Видьядхара (правитель Чанделы)
Видьядхара | |
---|---|
Парамабхаттарака Махараджадхираджа Парамешвара | |
Сжечь короля | |
Царствование | 1003-1035 гг. н.э. |
Предшественник | Красота |
Преемник | Виджаяпала |
Династия | Зажги |
Видьядхара (1003–1035 гг. н. э.) был царем Чандел в центральной Индии. Он правил в регионе Джеджакабхукти ( Бунделькханд на территории современного Мадхья-Прадеша ). Видьядхара был преемником Ганды и расширил власть Чанделы между рекой Чамбал на северо-западе и рекой Нармада на юге.
Вознесение
[ редактировать ]До 1970-х годов такие ученые, как Р.К. Дикшит, относили начало правления Видьядхары к 1018 году нашей эры. [ 1 ] была обнаружена медная пластина, выпущенная царицей Видьядхары Сатьябхамой Однако позже в Кундешваре . Эта надпись датирована 1004 годом нашей эры, что доказывает, что Видьядхара правил уже в 1004 году нашей эры. Основываясь на этом, ученый С. К. Саллери датирует правление Видьядхары 1003–1035 годами нашей эры. [ 2 ] [ 3 ]
Вторжение в Каннаудж
[ редактировать ]В 1018 году н.э. Газневидов царь Махмуд из Газни вторгся в Каннаудж , чей царь Пратихара (возможно, Раджьяпала) бежал из города, позволив Газневидам разграбить его, не встретив особого сопротивления. По словам мусульманского историка XII века Али ибн аль-Асира , Бида, король Кхаджурахо убил короля Каннауджа в наказание за эту трусость. Считается, что Бида является вариантом «Видья» (то есть Видьядхара). Некоторые более поздние мусульманские историки ошибочно интерпретировали это имя как «Нанда», на основании чего ученые британской эпохи идентифицировали убийцу короля Каннауджа как предшественника Видьядхары Ганду. Однако надпись, обнаруженная в Махобе, подтверждает, что именно Видьядхара победил правителя Каннауджа. [ 4 ] [ 5 ] В Дубкундской надписи Арджуны из семьи Каччхапагхата утверждается, что Арджуна убил Раджьяпалу в великой битве. Каччхапагхаты были феодалами Чандел, поэтому похоже, что Арджуна действовал как агент Видьядхары. [ 6 ]
Борьба с Газневидами
[ редактировать ]Возможно, Видьядхара назначил на трон Пратихары преемника Раджьяпалы Трилочанапалу. [ 7 ] В 1019 году Махмуд начал новое вторжение в Индию и победил правителя Кабуль-шахи Трилочанапалу (не путать с одноименным правителем Пратихара). Затем он двинулся к Бари, новой столице Пратихары. Согласно Абу Саида Гардези , «Зайн аль-Ахбару» правитель Пратихара Трилочанапала бежал из города. После разграбления Бари Махмуд столкнулся с армией Видьядхары (в мусульманских хрониках называемых по-разному «Бида» или «Нанда»). [ 8 ]
Согласно Низамуддина Ахмада , «Табакат-и-Акбари» две армии расположились лагерем на противоположных берегах реки. Махмуд отправил посла к Видьядхаре (названному Ахмадом «Нандой») с просьбой принять ислам и сюзеренитет Махмуда. Видьядхара отказался подчиниться. Увидев с возвышенности огромную армию правителя Чанделы, Махмуд забеспокоился. Однако ночью Видьядхара отступил с некоторыми из своих товарищей, оставив свою армию. Согласно этому сообщению, боя между двумя армиями не было. После ухода Видьядхары армия Махмуда разграбила его лагерь и приобрела большое богатство, в том числе 580 слонов. Гардези в своей книге «Зайн аль-Ахбар » утверждает, что правитель Чанделы (называемый в этом отчете «Гандой») уже покинул свой лагерь к тому времени, когда туда прибыл посланник Махмуда. Али ибн аль-Асир предлагает другую версию, утверждая, что две армии вступили в бой, прежде чем отступить с наступлением темноты. [ 9 ]
В 1022 году Махмуд снова вторгся в королевство Чандела, осадив форт Гвалиор (Гопадри), который контролировался феодалом Каччхапагхата Видьядхары. Этот феодатор отождествляется с Киртираджем. По словам Табакат-и-Акбари, Махмуд снял осаду через четыре дня в обмен на дань в виде 35 слонов. Затем он приступил к осаде крепости Чандела Каланджара . После длительной осады правитель Каланджара (в этом рассказе его называли «Нанда») предложил Махмуду дань в виде 300 слонов и «просил о безопасности». По рассказу Фиришты , король Чанделы отравил слонов и отправил их в лагерь Махмуда без всадников. Этих диких слонов приручили татарские воины Махмуда. Король Чанделы, увидев этот подвиг, послал панегирик, восхваляющий Махмуда и его армию. В ответ Махмуд также похвалил Видьядхару и наградил его 15 крепостями и другими подарками, прежде чем отправиться в свою столицу Газну . [ 10 ]
С. К. Митра предполагает, что встреча Видьядхары и Махмуда закончилась «обменом подарками», который, должно быть, был изображен мусульманскими историками как «дань уважения». [ 11 ]
Возможный конфликт с Бходжей
[ редактировать ]Надпись Киртираджи, правителя Гвалиора Каччхапагата , утверждает, что он разгромил силы правителя малва . В то время малва правил могущественный Парамара царь Бходжа . Вряд ли Киртираджа смог бы победить его в одиночку. Таким образом, С. К. Митра предполагает, что Киртираджа, должно быть, получил помощь от своего повелителя Видьядхары в этой кампании. Одна из возможностей состоит в том, что Бходжа вторгся в королевство Чандела, но Киртираджа заставил его отступить. [ 12 ] Фрагментарная надпись Махоба Чандел утверждает, что Бходжа и Калачури-Чандра, словно испуганные ученики, поклонялись Видхьядхаре, мастеру военного дела. [ 7 ] Калачури-Чандра (буквально «Луна Калачури») отождествляется с Калачури царем Гангеей-девой . По одной из теорий, Бходжа с помощью Гангеи вторгся в королевство Чандела, но Видьядхара заставил их отступить. Однако некоторые ученые, такие как К.М. Мунши, считают, что надпись Махоба — всего лишь хвастливое преувеличение. [ 13 ]
Культурный вклад
[ редактировать ]
Видьядхара построил храм Кандария Махадева в Кхаджурахо. [ 14 ] эпиграфических надписях на пилястре мандапы В храма упоминается царь по имени Виримда, что интерпретируется как другое имя Видхьядхары. [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дикшит 1976 , стр. 71–72.
- ^ Саллери 2004 , с. 25.
- ^ Индийская археология: обзор . Археологическая служба Индии. 1975. с. 55.
- ^ Митра 1977 , стр. 72–73.
- ^ Дикшит 1976 , с. 72.
- ^ Митра 1977 , стр. 74–75.
- ^ Jump up to: а б Митра 1977 , с. 75.
- ^ Митра 1977 , с. 78.
- ^ Митра 1977 , стр. 78–79.
- ^ Митра 1977 , стр. 80–82.
- ^ Митра 1977 , с. 82.
- ^ Митра 1977 , стр. 83–84.
- ^ Сингх 1984 , с. 69.
- ^ Саллери 2004 , с. 26.
- ^ Дева 1990 , с. 370.
Библиография
[ редактировать ]- Дева, Кришна (1990). Храмы Кхаджурахо . Том. 1. Археологическая служба Индии.
- Дикшит, РК (1976). Канделлы Джеджакабхукти . Абхинав. ISBN 9788170170464 .
- Митра, Сисиркумар (1977). Ранние правители Кхаджурахо . Мотилал Банарсидасс. ISBN 9788120819979 .
- Сингх, Махеш (1984). Бходжа Парамара и его времена . Бхаратия Видья Пракашан.
- Саллери, Сушил Кумар (2004). Чанделла Арт . Аакар Книги. ISBN 978-81-87879-32-9 .