Осада Читторгарха (1567–1568)
Осада Читторгарха (1567–1568) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Моголо-раджпутской войны (1558-1576 гг.) | |||||||||
Вид на Читтор в XXI веке | |||||||||
| |||||||||
Воюющие стороны | |||||||||
![]() | Королевство Мевар | ||||||||
Командиры и лидеры | |||||||||
Акбар Асаф Хан Джалал Хан † Алам Хан † Квази Али Багдади † Адиль Хан † Абдул Маджид Хан † Вазир Хан † Мир Касим † Хусейн Кули Хан † Имтеяз Хан Сайед Джамалуддин Барха † |
Джаймал Ратор † Патта Чундават † Ишвар Дас Чаухан † Угощение Саи Даса Чундвата † Калян Сингх Ратхор (Калла) † Танец Соланки † Додия Тхакур Санда † ават Сахибхан Чаухан † Радж Рана Суртан Сингх Джала † Удайбхан † | ||||||||
Сила | |||||||||
1,00,000 | 7000-8000 кавалеристов и мушкетеров | ||||||||
Жертвы и потери | |||||||||
Тяжелые (около 25 000) | Тяжелый (8000) | ||||||||
|
Осада Читторгарха (23 октября 1567 г. - 23 февраля 1568 г.) была военной экспедицией Империи Великих Моголов под командованием Акбара против королевства Мевар , начавшейся в 1567 году, во время которой Великие Моголы успешно захватили форт Читторгарх после упорной осады, продолжавшейся несколько лет. несколько месяцев.
Акбар в рамках своей экспансионистской политики осадил стратегическую столицу Сисодии Читтор в октябре 1567 года и еще больше придал борьбе религиозный оттенок, объявив ее джихадом против неверных . По наступлению Акбара правитель Сисодии Рана Удай Сингх переехал в горное княжество своего королевства (по совету своих военных советов) и передал форт под командование Джаймала Ратхора .
После более чем четырех месяцев качелей, в ходе которых силы Великих Моголов понесли тяжелые потери, битва в конечном итоге вышла из тупика, когда Джаймал погиб от мушкетного выстрела Акбара 22 февраля 1568 года. Форт был захвачен на следующее утро, в день Холи, после храброе сопротивление раджпутов. Завоевание Читтора было провозглашено Акбаром победой ислама над неверными .
После покорения форта Акбар приказал устроить всеобщую резню населения Читтора, в ходе которой было убито 30 000 мирных индуистов и большое количество женщин и детей было обращено в рабство. Акбар передал форт своему генералу Асаф-хану и вернулся в Агру .
Фон
[ редактировать ]В 1567 году Акбар , подавив восстания узбеков, обратил свое внимание на раджпутские государства Раджастана. Правитель Качхвахи уже признал свое верховенство , Бхармал отправив свою дочь Харку Бай в гарем Великих Моголов , хотя все остальные семьи, кроме Эмбер, все еще были враждебно настроены по отношению к Великим Моголов. Таким образом, Акбар предпринял энергичную экспансионистскую политику, чтобы подчинить их своей власти. [ 1 ] Из-за политической важности Читтора для стабильного пути к малва и Гуджарату , а также для дальнейшего вторжения в Декан, Акбар двинулся с огромной армией и артиллерией из своей столицы Агры и осадил форт 23 октября 1567 года. [ 2 ] [ 3 ] Современные персидские хроники и его придворные также обвиняли Рана Удай Сингха в том, что он предоставил убежище афганскому повстанцу Базу Бахадуру как причину их вторжения. [ 4 ]
Услышав о вторжении Акбара на его территорию, Удай Сингх вместе с королевской семьей по совету своих военных советов и министров бежал в западный пояс Мевара в свой недавно основанный город Удайпур. Некоторые более поздние писатели обвиняли его в трусости и в том, что он является недостойным наследником Рана Санги , хотя ни один современный персидский автор не производил такого впечатления. [ 5 ] Удай Сингх передал форт под командование Джаймала Ратхора с 8000 кавалеристами и несколькими мушкетерами.
Когда Акбар узнал о побеге Удай Сингха, он направил отряд под командованием Хусейна Кули Хана в сторону Удайпура , чтобы схватить его, хотя ему не удалось захватить Рану и он вернулся после разграбления Удайпура и прилегающих к нему районов. [ 6 ] После неудачи Хусейна Кули-хана Акбар послал еще один отряд под командованием Асаф-хана, чтобы захватить Удай-Сингха. Хотя ему тоже не удалось захватить Рану, он разграбил богатый город Рампура (переименованный в Ислампур), который охранял южный фланг Читтора. По словам Акбара , войска Великих Моголов вернулись с огромной добычей и «отправили множество никчемных неверных в обитель погибели». [ 7 ]
Осада
[ редактировать ]Первоначально Моголы пытались атаковать крепость напрямую, но цитадель была настолько прочной, что единственным доступным Моголам вариантом было либо заморить голодом обитателей форта, либо каким-то образом добраться до стен и истощить их. [ 8 ] После того, как первоначальные агрессивные попытки достичь стены потерпели неудачу, Акбар приказал отряду из 5000 опытных строителей, каменщиков и плотников построить сабаты (подходные траншеи) и мины, чтобы добраться до стен. [ 8 ] Две мины и один сабат были построены после значительных потерь, когда три батареи обстреливали форт. Также была использована большая осадная пушка, которая пробивала стены, как только шабаш достиг цели. [ 9 ]

Через пятьдесят восемь дней после начала осады имперские саперы наконец достигли стен Читторгарха. Две мины были взорваны, а стены прорваны ценой 200 человек десанта. Но защитники вскоре закрыли брешь. Затем Акбар неуклонно подвел свою осадную пушку ближе к стенам под прикрытием сабата. Наконец, 22 февраля 1568 года Моголы смогли прорвать стены в нескольких местах одновременно и начать скоординированное нападение. Пока Джаймал ночью восстанавливал повреждения форта, Акбар убил Джаймала выстрелом из мушкета, что подорвало боевой дух защитников, считавших день потерянным. [ 9 ] [ а ]

В ночь на 22 февраля 1568 года несколько женщин-раджпутов в разных местах форта совершили Джаухар (самосожжение огнем), чтобы защитить свою честь от Великих Моголов. [ 11 ] Так, 23 февраля 1568 года, в день индуистского праздника Холи , [ 12 ] Раджпуты, одетые в шафрановые одежды, открыли ворота для последней битвы (Сакха) под предводительством Патты Чундават, и в конце концов ночью форт был захвачен Моголами после отважного сопротивления. [ 13 ] [ 14 ]
Осада также привела к тяжелым потерям на стороне Великих Моголов, где каждый день погибало двести из них. [ 15 ] [ 16 ] В персидских источниках того времени упоминается несколько случаев во время осады, когда сам Акбар едва избежал смерти. [ 17 ]
Последствия
[ редактировать ]После захвата форта 23 февраля 1568 года Акбар приказал устроить всеобщую резню населения Читтора, в ходе которой было убито 30 000 мирных индуистов, находившихся внутри форта, которые в основном не участвовали в боевых действиях. После массовой резни многие женщины и дети были обращены в рабство. [ 18 ] за которым последовало осквернение многих индуистских и джайнских храмов по приказу Акбара. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]
Акбар, который ранее придал религиозную окраску конфликту, объявив его джихадом , впоследствии провозгласил захват форта победой ислама над неверными . Солдат Великих Моголов, погибших в бою, провозгласил Гази Акбар . 9 марта 1568 года он также опубликовал победное письмо, в котором обратился к своим губернаторам Пенджаба по поводу кампании. [ 23 ] [ 24 ] (цитата по Андре Винку )
Мы, насколько это в наших силах, продолжаем заниматься джихадом, и благодаря доброте Всевышнего Господа, который способствует нашим победам, нам удалось занять ряд фортов и городов, принадлежащих неверным, и утвердил там ислам. С помощью нашего кровожадного меча мы стерли следы неверности из их сознания и разрушили храмы в тех местах, а также по всему Индостану:
Акбар пробыл в Читторгархе три дня, прежде чем отправиться к храму Мойнуддина Чишти (босиком), как часть своей клятвы посетить храм после завоевания Читтора. Акбар передал управление фортом своему доверенному генералу Асаф-хану и вернулся в Агру. [ 26 ] [ 27 ]
Вернувшись в Агру , Акбар воздвиг статуи Джаймала и Патты возле своего форта в знак уважения к их отважному сопротивлению. [ 28 ] или унизить их как своих привратников. [ 29 ] Акбар также прокомментировал их в своем победном письме. (перевод Иштияка Ахмада Зилли ) [ 30 ]
Опасаясь приближения имперских знамен, он (Удай Сингх) оставил своих дядей Сахидаса, Джаймала, Удаибхана и Патту, которые известны своей доблестью среди неверных, да оставит их Аллах и приведет их в обитель погибели, и которые считаются быть равным тысяче всадников по бесстрашию и силе:
Акбар о Джаймале и Патте в его Фатнаме
Жестокая судьба Читтора стала переломным моментом в завоевании Акбаром северной Индийской равнины и в его отношениях с раджпутскими государствами. [ 31 ] Сокращение Читтора привело к тому, что под его властью оказались почти все ведущие раджпутские королевства, которые были враждебно настроены по отношению к нему до битвы. [ 32 ] Однако Удай Сингх II , Рана Мевара, продолжал оставаться на свободе до своей смерти четыре года спустя. [ 33 ] Его сын Махарана Пратап выиграл битву при Халдигати . Несмотря на то, что в 1582 году он боролся за территорию Мевара в ходе партизанской войны, ему удалось вернуть себе весь Мевар до своей смерти. В битве при Деваире он сломил высокомерие Великих Моголов так, что оно начало ужасать Акбара. Акбар был таким трусом, что никогда не выходил на поле битвы перед Виром Широмани Махараной Пратапом джи. [ 34 ]
Традиции
[ редактировать ]Джаухар 1568 года является частью региональной легенды, и местные жители вспоминают его на индуистском фестивале Холи (в день разграбления Читтора) как день резни в Читторгархе Акбаром, причем «красный цвет обозначает кровь, пролитую в тот день». ". [ 35 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Завоевание Читтора Великими Моголов было частью Sony телесериала «Бхарат Ка Вир Путра – Махарана Пратап», основанного на жизни Махараны Пратапа . была изображена осада форта В более чем пятидесяти эпизодах сериала под названием Chittor par Sankat . [ 36 ]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ↑ В некоторых балладах раджпутов утверждается, что Джаймал не умер на месте после выстрела из мушкета Акбара, а был убит на следующее утро во время последней атаки. Историк Гауришанкар Хирачанд Оджа также согласился с этой точкой зрения. Однако современные записи раджпутов и джайнов утверждают, что Джаймал умер на месте. Все современные источники Великих Моголов также утверждали, что Джаймал умер на месте. [ 10 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Хан 1968 , с. 32.
- ^ Шарма 1962 , с. 68.
- ^ Сомани 1976 , с. 206.
- ^ Шарма 1962 , с. 66.
- ^ Шарма 1962 , с. 70.
- ^ Сомани 1976 , с. 210.
- ^ Ахмад Зилли 1971 , с. 352, 358.
- ^ Jump up to: а б Чандра 2005 , с. 107.
- ^ Jump up to: а б Ричардс 1995 , с. 26.
- ^ Шарма 1962 , с. 76.
- ^ Шарма 1962 , с. 77.
- ^ Харлан 2003 , с. 161.
- ^ Сомани 1976 , с. 215.
- ^ Чандра 1993 , с. 18: «Осада Читтора Акбаром, доблестное сопротивление раджпутов под предводительством Джаймала и Патты, последующий Джаухар со стороны раджпутов и завоевание форта Акбаром стали сагой многих сказок и баллад в Раджастане»
- ^ Чандра 1993 , с. 18: «Нам говорят, что осаждающие теряли около 200 человек каждый день»
- ^ Сомани 1976 , с. 213.
- ^ Сомани 1976 , с. 213–214: «Акбар несколько раз удивительным образом спасался от шаров. Однажды, когда он был с проверкой в сторону Лахота Бари, мяч упал рядом с ним и убил Джалал Хана, стоявшего рядом с ним. В другой раз, когда он был По направлению к Читтори Бурдж, внезапно рядом с ним упал снаряд из форта и убил двадцать человек. Точно так же пуля убила Хан-Алама, мужчину, стоявшего рядом с ним, и Низамуддина Ахмада. рассказал о подобных инцидентах (II): Основная батарея была установлена перед Лахота Бари, где были размещены Хусейн Хан Чугатай, Ихтияр Хан, Квази Али Багдади и другие. Другая батарея была установлена перед Сураджполем под руководством Суджха-ат-Хана, Раджи Тодармала, Касим-хана и т. д. К югу от форта была выставлена батарея под командованием Асаф-хана, Ходжи Абдул-Мазида и т. д.»
- ^ Wink 2011 , с. 128: «Можно утверждать, что сам Акбар все еще практиковал чингисидский кодекс неизбирательных убийств и порабощения во время завоевания раджпутской крепости Читор в 1567 году. Тот же кодекс все еще практиковался некоторыми из его генералов в тот же период».
- ^ Худжа, Рима (2006). ИСТОРИЯ РАДЖАСТАНА (ПБ) . Рупа и компания. п. 463. ИСБН 978-81-291-1501-0 .
Последующее разграбление Читтора сопровождалось резней около 30 000 выживших мирных жителей, многие из которых были крестьянами из окрестных районов, искавшими убежища в форте.
- ^ Чандра 1993 , с. 21: «Раздраженный упорством сопротивления, Акбар приказал устроить всеобщую резню, в ходе которой было убито около 30 000 человек, включая защитников и большое количество крестьян, укрывшихся в форте. Большое количество людей было взято в плен. заключенные"
- ^ Шарма 1962 , с. 79.
- ^ Ахмад Зилли 1971 , с. 355: «Победа пришла только с помощью Аллаха Могучего, Мудрого, все победоносные войска вошли в форт. группы от двух до трехсот человек были казнены, а их женщины и дети взяты в плен согласно обещанию: «Аллах обещал вам множество приобретений, которые вы возьмете».
- ^ Чандра 1993 , с. 21: «Хотя Раджа Бхагвант Сингх был рядом с Акбаром на протяжении всей осады, длительное сопротивление раджпутов побудило Акбара приветствовать битву против Рана Джихада и всех тех, кто пал в битве как гази. Этот аспект был дополнительно подчеркнут в фатанаме , который Акбар издал после победы, почти по образцу фатанамы, изданной Бабуром после его победы над Сангой"
- ^ Хан 1968 , с. 32: «Публичное проявление позиции Акбара во время осады Читтора (1568 г.) в этой связи весьма поучительно. Падение Читтора было провозглашено им победой ислама над неверными. Фатанама, изданная 9 марта 1568 г., передала Известие о его победе при Читторе, полученное офицерами Пенджаба, настолько наполнено нетерпимыми высказываниями и настроениями и изложено на таком агрессивном языке, что он мог бы выгодно конкурировать с аналогичными документами, изданными наиболее ортодоксальными из мусульманских правителей Индии».
- ^ Подмигните, Андре (2008). Акбар . Публикации Oneworld. стр. 88–89. ISBN 978-1-85168-605-6 .
Завоевание крепости Читор было провозглашено самим Акбаром победой ислама над неверными. фатнама, или «декларация победы», изданная 9 марта 1568 года и сообщающая властям Пенджаба известие об этом завоевании, полна заявлений о нетерпимости и сформулирована на самом агрессивном языке исламской ортодоксальности. «По указанию слова Божьего, — объявил Акбар в этом документе, — мы, насколько это в наших силах, остаемся занятыми джихадом и благодаря доброте Всевышнего Господа, который является покровителем наших побед, нам удалось занять ряд крепостей и городов, принадлежавших неверным, и утвердить там ислам. С помощью нашего кровожадного меча мы стерли следы неверия из их памяти и уничтожили. храмы в тех местах, а также по всему Индостану» (Хан, прим. 16)
- ^ Сомани 1976 , с. 217.
- ^ Шарма 1962 , с. 80.
- ^ Чандра 1993 , с. 23.
- ^ Ванина, Евгения (2019). «Памятники врагам? Статуи раджпутов в столицах Великих Моголов» . Журнал Королевского азиатского общества . 29 (4). Издательство Кембриджского университета: 683–704. дои : 10.1017/S1356186319000415 . ISSN 1356-1863 . S2CID 211645258 .
- ^ Ахмад Зилли 1971 , с. 352.
- ^ Чандра 1993 , с. 17.
- ^ Хан 1968 , стр. 32–33: «Возврат джизии в 1575 году был логической кульминацией этой политики. Судя по всему, эта политика Акбара в целом была успешной в достижении цели, которую он имел в виду: примечательно, что все важные вожди раджпутов, за исключением Сисодиаса, присоединились к службе Акбару после падения Читтора, а не до него. Факторами, побудившими раджпутов присоединиться к службе Великих Моголов, было что угодно, только не их понимание отношения Акбара к немусульманам».
- ^ Ричардс 1995 , с. 27.
- ^ Чандра 2005 , стр. 121–122.
- ^ Харлан 2003 , с. 162.
- ^ «Осада Читтора!» . The Tribune India (пресс-релиз). 2015 . Проверено 17 апреля 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Ахмад Зилли, Иштияк (1971). «ФАТНАМА-И ЧИТОР, МАРТ 1568 ГОДА, АННОТИРОВАННЫЙ ПЕРЕВОД» . Труды Индийского исторического конгресса . 33 : 350–361. ISSN 2249-1937 . JSTOR 44145352 .
- Чандра, Сатиш (1993). Религиозная политика Великих Моголов, раджпуты и Декан . Издательство Викас. ISBN 978-0-7069-6385-4 .
- Чандра, Сатиш (2005). Средневековая Индия: От султаната до части Великих Моголов - II (пересмотренная ред.). Публикации Хар-Ананда. ISBN 9788124110669 .
- Харлан, Линдси (2003). Приспешники богинь: гендер в поклонении индийским героям . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-534834-7 .
- Хан, Иктидар Алам (1968). «Дворянство при Акбаре и развитие его религиозной политики, 1560–80» . Журнал Королевского азиатского общества . 100 (1). Издательство Кембриджского университета: 29–36. дои : 10.1017/S0035869X00126115 . JSTOR 25203020 . S2CID 159780897 .
- Ричардс, Джон Ф. (1995) [1993]. Империя Великих Моголов . Новая Кембриджская история Индии. Том. 5. Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521566032 .
- Шарма, Гопинатх (1962). Мевар и императоры Великих Моголов: 1526–1707 гг. Н.э. Шива Лал Агарвала.
- Сомани, Рам Валлабх (1976). История Мевара с древнейших времен до 1751 года нашей эры. Матешвари. OCLC 2929852 .
- Подмигните, Андре (2011). «Посткочевые империи: от монголов до Великих Моголов». В Питере Фибигере Бэнге ; Калифорния Бэйли (ред.). Подчиненные империи в глобальной истории . Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания. ISBN 978-0-230-30841-1 .