Насир Хусейн
Насир Хусейн | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Мохаммад Насир Хусейн Хан 16 ноября 1926 г. [ 1 ] |
Умер | 13 марта 2002 г. | (75 лет)
Национальность | Индийский |
Род занятий | Кинорежиссер, Продюсер, Сценарист |
Годы активности | 1948–1996 |
Супруг | Аиша Хан (м.? –2001) |
Дети | Мансур Хан |
Родственники | Увидеть семью Хана-Хусейна. |
Мохаммад Насир Хуссейн Хан (16 ноября 1926 — 13 марта 2002), более известный как Насир Хусейн , был индийским кинопродюсером, кинорежиссёром и сценаристом. [ 4 ] За свою многолетнюю карьеру Хуссейн считается главным законодателем моды в истории хинди-кино . Например, он снял «Яадон Ки Бараат» (1973), создавший на языке хинди жанр фильма масала , который определил хинди-кино в 1970-х и 1980-х годах. [ 5 ] и он написал и продюсировал Qayamat Se Qayamat Tak (1988), который задал шаблон музыкального романа на языке хинди , который определил хинди-кино в 1990-х годах. [ 6 ] [ 7 ] Акшай Манвани написал книгу о кино Хусейна под названием « Музыка, масти, современность: кино Насира Хусейна» . [ 8 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Хусейн родился в штате Бхопал 16 ноября 1926 года в семье Джаффара Хусейна Хана, школьной учительницы, принадлежавшей к заминдарской семье пуштунского происхождения, и Аамны, которая проследила свои арабские корни до Джидды (современная Саудовская Аравия ) и была племянницей Мауланы. Азад , и он был четвертым из пяти детей, младшим из которых был Тахир Хусейн , отец Аамира Хана . [ 9 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Он женился на Аише Хан, которая умерла раньше него. [ 10 ] Их сын Мансур Кхан — бывший кинорежиссер и продюсер, чья дочь — актриса Зейн Мари Кхан . [ 11 ] Пара является бабушкой и дедушкой по материнской линии Имрана Хана , бывшего киноактера.
Карьера
[ редактировать ]Ранняя карьера
[ редактировать ]Хуссейн впервые работал с Камаром Джалалабади, когда он присоединился к «Фильмистану» в качестве сценариста в 1948 году. Среди известных фильмов, которые он написал для «Филимистана», — «Анаркали» (1953), «Мунимджи» (1955) и «Платящий гость» (1957). Filmistan была студией, отколовшейся от Bombay Talkies ; он использовал постановки по формуле со средним бюджетом и продавался по звездности и музыке. Сашадхар Мукерджи был частью отколовшейся команды и поручил руководить Хусейну Тумсе Нахину Декхе. Фильм сделал звездой Шамми Капура .
Капур и Хуссейн сделали еще один хит, Dil Deke Dekho (1959), для Filmalaya, отколовшейся группы Filmistan. В фильме представлена Аша Парех , которая будет играть главную роль во всех фильмах Хусейна до «Караван» (1971). У него также были с ней длительные романтические отношения, но они закончились, потому что он уже был женатым человеком с двумя детьми, а Парех не хотел, чтобы его называли разлучником. [ 12 ] Женой Хуссейна была Маргарет Франсина Льюис, помощница хореографа, с которой он познакомился в «Фильмистане». Они поженились, а затем она сменила имя на Аиша Хан. Работала ассистентом хореографа в некоторых его постановках. [ 8 ]
Собственное производство
[ редактировать ]Затем Хусейн основал компанию Nasir Hussain Films и стал продюсером-режиссером. Он написал такие музыкальные хиты, как Jab Pyar Kisi Se Hota Hai (1961), Phir Wohi Dil Laya Hoon (1963), Teesri Manzil (1966), Baharon Ke Sapne (1967), Pyar Ka Mausam (1969), Caravan (1971), Yaadon. Ки Бараат (1973) и Хум Кисисе Кум Нахин (1977).
Хусейн, Маджрух Султанпури и Р.Д. Бурман сотрудничали с Тисри Манзил , Бахарон Ке Сапне , Пьяр Ка Маусам , Караван , Яадон Ки Бараат и Хум Кисисе Кум Нахин .
Хуссейн написал и продюсировал культовый музыкальный хит Teesri Manzil . Виджай Ананд снял фильм, в котором снимались постоянные актеры Хусейна Шамми Капур и Аша Парех. Первоначально на роль в фильме был подписан Дев Ананд, но из-за разногласий с Хусейном он отказался, и на роль был выбран Капур. [ 13 ] нанял Р.Д. Бурмана Он также впервые для написания песен («O Haseena Zulfonwali», «O Mere Sona Re», «Deewaana Mujhsa Nahin», «Tumne Mujhe Dekha», «Aaja Aaja Main Hoon Pyaar Tera»). После того, как песни стали бессмертными хитами, Бурман в течение следующих 19 лет писал музыку для всех фильмов Хусейна, заканчивая «Забардастом» (1985).
Хусейна «Яадон Ки Бараат» был написан Салимом-Джаведом , написавшим «Занджир» в том же году. В обоих фильмах рассказывается о герое, желающем отомстить за смерть своего отца, и в обоих Аджит играет злодея. «Яадон Ки Бараат» был назван первым фильмом масала . [ 14 ] [ 15 ]
Поздняя карьера
[ редактировать ]Когда «Замане Ко Дикхана Хай» (1981), «Манзил Манзил» (1984) и «Забардаст» (1985) потерпели неудачу, сын Хусейна Мансур взял на себя бразды правления Nasir Hussain Films, хотя Хусейн продолжал писать сценарии и диалоги для таких фильмов, как Qayamat Se Qayamat Tak ( 1988) и Джо Джита Вохи Сикандер (1992). В Qayamat Se Qayamat Tak он представил своего племянника Аамира Хана как героя. «Каямат Се Каямат Так» стал важной вехой в истории хинди-кино, задав образец для музыкальных романтических фильмов на языке хинди, которые определили хинди-кино в 1990-х годах. [ 6 ] [ 7 ]
Хуссейн получил специальную премию Filmfare в 1996 году за вклад в хинди-кино.
Смерть
[ редактировать ]Хусейн умер в Мумбаи 13 марта 2002 года от сердечного приступа. [ 16 ] После его смерти Аша Парех заявила в интервью, что не видела его последний год его жизни, так как из-за смерти жены он стал затворником. [ 17 ]
Ассоциации
[ редактировать ]У Хусейна было несколько «любимчиков», с которыми он неоднократно работал.
- Первым был наставник Сашадхар Мукерджи, для чьей студии Filmistan Хусейн написал и снял свои ранние фильмы.
- Брат Сашадхара Субодх Мукерджи снял два фильма, написанные Хуссейном для Filmistan: «Мунимджи» и «Платящий гость» . В обоих фильмах главным героем был Дев Ананд, а С.Д. Бурман композитором — . Хусейн снял Дева Ананда в своей первой постановке « Джаб Пьяр Киси Се Хота Хай» .
- Пран также был постоянным злодеем в фильмах «Зидди» , «Любовь в Токио» , «Платящий гость» и «Пхир Вохи Дил Лайя Хун» .
- Хуссейн также продюсировал фильм и снял сына своего наставника Сашадхара Джой Мукерджи в фильме «Пхир Вохи Дил Лайя Хун» .
- Хусейн использовал Маджруха Султанпури в 10 своих постановках, не считая работы с ним в «Платном госте» .
- Хусейн снял Шамми Капура в его ранних хитах и создал образ Шамми с помощью таких фильмов, как «Тумса Нахин Декха» и «Дил Деке Декхо», а также своего более позднего производства «Тисри Манзил» .
- Актер Раджиндернат был неотъемлемой частью почти всех своих ранних постановок. Он снимался в » фильмах «Дил Деке Дехо» (1959), « Джаб Пьяр Кисисе Хота Хай» (1961 ), «Пир Вохи Дил Лайя Хун (1963), «Бахарон Ке Сапне» (1967), «Пьяр Ка Маусам» (1969), «Забардаст» (1985) и «Замаане Ко Дикхана». . Хай (1981).
- Одно из его самых продолжительных отношений было с ведущей леди Ашей Парех , от Дил Деке Дехо , через Джаб Пьяра Кисисе Хота Хай , Пхир Вохи Дил Лайя Хун , Тисри Манзил , Бахарона Ке Сапне , Пьяра Ка Маусама до Каравана . После 13-летнего перерыва она сыграла эпизодическую роль в его фильме «Манзил Манзил» (1984).
- Он работал с РД Бурманом в 9 фильмах от Тисри Манзила , Бахарона Ке Сапне , Пьяра Ка Маусама , Каравана , Яадона Ки Бараата , Хум Кисисе Кум Нахина , Замане Ко Дикхана Хай , Манзила Манзила и Забардаста .
- Хуссейн также сотрудничал с писателем Сачином Бхоумиком , комиком Васти и редакторами Бабу Лаванде и Гурудуттом Ширали во многих своих фильмах.
- Жена Хуссейна была ассистентом хореографа Аишей Хан и работала над несколькими его фильмами: «Бахарон Ке Сапне» , «Хум Кисисе Кум Нахин».
Награды и номинации
[ редактировать ]- Премия Filmfare за лучший фильм – « Qayamat Se Qayamat Tak » (1988).
- Премия Filmfare за лучший сценарий - Каямат Се Каямат Так (1988)
- Премия Filmfare за лучший фильм - Джо Джита Вохи Сикандар (1992)
- Специальная премия Filmfare (1996)
Фильмография
[ редактировать ]- Как директор
Год | Фильм | Примечания |
---|---|---|
1957 | Тумса нахин декха | Дебютный фильм как режиссёр |
1959 | Посмотрите на сердце | |
1961 | Когда кто-то влюбляется | |
1963 | Тогда какое бы сердце ни пришло снова | |
1967 | Мечты Бахарона | |
1969 | Сезон любви | |
1971 | Караван | |
1973 | Яадон Ки Баараат | |
1973 | двор | История также |
1977 | Мы никогда никого раньше не видели | |
1981 | Придется показать время | |
1984 | Адрес Адрес | |
1985 | Немедленно |
- Как продюсер
Год | Фильм | Примечания |
---|---|---|
1961 | Когда кто-то влюбляется |
Дебютный фильм в качестве продюсера |
1963 | Тогда какое бы сердце ни пришло снова | Первое цветное производство |
1966 | Тисри Манзил | |
1967 | Мечты Бахарона | В главной роли Раджеш Кханна |
1969 | Сезон любви | |
1973 | Яадон Ки Баараат | |
1977 | Мы никогда никого раньше не видели | |
1981 | Придется показать время | |
1984 | Адрес Адрес | |
1988 | Каямат Се Каямат Так | Режиссер Мансур Кхан |
1992 | Кто Джита Вохи Сикандар | Режиссер Мансур Кхан |
- Как писатель для других
Год | Фильм | Примечания |
---|---|---|
1953 | Анаркали | История |
1954 | Бирадж Баху | Диалог |
1955 | В городе | |
1957 | Платящий гость | |
1973 | двор | Сюжет, сценарий и диалоги |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Манвани, Акшай. Музыка, Масти, Современность: Кино Насира Хусейна . Издательство HarperCollins, Индия. (2016)
- ^ Санжит Нарвекар (1994). Каталог индийских кинематографистов и фильмов . Книги о фильмах. п. 21. ISBN 9780948911408 . Проверено 14 декабря 2012 г.
- ^ Ашиш Раджадхьякша; Пол Виллемен (26 июня 1999 г.). Энциклопедия индийского кино . Британский институт кино. п. 107 . ISBN 9780851706696 . Проверено 14 декабря 2012 г.
- ^ «Прощание: Насир Хусейн – ХУМ КИСИСЕ КУМ НАХИН (1977)» . Экран . Архивировано из оригинала 15 августа 2009 года . Проверено 10 января 2010 г.
- ^ «Как кинорежиссер Насир Хусейн положил начало тенденции создания фильмов масала на языке хинди» . Индостан Таймс . 30 марта 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Рэй, Кунал (18 декабря 2016 г.). «Роман 1980-х» . Индус .
- ^ Перейти обратно: а б Чинтамани, Гаутам (2016). Qayamat Se Qayamat Tak: фильм, возродивший хинди-кино . ХарперКоллинз . ISBN 9789352640980 .
- ^ Перейти обратно: а б Манвани, Акшай. Музыка, Масти, Современность: Кино Насира Хусейна . Издательство HarperCollins, Индия. (2016)
- ^ Манвани, Акшай (2016). Музыка, масти, современность: кино Насира Хусейна (впервые опубликовано в Индии, изд.). Нойда, Уттар-Прадеш, Индия: HarperCollins Publishers India. ISBN 978-93-5264-097-3 .
Джаффар Хусейн был патаном и принадлежал к семье заминдаров, хотя и имевших скромные землевладения, поселившихся в Шахабаде (...) Аамна, мать Хусейна, имела арабское происхождение. Ее предки родом из Джидды, прежде чем последующие поколения перебрались в Калькутту и, наконец, поселились в Бхопале (...) его бабушка по материнской линии, Фатима Бегум, была хорошо образованной женщиной и была назначена инспектором школ наваабом Бхопала. Братом этой женщины был известный борец за свободу и ученый Маулана Абул Калам Азад.
- ^ «rediff.com, Кино: умер кинорежиссер Насир Хусейн» . www.rediff.com .
- ^ «Зейн Мари Хан» .
- ^ «Я был очарован Насиром Саабом - Ашей Парехом» . Filmfare.com .
- ^ Интервью Шамми Капура телепередаче CNN IBN после его смерти, 15 августа 2011 г.
- ^ Каушик Бхаумик, Глубокое прочтение наших многочисленных индийских идентичностей , The Wire , 03.12.2016
- ^ Чаудхури, Диптакирти (1 октября 2015 г.). Автор Салим-Джавед: История величайших сценаристов хинди-кино . Пингвин Великобритания . п. 58. ИСБН 9789352140084 .
- ^ III, Харрис М. Ленц (9 апреля 2003 г.). Некрологи в исполнительских видах искусства, 2002: кино, телевидение, радио, театр, танцы, музыка, мультфильмы и поп-культура . МакФарланд. ISBN 9780786414642 – через Google Книги.
- ^ «indiavarta.com – Стартрек» . Архивировано из оригинала 18 октября 2007 года . Проверено 14 июля 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Насир Хусейн на IMDb
- Кинопродюсеры из Мадхья-Прадеша
- Индийский народ 20-го века
- Режиссеры фильмов на языке хинди
- Индийские сценаристы-мужчины
- Индийские мусульмане
- 1926 рождений
- 2002 смертей
- Художники из Бхопала
- Победители премии Filmfare Awards
- Индийские сценаристы XX века
- Индийские писатели-мужчины XX века
- Люди из штата Бхопал
- Аамир Хан
- Индийский народ пуштунского происхождения
- Индийский народ арабского происхождения