Гаякаприя
Ароханам | S R₁ G₃ M₁ P D₁ N₁ Ṡ |
---|---|
Авароханам | Ṡ Н₁ Д₁ П М₁ Г₃ Р₁ С |
Карнатическая музыка |
---|
Концепции |
Композиции |
Инструменты |
|
Гаякаприя (произносится как гаякаприя) — это рагам в карнатической музыке (музыкальная гамма южноиндийской классической музыки). Это 13-й мелакарта- рагам в системе 72 -мелакарта -рагов карнатической музыки.
он называется Geyahejjujji . В Мутхусвами Дикшитара школе карнатической музыки [ 1 ] [ 2 ]
Структура и Лакшана
[ редактировать ]
Это 1-й рагам в 3-й чакре Агни . Мнемоническое имя — Агни-Па . Мнемоническая фраза: са ра гу ма па дха на . [ 1 ] Его структура арохана-аварохана (восходящая и нисходящая шкалы) выглядит следующим образом ( см. в сварах в музыке Карнатика подробную информацию об обозначениях и терминах ниже ):
(ноты, используемые в этой гамме: шуддха ришабхам, антара гандхарам, шуддха мадхьямам, шуддха дхаиватам, шуддха нишадхам )
Поскольку это мелакарта рагам, по определению это сампурна рагам (имеет все семь нот восходящей и нисходящей гаммы). Это шуддха-мадхьямам, эквивалент Дхаваламбари , который является 49-й мелакартой .
Асампурна Мелакарта
[ редактировать ]Геяхеджуджи — 13-я Мелакарта в первоначальном списке, составленном Венкатамахином . Ноты, используемые в гамме, одни и те же, но восходящая шкала отличается и вакра (зигзагообразное использование нот во фразах шкалы). Это рага шадава-сампурна (6 нот в восходящей гамме и полные 7 в нисходящей гамме). [ 3 ]
Яня рагамс
[ редактировать ]С Гаякаприей связано несколько второстепенных джанья- рагамов (производных гамм), о которых Калагада иногда можно услышать на концертах. См. Список джанья- рагамов , чтобы увидеть все рагамы, связанные с Гаякаприей .
Композиции
[ редактировать ]Вот несколько распространенных композиций, исполняемых на концертах, посвященных Гаякаприе .
- Нада нилай , Котисвара Айер
- Шри Махавишнум, автор: Др. М. Баламураликришна
Мутхусвами Дикшитара Композиция «Рамачандра бхактум» посвящена рагаму «Геяхеджуджджи ».
Связанные рагамы
[ редактировать ]В этом разделе рассматриваются теоретические и научные аспекты этого рагама.
Ноты Гаякаприи , смещенные с помощью Граха бхедама , дают минорную мелакарта рагам Дхатувардани . Граха бхедам — это шаг, предпринятый для сохранения одинаковых относительных частот нот при одновременном смещении шаджама на следующую ноту в рагаме. Более подробную информацию и иллюстрации можно найти в Граха бхедаме на Гаякаприе .
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Раги в карнатической музыке доктора С. Бхагьялекшми, Паб. 1990, Публикации CBH.
- ^ Раганидхи П. Субба Рао, паб. 1964, Музыкальная академия Мадраса.
- ^ Шри Мутхусвами Дикшитар Киртанайгал, автор Сундарам Айер, Издательство музыкальных книг, Майлапур, Ченнаи