Хемачандра
Ачарья Хемачандра Сури | |
---|---|
Официальное название | Ачарья Хемчандра Сури |
Персональный | |
Рожденный | Чангадева в. 1088 ( см. примечания ) |
Умер | в. 1173 ( см. примечания ) |
Религия | Джайнизм |
Родители) | Чачинга, Пахини |
Секта | Святилище |
Известные работы | Сиддха-Хема-Шабданушашана, Йогашастра |
Религиозная карьера | |
Инициация | Сомчандра Хамбхат by Devchandrasuri |
Почта | Ачарья (джайнизм) |
Часть серии о |
Джайнизм |
---|
Хемачандра святым XII века ( ок. 1088 – ок. 1172/1173 н. э. был индийским джайнским ) , учёным, поэтом, математиком, философом , йогом , грамматистом . [1] теоретик права , [2] [3] историк , [4] лексикограф , ритор , логик , просодист . [5] Отмеченный своими современниками как гений, он получил титул каликаласарваджня , «знающий все знания своего времени» и отец гуджаратского языка .
Родившийся как Чангадева, он был посвящен в джайнистскую школу Шветамбара в 1110 году и взял имя Сомачандра. В 1125 году он стал советником короля Кумарапалы и написал «Арханнити» , труд о политике с джайнской точки зрения. Он также написал «Тришашти-шалака-пуруша-чарита» («Деяния 63 выдающихся людей»), санскритскую эпическую поэму, посвященную истории важных деятелей джайнизма. Позже в своей жизни он изменил свое имя на Хемачандра.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Хемачандра родился в Дхандхуке , на территории современного Гуджарата , в Картика Суд Пурнима (день полнолуния месяца Картика). Дата его рождения различается в зависимости от источников, но общепринятой считается 1088 год. [примечание 1] [6] Его отец, Чачигадева, был Модх Баниа Вайшнавом . Его мать, Пахини, была джайном . [7] [8] Настоящее имя Хемчандры было Чангадева. В детстве джайнский монах Девачандра Сури посетил Дхандхуку и был впечатлен интеллектом юного Хемачандры. Его мать и дядя по материнской линии согласились с Девачандрой, в отличие от его отца, что Хемачандра должен быть его учеником. Девачандра отвез Хемачандру в Кхамбхат , где Хемачандра был передан под опеку местного губернатора Удаяна. Чачига пришел к Удаяне, чтобы забрать своего сына, но был настолько ошеломлен добрым обращением с ним, что решил добровольно оставить сына Девачандре. [9]
Несколько лет спустя Хемачандра был посвящен в джайнского монаха в Магха Суд Чаут (4-й день светлой половины месяца Магха) и получил новое имя - Сомчандра. Удаяна помог Девчандре Сури в церемонии. [7] [8] Он обучался религиозному дискурсу, философии, логике и грамматике и хорошо разбирался в джайнских и неджайнских писаниях. В возрасте 21 года он был рукоположен в сан ачарьи школы Шветамбара джайнизма в Нагауре в современном Раджастхане . В это время его звали Хемачандра Сури. [7] [8] [10] [11]
Хемачандра и Сиддхараджа
[ редактировать ]В то время Гуджаратом правила династия Чаулукья из Анхилавады (Патан). Неизвестно, когда Хемачандра впервые посетил Патан. Поскольку джайнские монахи являются нищими в течение восьми месяцев и остаются в одном месте во время Чатурмаса , четырех месяцев дождей, он начал жить в Патане в эти периоды и создал там большую часть своих работ. [7] [8]
Вероятно, около 1125 года он был представлен Джаясимхе Сиддхарадже ( эт. 1092–1141) и вскоре приобрел известность при королевском дворе Чаулукья. [8] Согласно « Прабхавакачарите» , Прабхачандры самой ранней биографии Хемачандры, Джаясимха заметил Хемачандру, проходя по улицам своей столицы. Король был впечатлен импровизированным стихом, произнесенным молодым монахом. [12]
В 1135 году, когда Сиддхараджа завоевал малву , он привез из Дхара произведения Бходжи вместе с другими вещами. Однажды Сиддхраджа наткнулся на рукопись Сарасвати-Кантхабхараны (также известной как Лакшана Пракаш ), трактата по грамматике санскрита . Он был настолько впечатлен этим, что приказал ученым при своем дворе составить грамматику, которая была бы такой же простой и ясной. Хемачандра попросил Сиддхараджа найти восемь лучших грамматических трактатов из Кашмира . стиле Панини Аштадхьяи Он изучил их и написал новый труд по грамматике в . [7] [8] Он назвал свою работу «Сиддха-Хема-Шабданушашана» в честь себя и короля. Сиддхараджа был настолько доволен работой, что приказал положить ее на спину слона и пронести по улицам Анхилвад-Патан. [13] Хемачандра также написал « Двьяшрая Кавья» , эпос по истории династии Чаулукья , чтобы проиллюстрировать свою грамматику. [8]
Хемачандра и Кумарапала
[ редактировать ]По словам Прабхачандры , произошел инцидент, когда Сиддхараджа хотел убить своего племянника Кумарапалу, потому что было предсказано, что королевство погибнет от рук Кумарапалы. Хемачандра спрятал Кумарапалу под грудой рукописей, чтобы спасти его. [7] Однако подобные мотивы распространены в индийской народной литературе, поэтому маловероятно, что это было реальное историческое событие. Кроме того, многие источники расходятся во мнениях относительно мотивов Сиддхараджи. [7]
Хемачандра стал советником Кумарапалы. [7] [8] Во время правления Кумарапалы Гуджарат стал центром культуры. Говорят, что Хемчандра, используя джайнский подход Анекантавады , продемонстрировал широкий кругозор, что понравилось Кумарапале. [10] Кумарапала был шиваитом и приказал восстановить Сомнатх в Прабхас Патане . Некоторые индуистские святые, завидовавшие растущей популярности Хемачандры среди Кумарапалы, жаловались, что Хемачандра был очень высокомерным человеком, что он не уважал ведических божеств и отказывался поклоняться индуистскому богу Шиве . Когда его пригласили посетить храм во время инаугурации Кумарапалы, Хемачандра с готовностью поклонился лингаму , но сказал:
Бхава Биджанкаура-джанана Рагадьям Кшаямупагата Ясья, Брахма и Вишну, Харо Джино и Намастасмай.
Я склоняюсь перед тем, кто уничтожил такие страсти, как привязанность и злоба, которые являются причиной цикла рождения и смерти; будь он Брахмой , Вишну , Шивой или Джиной . [10] [14]
В конце концов, король стал преданным последователем Хемачандры и поборником джайнизма. [7] [10]
Начиная с 1121 года Хемачандра участвовал в строительстве джайнского храма в Таранге . Его влияние на Кумарапалу привело к тому, что джайнизм стал официальной религией Гуджарата, а убой животных был запрещен в штате. Традиция принесения в жертву животных во имя религии в Гуджарате была полностью искоренена. В результате, даже спустя почти 900 лет после Хемчандры, Гуджарат по-прежнему остается преимущественно молочно-вегетарианским штатом, несмотря на обширную береговую линию. [7] [8]
Смерть
[ редактировать ]Он объявил о своей смерти за шесть месяцев до этого и в свои последние дни постился — джайнская практика под названием саллехана . Он умер в Анхилавад-Патане. Год смерти в разных источниках разный, но общепринятым считается 1173 год. [6]
Работает
[ редактировать ]Потрясающий писатель, Хемачандра написал грамматики санскрита просодию и пракрита , поэзию , и , словари , тексты по науке и логике многие разделы индийской философии .
Джайнская философия
[ редактировать ]Его систематическое изложение джайнского пути в «Йогашастре» и автокомментариях к ней является очень влиятельным текстом в джайнской мысли. По словам Олле Кварнстрема, это «наиболее полный трактат по шветамбарскому джайнизму ». известный нам [15]
Грамматика
[ редактировать ]Сиддха -Хема-Шабданушашана включает шесть языков: санскрит , «стандартный» пракрит (фактически махараштри пракрит ), шаурасени , магахи , пайшачи , ранее не подтвержденный куликапаишачи и апабхрамша (фактически гурджар апабхрамша, распространенный в области Гуджарат и Раджастан в того времени и предшественник языка гуджарати ). Он дал подробную грамматику апабхрамши, а также проиллюстрировал ее народной литературой того времени для лучшего понимания. Это единственная известная грамматика апабхрамши. [8] Он написал грамматику в виде правил, состоящую из 8 адхьяй (глав) и «Таттвапракаашика пракаш» с «махарнав ньяас» за один год. Джаясимха Сиддхараджа разместил этот труд по грамматике в государственной библиотеке Патана (исторически Анхилпур). С него было сделано множество копий и анонсировано множество схем по изучению грамматики. Ученые по имени Каакал и Кааяст приложили огромные усилия для преподавания грамматики. [16]
Политика
[ редактировать ]В 1125 году он стал советником Кумарапалы и написал « Арханнити» , труд о политике с джайнской точки зрения. [17] [2]
Поэзия
[ редактировать ]Чтобы проиллюстрировать грамматику, он написал эпическую поэзию Двьяшрая Кавья по истории династии Чаулукья . Это важный источник по истории региона того времени. [8] Эпическая поэма «Тришаштишалакапурушачаритра» , или «Жизни шестидесяти трех великих людей», представляет собой агиографическое описание двадцати четырех тиртханкаров и других важных личностей, сыгравших важную роль в определении философской позиции джайнов, в совокупности называемых « шалакапуруша », их аскетизма и возможного освобождения от цикла. смерти и возрождения, а также легендарного распространения джайнского влияния. Он до сих пор служит стандартным синтезом исходного материала по ранней истории джайнизма. [8] Приложение к этой работе, Паришиштапарван или Стхавираваличарита , [18] содержит его собственные комментарии и сам по себе является трактатом значительной глубины. [8] Он был переведен на английский язык как «Жизни джайнских старейшин» . [19] В тесте Хемчандра принимает полиандрию Драупади и далее предполагает, что Драупади была Нагасри в одной из своих предыдущих жизней и отравила джайнского монаха. Поэтому ей пришлось несколько жизней страдать в аду и воплощениях животных, прежде чем родиться женщиной, которая позже стала джайнской монахиней. После ее смерти она переродилась как Драупади и вышла замуж за пяти пандавов. [20] Его Кавьянупракаша следует модели Кавья-пракаши кашмирского ритора Мамматы . В своих работах он цитировал других ученых, таких как Анандавардхана и Абхинавагупта . [8]
Лексикография
[ редактировать ]Абхидхан-Чинтамани (IAST абхидхана-чинтамани-коша) — это лексикон , а Анекарт Коша — это лексикон слов, имеющих несколько значений. Деши-Шабда-Санграхо или Деши-нама-мала — это лексикон местного или несанскритского происхождения. Ниганту Сеша — ботанический словарь. [8]
просодия
[ редактировать ]Он написал Чандорушасану , произведение по просодии , с комментариями.
Математика
[ редактировать ]Хемачандра, вслед за более ранним Гопалой, описал последовательность Фибоначчи примерно в 1150 году, примерно за пятьдесят лет до Фибоначчи (1202 год). Он рассматривал количество каденций длины n и показал, что они могут быть образованы путем добавления короткого слога к каденции длины n - 1 или длинного слога к одному из n - 2. Это рекурсивное соотношение F ( n ) = F ( n - 1) + F ( n - 2) — это то, что определяет последовательность Фибоначчи. [21] [22]
Он ( ок. 1150 г. ) изучал ритмы санскритской поэзии. Слоги на санскрите бывают длинными или короткими. Длинные слоги в два раза длиннее коротких. Он задал вопрос: сколько ритмических рисунков заданной общей длины можно образовать из коротких и длинных слогов?Например, сколько моделей имеют длину в пять коротких слогов (т.е. пять «долей»)? Их восемь: SSSSS, SSSL, SSLS, SLSS, LSSS, SLL, LSL, LLS. В качестве ритм-паттернов это ххххх, хххх., ххх.х, хх.хх, х.ххх, хх.х., х.хх., ххх. [23]
Другие работы
[ редактировать ]Другие его работы — комментарии к риторическим произведениям Аланкара Чудамани , Абхидхана-чинтамани , [7] [24] Прамана-миманса (логика), Витарага-стотра (молитвы). [8]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Даты рождения и смерти в разных источниках различаются. Он был инициирован в 21 год.
- По словам Дандаса (1089–??) [7]
- Согласно Датте и Джайнскому миру (1088–1173 гг.) [8] [10]
- Согласно справочнику Гуджарата, том 18 , (1087–1174 гг.) [25]
- По данным индийских купцов и предпринимателей (1089–1173 гг.) [26]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Датта, Амареш (1987). Энциклопедия индийской литературы: А-Дево . Сахитья Академия. стр. 15–16. ISBN 978-81-260-1803-1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Флюгель, Питер. «Краткая история джайнского права» : 5.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Гемачандра | Джайнский автор | Британика» . www.britanica.com . Проверено 7 февраля 2022 г.
- ^ Сингх, Упиндер (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. п. 241. ИСБН 978-81-317-1677-9 .
- ^ Датта, Амареш (1987). Энциклопедия индийской литературы: А-Дево . Сахитья Академия. п. 15. ISBN 978-81-260-1803-1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джоши, Динкар (1 января 2005 г.). Взгляды на индийскую культуру . Звездные публикации. стр. 79–80. ISBN 978-81-7650-190-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Дандас, Пол (2002). Джайны . Психология Пресс. стр. 134–135. ISBN 978-0-415-26606-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Датта, Амареш; различные (1 января 2006 г.). Энциклопедия индийской литературы (А То Дево) . Том. 1. Сахитья Академия. стр. 15–16. ISBN 978-81-260-1803-1 .
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 97.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и «Гемачандра» . Джайнский мир. Архивировано из оригинала 29 апреля 2008 года . Проверено 6 мая 2008 г.
- ^ Пандит, Шанкар Пандуранг, изд. (1936). Кумарапалачарита (Пракрта Двьяшрайя Кавья) Хемачандры с комментарием Пурнакалашагани . Книга LX серии «Бомбейский санскрит и пракрит». П.Л. Вайдья (редакция) (2-е изд.). Пуна: Восточный институт Бхандаркара. стр. XXIII–XXV.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 83.
- ^ Мегани, Джаверчанд (2003). Благородное наследие: Сборник рассказов на основе фольклора Саураштры . Бхаратия Видья Бхаван. п. XVIII.
- ^ Энциклопедия восточной философии . Паб Global Vision. 2005. с. 278. ИСБН 978-81-8220-113-2 .
- ^ Олле Кварнстрем, Йогашастра Хемачандры: справочник шветамбарского джайнизма двенадцатого века, 2002, введение
- ^ «Праставна», Хаим санскрит Правешика Пандита Шивлала Немчанда Шаха, Бхадранкара Пракашана.
- ^ «Гемачандра | Джайнский автор | Британика» . www.britanica.com . Проверено 14 ноября 2021 г.
- ^ Упиндер Сингх 2016 , стр. 26.
- ^ Гемакандра; РСС Файнс (1998). Жизни джайнских старейшин . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-283227-6 .
- ^ Донигер 1993 , с. 241.
- ^ Коши, Томас (2001). Числа Фибоначчи и Люка с приложениями . Джон Уайли и сыновья . ISBN 9780471399698 .
... до того, как Фибоначчи предложил проблему; их дали Вираханка (между 600 и 800 гг. н.э.), Гопала (до 1135 г. н.э.),...
- ^ Тетлоу, Филип (2007). Сеть проснулась: введение в область веб-науки и концепцию . Джон Уайли и сыновья . ISBN 978-0-470-13794-9 .
Эта последовательность была впервые описана индийскими математиками Гопалой и Хемачандрой в 1150 году, которые исследовали возможные способы точной упаковки предметов длины 1 и 2 в контейнеры. На Западе его впервые изучили...
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2019 года . Проверено 24 сентября 2019 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Олле Кварнстрем (2002), Йогашастра Хемачандры: Справочник шветамбарского джайнизма двенадцатого века, издательство Гарвардского университета, ISBN 978-0674009349
- ^ Гуджарат (Индия) (1984). Справочники . Управление правительственной печати, канцелярских товаров и публикаций. п. 183.
- ^ Мехта, Макранд (1 января 1991 г.). Индийские купцы и предприниматели в исторической перспективе: с особым упором на шроффов Гуджарата, 17-19 века . Академический фонд. п. 65. ИСБН 978-81-7188-017-1 .
Источники
[ редактировать ]- Донигер, Венди , изд. (1993), Пурана Переннис: взаимность и трансформация в индуистских и джайнских текстах , State University of New York Press , ISBN 0-7914-1381-0
- Асоке Кумар Маджумдар (1956). Чаулукьяс из Гуджарата . Бхаратия Видья Бхаван. OCLC 4413150 .
- Сингх, Апиндер (2016), История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века , Pearson Education , ISBN 978-93-325-6996-6
- Циннайя, С., Наяра, Гонконг, и Матхура , Р. (2017). Какита Каре Фибоначчи . Бангалор : Книги Пратама.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гемакандра. Стхавираваличарита или Паришиштапарван , изд. Х. Якоби, Калькутта, 1883 г.; пер. Файнс (1998).
- Гемакандра. Йогашастра , изд. Муни Джамбувиджая, 3 тома, Бомбей, 1977–86.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Тришашти Шалака Пуруша Чаритра из Хемчандры английский перевод книг 1–10
- Библиография работ Хемачандры, объект 687. Архивировано 13 ноября 2021 года в Wayback Machine , Карл Поттер, Вашингтонский университет.
- Ачарья Хемчандра, Мадхья-Прадеш, Хинди Грант Академия
- Ритм поэзии
- Золотая середина и физика эстетики
- 1080-е рождения
- 1172 смерти
- Индийские математики XII века
- Индийские философы XII века
- Джайнские ачарьи
- История Гуджарата
- Числа Фибоначчи
- Писатели на гуджаратском языке
- Гуджаратский народ
- Культурная история Гуджарата
- Индийские монахи-джайны
- Индийские джайнские поэты XII века
- Джайнские монахи XII века
- Индийские монахи XII века
- Джайнское право
- Индийские писатели-мужчины
- Индийские историки XII века
- Ученые из Гуджарата
- Шветамбарский монах