Субхути
Старейшина Субхути | |
---|---|
![]() Тибетская иллюстрация Субхути, где он известен как Рабджор. | |
Заголовок | Прежде всего в том, чтобы быть достойным даров, прежде всего в том, чтобы жить вдали и в мире, прежде всего в понимании пустоты (Махаяна) |
Персональный | |
Религия | буддизм |
Национальность | Делать |
Школа | Все (в основном почитаются в Махаяне ) |
Субхути ( пали : Subhūti; упрощенный китайский : 须菩提 ; традиционный китайский : 須菩提 ; пиньинь : Xūpútí ) был одним из учеников Будды десяти главных . В буддизме Тхеравады он считается учеником, который был прежде всего « достоин даров » (пали: дакхинейянам ) и «жил вдали и в мире» (пали: аранавихаринам агго ). В буддизме Махаяны он считается лучшим в понимании пустоты (санскрит: Шуньята ).
Субхути родился в богатой семье и был родственником Анатхапиндики , главного покровителя Будды. Он стал монахом после того, как услышал учение Будды на церемонии открытия монастыря Джетавана . После посвящения Субхути ушел в лес и стал архатом , медитируя на любящую доброту (пали: метта ). Говорят, что благодаря его мастерству медитации любящей доброты любой подарок, предложенный ему, приносил величайшую ценность для дарителя, что приносило ему звание первого «достойного подарков». Субхути — важная фигура в буддизме Махаяны и одна из центральных фигур в сутрах Праджняпарамиты .
В буддизме Тхеравады
[ редактировать ]Предыдущая жизнь
[ редактировать ]Согласно Палийскому канону , во времена Будды Падумуттары у Субхути родился человек по имени Нанда. Нанда родился в богатой семье и решил оставить свою жизнь и стать отшельником. Затем обитель, в которой остановился Нанда, посетил Будда Падумуттара, который приказал своему монаху, который был опытным в практике метты и был прежде всего «достоин даров», воздать благодарение ( пали : анумодана ). В то время как все остальные отшельники в обители достигли архатства, следуя учению, Нанда этого не сделал и вместо этого принял решение стать учеником, который был самым достойным даров будущего Будды. Это желание исполнилось во времена Гаутамы Будды , когда он переродился как Субхути. [1]
Биография
[ редактировать ]Согласно палийской традиции, Субхути родился в богатой купеческой семье. Его отцом был богатый торговец Сумана, а старшим братом — Анатхапиндика , который позже стал главным мужским покровителем Будды. Тексты сообщают, что Субхути присутствовал на открытии монастыря Джетавана , который его старший брат Анатхапиндика купил и построил для Будды. Услышав учение Будды на посвящении, Субхути вдохновился и принял сан монаха под его руководством. [2] Освоив монашеские правила , он отправился жить в лес, где достиг архатства , медитируя на «поглощение любящей доброты » (пали: метта-джхана ). Субхути стал известен тем, что преподавал Дхамму «без различий и ограничений», то есть независимо от потенциала слушателя, и был объявлен лучшим учеником, «живущим вдали и в мире» (пали: аранавихаринам агго ). [1] [3] [4] Во время обходов подаяния, когда монахи ходили по домам в поисках еды у мирян, Субхути имел привычку развивать метта-джхану в каждом доме, благодаря чему люди, подавшие ему милостыню, получали максимально возможную заслугу от подношений . Из-за этого Будда также объявил его учеником, который был прежде всего достоин даров (пали: дакхинейянам ). [1] [2]
В одной из историй Субхути посетил Раджагаху , где царь Бимбисара пообещал построить ему хижину. Однако царь забыл, заставив Субхути медитировать на открытом воздухе. Говорят, что благодаря силе его добродетели дождь не шел, и когда король Бимбисара узнал о причине отсутствия дождя, он приказал построить для него хижину из листьев. Согласно тексту, когда Субхути сел в хижине, пошел дождь. [1] [2]
В буддизме Махаяны
[ редактировать ]
Субхути играет гораздо большую роль в буддизме Махаяны, чем в буддизме Тхеравады. [5] В буддийской традиции Махаяны он считается учеником Будды, который был первым в понимании Шуньяты , или пустоты, и является центральной фигурой в текстах Махаяны Праджняпарамиты . [5] [6] Буддийский ученый Эдвард Конзе описывает его как выдающегося ученика буддизма Махаяны. [7]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Согласно северным буддийским текстам, Субхути родился в богатой семье в Шравасти , и в день его рождения все золото и серебро его семьи внезапно исчезло, что, по мнению буддийских комментаторов, символизирует то, что он родился из пустоты. Сообщается, что золото и серебро семьи снова появились семь дней спустя. [8] В северной буддийской традиции Субхути был племянником Анатхапиндики и обладал заведомо плохим характером. Субхути присутствовал на открытии монастыря Джетавана , который его дядя Анатхапиндика купил и построил для Будды. Услышав учение Будды во время посвящения, Субхути вдохновился и был посвящен в монахи под его руководством, в конечном итоге у него развился спокойный ум и темперамент. [9]
Человек
[ редактировать ]В китайских буддийских комментариях говорится, что во время раздачи милостыни Субхути отдавал приоритет сбору милостыни у богатых. Это отличалось от другого буддийского ученика, Махакашьяпы , который отдавал приоритет сбору милостыни от бедных. [10] По словам китайского буддийского монаха Син Юня , Махакашьяпа отдавал приоритет получению милостыни от бедных семей, мотивируя это тем, что бедным людям больше всего нужны заслуги от раздачи милостыни, в то время как Субхути рассуждал, что сбор милостыни от бедных людей увеличивает их трудности, поэтому он собирал милостыню от богатых семей, которые не был бы обременён такими пожертвованиями. [11] В китайских буддийских текстах говорится, что позже Будда упрекнул их обоих за эту практику, сказав им, что сбор милостыни следует производить без разбора. [10]
Среди традиций Махаяны Субхути, пожалуй, наиболее известен как ученик, с которым Будда разговаривает, передавая Алмазную сутру (санскрит: Ваджрачедика Праджняпарамита Сутра , китайский: 金剛經 или 金剛般若經), важное учение в жанре Праджняпарамиты . Это, наряду с Сутрой Сердца (санскрит: Праджняпарамита Хридая , китайский: 心經 или 般若心經), является одной из самых известных сутр как среди практикующих, так и среди непрактикующих буддизм . Субхути также является автором большей части изложения более ранних сутр Праджняпарамиты. [12] В северных буддийских текстах, когда Будда спустился в Санкассу после сезона дождей на небесах Таватимса , Субхути, вспомнив, что Будда сказал, что его можно увидеть, медитируя, остался в медитации, а не пошел приветствовать его. [13] По прибытии Будда заявил, что Субхути был первым, кто приветствовал его по возвращении, увидев духовное тело Будды раньше, чем другие ученики приветствовали его физическое тело. [14] [15]
В Лотосовой сутре (санскрит: Саддхарма Пундарика Сутра , китайский: 法華(花)經 или 妙法蓮華(花)經), глава 6 (Дарирование пророчества), Будда дарует Субхути пророчества о просветлении вместе с другими шраваками, такими как Махакашьяпа, Махакатьяяна и Махамаудгальяяна.
В дзэнских трудах
[ редактировать ]В дзен-буддизме Субхути появляется в нескольких коанах , например в этом: [16]
Однажды, в настроении возвышенной пустоты, Субхути отдыхал под деревом, когда вокруг него начали падать цветы. «Мы восхваляем тебя за твои рассуждения о пустоте», — прошептали боги Субхути. «Но я не говорил о пустоте», — ответил Субхути. «Вы не говорили о пустоте, мы не слышали пустоты», — ответили боги. «Это истинная пустота». Цветы пролились на Субхути дождём.
Эта история также появляется в « Алмазной сутре» . [17]
Родословная Панчен-лам
[ редактировать ]В линии лам Тибета Панчен - считалось четыре «индийских» и три тибетских воплощения Будды Амитабхи до Кедрупа Гелека Пелзанга , который признан первым Панчен-ламой. Родословная начинается с Субхути. [18] [19]
В китайской литературе
[ редактировать ]Даосский персонаж , основанный на Субхути, Пути Чжуши , появляется в китайском классическом романе « Путешествие на Запад » в роли учителя Царя обезьян Сунь Укуна . [20] История первой встречи Сунь Укуна с Субхути была пьесой на основе дзэнской истории Хуэйнэна встречи с Хунжэнем , изложенной в Сутре платформы дзэн-буддизма. Из-за роли, которую Субхути играет в этой истории, его имя осталось знакомым в китайской культуре . [21]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Маласекера 1938 , с. 1235.
- ^ Jump up to: а б с Дэвидс 1913 , стр. 4–5.
- ^ «Субхути» . www.obo.genaud.net . Архивировано из оригинала 5 января 2020 г. Проверено 4 мая 2020 г.
- ^ Сангхаракшита 2006 , с. 121.
- ^ Jump up to: а б Блэк и Паттон, 2015 , стр. 126–127.
- ^ Сосна 2009 , с. 58.
- ^ Конзе 1973 , с. 283.
- ^ Пайн 2009 , стр. 58–60.
- ^ Морган и Уолтерс 2012 , с. 132.
- ^ Jump up to: а б Нань Хуайцзинь, 2004 г. , стр. 21–22.
- ^ СинюньЮнь 2010 , стр. 158–159.
- ^ Лопес 1988 , с. 7.
- ^ Адамек 2007 , стр. 348.
- ^ Уоттерс 1904 , с. 337.
- ^ Пауэрс 2013 , с. ?? .
- ^ Репс и Нёген Сензаки 2008 , стр. 53.
- ^ Сосна 2009 , с. [ нужна страница ] : «Это был урок, который Субхути хорошо усвоил. В Маха Праджняпарамита-сутре бог Шакра появляется и разбрасывает цветы перед Субхути. Когда Субхути спрашивает, почему он это делает, Шакра отвечает, что делает подношения, чтобы поблагодарить Субхути за то, что он научил его праджне. Субхути отвечает: «Но я не сказал ни слова. Как вы можете говорить, что я учу праджне?» На это Шакра отвечает: «Так и есть. Достопочтенный Субхути не учит, и я не слышу никакой дхармы. Ничего не учил и ничего не слышал. Это истинная праджня».
- ^ Штейн 1972 , с. 84.
- ^ 1970 , стр. 81–103.
- ^ Пин Шао 2006 .
- ^ Нань Хуайцзинь 2004 , стр. 25.
Ссылки
[ редактировать ]- Адамек, Венди Ли (2007), Мистика передачи: из ранней истории Чана и ее контекста , издательство Колумбийского университета, ISBN 978-0-231-13664-8 , заархивировано из оригинала 6 мая 2022 г. , получено 3 ноября 2020 г.
- Блэк, доктор Брайан; Паттон, Дин Лори (2015), Диалог в ранних религиях Южной Азии: индуистские, буддийские и джайнские традиции , Ashgate Publishing, Ltd., ISBN 978-1-4094-4012-3 , заархивировано из оригинала 11 апреля 2021 г. , получено 3 мая 2020 г.
- Басуэлл, Роберт Э. (2004), Энциклопедия буддизма (PDF) , Басуэлл, Роберт Э. младший, 1953-, Нью-Йорк: Справочник Macmillan, США, ISBN 0-02-865718-7 , OCLC 52216132 , заархивировано из оригинала (PDF) 29 июня 2018 г. , получено 3 мая 2020 г.
- Басвелл, Роберт Э. (2014), Принстонский словарь буддизма (PDF) , Лопес, Дональд С. младший, Принстон, Нью-Джерси, стр. 101-116. 2105–2106, ISBN 978-1-4008-4805-8 , OCLC 859536678 , заархивировано (PDF) из оригинала 12 июня 2018 г. , получено 3 мая 2020 г.
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Конзе, Эдвард (1973), Совершенство мудрости в восьми тысячах строк и краткое содержание стихов (PDF) , Four Seasons Foundation, ISBN 978-0-87704-048-4
- Дэвидс, Рис (1913), Псалмы ранних буддистов, часть II
- Дас, Сарат Чандра (1970), Вклады в религию и историю Тибета , Нью-Дели: Издательство Манджушри, ISBN 978-0-8426-0479-6 Впервые опубликовано в Журнале Азиатского общества Бенгалии , Vol. ЛИ (1882).
- Икеда, Дайсаку (2008), Живой Будда: интерпретирующая биография , Middleway Press, ISBN 978-0-9779245-2-3 , заархивировано из оригинала 06 мая 2022 г. , получено 4 мая 2020 г.
- Айронс, Эдвард А. (2008), Энциклопедия буддизма , Нью-Йорк: факты в архиве, стр. 163, ISBN 978-0-8160-5459-6 , OCLC 81861645
- Джонстон, Уильям М. (2013), Энциклопедия монашества , Рутледж, ISBN 978-1-136-78716-4 , заархивировано из оригинала 6 мая 2022 г. , получено 3 ноября 2020 г.
- Лопес, Дональд С. младший (1988), Объяснение Сутры Сердца: индийские и тибетские комментарии , SUNY Press, ISBN 0-88706-589-9 , заархивировано из оригинала 07 апреля 2022 г. , получено 4 мая 2020 г. Электронная книга: ISBN 978-1-4384-1123-1 .
- Маласекера, врач общей практики (1938), Словарь палийских имен собственных , Азиатские образовательные службы, ISBN 978-81-206-1823-7 , заархивировано из оригинала 07 октября 2021 г. , получено 3 мая 2020 г.
- Морган, Джойс; Уолтерс, Конрад (22 августа 2012 г.), Путешествия по Шелковому пути: исследователь пустыни, Тайная библиотека Будды и обнаружение старейшей в мире печатной книги , Rowman & Littlefield, ISBN 978-0-7627-8733-3 , заархивировано из оригинала 6 мая 2022 г. , получено 3 ноября 2020 г.
- Нан Хуайджин (2004), Объяснение Алмазной Сутры , Флорхэм Парк: Примодия, ISBN 978-0-9716561-2-3
- Сосна, красная (2009), Алмазная сутра , Counterpoint Press, ISBN 978-1-58243-953-2 , заархивировано из оригинала 6 мая 2022 г. , получено 27 июля 2020 г.
- Пин Шао (ноябрь 2006 г.), «Хуэнэн, Субхути и религия обезьян в Сию цзи », Журнал азиатских исследований , 65 (4): 713–740, doi : 10.1017/S0021911806001574 , ISSN 0021-9118 , JSTOR 25076127
- Пауэрс, Джон (2013). Краткая энциклопедия буддизма . Саймон и Шустер. ISBN 978-1-78074-476-6 . Архивировано из оригинала 07 октября 2021 г. Проверено 5 октября 2020 г.
- Репс, Пол; Нёген Сензаки (2008) [1985]. Дзен-плоть, дзен-кости: собрание сочинений дзен и додзен . Ратленд, Вермонт : Таттл. ISBN 9780804837064 .
- Сангхаракшита, С. (2006), Мудрость за пределами слов: буддийское видение высшей реальности , Издательство Motilal Banarsidass, ISBN 978-81-208-2948-0 , заархивировано из оригинала 11 апреля 2021 г. , получено 03 ноября 2020 г.
- Штейн, Рольф Альфред (1972), Тибетская цивилизация , издательство Стэнфордского университета, ISBN 978-0-8047-0901-9
- Уордер, AK (2000), Индийский буддизм , Motilal Banarsidass Publ., ISBN 978-81-208-1741-8 , заархивировано из оригинала 28 февраля 2017 г. , получено 3 мая 2020 г.
- Уоттерс, Томас (1904), О путешествиях Юань Чванга по Индии, 629–645 гг. н. э. , Королевское азиатское общество, заархивировано из оригинала 06 мая 2022 г. , получено 3 ноября 2020 г.
- Синюнь; Юн, Синг (2010), Следы в Ганге: рассказы Будды о совершенствовании и сострадании , Buddha's Light Publishing, ISBN 978-1-932293-35-7 , заархивировано из оригинала 6 мая 2022 г. , получено 3 ноября 2020 г.