Яшодхара
Яшодхара | |
---|---|
![]() Ясодхара, Ват Пхо , Бангкок, Таиланд | |
Рожденный | в. 563 г. до н.э. Devdaha , Koliya Kingdom |
Умер | в. 485 г. до н.э. (78 лет) [ 1 ] |
Дети | Рахула |
Супруг | Сиддхартха [ а ] |
Отец | Суппабудда |
Мать | Возлюбленный |
Религия | буддизм |
Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() ![]() |
Яшодхара или Яшодхара ( пали : Yasodhara , санскрит : यशोधरा , латинизировано : Yasodhara ) была женой принца Сиддхартхи (пока он не покинул свой дом, чтобы стать шраманом ), матерью Рахулы и сестрой Махапраджапати Гаутами . [ 3 ] [ 4 ] Позже она стала бхиккуни и считается арахатой . [ 5 ]
Жизнь
[ редактировать ]Яшодхара была дочерью царя Суппабудды . [ 6 ] [ 7 ] и Амита . Она родилась в один день месяца Вайшака с принцем Сиддхартхой . Ее дедушкой был Анджана , Колия. [ 8 ] вождя, ее отцом был Суппабудда , а мать Амита происходила из семьи Шакья . Шакья и Колия были ветвями династии Адикча (санскрит: Адитья) или Икшваку . Других семей, считавшихся равными им, в регионе не было, и поэтому члены этих двух королевских семей женились только между собой . [ 9 ]
Она вышла замуж за принца шакья Сиддхартхи, когда им обоим было по 16 лет. В возрасте 29 лет она родила единственного ребенка, мальчика по имени Рахула . В ночь своего рождения принц покинул дворец: названную Великим Отречением . Яшодхара была опустошена и охвачена горем. Однажды принц Сиддхартха ночью вышел из дома для просветления, на следующий день все были удивлены отсутствием принца. Знаменитый индийский поэт-хинди Майтхили Шаран Гупт (1886–1964) попытался собрать воедино эмоции Яшодхары в своем стихотворении (перевод Гурмита Каура): [ 10 ]
О боже, если бы он сказал мне,
Стал бы он по-прежнему считать меня препятствием?
Он оказал мне большое уважение,
Но признал ли он мое существование в истинном смысле?
Я узнал его,
Если бы у него была эта мысль в сердце
О боже, если бы он сказал мне.
Позже, когда она поняла, что он ушел, Яшодхара решила вести простую жизнь. [ 11 ] Хотя родственники присылали ей сообщения с просьбой поддержать ее, она не приняла эти предложения. Несколько принцев добивались ее руки, но она отвергла их предложения. На протяжении шести лет его отсутствия принцесса Яшодхара внимательно следила за новостями о его действиях.
Когда Будда посетил Капилавасту после просветления, Яшодхара не пошла навестить своего бывшего мужа, а попросила Рахулу пойти к Будде в поисках наследства. Про себя она подумала: «Конечно, если я вообще приобрела какую-нибудь добродетель, Господь придет ко мне». Чтобы исполнить ее желание, Будда пришел к ней и восхитился ее терпением и жертвенностью. Царь Суддходана рассказал Будде, как его невестка Ясодхара провела свою жизнь в горе без мужа. А еще есть Нарасиха Гатха. [ 12 ] (Гатха относится к поэтическому стиху или гимну, часто используемому в буддийских писаниях для передачи учений или выражения преданности), и это буддийский стих, который читала принцесса Ясодхара. [ 13 ] своему сыну Рахуле, [ 14 ] объяснение благородных добродетелей и физических качеств Будды после его просветления.
Через некоторое время после того, как ее сын Рахула стал монахом, Яшодхара также вступила в Орден монахов и монахинь и со временем достигла состояния архата. Она была посвящена в монахи вместе с пятьюстами женщинами, последовавшими за Махападжапати Готами , который первым основал орден бхикшуни. Будды . Она умерла в 78 лет, за два года до паринирваны (смерти) [ 15 ]
Легенды
[ редактировать ]

В китайской книге : 佛本行集經 , «Коллективная сутра прошлых деяний Будды» , Яшодхара впервые в прошлой жизни встречает Сиддхартху Гаутаму, когда как молодой брахман (древний непальский священник) Сумедха , он официально идентифицируется как будущего Будды буддой той эпохи, Дипанкарой Буддой . Ожидая в городе Падума Будду Дипанкару, он пытается купить цветы в качестве подношения, но вскоре узнает, что король уже купил все цветы для своего подношения. Однако, когда Дипанкара приближается, Сумедха замечает девушку по имени Сумитра (или Бхадра), держащую в руках семь цветков лотоса. Он разговаривает с ней с намерением купить один из ее цветов, но она сразу осознает его потенциал и предлагает ему пять лотосов, если он пообещает, что они станут мужем и женой во всех своих следующих существованиях. [ 16 ]
В тринадцатой главе Лотосовой Сутры Яшодхара получает предсказание будущего состояния будды от Гаутамы Будды, как и Махападжапати . [ 17 ]
Имена
[ редактировать ]Значение имени Яшодхара (санскрит) [от yasas «слава, великолепие» + дхара «несущая» от глагольного корня dhri «нести, поддерживать»] — Носитель славы. Помимо Яшодхары, ее называли именами: Яшодхара Тери (мать Яшодхары), Бимбадеви , Бхаддакакчана и Рахуламата (мать Рахулы ). [ 18 ] В Палийском каноне имя Яшодхара не встречается; есть два упоминания о Бхаддакачане . [ 19 ]
Несколько других имен идентифицируются как жены Будды в различных буддийских традициях, включая Гопа или Гопи, Мригаджа и Манодхара; Томас Рис Дэвидс предложил интерпретацию, согласно которой у Будды была одна жена, которая с годами приобретала различные титулы и эпитеты, что в конечном итоге привело к созданию историй происхождения нескольких жен. [ 20 ] Ноэль Пери был первым ученым, который подробно рассмотрел этот вопрос, изучив китайские и тибетские источники, а также палийские . Он заметил, что в ранних источниках (переведенных до V века), жена Будды, похоже, последовательно идентифицируется как «Гопи», и что после периода противоречий «Яшодхара» стало излюбленным именем для текстов, переведенных во второй половине V века. и позже. [ 20 ]
Отношение Ясодхары к Великому отречению
[ редактировать ]В некоторых неученых публикациях говорится, что Ясодхара была рассержена уходом Будды, в некоторых нет. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] Некоторые исследования говорят, что ее гнев был кратковременным: она была опечалена, а не обижена. [ 24 ]
Ученые говорят, что Ясодхара чувствовала не гнев, а печаль и желание подражать ему, следовать за ним в отречение:
«В день своего рождения принц покинул дворец. Ясодхара была опустошена и охвачена горем. Услышав, что ее муж вел святую жизнь, она подражала ему, сняв свои украшения, надев простую желтую одежду и съев только один раз. в день». [ 25 ]
Восточная поэзия также говорит, что Ясодхара не была рассержена и удивлена его уходом; она была просто печальна: «Горе Ясодхары не является гневом из-за его ухода. Она с самого начала знала, что стать Буддой было его целью, и она разделяла его жизнь и его усилия по достижению этой цели во всех их прошлых существованиях в сансаре. Она делала это с она не может понять, что в этот единственный раз он ушел, оставив ее одну, не сказав ей ни слова». [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]- Проповедь
- Падмасамбхава
- Женщины в буддизме
- Махападжапати Готами
- Суддходана
- Гаутама Будда
- Сундари Нанда
- Нанда
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Господь Будда и его учение
- ^ Господь Будда и его учение
- ^ КТС Сарао (2004). « Родственники Будды, изображенные в палийских источниках » . Буддийский журнал Чунг-Хва (17). Институт буддийских исследований Чунг-Хва. ISSN 1017-7132 .
- ^ «Суппабудда» . Словарь палийских имен .
- ^ Уилсон, Лиз (2013). Семья в буддизме . СУНИ Пресс . п. 191. ИСБН 9781438447537 .
- ^ Гарлинг, Венди (2016). Звезды на рассвете: забытые истории женщин в жизни Будды . Публикации Шамбалы . п. 83. ИСБН 9780834840300 .
- ^ «Дхаммапада Стих 128 Суппабуддхасакья Ваттху» . Типитака.нет.
- ^ «Колия» . Паликанон.com.
- ^ Почему была разрушена Республика Сакьян? С.Н. Гоенка (перевод и адаптация статьи С.Н. Гоенки на хинди, опубликованной Исследовательским институтом Випассаны в декабре 2003 г., в архиве)
- ^ Каур, Гурмит (2021). «Буддизм и женщины» . Блумсбери Религия в Северной Америке . дои : 10.5040/9781350971066.003 . ISBN 9781350971066 . S2CID 236681200 . Архивировано из оригинала 28 июня 2021 года . Проверено 24 октября 2021 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Сострадательный Будда» . Geocities.com. Архивировано из оригинала 21 октября 2009 года . Проверено 23 сентября 2009 г.
- ^ Второй пилот с GPT-4 (bing.com)
- ^ Jump up to: а б Ясодхара, жена Бодхисаттвы: сингальская Ясодхаравата (История Ясодхары) и сингальская Ясодхарападаная (Священная биография Ясодхары) . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. 7 февраля 2014 г. ISBN. 978-1-4384-2837-6 .
- ^ «Рахула» , Arc.Ask3.Ru , 4 марта 2024 г. , дата обращения 17 июня.
- ^ Господь Будда и его учение
- ^ См. Маласекера, врач общей практики (1960). «Рахуламата». Словарь палийских имен собственных . Том. 2. Общество палийских текстов . ОСЛК 793535195 ; Хадсон, Боб; Гутман, Памела; Маунг, Вин (2018). «Жизнь Будды в бронзе периода Конбаунг из Язагё» . Журнал исследований Бирмы . 22 (1): 1–30. дои : 10.1353/jbs.2018.0000 . S2CID 192318894 . Архивировано из оригинала 26 апреля 2019 г .; и Чжан, Дж. (2017). «Сотворение Авалокитешвары: исследование его происхождения в северных агамах » . Канадский журнал буддийских исследований . 12 :1–62. Архивировано из оригинала 30 апреля 2019 года.
- ^ Пич, Люсинда Джой (2002), «Социальная ответственность, смена пола и спасение: гендерная справедливость в Лотосовой сутре» , Philosophy East and West , 52 : 57–58, doi : 10.1353/pew.2002.0003 , S2CID 146337273 , заархивировано из оригинал от 29 августа 2014 г.
{{citation}}
: CS1 maint: bot: статус исходного URL неизвестен ( ссылка ) ) - ↑ Французский текст: Яшодхара (славный) — двоюродная сестра и главная жена Гаутамы, мать его сына Рахулы. Известная в Джатаках (легендах о жизни Будды), она, как говорят, стала при жизни Гаутамы аскетом, выдающейся монахиней и одним из четырех арахантов ее окружения, обладающих абсолютной интуицией 1. Подробности ее легенды взяты из. В настоящее время особенно популярен в буддизме Тхеравады. Ее также зовут Яшодхара Тери (старшая Яшодхара), Бимбадеви, Бхаддакакчана или Рахуламата (мать Рахулы).
- ^ AN 1. 14. 5. 11 гласит: « Этадаггам бхиккхаве мама савиканам бхиккунинам махабхинняппаттанам йадидам бхаддакаччана » (SLTP ) Бв , ПТС с. 65, в. 15 утверждений: « Каттариша Сахассани Нарио Самалангката / Бхаддакакчана2 Имя Нари Рахул Привлечено имя » (SLTP )
- ^ Jump up to: а б ПЕРИ, Рождество. «ЖЕНЩИНЫ ЧАКЬЯ-МУНИ». Бюллетень Французской школы Дальнего Востока, вып. 18, нет. 2, 1918, с. 1–37. JSTOR, [www.jstor.org/stable/43729857].
- ^ Вадхва, Сони (2021). «Феминистская литературная критика встречается с феминистской теологией: Яшодхара и рост агиографической фантастики в современном феминистском пересмотре» . СЕЙДЖ Открыть . 11 (4). дои : 10.1177/21582440211061570 .
- ^ Сассон, Ванесса Р. (31 марта 2023 г.). «Женщина, вышедшая замуж за Будду» . Трехколесный велосипед: Буддийский обзор . Проверено 1 марта 2024 г.
- ^ Вадхва, Сони (9 апреля 2021 г.). « Ясодхара и Будда» Ванессы Р. Сассон . Азиатский обзор книг . Проверено 1 марта 2024 г.
- ^ Ясодхара, жена Бодхисаттвы (PDF) . Перевод Обейсекере, Ранджини.
- ^ «Ясодхара — Тибетская буддийская энциклопедия» . www.tibetanbuddhistencyclepedia.com . Проверено 1 марта 2024 г.
- Будда и его учение, Нарада, Буддийское миссионерское общество, Куала-Лумпур, Малайзия, 1988 г., ISBN 967-9920-44-5
Литература
[ редактировать ]- «Ясодхара и Будда», автор: Ванесса Р. Сассон, Bloomsbury Press, 2021 г., ISBN 9781350163171
- Первые буддийские женщины: переводы и комментарии к Теригатхе Автор: Сьюзен Меркотт , ISBN 0-938077-42-2
- Жизнь принцессы Яшодары: жены и ученицы Господа Будды Деви, Сунити (автор) и Бхубан Мохен Муркерджи (иллюстратор), Kessinger Publishing, 2003 (перепечатка оригинального издания 1929 года), ISBN 978-0-7661-5844-3 (13), ISBN 0-7661-5844-6 (10), онлайн: [1] . Проверено 21 сентября 2020 г.
- Яшодхара: Шесть сезонов без тебя , Субхаш Джайрет, Wild Peony Press , Бродвей, Новый Южный Уэльс, Австралия, 2003 г., ISBN 1-876957-05-0
- Звезды на рассвете: забытые истории женщин из жизни Будды , Автор: Венди Гарлинг, Shambhala Publications, 2016, ISBN 978-1-61180-265-8
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Таинственное существо: жена Будды» , профессор Андре Баро , Университет Франции (перевод Киры Пален), очевидным источником является серия из трех статей, опубликованных в журналах Recherches sur la biography du Buddha, Presses de l'École française d'Extreme. -ориент, 1963, 1970 и 1971 гг. (архив 2011 г.)
- Дипанкара встречает Сумитту и Сумедху (архив 2011 г.)
- Махасаммата (архив 2012 г.)
- Жизнь принцессы Яшодары: жены и ученицы Господа Будды
- Обложка 1929 года
- Ближайшая семья Будды, 4. Яшодхара, автор Радхика Абейсекера.
- Тери (500–200 гг. до н. э.) Голоса других женщин (архив 2011 г.)
- Жаклин Крамер, директор Фонда «Очаг» (2010 г.). «Яшодхара и Сиддхартха. Просветление жены Будды» (PDF) . Вращающееся колесо - журнал социально вовлеченного буддизма . Лето: 10–13. Архивировано (PDF) из оригинала 12 августа 2014 г.