Рыночные реформы Алауддина Халджи
В начале 14 века Делийского султаната правитель Алауддин Халджи (годы правления 1296–1316) ввел контроль над ценами и связанные с ним реформы в своей империи. Он установил цены на широкий спектр товаров, включая зерно, ткани, рабов и животных. Он запретил накопительство и перерасчет , назначил надзирателей и шпионов для обеспечения соблюдения правил и сурово наказал нарушителей. Реформы были реализованы в столице Дели и, возможно, в других районах Султаната.
Придворный Алауддина Амир Хосров утверждает, что целью Алауддина было благополучие широкой общественности. Однако Зиауддин Барани (ок. 1357 г.), основной источник информации о реформах, утверждает, что целью султана было подчинить индусов и сохранить беспрецедентно большую армию (низкие цены сделали бы низкие зарплаты приемлемыми для солдат). Реформы были отменены вскоре после смерти Алауддина его сыном Кутбуддином Мубарак Шахом .
Фон
[ редактировать ]Основным источником информации о реформах Алауддина является Зиауддин Барани , летописец Делийского султаната, писавший примерно через полвека после смерти Алауддина. [1] Барани предоставляет пронумерованный список постановлений Алауддина, но его отчет не содержит дословного текста королевских приказов. Барани воспроизвел правила из своей памяти, выстроив их в логическую последовательность. [2]
Рассказ Барани, по крайней мере, его рассказ о мерах Алауддина по контролю над ценами, подтверждается другими авторами, которые упоминают реформы с меньшими подробностями. [1] Придворный Алауддина Амир Хосров упоминает о мерах по контролю над ценами, объясняя их стремлением Алауддина к общественному благосостоянию . [3] Летописец XVI века Фиришта также описывает реформы, и, помимо Барани, его рассказ, по-видимому, основан на ныне утерянной книге шейха Айнуддина Биджапури «Мулхикат-и Табакат-и Насири» . Хотя Биджапури не был современником Алауддина, он, возможно, имел доступ к другим утраченным работам, описывающим эти реформы. [4]
Цель
[ редактировать ]Придворный Алауддина Амир Хосров в своем «Хазайнул Футух» (1311 г.) утверждает, что Алауддин снизил и зафиксировал цены из-за своего «большого уважения к всеобщему процветанию и изобилию, а также к счастью и комфорту избранных, а также простого населения ». [3] В более позднем анекдоте также говорится, что Алауддин принял меры по контролю цен ради благополучия граждан. Этот анекдот был упомянут писателем XIV века Хамидом Каландаром, и первоначально говорят, что он был рассказан Маликутом Туджаром («Принцем торговцев») Кази Хамидуддином суфийскому святому Насируддину Чирагу Дехлави во время раннего правления Фируз Шаха Туглака (р. . 1351–1388). Хамидуддин рассказал Насируддину, что однажды он вошел в покои Алауддина и нашел его погруженным в глубокие размышления. Алауддин сказал Хамидуддину, что хочет сделать что-то на благо простых людей, потому что Бог сделал его лидером этих людей. Алауддин заявил, что подумывал о раздаче всех своих сокровищ и имущества, но затем понял, что выгоды от такого распределения не дойдут до всех людей. Затем ему пришла в голову идея снизить и зафиксировать цены на зерно , что принесло бы пользу всем людям. [5]
Вопреки этим сообщениям, Барани утверждает, что Алауддин (который был мусульманином ) ввел эти реформы, чтобы иметь возможность содержать беспрецедентно большую армию и подчинить своих индуистских подданных. [1] По словам Барани, монгольское вторжение в Дели в 1303 году побудило Алауддина собрать большую армию для борьбы с монгольской угрозой . Однако такая большая армия будет истощать государственную казну, если не удастся существенно снизить зарплату солдатам. Алауддин был первым султаном Дели, который заплатил всем своим солдатам наличными. [6] Он определил, что максимальная зарплата, которую он может выплатить хорошо экипированному кавалеристу, составляет 234 танка . [а] с дополнительными 78 танками для кавалериста с двумя лошадьми. [7] Судя по всему, на эту зарплату кавалерист должен был содержать собственную лошадь и снаряжение. [6] Повышение этой зарплаты истощило бы казну через 5–6 лет. Министры Алауддина сказали ему, что такие низкие зарплаты были бы приемлемы для солдат, если бы цены на необходимые товары были снижены. [7] Затем Алауддин спросил своих советников, как снизить цены, не прибегая к тирании , и по их совету решил регулировать рыночные цены. [8]
Барани также утверждает, что индуистские торговцы занимались спекуляцией , и Алауддин хотел наказать индусов. Однако большая часть сухопутной торговли Дели с Западной и Центральной Азией контролировалась купцами Хорасани и Мултани , многие из которых были мусульманами, и на них повлияли реформы Алауддина. Более того, низкие цены, возникшие в результате мер Алауддина по контролю над ценами, принесли пользу широкой публике, включая индуистов. [9]
Создание рынков
[ редактировать ]Алауддин принял меры по контролю над ценами , создав в Дели следующие типы рынков: [10]
- Манди , центральный зерновой рынок , а также продуктовые магазины в каждом районе.
- Сера-и Адл , центральный рынок промышленных товаров и импортных товаров.
- Рынки рабов и животных
- Общие рынки других товаров
Сахана-и-Манди (зерновой рынок)
[ редактировать ]Контроль цен
[ редактировать ]Администрация Алауддина установила цены на зерно в Дели следующим образом: [11]
Зерно | Цена (в джиталах [а] ) на человека [б] |
---|---|
Пшеница | 7.5 |
Ячмень | 4 |
Рис | 5 |
Импульсы и грамм | 5 |
Мотылек | 3 |
В небольших городах цены были ниже. [13] В хрониках Делийского султаната не уточняется, как были получены эти цифры, но и Хосров, и Барани заявляют, что ценам не разрешалось расти при жизни Алауддина, даже когда осадков было мало. [11]
Назначение контролера рынка
[ редактировать ]Алауддин назначил Малика Кабула Улуг Хани контролером рынков зерна, а друга Малика Кабула помощником контролера. Султан предоставил Малику Кабулу обширные территории в качестве икты и поручил ему большую кавалерию и пехоту. [14] Алауддин также назначил одного из своих близких соратников офицером разведки рынка зерна. [2]
Контролер строго регулировал рыночные цены и информировал Алауддина о любых нарушениях. Правительство строго наказывало владельцев магазинов, пытавшихся продавать товары по цене выше установленной, а также тех, кто пытался обмануть, используя фальшивые весы . [15] Торговцы считали правила Алауддина обременительными и часто нарушали их; суровые наказания привели к дальнейшему недовольству среди торговцев. [16]
Государственные зернохранилища
[ редактировать ]Администрация Алауддина устроила зернохранилища и наполнила их зерном, собранным у крестьян. [15] По словам Барани, правительственная доля зерна на территории короны ( халиса ) в регионе Доаб была собрана в натуральной форме и отправлена в государственные зернохранилища в Дели. В регионе Джайн половина государственной доли была собрана в натуральной форме и доставлена в город Джайн; при необходимости запасы переносились в государственные зернохранилища в Дели. [2] Фиришта упоминает, что государственная доля собиралась и хранилась в разных городах, а не только в Дели. [13]
Во времена дефицита запасы в государственных зернохранилищах освобождались и продавались по фиксированной цене. [15]
Меры по борьбе с накопительством
[ редактировать ]Администрация Алауддина обязала регистрировать перевозчиков, которые скупали сельскохозяйственную продукцию у крестьян и доставляли ее в города. [15] Правительство запретило накопление запасов и возложило на перевозчиков, их агентов и их семьи коллективную ответственность за любые нарушения. [15]
Алауддин передал перевозчиков контролеру зернового рынка. Его администрация арестовала бывших руководителей перевозчиков и передала их контролеру Малику Кабулу. Алауддин попросил Малика Кабула держать их в цепях до тех пор, пока они коллективно не согласятся соблюдать определенные условия, наложенные на них, и дал поручительства друг за друга. Эти условия требовали от перевозчиков соблюдения правил Алауддина. [2] Перевозчикам также было приказано расселиться в деревнях на определенных расстояниях вдоль реки Ямуна , чтобы обеспечить быструю доставку зерна в Дели. [17] От них требовалось перевезти свои семьи, скот и имущество в новые места жительства. Для наблюдения за их деятельностью был назначен руководитель. [2]
По словам Барани, из-за этих изменений перевозчики привезли в Дели столько зерна, что никаких отпусков из государственных зернохранилищ не потребовалось. [2]
Запрет на сожаление
[ редактировать ]Алауддин запретил регратинг — практику покупки товаров по более низкой цене и продажи их по более высокой цене. Все правительственные чиновники в регионе Ганга-Ямуна-Доаб должны были гарантировать, что они не допустят каких-либо унижений в своей сфере власти. Если на какой-либо территории обнаруживалось какое-либо нарушение, ответственные чиновники несли ответственность перед троном. Пересортированное зерно было конфисковано правительством, а нарушитель понес суровое наказание. [2]
По словам Барани, такие правила не позволяли купцу, крестьянину, бакалейщику или кому-либо еще продавать даже незначительное количество зерна по цене, превышающей регулируемую. [2]
Запрет вывозить излишки зерна домой
[ редактировать ]Администрация Алауддина разрешила земледельцам вывозить ограниченное количество зерна с полей домой для личного потребления. [13] Алауддин потребовал от своих налоговых инспекторов подписать письменные соглашения, пообещав, что они примут строгие меры, чтобы гарантировать, что земледельцы в регионе Доаб не смогут забрать излишки зерна в свои дома для раздачи. Это заставило бы земледельцев продавать зерно перевозчикам по низким ценам. [18]
Барани утверждает, что земледельцам также была предоставлена возможность самим вывозить излишки зерна на рынок и продавать его там с прибылью по ценам, установленным Алауддином. Фиришта уточняет, что земледельцы могли продавать зерно на рынках ближайшего города: от них не требовалось посещать центральный рынок Дели. [18]
Ежедневные отчеты
[ редактировать ]Алауддин запрашивал ежедневные отчеты о рынке зерна из трех независимых источников: [19]
- Суперинтендант рынка
- Офицеры разведки
- Тайные шпионы
Летописец XVI века Фиришта утверждает, что хотя Алауддин в начале своего правления был неграмотен, постепенно он приобрел способность читать эти отчеты, включавшие в себя наспех нацарапанные записи, написанные персидской вязью . [18] Любое расхождение в отчетах трех источников приводило к наказанию директора рынка. Чиновники знали, что Алауддин получал сообщения из трех разных источников и, таким образом, не нашел возможности отклониться от рыночных правил. [19]
Нормирование во время засухи
[ редактировать ]Даже в периоды скудных дождей во время правления Алауддина цены на зерно не повышались. Когда дожди прекратились, бакалейщики каждого района ( мохаллы ) Дели получили ежедневную норму зерна с центрального рынка. Пособие определялось населением района. Людям также разрешили купить ½ ман. [б] зерна напрямую с центрального рынка за один раз. Пособие было выше для безземельных дворян и других знатных людей и варьировалось в зависимости от числа их иждивенцев . [18]
Алауддин приказал своим офицерам поддерживать закон и порядок на рынке во время засухи . Если в результате давки погиб беспомощный гражданин, закон требовал наказания управляющего рынком. [18]
Сера-и Адл
[ редактировать ]Сера -и Адл (буквально «Место правосудия») был эксклюзивным рынком в Дели для промышленных и импортных товаров. Товары, продаваемые в Сера-и Адл, включали ткань, сахар, травы, сухофрукты, сливочное масло (в том числе топленое ) и ламповое масло. [20]
Учреждение
[ редактировать ]Алауддин основал Сера-и Адл на обширном участке неиспользуемой земли возле Зеленого дворца ( Кошак-и Сабз ), на внутренней стороне Бадаунских ворот . Рынок оставался открытым с утра до послеобеденной молитвы . Султан приказал продавать все указанные товары только в Сера-и Адл по ценам, установленным его администрацией. Любое нарушение этого правила влекло за собой конфискацию товара и наказание продавца. [20]
Фиксирование цен
[ редактировать ]Администрация Алауддина установила цены на различные товары, продаваемые в Сера-и Адл . [21] Хотя контроль над ценами на такие товары не был жизненно важен для государства, Алауддин, вероятно, хотел, чтобы дворяне были довольны, или же он боялся, что высокие цены на эти товары могут повлиять на цены на другие товары. [6] Барани приводит цены на некоторые из этих товаров следующим образом: [21]
Товар | Цена [а] | за |
---|---|---|
Шелк - Кхузз-и Дели | 16 танк | неопределенный |
Шелк - Кхузз-и Конла | 6 танк | неопределенный |
Шелк - Машру Шири (хорошо) | 3 танка | неопределенный |
Шелк - Ширин (хорошо) | 5 танк | неопределенный |
Шелк - Ширин (средний) | 3 танка | неопределенный |
Шелк - Ширин (грубый) | 2 танка | неопределенный |
Шелк - Салахати (грубый) | 2 танка | неопределенный |
Хлопок - Бурд (тонкий) с красной подкладкой. | 46 джиталов | неопределенный |
Хлопок - Бурд (грубый) | 36 джиталов | неопределенный |
Хлопок - Астар-и Нагаури (красный) | 24 джитала | неопределенный |
Хлопок – Расстояние (грубо) | 12 джиталов | неопределенный |
Хлопок - Простыня | 10 джиталов | неопределенный |
Тонкая хлопчатобумажная ткань | 1 танка | 20 ярдов |
Хлопчатобумажная ткань грубого плетения | 1 танка | 40 ярдов |
Кристаллизованный сахар ( Египет ) | 2,5 джитала | 1 сэр |
Крупный сахар | 1,5 джитала | 1 сэр |
Коричневый сахар | 1 джитал | 3 сэра |
гхи | 1 джитал | 1,5 сэр |
Кунжутное масло | 1 джитал | 3 сэра |
Барани не приводит цены на все товары, но утверждает, что их можно оценить по приведенному выше списку. Фиришта добавляет, что можно было купить 5 панов соли за 1 джитал . [22]
Регистрация торговцев
[ редактировать ]Алауддин приказал всем торговцам своей империи (не только Дели), как индуистам, так и мусульманам, быть зарегистрированными в Министерстве торговли. Их бизнес регулировался. Купцы Дели были обязаны подписать письменное соглашение, обещающее доставлять импортированные товары в Сера-и-Адль и продавать их по официально установленным ценам. такое большое количество товаров Барани утверждает, что эти купцы привезли в Сера-и Адл , что товары скопились в Дели и остались непроданными. [22]
Предотвращение сожаления
[ редактировать ]После того, как Алауддин установил цены на ткань, несколько торговцев стали покупать дорогую ткань в Сера-и Адл в Дели и продавать ее за пределами Дели по более высокой цене. [22] Чтобы избежать подобных обвинений , Алауддин назначил богатых мултанских купцов офицерами Сера-и Адла и попросил их продавать свои товары непосредственно населению, таким образом, чтобы эти товары не попали в руки других купцов. [22] Торгово-офицёрам Мултани было выдано из казны 2 миллиона танка , возможно, в качестве субсидии. [22] или в качестве аванса. [6]
Разрешение на покупку дорогих тканей
[ редактировать ]Алауддин приказал, чтобы некоторые дорогие ткани, которые считались ненужными для широкой публики, можно было покупать только при наличии разрешения . Эти разрешения должны были выдаваться лично конкретными должностными лицами, назначенными государством ( Парвана Раис ). Офицеры выдавали разрешения амирам , маликам и другим важным лицам в соответствии с их доходами. Это гарантировало, что люди не смогут купить такие ткани по низкой цене в Дели и продать их в другом месте по более высокой цене. [23]
Рынок рабов и животных
[ редактировать ]Ценообразование
[ редактировать ]Алауддин также установил цены на рабов и животных. Барани приводит следующие цены на рабов: [24]
Тип раба | Цена [а] |
---|---|
Рабыня для домашней работы | 5-12 танк |
Рабыня для сожительства | 20-40 танк |
Красивый молодой раб | 20-30 танков |
Раб опытный в работе | 10-15 танков |
Неопытный молодой раб | 7-8 танк |
Барани утверждает, что очень немногие рабы продавались за 100–200 танка : если бы на рынке появился дорогой раб, нормальная цена которого после смерти Алауддина составляла бы 1000–2000, его никто бы не купил из-за страха перед шпионами Алауддина. [24]
Поставки лошадей в Дели улучшились в результате завоевания Алауддином Гуджарата , который был важным центром торговли в Индийском океане . Однако только правительству Алауддина было разрешено покупать лошадей хорошего качества, которые были важны для создания и поддержания боеспособной армии. [6] После консультации с опытными брокерами администрация Алауддина установила следующие цены на лошадей: [23]
Тип лошади | Цена [а] |
---|---|
I степень | 100-120 бак |
II степень | 80-90 танк |
III степень | 60-70 танк |
Маленький индийский пони ( тату , не подходит для кавалерии) | 10-25 танк |
Барани приводит следующие цены на других животных: [24]
Животное | Цена [а] |
---|---|
лучшего качества Вьючное животное | 4-5 танк |
Крупный рогатый скот мужского пола для племенных целей | 3 танка |
Коровы на мясо | 1,5-2 бака |
Коровы для молока | 3-4 танка |
Буйвол на мясо | 5-6 танк |
Буйвол для молока | 10-12 танков |
Жирная коза или овца | 10-12 джиталов |
Барани утверждает, что вьючные животные высшего качества, стоившие 4 танка (максимум 5 танков ) во время правления Алауддина, стоили 30-40 танков . через несколько десятилетий после его смерти [24]
Устранение торговцев лошадьми
[ редактировать ]Во время правления Алауддина любой человек, желающий вступить в кавалерию, должен был явиться на смотр с лошадью и снаряжением. Государство возмещало стоимость лошади, если кандидат прошел смотр и вступил в армию, а также если его лошадь погибла или пришла в негодность во время службы. Однако ожидалось, что кандидат заплатит за свою лошадь до рассмотрения. Воспользовавшись этой ситуацией, несколько богатых людей занялись бизнесом по покупке и выращиванию лошадей и вступили в сговор с брокерами, чтобы поднять цены. [23]
В рамках своих рыночных реформ Алауддин приказал арестовать и заключить этих торговцев лошадьми в отдаленных фортах. Инвесторам-капиталистам было запрещено участвовать в торговле лошадьми. [4] Алауддин также устранил торговцев с рынков других животных и рабов. [23]
Барани не упоминает, кто продавал рабов и животных после ареста торговцев. Более поздний писатель Фиришта поясняет, что Алауддин заключил торговцев в тюрьму лишь временно: после того, как цены стабилизировались, им было разрешено покупать и продавать лошадей при условии, что они не будут нарушать правила установления цен Алауддина. [4]
Надзор за брокерами
[ редактировать ]Администрация Алауддина внимательно контролировала брокеров, участвовавших на рынках рабов и животных. [23] Брокеры отвечали за сортировку товаров и оценку их цен. [4] До реформ Алауддина ведущие брокеры помогали богатым торговцам поднимать цены и брали комиссионные как с торговцев, так и с покупателей. [23] В рамках своих рыночных реформ Алауддин приказал тщательно проверять брокеров, чтобы предотвратить рост цен. Заблудших маклеров вместе с купцами заключали в отдаленные форты. [4]
Расследования
[ редактировать ]Поскольку лошади были необходимы для армии Алауддина, он уделял особое внимание торговле лошадьми. Он приказал каждые сорок дней или два месяца приводить к нему ведущих торговцев лошадьми и их лошадей для детального расследования. Барани утверждает, что с брокерами обошлись так жестоко, что они хотели умереть. Алауддин также назначал шпионов на рынки рабов и животных и тщательно анализировал их отчеты. [4]
Общие рынки
[ редактировать ]По словам Барани, Министерство торговли Алауддина ( диван-и риясат ) диктовало цены на все товары, продаваемые на общих рынках, разбросанных по Дели. Эти цены были определены Алауддином и его сотрудниками исходя из себестоимости товара . [24] Барани упоминает, что меры контроля над ценами Алауддина были направлены на все виды товаров: «от шапок до носков; от расчесок до иголок; от овощей, супов, сладостей до чапати ». [16]
Алауддин выбрал Якуба Назира своим министром торговли, а также назначил его цензором и руководителем мер и весов. Барани описывает Якуба Назира как честного, но «грубого и жестокого» человека. Министр назначил суперинтенданта на каждом рынке, чтобы следить за тем, чтобы владельцы магазинов придерживались прейскуранта, утвержденного администрацией Алауддина. Суперинтенданты также отвечали за поддержание надлежащих цен на товары, которые не могли быть включены в официальный прейскурант. [25]
Якуб Назир регулярно проверял цены на обычных рынках и назначал унизительные наказания провинившимся владельцам магазинов. Эти наказания напугали владельцев магазинов и заставили их снизить цены. Однако владельцы магазинов использовали и другие методы получения незаконной прибыли, включая использование фальшивых весов, продажу некачественных товаров и ложь молодым и невежественным покупателям. Чтобы решить эту проблему, Алауддин начал отправлять детей-сотрудников королевской голубятни для пробных закупок, которые будет проверять Якуб Назир. Барани утверждает, что, если бы владелец магазина не придавал полный вес покупателю-ребенку, министр вырезал бы из тела владельца магазина вдвое больше мяса, чем положено. Такие суровые наказания в конечном итоге обеспечили соблюдение правил Алауддина по установлению цен на общих рынках. [25]
Степень реализации
[ редактировать ]Барани утверждает, что рыночные реформы Алауддина (такие как контроль над ценами) были реализованы в городе Дели , столице империи. Он заявляет, что правила, введенные в Дели, как правило, соблюдаются и в других городах, но не уточняет прямо, имело ли место то же самое с реформами Алауддина. [9] Более поздний писатель Фиришта предполагает, что правила контроля цен применялись и на других территориях, помимо Дели. [26]
Влияние
[ редактировать ]Реформы Алауддина позволили ему собрать мощную армию, которая решительно разгромила монголов. [16]
Придворный Алауддина Амир Хосров высоко оценивает его реформы, изображая их как меры общественного благосостояния . [27] Он утверждает, что низкие фиксированные цены на зерно и поставки из королевских зернохранилищ принесли пользу населению в периоды скудных осадков. [3] Согласно анекдоту, упомянутому писателем XIV века Хамидом Каландаром, даже после смерти султана люди уважали Алауддина за снижение и фиксирование цен на зерно: они совершали паломничество к его могиле, чтобы исполнить свои молитвы. [27]
Низкие цены позволяли широкой публике часто заниматься развлекательными мероприятиями. Хамид Каландар, писавший во время раннего правления Фируз-шаха Туглука (годы правления 1351–1388), цитирует Насируддина Чирага Дехлави следующим образом: [28]
В те времена развлечения были обычным явлением. В дни паломничества и в последнюю среду месяца Сафар было трудно найти (сидящее) жилье в общественных ограждениях, в скверах или рядом с резервуарами. Повсюду была музыка и танцы. Эти пиршества стоили бы танка или больше. [28]
По словам Насируддина, во время правления Алауддина даже нищие могли позволить себе одежду из хлопка. Фактически, офицер по имени Кафур Мурдар раздавал такую одежду беднякам. [28]
По словам историка Банарси Прасада Саксены , современные мусульмане имели ограниченное участие в бизнесе из-за исламских ограничений (см. риба ). Реформы Алауддина, должно быть, вызвали «дискомфорт» у двух ведущих индуистских торговых общин: наяков (торговавших зерном) и мултани (торговавших тканями). Саксена считает, что эти неудобства были компенсированы гарантированной прибылью от ценового сговора Алауддина. [12]
отзыв
[ редактировать ]Рыночные реформы Алауддина завершились через несколько месяцев после его смерти, когда они были отменены его сыном Кутбуддином Мубарак Шахом . Это привело к росту цен, а, следовательно, и заработной платы. Мубарак Шах также освободил большое количество заключенных, арестованных администрацией Алауддина по разным причинам. [29]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Танки и джиталы были современными денежными единицами. По словам историка XVI века Фиришты , во времена Алауддина танка изготавливалась из одной толы золота или серебра. Джитал представлял собой медную монету: в разных источниках ее вес по-разному описывается как 1 тола или 1,75 тола . Фиришта утверждает, что 1 серебряная танка равнялась 50 джиталам . [12]
- ^ Перейти обратно: а б По словам историка Сатиша Чандры , во времена Алауддина 1 манн был примерно равен 15 кг. Таким образом, за 1 танка можно было купить 96 кг пшеницы, 144 кг риса и 180 кг ячменя. [6] Однако, по словам Мохаммада Хабиба , 1 манн был эквивалентен 25,44 эвердупуа- фунта или 11,54 кг. [11]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Питер Джексон 2003 , с. 242.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 380.
- ^ Перейти обратно: а б с Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 376.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 385.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 374.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Сатиш Чандра 2007 , с. 103.
- ^ Перейти обратно: а б Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 373.
- ^ Авраам Эрали 2015 , с. 166.
- ^ Перейти обратно: а б Сатиш Чандра 2007 , с. 104.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 379 382.
- ^ Перейти обратно: а б с Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 379.
- ^ Перейти обратно: а б Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 378.
- ^ Перейти обратно: а б с Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 389.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , стр. 379–380.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Сатиш Чандра 2007 , с. 102.
- ^ Перейти обратно: а б с Сатиш Чандра 2007 , с. 105.
- ^ Герман Кульке и Дитмар Ротермунд 2004 , с. 173.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 381.
- ^ Перейти обратно: а б Питер Н. Стернс 1988 , с. 153.
- ^ Перейти обратно: а б Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 382.
- ^ Перейти обратно: а б Банарши Прасад Саксена 1992 , стр. 382–383.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 383.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 384.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 386.
- ^ Перейти обратно: а б Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 387.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 388.
- ^ Перейти обратно: а б Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 375.
- ^ Перейти обратно: а б с Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 390.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 429.
Библиография
[ редактировать ]- Авраам Эрали (2015). Эпоха гнева: история Делийского султаната . Книги о пингвинах. ISBN 978-93-5118-658-8 .
- Банарши Прасад Саксена (1992) [1970]. «Хальджи: Алауддин Халджи». Мохаммад Хабиб и Халик Ахмад Низами (ред.). Всеобъемлющая история Индии: Делийский султанат (1206–1526 гг. Н.э.) . Том. 5 (Второе изд.). Конгресс истории Индии / Народное издательство. OCLC 31870180 .
- Герман Кульке ; Дитмар Ротермунд (2004). История Индии . Психология Пресс. ISBN 978-0-415-32919-4 .
- Кишори Саран Лал (1950). История Халджиса (1290-1320) . Аллахабад: Индийская пресса. OCLC 685167335 .
- Питер Джексон (2003). Делийский султанат: политическая и военная история . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-54329-3 .
- Питер Н. Стернс (1988). Документы всемирной истории: Великие традиции с древнейших времен до 1500 года . Харпер и Роу. ISBN 978-0-06-046382-3 .
- Сатиш Чандра (2007). История средневековой Индии: 800-1700 гг . Ориент Лонгман. ISBN 978-81-250-3226-7 .