Гамбирната
Карнатическая музыка |
---|
Концепции |
Композиции |
Инструменты |
|
Ароханам | S G₃ M₁ P N₃ Ṡ |
---|---|
Авароханам | Ṡ N₃ P M₁ G₃ S |
Гамбхираната — это рага в музыке Карнатик (музыкальная гамма южноиндийской классической музыки) и Якшагана , где она называется Наати . Это аудава рагам (или оудава рага, что означает пентатонику). Это джанья -рага (производная гамма), поскольку в ней нет всех семи свар (музыкальных нот). Гамбхираната также известна как Шуддха Ната . [ 1 ]
Структура и Лакшана
[ редактировать ]Гамбхираната — это симметричная рага, не содержащая ришабхама и дхайватам . Это пентатоника ( аудава-аудава рагам). [ 1 ] [ 2 ] в музыкальной классификации Карнатика – аудава означает «пять»). Его структура восходящей и нисходящей шкалы ( арохана-аварохана ) выглядит следующим образом:
В этой гамме используются ноты : шаджам, антара гандхарам, шуддха мадхьямам, панчамам и какали нишадам ( см. в сварах в музыке Карнатика подробную информацию об обозначениях и терминах ниже ). Гамбхираната считается джанья -рагом Чаланатхи , 36-го мелакарта- рагама, хотя его можно получить из 8 других мелакарта-рагам, опустив как ришабхам, так и дхайватам .
Популярные композиции
[ редактировать ]Гамбхираната рагам допускает доработку из-за пентатоники и симметричности гаммы. Мелодия маллари, исполняемая в Надхасвараме во время храмовых процессий, настроена на эту музыкальную гамму. [ 2 ] Вот несколько композиций в этом масштабе.
- Мудадинда Нинна кондадувену : древняя традиционная песня-призыв в Якшагане.
- Шри Джаландхарам, композитор Джаячамараджа Водейар
- Джаядеваки кишора Свати Тирунала
- Тиру Тиру Аннамачарья Джаварале
- Шаранамбе Вани от Пурандарадаса
- Эну Садхана Мади, автор: Баннандже Говиндачария
- Ини аеду кавалаи, автор Периясаами Торан
- Варнам - Амма Анандадаини М. Баламураликришны
- Гириджарамана Майсура Васудевачара
- Калинга Нартхана Тиллана и Шри Вигна раджам бхадже - Отуккаду венката кави
Песни из фильмов
[ редактировать ]Язык: Тамильский
[ редактировать ]Связанные рагамы
[ редактировать ]Граха бхедам
[ редактировать ]Ноты Гамбхиранаты , сдвинутые с помощью Граха бхедама , дают другой пентатонический рагам, Бхупалам . Граха бхедам — это шаг, предпринятый для сохранения одинаковых относительных частот нот при одновременном смещении шаджама на следующую ноту рагама. Более подробную информацию и иллюстрацию этой концепции можно найти в Граха бхедаме Гамбхиранаты .
- Амритаваршини — это рагам, в котором есть прати-мадхьяма вместо шуддха-мадхьямы . Более подробную информацию смотрите в таблице ниже.
- Хамсадхвани - это рагам, в котором есть чатхушрути ришабхам вместо шуддха -мадхьямам . Более подробную информацию смотрите в таблице ниже.
Для Раги | Шрути Тоник |
С | Д | И | Ф | Г | А | Б | С | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Гамбирната | С | С | G3 | М1 | П | N3 | С' | |||||||
Амритаваршини | С | С | G3 | М2 | П | N3 | С' | |||||||
Хамсадхвани | С | С | Р2 | G3 | П | N3 | С' |
Грахабедам
Для Раги | С | Д | И | Ф | Г | А | Б | С | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Гамбирната | С | G3 | М1 | П | N3 | С' | ||||||||
Бхупалам | Д1, | С | Р1 | G2 | П | Д1 | ||||||||
Хамсанадам | П, | N3 | С | Р2 | М2 | П | ||||||||
М1, | Д2 | Н2 | С | G3 | М1 |
Масштабные сходства
[ редактировать ]- Ната - это рагам, имеющий шкалу Чаланата , 36-го рагама Мелакарты , в восходящей шкале, сохраняя при этом нисходящую шкалу, аналогичную Гамбхиранате . Его структура арохана-аварохана : S R3 G3 M1 P D3 N3 S : S N3 P M1 G3 S.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Раганидхи П. Субба Рао, паб. 1964, Музыкальная академия Мадраса.
- ^ Перейти обратно: а б Раги в карнатической музыке доктора С. Бхагьялекшми, Паб. 1990, Публикации CBH.