Осада Читторгарха (1303 г.)
Осада Читторгарха | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть списка войн между Королевством Мевар и Делийским султанатом. | |||||||||
| |||||||||
Воюющие стороны | |||||||||
Делийский султанат | Династия Гухила | ||||||||
Командиры и лидеры | |||||||||
Алауддин Халджи |
Ратнасимха Рана Лакхан † Ари Сингх † [ 1 ] | ||||||||
Жертвы и потери | |||||||||
Неизвестный | 30 000 убитых. [ 2 ] | ||||||||
Осада Читторгарха произошла в 1303 году, когда Халджи правитель Алауддин Халджи ( годы правления 1296–1316 ) захватил и разграбил форт Читтор , свергнув Гухил короля Ратнасимху , после восьмимесячной осады. Конфликт описан в нескольких легендарных источниках, в том числе в исторической эпической поэме «Падмават» , в которой утверждается, что мотивом Алауддина было желание заполучить прекрасную жену Ратнасимхи Падмини ; хотя большинство историков считают эту легенду исторически неточной. Алауддин приказал забросать форт камнями из своих осадных машин ( мунджаников ). Когда форт был штурмован, женщины- раджпуты совершили Джаухар, в то время как большинство воинов погибли, защищая форт. Город Читтор был полностью разграблен армией Алауддина, а несколько храмов были осквернены.
Фон
[ редактировать ]Областью Мевар на северо-западе Индии правила династия Гухила , резиденция которой располагалась в форте Читтор ( Читторгарх ). В 1299 году генерал Алауддина Улуг-хан совершил набег на регион Мевар по пути в Гуджарат . Однако, похоже, это был легкий рейд, а не серьезное вторжение. Царь Гухил Самарасимха защищал свою страну от налетчиков. [ 3 ] возможно, заплатив дань . [ 4 ]
В 1301 году Алауддин завоевал Рантхамбор , располагавшийся между Дели и Читтором, а затем вернулся в Дели. В том же году Ратнасимха взошел на трон Читтора. [ 5 ] В более поздних легендах, основанных на Малика Мохаммада Джаиси эпической поэме «Падмават», говорится, что Алауддин вторгся в Читтор, чтобы заполучить Рани Падмини , королеву Ратнасимхи (в этих легендах ее называли Ратан Сен или Ратан Сингх). Согласно этим легендам, человек по имени Рагхава рассказал Алауддину о необыкновенной красоте Падмини. [ 6 ] Однако Падмини не находит упоминаний в самых ранних записях о завоевании Читтора Алауддином, таких как хроники Амира Хосрова , Барани и Исами . Большинство современных историков отвергли подлинность легенды о Падмини. [ 7 ]
Осада
[ редактировать ]28 января 1303 года Алауддин начал свой марш на Читтор с большой армией. Подойдя к форту, он разбил лагерь между реками Берах и Гамбхири . Затем его армия окружила форт со всех сторон. Алауддин расположился на холме Читори, расположенном к северу от форта. [ 8 ]
Осада продолжалась почти восемь месяцев, что позволяет предположить, что защитники оказали сильное сопротивление. Амир Хосров , сопровождавший Алауддина в Читтор, кратко описал осаду в своей книге «Хазаин уль-Футух» . Однако подробного отчета об осадных операциях нет. [ 9 ] Хосров подразумевает, что лобовые атаки захватчиков дважды провалились. Он утверждает, что за два месяца сезона дождей захватчикам удалось достичь «пояса» холма, но продвинуться дальше они не смогли. Алауддин приказал забросать форт камнями из осадных машин ( мунджаников ). В то же время его бронетанковые солдаты атаковали его со всех сторон. [ 8 ]
Гарнизон форта, возможно, пострадал от голода или эпидемии. 26 августа 1303 года Алауддин вошел в форт. [ 8 ] После своей победы Алауддин приказал устроить всеобщую резню населения Читтора. По словам Амира Хосрова, из-за этого приказа 30 000 индусов были «вырублены, как сухая трава». [ 10 ] Напротив, Банарши Прасад Саксена утверждает, что цифра в 30 000 человек, вероятно, является преувеличением и неточной, поскольку три и тридцать представлены аналогичным образом в персидских анналах. [ 11 ]
После разграбления крепости женщины -раджпуты совершили Джаухар , в то время как большинство воинов погибли, защищая форт. [ 12 ] [ 13 ] Хотя точное место совершения Джаухара неизвестно, историк Р. В. Сомани предположил, что оно произошло недалеко от Гаумукунда или внутри дворцов. [ 14 ]
Судьба Ратнасимхи
[ редактировать ]Сведения о том, что случилось с Ратнасимхой , правителем Читтора, расходятся. Ранние мусульманские летописцы, такие как Амир Хосров , Зиауддин Барани и Исами , заявляют, что неназванный правитель («Рай») Читтора сдался Алауддину и был помилован. [ 15 ] [ 16 ] Джайнский (1336 г. писатель Какка Сури ) утверждает, что Алауддин забрал его богатство и «заставил его перемещаться, как обезьяну, из одного города в другой». [ 17 ]
Кумбхалгарх (хвалебная надпись) 1460 г. н.э., которая является самой ранней индуистской записью об осаде, утверждает , прашасти что Ратнасимха «ушел» с поля битвы, после чего Лакшмасимха умер, защищая форт, потому что только трусы оставили «устоявшиеся традиции семьи». «, в то время как «те, кто доблестны и упорны, не отказываются от своих поисков». [ 18 ] [ 19 ] Современные историки интерпретируют слово «ушедший» ( ворота Тасмин на санскрите ) по-разному, означая либо то, что Ратнасимха погиб, сражаясь на поле битвы, либо покинул защитников и сдался. [ 20 ]
Легенда Падмавата утверждает , что Ратнасимха («Ратан Сен») погиб в бою с правителем Кумбхалнера до завоевания форта Алауддином. [ 21 ] В «Наинси ри Кхьят » летописец 17 века Мухнот Наинси , писавший под покровительством раджпутов, утверждает, что Ратнасимха погиб на поле битвы. [ 6 ]
Последствия
[ редактировать ]Город Читтор был полностью разграблен армией Алауддина. Было осквернено большое количество храмов, в том числе давний храм Солнца, посвященный богине Кали , где была осквернена икона Сурьи ( солнечного божества индуистов индуистской ). Однако большинство этих храмов были отремонтированы правителями младшей линии Сисодия, но затем были снова осквернены Бахадур-шахом и Акбаром , когда они разграбили город в 1535 и 1568 годах соответственно. [ 22 ]
Алауддин поручил Читтор своему сыну Хизр-хану (или Хидр-хану), которому было 7 или 8 лет. Форт Читтор был переименован в «Хизрабад» в честь принца. [ 15 ] Хизр-хану подарили расшитое золотом одеяние и красный балдахин, который обычно дарили наследнику . Алауддин пробыл в Читторе еще семь дней, а затем уехал в Дели, вероятно, узнав о монгольском нашествии . [ 6 ] Важная надпись в Читторе, датированная 13 мая 1310 года, записывающая Алауддина как правителя, указывает на то, что Халджи не покидали это место до этого периода. [ 23 ]
Поскольку Хизр-хан был еще ребенком, фактическое управление было передано рабу по имени Малик Шахин, который занимал должность наиб-и барбека (заместителя управляющего королевским двором) и которого Алауддин называл своим сыном. [ 15 ] По словам летописца XIV века Исами , Малик Шахин покинул форт некоторое время спустя, потому что боялся Вагела короля Карны , которому удалось отбить соседний регион Гуджарата после вторжения Алауддина в 1299 году . [ 24 ]
Позже Алауддин решил, что лучше всего управлять Читтором косвенно, через индуистского правителя. Он передал управление Читтором от Хизр-хана вождю чахамана Маладеве (Мальдео), которого поддержали местные жители. [ 24 ] Маладева был братом Канхададевы . Он спас жизнь Алауддина от несчастного случая во время осады Алауддином форта Джалор Канхададевы. [ 25 ] Когда бы он ни приказал, он предоставил в кампании Алауддина 5000 всадников и 10000 пехотинцев. Он приносил подарки Алауддину во время своего ежегодного визита к императорскому двору, где тот был удостоен ответной чести. [ 24 ] Алауддин содержал имперский гарнизон в Читторе, и там была обнаружена одна из его надписей (датированная маем 1310 г.). [ 24 ]
По словам летописца XVI века Фиришты, когда Алауддин был на смертном одре, правитель Читтора восстал и казнил имперских солдат, расквартированных в форте. После смерти Маладевы около 1321 года форт перешёл под контроль Хаммира Сингха , правителя сисодийской ветви Гухилас. [ 24 ] Однако историк Питер Джексон считает, что форт оставался под контролем губернаторов, присланных из Дели, даже во время правления первых двух правителей Туглуков (1321–1350), о чем свидетельствуют эпиграфические свидетельства. По словам Джексона, рассказы о Маладеве и Сисодиасе возникли из санскритского эпоса и кажутся неточными. [ 26 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рима Худжа 2006 , с. 313: «Много написано об осаде и храбрости ее защитников, выдающимися среди которых были Рана Лакхан-Си (Лакшманасимха, или Лакшман Сингх) из поместья Сисода, и его семь сыновей, члены младшей линии правящего Мевара. семья"
- ^ Мехта, Джасвант Лал (1979). Расширенное исследование истории средневековой Индии . Стерлинг Паблишерс Пвт. ООО с. 149. ИСБН 978-81-207-0617-0 .
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , с. 84.
- ^ Питер Джексон 2003 , с. 197.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , с. 117.
- ^ Jump up to: а б с Кишори Саран Лал 1950 , с. 120.
- ^ Сатиш Чандра 2004 , с. 89.
- ^ Jump up to: а б с Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 367.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , с. 118.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , стр. 119–120.
- ^ Рам Валлабх Сомани 1976 , с. 97: «По мнению Б.П. Саксены, убийство тридцати тысяч — это заведомо ошибка, так как в персидском письме три и тридцать пишутся больше ИЗ меньше» путь славы (М. Хабиб и Низами — op.lt, стр. 868 фр.) "
- ^ Сатиш Чандра (2007). История средневековой Индии: 800–1700 гг . Ориент Лонгман. п. 98. ИСБН 978-81-250-3226-7 .
Алауддин тесно инвестировал в Читтор. После нескольких месяцев доблестного сопротивления осаждённых Алауддин взял форт штурмом (1303 г.). Раджпуты совершили джаухар, и большинство воинов погибли в боях. Падмини и другие королевы также пожертвовали своей жизнью. Но похоже, что Ратан Сингх был схвачен живым и какое-то время держал в плену.
- ^ Рима Худжа 2006 , с. 308: «Амира Хосрова в работах не упоминаются несколько эпизодов, неприятных султану, в том числе убийство Джалалуддина Хильджи его племянником Алауддином; Поражение Алауддина от рук монголов; и осада Дели монголами. Шривастава также утверждает, что было бы неправильно говорить, что Джаяси выдумал всю историю Падмини. Он утверждает, что «Джаяси написал роман, сюжет которого он заимствовал из «Хазайн-уль-Футух» Амира Хосрова», и, признавая, что «большинство романтических деталей «Падмавата» Джаяси вымышлены», утверждает, что «основной сюжет романа История о том, что Алауддин возжелал Падмини и показала ее в зеркале похотливому султану, арестовавшему ее мужа, скорее всего, основана на исторической правде. Далее он предполагает, что женщины исполнили Джаухар после ареста Ратана Сингха, а затем раджпуты напали на захватчиков и спасли Рана, но они были перерублены до мужчины, а форт и страна перешли в руки Алауддина».
- ^ Рам Валлабх Сомани 1976 , с. 97: «Наконец, когда запасов продовольствия стало недостаточно, раджпуты решили совершить Джаухар. Точное место, где это было совершено, неизвестно. Однако кажется, что это могло совершаться либо возле Гомуха, либо внутри дворцов. "
- ^ Jump up to: а б с Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 368.
- ^ Адитья Бел 2012 , с. 177.
- ^ Шьям Сингх Ратнават и Кришна Гопал Шарма 1999 , стр. 124.
- ^ Раджендра Сингх Кушваха 2003 , с. 273.
- ^ Манджит Сингх Ахлувалия 1978 , с. 96.
- ^ Акшая Кирти Вьяс 1937 , стр. 313–314.
- ^ Рамья Шринивасан 2007 , с. 209.
- ^ Андре Винк (1991). Аль-Хинд Создание индо-исламского мира: цари-рабы и исламское завоевание: 11–13 века . Брилл. стр. 325–326. ISBN 9004102361 .
Читоргарх, самая известная из раджпутских крепостей, основанная около 728 года нашей эры, была взята мусульманскими армиями трижды: первый раз - Ала ад-Дином Халаджи в 1303 году, второй - Бахадур-шахом в 1535 году и третий - Акбаром в 1567 году. Здесь мы снова находим множество храмов, построенных в пятнадцатом веке, когда произошло возрождение джайнской архитектуры. Но часто, как в случае с храмом Мирабаи, возведенным в 1449 году нашей эры Рана Кумбхой из династии Мевар, они были построены на фундаменте восьмого или девятого века, который был снесен столетиями ранее. Другим примером является храм Солнца в Читоргархе, датируемый, вероятно, восьмым веком, где Сурья обезображен мусульманскими иконоборцами с одной стороны храма, а с другой стороны оставлен нетронутым; сам храм был повторно посвящен Кали после того, как он был разрушен Халаджи, а затем снова Бахадур Шахом и Акбаром.
- ^ Труды, том 28 . Конгресс истории Индии . 1966. с. 147.
- ^ Jump up to: а б с д и Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 371.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , с. 130.
- ^ Питер Джексон 2003 , с. 198.
Библиография
[ редактировать ]- Адитья Бел (2012). Тонкая магия любви: индийская исламская литературная традиция, 1379–1545 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-514670-7 .
- Акшая Кирти Вьяс (1937). «Первая и третья плиты Кумбхалгархской надписи VS 1517» . В Н. П. Чакраварти (ред.). Эпиграфия Индика . Том. XXIV. Археологическая служба Индии. стр. 313–314. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Банарши Прасад Саксена (1992) [1970]. «Хальджи: Алауддин Халджи». В Мохаммаде Хабибе и Халик Ахмад Низами (ред.). Всеобъемлющая история Индии: Делийский султанат (1206–1526 гг. Н.э.) . Том. 5 (Второе изд.). Конгресс истории Индии / Народное издательство. OCLC 31870180 .
- Кишори Саран Лал (1950). История Халджиса (1290–1320) . Аллахабад: Индийская пресса. OCLC 685167335 .
- Мохаммад Хабиб (1981). Политика и общество в период раннего средневековья . Народное издательство. OCLC 923204503 .
- Питер Джексон (2003). Делийский султанат: политическая и военная история . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-54329-3 .
- Манджит Сингх Ахлувалиа (1978). Мусульманская экспансия в Раджастане: отношения Делийского султаната с Раджастаном, 1206–1526 гг . Югантар.
- Раджендра Сингх Кушваха (2003). Немного истории Бхаратии . Океан. ISBN 978-81-88322-40-4 .
- Рамья Шринивасан (2007). Множество жизней королевы раджпутов: героическое прошлое Индии, ок. 1500–1900 гг . Вашингтонский университет Press. ISBN 978-0-295-98760-6 .
- Сатиш Чандра (2004). Средневековая Индия: От султаната к Моголо-Делийскому султанату (1206–1526) – Часть первая . Публикации Хар-Ананда. ISBN 978-81-241-1064-5 .
- Шьям Сингх Ратнават; Кришна Гопал Шарма, ред. (1999). История и культура Раджастана: с древнейших времен до 1956 года нашей эры. Центр исследований Раджастана, Университет Раджастана. п. 124.
- Рима Худжа (2006). История Раджастана (ПБ) . Рупа и компания. ISBN 978-81-291-1501-0 .
- Рам Валлабх Сомани (1976). История Мевара с древнейших времен до 1751 года нашей эры. Матешвари. OCLC 2929852 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Описание завоевания Читтора в Хазайн уль-Футух придворным Алауддина Амиром Хосровом