Иосаварман (Chandela dynasty)
я живу | |
---|---|
Сжечь короля | |
Царствование | в. 925-950 гг. н. э. |
Предшественник | Харша |
Преемник | Дханга |
Супруг | Пуппа-деви |
Династия | Зажги |
Отец | Харша |
Мать | Ничего нет |


Яшоварман ( IAST : Яшоварман; правил около 925–950 гг. Н. Э.), также известный как Лакшаварман, был королем Чандела индийской династии . Он правил в регионе Джеджакабхукти ( Бунделькханд на территории современных Мадхья-Прадеша и Уттар-Прадеша ). Он практически утвердил Чанделы как суверенную державу, хотя формально признал сюзеренитет Гурджара -Пратихаров . Его главным военным достижением стало завоевание Каланджары (современный Калинжар). Он также известен тем, что сдал в эксплуатацию храм Лакшмана в Кхаджурахо .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Яшоварман родился в семье правителя Чанделы Харши , который был феодалом Гурджара -Пратихара из Каньякубджи (Каннауджа). Его матерью была Канчука, родом из Чахамана. [ необходимо уточнение ] семья. К моменту вознесения Яшовармана Пратихары в значительной степени зависели от своих феодалов. Раштракуты , бывшие главным соперником Патихаров, были заняты династическими распрями. Это дало Чанделам возможность увеличить свою власть. Формально Яшоварман не отказался от верности Пратихарам, но был практически независим. [ 1 ]
Военные успехи
[ редактировать ]Яшоварман завоевал важную крепость Каланджара , хотя личность его врага в этой кампании не определена. [ 2 ] Одна из теорий состоит в том, что он отвоевал Каланджару у своих повелителей, Гурджара-Пратихара. Другая теория состоит в том, что он победил Раштракутов, захвативших Каланджару у Пратихаров. Надпись на медной пластине Кархада царя Раштракута Кришны III гласит, что «надежда на Каланджару и Гурджару исчезла из сердца Гурджары»; то есть царь Гурджара-Пратихара оставил все надежды на сохранение контроля над Каланджарой и Читракутой . Основываясь на этом, Х.К. Рэй предположил, что Кришне удалось захватить эти два форта у Пратихар. Яшоварман, возможно, захватил форт у Раштракутов, что может объяснить, почему он продолжал признавать суверенитет Пратихары даже после завоевания Каланджары. Однако точных доказательств победы Яшовармана над Раштракутами нет. [ 3 ] Р.К. Дикшит отмечает, что заявление Раштракуты является частью, возможно, преувеличенной поэтической хвалебной речи. Это может не означать фактического завоевания этих двух крепостей, а может означать только то, что царь Пратихара опасался потерять контроль над ними. [ 4 ] К. А. Нилаканта Шастри предположил, что Яшоварман захватил Каланджару после союза с Раштракутами и Чеди ( Калачури из Трипури ). Однако исторических свидетельств, подтверждающих образование такого союза, нет. [ 5 ] Несмотря на эту неопределенность, завоевание Каланджары Яшоварманом неоспоримо: его преемники, включая его сына Дхангу , называли себя Каланджарадхипати («Повелитель Каланджары»). [ 6 ]
Надпись Кхаджурахо, датированная 1011 годом нашей эры (953–954 гг. Н. Э.), приписывает Яшоварману несколько других военных успехов. Он заявляет: [ 7 ] [ 8 ]
... прославленный царь Яшоварман, который был мечом, чтобы (разрубить) Гаудов, как если бы они были лианами удовольствий; равнялись (или относились с презрением) к силам хасасов; (и) украл сокровища Косала; перед кем погибли кашмирские воины; кто ослабил Митиласа; (и) был для малавов как бы богом смерти; который навлек беду на постыдного Чедиса; кто был для Куру тем же, чем буря для деревьев; (и) палящий огонь Гурджарам.
Эти утверждения кажутся преувеличенными, поскольку аналогичные заявления о обширных завоеваниях в северной Индии также встречаются в записях других современных царей, таких как царь Калачури Юва-Раджа и царь Раштракута Кришна III. [ 9 ]
Правителем региона Гауда (на территории современной Западной Бенгалии ) считается король Пала , возможно, Раджьяпала или его преемник Гопала II . [ 10 ] Палас пытались возродить свою власть посредством экспансии на запад, что могло привести к их конфликту с Чанделами. [ 11 ] Чандела не оккупировали Гауду, но их вторжение еще больше ослабило власть Палы, возможно, подготовив почву для последующей узурпации власти Камбоджи . [ 12 ]
Чеди в надписи Кхаджурахо обозначают Калачури Трипури. Хотя отношения Чандела и Калачури в предыдущие годы были дружескими, похоже, что союз Калачури с Раштракутами привел к соперничеству между двумя королевствами. Чандела признали сюзеренитет Пратихаров, соперников Раштракутов. Калачури, с другой стороны, заключили супружеские союзы с Раштракутами и, вероятно, помогали им в их кампаниях против Пратихара. [ 13 ] Личность царя Калачури, побежденного Яшоварманом, неизвестна, поскольку три царя Калачури правили быстро друг за другом, как и его современники: Бала-Харша, Юва-Раджа и Лакшмана-Раджа. С. К. Митра предполагает, что побежденным царем мог быть Бала-Харша, который правил очень короткий период и чье имя было опущено в некоторых записях его преемников. [ 14 ]
Достижения Яшовармана в Митхиле не известны; возможно, он победил правителя-данника, оккупировавшего небольшую территорию на границе Пратихара-Пала. Малавами, упомянутыми в надписи, могли быть Парамары , феодалы Раштракута в регионе Малавы в то время. [ 15 ] Кошалы могли быть правителями региона Дакшин Кошала , возможно, союзниками Сомавамши Калачури. Яшоварман, вероятно, совершил набег на их территорию. Утверждения об успехах Яшовармана в борьбе с кашмирцами кажутся поэтическим преувеличением. [ 16 ] Л. Ф. Килхорн перевел стих о Хасасах ( tulita Khasabalah ) как «равных силам Хасасов». Однако, по мнению Р. К. Маджумдара , в этом контексте слово тулита означает «относящийся с презрением», а не «приравненный». Хасасы были соседями кашмирцев, и это тоже кажется поэтическим приукрашиванием. [ 8 ] Регион Куру входил в состав территории Пратихара, поэтому утверждение о Куру также кажется преувеличением. Однако не исключено, что Чанделы столкнулись с Гурджара-Пратихарами после оккупации ими Каланджары. [ 17 ]
В надписи Кхаджурахо также говорится, что Яшоварман превратил реки Гангу и Ямуну в свои «озера-удовольствия» и что воды этих рек стали мутными, когда в них купались его могучие слоны. Это говорит о том, что Яшоварман контролировал территорию вокруг нынешнего Аллахабада . [ 18 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Яшоварман женился на Пуппе, которая была матерью его преемницы Дханги . Кришнапе, другому его сыну, вероятно, было поручено наблюдать за территорией на границе Чандела и Пармара. [ 19 ]
Правление Яшовармана положило начало знаменитому искусству и архитектуре эпохи Чанделы. Он приобрел престижную статую Вайкунтхи Вишну у своего повелителя Девапалы и сдал в эксплуатацию храм Лакшмана в Кхаджурахо . Это самый ранний образец архитектуры Нагара в Кхаджурахо. [ 2 ] Сообщается также, что он построил резервуар для воды, который можно идентифицировать с одним из резервуаров в Кхаджурахо. [ 20 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сисиркумар Митра 1977 , стр. 36–37.
- ^ Jump up to: а б Сушил Кумар Саллери 2004 , с. 24.
- ^ Сисиркумар Митра 1977 , стр. 38–39.
- ^ РК Дикшит 1976 , с. 44.
- ^ РК Дикшит 1976 , с. 45.
- ^ РК Дикшит 1976 , с. 43.
- ^ Дж. А. С. Берджесс, изд. (1983) [1892]. Эпиграфия Индика . Том. 1. Археологическая служба Индии. п. 132.
- ^ Jump up to: а б Сисиркумар Митра 1977 , с. 50.
- ^ РК Дикшит 1976 , с. 42.
- ^ Сисиркумар Митра 1977 , с. 44.
- ^ РК Дикшит 1976 , с. 48.
- ^ Сисиркумар Митра 1977 , с. 44-45.
- ^ Сисиркумар Митра 1977 , стр. 40–41.
- ^ Сисиркумар Митра 1977 , с. 42.
- ^ Сисиркумар Митра 1977 , стр. 47–48.
- ^ Сисиркумар Митра 1977 , с. 49.
- ^ Сисиркумар Митра 1977 , с. 51.
- ^ Сисиркумар Митра 1977 , с. 52.
- ^ Сисиркумар Митра 1977 , с. 53.
- ^ Сушил Кумар Саллери 2004 , с. 25.
Библиография
[ редактировать ]- Р.К. Дикшит (1976). Канделлы Джеджакабхукти . Абхинав. ISBN 9788170170464 .
- Сисиркумар Митра (1977). Ранние правители Кхаджурахо . Мотилал Банарсидасс. ISBN 9788120819979 .
- Сушил Кумар Саллери (2004). Чанделла Арт . Аакар Книги. ISBN 978-81-87879-32-9 .