Наинси — хьят
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Август 2022 г. ) |
Наинси ри Кхьят (или « Кхьят Наинси конца 17 века. ») - песня марвари и дингала [ 1 ] текст, описывающий историю Марвара . Ее автор Мухнот Наинси , чиновник штата Марвар , основал Хьят (или хронику) на счетах Чарана и традиционном Раджастанском Вате (или летучей мыши) , а также на местных административных записях. [ 2 ] Наинси-ри-Хьят считается самым известным из хьятов. [ 1 ] Хьят содержит коллекцию летучих мышей , а также кавитты , дохи и ваншаваллис ( генеалогии ). [ 3 ]
Хьят включает в себя всеобъемлющий отчет о генеалогиях и историях различных правящих династий в регионах Раджастана и Гуджарата, включая Марвар , Мевар , Джайсалмер , Сирохи , Амер , Дхундхар , Катч , Гуджарат , Тарпаркар и Саураштра . Истории Чауханов , Раторов , Качвахов и Бхати рассматриваются очень подробно. В Хяте подробно упоминаются сражения и люди, погибшие в боях; наряду с названиями фортов , городов , холмов и рек . [ 1 ]
Современный Наинси ри Кхьят основан на версии 1843 года Панны Витху , который заново открыл утерянный текст и обновил его информацией и событиями 18 и 19 веков. [ 4 ]
Автор
[ редактировать ]Мухнот Наинси , автор этого Хьята, однако, был не Чараном , а Освалем мусадди при дворе Джасванта Сингха из Марвара . В начале своей профессиональной карьеры Наинси последовательно назначался хакимом (административным главой) различных парган в Марваре. [ 5 ] Он оставался Диваном Марвара с 1658 года, пока не потерял благосклонность Джасванта Сингха в 1666 году, после чего был заключен в тюрьму.
После смерти Мухнота Наинси его сын Карамси оставил службу махарадже Джасванту Сингху и он вместе со своей семьей поступил на службу под началом Рао Райсингха в Нагауре . Райсингх внезапно скончался 29 мая 1676 года, проболев два-три дня в деревне Солапур. После внезапной смерти Райсингха его офицеры спросили вайдью ( врача ) о причине его смерти. Врач из Гуджарата ответил на гуджарати : « Кармано Дош Хай », подразумевая, что это вина Кармы ( судьбы ). Но вожди Райсингха истолковали, что Карамси (сын Наинси) отравил их хозяина. Из-за этого Карамси был казнен, а Нагауру был отправлен приказ убить остальных членов его семьи. Таким образом, большая часть семьи Наинси была убита и только двое маленьких сыновей Карамси смогли с помощью слуг бежать в Биканер. [ 4 ]
повторное открытие
[ редактировать ]Источник: [ 4 ]
Заслуга повторного открытия и возрождения, а также систематической реорганизации Наинси ри Кхьят принадлежит Панна Виту. XIX века Виту Панна был дингальским поэтом и ученым из Биканера, который заново открыл текст и подготовил копию в 1843 году.
После убийства Мухнота Наинси и всей его семьи всё его имущество и имущество было захвачено Индрой Сингхом . С тех пор рукопись сменила множество владельцев. Говорят, что с оригинального текста были сделаны копии, но ни одна не сохранилась. Многие из чанов в Наинси ри Кхьят были добавлены в коллекцию литературы по ватам Раджастхани, когда она готовилась во второй половине 18 века. Таким образом, некоторые части Наинси ри Кхьят были распространены, и его популярность распространилась по всему региону, включая Биканер . Хотя и не зная, когда и как, Наинси ри Кхьят каким-то образом добрался до Биканера.
В Биканере Панна Витху нашел Кхьят и подготовил его копию в 1843 году, а также добавлял свои собственные материалы везде, где считал необходимым. Благодаря этим дополнениям в некоторых местах даже после 1666 года нашей эры есть упоминания о событиях или списках, связанных с правителями, вождями и т. д. Таким образом, какую бы систематическую форму этот кхьат ни принял сегодня, она является результатом реорганизации текста Панна Витху. И все исторические копии Хьята, доступные сегодня, являются копиями версии Панны Витху.
Источники
[ редактировать ]Этот кхьят основан на отчетах Чарана , чтобы составить всеобъемлющую историю кланов раджпутов. Местами Наинси называет отдельных Чаранов, написавших эти композиции, а в других местах ссылается на анонимный источник как «..aa bat suni hai» (об этом слышали). [ 3 ]
Период авторства
[ редактировать ]Хьят составлялся с 1650 по 1665 год, в течение этого периода Наинси служил Деваном Марвара . [ 6 ]
События, зафиксированные в Хяте
[ редактировать ]Книга открывается описанием джагиров, которыми владел Махараджа Джасвант Сингх в 1664 году нашей эры. Затем история Марвара рассказывается с самого начала, с правления Пратихара в Мандоре и прибытия Рао Сиха Сетрамота, чьи потомки заложили фундамент королевства Ратор . Самая ранняя упомянутая дата - 1427 год эпохи Викрама. Датированная история начинается с воцарения Рао Джодхи (1453 г. н.э.).
Первые 20 правления правителей Марвара, охватывающие период в 260 лет, рассмотрены очень кратко, им посвящено сравнительно мало страниц. Однако пять периодов правления от Рао Мальдео (1532 г. н.э.) до Раджи Сур Сингха (умер в 1619 г.) занимают большую часть кхьата, в то время как последние два правления - период в 45 лет - занимают наибольшую часть.
описание различных деревень штата Марвар После истории дается , организованное соответствующими парганами . Он начинается с исторического представления каждой парганы, а затем среднего дохода каждой деревни в паргане по сравнению с фактическим доходом за 1716, 1717 и 1718 годы эпохи Викрама.
В описании боев приводится список убитых и раненых , а также иногда упоминаются имена других участников боев. Хьят прослеживает происхождение различных кланов раджпутов от небесных источников, а также от более старых кшатриев, кланов таких как Гахадвалы из Каннауджа . Он содержит генеалогии различных групп раджпутов, включая Ратор , Сисодия , Бхати , Джадеджа , Чаухан , Гохил , Соланки , Содха и Качхваха . [ 3 ]
Список хьятов и чанов в тексте
[ редактировать ]- Сисодиям ри Кхьята
- Бунди ра дханийам ри кхьята
- Вагадийа чахуванна ри пидхи
- Вата дахиям ри
- Бумделам ри вата
- Варата гадхабандхава ра дханийам ри
- Бата сирохи ра дханийам ри
- Бхайалам раджапутам ри кхьята
- Вата чахувам сонагарам ри
- Вата сакора ри, бодаамри, хоциям ри
- Бата амахалавадаа патанри
- Вата соланкийам патана айам ри
- Вата рудрамала прасад сиддхарава карайо тина ри
- Вата соланкийам хайраам ри, десури ра дханийам ри
- Качавахам ри Кхьята
- Вата гохилам кхедара дханийам ри
- Памварам ри ты найдешь, Вата памварам ри
- Аамкхала ягалава, раяси махипалота
- Содханри кхьята Вата паракара содхамри
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Паникер, К. Айяппа (1997). Средневековая индийская литература: Обзоры и избранные . Сахитья Академия. ISBN 978-81-260-0365-5 .
- ^ Чаттерджи, Индрани (2004). Незнакомые отношения: семья и история в Южной Азии . Перманентный черный. ISBN 978-81-7824-083-1 .
- ^ Jump up to: а б с Котиял, Тануджа (14 марта 2016 г.). Нарративы кочевников: история мобильности и идентичности в Великой индийской пустыне . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-316-67389-8 .
- ^ Jump up to: а б с «История Раджастана - доктор Хукум Сингх Бхати | PDF» . Скрибд . Проверено 4 мая 2022 г.
- ^ Пибоди, Норберт (2001). «Центы, смысл, перепись: человеческие запасы в поздней доколониальной и ранней колониальной Индии». Сравнительные исследования в обществе и истории . 43 (4): 819–850. ISSN 0010-4175 . JSTOR 2696671 . ПМИД 18646375 .
- ^ Средневековая индийская литература: Антология . Сахитья Академия. 2000. с. 64. ИСБН 978-81-260-0365-5 .
- ^ Гупта, Маник Лал (1989). Источники истории Великих Моголов . Atlantic Publishers & Distri.
- ^ Шарма, Шри Рам (1938). Библиография Индии Великих Моголов (1526–1707 гг. Н.э.) . Издательство Карнатак.