Лори Бейкер
Лоуренс Уилфред Бейкер | |
---|---|
![]() Рисунок Лори Бейкер | |
Рожденный | Бирмингем , Англия | 2 марта 1917 г.
Умер | 1 апреля 2007 г. Тируванантапурам , Керала, Индия | (90 лет)
Национальность | Индийский |
Занятие | Архитектор |
Награды | Падма Шри , MBE |
Здания | Школа драмы и театра изящных искусств (Триссур), Центр исследований развития (Тривандрам), Деревня грамотности (Лакнау), Центр орнитологии и естественной истории Салима Али (SACON) (Коимбатур), Киностудия Читралекха (Акулам), Индийский кофе Дом (Тривандрум), Школа Палликудам (Коттаям), Часовня и аудитория Лойолы (Тривандрам), Общество развития холмистой местности Аттапади (Аттапади), ДакшинаЧитра (Ченнаи), Жилые дома в трущобах Ченгалчула (Тривандрум), Нирмити Кендра (Акулам), Туристический центр ( Понмуди), Митраникетан (Вагамон) |
Веб-сайт | Лорибейкер |
Лоуренс Уилфред «Лори» Бейкер (2 марта 1917 – 1 апреля 2007) был индийским архитектором британского происхождения, известным своими инициативами в области экономичной, энергоэффективной архитектуры и проектов, которые максимально увеличивали пространство, вентиляцию и свет и сохраняли незагроможденную, но яркую атмосферу. эстетическая чувствительность. Под влиянием Махатмы Ганди и своего собственного опыта в отдаленных Гималаях он способствовал возрождению региональных строительных практик и использованию местных материалов; и объединили это с философией дизайна, которая подчеркивает ответственное и разумное использование ресурсов и энергии. Он был пионером устойчивой архитектуры, а также органической архитектуры , включая в свои проекты даже в конце 1960-х годов такие концепции, как сбор дождевой воды, минимизация использования энергонеэффективных строительных материалов, минимизация ущерба строительной площадке и плавное слияние с окрестности. Благодаря его социальным и гуманитарным усилиям по доведению архитектуры и дизайна до простого человека, его честному использованию материалов, его вере в простоту дизайна и жизни, а также его стойкой квакерской вере в ненасилие, его называли «Ганди». архитектуры». [1]
Он переехал в Индию в 1945 году частично в качестве архитектора, связанного с миссией по борьбе с проказой, и продолжал жить и работать в Индии более 50 лет. Он стал гражданином Индии в 1989 году, с 1969 года проживал в Тируванантапураме (Тривандрам), Керала , и занимал должность директора COSTFORD (Центра науки и технологий для развития сельских районов), организации, занимающейся продвижением недорогого жилья.
В 1981 году Королевский университет Нидерландов удостоил его награды (предыдущим лауреатом этой награды в 1980 году был Хасан Фатхи из Египта) за выдающуюся работу в стране третьего мира. В 1983 году ему было присвоено звание MBE (член Ордена Британской империи) в Букингемском дворце. В 1990 году правительство Индии наградило его премией Падма Шри за выдающиеся заслуги в области архитектуры. В 1992 году он был награжден Почетной грамотой ООН. В 1988 году ему было предоставлено индийское гражданство — единственная честь, которой он активно добивался в своей жизни.
Ранняя жизнь [ править ]
Бейкер родился в стойкой методистской семье и был младшим сыном главного бухгалтера газового департамента Бирмингема Чарльза Фредерика Бейкера и Милли Бейкер. Его раннее обучение проходило в гимназии короля Эдвардса. Его старшие братья Леонард и Норман изучали право, а также у него была сестра Эдна, которая была самой старшей из них. В подростковом возрасте Бейкер начал задаваться вопросом, что для него значит религия, и решил стать квакером , поскольку это было ближе к тому, во что он верил. Бейкер изучал архитектуру в Бирмингемском институте искусства и дизайна в Бирмингеме и окончил его в 1937 году в возрасте 20 лет. в период политических волнений в Европе. [2]
Во время Второй мировой войны , будучи отказником от военной службы по убеждениям , он служил в отделении скорой помощи «Друзья» . После непродолжительного пребывания на южном побережье Англии и в основном для ухода за ранеными на флоте его отправили в Китай в качестве обученного анестезиолога с хирургической бригадой, главным образом для оказания помощи жертвам среди гражданского населения во время войны между Китаем и Японией. [3] Однако через год или два этой военной деятельности ему пришлось иметь дело с брошенными гражданскими лицами, страдающими от болезни Хансена — медицинского термина, обозначающего проказу. Его направили в больницу, ранее находившуюся под контролем немецких сестер, которые были интернированы китайцами как вражеские пришельцы.
Война сказалась на Бейкере, и в 1943 году ему было приказано вернуться в Англию для восстановления сил. Но судьба задержала его отъезд примерно на три месяца, пока он ждал парохода в Бомбее. В это время он гостил у друга-квакера, который также оказался хорошим другом Махатмы. Бейкер присутствовал на многих беседах и молитвенных собраниях Ганди, что в конечном итоге привело к более чем случайной дружбе между ними. Это было также время переговоров Ганди и Джинны и разгар движения «Покиньте Индию». Поэтому, хотя он и чувствовал необходимость вернуться в Индию, чтобы поселиться и работать здесь, поначалу его обескуражила общенациональная враждебность к Раджу и ко всем жителям Запада. Но Махатма заверил его, что, хотя Радж должен уйти, заинтересованные люди всегда найдут подходящее место для работы с индийцами. Фактически, Ганди проявил большой интерес к работе по борьбе с проказой в Китае и к жизни тамошних простых людей. «Также под влиянием Махатмы Ганди я узнал, что настоящие люди, для которых вы должны строить и которые в этом нуждаются, — это «обычные» люди — те, кто живет в деревнях и в перенаселенных районах наших городов». Идея Ганди заключалась в том, что можно построить дом из материалов, найденных в радиусе пяти миль от участка. Это должно было оказать большое влияние на его дальнейшую жизнь. [4]
Его первоначальная работа в Индии в 1945 году заключалась в том, что он работал архитектором Всемирной миссии по борьбе с проказой, международной и межконфессиональной организации, занимающейся уходом за людьми, страдающими проказой . Организации нужен был строитель-архитектор-инженер. Поскольку новые лекарства для лечения этой болезни становились все более распространенными, обязанности Бейкера были сосредоточены на преобразовании или замене приютов, которые когда-то использовались для размещения подвергшихся остракизму больных этой болезнью (называемых прокаженными), лечебными больницами. [5]
Индия [ править ]
Переехав в Индию в 1945 году, Бейкер начал работать над строительством зданий центров лечения проказы по всей стране, базируясь в Файзабаде, штат Уттар-Прадеш. Бейкер быстро обнаружил, что миссионерский образ жизни — показные бунгало, светские вечеринки и множество слуг, ожидающих его по рукам и ногам — слишком роскошен и не соответствует его ценностям, и вместо этого решил остаться с индийским доктором П. Дж. Чанди и его семьей. Сестра его хозяина, Элизабет Джейкоб (Бейкер называл ее «Куни»), работала врачом в Хайдарабаде в той же организации по лечению проказы. Они встретились, когда Элизабет приехала в Файзабад, чтобы сделать операцию своему брату и выполнять обязанности в больнице, пока он выздоравливает. Бейкер и Джейкоб обнаружили, что у них общие убеждения, и решили пожениться. Однако, поскольку обе их семьи встретили значительное сопротивление, они решили подождать. Работа и путешествия позволяли им быть вместе лишь непродолжительное время, и наконец они поженились в 1948 году. [5] В свой медовый месяц они отправились в район Питорагарх . Как только местные племена узнали, что Элизабет — врач, люди толпами пришли навестить пару. Потребность в медицинской помощи в этом отдаленном регионе была настолько острой, что Бейкеры решили построить дом и больницу на склоне одного из холмов, на участке земли, который никому не был нужен, и остались там, чтобы помогать людям. Бейкеры прожили в Питорагархе шестнадцать лет. [6] перед переездом в Вагамон в Керале в 1963 году и несколько лет спустя в Тривандрам . Поначалу им было одиноко в Питорагархе, но они быстро подружились с местными жителями, в том числе с «малдаром» Дэном Сингхом Бистом, который «владел большей частью Питорагарха» и помогал им в благотворительной деятельности. [7] Элизабет Бейкер в своих мемуарах о времени, проведенном вместе с Лори Бейкер, « Другая сторона Лори Бейкер», описала чай Беринаг , которым они делились, который был для них «очень особенным», поскольку Лори был человеком изысканного и простого вкуса, который всегда любил простые радости жизни. В 1988 году Лори Бейкер стала гражданкой Индии. [8]
Архитектура [ править ]
Находясь в Питорагархе, Бейкер обнаружил, что его английское строительное образование не соответствует тем типам проблем и материалов, с которыми он сталкивался: термиты и ежегодные муссоны , а также латерит , коровий навоз и глиняные стены соответственно. У Бейкера не было другого выбора, кроме как наблюдать и учиться на методах и практиках народной архитектуры . Вскоре он узнал, что местная архитектура и методы работы в этих местах на самом деле были единственным действенным средством решения местных проблем. [9]
Вдохновленный своими открытиями (которые, как он скромно признавал, были «открытиями» только для него и просто общеизвестными для тех, кто развивал практику, которую он наблюдал), он понял, что в отличие от модернистского архитектурного движения, которое набирало популярность в то время, осуждая все, что было старый только потому, что он старый, не имело смысла. Бейкер перенял местное мастерство, традиционные методы и материалы, но затем объединил их с современными принципами дизайна и технологиями там, где это имело смысл. Такое разумное внедрение современных технологий помогло местной архитектуре сохранить свою культурную самобытность и снизить затраты благодаря использованию местных материалов. Это также оживило местную экономику благодаря использованию местной рабочей силы как для строительства зданий, так и для производства строительных материалов, таких как кирпич и известковый сурхи.
Бейкер построил на холмах несколько школ, часовен и больниц. В конце концов, когда слухи о его экономичных зданиях распространились, все больше клиентов с равнин начали связываться с Бейкером. Одним из первых клиентов была Уэлти Фишер , которая стремилась создать «Деревню грамотности», в которой она намеревалась использовать кукольный театр, музыку и искусство в качестве методов обучения, чтобы помочь неграмотным и начинающим взрослым повысить свои навыки. [10] [11] [12] Стареющая женщина, которая рисковала своим здоровьем, чтобы навестить Лори, отказалась уезжать, пока не получит планы развития деревни. Больничным заказам поступало все больше и больше, поскольку медицинские работники осознавали, что окружающая среда для их пациентов была такой же частью процесса исцеления, как и любая другая форма лечения, и что Бейкер, казалось, был единственным архитектором, который достаточно заботился о том, чтобы ознакомиться с тем, как строить что помогало индийским пациентам чувствовать себя комфортно в такой обстановке. Его присутствие также вскоре потребовалось бы на объекте в «Деревне» г-жи Фишер, и он стал хорошо известен своим постоянным присутствием на строительных площадках всех своих проектов, часто завершая проекты с помощью нарисованных от руки инструкций для каменщиков и рабочих о том, как добиться определенных дизайнерских решений.
Архитектурный стиль [ править ]
На протяжении всей своей практики Бейкер разработал свой фирменный стиль проектирования и строительства недорогих, высококачественных и красивых домов, причем большая часть его работ подходит или построена для клиентов из низшего среднего и низшего класса. Он творчески опирался на уже существовавшую местную культуру и строительные традиции, сохраняя при этом минималистичность своих проектов и разумное и экономное использование ресурсов. [13] [14] В его зданиях, как правило, подчеркивается плодотворная, порой виртуозная, каменная конструкция, привносящая уединение и напоминающая об истории кирпичные стены Джали , перфорированный кирпичный экран, который обеспечивает естественный поток воздуха для охлаждения внутренних помещений зданий, а также создает сложные узоры света и тень. Еще одна важная особенность Бейкера — неправильные пирамидальные конструкции на крышах, одна сторона которых остается открытой и наклоняется под ветром. В проектах Бейкера неизменно используются традиционные индийские покатые крыши и терракотовая Мангалор черепица с фронтонами и вентиляционными отверстиями, позволяющими выходить поднимающемуся горячему воздуху. Изогнутые стены вошли в архитектурный словарь Бейкера как средство создания большего объема при меньших затратах на материалы, чем прямые стены, а для Лори «строить [стало] веселее с кругом». Свидетельством его бережливости было то, что Бейкера часто видели роющимся в кучах мусора в поисках подходящих строительных материалов, дверных и оконных рам, а иногда ему удавалось улыбнуться, о чем свидетельствует искусно вырезанный вход в дом. Киностудия Читралекха (Акулам, Тривандрам, 1974–76): капризный архитектурный элемент, найденный на свалке.

Бейкер сделал много простых предложений по снижению затрат, включая использование клея-ловушки для кирпичных стен, наличие изгибов в стенах, которые повышали прочность и предусматривали готовые полки, тонкие бетонные крыши и даже простые меры предосторожности, такие как перекладывание выкопанной почвы в застроенную зону, а не из этого. Он выступал за использование глиняных стен с низким энергопотреблением, использование отверстий в стене для получения света, использование кирпичной кладки над дверными проемами, включение в конструкцию мест для сидения, более простые окна и различные подходы к строительству крыши. Он любил голые кирпичные поверхности и считал штукатурку и другие украшения излишними.
Архитектурный метод Бейкера — это метод импровизации, в котором первоначальные чертежи имеют лишь идеалистическую связь с окончательной конструкцией, при этом большая часть вариантов размещения и дизайна делается на месте самим архитектором. Отделения для молочных бутылок возле порога, подоконники, которые одновременно служат скамейками, и сильный акцент на естественном состоянии участка — вот лишь некоторые примеры. Его привитое квакерами уважение к природе побудило его позволить особенностям места влиять на его архитектурные импровизации, редко когда линия топографии искажается или дерево вырывается с корнем. Это также экономит затраты на строительство, поскольку работа в сложных условиях на участке гораздо более рентабельна, чем сплошная вырубка. («Я думаю, что выровнять хорошо продуманный участок — пустая трата денег»). Устойчивый к «высоким технологиям», которые решают проблемы окружающей среды застройки, игнорируя природную среду, в Центре исследований развития (Тривандрам, 1971) Бейкер создал охлаждающую систему. Система заключается в размещении высокой решетчатой кирпичной стены рядом с прудом, которая использует разницу давления воздуха для подачи прохладного воздуха через здание. Различные особенности его работ, такие как использование переработанных материалов, контроль над окружающей средой и бережливость дизайна, можно рассматривать как устойчивую архитектуру или зеленое строительство с упором на устойчивость . Его отзывчивость к никогда не одинаковым условиям местности совершенно очевидно способствовала разнообразию, которым пронизаны его работы.
Смерть и наследие [ править ]

Лори Бейкер умерла в 7:30 утра 1 апреля 2007 года в возрасте 90 лет, у нее остались жена Элизабет, сын Тилак, дочери Видья и Хайди, а также внуки Винит, Лиза и Теджал. До самого конца он продолжал работать в своем доме в Тривандраме и рядом с ним , хотя из-за проблем со здоровьем его знаменитое физическое присутствие на месте было сведено к минимуму. Его дизайн и написание в основном делались у него дома. Его подход к архитектуре постепенно получал признание, поскольку архитектурные настроения отдавали предпочтение созданию мест, а не модернизации или стилизации. Однако в результате этого более широкого признания дом в стиле Бейкера набирает популярность, к большому огорчению самого Бейкера, поскольку он чувствовал, что превращенный в товар «стиль» является просто неизбежным проявлением культурных и экономических императивов эпохи. региона, в котором он работал, — это не решение, которое можно было бы полностью применить к любой внешней ситуации. Архитектура Лори Бейкер была сосредоточена на сохранении естественного характера места, экономичном местном строительстве и плавной интеграции местной культуры, что очень вдохновляло.
Многие архитекторы учились и вдохновлялись работами Лори Бейкер. Рабочие и студенты называли его «папой». [15] Работы Лори Бейкера были опубликованы и доступны через COSTFORD (Центр науки и технологий для развития сельских районов), добровольную организацию, где он был главным архитектором и реализовал многие из своих более поздних проектов.
Награды [ править ]
- 1981: Д.Литт. присуждается Королевским университетом Нидерландов за выдающуюся работу в развивающихся странах.
- 1983: Орден Британской Империи , MBE.
- 1987: получил первую Индийскую национальную премию среды обитания.
- 1988: Получил индийское гражданство.
- 1989: Выдающийся архитектор года Индийского института архитекторов
- 1990: Получил Падма Шри. [16]
- 1990: Великий мастер-архитектор года
- 1992: Премия ООН Хабитат и Доска почета ООН
- 1993: Премия Международного союза архитекторов (IUA).
- 1993: Премия сэра Роберта Мэтью за улучшение населенных пунктов.
- 1994: Премия «Люди года»
- 1995: Присуждена докторская степень Университета Центральной Англии.
- 1998: Присуждена докторская степень Университета Шри Венкатешвары.
- 2001: Премия Coinpar MR Kurup Endowment Award
- 2003: Башир Пураскарам
- 2003: Д.Литт. из Университета Кералы
- 2005: Почетная грамота правительства Кералы.
- 2006: Премия L-Ramp за выдающиеся достижения
- 2006: Номинирован на Притцкеровскую премию (считается Нобелевской премией по архитектуре).
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Джайн Ак (2010). «Скромные, гуманные и гармоничные дома Лори Бейкер». Международный журнал экологических исследований . 67 (5): 781–794. Бибкод : 2010IJEnS..67..781J . дои : 10.1080/00207233.2010.517297 . S2CID 110568026 .
- ^ Творческий путь Лори Бейкер [узурпировал] Frontline , Том 20 – Выпуск 05, 01 – 14 марта 2003 г.
- ^ Ноулз, Пэт (2007). «Некролог: Лори Бейкер: архитектор-новатор». Друг : 18–19.
- ^ Бхатия 2003 , с. 8.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бхатия 2003 , с. 9.
- ^ Бхатия 2003 , с. 10.
- ^ Бейкер, Элизабет (2007). Другая сторона Лори Бейкер . Книги округа Колумбия. ISBN 9788126415526 .
- ^ Бхатия 2003 , с. 15.
- ^ Бейкер, Л. Мад (PDF) . Костфорд.
- ^ Ссылка на Премию Рамона Магсайсая 1964 года за международное взаимопонимание: доктор Фишер
- ^ Г-жа Фишер была автором книги «Зажечь свечу», Нью-Йорк, МакГроу-Хилл. 1962, автобиография.
- ^ Веб-сайт World Education: Страница нашего основателя (отрывок из книги Салли Свенсон, Велти Хонсингер Фишер: Сигналы века , 1988 г.) (по состоянию на 13 февраля 2008 г.)
- ^ «Зеленые архитекторы: народная архитектура Лори Бейкер» . Палмекс Индия . 14 июня 2017 г. Проверено 3 февраля 2022 г.
- ^ Бхатия, Г. (1994). Лори Бейкер: жизнь, работа, сочинения . Индия: Книги Пингвинов. ISBN 9780143431008 .
- ^ Куриакосе, Бенни (2007). «Лори Бейкер - невидимая сторона...» (PDF) . Архитектура и дизайн : 34–42.
- ^ «Награды Падма» (PDF) . Министерство внутренних дел, Правительство Индии. 2015. Архивировано из оригинала (PDF) 15 октября 2015 года . Проверено 21 июля 2015 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Бхатия, Гаутам (2003). Лори Бейкер, Жизнь, работа, сочинения . Нью-Дели: Пингвин. ISBN 978-0140154603 .
- Прасад, Раекха (11 мая 2007 г.). «Некролог: Лори Бейкер» . Проверено 4 августа 2012 г.
- Элизабет Бейкер (2007). Другая сторона Лори Бейкер: Мемуары ISBN 81-264-1462-6 .
- Венугопал Маддипати (2020). Ганди и архитектура: время дешевого жилья : философия конечности ISBN 9780367199456
Внешние ссылки [ править ]

- Официальный сайт архитектора Лори Бейкер
- КОСТФОРД
- Видеоинтервью, еще одна стенограмма интервью
- Лори Бейкер: Человек, которого мы никогда не забудем Rediff.com
- Мастер-каменщик Г. ШАНКАР .
- Об архитектурной правде и лжи
- Статья ARCHIPLANET: включает более полный список зданий, спроектированных Лори Бейкер.
- «Здесь был пекарь» - дань уважения
- Строительный центр Лори Бейкер, Нью-Дели
- «Значение Лори Бейкер» Б. Шаши Бхушана
- 1917 рождений
- смертей в 2007 г.
- Индийские архитекторы XX века
- Английские отказники от военной службы по соображениям совести
- переходит в квакерство
- Британские эмигранты в Индию
- Английские квакеры
- Члены Ордена Британской Империи
- Органическая архитектура
- Люди из Питорагарха
- Архитекторы из Бирмингема, Уэст-Мидлендс
- Художники из Тируванантапурама
- Натурализованные граждане Индии
- Индийцы английского происхождения
- Лауреаты Падма Шри в области науки и техники
- Люди, связанные с отделением скорой помощи друзей
- Индийские христианские пацифисты
- Английские христианские пацифисты
- Индийские квакеры
- Английские архитекторы XX века
- Художники из Уттаракханда
- Выпускники Бирмингемской школы искусств