Осада Читторгарха (1567–1568)
Осада Читторгарха (1567–1568) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Моголо-раджпутской войны (1558-1576 гг.) | |||||||||
Вид на Читтор в XXI веке | |||||||||
| |||||||||
Воюющие стороны | |||||||||
![]() | |||||||||
Командиры и лидеры | |||||||||
Акбар Асаф Хан Джалал Хан † Алам Хан † Квази Али Багдади † Адиль Хан † Абдул Маджид Хан † Вазир Хан † Мир Касим † Хусейн Кули Хан † Имтеяз Хан Сайед Джамалуддин Барха † | Джаймал Ратор † Патта Чундават † Ишвар Дас Чаухан † Угощение Саи Даса Чундавата † Калян Сингх Ратхор (Калла) † Танец Соланки † Додия Тхакур Санда † ават Сахибхан Чаухан † Радж Рана Суртан Сингх Джала † Удайбхан † | ||||||||
Сила | |||||||||
1,00,000 | 7000-8000 кавалеристов и мушкетеров | ||||||||
Жертвы и потери | |||||||||
Тяжелые (около 25 000) | Тяжелый (8000) | ||||||||
|
Осада Читторгарха (23 октября 1567 г. - 23 февраля 1568 г.) была военной экспедицией Империи Великих Моголов под командованием Акбара против королевства Мевар , начавшейся в 1567 году, во время которой Великие Моголы успешно захватили форт Читторгарх после упорной осады, продолжавшейся несколько лет. несколько месяцев.
Акбар в рамках своей экспансионистской политики осадил стратегическую столицу Сисодии Читтор в октябре 1567 года и еще больше придал борьбе религиозный оттенок, объявив ее джихадом против неверных . По наступлению Акбара правитель Сисодии Рана Удай Сингх переехал в горное княжество своего королевства (по совету своих военных советов) и передал форт под командование Джаймала Ратхора .
После более чем четырех месяцев качелей, в ходе которых силы Великих Моголов понесли тяжелые потери, битва в конечном итоге вышла из тупика, когда Джаймал погиб от мушкетного выстрела Акбара 22 февраля 1568 года. Форт был захвачен на следующее утро, в день Холи, после храброе сопротивление раджпутов. Завоевание Читтора было провозглашено Акбаром победой ислама над неверными .
После покорения форта Акбар приказал устроить всеобщую резню населения Читтора, в ходе которой было убито 30 000 мирных индуистов и большое количество женщин и детей было обращено в рабство. Акбар передал форт своему генералу Асаф-хану и вернулся в Агру .
Фон
[ редактировать ]В 1567 году Акбар , подавив восстания узбеков, обратил свое внимание на раджпутские государства Раджастана. Правитель Качхвахи уже признал свое верховенство , Бхармал отправив свою дочь Харку Бай в гарем Великих Моголов , хотя все остальные семьи, кроме Эмбер, все еще были враждебно настроены по отношению к Великим Моголов. Таким образом, Акбар предпринял энергичную экспансионистскую политику, чтобы подчинить их своей власти. [1] Из-за политической важности Читтора для стабильного пути к малва и Гуджарату , а также для дальнейшего вторжения в Декан, Акбар двинулся с огромной армией и артиллерией из своей столицы Агры и осадил форт 23 октября 1567 года. [2] [3] Современные персидские хроники и его придворные также обвиняли Рана Удай Сингха в том, что он предоставил убежище афганскому повстанцу Базу Бахадуру как причину их вторжения. [4]
Услышав о вторжении Акбара на его территорию, Удай Сингх вместе с королевской семьей по совету своих военных советов и министров бежал в западный пояс Мевара в свой недавно основанный город Удайпур. Некоторые более поздние писатели обвиняли его в трусости и в том, что он является недостойным наследником Рана Санги , хотя ни один современный персидский автор не производил такого впечатления. [5] Удай Сингх передал форт под командование Джаймала Ратхора с 8000 кавалеристами и несколькими мушкетерами.
Когда Акбар узнал о побеге Удай Сингха, он направил отряд под командованием Хусейна Кули Хана в сторону Удайпура , чтобы схватить его, хотя ему не удалось захватить Рану и он вернулся после разграбления Удайпура и прилегающих к нему районов. [6] После неудачи Хусейна Кули-хана Акбар послал еще один отряд под командованием Асаф-хана, чтобы захватить Удай-Сингха. Хотя ему тоже не удалось захватить Рану, он разграбил богатый город Рампура (переименованный в Ислампур), который охранял южный фланг Читтора. По словам Акбара , войска Великих Моголов вернулись с огромной добычей и «отправили множество никчемных неверных в обитель погибели». [7]
Осада
[ редактировать ]Первоначально Моголы пытались атаковать крепость напрямую, но цитадель была настолько прочной, что единственным доступным Моголам вариантом было либо заморить голодом обитателей форта, либо каким-то образом добраться до стен и истощить их. [8] После того, как первоначальные агрессивные попытки достичь стены потерпели неудачу, Акбар приказал отряду из 5000 опытных строителей, каменщиков и плотников построить сабаты (подходные траншеи) и мины, чтобы добраться до стен. [8] Две мины и один сабат были построены после значительных потерь, а три батареи обстреливали форт. Также была использована большая осадная пушка, которая пробивала стены, как только шабаш достиг цели. [9]

Через пятьдесят восемь дней после начала осады имперские саперы наконец достигли стен Читторгарха. Две мины были взорваны, а стены прорваны ценой 200 человек десанта. Но защитники вскоре закрыли брешь. Затем Акбар под прикрытием сабата неуклонно подвел свою осадную пушку ближе к стенам. Наконец, 22 февраля 1568 года Моголы смогли прорвать стены в нескольких местах одновременно и начать скоординированное нападение. Пока Джаймал ночью восстанавливал повреждения форта, Акбар убил Джаймала выстрелом из мушкета, что подорвало боевой дух защитников, считавших день потерянным. [9] [а]

В ночь на 22 февраля 1568 года несколько женщин-раджпутов в разных местах форта совершили Джаухар (самосожжение огнем), чтобы защитить свою честь от Великих Моголов. [11] Так, 23 февраля 1568 года, в день индуистского праздника Холи , [12] Раджпуты, одетые в шафрановые одежды, открыли ворота для последней битвы (Сакха) под предводительством Патты Чундават, и в конце концов ночью форт был захвачен Моголами после отважного сопротивления. [13] [14]
Осада также привела к тяжелым потерям на стороне Великих Моголов, где каждый день погибало двести из них. [15] [16] В персидских источниках того времени упоминается несколько случаев во время осады, когда сам Акбар едва избежал смерти. [17]
Последствия
[ редактировать ]После захвата форта 23 февраля 1568 года Акбар приказал устроить всеобщую резню населения Читтора, в ходе которой было убито 30 000 мирных индуистов, находившихся внутри форта, которые в основном не участвовали в боевых действиях. После массовой резни многие женщины и дети были обращены в рабство. [18] за которым последовало осквернение многих индуистских и джайнских храмов по приказу Акбара. [19] [20] [21] [22]
Акбар, который ранее придал религиозную окраску конфликту, объявив его джихадом , впоследствии провозгласил захват форта победой ислама над неверными . Солдат Великих Моголов, погибших в бою, провозгласил Гази Акбар . 9 марта 1568 года он также опубликовал победное письмо, в котором обратился к своим губернаторам Пенджаба по поводу кампании. [23] [24] (цитата по Андре Винку )
Мы, насколько это в наших силах, продолжаем заниматься джихадом, и благодаря доброте Всевышнего Господа, который способствует нашим победам, нам удалось занять ряд фортов и городов, принадлежащих неверным, и утвердил там ислам. С помощью нашего кровожадного меча мы стерли следы неверности из их сознания и разрушили храмы в тех местах, а также по всему Индостану:
Акбар пробыл в Читторгархе три дня, прежде чем отправиться к храму Мойнуддина Чишти (босиком), как часть своей клятвы посетить храм после завоевания Читтора. Акбар передал управление фортом своему доверенному генералу Асаф-хану и вернулся в Агру. [26] [27]
Вернувшись в Агру , Акбар воздвиг статуи Джаймала и Патты возле своего форта в знак уважения к их отважному сопротивлению. [28] или унизить их как своих привратников. [29] Акбар также прокомментировал их в своем победном письме. (перевод Иштияка Ахмада Зилли ) [30]
Опасаясь приближения имперских знамен, он (Удай Сингх) оставил своих дядей Сахидаса, Джаймала, Удаибхана и Патту, которые известны своей доблестью среди неверных, да оставит их Аллах и приведет их в обитель погибели, и которые считаются быть равным тысяче всадников по бесстрашию и силе:
Акбар о Джаймале и Патте в его Фатнаме
Жестокая судьба Читтора стала переломным моментом в завоевании Акбаром северной Индийской равнины и в его отношениях с раджпутскими государствами. [31] Сокращение Читтора привело к тому, что под его властью оказались почти все ведущие раджпутские королевства, которые были враждебно настроены по отношению к нему до битвы. [32] Однако Удай Сингх II , Рана Мевара, продолжал оставаться на свободе до своей смерти четыре года спустя. [33] Его сын Махарана Пратап проиграл битву при Халдигати . Потеряв весь Мевар в 1582 году в результате партизанской войны, ему удалось вернуть западный Мевар до своей смерти. [34] В 1615 году Амар Сингх I , сын Пратапа Сингха, принял сюзеренитет Великих Моголов, а год спустя Джахангир в качестве жеста доброй воли позволил ему войти в форт Читтор при условии, что он никогда не будет отремонтирован, так как может быть использован в качестве бастиона для будущие восстания. [35]
Традиции
[ редактировать ]Джаухар 1568 года является частью региональной легенды, и местные жители вспоминают его на индуистском фестивале Холи (в день разграбления Читтора) как день резни в Читторгархе Акбаром, причем «красный цвет обозначает кровь, пролитую в тот день». ". [36]
В популярной культуре
[ редактировать ]Завоевание Читтора Великими Моголов было частью Sony телесериала «Бхарат Ка Вир Путра – Махарана Пратап», основанного на жизни Махараны Пратапа . была изображена осада форта В более чем пятидесяти эпизодах сериала под названием Chittor par Sankat . [37]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ↑ В некоторых балладах раджпутов утверждается, что Джаймал не умер на месте после выстрела из мушкета Акбара, а был убит на следующее утро во время последней атаки. Историк Гауришанкар Хирачанд Оджа также согласился с этой точкой зрения. Однако современные записи раджпутов и джайнов утверждают, что Джаймал умер на месте. Все современные источники Великих Моголов также утверждали, что Джаймал умер на месте. [10]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Хан 1968 , с. 32.
- ^ Шарма 1962 , с. 68.
- ^ Сомани 1976 , с. 206.
- ^ Шарма 1962 , с. 66.
- ^ Шарма 1962 , с. 70.
- ^ Сомани 1976 , с. 210.
- ^ Ахмад Зилли 1971 , с. 352, 358.
- ^ Перейти обратно: а б Чандра 2005 , с. 107.
- ^ Перейти обратно: а б Ричардс 1995 , с. 26.
- ^ Шарма 1962 , с. 76.
- ^ Шарма 1962 , с. 77.
- ^ Харлан 2003 , с. 161.
- ^ Сомани 1976 , с. 215.
- ^ Чандра 1993 , с. 18: «Осада Читтора Акбаром, доблестное сопротивление раджпутов под предводительством Джаймала и Патты, последующий Джаухар со стороны раджпутов и завоевание Акбаром форта стали сагой многих сказок и баллад в Раджастане»
- ^ Чандра 1993 , с. 18: «Нам говорят, что осаждающие теряли около 200 человек каждый день»
- ^ Сомани 1976 , с. 213.
- ^ Сомани 1976 , с. 213–214: «Акбар несколько раз удивительным образом спасался от шаров. Однажды, когда он был с проверкой в сторону Лахота Бари, мяч упал рядом с ним и убил Джалал Хана, стоявшего рядом с ним. В другой раз, когда он был По направлению к Читтори Бурдж внезапно рядом с ним упал снаряд из форта и убил двадцать человек. Точно так же пуля убила Хан-Алама, мужчин, стоявших рядом с ним, Низамуддин Ахмад также рассказал о подобных инцидентах (II): Основная батарея. был установлен перед Лахота-Бари, где размещались Хусейн-хан Чугатай, Ихтияр-хан, Квази Али Багдади и другие. Другая батарея была установлена перед Сураджполем под руководством Суджха-ат-Хана, Раджи Тодармала, Касим-хана и т. д. К югу от форта была выставлена батарея под командованием Асаф-хана, Ходжи Абдул-Мазида и т. д.»
- ^ Wink 2011 , с. 128: «Можно утверждать, что сам Акбар все еще практиковал чингисидский кодекс неизбирательных убийств и порабощения во время завоевания раджпутской крепости Читор в 1567 году. Тот же кодекс все еще практиковался некоторыми из его генералов в тот же период».
- ^ Худжа, Рима (2006). ИСТОРИЯ РАДЖАСТАНА (ПБ) . Рупа и компания. п. 463. ИСБН 978-81-291-1501-0 .
Последующее разграбление Читтора сопровождалось резней около 30 000 выживших мирных жителей, многие из которых были крестьянами из окрестных районов, искавшими убежища в форте.
- ^ Чандра 1993 , с. 21: «Раздраженный упорством сопротивления, Акбар приказал устроить всеобщую резню, в ходе которой было убито около 30 000 человек, включая защитников и большое количество крестьян, укрывшихся в форте. Большое количество людей было взято в плен. заключенные"
- ^ Шарма 1962 , с. 79.
- ^ Ахмад Зилли 1971 , с. 355: «Победа пришла только с помощью Аллаха Могучего, Мудрого, все победоносные войска вошли в форт. группы от двух до трехсот человек были казнены, а их женщины и дети взяты в плен согласно обещанию: «Аллах обещал вам множество приобретений, которые вы возьмете».
- ^ Чандра 1993 , с. 21: «Хотя Раджа Бхагвант Сингх был рядом с Акбаром на протяжении всей осады, длительное сопротивление раджпутов побудило Акбара приветствовать битву против Рана Джихада и всех тех, кто пал в битве как гази. Этот аспект был дополнительно подчеркнут в фатанаме , который Акбар издал после победы, почти по образцу фатанамы, изданной Бабуром после его победы над Сангой"
- ^ Хан 1968 , с. 32: «Публичное проявление позиции Акбара во время осады Читтора (1568 г.) в этой связи весьма поучительно. Падение Читтора было провозглашено им победой ислама над неверными. Фатанама, изданная 9 марта 1568 г., передала известие о его победе при Читторе офицерам Пенджаба настолько наполнено нетерпимыми высказываниями и настроениями и изложено на таком агрессивном языке, что могло бы выгодно конкурировать с аналогичными документами, изданными наиболее ортодоксальными мусульманскими правителями Индии».
- ^ Подмигните, Андре (2008). Акбар . Публикации Oneworld. стр. 88–89. ISBN 978-1-85168-605-6 .
Завоевание крепости Читор было провозглашено самим Акбаром победой ислама над неверными. фатнама, или «декларация победы», изданная 9 марта 1568 года и сообщающая властям Пенджаба известие об этом завоевании, полна заявлений о нетерпимости и сформулирована на самом агрессивном языке исламской ортодоксальности. «По указанию слова Божьего, — объявил Акбар в этом документе, — мы, насколько это в наших силах, остаемся занятыми джихадом и благодаря доброте Всевышнего Господа, который является покровителем наших побед, нам удалось занять ряд крепостей и городов, принадлежащих неверным, и утвердить там ислам. С помощью нашего кровожадного меча мы стерли следы неверия из их памяти и разрушили храмы в этих местах, а также по всему Индостану. "(Хан, прим.16)
- ^ Сомани 1976 , с. 217.
- ^ Шарма 1962 , с. 80.
- ^ Чандра 1993 , с. 23.
- ^ Ванина, Евгения (2019). «Памятники врагам? Статуи раджпутов в столицах Великих Моголов» . Журнал Королевского азиатского общества . 29 (4). Издательство Кембриджского университета: 683–704. дои : 10.1017/S1356186319000415 . ISSN 1356-1863 . S2CID 211645258 .
- ^ Ахмад Зилли 1971 , с. 352.
- ^ Чандра 1993 , с. 17.
- ^ Хан 1968 , стр. 32–33: «Возврат джизии в 1575 году был логической кульминацией этой политики. Судя по всему, эта политика Акбара в целом была успешной в достижении цели, которую он имел в виду: примечательно, что все важные вожди раджпутов, за исключением Сисодиаса, присоединились к службе Акбара после падения Читтора, а не до него. Это позволяет предположить, что факторами, побудившими раджпутов присоединиться к службе Великих Моголов, было что угодно, но не их оценка отношения Акбара к Моголам. немусульмане"
- ^ Ричардс 1995 , с. 27.
- ^ Чандра 2005 , стр. 121–122.
- ^ Чандра 2005 , с. 123.
- ^ Харлан 2003 , с. 162.
- ^ «Осада Читтора!» . The Tribune India (пресс-релиз). 2015 . Проверено 17 апреля 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Ахмад Зилли, Иштияк (1971). «ФАТНАМА-И ЧИТОР, МАРТ 1568 ГОДА, АННОТИРОВАННЫЙ ПЕРЕВОД» . Труды Индийского исторического конгресса . 33 : 350–361. ISSN 2249-1937 . JSTOR 44145352 .
- Чандра, Сатиш (1993). Религиозная политика Великих Моголов, раджпуты и Декан . Издательство Викас. ISBN 978-0-7069-6385-4 .
- Чандра, Сатиш (2005). Средневековая Индия: От султаната до части Великих Моголов - II (пересмотренная редакция). Публикации Хар-Ананда. ISBN 9788124110669 .
- Харлан, Линдси (2003). Приспешники богинь: гендер в поклонении индийским героям . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-534834-7 .
- Хан, Иктидар Алам (1968). «Дворянство при Акбаре и развитие его религиозной политики, 1560–80» . Журнал Королевского азиатского общества . 100 (1). Издательство Кембриджского университета: 29–36. дои : 10.1017/S0035869X00126115 . JSTOR 25203020 . S2CID 159780897 .
- Ричардс, Джон Ф. (1995) [1993]. Империя Великих Моголов . Новая Кембриджская история Индии. Том. 5. Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521566032 .
- Шарма, Гопинатх (1962). Мевар и императоры Великих Моголов: 1526–1707 гг. Н.э. Шива Лал Агарвала.
- Сомани, Рам Валлабх (1976). История Мевара с древнейших времен до 1751 года нашей эры . Матешвари. OCLC 2929852 .
- Подмигните, Андре (2011). «Посткочевые империи: от монголов до Великих Моголов». В Питере Фибигере Бэнге ; Калифорния Бэйли (ред.). Подчиненные империи в глобальной истории . Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания. ISBN 978-0-230-30841-1 .