Jump to content

Субхути

(Перенаправлено с Субхути )
Старейшина
Субхути
Тибетская иллюстрация Субхути, где он известен как Рабджор.
Заголовок Прежде всего в том, чтобы быть достойным даров, прежде всего в том, чтобы жить вдали и в мире, прежде всего в понимании пустоты (Махаяна)
Персональный
Религия буддизм
Национальность Делать
Школа Все (в основном почитаются в Махаяне )

Субхути ( пали : Subhūti; упрощенный китайский : 须菩提 ; традиционный китайский : 須菩提 ; пиньинь : Xūpútí ) был одним из учеников Будды десяти главных . В буддизме Тхеравады он считается учеником, который был прежде всего « достоин даров » (пали: дакхинейянам ) и «жил вдали и в мире» (пали: аранавихаринам агго ). В буддизме Махаяны он считается лучшим в понимании пустоты (санскрит: Шуньята ).

Субхути родился в богатой семье и был родственником Анатхапиндики , главного покровителя Будды. Он стал монахом после того, как услышал учение Будды на церемонии открытия монастыря Джетавана . После посвящения Субхути ушел в лес и стал архатом , медитируя на любящую доброту (пали: метта ). Говорят, что благодаря его мастерству медитации любящей доброты любой подарок, предложенный ему, приносил величайшую ценность для дарителя, что приносило ему звание первого «достойного подарков». Субхути — важная фигура в буддизме Махаяны и одна из центральных фигур в сутрах Праджняпарамиты .

В буддизме Тхеравады

[ редактировать ]

Предыдущая жизнь

[ редактировать ]

Согласно Палийскому канону , во времена Будды Падумуттары у Субхути родился человек по имени Нанда. Нанда родился в богатой семье и решил оставить свою жизнь и стать отшельником. Затем обитель, в которой остановился Нанда, посетил Будда Падумуттара, который приказал своему монаху, который был опытным в практике метты и был прежде всего «достоин даров», воздать благодарение ( пали : анумодана ). В то время как все остальные отшельники в обители достигли архатства, следуя учению, Нанда этого не сделал и вместо этого принял решение стать учеником, который был самым достойным даров будущего Будды. Это желание исполнилось во времена Гаутамы Будды , когда он переродился как Субхути. [1]

Биография

[ редактировать ]

Согласно палийской традиции, Субхути родился в богатой купеческой семье. Его отцом был богатый торговец Сумана, а старшим братом — Анатхапиндика , который позже стал главным мужским покровителем Будды. Тексты сообщают, что Субхути присутствовал на открытии монастыря Джетавана , который его старший брат Анатхапиндика купил и построил для Будды. Услышав учение Будды на посвящении, Субхути вдохновился и принял сан монаха под его руководством. [2] Освоив монашеские правила , он отправился жить в лес, где достиг архатства , медитируя на «поглощение любящей доброты » (пали: метта-джхана ). Субхути стал известен тем, что преподавал Дхамму «без различий и ограничений», то есть независимо от потенциала слушателя, и был объявлен лучшим учеником, «живущим вдали и в мире» (пали: аранавихаринам агго ). [1] [3] [4] Во время обходов подаяния, когда монахи ходили по домам в поисках еды у мирян, Субхути имел привычку развивать метта-джхану в каждом доме, благодаря чему люди, подавшие ему милостыню, получали максимально возможную заслугу от подношений . Из-за этого Будда также объявил его учеником, который был прежде всего достоин даров (пали: дакхинейянам ). [1] [2]

В одной из историй Субхути посетил Раджагаху , где царь Бимбисара пообещал построить ему хижину. Однако царь забыл, заставив Субхути медитировать на открытом воздухе. Говорят, что благодаря силе его добродетели дождь не шел, и когда король Бимбисара узнал о причине отсутствия дождя, он приказал построить для него хижину из листьев. Согласно тексту, когда Субхути сел в хижине, пошел дождь. [1] [2]

В буддизме Махаяны

[ редактировать ]
Старейшина Субхути обращается к Будде в самой ранней датированной печатной книге («Алмазная сутра»).

Субхути играет гораздо большую роль в буддизме Махаяны, чем в буддизме Тхеравады. [5] В буддийской традиции Махаяны он считается учеником Будды, который был первым в понимании Шуньяты , или пустоты, и является центральной фигурой в текстах Махаяны Праджняпарамиты . [5] [6] Буддийский ученый Эдвард Конзе описывает его как выдающегося ученика буддизма Махаяны. [7]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Согласно северным буддийским текстам, Субхути родился в богатой семье в Шравасти , и в день его рождения все золото и серебро его семьи внезапно исчезло, что, по мнению буддийских комментаторов, символизирует то, что он родился из пустоты. Сообщается, что золото и серебро семьи снова появились семь дней спустя. [8] В северной буддийской традиции Субхути был племянником Анатхапиндики и обладал заведомо плохим характером. Субхути присутствовал на открытии монастыря Джетавана , который его дядя Анатхапиндика купил и построил для Будды. Услышав учение Будды во время посвящения, Субхути вдохновился и был посвящен в монахи под его руководством, в конечном итоге у него развился спокойный ум и темперамент. [9]

В китайских буддийских комментариях говорится, что во время раздачи милостыни Субхути отдавал приоритет сбору милостыни у богатых. Это отличалось от другого буддийского ученика, Махакашьяпы , который отдавал приоритет сбору милостыни от бедных. [10] По словам китайского буддийского монаха Син Юня , Махакашьяпа отдавал приоритет получению милостыни от бедных семей, мотивируя это тем, что бедным людям больше всего нужны заслуги от раздачи милостыни, в то время как Субхути рассуждал, что сбор милостыни от бедных людей увеличивает их трудности, поэтому он собирал милостыню от богатых семей, которые не был бы обременён такими пожертвованиями. [11] В китайских буддийских текстах говорится, что позже Будда упрекнул их обоих за эту практику, сказав им, что сбор милостыни следует производить без разбора. [10]

Среди традиций Махаяны Субхути, пожалуй, наиболее известен как ученик, с которым Будда разговаривает, передавая Алмазную сутру (санскрит: Ваджрачедика Праджняпарамита Сутра , китайский: 金剛經 или 金剛般若經), важное учение в жанре Праджняпарамиты . Это, наряду с Сутрой Сердца (санскрит: Праджняпарамита Хридая , китайский: 心經 или 般若心經), является одной из самых известных сутр как среди практикующих, так и среди непрактикующих буддизм . Субхути также является автором большей части изложения более ранних сутр Праджняпарамиты. [12] В северных буддийских текстах, когда Будда спустился в Санкассу после сезона дождей на небесах Таватимса , Субхути, вспомнив, что Будда сказал, что его можно увидеть, медитируя, остался в медитации, а не пошел приветствовать его. [13] По прибытии Будда заявил, что Субхути был первым, кто приветствовал его по возвращении, увидев духовное тело Будды раньше, чем другие ученики приветствовали его физическое тело. [14] [15]

В Лотосовой сутре (санскрит: Саддхарма Пундарика Сутра , китайский: 法華(花)經 или 妙法蓮華(花)經), глава 6 (Дарирование пророчества), Будда дарует Субхути пророчества о просветлении вместе с другими шраваками, такими как Махакашьяпа, Махакатьяяна и Махамаудгальяяна.

В дзэнских трудах

[ редактировать ]

В дзен-буддизме Субхути появляется в нескольких коанах , например в этом: [16]

Однажды, в настроении возвышенной пустоты, Субхути отдыхал под деревом, когда вокруг него начали падать цветы. «Мы восхваляем тебя за твои рассуждения о пустоте», — прошептали боги Субхути. «Но я не говорил о пустоте», — ответил Субхути. «Вы не говорили о пустоте, мы не слышали пустоты», — ответили боги. «Это истинная пустота». Цветы пролились на Субхути дождём.

Эта история также появляется в « Алмазной сутре» . [17]

Родословная Панчен-лам

[ редактировать ]

В линии лам Тибета Панчен - считалось четыре «индийских» и три тибетских воплощения Будды Амитабхи до Кедрупа Гелека Пелзанга , который признан первым Панчен-ламой. Родословная начинается с Субхути. [18] [19]

В китайской литературе

[ редактировать ]

Даосский персонаж , основанный на Субхути, Пути Чжуши , появляется в китайском классическом романе « Путешествие на Запад » в роли учителя Царя обезьян Сунь Укуна . [20] История первой встречи Сунь Укуна с Субхути была пьесой на основе дзэнской истории Хуэйнэна встречи с Хунжэнем , изложенной в Сутре платформы дзэн-буддизма. Из-за роли, которую Субхути играет в этой истории, его имя осталось знакомым в китайской культуре . [21]

  1. ^ Jump up to: а б с д Маласекера 1938 , с. 1235.
  2. ^ Jump up to: а б с Дэвидс 1913 , стр. 4–5.
  3. ^ «Субхути» . www.obo.genaud.net . Архивировано из оригинала 5 января 2020 г. Проверено 4 мая 2020 г.
  4. ^ Сангхаракшита 2006 , с. 121.
  5. ^ Jump up to: а б Блэк и Паттон, 2015 , стр. 126–127.
  6. ^ Сосна 2009 , с. 58.
  7. ^ Конзе 1973 , с. 283.
  8. ^ Пайн 2009 , стр. 58–60.
  9. ^ Морган и Уолтерс 2012 , с. 132.
  10. ^ Jump up to: а б Нань Хуайцзинь, 2004 г. , стр. 21–22.
  11. ^ СинюньЮнь 2010 , стр. 158–159.
  12. ^ Лопес 1988 , с. 7.
  13. ^ Адамек 2007 , стр. 348.
  14. ^ Уоттерс 1904 , с. 337.
  15. ^ Пауэрс 2013 , с. ?? .
  16. ^ Репс и Нёген Сензаки 2008 , стр. 53.
  17. ^ Сосна 2009 , с. [ нужна страница ] : «Это был урок, который Субхути хорошо усвоил. В Маха Праджняпарамита-сутре бог Шакра появляется и разбрасывает цветы перед Субхути. Когда Субхути спрашивает, почему он это делает, Шакра отвечает, что делает подношения, чтобы поблагодарить Субхути за то, что он научил его праджне. Субхути отвечает: «Но я не сказал ни слова. Как вы можете говорить, что я учу праджне?» На это Шакра отвечает: «Так и есть. Достопочтенный Субхути не учит, и я не слышу никакой дхармы. Ничего не учил и ничего не слышал. Это истинная праджня».
  18. ^ Штейн 1972 , с. 84.
  19. ^ 1970 , стр. 81–103.
  20. ^ Пин Шао 2006 .
  21. ^ Нань Хуайцзинь 2004 , стр. 25.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9fb95f0d4e62b75fc9d1e224837e8e96__1709501940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9f/96/9fb95f0d4e62b75fc9d1e224837e8e96.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Subhūti - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)