Jump to content

Хемачандра

Ачарья
Хемачандра
Сури
Хемачандра
Рисунок Хемчандры на основе Викрама Самвата 1294 года. пальмового листа
Официальное название Ачарья Хемчандра Сури
Персональный
Рожденный
Чангадева

в. 1088 ( см. примечания )
Умер в. 1173 ( см. примечания )
Религия Джайнизм
Родители) Чачинга, Пахини
Секта Святилище
Известные работы Сиддха-Хема-Шабданушашана, Йогашастра
Религиозная карьера
Инициация Сомчандра
Хамбхат
by Devchandrasuri
Почта Ачарья (джайнизм)

Хемачандра святым XII века ( ок. 1088 – ок. 1172/1173 н. э. был индийским джайнским ) , учёным, поэтом, математиком, философом , йогом , грамматистом . [1] теоретик права , [2] [3] историк , [4] лексикограф , ритор , логик , просодист . [5] Отмеченный своими современниками как гений, он получил титул каликаласарваджня , «знающий все знания своего времени» и отец гуджаратского языка .

Родившийся как Чангадева, он был посвящен в джайнистскую школу Шветамбара в 1110 году и взял имя Сомачандра. В 1125 году он стал советником короля Кумарапалы и написал «Арханнити» , труд о политике с джайнской точки зрения. Он также написал «Тришашти-шалака-пуруша-чарита» («Деяния 63 выдающихся людей»), санскритскую эпическую поэму, посвященную истории важных деятелей джайнизма. Позже в своей жизни он изменил свое имя на Хемачандра.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Хемачандра родился в Дхандхуке , на территории современного Гуджарата , в Картика Суд Пурнима (день полнолуния месяца Картика). Дата его рождения различается в зависимости от источников, но общепринятой считается 1088 год. [примечание 1] [6] Его отец, Чачигадева, был Модх Баниа Вайшнавом . Его мать, Пахини, была джайном . [7] [8] Настоящее имя Хемчандры было Чангадева. В детстве джайнский монах Девачандра Сури посетил Дхандхуку и был впечатлен интеллектом юного Хемачандры. Его мать и дядя по материнской линии согласились с Девачандрой, в отличие от его отца, что Хемачандра должен быть его учеником. Девачандра отвез Хемачандру в Кхамбхат , где Хемачандра был передан под опеку местного губернатора Удаяна. Чачига пришел к Удаяне, чтобы забрать своего сына, но был настолько ошеломлен добрым обращением с ним, что решил добровольно оставить сына Девачандре. [9]

Несколько лет спустя Хемачандра был посвящен в джайнского монаха в Магха Суд Чаут (4-й день светлой половины месяца Магха) и получил новое имя - Сомчандра. Удаяна помог Девчандре Сури в церемонии. [7] [8] Он обучался религиозному дискурсу, философии, логике и грамматике и хорошо разбирался в джайнских и неджайнских писаниях. В возрасте 21 года он был рукоположен в сан ачарьи школы Шветамбара джайнизма в Нагауре в современном Раджастхане . В это время его звали Хемачандра Сури. [7] [8] [10] [11]

Хемачандра и Сиддхараджа

[ редактировать ]
Бюст Хемачандры в Университете Хемчандрачарья Северного Гуджарата

В то время Гуджаратом правила династия Чаулукья из Анхилавады (Патан). Неизвестно, когда Хемачандра впервые посетил Патан. Поскольку джайнские монахи являются нищими в течение восьми месяцев и остаются в одном месте во время Чатурмаса , четырех месяцев дождей, он начал жить в Патане в эти периоды и создал там большую часть своих работ. [7] [8]

Вероятно, около 1125 года он был представлен Джаясимхе Сиддхарадже ( эт. 1092–1141) и вскоре приобрел известность при королевском дворе Чаулукья. [8] Согласно « Прабхавакачарите» , Прабхачандры самой ранней биографии Хемачандры, Джаясимха заметил Хемачандру, проходя по улицам своей столицы. Король был впечатлен импровизированным стихом, произнесенным молодым монахом. [12]

В 1135 году, когда Сиддхараджа завоевал малву , он привез из Дхара произведения Бходжи вместе с другими вещами. Однажды Сиддхраджа наткнулся на рукопись Сарасвати-Кантхабхараны (также известной как Лакшана Пракаш ), трактата по грамматике санскрита . Он был настолько впечатлен этим, что приказал ученым при своем дворе составить грамматику, которая была бы такой же простой и ясной. Хемачандра попросил Сиддхараджа найти восемь лучших грамматических трактатов из Кашмира . стиле Панини Аштадхьяи Он изучил их и написал новый труд по грамматике в . [7] [8] Он назвал свою работу «Сиддха-Хема-Шабданушашана» в честь себя и короля. Сиддхараджа был настолько доволен работой, что приказал положить ее на спину слона и пронести по улицам Анхилвад-Патан. [13] Хемачандра также написал « Двьяшрая Кавья» , эпос по истории династии Чаулукья , чтобы проиллюстрировать свою грамматику. [8]

Хемачандра и Кумарапала

[ редактировать ]
Идол Хемачандры в Джайнском центре Нью-Джерси, США

По словам Прабхачандры , произошел инцидент, когда Сиддхараджа хотел убить своего племянника Кумарапалу, потому что было предсказано, что королевство погибнет от рук Кумарапалы. Хемачандра спрятал Кумарапалу под грудой рукописей, чтобы спасти его. [7] Однако подобные мотивы распространены в индийской народной литературе, поэтому маловероятно, что это было реальное историческое событие. Кроме того, многие источники расходятся во мнениях относительно мотивов Сиддхараджи. [7]

Хемачандра стал советником Кумарапалы. [7] [8] Во время правления Кумарапалы Гуджарат стал центром культуры. Говорят, что Хемчандра, используя джайнский подход Анекантавады , продемонстрировал широкий кругозор, что понравилось Кумарапале. [10] Кумарапала был шиваитом и приказал восстановить Сомнатх в Прабхас Патане . Некоторые индуистские святые, завидовавшие растущей популярности Хемачандры среди Кумарапалы, жаловались, что Хемачандра был очень высокомерным человеком, что он не уважал ведических божеств и отказывался поклоняться индуистскому богу Шиве . Когда его пригласили посетить храм во время инаугурации Кумарапалы, Хемачандра с готовностью поклонился лингаму , но сказал:

Бхава Биджанкаура-джанана Рагадьям Кшаямупагата Ясья, Брахма и Вишну, Харо Джино и Намастасмай.

Я склоняюсь перед тем, кто уничтожил такие страсти, как привязанность и злоба, которые являются причиной цикла рождения и смерти; будь он Брахмой , Вишну , Шивой или Джиной . [10] [14]

В конце концов, король стал преданным последователем Хемачандры и поборником джайнизма. [7] [10]

Репрезентативный образ Ачарьи Хемачандры и Махараджи Кумарпалы

Начиная с 1121 года Хемачандра участвовал в строительстве джайнского храма в Таранге . Его влияние на Кумарапалу привело к тому, что джайнизм стал официальной религией Гуджарата, а убой животных был запрещен в штате. Традиция принесения в жертву животных во имя религии в Гуджарате была полностью искоренена. В результате, даже спустя почти 900 лет после Хемчандры, Гуджарат по-прежнему остается преимущественно молочно-вегетарианским штатом, несмотря на обширную береговую линию. [7] [8]

Он объявил о своей смерти за шесть месяцев до этого и в свои последние дни постился — джайнская практика под названием саллехана . Он умер в Анхилавад-Патане. Год смерти в разных источниках разный, но общепринятым считается 1173 год. [6]

Работает

[ редактировать ]

Потрясающий писатель, Хемачандра написал грамматики санскрита просодию и пракрита , поэзию , и , словари , тексты по науке и логике многие разделы индийской философии .

Джайнская философия

[ редактировать ]
Хемачандры XII века Рукопись Йогашастры на санскрите. Текст примечателен использованием миниатюрного шрифта деванагари толщиной 1 мм.

Его систематическое изложение джайнского пути в «Йогашастре» и автокомментариях к ней является очень влиятельным текстом в джайнской мысли. По словам Олле Кварнстрема, это «наиболее полный трактат по шветамбарскому джайнизму ». известный нам [15]

Грамматика

[ редактировать ]
Текст грамматики Хемачандры Сиддхахемашабданушасана на санскрите

Сиддха -Хема-Шабданушашана включает шесть языков: санскрит , «стандартный» пракрит (фактически махараштри пракрит ), шаурасени , магахи , пайшачи , ранее не подтвержденный куликапаишачи и апабхрамша (фактически гурджар апабхрамша, распространенный в области Гуджарат и Раджастан в того времени и предшественник языка гуджарати ). Он дал подробную грамматику апабхрамши, а также проиллюстрировал ее народной литературой того времени для лучшего понимания. Это единственная известная грамматика апабхрамши. [8] Он написал грамматику в виде правил, состоящую из 8 адхьяй (глав) и «Таттвапракаашика пракаш» с «махарнав ньяас» за один год. Джаясимха Сиддхараджа разместил этот труд по грамматике в государственной библиотеке Патана (исторически Анхилпур). С него было сделано множество копий и анонсировано множество схем по изучению грамматики. Ученые по имени Каакал и Кааяст приложили огромные усилия для преподавания грамматики. [16]

Политика

[ редактировать ]

В 1125 году он стал советником Кумарапалы и написал « Арханнити» , труд о политике с джайнской точки зрения. [17] [2]

Поклонение Паршванатхе, Фолио из Сиддхахемашабданушасаны

Чтобы проиллюстрировать грамматику, он написал эпическую поэзию Двьяшрая Кавья по истории династии Чаулукья . Это важный источник по истории региона того времени. [8] Эпическая поэма «Тришаштишалакапурушачаритра» , или «Жизни шестидесяти трех великих людей», представляет собой агиографическое описание двадцати четырех тиртханкаров и других важных личностей, сыгравших важную роль в определении философской позиции джайнов, в совокупности называемых « шалакапуруша », их аскетизма и возможного освобождения от цикла. смерти и возрождения, а также легендарного распространения джайнского влияния. Он до сих пор служит стандартным синтезом исходного материала по ранней истории джайнизма. [8] Приложение к этой работе, Паришиштапарван или Стхавираваличарита , [18] содержит его собственные комментарии и сам по себе является трактатом значительной глубины. [8] Он был переведен на английский язык как «Жизни джайнских старейшин» . [19] В тесте Хемчандра принимает полиандрию Драупади и далее предполагает, что Драупади была Нагасри в одной из своих предыдущих жизней и отравила джайнского монаха. Поэтому ей пришлось несколько жизней страдать в аду и воплощениях животных, прежде чем родиться женщиной, которая позже стала джайнской монахиней. После ее смерти она переродилась как Драупади и вышла замуж за пяти пандавов. [20] Его Кавьянупракаша следует модели Кавья-пракаши кашмирского ритора Мамматы . В своих работах он цитировал других ученых, таких как Анандавардхана и Абхинавагупта . [8]

Лексикография

[ редактировать ]

Абхидхан-Чинтамани (IAST абхидхана-чинтамани-коша) — это лексикон , а Анекарт Коша — это лексикон слов, имеющих несколько значений. Деши-Шабда-Санграхо или Деши-нама-мала — это лексикон местного или несанскритского происхождения. Ниганту Сеша — ботанический словарь. [8]

просодия

[ редактировать ]

Он написал Чандорушасану , произведение по просодии , с комментариями.

Математика

[ редактировать ]
Тринадцать способов расположения длинных и коротких слогов в каденции длиной шесть, показаны здесь с помощью палочек Кюизенера длиной 1 см и 2 см.

Хемачандра, вслед за более ранним Гопалой, описал последовательность Фибоначчи примерно в 1150 году, примерно за пятьдесят лет до Фибоначчи (1202 год). Он рассматривал количество каденций длины n и показал, что они могут быть образованы путем добавления короткого слога к каденции длины n - 1 или длинного слога к одному из n - 2. Это рекурсивное соотношение F ( n ) = F ( n - 1) + F ( n - 2) — это то, что определяет последовательность Фибоначчи. [21] [22]

Он ( ок. 1150 г. ) изучал ритмы санскритской поэзии. Слоги на санскрите бывают длинными или короткими. Длинные слоги в два раза длиннее коротких. Он задал вопрос: сколько ритмических рисунков заданной общей длины можно образовать из коротких и длинных слогов?Например, сколько моделей имеют длину в пять коротких слогов (т.е. пять «долей»)? Их восемь: SSSSS, SSSL, SSLS, SLSS, LSSS, SLL, LSL, LLS. В качестве ритм-паттернов это ххххх, хххх., ххх.х, хх.хх, х.ххх, хх.х., х.хх., ххх. [23]

Другие работы

[ редактировать ]

Другие его работы — комментарии к риторическим произведениям Аланкара Чудамани , Абхидхана-чинтамани , [7] [24] Прамана-миманса (логика), Витарага-стотра (молитвы). [8]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Даты рождения и смерти в разных источниках различаются. Он был инициирован в 21 год.
  • По словам Дандаса (1089–??) [7]
  • Согласно Датте и Джайнскому миру (1088–1173 гг.) [8] [10]
  • Согласно справочнику Гуджарата, том 18 , (1087–1174 гг.) [25]
  • По данным индийских купцов и предпринимателей (1089–1173 гг.) [26]
  1. ^ Датта, Амареш (1987). Энциклопедия индийской литературы: А-Дево . Сахитья Академия. стр. 15–16. ISBN  978-81-260-1803-1 .
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Флюгель, Питер. «Краткая история джайнского права» : 5. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  3. ^ «Гемачандра | Джайнский автор | Британика» . www.britanica.com . Проверено 7 февраля 2022 г.
  4. ^ Сингх, Упиндер (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. п. 241. ИСБН  978-81-317-1677-9 .
  5. ^ Датта, Амареш (1987). Энциклопедия индийской литературы: А-Дево . Сахитья Академия. п. 15. ISBN  978-81-260-1803-1 .
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джоши, Динкар (1 января 2005 г.). Взгляды на индийскую культуру . Звездные публикации. стр. 79–80. ISBN  978-81-7650-190-3 .
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Дандас, Пол (2002). Джайны . Психология Пресс. стр. 134–135. ISBN  978-0-415-26606-2 .
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Датта, Амареш; различные (1 января 2006 г.). Энциклопедия индийской литературы (А То Дево) . Том. 1. Сахитья Академия. стр. 15–16. ISBN  978-81-260-1803-1 .
  9. ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 97.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и «Гемачандра» . Джайнский мир. Архивировано из оригинала 29 апреля 2008 года . Проверено 6 мая 2008 г.
  11. ^ Пандит, Шанкар Пандуранг, изд. (1936). Кумарапалачарита (Пракрта Двьяшрайя Кавья) Хемачандры с комментарием Пурнакалашагани . Книга LX серии «Бомбейский санскрит и пракрит». П.Л. Вайдья (редакция) (2-е изд.). Пуна: Восточный институт Бхандаркара. стр. XXIII–XXV.
  12. ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 83.
  13. ^ Мегани, Джаверчанд (2003). Благородное наследие: Сборник рассказов на основе фольклора Саураштры . Бхаратия Видья Бхаван. п. XVIII.
  14. ^ Энциклопедия восточной философии . Паб Global Vision. 2005. с. 278. ИСБН  978-81-8220-113-2 .
  15. ^ Олле Кварнстрем, Йогашастра Хемачандры: справочник шветамбарского джайнизма двенадцатого века, 2002, введение
  16. ^ «Праставна», Хаим санскрит Правешика Пандита Шивлала Немчанда Шаха, Бхадранкара Пракашана.
  17. ^ «Гемачандра | Джайнский автор | Британика» . www.britanica.com . Проверено 14 ноября 2021 г.
  18. ^ Упиндер Сингх 2016 , стр. 26.
  19. ^ Гемакандра; РСС Файнс (1998). Жизни джайнских старейшин . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-283227-6 .
  20. ^ Донигер 1993 , с. 241.
  21. ^ Коши, Томас (2001). Числа Фибоначчи и Люка с приложениями . Джон Уайли и сыновья . ISBN  9780471399698 . ... до того, как Фибоначчи предложил проблему; их дали Вираханка (между 600 и 800 гг. н.э.), Гопала (до 1135 г. н.э.),...
  22. ^ Тетлоу, Филип (2007). Сеть проснулась: введение в область веб-науки и концепцию . Джон Уайли и сыновья . ISBN  978-0-470-13794-9 . Эта последовательность была впервые описана индийскими математиками Гопалой и Хемачандрой в 1150 году, которые исследовали возможные способы точной упаковки предметов длины 1 и 2 в контейнеры. На Западе его впервые изучили...
  23. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2019 года . Проверено 24 сентября 2019 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  24. ^ Олле Кварнстрем (2002), Йогашастра Хемачандры: Справочник шветамбарского джайнизма двенадцатого века, издательство Гарвардского университета, ISBN   978-0674009349
  25. ^ Гуджарат (Индия) (1984). Справочники . Управление правительственной печати, канцелярских товаров и публикаций. п. 183.
  26. ^ Мехта, Макранд (1 января 1991 г.). Индийские купцы и предприниматели в исторической перспективе: с особым упором на шроффов Гуджарата, 17-19 века . Академический фонд. п. 65. ИСБН  978-81-7188-017-1 .

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Гемакандра. Стхавираваличарита или Паришиштапарван , изд. Х. Якоби, Калькутта, 1883 г.; пер. Файнс (1998).
  • Гемакандра. Йогашастра , изд. Муни Джамбувиджая, 3 тома, Бомбей, 1977–86.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1b913adbe01760ebac4206ac4c9c0da5__1721565780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1b/a5/1b913adbe01760ebac4206ac4c9c0da5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hemachandra - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)