Чанделы из Джеджакабхукти
Чанделы из Джеджакабхукти | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ок. 831 – 1315 гг. н.э. | |||||||||||
Чеканка Саллакшана-Вармана (1120–1135 гг. Н. Э.), Чандел из Джеджакабхукти.
| |||||||||||
Капитал | |||||||||||
Общие языки | санскрит | ||||||||||
Религия | |||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||
Историческая эпоха | Средневековая Индия | ||||||||||
• Учредил | в. 831 | ||||||||||
• Упразднено | 1315 г. н.э. | ||||||||||
| |||||||||||
Сегодня часть | Индия |
Чанделы Джеджакабхукти были индийской династией в Центральной Индии . Чандела правили большей частью региона Бунделькханд (тогда называвшегося Джеджакабхукти ) между 9 и 13 веками. Они принадлежали к Чандель раджпутов клану . [ 2 ]
Первоначально Чанделы правили как феодалы Гурджара -Пратихара из Каньякубджи (Каннаудж). Правитель Чанделы X века Яшоварман стал практически независимым, хотя продолжал признавать сюзеренитет Пратихары. Ко времени его преемника Дханги Чандела стали суверенной державой. Их власть росла и падала по мере того, как они вели сражения с соседними династиями, особенно с Малва и Парамарами Калачурисами Трипури . Начиная с 11 века, Чандела подвергались набегам северных мусульманских династий, включая Газневидов и Гуридов . Власть Чанделы фактически прекратилась примерно в начале 13 века после вторжений Чахаманы и Гуридов.
Чандела хорошо известны своим искусством и архитектурой, особенно храмами в их первоначальной столице Кхаджурахо . Они также построили ряд храмов, водоемов, дворцов и фортов в других местах, включая свои крепости Аджайгарх , Калинжар и их более позднюю столицу Махобу .
Источник
Происхождение Чандел покрыто мифическими легендами. Эпиграфические записи династии, а также современные тексты, такие как Балабхадра-виласа и Прабодха-чандродайя , позволяют предположить, что Чанделы принадлежали к легендарной Лунной династии ( Чандраванша ). [ 3 ] 954 года н.э. Надпись Кхаджурахо гласит, что первый король династии Наннука был потомком мудреца Чандратреи, который был сыном Атри . Надпись Кхаджурахо 1002 г. н.э. дает несколько иное описание, в котором Чандратрейя упоминается как сын Инду (Луны) и внук Атри. [ 4 ] Надпись Багари 1195 г. н.э. и надпись Аджайгадха 1260 г. н.э. содержат аналогичные сведения. [ 5 ] Балабхадра -виласа также называет Атри одним из предков Чандел. Другая надпись Кхаджурахо описывает царя Чанделы Дхангу как члена клана Вришни Ядавов (который также утверждал , что является частью Лунной династии). [ 3 ]
Легенда Махоба -Кханда о происхождении династии звучит так: у Хемараджи, священника короля , Бенареса Гахарвара была красивая дочь по имени Хемавати. Однажды, когда Хемавати купалась в пруду, бог луны Чандра увидел ее и занялся с ней любовью. Хемавати беспокоилась о позоре быть незамужней матерью, но Чандра заверил ее, что их сын станет великим королем. Этот ребенок был прародителем династии Чандравармой. Чандра подарил ему философский камень и научил политике. [ 6 ] [ 3 ] В собственных записях династии не упоминаются Хемавати, Хемараджа или Индраджит. Подобные легенды кажутся более поздними бардовскими изобретениями. В целом « Махоба-Ханда» — исторически недостоверный текст. [ 4 ] Притхвирадж Расо также считается исторически ненадежным текстом. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Британский индолог В. А. Смит предположил, что Чанделы имели либо Бхарское , либо Гондское происхождение. Некоторые другие ученые, в том числе Р. К. Маджумдар, также поддержали эту теорию. [ 10 ] Чандела поклонялись Мании, племенной богине, чьи храмы расположены в Махобе и Маниягадхе. [ 11 ] Кроме того, они были связаны с местами, которые также связаны с Бхарами и Гондами. Кроме того, Рани Дургавати , чья семья заявляла о происхождении Чанделы, вышла замуж за вождя гондов Гарха-Мандлы . [ 12 ] Историк Р.К. Дикшит не находит эти аргументы убедительными: он утверждает, что Мания не был племенным божеством. [ 13 ] Кроме того, связь династии с территорией Гонда не обязательно указывает на общее происхождение: прародитель династии мог быть назначен губернатором на этих территориях. [ 12 ] Наконец, брак Дургавати с вождём Гондов можно назвать единичным случаем. [ 13 ]
История
Ранние правители
Чанделы изначально были вассалами Гурджара-Пратихара . [ 14 ] Наннука ( гг 831–845 . н. э.), основатель династии, был правителем небольшого королевства, сосредоточенного вокруг Кхаджурахо . [ 15 ]
Согласно надписям Чанделы, преемник Наннуки Вакпати победил нескольких врагов. [ 16 ] Сыновья Вакпати Джаяшакти (Джеджа) и Виджаяшакти (Виджа) укрепили власть Чанделы. [ 17 ] Согласно надписи Махобы , территория Чанделы была названа «Джеджакабхукти» в честь Джаяшакти. [ 18 ] Преемнику Виджаяшакти Рахиле в хвалебных надписях приписывают несколько военных побед. [ 19 ] Сын Рахилы Харша сыграл важную роль в восстановлении правления царя Пратихары Махипалы , возможно, после вторжения Раштракуты или после конфликта Махиапалы со своим сводным братом Бходжей II . [ 20 ]
Поднимитесь как суверенная держава
Сын Харши Яшоварман (ок. 925–950 гг. н. э.) продолжал признавать сюзеренитет Пратихары, но стал практически независимым. [ 21 ] Он завоевал важную крепость Каланджара . [ 22 ] 953–954 гг. н. э. Надпись Кхаджурахо приписывает ему несколько других военных успехов, в том числе против Гауд (отождествляемых с Паласом ), Хаса , Чеди ( Калачури из Трипури ), Косал (возможно, Сомавамши ), Митхилы (возможно, небольшой правитель-данник), Малавы (отождествляемые с Парамарами ), Куру , Кашмирцы и Гурджары . [ 23 ] Эти утверждения кажутся преувеличенными, поскольку аналогичные заявления о обширных завоеваниях в северной Индии также встречаются в записях других современных царей, таких как царь Калачури Юва-Раджа и царь Раштракута Кришна III . [ 24 ] Правление Яшовармана положило начало знаменитому искусству и архитектуре эпохи Чанделы. Он построил храм Лакшмана в Кхаджурахо. [ 22 ]
В отличие от более ранних надписей Чанделы, в записях преемника Яшовармана Дханги (ок. 950–999 гг. Н. Э.) не упоминается какой-либо повелитель Пратихары. Это указывает на то, что Дханга официально установил суверенитет Чанделы. [ 25 ] Надпись Кхаджурахо утверждает, что правители Косалы , Краты (часть региона Видарбха ), Кунталы и Симхалы смиренно слушали команды офицеров Дханги. Он также утверждает, что жены царей Андхры , Анги , Канчи и Радхи жили в его тюрьмах в результате его успехов в войнах. Это кажется восхвалительными преувеличениями придворного поэта, но предполагает, что Дханга действительно проводил обширные военные кампании. [ 26 ] [ 27 ] также построил великолепный храм в Кхаджурахо Как и его предшественник, Дханга . [ 28 ]
Преемник Дханги Ганда , похоже, сохранил унаследованную им территорию. [ 29 ] Его сын Видьядхара убил Пратихара царя Каннауджа (возможно, Раджьяпалу) за то, что он бежал из своей столицы вместо того, чтобы сражаться с Газневидов захватчиком Махмудом Газни . [ 30 ] [ 31 ] Позже Махмуд вторгся в королевство Видьядхары; По мнению мусульманских захватчиков, этот конфликт закончился тем, что Видьядхара отдал дань уважения Махмуду. [ 32 ] Видьядхара известен тем, что построил храм Кандария Махадева . [ 33 ]
В этот период искусство и архитектура Чанделы достигли своего апогея. Храм Лакшмана (ок. 930–950 гг. Н. Э.), Храм Вишванатхи (ок. 999–1002 гг. Н. Э.) и Храм Кандария Махадева (ок. 1030 г. н. э.) были построены во время правления Яшовармана, Дханги и Видьядхары соответственно. Эти храмы в стиле Нагара представляют собой наиболее развитый стиль Кхаджурахо. [ 34 ]
Отклонить
К концу правления Видьядхары вторжения Газневидов ослабили королевство Чандела. Воспользовавшись этим, Калачури царь Гангея-дева завоевал восточные части королевства. [ 35 ] Надписи Чанделы предполагают, что преемник Видьядхары Виджаяпала (ок. 1035–1050 гг. Н. Э.) победил Гангею в битве. [ 36 ] Однако власть Чанделы начала приходить в упадок во время правления Виджаяпалы. [ 37 ] Каччхапагаты , Гвалиора вероятно , отказались от верности Чанделам в этот период. [ 38 ]
Старший сын Виджаяпалы Девававарман был покорен сыном Гангеи Лакшми-Карной . [ 39 ] Его младший брат Кирттиварман возродил власть Чанделы, победив Лакшми-Карну. [ 40 ] Сын Киртивармана Саллакшанаварман добился военных успехов против Парамараса и Калачури, возможно, совершая набеги на их территории. Надпись Мау предполагает, что он также проводил успешные кампании в регионе Антарведи ( доаб Ганга-Ямуна ). [ 41 ] Его сын Джаяварман обладал религиозным темпераментом и отрекся от престола после того, как устал от управления. [ 42 ]
Джаяварман, похоже, умер без наследника, так как ему наследовал его дядя Притхвиварман , младший сын Кирттивармана. [ 43 ] Надписи Чанделы не приписывают ему никаких военных достижений; похоже, что он был сосредоточен на сохранении существующих территорий Чанделы, не проводя агрессивной экспансионистской политики. [ 44 ]
Возрождение
К тому времени, когда на трон взошел сын Притхвивармана Маданаварман (ок. 1128–1165 гг. Н. Э.), соседние королевства Калачури и Парамара были ослаблены вражескими вторжениями. Воспользовавшись этой ситуацией, Маданаварман разгромил царя Калачури Гая-Карна и, возможно, присоединил к себе северную часть региона Багелкханд . [ 45 ] Однако Чанделы уступили эту территорию преемнику Гая-Карны Нарасимхе . [ 46 ] Маданаварман также захватил территорию на западной периферии королевства Парамара, вокруг Бхилсы (Видиши). Вероятно, это произошло во время правления царя Парамары Яшовармана или его сына Джаявармана . [ 47 ] [ 48 ] И снова Чандела не смогли долго удерживать недавно присоединенную территорию, и регион был отвоеван сыном Яшовармана Лакшмиварманом. [ 46 ]
Джаясимха Сиддхараджа , царь Гуджарата Чаулукья , также вторгся на территорию Парамары, которая располагалась между королевствами Чандела и Чаулукья. Это привело его к конфликту с Маданаварманом. Результат этого конфликта, похоже, был безрезультатным, поскольку записи обоих королевств заявляют о победе. [ 49 ] Надпись Каланджара предполагает, что Маданаварман победил Джаясимху. С другой стороны, различные хроники Гуджарата утверждают, что Джаясимха либо победил Маданавармана, либо получил от него дань. [ 50 ] Маданаварман поддерживал дружеские отношения со своими северными соседями Гахадаваласами . [ 51 ]
Сын Маданавармана Яшоварман II либо не правил, либо правил очень недолго. Внук Маданавармана Парамардидева был последним могущественным царем Чанделы. [ 52 ]
Окончательное снижение
Парамарди (годы правления около 1165–1203 гг. Н. Э.) взошел на трон Чанделы в молодом возрасте. Хотя первые годы его правления были мирными, примерно в 1182–1183 годах н.э. Чахаманы правитель Притхвирадж Чаухан вторгся в королевство Чандела. Согласно средневековым легендарным балладам, армия Притхвираджа заблудилась после внезапного нападения войск ( Гуридов ) тюркских и неосознанно расположилась лагерем в столице Чанделы Махобе . Это привело к краткому конфликту между Чандела и Чауханами, прежде чем Притхвирадж уехал в Дели. Некоторое время спустя Притхвирадж вторгся в королевство Чандела и разграбил Махобу. Парамарди трусливо укрылся в форте Каланджара . Войска Чанделы во главе с Альхой , Удалом и другими генералами потерпели поражение в этой битве. Согласно различным балладам, Парамарди либо покончил жизнь самоубийством от стыда, либо удалился в Гая . [ 55 ]
Набег Притхвираджа Чаухана на Махобу подтверждается его каменными надписями в Маданпуре . Однако в бардских легендах есть несколько случаев исторических неточностей. Например, известно, что Парамарди не ушел в отставку и не умер сразу после победы в Чаухане. Он восстановил власть Чанделы и правил как суверен примерно до 1202–1203 годов н.э., когда Кутб ад-Дин Айбак , империи Гуридов губернатор Дели , вторгся в королевство Чандела. [ 56 ] Согласно Тадж-уль-Маасиру , хронике Делийского султаната , Парамарди сдался силам Дели. Он обещал платить дань султану, но умер, не успев сдержать это обещание. Его деван оказал некоторое сопротивление силам вторжения, но в конечном итоге был подавлен. Историк XVI века Фиришта утверждает, что Парамарди был убит своим собственным министром, который не согласился с решением короля сдаться войскам Дели. [ 57 ]
Власть Чанделы не полностью оправилась от поражения от сил Дели. На смену Парамарди пришли Трайлокьяварман , Вираварман и Бходжаварман . Следующий правитель Хаммираварман (ок. 1288–1311 гг. н. э.) не использовал императорский титул Махараджадхираджа , что указывает на то, что король Чанделы в свое время имел более низкий статус. Власть Чанделы продолжала приходить в упадок из-за растущего мусульманского влияния, а также возникновения других местных династий, таких как Бундела , Багела и Хангары . [ 58 ]
На смену Хаммираварману пришел Вираварман II, титулы которого не указывают на высокий политический статус. [ 59 ] [ 60 ] Одна незначительная ветвь семьи продолжала править Каланджарой : ее правитель был убит армией Шер Шаха Сури в 1545 году нашей эры. Другая второстепенная ветвь правила Махобой : Дургавати , одна из ее принцесс, вышедшая замуж за члена Гондов королевской семьи Мандлы . Некоторые другие правящие семьи также заявляли о происхождении Чанделы (см. Чандел ). [ 61 ]
Искусство и архитектура
Семья Чандела хорошо известна своим искусством и архитектурой. Они построили в разных местах ряд храмов, водоемов, дворцов и фортов. Самым известным примером их культурных достижений являются индуистские и джайнские храмы в Кхаджурахо . Тремя другими важными оплотами Чанделы были Джаяпура-Дурга (современный Аджайгарх ), Каланджара (современный Калинджар ) и Махотсава-Нагара (современный Махоба ). [ 62 ]
-
Храм Дулхадео, Кхаджурахо
-
Храм Аджайгарх
Другие более мелкие места Чанделы включают Чандпур, Деогарх , Дудахи, Какадео , Маданпур и Ахарджи . [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ]
-
Брахма и его супруга Кхаджурахо.
-
Резьба по камню, Аджайгарх
-
Джайн тиртханкарас и Сарасвати , Аджайгарх
-
Джайнские небеса, Аджайгарх
-
Джайн Шраманас , Аджайгарх
-
Скот со знаком сокровищ, Аджайгарх
-
Сурасундари Апсара , Кхаджурахо
-
Танцующий Ганеша, Кхаджурахо.
-
храма Паршванатхи Резьба из
-
храма Лакшмана Резьба из
Список правителей
На основе эпиграфических записей историки составили следующий список правителей Чанделы Джеджакабхукти ( IAST в скобках): имена [ 66 ] [ 67 ] [ 59 ]
СН | Региональное имя правителя ( IAST имя в скобках) | Царствование (CE) |
---|---|---|
1 | Нанна | 831–845 |
2 | Вакпати (Вакпати) | 845–865 |
3 | Джаяшакти (Джаяшакти) и Виджаяшакти (Виджаяшакти) | 865–885 |
4 | Рэйчел (Рэйчел) | 885–905 |
5 | Шри Харша (Шри Харша) | 905–925 |
6 | Яшо-Варман (Яшоварман) | 925–950 |
7 | Дханга-Дева (Дхангадева) | 950–999 |
8 | Ganda-Deva (Gaṇḍadeva) | 999–1002 |
9 | Видьядхара (Видьядхара) | 1003–1035 |
10 | Виджая-Пала (Виджаяпала) | 1035–1050 |
11 | Дева-Варман | 1050–1060 |
12 | Киртти-Варман (Киртиварман) | 1060–1100 |
13 | Саллакшана-Варман (Саллакшанаварман) | 1100–1110 |
14 | Джая Варман | 1110–1120 |
15 | Притхви-Варман (Притхвиварман) | 1120–1128 |
16 | Мадана-Варман | 1128–1164 |
17 | Яшо-Варман II | 1164–1165 |
18 | Парамарди-Дева | 1165–1203 |
19 | Трайлокья-Варман | 1203–1245 |
20 | Вира-Варман (Вираварман) | 1245–1285 |
21 | Бходжа-Варман | 1285–1288 |
22 | Хаммира-Варман (Hammaravarman) | 1288–1311 |
23 | Вира-Варман II | 1311–1315 |
Генеалогическое древо
Chandela dynasty |
---|
См. также
Ссылки
- ^ Шварцберг, Джозеф Э. (1978). Исторический атлас Южной Азии . Издательство Оксфордского университета, Цифровая библиотека Южной Азии. п. 146, Карта «j».
- ^
- Упиндер Сингх (2004). Открытие Древней Индии: ранние археологи и начало археологии . Перманентный черный. п. 73. ИСБН 978-81-7824-088-6 .
Обсуждение истории различных кланов раджпутов, таких как Чауханы, Качвахи, Чандела, Пратихара и Томарас, на основе широкого круга источников - литературных, эпиграфических, нумизматических, бардских отчетов и местных традиций.
- Кульке, Герман ; Ротермунд, Дитмар (2004). История Индии . Психология Пресс. п. 117. ИСБН 978-0-415-32919-4 .
Когда власть Гурджара Пратихара пришла в упадок после разграбления Каннауджа Раштракутами в начале десятого века, многие раджпутские принцы заявили о своей независимости и основали свои собственные королевства, значение некоторых из которых приобрело большое значение в последующие два столетия. Наиболее известными среди этих династий были Чаулукья или Соланки из Гуджарата и Катхиавара, Чахамана (т.е. Чауханы) из восточного Раджастана (Аджмер и Джодхпур) и Томары, которые основали Дели (Дхилик) в 736 году, но были вытеснены Чауханами в 736 году. двенадцатый век. На происхождение раджпутов также заявляли Чандела из Худжурахо и Калачури из Трипури.
- Ромила Тапар (2004). Ранняя Индия: от истоков до 1300 года нашей эры . Издательство Калифорнийского университета. п. 420. ИСБН 978-0-520-24225-8 .
Другие, утверждавшие, что они раджпуты и произошли от солнечной и лунной линий, утвердились в качестве местных королей в различных частях западной и центральной Индии. Среди них были Чанделлы, известные в десятом веке в Бунделькханде с центром в Кхаджурахо и территорией, известной как Джеджакабхукти.
- Р.К. Дикшит 1976 , стр. 8: «Канделлы, несомненно, являются кланом раджпутов, и эпиграфические свидетельства не показывают, что к ним относились к какой-либо неполноценности в прошлом. Они раскрывают их супружеские отношения с важными семьями раджпутов с самого начала их истории. "
- Упиндер Сингх (2004). Открытие Древней Индии: ранние археологи и начало археологии . Перманентный черный. п. 73. ИСБН 978-81-7824-088-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с Р.К. Дикшит 1976 , с. 3.
- ^ Перейти обратно: а б Р.К. Дикшит 1976 , с. 4.
- ^ РК Дикшит 1976 , с. 5.
- ^ Джай Нараян Асопа (1976). Происхождение раджпутов . Издательство Бхаратия. п. 208.
- ^ Виджайендра Снатак (1997). «Средневековая литература на хинди» . В К. Айяппе Паниккаре (ред.). Средневековая индийская литература: антология (Том 1) . Академия Сахитья. п. 142.ISBN 978-81-260-0365-5 .
- ^ Фрайтаг, Джейсон (2009). Служение империи, служение нации: Джеймс Тод и раджпуты Раджастана . БРИЛЛ. стр. 3–5. ISBN 978-90-04-17594-5 .
- ^ Р. В. Сомани (1976). История Мевара с древнейших времен до 1751 года нашей эры . Матешвари. п. 30. ОСЛК 2929852 .
- ^ РК Дикшит 1976 , с. 6.
- ^ Али Джавид и Табассум Джавид (2008). Памятники всемирного наследия и связанные с ними постройки в Индии . Том. 1. Алгора. п. 44. ИСБН 9780875864822 .
- ^ Перейти обратно: а б Р.К. Дикшит 1976 , с. 7.
- ^ Перейти обратно: а б Р.К. Дикшит 1976 , с. 8.
- ^ Радхи Шьям Чаурасия, История Древней Индии: древнейшие времена до 1000 года нашей эры.
- ^ Сайлендра Сен (2013). Учебник средневековой истории Индии . Примус. п. 22. ISBN 978-93-80607-34-4 .
- ^ Сисиркумар Митра 1977 , стр. 27–28.
- ^ Сисиркумар Митра 1977 , с. 30.
- ^ РК Дикшит 1976 , с. 28.
- ^ РК Дикшит 1976 , стр. 30–31.
- ^ РК Дикшит 1976 , стр. 32–35.
- ^ Сисиркумар Митра 1977 , стр. 36–37.
- ^ Перейти обратно: а б Сушил Кумар Саллери 2004 , с. 24.
- ^ Сисиркумар Митра 1977 , с. 42-51.
- ^ РК Дикшит 1976 , с. 42.
- ^ Сисиркумар Митра 1977 , с. 57.
- ^ РК Дикшит 1976 , с. 56.
- ^ Сисиркумар Митра 1977 , стр. 61–65.
- ^ РК Дикшит 1976 , с. 69.
- ^ Сисиркумар Митра 1977 , стр. 72.
- ^ Сисиркумар Митра 1977 , стр. 72–73.
- ^ РК Дикшит 1976 , с. 72.
- ^ Сисиркумар Митра 1977 , стр. 81–82.
- ^ Сушил Кумар Саллери 2004 , с. 26.
- ^ Джеймс С. Харл (1994). Искусство и архитектура Индийского субконтинента . Издательство Йельского университета. п. 234. ИСБН 0300062176 .
- ^ Сисиркумар Митра 1977 , стр. 89–90.
- ^ Сисиркумар Митра 1977 , с. 88.
- ^ РК Дикшит 1976 , с. 101.
- ^ Сисиркумар Митра 1977 , с. 90.
- ^ Сисиркумар Митра 1977 , с. 91.
- ^ Сисиркумар Митра 1977 , с. 94.
- ^ РК Дикшит 1976 , с. 120-121.
- ^ РК Дикшит 1976 , с. 126.
- ^ Сисиркумар Митра 1977 , стр. 110–111.
- ^ Сисиркумар Митра 1977 , с. 111.
- ^ РК Дикшит 1976 , с. 132.
- ^ Перейти обратно: а б Р.К. Дикшит 1976 , с. 135.
- ^ РК Дикшит 1976 , стр. 130–132.
- ^ Сисиркумар Митра 1977 , с. 112-113.
- ^ РК Дикшит 1976 , с. 133.
- ^ РК Дикшит 1976 , стр. 133–134.
- ^ РК Дикшит 1976 , с. 132-133.
- ^ РК Дикшит 1976 , с. 130.
- ^ Шварцберг, Джозеф Э. (1978). Исторический атлас Южной Азии . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 37, 147. ISBN. 0226742210 .
- ^ Итон, Ричард М. (25 июля 2019 г.). Индия в персидскую эпоху: 1000–1765 гг . Пингвин Великобритания. п. 38. ISBN 978-0-14-196655-7 .
- ^ Сисиркумар Митра 1977 , стр. 120–123.
- ^ Сисиркумар Митра 1977 , стр. 123–126.
- ^ РК Дикшит 1976 , с. 148.
- ^ РК Дикшит 1976 , с. 179.
- ^ Перейти обратно: а б Питер Джексон 2003 , с. 199.
- ^ Ом Пракаш Мишра 2003 , с. 11.
- ^ Ромила Тапар 2013 , с. 572.
- ^ Перейти обратно: а б Сушил Кумар Саллери 2004 , с. 17.
- ^ Титце, Курт; Брюн, Клаус (1998). Джайнизм: иллюстрированный путеводитель по религии ненасилия (2-е изд.). Мотилал Банарсидасс . п. 128. ИСБН 978-81-208-1534-6 .
- ^ Редди, П. Ченни (2023). Кальяна Митра: сокровищница истории, культуры и археологических исследований . Том. 5. Издательство «Голубая роза». п. 197. ИСБН 978-93-5741-111-0 .
- ^ Харихар Виттал Триведи 1991 , стр. 335–552.
- ^ РК Дикшит 1976 , с. 25.
- ^ Сушил Кумар Саллери 2004 , с. 25.
Библиография
- Харихар Виттал Триведи (1991). Надписи Парамаров (Часть 2) . Corpus Inscriptionum Indicarum Volume VII: Надписи Парамаров, Чанделл, Каччапагхатов и двух второстепенных династий. Археологическая служба Индии .
- Ом Пракаш Мишра (2003). Археологические раскопки в Центральной Индии: Мадхья-Прадеш и Чхаттисгарх . Публикации Миттала. ISBN 978-81-7099-874-7 .
- Питер Джексон (2003). Делийский султанат: политическая и военная история . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-54329-3 .
- Р.К. Дикшит (1976). Канделлы Джеджакабхукти . Абхинав. ISBN 9788170170464 .
- Ромила Тапар (2013). Прошлое перед нами . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-72651-2 .
- Сисиркумар Митра (1977). Ранние правители Кхаджурахо . Мотилал Банарсидасс. ISBN 9788120819979 .
- Сушил Кумар Саллери (2004). Чанделла Арт . Аакар Книги. ISBN 978-81-87879-32-9 .
Внешние ссылки
- СМИ, связанные с Чанделасом из Джеджакабхукти, на Викискладе?