Канхададева
Канхададева | |
---|---|
Король Джавалипуры | |
Царствование | в. 1291–1311 гг. н.э. |
Предшественник | Самантасимха |
Проблема | Вирамадева |
Династия | Чахаманас из Джалора |
Отец | Самантасимха |
Канхададева ( IAST : Kānhaḍa-deva, 1292–1311 гг. н. э.) был царем, принадлежащим к династии Чахамана , который правил территорией вокруг Джавалипуры (современный Джалор в Раджастхане ). Первоначально он руководил администрацией совместно со своим отцом Самантасимхой и помогал отражать вторжения со стороны Делийского султаната .
После того, как правитель Дели Алауддин Халджи завоевал соседний форт Сивана , армии Канхададевы провели с ним несколько стычек. В 1311 году Канхададева потерпел поражение и был убит в результате нападения генерала Алауддина Малика Камалуддина . Он прославляется как герой в Канхададе Прабандхе , стихотворении Падманабхи 1455 года .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Канхададева был сыном своего предшественника Самантасимхи . Он был также известен как «Дасам Салиграма» и «Гокуланатха». [ 1 ] По словам летописца 17 века Мунхота Наинси , у него был брат по имени Маладева. [ 2 ]
Совместное управление с Самантасимхой
[ редактировать ]Как наследник , Канхададева помогал своему отцу в управлении, по крайней мере, с 1296 года нашей эры. [ 2 ] [ 3 ] Надпись на колонне 1296 года, обнаруженная в Топхане в Джалоре, гласит, что Канхададева разделил бремя управления во время правления своего отца. [ 4 ] 1299 года н. э. Надпись Чохтан также относится к совместному правлению дуэта отца и сына. [ 4 ] Никаких надписей времен правления Канхададевы обнаружено не было, но последняя сохранившаяся надпись времен правления его отца датирована 1305 годом. Таким образом, Канхададева, похоже, взошел на трон где-то около 1305 года. [ 5 ]
Кампания Делийского султаната в Гуджарате
[ редактировать ]В 1299 году Делийского султаната правитель Алауддин Халджи отправил в Гуджарат экспедицию во главе со своими генералами Улуг-ханом и Нусрат-ханом . Канхададе Прабандха утверждает, что Канхададева (тогда принц) не позволил силам Дели пройти через свою территорию, опасаясь, что они «разграбят деревни, возьмут пленных, приставают к женщинам, притесняют брахманов и убивают коров». [ 6 ] Армия Халджи достигла Гуджарата другим маршрутом через Мевар, разбила его короля Карну и разграбила Гуджарат. [ 7 ]
После победоносной кампании в Гуджарате армия Дели прошла через Джалор на обратном пути в Дели. Согласно хронике 17 века Наинси ри Кхьят , армия Дели расположилась лагерем в Сакаране недалеко от Джалора. Канхададе Прабандха называет это место «Сирана»: его можно отождествить с современной Санкарной. [ 8 ] Канхададева отправил Кандхалу Олечу и четырех других посланников к командиру Дели, выразив свое недовольство их пребыванием на его территории после того, как они заключили в тюрьму индусов и осквернили храм Соманатхи в Гуджарате. [ 9 ] Эти посланники вступили в контакт с неомусульманским лидером Маммуншахом (Мухаммад Шахом) и его братьями, которые планировали мятеж против делийских генералов. Три дня спустя эти повстанческие генералы атаковали лагерь армии Дели с одной стороны, а армия Канхададевы атаковала его с другой стороны. [ 10 ] Повстанцы убили брата Нусрат-хана и племянника Алауддина, но мятеж был полностью подавлен в течение 4 дней. [ 11 ]
Канхададе Прабандха не упоминает о каком-либо мятеже солдат Дели и заявляет, что нападение на лагерь в Дели возглавил министр Канхададевы Джаита Девада. [ 7 ] Делийские хроники, такие как Зиауддина Барани « Тарих-и-Фируз Шахи» , описывают мятеж, но не упоминают о каком-либо участии Чахаманы в неудачном мятеже. [ 10 ] Историк Дашаратха Шарма считает, что рассказ Наинси, в котором упоминается сотрудничество между силами Канхададевы и мятежниками, является точным представлением конфликта. [ 7 ] Однако Наинси неточно утверждает, что Алауддин лично возглавлял армию Дели во время этой кампании и что он присутствовал во время мятежа. Поэтому историк Кишори Саран Лал также сомневается в правдивости остальной части рассказа Наинси, включая утверждение о том, что армия Джалора способствовала мятежу. [ 12 ]
Идол Соманатхи
[ редактировать ]Канхададе Прабандха и Наинси ри Кхьят также приписывают Канхададеве спасение храмового идола Сомнатха от осквернения армией Дели. Это утверждение также встречается в «Ранамалла Чханда » (1408–1411) Шридхары Вьясы. Согласно этим текстам, армия Канхададевы освободила нескольких пленных-индуистов и вернула идола Сомнатха, который везли в Дели для осквернения. [ 10 ] Говорят, что Канхададева установил пять фрагментов этого идола в Прабхас Патане , Багаде , Абу , Джалоре и в своем личном саду. [ 13 ] Канхададе Прабандха приветствует его за этот поступок как воплощение Кришны . [ 1 ]
Однако другие источники утверждают, что идола увезли в Дели; Амира Хосрова Эти источники включают «Хазайнул-Футух» Барани , «Тарих-и-Фируз Шахи» Джинапрабхи и «Вивидха-тиртха-кальпа» . Вполне возможно, что история о спасении Канхададевой идола Сомнатха является выдумкой более поздних авторов. Альтернативно, возможно, что армия Халджи везла в Дели несколько идолов, а армия Канхададевы вернула одного из них. [ 13 ]
Убежище повстанцам
[ редактировать ]Наинси ри Кхьят далее утверждает, что Мамушах (Мухаммад Шах) и его брат Габхару, восставшие против генералов Дели, нашли убежище у Канхададевы. Однако Канхададева не одобрял убийство коров (которые священны для индуистов ). Поэтому два повстанца покинули Джалор и нашли убежище у Хаммирадевы в Рантхамборе . [ 1 ]
Поражение от Алауддина Халджи
[ редактировать ]В начале 14 века правитель Делийского султаната Алауддин Халджи захватил форты Рантхамбор (1301 г.) и Читтор (1303 г.), что сделало его соседом Канхададевы. Разные средневековые писатели по-разному описывают события, приведшие к вторжению Алауддина в Джалор. [ 14 ]
XV века Канхададе Прабандха утверждает, что дочь Алауддина Пироджа влюбилась в сына Канхададе. [ 15 ] Алауддин предложил выдать ее замуж за принца Чахаманы, заявив, что пара также была замужем в нескольких предыдущих рождениях. [ 16 ] Он даже посетил Джалор, где к нему хорошо относились, потому что он вел себя как индус. [ 17 ] Однако принц Чахамана отклонил это предложение как оскорбление. [ 16 ] Позже принц был убит в бою. Его голову принесли Алауддину, но она чудесным образом отвернулась, когда султан повернулся к ней. Принцесса Пироха, любившая принца Чахамана, совершила самосожжение, держа его за голову . [ 17 ] В тексте правитель Сиваны Саталадева (Ситаладева) назван генералом и племянником Канхададевы. В нем утверждается, что, когда армия Дели вторглась в королевство Чахамана, Саталадева совершил набег на их лагерь в Мандоре . Затем Халджи вторглись в форт Сивана, но Саталадева отбил их с помощью армии, посланной Канхаддевой. В этом бою захватчики потеряли своих командиров Нахара Малика и Кхандадхара Бходжу. [ 18 ] Позже Алауддин лично возглавил армию к Сиване и победил Саталадеву . [ 19 ] После этой победы генералы Алауддина начали грабить соседнюю территорию, в результате чего они вступили в конфликт с силами Канхададевы. [ 20 ]
Согласно Тарих-и-Фириште XVI века , Алауддин послал армию для осады Джалора в 1305 году. Самантасимха, вероятно, к этому времени был мертв, и Канхаддева стал единоличным правителем королевства. Командующий Халджи Айн-уль-Мульк Мултани убедил Калханадеву посетить Дели и стать союзником Халджи. Канхададева посетил Дели, но его не удовлетворили предложенные ему условия, и он вернулся в Джалор. [ 18 ] Несколько лет спустя Канхададева услышал, как Алауддин хвастался, что ни один индуистский правитель не сможет бросить ему вызов. Это возродило чувство гордости Канхададевы, и он решил сразиться с Алауддином, что привело к вторжению в Джалор. [ 12 ] Это повествование повторяет и историк 17 века Хаджиуддабир. [ 14 ]
Писатель 17-го века Мунхот Наинси не упоминает визит Канхададевы в Дели, но утверждает, что его сын Вирамадева некоторое время оставался при дворе Дели. Однажды Алауддин предложил выдать свою дочь замуж за Вирамадеву. Принц Чахамана не хотел жениться на принцессе Хальджи, но открыто отказаться от предложения не мог. Он попросил у Алауддина разрешения вернуться в Джалор, пообещав вернуться со свадебной вечеринкой. Когда он не вернулся, Алауддин послал в Джалор 500-тысячное войско. Эти силы, возглавляемые Мудфаром (Музаффар) Ханом и Даудой Ханом, осаждали форт Джалор в течение 12 лет. [ 21 ]
Ни одно из этих сообщений не является исторически достоверным. К 1310 году Алауддин подчинил королевства, окружавшие Джалор, включая Гуджарат , Малва , Читтор , Рантхамбор и Сивану. Похоже, что он напал на Джалора просто потому, что хотел положить конец независимому статусу Джалора. [ 14 ]
Силам, посланным Алауддином против Джалора, поначалу не удалось захватить форт. [ 22 ] [ 23 ] В 1311 году Алауддин направил более сильную армию во главе с Маликом Камалуддином Гургом , которая победила и убила Канхададеву. Наинси Кхьят предполагает, что многие люди считали, что Канхададеве удалось выжить и исчезнуть. [ 24 ] Говорят, что его сын Вирамадева умер через 2,5 дня после коронации. [ 24 ]
Наследие
[ редактировать ]Канхададева восхваляется как «Канхададе» в «Канхададе Прабандха» (1455 г.), эпосе, автором которого является Падманабха, придворный поэт, нанятый более поздними правителями Джалора. Текст написан на языке пракрит с элементами древнего раджастхани и некоторыми влияниями гуджарати. [ 25 ] В нем упоминается Канхададе как король раджпутов и описывается его борьба против Алауддина Халджи , султана Дели. [ 15 ] Текст демонизирует мусульман и восхваляет Канхададе как спасителя, победившего мусульман, ответственных за осквернение храма Сомнатх. [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Ашок Кумар Шривастава 1979 , с. 40.
- ^ Jump up to: а б Ашок Кумар Шривастава 1979 , с. 36.
- ^ Дашаратха Шарма 1959 , с. 159.
- ^ Jump up to: а б Ашок Кумар Шривастава 1979 , с. 35.
- ^ Ашок Кумар Шривастава 1979 , с. 41.
- ^ Дашаратха Шарма 1959 , с. 160.
- ^ Jump up to: а б с Дашаратха Шарма 1959 , с. 161-162.
- ^ Дашаратха Шарма 1959 , с. 161.
- ^ Ашок Кумар Шривастава 1979 , с. 38.
- ^ Jump up to: а б с Ашок Кумар Шривастава 1979 , с. 39.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , с. 87-88.
- ^ Jump up to: а б Кишори Саран Лал 1950 , с. 136.
- ^ Jump up to: а б Дашаратха Шарма 1959 , с. 162.
- ^ Jump up to: а б с Кишори Саран Лал 1950 , с. 137.
- ^ Jump up to: а б с Синтия Талбот 2000 , с. 292.
- ^ Jump up to: а б Ромила Тапар 2005 , с. 124.
- ^ Jump up to: а б Ромила Тапар 2005 , с. 125.
- ^ Jump up to: а б Дашаратха Шарма 1959 , с. 163.
- ^ Дашаратха Шарма 1959 , с. 164.
- ^ Дашаратха Шарма 1959 , с. 165.
- ^ Ашок Кумар Шривастава 1979 , с. 44.
- ^ Ашок Кумар Шривастава 1979 , с. 51.
- ^ Дашаратха Шарма 1959 , с. 167.
- ^ Jump up to: а б Дашаратха Шарма 1959 , с. 169.
- ^ Ромила Тапар 2005 , стр. 121–122.
Библиография
[ редактировать ]- Ашок Кумар Шривастава (1979). Чахаманы Джалора . Сахитья Сансар Пракашан. ОСЛК 12737199 .
- Синтия Талбот (2000). «История Пратапарудры: индуистская историография на границе Декана» . Дэвид Гилмартин и Брюс Б. Лоуренс (ред.). Помимо турок и индуистов: переосмысление религиозных идентичностей в исламизированной Южной Азии . Университетское издательство Флориды. ISBN 978-0-8130-3099-9 .
- Дашаратха Шарма (1959). Ранние династии Чаухан . С. Чанд / Мотилал Банарсидасс. ISBN 9780842606189 . OCLC 3624414 .
- Кишори Саран Лал (1950). История Халджиса (1290-1320) . Аллахабад: Индийская пресса. OCLC 685167335 .
- Ромила Тапар (2005). Соманатха: Многие голоса истории . Версо. ISBN 978-1-84467-020-8 .