ББ Лал
ББ Лал | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Брадж Баси Лал 2 мая 1921 г. |
Умер | 10 сентября 2022 г. | (101 год)
Национальность | Индийский |
Род занятий | Археолог, генеральный директор археологической службы Индии (1968–1972). |
Известный | Работа на цивилизации долины Инда объектах Махабхараты , объектах , Калибангане , Рамаяны . объектах |
Дети | 3 |
Брадж Баси Лал (2 мая 1921 — 10 сентября 2022) — индийский писатель и археолог . [1] Он был генеральным директором Археологической службы Индии (ASI) с 1968 по 1972 год и занимал должность директора Индийского института перспективных исследований в Шимле . Лал также работал в различных ЮНЕСКО . комитетах [2]
Его более поздние публикации были отмечены и подвергнуты критике за их исторический ревизионизм . [3] приняв спорное [4] позицию в споре об Айодхье , утверждая, что они нашли остатки индуистского храма с колоннами под впоследствии разрушенной мечетью Бабри Масджид . [5]
В 2000 году он получил премию Падмы Бхушана от президента Индии . [2] и был награжден второй высшей гражданской наградой Индии — Падма Вибхушан — в 2021 году. [6] [7]
Молодость образование и
Лал родился в Джханси , Уттар-Прадеш, Индия, 2 мая 1921 года. [8] [9] Лал получил степень магистра санскрита в Аллахабадском университете , Индия. [10] [11]
Карьера [ править ]
После учебы Лал проявил интерес к археологии и в 1943 году стал стажером на раскопках под руководством опытного британского археолога Мортимера Уиллера , начиная с Таксилы . [11] и позже в таких местах, как Хараппа . [12] Лал проработал археологом более пятидесяти лет. В 1968 году он был назначен генеральным директором Археологической службы Индии , где он оставался до 1972 года. После этого Лал занимал должность директора Индийского института перспективных исследований в Шимле . [2] Кафедра BB Lal в Индийском технологическом институте в Канпуре ( IIT, Kanpur ) была основана его сыном Враджешем Лалом для поощрения научных и технологических исследований, связанных с археологическими работами. [2] С 1970 по 1975 год он занимал должность заведующего кафедрой Школы исследований археологии Университета Дживаджи, Гвалиор.
Археологические работы [ править ]
Между 1950 и 1952 годами Лал работал над археологией мест, упомянутых в индуистском эпосе Махабхарата , включая Хастинапуру , столицу Куру . Он открыл множество стоянок расписной серой посуды (PGW) в Индо-Гангском водоразделе и верхнем Ямуны - Ганги доабе . [12]
В Нубии Археологическая служба Индии Лал и его команда обнаружили орудия среднего и позднего каменного века на террасах реки Нил недалеко от Афье. Команда раскопала несколько участков в Афье и кладбище людей группы C , где должно было быть расположено 109 могил. [13] [14] Лал работал на мезолитической стоянке Бирбханпур (Западная Бенгалия), энеолитической стоянке Гилунд (Раджастан) и хараппской стоянке Калибанган (Раджастан). [15]
В 1975–76 годах Лал работал над проектом «Археология мест Рамаяны», финансируемым ASI, в рамках которого были раскопаны пять мест, упомянутых в индуистском эпосе «Рамаяна» — Айодхья , Бхарадвадж ашрам , Нандиграм , Читракут и Шрингаверапур .
Профессор Б.Б. Лал опубликовал более 20 книг и более 150 научных работ и статей в национальных и международных научных журналах. [2] [12] Британские археологи Стюарт Пигготт и Д.Х. Гордон, писавшие в 1950-х годах, описывают Медные клады бассейна реки Ганг (1950) и Отчет о раскопках Хастинапура (1954–1955), две работы Лала, опубликованные в Журнале Археологической службы Индии . как «модели исследований и отчетов о раскопках». [12]
В своих более поздних публикациях Лал занял проиндутвическую позицию и занялся историческим ревизионизмом . [16] [17] [18] [19] приняв спорное [20] [21] [19] [22] позицию в споре об Айодхье и отстаивание дискредитированной [примечание 1] коренных арийцев . Точка зрения [примечание 2] Его более поздние работы были охарактеризованы Д.Н. Джа как «систематическое злоупотребление археологией». [23] в то время как Джулиан Друган пишет, что Лал «использовал термин blut und boden [sic], патриотическую связь между кровью человека и почвой его родины в связи с предполагаемой религиозной преемственностью в археологических записях субконтинента». [18] Рам Шаран Шарма охарактеризовал более поздние работы Лала как основанные на коммунализме и иррационализме, отделенные от «объективных и научных критериев». [24]
Айодхийский спор [ править ]
Лал принял спорный [20] [21] [19] [22] позиция в споре вокруг Айодхьи. Между 1975 и 1980 годами в Айодхье проводились раскопки, и в 1977 году Лал написал в официальном журнале ASI, что находки «лишены какого-либо особого интереса». [25] В семистраничном предварительном отчете, представленном Археологической службе Индии (ASI) в 1989 году, Лал «только упомянул», что его команда обнаружила «основания колонн» непосредственно к югу от сооружения мечети Бабри в Айодхье. [26] В 1990 году, после выхода на пенсию, он написал в журнале RSS , что нашел под мечетью остатки храма с колоннами. [21] [16] [25] и «начал читать лекции по всей стране, распространяя эти свидетельства из Айодхьи». [16] В книге Лала 2008 года « Рама, его историчность, Мандир и Сету: свидетельства литературы, археологии и других наук » он пишет (что):
К опорам Бабри Масджид было прикреплено двенадцать каменных столбов, на которых были не только типичные индуистские мотивы и лепнина, но и фигуры индуистских божеств. Было само собой разумеющимся, что эти колонны не были неотъемлемой частью мечети, а были ей чужды. [27]
Выводы Лала были оспорены многими учеными, ставящими под сомнение как стратиграфическую информацию, так и тип структуры, представленной Лалом. [21] [25] По словам Холе,
Более поздний независимый анализ фотографий траншеи, в которой Лал утверждал, что нашел основания колонн, показал, что на самом деле они были остатками различных стен разных, не столетних структурных фаз, и не могли быть несущими конструкциями (Мандал 2003). [...] кроме одной фотографии, Лал никогда не предоставлял другим ученым блокноты и зарисовки своих раскопок, чтобы можно было проверить его интерпретацию. [19]
Хоул заключает, что «структурные элементы, которые он раньше считал незначительными, внезапно стали фундаментами храмов только для того, чтобы обеспечить поддержку делу националистов». [19] [примечание 3] Это обвинение было опровергнуто К.К. Мохаммедом , студентом-археологом, сопровождавшим Б.Б. Лала. К.К. Мохаммед утверждает, что Б.Б. Лал не озвучил свои выводы по этому вопросу, потому что храм тогда не был большой проблемой, и он не хотел провоцировать людей. Он утверждает, что спустя десятилетие левые историки Суо Мото заявили, что Б.Б. Лал не нашел никаких свидетельств существования храма. Это, по словам К.К. Мохаммеда , заставило Б.Б. Лала подчеркнуть свои более ранние находки, полученные в ходе раскопок. К.К. Мохаммед утверждает, что критика работы Лала в Айодхье была попыткой левых историков при попустительстве экстремистским мусульманским группам с целью ввести мусульман в заблуждение. [33] [34]
Коренной арийизм [ править ]
В своей книге 2002 года «Сарасвати течет дальше » Лал отверг широко распространенное мнение. [примечание 4] Индоарийская теория миграции , утверждающая, что Ригведическое описание реки Сарасвати [примечание 5] поскольку «переполнение» противоречит общепринятому мнению о том, что индоарийская миграция началась ок. 1500 г. до н. э., после высыхания реки Сарасвати. [примечание 6] В своей книге « Ригведический народ: захватчики»? «Иммигранты»? или коренной? ', Лал утверждает, что Ригведический народ и авторы Хараппской цивилизации были одним и тем же, [11] взгляд за пределы основной науки. [примечание 1]
Награды и почести [ править ]
- В 1979 году получил звание Видья Варидхи от Нава Наланды Махавихары Университета Наланды. [ нужна ссылка ]
- Присвоен титул Махахопадхьяи Митхилой Вишвавидьялаей в 1982 году. [ нужна ссылка ]
- Почетная пожизненная стипендия Азиатского общества Бенгалии, 1 991 г. [ нужна ссылка ]
- Д. Литт. (Honoris Causa) Санкт-Петербургской Академии наук, Россия, 1994 г. [ нужна ссылка ]
- Награжден Падма Бхушан президентом Индии в 2000 году. [ нужна ссылка ]
- Д. Немного. (Honoris Causa) Деканского колледжа , 2014 г. [ нужна ссылка ]
- Падма Вибхушан [6]
Личная жизнь [ править ]
Лал жил в Дели и имел трех сыновей. Лал умер в своем доме в Хауз-Хасе 10 сентября 2022 года в возрасте 101 года. [39] [40]
Список публикаций [ править ]
- Б.Б. Лал (1952). Новый свет на «темный век» индийской истории: недавние раскопки на месте Хастинапура, недалеко от Дели . Иллюстрированные новости Лондона.
- Брадж Баси Лал (1955). Раскопки в Хастинапуре и другие исследования [в бассейнах Верхней Ганги и Сатледжа], 1950–52 гг .
- Брадж Баси Лал. (1956). Палеолиты из долин Беас и Банганга. Древняя Индия. №12. стр. 58–92.
- Брадж Баси Лал. (1958). Бирбханпур: Стоянка микролитов в долине Дамодар, Западная Бенгалия. Древняя Индия. №..14. стр. 4–40.
- Брадж Баси Лал. (1960). От мегалита до Хараппы: прослеживая граффити на керамике Древней Индии. № 16. Стр. 4–24.
- Брадж Баси Лал. (1962) Индийская археологическая экспедиция в Каср Ибрим (Нубия) 1961–62.
- Б.Б. Лал (1963). Единственная азиатская экспедиция в находящуюся под угрозой исчезновения Нубию: работа индийской миссии в Афье и Тумасе . . [14]
- Брадж Баси Лал (1964). Индийская археология со времен независимости . Мотилал Банарсидасс.
- Брадж Баси Лал. (1966). Направление письма в хараппском письме. Античность. Том. .XL. №175. стр. 52–56.
- Брадж Баси Лал. (1968). Потоп? Какой потоп? Еще один аспект культуры медных кладов. Американский антрополог. Том. 70. Стр. 857–73.
- Б.Б. Лал (1972). Меднокладная культура долины Ганга . Хеффер.
- Б.Б. Лал (1977). О наиболее часто используемом знаке в индийском письме .
- Б.Б. Лал (1978). Выветривание и сохранение каменных памятников в тропических условиях: некоторые истории болезни .
- Б.Б. Лал (1978). Научная экспертиза произведений искусства и истории . Индийская ассоциация по изучению сохранения культурных ценностей.
- Отчеты специальных обследований отдельных городов: Думка , 1981.
- Брадж Баси Лал. (1982). Гигантский танк Шрингаверапура. Иллюстрированные лондонские новости. Январь. P59
- Брадж Баси Лал (1982). Была ли расшифрована письменность Инда? . Индийский инст. перспективных исследований.
- Границы цивилизации Инда , 1984.
- Б.Б. Лал (1993). Раскопки в Шрингаверапуре: (1977–86) . Генеральный директор Археологической службы Индии. [41]
- Брадж Баси Лал (1997). Древнейшая цивилизация Южной Азии: расцвет, зрелость и упадок . Арийские книги International. ISBN 978-81-7305-107-4 .
- Джагат Пати Джоши; Д.К. Синха; Брадж Баси Лал (1997). Грани индийской цивилизации: предыстория и наскальное искусство, протоистория: Очерки в честь профессора Б.Б. Лала (Том 1) . Арийские книги International. ISBN 9788173050879 .
- Б.Б. Лал (1998). Индия 1947-1997: новый взгляд на индскую цивилизацию . Арийские книги International. ISBN 978-81-7305-129-6 .
- Брадж Баси Лал (2002). Сарасвати течет: преемственность индийской культуры . Арийские книги International. ISBN 978-81-7305-202-6 .
- Брадж Баси Лал (2003). Раскопки в Калибангане: ранние хараппцы, 1960–1969 гг . Генеральный директор Археологической службы Индии. [41]
- Брадж Баси Лал. (2003). Следует ли отказаться от всякой этики ради продвижения своей теории? Восток и Запад. Том. 53. . №№ 1–4. стр. 285–88.
- А.С. Бишт; Суриндер Пал Сингх; Б.Б. Лал (2004). Исследования в области искусства и археологической консервации: том памяти доктора Б.Б. Лала . Агам Кала Пракашан. ISBN 978-81-7320-059-5 .
- Б.Б. Лал (2005). Родина ариев. Свидетельства ригведической флоры, фауны и археологии . Арийские книги. ISBN 8173052832 .
- Брадж Баси Лал; Р. Сенгупта (2008). Отчет о сохранении буддийских памятников в Бамиане в Афганистане . Бюро исламских чудес. ISBN 978-81-87763-66-6 .
- Б.Б. Лал (2008). Рама, его историчность, Мандир и Сету: свидетельства литературы, археологии и других наук . Арийские книги. ISBN 978-81-7305-345-0 .
- Б.Б. Лал (2009). Насколько глубоки корни индийской цивилизации?: Ответы археологии . Арийские книги. ISBN 978-8173053764 .
- Брадж Баси Лал (2011). Раскопки в ашраме Бхарадваджи: с заметкой об исследованиях в Читракуте . Археологическая служба Индии.
- Брадж Баси Лал (2011). Собираемся по кусочкам: Мемуары археолога . Арийские книги International. ISBN 978-81-7305-417-4 .
- Брадж Баси Лал. (2013) Историчность Махабхараты: свидетельства искусства, литературы и археологии. Арийские книги International. ISBN 978-81-7305-458-7 (HB), 978-81-7305-459-4 (PB)
- Брадж Баси Лал (2015). Ригведический народ: «захватчики»?/«иммигранты»? или коренной? . Арийские книги International. ISBN 978-81-7305-535-5 .
- Брадж Баси Лал. (2015) Раскопки в Калибангане (1961–69): Хараппцы. Археологическая служба Индии.
- Брадж Баси Лал. (2017a) Каушамби вновь посетил Aryan Books International
- Брадж Баси Лал. (2017b) Проверка древних традиций на пробном камне археологии. Арийские книги Интернешнл
- Брадж Баси Лал. (2019) Агония археолога. Арийские книги International.
- БР Мани; Раджеш Лал; Нира Мишра; Винай Кумар (2019) Поздравляя легендарного профессора археологии Б.Б. Лала. Том. III. Издательская корпорация БР. ISBN 9789387587458 (Набор из 3 томов)
- Брадж Баси Лал. (2019). От мезолита до Махаджанапад: подъем цивилизации в долине Ганги. Арийские книги International.
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нет поддержки в основной стипендии:
- Ромила Тапар (2006): «В настоящее время нет ни одного ученого, серьезно отстаивающего коренное происхождение арийцев». [36]
- Венди Донигер (2017): «Противоположный аргумент о том, что носители индоевропейских языков были коренными жителями Индийского субконтинента, не подкреплен никакими надежными научными исследованиями. Сейчас его отстаивают в первую очередь индуистские националисты, чьи религиозные чувства заставили их относиться теорию арийской миграции с некоторой резкостью». [Интернет 1]
- Гириш Шахане (14 сентября 2019 г.), в ответ Нарасимхану и др. (2019): «Активисты индуизма, однако, сохранили теорию арийского вторжения живой, потому что она предлагает им идеальный подставной план, «намеренно искажённое утверждение, которое выдвигается потому, что его легче победить, чем реальный аргумент оппонента»… Гипотеза «Из Индии» — это отчаянная попытка примирить лингвистические, археологические и генетические данные с хиндутвскими настроениями и националистической гордостью, но она не может повернуть вспять стрелу времени… Доказательства продолжают сокрушать хиндутвские идеи истории». [Интернет 2]
- Коенраад Эльст (10 мая 2016 г.): «Конечно, это маргинальная теория, по крайней мере на международном уровне, где Теория арийского вторжения (AIT) по-прежнему является официальной парадигмой. Однако в Индии она пользуется поддержкой большинства археологов, которые не сумеем найти следов этого арийского притока и вместо этого обнаружим культурную преемственность». [37]
- По мнению Майкла Витцеля , позиция «коренных арийцев» — это не наука в обычном смысле этого слова, а «апологетическое, в конечном счете религиозное предприятие». [38]
- ^ См.:
* Б.Б. Лал (2005). Родина ариев. Свидетельства ригведической флоры, фауны и археологии . Арийские книги. ISBN 8173052832 .
* Брадж Баси Лал (2015). Ригведический народ: «захватчики»?/«иммигранты»? или коренной? . Арийские книги International. ISBN 978-81-7305-535-5 . - ↑ В 2003 году состоялись очередные раскопки, в ходе которых, согласно отчету ASI, были найдены 50 колонн огромного сооружения, «показательного» храма. [28] К.К. Мухаммед, член группы раскопок 1976–1977 годов, «утверждает, что существует достаточно археологических доказательств существования величественного храма под мечетью Бабри», заявляя, что «обнаружено более 50 оснований колонн в 17 рядах», по его словам, остатки «Храм под мечетью Бабри, датируемый 12 веком нашей эры». [29] Тем не менее, по словам археологов Суприи Вермы и Менона Шив-Суннитов, которые наблюдали за раскопками от имени Суннитского совета вакфа, «АСИ действовало, исходя из предвзятого мнения об обнаружении остатков храма под разрушенной мечетью, даже выборочно изменяя доказательства». в соответствии с его гипотезой». [30] По словам Вармы, «нет никаких археологических свидетельств того, что под Бабри Масджид был храм», утверждая, что «под Бабри Масджид на самом деле есть более старые мечети». [31] По словам археолога Д. Мандаля, который также критически относился к позиции Лала, хотя «основания колонн» кажутся выровненными, они не являются «основаниями колонн» и относятся к разным периодам. То есть они никогда не существовали вместе ни в какой момент времени; на самом деле они не соответствовали друг другу; это были даже не основания столбов, а места соединения стен, основания несущих колонн в местах пересечения стен. [32]
- ↑ Рони Джейкобсон (1 марта 2018 г.): «Пять тысяч лет назад кочевые всадники из украинской степи пробирались через Европу и некоторые части Азии. Они принесли с собой язык, который является корнем многих из тех, на которых говорят сегодня, включая английский, испанский. , хинди, русский и персидский. Это наиболее широко распространенное объяснение происхождения этого древнего языка, называемого протоиндоевропейским (ПИЕ). Недавние генетические открытия подтверждают эту гипотезу». [35]
- ^ Отождествляется с рекой Гаггхар-Хакра, высохшей к 2000 году до нашей эры; см. реку Сарасвати#Возражения .
- ^ По мнению Лала, согласно общепринятому мнению, индоарийские миграции привели к концу цивилизации долины Инда ; это не то, что говорят основные ученые.
Ссылки [ править ]
- ^ «Пояснение: кто такой Б.Б. Лал, лауреат премии Падма Вибхушан, который руководил раскопками на территории Рамджанмабхуми?» . Адриа Ройчоудхури . Индийский экспресс. 28 января 2021 г. Проверено 29 января 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Председатель BB Lal в IIT Kanpur. Архивировано 20 марта 2012 года на веб-сайте Wayback Machine , Индийский технологический институт, Канпур.
- ^ Бхан 1997 , с. 11; Витцель 2006 , с. 205; Друган 2012 , с. 67; Дыра 2016г .
- ^ Конингем и Янг, 2015 , с. 85; Бернбек и Поллок, 1996 ; Дыра 2016 ; Роми 2006 , с. 105-106.
- ^ Бернбек и Поллок 1996 ; Бхан 1997 , с. 11; Роми 2006 , с. 105.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Пресс-релиз PIB: объявлено вручение награды Padma Awards этого года» . Пиб.ник.ин. Проверено 2 февраля 2011 г.
- ^ «Синдзо Абэ, Тарун Гогои, Рам Вилас Пасван среди лауреатов премии Падма: Полный список» . Таймс оф Индия . 25 января 2021 г. Проверено 25 января 2021 г.
- ^ Конингем и Янг, 2015 , с. 83.
- ^ «Приглашение к пятой главе санскрити Самваад Шринкхла» (PDF) . Национальный центр искусств Индиры Ганди. 19 июля 2017 года . Проверено 30 апреля 2018 г.
- ^ BB Лал, «Пусть парадигмы XIX века не преследуют нас!» Архивировано 4 мая 2012 г. на Wayback Machine , 19-я Международная конференция по археологии Южной Азии в Болонском университете, Равенна, Италия, 2–6 июля 2007 г., онлайн-ссылка ,archaeologyonline.net.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Археолог Б.Б. Лал рассказывает о своей книге «Сарасвати течет»: Книги» . Индия сегодня. 12 ноября 2001 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Рецензия на книгу доктора В.Н. Мисры . Рецензия на книгу «Потоки Сарасвати: непрерывность индийской культуры», написанная председателем Индийского общества доисторических и четвертичных исследований, журнал «Человек и окружающая среда»; (том XXVI, № 2, июль – декабрь 2001 г.)
- ^ Археологические исследования за рубежом , Официальный сайт Археологической службы Индии .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уинтерс С (2012). «Сравнение Фулани и Надара HLA» . Индианец Джей Хум Женет . 18 (1): 137–8. дои : 10.4103/0971-6866.96686 . ПМЦ 3385173 . ПМИД 22754242 .
- ^ Хьюмс, Синтия Энн (2012). «Хиндутва, мифология и псевдоархеология» . Нумен . 59 (2/3): 193. дои : 10.1163/156852712X630770 . ISSN 0029-5973 . JSTOR 23244958 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бхан 1997 , с. 11.
- ^ Витцель 2006 , с. 205.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Друган 2012 , с. 67.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Дыра 2016г .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Конингем и Янг, 2015 , с. 84.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Бернбек и Поллок 1996 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Роми 2006 , с. 105-106.
- ^ Двиджендра Нараян Джа (2014), Переосмысление индуистской идентичности , Routledge, стр.14
- ^ Шарма, RS (2005). Древнее прошлое Индии . Дели: Издательство Оксфордского университета. с. Коммунальный подход. ISBN 019568785X .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Роми 2006 , с. 105.
- ^ «Я нашел основания колонн еще в середине семидесятых: профессор Лал» . Индийский экспресс. 6 марта 2003 года . Проверено 9 августа 2013 г.
- ^ «Айодхья: Высокий суд опирается на отчет ASI за 2003 год» . Экономические времена. 1 октября 2010 года . Проверено 9 августа 2013 г.
- ↑ Дэвид Род (27 августа 2003 г., Находка при раскопках на месте мечети в Индии может разжечь споры , New York Times
- ^ Шекхар, Кулмар Шакти (1 октября 2019 г.). «Храм Рама существовал до мечети Бабри в Айодхье: археолог К.К. Мухаммед» . Таймс оф Индия . Проверено 25 августа 2020 г.
- ^ Верма, Суприя; Суннит, Менон Шив (2010), «Существовал ли храм под Бабри Масджидом? Читая археологические «свидетельства» » , Economic & Political Weekly
- ↑ Археолог, наблюдавший за раскопками, не говорит об отсутствии свидетельств существования храма под Бабри Масджидом.
- ^ «Тайны святилища | Сандипан Деб» . Outlookindia.com. Архивировано из оригинала 10 сентября 2012 года . Проверено 11 июня 2012 г.
- ^ «При первых раскопках в мечети мы нашли индуистские символы: К.К. Мухаммад» . Таймс оф Индия . 24 января 2024 г. ISSN 0971-8257 . Проверено 25 января 2024 г.
- ^ «Левые историки помешали разрешению спора о Бабри Масджиде, - говорит К.К. Мохаммед, бывший региональный руководитель АСИ - Новости Индии, Firstpost» . Первый пост . 21 января 2016 года . Проверено 25 января 2024 г.
- ↑ Рони Джейкобсон (1 марта 2018 г.), Новые доказательства подогревают дебаты о происхождении современных языков , Scientific American]
- ^ Тапар 2006 .
- ^ Коенраад Эльст (10 мая 2016 г.), Коенраад Эльст: «Мне не известно о каком-либо правительственном интересе в исправлении искаженной истории», журнал Swarajya Magazine
- ^ Витцель 2001 , с. 95.
- ^ «Ветеран археологии Б.Б. Лал скончался, премьер-министр отдает дань уважения» . Трибуна . ПТИ. 10 сентября 2022 г. Проверено 10 сентября 2022 г.
- ^ «Кто такой Б.Б. Лал, лауреат Падма Вибхушана за раскопки на территории Рамджанмабхуми?» . Индийский экспресс . 10 сентября 2022 г. Проверено 10 сентября 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мемуары , О раскопках, Индские печати, Искусство, структурная и химическая консервация памятников, Официальный сайт Археологической службы Индии.
Источники [ править ]
Печатные источники [ править ]
- Ахмед, Мухтар (2014), Древний Пакистан - Археологическая история: Том IV: Хараппская цивилизация - Теоретическое и абстрактное , Группа из четырех человек
- Бернбек, Рейнхард; Поллок, Сьюзен (февраль 1996 г.), «Айодхья, археология и идентичность», Current Anthropology , 37 (Дополнение): S139, doi : 10.1086/204467 , S2CID 143935761
- Бхан, Сурадж (1997), «Последние тенденции в индийской археологии» , социолог , 25 (1/2): 3–15, doi : 10.2307/3517757 , JSTOR 3517757
- Конингем, Робин; Янг, Рут (2015), Археология Южной Азии: от Инда до Асоки, около 6500 г. до н.э. – 200 г. н.э. , Cambridge University Press, ISBN 9780521846974 , получено 30 апреля 2018 г.
- Друган, Джулиан (2012), Религия, материальная культура и археология , A&C Black
- Хоул, Брайан (2016), «Многоугольная вещь: роль наследия в построении индийской нации», Дженкинс, Тиффани (редактор), Политическая культура, мягкие вмешательства и государственное строительство , Рутледж
- Роми, Кристин М. (2006), «Точка воспламенения Айодхья», в Вителли, Карен Д.; Колвелл-Чантафон, Чип (ред.), Археологическая этика , Роуман Альтамира
- Тапар, Ромила (2006). Индия: историческое начало и концепция арийца . Национальный книжный фонд. ISBN 9788123747798 .
- Витцель, Майкл Э.Дж. (2001). «Автохтонные арийцы? Свидетельства из древнеиндийских и иранских текстов» (PDF) . Электронный журнал ведических исследований . 7 (3): 1–115.
- Витцель, Майкл (2006), «Царство Рамы. Индоцентрические переписывания ранней южноазиатской археологии и истории», в Фэгане, Гаррете Дж. (редактор), « Археологические фантазии: как псевдоархеология искажает прошлое и вводит в заблуждение общественность» , Рутледж
Веб-источники [ править ]
- ^ Венди Донигер (2017), «Еще одна великая история» , обзор книги Аско Парполы «Корни индуизма» ; в: Inference, International Review of Science , Volume 3, Issue 2.
- ↑ Гириш Шахане (14 сентября 2019 г.), Почему сторонники хиндутвы любят ненавидеть дискредитированную теорию арийского вторжения , Scroll.in
Дальнейшее чтение [ править ]
- Дханешвар Мандал (2003). Айодхья, Археология после сноса: критика «новых» и «свежих» открытий . Ориент Блэксван. ISBN 978-81-250-2344-9 .
- «История Махабхараты профессора Б.Б. Лала» . 24 июня 2012 г.
Внешние ссылки [ править ]

- Родина индоевропейских языков и культуры: некоторые размышления археолога Б.Б. Лала
- Пусть парадигмы XIX века не преследуют нас! Инаугурационная речь профессора Лала на 19-й Международной конференции по археологии Южной Азии, 2007 г.
- Список публикаций на worldcat.org
- Ромила Тапар (2019), Они торгуют мифами и называют это историей
- 1921 рождений
- 2022 смертей
- Индийские археологи XX века
- Индийские писатели-публицисты XX века.
- Индийские писатели научно-популярной литературы XXI века
- Археологи Южной Азии
- Археологи цивилизации долины Инда
- Генеральные директора Археологической службы Индии
- Индийские долгожители
- Индийские индологи
- Директора индийских институтов
- Коренные арийцы
- Мужчины-долгожители
- Люди из Джанси
- Лауреаты Падма Бхушана в области науки и техники
- Ученые из Уттар-Прадеша
- Выпускники Аллахабадского университета