336 – через Oxford Reference.
- ^ Николсон, Рашна Дариус (2021). Колониальная публика и парсийская сцена: создание театра Империи (1853–1893) . Чам: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 1–2. дои : 10.1007/978-3-030-65836-6 . ISBN 978-3-030-65835-9 . S2CID 234113680 .
- ^ Касбекар 2006 , стр. 50.
- ^ Далмия 2004 , с. 60.
- ^ Чандаваркар, Рахул (18 декабря 2011 г.). «Понимание парсийского театра ХХ века» . Ежедневные новости и анализ . Проверено 4 июня 2014 г.
- ^ «Николсон 2015, стр. 617». Южная Азия: Журнал исследований Южной Азии . 38 : 613–638. дои : 10.1080/00856401.2015.1080211 . S2CID 146409840 .
- ^ Палсеция 2001 , с. 184.
- ^ Гоопту, Шармиштха (2010). Бенгальское кино: «Другая нация» . Рутледж . п. 38. ISBN 9781136912177 .
- ^ Хансен, стр. 75.
- ^ Перейти обратно: а б К. Моти Гокулсинг, К. Гокулсинг, Вимал Диссанаяке (2004). Индийское популярное кино: повествование о культурных изменениях . Книги Трентэма. п. 98.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Хохман 1984 , с. 38.
- ^ Джоуин 1997 , с. 129.
- ^ Мехта, Рини Бхаттачарья; Пандхарипанде, Раджешвари (2010). Болливуд и глобализация: индийское популярное кино, нация и диаспора . Гимн Пресс. п. 36. ISBN 978-1-84331-833-0 .
- ^ Кабир, Насрин Мунни; Ахтар, Джавед (2018). Говорящие фильмы и песни: Джавед Ахтар беседует с Насрин Мунни Кабир . Издательство Оксфордского университета . п. 114. ИСБН 978-0-19-909177-5 .
- ^ Меддегода, Чинтака Прагит; Йяхнихен, Гиза (23 сентября 2016 г.). Следы хиндустани на малайской газели: «Песня, такая старая, но все еще известная» . Издательство Кембриджских ученых. ISBN 9781443899987 .
- ^ «Индийский театр на перепутье» . Трибуна . 25 июня 2000 г. Проверено 27 августа 2014 г.
Библиография
[ редактировать ]- Хохман, Стэнли (1984). Энциклопедия мировой драмы Макгроу-Хилла: международный справочный сборник в 5 томах . ВНР АГ. ISBN 978-0-07-079169-5 .
- Николсон, Рашна Дариус (2015). «Телесность, арийство, раса: театр и социальная реформа парсов Западной Индии». Южная Азия: Журнал исследований Южной Азии . 38 (4): 613–638. дои : 10.1080/00856401.2015.1080211 . S2CID 146409840 .
- Палсеция, Джесси С. (2001). Парсы Индии: сохранение идентичности в Бомбее . БРИЛЛ. ISBN 90-04-12114-5 .
- Соманатх Гупта; тр. Кэтрин Хансен (2005). Театр парсов: его истоки и развитие . Книги Чайки. ISBN 978-81-7046-273-6 .
- Сандрия Б. Фрейтаг (1989). «Глава 2: Рождение драмы на хинди в Банарасе: 1868–1885, Кэтрин Хансен» . Культура и власть в Банарасе: сообщество, деятельность и окружающая среда, 1800–1980 гг . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-06367-9 .
- Николсон, Рашна Дариус (2021). Колониальная публика и парсская сцена: создание театра империи (1853-1893) . Спрингер. ISBN 978-3-030-65836-6 . OCLC 1241450414 .
- Марфатия, Мехер (2011). Смех в доме!: Театр парсов ХХ века . Суни Тарапоревала (фотографии). 49/50 Книги. ISBN 978-81-921367-0-7 .
- Касбекар, Аша (2006). Поп-культура Индии!: СМИ, искусство и образ жизни . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-85109-636-7 .
- Джоуин, Джон Дж. (1997). Шекспир и национальная культура . Издательство Манчестерского университета. ISBN 978-0-7190-5051-0 .
- Блэкберн, Стюарт Х.; Далмия, Васудха (2004). Литературная история Индии: очерки девятнадцатого века . Ориент Блэксван. ISBN 978-81-7824-056-5 .
- «История парсийского театра» . Зороастрийский образовательный институт.