Jump to content

Храм Вишванатхи, Кхаджурахо

Координаты : 24 ° 51'12 "N 79 ° 55'21" E  /  24,853303 ° N 79,922613 ° E  / 24,853303; 79,922613

Храм Вишванатхи
Храм Вишванатх
Религия
Принадлежность индуизм
Округ Чаттарпур
Божество Шива
Руководящий орган Археологическая служба Индии (ASI)
Расположение
Расположение Кхаджурахо
Состояние Мадхья-Прадеш
Страна Индия
Храм Вишванатхи, Кхаджурахо расположен в Индии.
Храм Вишванатхи, Кхаджурахо
Расположение в Индии
Географические координаты 24 ° 51'12 "N 79 ° 55'21" E  /  24,853303 ° N 79,922613 ° E  / 24,853303; 79,922613
Архитектура
Архитектор(ы) Чичча
Тип Центральноиндийская нагара
Дата установления 999 г. или 1002 г. н.э.
Высота 223 м (732 фута)

Храм Вишванатхи индуистский храм в Мадхья-Прадеше, Индия . Он расположен среди западной группы памятников Кхаджурахо , объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО . [ 1 ] Храм посвящен Шиве , который также известен как «Вишванатха» ( IAST : Viśvanātha), что означает «Господин Вселенной».

Считается, что храм был построен по заказу Чанделы короля Дханги и, вероятно, был завершен в 999 или 1002 году нашей эры. Его архитектурный стиль похож на стиль старого храма Лакшмана и нового храма Кандария Махадева . Здесь представлены несколько скульптур различных божеств, сурасундари (небесных девиц), занимающихся любовью пар и мифических существ.

Посвятительная надпись, ныне прикрепленная к крыльцу храма Вишванатхи, дает информацию о строительстве храма Шивы царем Чанделы Дхангой . [ 2 ] Первоначальная дата надписи читается по-разному: 1056 г. до н.э. (999 г. н.э.). [ 3 ] или 1059 г. до н.э. (1002 г. н.э.). [ 4 ]

В надписи упоминается, что потомок Дханги Джаяварман переписал ее четкими буквами в 1173 году до н.э. В нем говорится, что Дханга построил великолепный храм Шивы с двумя лингами (символами Шивы). [ 5 ] Один лингам – Маракатешвара («Изумрудный Господь») – был сделан из изумруда. Другой лингам - Праматханатха («Повелитель Праматхов или гоблиноподобных духов») - был сделан из камня. [ 6 ] Надпись, судя по всему, была сделана уже после смерти Дханги: в ней говорится, что, прожив более ста лет, Дханга достиг мокши , оставив свое тело в водах Ганги и Ямуны . [ 5 ] В отличие от некоторых других надписей храма Чанделы, здесь не упоминаются Пратихара правители Чандел . Это говорит о том, что Чанделы к этому времени уже не были вассалами Пратихаров. Немного об изумрудном линге (возможно, усыпанном изумрудами линге) также подтверждает эту теорию. Согласно Пуранам , лингам, усыпанный драгоценными камнями, является подходящим пожертвованием, которое следует сделать при исполнении желания. Это говорит о том, что Дханга построил храм после достижения высокого политического статуса суверена. [ 7 ]

На основании этой надписи ученые полагают, что строительство храма было завершено в 999 году нашей эры. [ 8 ] [ 9 ] или 1002 г. н.э. [ 10 ] [ 11 ] Однако, по словам историка искусства Шобиты Пунджи, храм, упомянутый в этой записи, может быть, а может и не быть храмом Вишванатхи. По ее словам, есть вероятность, что Дханга построил два храма: один с каменным лингом, другой с изумрудным лингом. [ 2 ]

В надписи архитектором храма назван Чичха (или Чикча). (ворота) храма В нем говорится, что торана была спроектирована Вишвакармой (божеством-покровителем архитекторов), вселившимся в тело архитектора. [ 7 ] [ 12 ]

Архитектура

[ редактировать ]

Храм Вишванатхи характерен для архитектурного стиля Центральной Индии, который начинается с храма Лакшмана (ок. 930–950 гг. Н. Э.) и завершается храмом Кандария Махадева (ок. 1030 г. н. э.). [ 13 ] Эти три храма представляют собой наиболее развитый стиль Кхаджурахо. [ 14 ]

Место Вишванатха было спроектировано как комплекс панчаятана , который состоит из одной главной святыни, окруженной четырьмя меньшими вспомогательными святынями. Однако сейчас сохранились только две меньшие святыни. [ 15 ] Главная святыня ориентирована на восток. [ 14 ] Храм Нанди , храм на востоке, посвящен горе Шивы Нанди , чья статуя высотой 2,2 м обращена к главному храму. [ 16 ] [ 17 ] Храм на юго-западе посвящен супруге Шивы Парвати . Храм Парвати частично поврежден, сохранились только его святилище ( гарбхагриха ) и крыша ( шихара ). В святилище находится идол Парвати, стоящий на игуане . [ 15 ]

Главный храм с двумя вспомогательными святынями.

Главный храм представляет собой образец стиля нагара : он содержит входное крыльцо ( ардха-мандапа ), небольшой зал ( мандапа ), большой зал ( маха-мандапа ), вестибюль ( антарала ) и святилище ( гарбхагриха ). с башней на крыше ( шихара ). [ 15 ] Все это расположено на постаменте с несколькими скульптурами. Лестницу, ведущую от основания к крыльцу, с одной стороны окружают львы, а с другой - слоны. Прямоугольный план главного храма имеет размеры 27,5 метра (90 футов) на 13,7 метра (45 футов). [ 15 ]

Храм Вишванатхи
Храм Кандария Махадева
Сравнение лингамов в святилище

В святилище есть каменный лингам ; изумрудный лингам, упомянутый в надписи, отсутствует. [ 18 ] Линга окружен проходом для парикрамы ( обхода вокруг ). В святилище есть балконы с трех сторон для освещения и вентиляции. [ 15 ]

Песчаник является основным строительным материалом, используемым в конструкции. [ 19 ]

Скульптуры

[ редактировать ]

В основании храма есть несколько ниш со скульптурами Саптаматрики ( семи богинь), супруги Шивы Парвати и танцующего Ганеши . [ 15 ] [ 19 ]

Внешняя часть над основанием имеет три полосы со скульптурами различных божеств, сурасундари (женских фигур), таких как апсары , и мифических существ. Показано, как сурасундари выполняют различные повседневные дела, такие как нанесение синдура (киноварь) на лоб и краску на глаза, закручивание волос после купания, игра на флейте, выщипывание шипов из ног, танцы, восхищение собой в зеркало, одевание или просто вызывающее позирование. В этих скульптурах заметны их прически, узорчатые одежды, орнаменты и выразительные лица. [ 15 ] [ 19 ]

в В проходе парикрамы святилище представлено то, что Али Джавид и Табассум Джавид называют «самыми яркими резными изображениями женщин в Кхаджурахо». [ 19 ] На одной фигуре изображена сурасундари, играющая на флейте, ее тело слегка наклонено в сторону, демонстрируя современный идеал женского тела . Другая фигура, частично поврежденная, изображает девушку в танцующей позе. Одна скульптура изображает мать, держащую своего ребенка: она слегка наклоняется в сторону, чтобы ребенок мог сидеть у нее на бедре. На другом изображена женщина, поднимающая за собой левую ногу и наносящая на нее краску. Еще на одном изображена девушка, пытающаяся завязать бюстгальтер за спиной, а искривленное тело подчеркивает ее изгибы. [ 19 ]

Северная и южная стены храма украшены эротическими рельефами . [ 15 ] [ 20 ] Соединение вестибюля и святилища представляет собой вариацию знаменитой скульптуры «акробатического секса» в новом храме Кандария Махадева. Как и в скульптуре Кандарии, здесь также изображена пара, поддерживаемая двумя женщинами, но в этой скульптуре мужчина находится на вершине. Женщина внизу одной рукой касается женщину слева, а другая ее рука опирается на землю для поддержки. На некоторых скульптурах изображены мужчины, занимающиеся скотоложством, а женщины закрывают глаза. [ 19 ]

В интерьере во всех комнатах присутствуют граненые колонны. Потолок и поддерживающие его кронштейны украшены замысловатой резьбой. [ 15 ] Однако кронштейны фигур в большом зале сейчас сильно изношены. [ 19 ]

Интерпретации эротических скульптур

[ редактировать ]

Предлагались различные интерпретации эротических скульптур. Администратор колониального искусства Эрнест Б. Хавелл считал это продуктом упадка индуистского общества. Противоположное мнение состоит в том, что это вдохновленная Камашастрой художественная традиция общества с широким кругозором. [ 21 ]

Видья Дехеджиа , профессор южноазиатского искусства в Колумбийском университете , утверждает, что эти скульптуры изображают обряды сект Каула и Капалика . Эти секты верили, что только тот, кто сможет противостоять чувственным искушениям, сможет достичь спасения. Чтобы понять, можно ли подняться над такими искушениями, нужно было пережить их, оставаясь незатронутым. Таким образом, эти секты предоставили теологическое оправдание чрезмерно снисходительным правителям Чанделы для участия в «самых унизительных практиках». [ 22 ]

По словам индийского историка искусства Деванганы Десаи, эротические скульптуры в храмах Вишванатхи и Кандарии Махадевы выполняли следующие функции: [ 23 ]

  • Эти скульптуры имеют более глубокий, скрытый смысл: они представляют собой «йогико-философскую концепцию», используя сандхья-бхашу (метафорический кодовый язык). Тантрики ) использовали такой язык , ( практикующие тантру чтобы не раскрывать свои практики широкой публике.
  • Эти фигуры скрывают янтру, используемую для поклонения.
  • Фигуры занимающихся сексом пар ( маитхуна ) присутствуют на стыке стен, соединяющих святилище с залом. Считалось, что они магически защищают памятник в его наиболее уязвимой части.
  • Эротические скульптуры способны доставить удовольствие непосвященным посетителям храма.

Фред Кляйнер, профессор искусства и архитектуры Колумбийского университета, считает, что эти скульптуры символизируют «плодородие и продолжение жизни и служат благоприятными защитниками» священного храма. [ 20 ] Маргарет Проссер Аллен, академик Университета штата Делавэр , упоминает, что эротические скульптуры изображают цель человеческой жизни: союз с универсальным существом . Это изображение основано на вере в то, что Вселенная является результатом «космического союза мужских и женских элементов». [ 24 ]

  1. ^ «Группа памятников Каджурахо» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры . Проверено 25 июня 2023 г.
  2. ^ Jump up to: а б Шобита Пунджа (2010). Кхаджурахо: первая тысяча лет Пингвин Букс Лимитед. стр. 100-1 30–31. ISBN  978-93-85890-40-6 .
  3. ^ Навал Кришна; Ману Кришна (2004). Ананда-Вана индийского искусства: Том поздравлений доктора Ананда Кришны . Книги Индики. п. 209. ИСБН  978-81-86569-48-1 .
  4. ^ Вибхути Бхушан Мишра (1973). Религиозные верования и обычаи Северной Индии в период раннего средневековья . БРИЛЛ. п. 16. ISBN  90-04-03610-5 .
  5. ^ Jump up to: а б Ф. Кильхорн (1892). Джеймс Берджесс (ред.). Эпиграфия Индика . Том. 1. Археологическая служба Индии. стр. 137–139.
  6. ^ Девангана Десаи (1986). «Повелитель Каланджары и его Храм Изумрудного Линга: Кхаджурахо одиннадцатого века». Марг . 39 (2).
  7. ^ Jump up to: а б Хизер Элгуд (2000). Индуизм и религиозные искусства . Блумсбери. п. 147. ИСБН  9780826498656 .
  8. ^ Фаниканта Мишра (2001). Кхаджурахо с последними открытиями . Сандип Пракашан. п. 3. ISBN  9788175741010 .
  9. ^ Девангана Десаи (2000). Каджурахо . Издательство Оксфордского университета. п. xvi. ISBN  978-0-19-565391-5 .
  10. ^ Дэвид Абрам; Ник Эдвардс; Майк Форд (1 октября 2013 г.). Грубый путеводитель по Индии . Грубые гиды. п. 425. ИСБН  978-1-4093-4267-0 .
  11. ^ Журнал Ганганатхи Джа Кендрия санскрит Видьяпитха . Ганганатха Джа Кендрия Санскрит Видьяпитха. 1999. с. 65.
  12. ^ Дикшит, РК (1976). Канделлы Джеджакабхукти . Абхинав. п. 69. ИСБН  9788170170464 .
  13. ^ «Храм Вишванатхи» . Археологическая служба Индии, Бхопалский круг . Проверено 26 мая 2016 г.
  14. ^ Jump up to: а б Джеймс С. Харл (1994). Искусство и архитектура Индийского субконтинента . Издательство Йельского университета. п. 234 . ISBN  978-0-300-06217-5 .
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Сушисмита Банерджи; и др., ред. (2009). Великие памятники Индии . ДК/Пингвин. стр. 86–87. ISBN  9780756665616 .
  16. ^ Рамакришна, Лалита (сентябрь 2018 г.). «Великие храмы Мадхья-Прадеша». Таттвалока . ХLI (6). Шрингери : Образовательный фонд Шри Абхинава Видьятира Махасвамигала: 47–52. ISSN   0970-8901 .
  17. ^ Сарина Сингх, изд. (2009). Индия . Одинокая планета. п. 684. ИСБН  9781742203478 .
  18. ^ Митра, Сисиркумар (1977). Ранние правители Кхаджурахо . Мотилал Банарсидасс. п. 194. ИСБН  9788120819979 .
  19. ^ Jump up to: а б с д и ж г Али Джавид и Табассум Джавид (2008). Памятники всемирного наследия и связанные с ними здания в Индии . Том. 1. Алгора. стр. 203–204. ISBN  9780875864822 .
  20. ^ Jump up to: а б Фред С. Кляйнер (2015). Искусство Гарднера сквозь века: рюкзакное издание, книга C: Незападное искусство до 1300 года . Cengage Обучение. стр. 453–454. ISBN  978-1-305-54491-8 .
  21. ^ Шобита Пунджа (2010). Кхаджурахо: первая тысяча лет Пингвин Великобритания. стр. 100-1 57–63. ISBN  9789385890406 .
  22. ^ Дехеджия, Видья (1978). Еще раз взглянем на индийское искусство . Отдел публикаций. стр. 70–71.
  23. ^ Девангана Десаи (1996). Религиозные образы Кхаджурахо (PDF ) Франко-индийские исследования. стр. 100-1 191–193.
  24. ^ Маргарет Проссер Аллен (1991). Орнамент в индийской архитектуре . Университет Делавэра Пресс. стр. 209–210. ISBN  978-0-87413-399-8 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 43a7bc982d0b2d9ea22d925671fe2b15__1723373040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/43/15/43a7bc982d0b2d9ea22d925671fe2b15.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vishvanatha Temple, Khajuraho - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)