Харахараприя
Карнатическая музыка |
---|
Концепции |
Композиции |
Инструменты |
|
Ароханам | S R₂ G₂ M₁ P D₂ N₂ Ṡ |
---|---|
Авароханам | Ṡ N₂ D₂ P M₁ G₂ R₂ S |
Эквивалент | Дориан режим Кафи Таат |
Харахараприя — это рага в карнатской музыке . Это 22-я мелакарта- рага (родительская шкала) в 72-й системе мелакарта- рага. Возможно, первоначально название рагама было Хараприя, но оно было изменено, чтобы соответствовать формуле Катапаяди. Кхарахараприя имеет отчетливую мелодию и раскрывает Каруна расам , вызывая у слушателей пафос. Кафи - тхаат музыки хиндустани является эквивалентом Харахараприи . [ 1 ] [ 2 ] Его западный эквивалент – дорийский лад . Прати Мадхьямам ( M₂ Эквивалентом этой раги ) является Хемавати.
Этимология
[ редактировать ]Существует множество теорий об этимологии имени Харахараприя . Одно из самых популярных убеждений заключается в том, что рагам изначально назывался Самаганам, и когда Равана был пойман Шивой под холмом Кайлаш , пытаясь поднять его, считается, что, чтобы умилостивить господина, Равана спел множество гимнов, восхваляющих господина. , но его сердце остыло только тогда, когда гимн был спет в рагаме и отсюда имя ( хара ) Шива и ( прия ) любили отсюда «Хараприя» – Тот, кто дорог Шиве, и чтобы вписаться в систему Катапаяди согласно мелакарте. система чакр.
Слово Харахараприя может также означать возлюбленную убийцы демона Хара (Хара – демон Хара, Хара – Победитель/Убийца, Прия – Возлюбленная). История убийства Рамой демона Кхара рассказана в 28, 29 и 30 подразделах Аранья Кханды Рамаяны . [ 3 ] Можно предположить, что именно поэтому святой Тьягараджа в XVIII веке возродил эту умирающую древнюю рагу и вдохнул в нее новую жизнь, создав в этой раге множество композиций.
Структура и Лакшана
[ редактировать ]Это 4-я рага в 4-й чакре Веды . Мнемоническое имя — Веда-Бху . Мнемоническая фраза — са ри ги ма па дхи ни . [ 1 ] Его структура арохана-аварохана выглядит следующим образом (подробную информацию о обозначениях и терминах ниже см . в сварах в музыке Карнатика ):
Ноты: чатушрути ришабхам, садхарана гандхарам, шуддха мадхьямам, чатушрути дхаватам и кайсики нишадам . Это сампурна рагам – гамма, включающая все 7 сварамов . Это шуддха-мадхьямам, эквивалент Хемавати , который является 58-й шкалой мелакарты . Поскольку свары Кхарахараприи расположены довольно равномерно и поскольку разрешено несколько различных типов гамак , это очень универсальный, плавный и гибкий рагам, который позволяет проводить сложную мелодическую импровизацию в пределах своей гаммы.
Песни, исполняемые в рагах Кхарахараприя , обычно содержат длинные и сложные алапаны , которые демонстрируют плавность рагама. Песни Кхархараприи обычно предназначены для медленного, среднего или средне-быстрого исполнения, чтобы выявить Каруна-расу и бхаву песни.
Яня рагамс
[ редактировать ]Из-за равномерного расположения свар , многие [джанья] рагамы (производные гаммы) связаны с Кхарахараприей . Это одна из шкал мелакарты, в которой содержится большое количество джанья- рагам. Многие из джанья -рагамов очень популярны сами по себе, их можно дорабатывать и интерпретировать. Некоторые из них — Абхери , Абхоги , Андолика , Бхимплаас (хиндустанская музыка), Бриндавана Саранга , Капи , Мадхьямавати , Мегх (хиндустанская музыка), Мухари , Ретигоула , Шри , Дханашри , Удаяравичандрика и Шриранджани .
, см. в «Списке джанья -рагамов» Полный список гамм, связанных с Кхарахараприей .
Композиции
[ редактировать ]Харахараприя была украшена произведениями многих композиторов. Рагам наиболее тесно связан с Тьягараджем , который первым сочинил множество песен из этого рагама, которые стали популярными и хорошо известными. Однако и Мутхусвами Дикшитар , и Шьяма Шастри не сочиняли крити в «Харахараприе». [ 4 ] Здесь перечислены некоторые из популярных композиций.
- Чаккани Раджамаргаму , Паккала Нилабади , Митри Бхагьяме , Рама ни Саманамевару , Надачи Надачи , Периди нинну , Четулара Шрунгараму , Кори севимпа раре , Пахи Рама Рама Анучу , Видаму Севаяве и Ра ма нияда святого Тьягараджи на телугу
- Сататам таавака пада севанам , автор Свати Тирунал
- Чандамаману Кайвара Нараяна Тата
- Сундара Натараджам Оотукаду Венката Кави на санскрите
- Мувасаи конда тирумал Мутии Бхагаватара на тамильском языке
- Сентил Андаван , Шриниваса Тава Чаранам , Джанаки Пате, Аппан Аватарита Катхамритам и Ганапатие Карунанидхие Папанасама Сивана на тамильском языке.
- Карунаджаларасе рама , автор К. К. Кешава Пиллаи на малаяламе.
- Хариенну Хариенну Пурандара Дасару
- «Бхарати девия нене» на Пурандары даса каннаде и « Оккапарикоккапари» и «Нитьяпуджаливиго на » Аннамачарьи телугу теперь настроены на Кхарахарапии, поскольку оригинальные мелодии были утеряны навсегда.
- Нама Раса Манаве, Кальяни Варадараджан
- Варнам - Вевела Велпулало (Джанака Рага Варна Манджари) Наллан Чакраварти Мурти
Базовая гамма Кхарахараприи использовалась в нескольких песнях из индийских фильмов . Хотя это редко бывает аутентичным, есть несколько песен из фильмов, действие которых происходит в этом масштабе или в гаммах, заимствованных из этого рагама. Популярная песня на каннада «Arādhisuve madanāri» из фильма «Бабхрувахана» (1977) в исполнении доктора К. Раджкумар находится в типичной Кхарахараприе. Популярный тамильский кинокомпозитор MSViswanathan блестяще использовал эту рагу во многих своих песнях, таких как «Maharajan Ullagai» из Карнана , «Maadhavi Ponmayilal» в фильме «Iru Malargal» . Певец Ace П. Унникришнан выпустил свой альбом 2012 года на Lord Ayyappan под названием Shabaimalai Va Charanam Solli Va, в котором он исполнил песню в стиле Kharaharapriya Raagam, выполненную в классической мелодии. Песня также иллюстрирует, как Господь узнал о битве Калари в Чирапанчире , где находится храм под названием Муккал Ваттам, которым даже сейчас управляет Гурувамсам Господа. [ 5 ]
Песни из фильмов
[ редактировать ]Язык: Тамильский
[ редактировать ]Джанья 1: Рагам Карнаранджани , тамильский
[ редактировать ]Песня | Фильм | Композитор | Певица |
---|---|---|---|
Понмагал Вандал (в части Чаранам) | Сорго | МС Вишванатан | ТМ Саундарараджан |
Мегаме Мегаме | Палаивана Солай | Шанкар-Ганеш | Вани Джайрам |
Тирта Караитанили | Тайский Понгал | Илайярааджа | Кей Джей Йесудас , Дженси Энтони |
Аалолам Паадум | Сирайил Пута Чинна Малар | Мано , С. Джанаки | |
Наан Паадум Муна Раагам | Идая Ковил | ИП Баласубрахманьям | |
Иламай Энум Пунгаатру | Пагалил Ору Ираву | ||
Мани Торал | Маатангал Эжу | Видьясагар | |
Рагам Пудху Рагам | Кан Симиттум Нерам | против Нарасимхана | K.J. Yesudas |
Таалаатту | Мамангам | М. Джаячандран | Бомбей Джаяшри |
Песня на хинди «Tumhen Dekhti Hoon To» из фильма «Tumhare Liye» , написанная Джайдевом в исполнении Латы Мангешкар, также была основана на Рагаме Карнаранджани.
Связанные рагамы
[ редактировать ]В этом разделе рассматриваются теоретические и научные аспекты этого рагама.
Ноты Кхарахараприи, если их сдвинуть с помощью Граха бхедама , дают 5 других основных рагам мелакарты, а именно: Кальяни , Хануматоди , Натабхайрави , Шанкарабхаранам и Харикамбходжи . Для получения более подробной информации и иллюстрации Граха-бхедама этого рагама см. Граха-бхедам на Шанкарабхаранам .
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Раги в карнатической музыке доктора С. Бхагьялекшми, Паб. 1990, Публикации CBH.
- ^ Раганидхи П. Субба Рао, паб. 1964, Музыкальная академия Мадраса.
- ^ «Валмики Рамаяна – Аранья Канда: Содержание» .
- ^ Статья с Carnatica.net.
- ↑ Песня, действие которой происходит в Кхарахараприе на Муккал ваттам Айяппан.