Сумедха
Сумедха | |
---|---|
![]() Сумедха и Будда Дипанкара, второй век, Гандхара. Аскет Сумедха появляется трижды: сначала стоящий перед Буддой Дипанкарой и бросающий цветы; во-вторых, пасть ниц перед Буддой, расправив свои спутанные локоны по грязи; и в-третьих, полет в левом верхнем углу панели в жесте почтения. | |
Персональный | |
Религия | буддизм |
Родной город | Амаравати , Индия |
Образование | Ведический |
Известный | Предыдущая жизнь Готамы Будды, когда он впервые заявил о желании стать Буддой |
Старшая должность | |
Учитель | Дипанкара Будда |
В текстах буддийских Сумедха — это предыдущая жизнь Готамы Будды ( пали ; санскрит : Гаутама ), в которой он заявляет о своем намерении стать Буддой . Буддийские тексты описывают, что это происходит, когда Готама Будда все еще является будущим Буддой ( пали: бодхисатта , санскрит: бодхисаттва ). Традиции рассматривают жизнь Сумедхи как начало духовного путешествия, ведущего к достижению Готамой состояния будды в его последней жизни, путешествия, которое происходит на протяжении многих жизней. Сумедха родился в семье брамина и начинает жить аскетом в горах. Однажды он встречает Будду Дипанкара (санскрит: Дипанкара ) и предлагает ему пройти через свое тело. Во время этого жертвоприношения он дает обет, что он также станет Буддой в будущей жизни, что подтверждается Дипанкарой через пророчество.
Встреча Сумедхи и Будды Дипанкары - старейшая известная буддийская история, повествующая о пути бодхисатты , и эта история была описана как тхеравадинская интерпретация этого идеала. Это наиболее подробная история предыдущей жизни Будды и одна из самых популярных историй в буддийском искусстве . Он изображен во многих храмах Тхеравады и, по крайней мере, упоминается в бесчисленных буддийских произведениях. История Сумедхи часто приводилась буддистами Тхеравады как пример самоотверженного служения.
Происхождение
[ редактировать ]
Жизнь Сумедхи описана в палийских «Буддхавамсе» и «Джатаке» , причем последняя основана на первой. Санскритские текстовые традиции также рассказывают о жизни Сумедхи. Санскритские традиции очень похожи на палийские, что побудило индологов Кеннета Нормана и Ричарда Гомбрича утверждать, что эти рассказы могут быть датированы досектантским буддизмом , возможно, уже через столетие после Будды. [ 1 ] [ 2 ] С другой стороны, ученый-буддист Ян Наттье утверждает, что отсутствие Дипанкары Будды в самых ранних палийских дискурсах ( пали: сутта , санскрит: сутра ) указывает на то, что традиции о Дипанкаре стали актуальными только через несколько столетий после Будды. [ 3 ] Ученый-буддист Наоми Эпплтон утверждает, что части биографического материала были «фиксированы не позднее шестого века нашей эры». [ 4 ]
Китайские буддийские паломники, такие как Факсиан (337 – ок. 422 г. н.э.), определили место, где Сумедха встретил Будду Дипанкара, как Нагарахара (Афганистан), ныне называемое Нангархар . Факсиан сообщил, что там находится святилище Дипанкары: видимо, гандхарским буддистам было важно заявить, что их страна была источником духовной жизни Готамы Будды. [ 5 ] Поскольку большинство изображений из рассказа Сумедхи были найдены в районе северо-запада Индии, особенно в Гандхаре, было высказано предположение, что история развивалась именно там. [ 3 ] Однако мотив распускания волос ( ») также была обнаружена в районах Аджанты и Наланды , [ 6 ] и есть некоторые свидетельства того, что эта история была распространена в Аджанте. [ 7 ]
Исследователь буддизма Карен Деррис отметила, что Буддхавамсе уделялось относительно мало научного внимания из-за того, что основные ученые сосредоточили внимание на ранних палийских текстах и предвзято относились к мифологическим повествованиям более позднего происхождения. [ 8 ]
Счета
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Переводы Сумедха | |
---|---|
санскрит | Сумати, (Су)мега |
Есть | Сумедха (~ пандит , ~тапаса ) [ 9 ] |
бирманский | Сумедха |
китайский | добрая мудрость ( Пиньинь : Шаньхуэй ) |
японский | добрая мудрость ( Роман : Зенье ) |
корейский | добрая мудрость ( RR : Сонхе ) |
тибетский | mkhas pa blo gros bzaṅ po dka' thub pa |
тайский | Суметдабос ( RTGS : Суметдабот ) |
Глоссарий буддизма |
В палийских текстах говорится, что Сумедха жил четыре «неисчислимых эона» и сто тысяч нормальных эонов назад. [ 10 ] В том, что большинство текстов называют собственными воспоминаниями Готамы Будды, рассказывается о жизни Сумедхи от первого лица. [ 11 ] [ 12 ] Сумедха родился в Амаравати в благородной семье браминов. [ 13 ] Повзрослев, он понимает, что жизнь полна страданий, таких как болезни и смерть, и намеревается найти «состояние за пределами смерти» . [ 14 ] Он понимает, что не сможет забрать свое богатство в загробной жизни, и поэтому жертвует все это, становясь своего рода аскетом, носящим спутанные волосы ( пали: джатила ). [ 15 ] Он начинает жить на горе Дхаммака, в Гималаях. [ 16 ] Он начинает соблюдать строгую дисциплину, предпочитая жить только под деревьями и питаться фруктами. [ 17 ] [ 18 ] В текстах говорится, что его самосовершенствование помогает ему достичь « высшего знания » и развить « великие йогические способности», такие как полет. [ 19 ] Он изображен настолько погруженным в йогическую практику, что не замечает знамений появления в мире Будды. [ 20 ] [ примечание 1 ]
Встреча с Буддой Дипанкарой.
[ редактировать ]Однажды, путешествуя в город Раммавати, он видит, как люди готовят дорогу для путешествия Дипанкары Будды, причем Дипанкара является первым из двадцати четырех будд , которых Сумедха встретит, прежде чем сам станет Буддой. [ 22 ] Обрадовавшись слову «будда» , Сумедха берет на себя ответственность за еще не пройденную часть пути, но ему не удается закончить ее к Дипанкаре вовремя. [ 23 ] Поскольку он не хочет использовать свои психические силы для ремонта дороги, Сумедха падает ниц в грязи перед Дипанкарой Буддой и его последователями как живой мост. [ 24 ] [ примечание 2 ] Он расстилает свои волосы, оленьую шкуру и одежду из коры на грязи, чтобы полностью покрыть ее. [ 26 ] [ 27 ] В более поздних текстах будет показано, что это продвинутая стадия развития Готамы, будущего Будды, поскольку он полностью посвящает себя состоянию будды не только в уме и речи, но и физически. Таким образом он отдает дань уважения Будде Дипанкаре и помогает ему и монахам незапятнанным пересечь грязь. Это рассматривается как принесение в жертву жизни Сумедхи, поскольку это влечет за собой то, что множество монахов проходят по нему, и он, возможно, умирает в процессе. [ 28 ] При этом Сумедха произносит особую клятву ( пали: абхинихара ; санскрит: пурвапранидхана ), что в будущем он тоже станет Буддой . [ 10 ] [ 29 ]
Прежде чем пройти по телу Сумедхи, Дипанкара останавливается перед ним и делает пророчество ( пали : вейякарана , санскрит: вьякарана ), что желание Сумедхи сбудется в будущей жизни: тогда он станет Буддой по имени Шакьямуни (санскрит: Шакьямуни ). [ 30 ] Дипанкара также упоминает некоторые подробности жизни будущего Будды, такие как имена его родителей и главных учеников . Когда Дипанкара делает это заявление, многие преданные, которые верят, что они еще не могут достичь просветления при Дипанкаре, клянутся, что они достигнут его при следующем Будде, Шакьямуни. [ 10 ] После предсказания, когда Сумедха все еще лежит в грязи, Дипанкара Будда и его последователи монахи обходят вокруг Сумедхи и в некоторых историях предлагают цветы в знак уважения и в честь будущего состояния Будды Сумедхи. [ 31 ] Между тем, божества изображаются одобряющими пророчество, как «божественный хор, сообщающий о его предстоящем просветлении», подобострастная роль, типичная для буддийской космологии . [ 32 ] Текст показывает, что многие из зрителей позже стали последователями Готамы Будды в его последней жизни, после его просветления, согласно загаданному ими желанию. В частности, они перерождаются как ученики, называемые братьями Кассапа (санскрит: Кашьяпа ), и их последователи. [ 33 ] Мотив о том, что люди, которые раньше встречались с Буддой Дипанкара, становятся просветленными под руководством другого Будды Готамы, указывает на то, что каждый Будда считается продолжателем работы, оставшейся незавершенной предыдущими Буддами. [ 34 ]
Ответ на пророчество
[ редактировать ]
Сумедха дает обет будущего Будды ( пали: бодхисатта , санскрит: бодхисаттва ) из-за заботы, которую он испытывает о других живых существах . История повествует, что Сумедха мог достичь личного просветления во время встречи с Дипанкарой, но вместо этого решил стремиться стать Буддой. [ 35 ] [ 10 ] Вдохновленный примером Дипанкары, он чувствует, что обязан стремиться к высшему достижению, стать Буддой. [ 10 ] После того, как пророчество было сделано, Сумедха размышляет о качествах, которые ему необходимы для достижения состояния будды, называемых «совершенствами» ( пали: парами ; санскрит: парамита ), [ 10 ] и заключает, что наиболее важно, начиная с совершенства даяния . [ 36 ] Когда Сумедха задумался об этих совершенствах, последовало землетрясение: [ 20 ] по словам исследователя буддизма Кейт Кросби, «вся вселенная подтверждает будущий успех его обета». [ 37 ] Это вызывает панику среди жителей, но Дипанкара объясняет им, что нет причин для беспокойства. [ 20 ] Тексты завершаются возвращением Сумедхи в Гималаи. [ 38 ]
Сумедха продолжает свое духовное путешествие через многие жизни, «миллионы жизней и миллиарды лет». [ 39 ] Каждый раз, когда он встречает другого Будду, он совершает акт преданности и возобновляет свой бодхисатты обет самому стать им. [ 40 ] Все это время он совершенствует свое совершенство дальше, [ 41 ] поскольку каждый из будд, которых он встречает, вдохновляет его на дальнейшее стремление к состоянию будды и в процессе добавляет что-то уникальное к личности будущего будды. [ 42 ] Традиционно считается, что остальные Джатаки изображают период между обетом бодхисатты Сумедхи и его окончательным просветлением как Будды. [ 43 ] Одна из наиболее известных историй о прошлой жизни — это история о принце Вессантаре (санскрит: Вишвантара ), входившем в коллекцию Джатаки , который, как известно, отдал свое богатство, жену и детей, чтобы достичь состояния будды. [ 10 ]
Другие мотивы
[ редактировать ]В нескольких китайских буддийских текстах, а также в санскритском Махавасту Сумедха называется Мегхой . В нескольких других китайских и санскритских текстах, включая Дивьявадану , его называют Сумати . [ 44 ] Также встречается написание Сумега . [ 26 ]
В палийской Ападане и Агамах Сумедха получает (или покупает) [ 45 ] цветы синего лотоса от молодой девушки-брамина по имени Сумитта; Позже он предлагает цветы Будде Дипанкаре, подбрасывая их в воздух. [ 46 ] Сумитта дает обет переродиться женой Сумедхи в будущей жизни. [ 47 ] что подтверждается предсказанием Дипанкары Будды. Позже Сумитта перерождается как Ясодхара (санскрит: Яшодхара ), жена принца Сиддхаттхи, который позже становится Готамой Буддой. [ 48 ] [ 49 ] В некоторых версиях истории Ясодхара дарит цветы Сумедхе только при условии, что он присоединится к ней и пообещает переродиться парой в будущих жизнях. [ 50 ] [ примечание 3 ] Ясодхара изображена на многих барельефах и статуях Гандхары рядом с Сумедхой (и Буддой Дипанкара). [ 52 ] В Ападане , Дивьявадане и Махавасту у Сумедхи также есть друг по имени Мегхадатта или Мати. В текстах говорится, что друг совершил много плохой кармы переродился в аду и в результате на многие жизни. Он перерождается во времена Готамы Будды как его ученик Дхаммаручи (санскрит: Дхармаручи ). [ 53 ]
Средневековые постканонические палийские тексты из бирманских, тайских, сингальских и кхунских народных традиций описывают еще более ранний период духовного пути Готамы Будды, повествуя о жизнях, предшествующих жизни Сумедхи, в течение которых он еще не получил подтверждения своего обета от другие Будды. [ 54 ] В этой повествовательной традиции «до-Сумедхи» встреча Сумедхи и Дипанкары рассматривается как продвинутый этап духовного пути Готамы Будды, а не начало. Эти повествования изображают более постепенный процесс развития и не рассматривают начало духовного пути Готамы Будды как единое революционное событие. [ 55 ] По этой причине они предлагают точку зрения, которая умаляет важность встречи Сумедхи и Будды Дипанкары. [ 56 ] Например, сборник Панньяса Джатака , распространявшийся в Юго-Восточной Азии, повествует о предыдущей жизни Сумедхи, во времена предыдущего Будды, также называемого Дипанкарой. В этой жизни у Сумедхи уже есть желание стать Буддой, но он не может получить пророчество от этого Дипанкара Будды, потому что в этой жизни Сумедха - женщина. Этот Дипанкара слышит о желании женщины, которая является его сводной сестрой, и сообщает ей, что она сможет получить предсказание позже, когда она родится как Сумедха мужского пола во времена следующего Дипанкары. Среди ученых ведутся споры о том, следует ли интерпретировать эту историю как предоставление женщинам возможности стать бодхисаттами или как подтверждение статус-кво женщин, неспособных получить доступ к пути бодхисатты . [ 57 ] [ 58 ] [ 59 ]
Археолог Маурицио Таддеи отметил, что во многих художественных изображениях Гандхары жизнь Сумедхи связана с жизнью Рахулы , сына Будды. Будда, передающий свое духовное наследие своему сыну, сравнивается с Сумедхой, позволяющей Будде Дипанкаре пройти по нему, и Дипанкарой, делающим пророчество. И фигура Готамы Будды, передающего свое наследство своему сыну, и фигура Дипанкары Будды, передающего свое наследие состояния будды Сумедхе, изображены с пламенем, исходящим из их тел; обе сцены представляют собой изображения наследства, сыновней и ученической почтительности; оба, возможно, считались буддистами пятого века олицетворением «нетерпеливой молодежи». [ 60 ]
Текстовая интерпретация
[ редактировать ]
Сумедха - могущественная духовная фигура, которую изображают стремящейся силой воли к достижению реальности за пределами болезненного перерождения, и в процессе он готов отказаться от своего «грязного» тела ради высшего блага. [ 61 ] История этой встречи призвана пробудить уважение к Готаме Будде, но также является ободрением для тех, кто стремится к просветлению в будущей жизни . [ 10 ] [ 62 ] Его можно было использовать, чтобы побудить преданных стремиться переродиться под именем Меттейи (санскрит: Майтрейя ), которого буддисты считали будущим Буддой. Более того, история Сумедхи, а также многие истории Джатаки указывают на то, что путь будущего Будды превосходит и более героичен, чем путь стремления только к личному просветлению . [ 10 ] История встречи Сумедхи с Дипанкарой имеет «сильный дух преданности». [ 63 ]
Посредством мотива пророчества Дипанкара не только показывает свое «полное знание космоса» — по словам исследователя сравнительного религиоведения Эвиатара Шульмана — но также и то, что Будда Готама и будды, которые предшествовали ему, «в конечном итоге имеют одну и ту же сущность». ". Сумедха изображается как «семя Будды» ( пали: buddhabhījaṅgura ), которое в конечном итоге разовьется в полностью просветленного Будду, как и все другие Будды. Таким образом, пророчество Сумедхи не только показывает будущие личные достижения Готамы Будды, но и раскрывает «космическую структуру». [ 64 ] [ 65 ] История Сумедхи показывает, что «будды создают других будд». [ 66 ] ученый-буддист Стивен Коллинз или, как выразился , «каждый Будда связан с другими сложным и переплетенным узором предсказаний и воспоминаний». [ 67 ] Кроме того, жертвоприношение Сумедхи своего тела как своего рода моста можно интерпретировать как символ перехода буддизма из одной эпохи в другую. [ 68 ]
Поскольку одобрение Сумедхи Дипанкарой - это образец, который происходит с каждым Буддой до достижения состояния будды, он становится «образцовым и повторяющимся». , его можно рассматривать как «священное время» Таким образом , согласно теории историка Мирчи Элиаде в отличие от мирских отдельных событий . [ 69 ] Коллинз отмечает, что рассказ Сумедхи в «Буддхавамсе» изображает как повторяющееся, так и неповторяющееся время: хотя пути бодхисаттв и будд изображаются повторяющимися по своей природе, время в цикле перерождений живых существ описывается как непрерывная текущая река. , где живые существа могут достичь спасения под руководством некоего Будды и тем самым достичь «дальнего берега нирваны » и больше не переродиться. [ 70 ] Деррис добавляет, что в повествованиях о предсказании Дипанкары присутствует «мерцающий временной ландшафт», в котором будущий Будда Сумедха в некоторой степени уже является Буддой. такие слова, как Джина (букв. «Победитель») и Татхагатха К нему применяются , которые являются эпитетами уже просветленного Будды. Это указывает на то, насколько точным было предсказание. [ 71 ]
Постканонические палийские произведения , санскритские произведения, такие как Махавасту , а также комментарии Сарвастивады и Мула-сарвастивады описывают, что будущий Будда должен пройти несколько стадий, прежде чем стать Буддой: «естественную стадию», прежде чем зачать желание. стать Буддой; этап принятия обета стать им; и этап жизни в согласии с этим обетом, достижения совершенств. [ 72 ] На четвертом этапе объявляется, что будущий Будда имеет необратимое предназначение как Будда. [ 10 ] [ 73 ] при условии, что будущий Будда даст правильный обет. [ 74 ] среди качеств, необходимых для успеха этого обета, В комментарии к Джатаке говорится, что будущий Будда должен соответствовать восьми условиям, среди которых наличие чрезвычайной силы воли и принадлежность к мужскому полу. [ 75 ] Эти условия встречаются только в текстах Тхеравады. [ 76 ] Ученый-буддист Питер Харви, однако, добавляет, что условие быть мужчиной справедливо только для того, чтобы стать Буддой, но не для того, чтобы стать просветленным учеником Будды. Таким образом, в палийской традиции это условие вряд ли имеет какие-либо практические последствия, поскольку состояние будды считается доступным очень немногим людям, и вместо этого большинство людей стремятся достичь просветления в качестве ученика. [ 77 ] Большинство ученых согласны с тем, что Палийский канон не описывает путь бодхисатты как открытый для каждого человека, и что палийские тексты отличаются в этом отношении от буддизма Махаяны , в котором путь состояния будды считается открытым для всех. Однако ряд ученых утверждают, что такой разницы нет. [ 78 ]
Роль в буддизме
[ редактировать ]
В традиции Тхеравады эта история обычно рассматривается как начало духовного пути Будды и включается в первую часть (пали: Дюре-нидана , букв. «Дальняя эпоха») в большинстве традиционных рассказов о жизни Будды. [ 79 ] [ 80 ] Моделью такой организации информации послужили « Буддхавамса » и «Ниданакатха» , часть комментариев к Джатакам , в которых Дуре занимает половину описания. [ 81 ] История Сумедхи пытается установить связь между Готамой Буддой и линией предшественников, тем самым узаконивая послание Будды и описывая «тренировку до просветления». [ 82 ] Это сравнимо с тем, как индийский король был помазан своим предшественником, и, следовательно, соответствует индийским верованиям. [ 83 ] Действительно, средневековый палийский Джиналанкара называет пророчество Дипанкары «великим посвящением», имея в виду помазание царей ( пали: махабхисека ). [ 84 ]
Эта история представляет собой самый длинный и подробный рассказ о предыдущей жизни Будды. [ 85 ] [ 86 ] и служит моделью для других подобных аккаунтов. [ 61 ] Это старейшая известная буддийская история о пути бодхисатты . [ 76 ] и он представляет собой старейший пример в палийской традиции альтруистического обоснования бодхисатты , изображающего человека, стремящегося к просветлению других живых существ. Действительно, эту историю назвали «краткой тхеравадинской переформулировкой идеала бодхисаттвы Махаяны », поскольку она затрагивает сам вопрос о том, что значит быть будущим Буддой. История определяет роль пути бодхисатты в буддийской доктрине и терминологии Тхеравады революционным образом, используя новые термины, такие как «предсказание» ( пали: vyākaraṇa ), «устремление» ( пали: abhinīhāra ) и «служение, похвальный поступок» ( пали : vyākaraṇa). : адхикара ). Джатаканидана . описывает личные отношения между Буддой и бодхисаттой в рамках доктрины Тхеравады и нормализует, включает и интегрирует бодхисатту в свою структуру [ 87 ] Ученый Джуян Чжан утверждает, что рассказы о Сумедхе в Экоттара Агаме и Джатака Нидане, возможно, послужили прототипом для более поздней махаянской мифологии и иконографии бодхисаттвы Авалокитешвары , развивающейся с пятого века нашей эры. [ 88 ] Ученые-буддисты Хиката Рюсё и Шизутани Масао считают, что история Сумедхи является частью « первобытной Махаяны », самой ранней стадии развития буддизма Махаяны, но археолог Ри Джухён считает, что доказательства еще не являются окончательными. [ 89 ]
История встречи Сумедхи с Буддой Дипанкарой — одна из самых популярных в буддийском искусстве. [ 37 ] Он изображен во многих храмах Тхеравадина и, по крайней мере, упоминается в огромном количестве религиозных произведений. Действительно, в буддийской культуре Тхеравады история Сумедхи, а также шапки Вессантары имеет такое же значение, как и последняя жизнь Готамы Будды, а в некоторых странах история Сумедхи включена в детские книги о Будде. [ 90 ] История встречи Сумедхи с Дипанкарой широко изображена в буддийском искусстве. В изображениях повествований о возрождении в искусстве Гандхары этот сюжет доминирует и занимает «необычайное» положение в иконографии гандхарских памятников с реликвиями ( ступами ). Его часто изображают интегрированным с нынешней жизнью Будды и, по крайней мере, так же часто изображают как ключевые события из последней жизни Будды. [ 91 ] Причина, по которой эта история имела меньшее влияние за пределами Гандхары, возможно, заключалась в том, что история Вессантары была там более популярна, поскольку Вессантара представляла собой модель как с точки зрения духовности, так и с точки зрения королевской власти . [ 92 ]

В текстах монашеской дисциплины Сумедха текстовой традиции Дхармагуптака получает предсказание своего будущего состояния будды и улетает в воздух. Его волосы, однако, остаются на земле, все еще распущенные, но теперь отделенные от его тела. Дипанкара предупреждает своих учеников не наступать на волосы. Затем приходят сотни тысяч людей и делают подношения волосам цветы и благовония. В некоторых версиях этой истории, например, в « Дивьявадане» , ступы местные короли строят для хранения волос. Ученый-буддист Джон С. Стронг утверждает, что эти отчеты указывают на историческое развитие реликтового культа бодхисаттв . [ 93 ]
В наше время история жертвоприношения Сумедхи была поднята буддистами Тхеравады как пример самоотверженности в буддизме. [ 94 ] [ 95 ] Шриланкийский монах и ученый Валпола Рахула писал:
Бхикшу [буддийский монах] — это не эгоистичный и трусливый человек, думающий только о своем счастье и спасении, не обращающий внимания на то, что происходит с остальным человечеством. Настоящий монах – это альтруистичный, героический человек, который ставит счастье других выше своего собственного. Он, подобно Бодхисаттве Сумедхе , откажется от собственной нирваны ради других. Буддизм построен на служении другим. [ 94 ]
Аналогичным образом, бирманский политик Аун Сан Су Чжи привела пример Сумедхи как образец самоотверженной государственной службы. [ 96 ]
Сравнение с джайнизмом
[ редактировать ]
В джайнизме аналогичная история существует в отношении их основателя Махавиры , которому предсказано, что в будущей жизни он станет джиной , всеведущим существом. Однако он создаёт много плохой кармы перерождается в аду и в результате . Позже ему удается переродиться человеком и исполнить пророчество. И будущий Будда, и будущий Махавира встречают 24 предыдущих всеведущих учителя. [ примечание 4 ] Поэтому между этой историей, с одной стороны, и жизнью Сумедхи и его друга Мегхадатты, с другой, есть сходство. [ 99 ]
Однако есть некоторые различия. Сумедха стремится к полному просветлению, прежде чем он получит свое пророчество, тогда как Маричи , предыдущая жизнь Махавиры, не изображается поддерживающей такое стремление, и пророчество сделано по просьбе отца Маричи, тогда как в случае Сумедхи пророчество сделано в ответ на его стремление. Во-вторых, в случае Маричи пророчество также относится к некоторым «мирским и морально сомнительным» достижениям, таким как становление могущественным царем ( пали: чаккаватти , санскрит: чакравартин ), тогда как пророчество, которое получает Сумедха, не содержит таких элементов. Стремление Сумедхи рассматривается как мощное и позитивное намерение, которое может привести только к положительным последствиям, как и предсказано в пророчестве. Однако в случае Маричи его пророчество не связано с его сознательным намерением, и последствия пророчества могут быть как положительными, так и отрицательными. Это связано с доктринальными различиями в карме и намерениях между двумя религиями: в то время как в буддизме намерение является фундаментальным для концепции кармического возмездия, в джайнизме важно любое действие, даже без намерения. В то время как в буддизме считается, что позитивное и мощное устремление приводит только к положительным результатам, в джайнизме почти любое устремление имеет проблемную сторону, поскольку пророчество Маричи приводит его к достижению как джина , но и потенциально опасные мирские силы. [ 100 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]
Жизнь Сумедхи была изображена в первых эпизодах индийского сериала « Будда» 1997 года , продюсером которого выступил Г. Ади Шешагири Рао. В этом сериале из 27 серий Будду (и будущего Будду) играет актер Арун Говинд. История в основном следует традиционной схеме, но много времени уделяется щедрости Сумедхи, в какой-то момент показано, как он жертвует своими глазами ради слепого человека. [ 101 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В текстах говорится, что землетрясение произошло в момент просветления принца Сиддхаттхи как Будды. Перечислены и другие предзнаменования, например, животные, которые когда-то были враждебно настроены и жили в гармонии. [ 21 ]
- ↑ Ученый-буддист Бхиккху Аналайо отмечает, что мотив лежания в грязи как человеческого моста уже можно найти в ранних палийских текстах и Агамах . [ 25 ]
- ↑ По некоторым сведениям, король сам купил все цветы, чтобы предложить Будде Дипанкаре, таким образом не оставив цветов для подношения другим. [ 51 ]
- ^ Ученые спорят о том, возникла ли общая идея 24 предшественников в буддизме или в джайнизме. [ 97 ] Однако в « Буддхавамсе» упоминаются еще три Будды, всего их 27, но они не подробно описаны в основной части текста. [ 98 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Норман 1983 , с. 79.
- ^ Гомбрич 2012 , стр. 95.
- ^ Перейти обратно: а б Наттье 2004 .
- ^ Эпплтон 2011 , с. 36.
- ^ Нилис 2019 , с. 179.
- ^ Ри 2003 , стр. 158–9, примечание 17.
- ^ Аналайо 2010 , с. 87, примечание 95.
- ^ Деррис 2000 , стр. 7, 9
- ^ Гаффни 2018 , с. viii.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Уильямс, Пол (2005). «Путь Бодхисаттвы» . Энциклопедия религии . Томсон Гейл . Архивировано из оригинала 2 ноября 2017 года.
- ^ Гаффни 2018 , с. 360.
- ^ Деррис 2000 , с. 139
- ^ См. Малаласекера (1960 , Сумедха ). О благородном происхождении см. Чжан (2017 , стр. 27).
- ^ См. Лопес (2013 , стр. 1) и Лопес, Д.С. (8 марта 2019 г.). «Будда - Биография и факты» . Британская энциклопедия . В монографии 2013 года уточняются виды страданий.
- ^ См. Лопес, Д.С. (8 марта 2019 г.). «Будда - Биография и факты» . Британская энциклопедия и Кросби (2013b , Изменение характера Будды). Лопес упоминает спутанные волосы.
- ^ Маласекера 1960 , Дхамма .
- ^ Мацумура 2010 , стр. 106.
- ^ Коллинз 1998 , с. 337.
- ^ Более подробную информацию см. Пеннер (2009 , стр. 9). О власти см. Buswell & Lopez (2014 , Sumedha) и Lopez (2013 , стр. 1).
- ^ Перейти обратно: а б с Сассон 2015 , с. 176.
- ^ Деррис 2000 , стр. 144.
- ^ Маласекера 1960 , Сумедха , Рамма, Раммавати .
- ^ О том, как услышать это слово, см. Лопес, Д.С. (8 марта 2019 г.). «Будда - Биография и факты» . Британская энциклопедия . Подробности о дороге см. Малаласекера (1960 , Сумедха ).
- ^ См. Кросби (2013b , Изменение характера Будды) и Хадсон, Гутман и Маунг (2018 , стр. 11). Кросби упоминает экстрасенсорные способности.
- ^ Аналайо 2010 , с. 76, примечание 69.
- ^ Перейти обратно: а б Басвелл и Лопес 2014 , Яд.
- ^ Мацумура 2011 , стр. 106.
- ^ Деррис 2000 , стр. 148, 151–2.
- ^ Гомбрич 2012 , стр. 101.
- ^ См. Уильямс, Пол (2005). «Путь Бодхисаттвы» . Энциклопедия религии . Томсон Гейл , Гомбрич (2012 , стр. 101) и Стронг (2001 , стр. 25). Гомбрич упоминает, что Дипанкара произносит пророчество, прежде чем пройти мимо него.
- ^ Деррис 2000 , стр. 162–3.
- ^ Гаффни 2018 , стр. 346–7.
- ^ Ауэрбек 2016 , с. 12.
- ^ Деррис 2000 , стр. 174–5.
- ^ Лопес, Д.С. (8 марта 2019 г.). «Будда - Биография и факты» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 26 апреля 2019 года.
- ^ См. Малаласекера (1960 , Бодхисатта ) и Кросби (2013b , Изменение характера Будды). Кросби упоминает о пожертвованиях.
- ^ Перейти обратно: а б Кросби 2013b , Меняющийся характер Будды.
- ^ Мацумура 2011 , стр. 108.
- ^ Лопес 2013 , с. 2.
- ↑ О акте преданности см. Шульман (2017 , стр. 178). О возобновлении обета см. Уильямс, Пол (2005). «Путь Бодхисаттвы» . Энциклопедия религии . Томсон Гейл и Эпплтон (2012 , стр. 6).
- ^ Маласекера 1960 , Бодхисатта .
- ^ Деррис 2000 , стр. 183–4.
- ^ Кумари 2012 , с. 163.
- ^ Мацумура 2011 , стр. 1138–9.
- ^ Ауэрбек 2016 , с. 7.
- ^ См. Малаласекера (1960 , Рахуламата ), Хадсон, Гутман и Маунг (2018 , стр. 10) и Чжан (2017 , стр. 24). Чжан указывает тип цветка.
- ^ Дурт 2005 , стр. 81–2.
- ^ Маласекера 1960 , Рахуламата .
- ^ Хадсон, Гутман и Маунг 2018 , стр. 10.
- ^ Чжан 2017 , стр. 21–2.
- ^ Чжу 2012 , стр. 73.
- ^ См. Кумари (2012 , стр. 166) и Мацумура (2011 , стр. 111–2). Мацумура уточняет тип эпиграфических находок.
- ^ Эпплтон 2012 , с. 6 Примечание 1.
- ^ См. Стронг (2001 , стр. 23) и Деррис (2000 , стр. 3–5). Только Деррис упоминает традиции за пределами Таиланда.
- ^ Деррис 2000 , стр. 27–9.
- ^ Рейнольдс 1997 , с. 38, примечание 33.
- ^ Эпплтон 2011 , стр. 39–40.
- ^ Деррис 2008 , стр. 40–1.
- ^ Вудворд 1997 , с. 52.
- ^ Кросби 2013a , стр. 119–20.
- ^ Перейти обратно: а б Шульман 2017 , с. 176.
- ^ Пребиш, Чарльз (2005). «Будда» . Энциклопедия религии . Томсон Гейл . Архивировано из оригинала 8 октября 2016 года.
- ^ Адам 2018 .
- ^ Шульман 2017 , с. 177.
- ^ Деррис 2000 , с. 170
- ^ Деррис 2000 , с. 157
- ^ Коллинз 1998 , с. 248.
- ^ Филигенци 2009 , с. 81.
- ^ Гилкс 2010 , стр. 58–9.
- ^ Коллинз 1998 , стр. 263–4.
- ^ Деррис 2000 , стр. 160–1.
- ^ См. Уильямс, Пол (2005). «Путь Бодхисаттвы» . Энциклопедия религии . Томсон Гейл , Сэмюэлс (1997 , стр. 414, примечание 52) и Древес (2017 , стр. 5). Древес упоминает комментарии Сарвастивады и Мула-сарвастивады.
- ^ Сэмюэлс 1997 , с. 414, примечание 52.
- ^ Древес 2017 , стр. 3–4.
- ^ См. Харви (2000 , стр. 373) и Эпплтон (2011 , стр. 37). Эпплтон упоминает все восемь условий.
- ^ Перейти обратно: а б Древес 2017 , с. 2.
- ^ Харви 2000 , с. 373.
- ^ Гаффни 2018 , с. 363, примечание 1; 364, примечание 1.
- ^ Маласекера 1960 , Дуре-нидана .
- ^ Басуэлл и Лопес 2014 , Ниданакатха.
- ^ См. Пребиш, Чарльз (2005). «Будда» . Энциклопедия религии . Томсон Гейл , Гомбрич (2012 , стр. 118) и Деррис (2000 , стр. 3). Гомбрич указывает, что Дуре составляет половину Ниданакатхи.
- ^ Гаффни 2018 , с. 363.
- ^ Гилкс 2010 , с. 58.
- ^ Деррис 2000 , стр. 147–8.
- ^ Норман 1983 , с. 93.
- ^ Гаффни 2018 , с. 361.
- ^ Gaffney 2018 , стр. 340–2, примечание 5, 355, 361.
- ^ Чжан 2017 , стр. 23–4.
- ^ Ри 2003 , с. 158.
- ^ См. Мацумура (2011 , стр. 1137). О важности Тхеравады см. Гомбрич (2006 , стр. 122). О детских книгах см. Schober (1988 , стр. 22, примечание 19).
- ^ Нилис 2019 , стр. 176, 178–9.
- ^ Филигенци 2009 , с. 82.
- ^ Стронг 2004 , с. 56.
- ^ Перейти обратно: а б Пребиш 1993 , с. 59
- ^ Ратнаяка 1985 , с. 88.
- ^ Мьинт 2015 , с. 5.
- ^ Эпплтон 2012 , с. 11.
- ^ Рейнольдс 1997 , с. 30.
- ^ Эпплтон 2012 , стр. 6–7, 11.
- ^ Appleton 2012 , стр. 8, примечание 1.
- ^ Баккер 2009 , с. 150.
Ссылки
[ редактировать ]- Адам, М.Т. (2018), «Нравственное развитие в Аваданах , Джатаках и Палийских Никаях » , в Козорте, Дэниел; Шилдс, Джеймс Марк (ред.), Оксфордский справочник по буддийской этике , Oxford University Press , ISBN 978-0-19-106317-6
- Аналайо, Бхиккху (2010), Генезис идеала бодхисаттвы (PDF) , издательство Гамбургского университета, ISBN 978-3-937816-62-3 , заархивировано (PDF) из оригинала 7 мая 2019 г.
- Эпплтон, Н. (2011), «По следам Будды? Женщины и путь Бодхисатты в буддизме Тхеравады» (PDF) , Журнал феминистских исследований религии , 27 (1): 33–51, doi : 10.2979/jfemistudreli .27.1.33 , HDL : 20.500.11820/560c71f8-6bce-49f5-aa4c-4872282d8be8 , S2CID 54650337 , заархивировано (PDF) из оригинала 15 августа 2017 г.
- Эпплтон, Н. (12 июля 2012 г.), «Истории нескольких жизней Гаутамы Будды и Вардхаманы Махавиры» , Обзор буддийских исследований , 29 (1): 5–16, doi : 10.1558/bsrv.v29i1.5 , заархивировано из оригинал от 24 апреля 2019 г.
- Ауэрбак, ML (2016), Легендарный мудрец: Канон и творение в процессе создания японского Будды , University of Chicago Press , ISBN 978-0-226-28638-9
- Баккер, Фрик Л. (2009), «Вызов серебряного экрана: анализ кинематографических портретов Иисуса, Рамы, Будды и Мухаммеда» , BRILL Publishers , doi : 10.1163/9789004194045_005 , ISBN 9789004168619
- Басвелл, Р.Э. младший. ; Лопес, Дональд С. мл. (2014), Принстонский словарь буддизма , Princeton University Press , ISBN 978-0-691-15786-3
- Коллинз, Стивен (1998), Нирвана и другие буддийские радости , издательство Кембриджского университета , ISBN 978-0-521-57054-1
- Кросби, Кейт (2013a), «Наследие Рахулы: брошенный ребенок, мальчик-монах, идеальный сын и стажер» , в Сассоне, Ванесса Р. (редактор), Маленькие Будды: дети и детство в буддийских текстах и традициях , Оксфордский университет Пресса , стр. 97–123, ISBN. 978-0-19-994561-0
- Сассон, Ванесса Р.; Меткалф, Франц; Сассон, Ванесса Р.; Меткалф, Франц (2014), Буддийские взгляды на детство , doi : 10.1093/OBO/9780199791231-0073
- Кросби, Кейт (2013b), Буддизм Тхеравады: преемственность, разнообразие и идентичность (PDF) , John Wiley & Sons , ISBN 978-1-118-32329-8 , заархивировано (PDF) из оригинала 27 апреля 2019 г.
- Деррис, К.А. (2000), Добродетель и отношения в тхеравадинской биографии Бодхисатты: исследование Сотатхакимаханиданы (докторская диссертация), Гарвардский университет , OCLC 77071204
- Деррис, К.А. (2008), «Когда Будда был женщиной: переосмысление традиции в Тхераваде», Журнал феминистских исследований религии , 24 (2): 29–44, doi : 10.2979/FSR.2008.24.2.29 , ISSN 8755 -4178 , JSTOR 20487925 , S2CID 143099267
- Древес, Дэвид (2017), Махаянские сутры и открытие пути бодхисаттвы, XVIII Конгресс IABS, Торонто
- Дурт, Х. (2005), «Каджангала, кто мог быть последней матерью Будды?» , Журнал Международного колледжа последипломных буддийских исследований , 9 : 6–90, заархивировано из оригинала 26 апреля 2019 г.
- Филигенци, А. (2009), «Миграция, распространение, локализация: общие корни позднего буддийского искусства в Афганистане/Пакистане и раннего буддийского искусства в гималайских странах» , «Тибетское искусство в переходный период» , стр. 79–87.
- Гаффни, С.Д. (2018), Джатаканидана: критическое издание, основанное на шести изданиях тибетского Бка'Гьюра , Индики и Буддики, ISBN 978-0-473-44462-4
- Гилкс, П.Дж. (2010), Пути назад нет: концепция необратимости в литературе индийской махаяны (PDF) (докторская диссертация), Австралийский национальный университет , заархивировано (PDF) из оригинала 23 февраля 2020 г.
- Гомбрич, Р. (2012) [1995], Буддийские наставления и практика , Routledge , ISBN 978-1-136-15623-6
- Гомбрич, Р. (2006), Буддизм Тхеравады: социальная история от древнего Бенареса до современного Коломбо (2-е изд.), Routledge , ISBN 978-0-203-01603-9
- Харви, Питер (2000), Введение в буддийскую этику: основы, ценности и проблемы (PDF) , Cambridge University Press , ISBN 978-0-511-07584-1 , заархивировано из оригинала (PDF) 26 августа 2018 г. , получено 22 апреля 2019 г.
- Хадсон, Боб; Гутман, Памела; Маунг, Вин (2018), «Жизнь Будды в бронзах периода Конбаунг из Язагё» , Журнал исследований Бирмы , 22 (1): 1–30, doi : 10.1353/jbs.2018.0000 , S2CID 192318894 , заархивировано из оригинала 26 апреля. 2019 , получено 22 апреля 2019 г.
- Кумари, Сабита (2012), «Представление рождения Будды в буддийском искусстве Андхрадеши», Proceedings of the Indian History Congress , 73 : 163–8, ISSN 2249-1937 , JSTOR 44156202
- Лопес, DS-младший (2013), От камня к плоти: Краткая история Будды , University of Chicago Press , ISBN 978-0-226-49321-3
- Маласекера, врач общей практики (1960), Словарь палийских имен собственных , том. 2, Общество палийских текстов , OCLC 793535195
- Мацумура, Дж. (2010), « Сумедхакатха в палийской литературе и ее связь с северной буддийской текстовой традицией» , Журнал Международного колледжа последипломных буддийских исследований , 14 : 101–33, заархивировано из оригинала 7 мая 2019 г.
- Мацумура, Дж. (2011), «История пророчества Будды Дипанкара в северных буддийских текстах» , Журнал индийских и буддийских исследований (Indogaku Bukkyogaku Kenkyu) , 59 (3): 1137–46, doi : 10.4259/ibk.59.3 _1137 , заархивировано из оригинала 24 апреля 2019 г.
- Мьинт, Тун (2015), «Буддийская политическая мысль», в Гиббонсе, МТ (редактор), Энциклопедия политической мысли , John Wiley & Sons , doi : 10.1002/9781118474396 , ISBN 978-1-118-47439-6
- Наттиер, Ян (2004), «Дипанкара», в Басвелле, Р.Э.-младшем (редактор), Энциклопедия буддизма , том. 1, Издательство Макмиллан , с. 230
- Нилис, Джейсон (2019), «Освобождая место для буддизма в Гандхаре: истории предыдущих рождений в изображениях и тексте» (PDF) , в Риенджанге, В.; Стюарт П. (ред.), География искусства Гандхары: материалы второго международного семинара проекта «Связи Гандхары», Оксфордский университет, 22–23 марта 2018 г. , Archaeopress , стр. 175–85, doi : 10.32028/ 9781789691863 (неактивен 31 января 2024 г.), заархивировано из оригинала (PDF) 28 августа 2021 г.
{{citation}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка ) - Норман, КР (1983), Палийская литература: включая каноническую литературу на пракрите и санскрите всех школ буддизма Хинаяны , Отто Харрасовиц , ISBN 978-3-447-02285-9
- Пеннер, Ханс Х. (2009), Новое открытие Будды: легенды и их интерпретации , Oxford University Press , ISBN 978-0-19-538582-3
- Пребиш, К. (1993), «Текст и традиции в изучении буддийской этики» (PDF) , Pacific World , 9 : 49–68, заархивировано из оригинала (PDF) 19 сентября 2015 г.
- Ратнаяка, С. (1985), «Идеал бодхисаттвы Тхеравады» , Журнал Международной ассоциации буддийских исследований : 85–110, заархивировано из оригинала 26 марта 2015 г.
- Рейнольдс, Ф.Е. (1997), «Традиции возрождения и линии передачи Готамы: исследование буддологии Тхеравады» , в Шобере, Джулиана (редактор), « Сакральная биография в буддийских традициях Южной и Юго-Восточной Азии» , University of Hawaii Press , ISBN 978-0-8248-1699-5
- Ри, Джухён (2003), «Ранний махаянский и гандхарский буддизм: оценка визуальных свидетельств», The Eastern Buddhad , 35 (1/2): 152–202, ISSN 0012-8708 , JSTOR 44362367
- Сэмюэлс, Джеффри (1 июля 1997 г.), «Идеал бодхисаттвы в буддийской теории и практике Тхеравады: переоценка оппозиции бодхисаттвы и шраваков» , Philosophy East and West , 47 (3): 399–415, doi : 10.2307/1399912 , JSTOR 1399912 , заархивировано из оригинала 3 ноября 2018 г.
- Сассон, Ванесса (июнь 2015 г.), «Предсказание прибытия Будды», Religion Compass , 9 (6): 173–81, doi : 10.1111/rec3.12151
- Шобер, Джулиана (1988), «Путь к состоянию будды: духовная миссия и социальная организация мистицизма в современной Бирме», « Перекресток: междисциплинарный журнал исследований Юго-Восточной Азии » , 4 (1): 13–30, ISSN 0741-2037 , JSTOR 40860255
- Шульман, Э. (2017), «Будда как полюс существования, или цветок космоса», History of Religions , 57 (2): 164–96, doi : 10.1086/693680 , S2CID 165667458
- Стронг, Дж.С. (2001), Будда: Руководство для начинающих , Oneworld Publications , ISBN 978-1-85168-626-1
- Стронг, Дж.С. (2004), Реликвии Будды , Princeton University Press , ISBN 978-0-691-11764-5
- Вудворд, MR (1997), «Биографический императив в буддизме Тхеравады» , в Шобере, Джулиана (ред.), Священная биография в буддийских традициях Южной и Юго-Восточной Азии , University of Hawaii Press , стр. 40–63 , ISBN 978-0-8248-1699-5
- Чжан Дж. (2017), «Сотворение Авалокитешвары: исследование его происхождения в северных агамах » , Канадский журнал буддийских исследований , 12 : 1–62, заархивировано из оригинала 30 апреля 2019 г.
- Чжу, Тяньшу (12 июля 2012 г.), «Изменение историй джатак: от джатак к аваданам и пранидханам в картинах в Куча и Турфане», Обзор буддийских исследований , 29 (1): 57–83, doi : 10.1558/bsrv.v29i1. 57
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Боднер, К., 2009. Изображения повествования о Будде Дипанкаре и отшельнике Сумедхе в искусстве Бирмы/Мьянмы , магистерская диссертация, Университет Северного Иллинойса.
- Джаявикрама, История Готамы Будды , Общество палийских текстов . Перевод Ниданакатхи , повествующей о жизни Сумедхи.
- «Рассказы о возрождении в буддийской литературе, изображениях и пейзажах», лекция профессора Джейсона Нилиса , организованная SOAS , с особым вниманием к истории Сумедхи (27-я минута)
- У ног Будды Дипанкары сингальцы поют в честь Будды Дипанкары и Сумедхи.