Дханга
Дханга | |||||
---|---|---|---|---|---|
Каланджарадхипати («Повелитель Каланджары ») | |||||
Сжечь короля | |||||
Царствование | ок. 950–999 гг. н.э. | ||||
Предшественник | я живу | ||||
Преемник | Красота | ||||
Проблема | Красота | ||||
| |||||
Династия | Зажги | ||||
Отец | я живу | ||||
Мать | Пушпа |
Дханга (950–999 гг. н. э.), также известный в надписях как Дхангадева , был царем Чандела индийской династии . Он правил в регионе Джеджакабхукти ( Бунделькханд на территории современного Мадхья-Прадеша ). Дханга установил суверенитет Чандел, которые служили вассалами Пратихарам до его правления . Он также известен тем, что построил великолепные храмы в Кхаджурахо , в том числе Вишванатхи храм .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Согласно регистрационному номеру Кхаджурахо. IV, Дханга родился у царя Чанделлы (Чандратрейи) Яшовармана и его королевы Пуппы (Пушпы) Деви. [ 1 ]
Самая ранняя надпись, созданная во время правления Дханги, - это надпись Чатурбхудж 953-954 гг. Н. Э. (1011 г. до н. э. ). Дханга, должно быть, взошел на трон где-то раньше. Его вознесение, вероятно, не подвергалось сомнению, поскольку его брат Кришна был назначен защищать границу королевства малва . [ 2 ]
Другие надписи времен правления Дханги включают надпись Нанаора (или Наньяура) (998 г. н.э.) и надпись Лаладжи в Кхаджурахо (датированная по-разному: 999 г. н.э. или 1002 г. н.э.). [ 3 ] [ 4 ] Его имя также встречается в надписях его потомков.
Размеры королевства
[ редактировать ]
Согласно надписи 953-954 гг. н. э., королевство Дханга было ограничено следующими территориями: [ 5 ] [ 6 ]
- Каланджара
- Бхасват на берегу реки Малава ( Бхилса он Бетва )
- Река Калинди ( Ямуна недалеко от ее впадения в Гангу )
- Чеди регион
- Гора Гопа ( Гопадри или Гвалиор )
998 г. н. э. (1055 г. до н. э.). По мнению С. К. Митры, грант Наньяуры на медные пластины, выданный во время его пребывания в «Кашике» ( Варанаси ), указывает на то, что современная территория Варанаси также находилась под его контролем. [ 7 ] Однако В.А. Смит заявил, что король мог находиться в Варанаси с целью паломничества. [ 3 ]
Дханга называл себя Каланджарадхипати («Повелитель Каланджары»), но, похоже, он сохранил Кхаджурахо в качестве столицы королевства. [ 1 ]
Военные завоевания
[ редактировать ]В надписях Дханги не упоминаются Пратихары, которые признаны повелителями Чандел в более ранних надписях династии. Это указывает на то, что Дханга установил суверенитет Чанделы. [ 5 ]
В то время как надпись Дханги утверждает, что холм Гопа (современный район Гвалиора ) был частью его королевства, современная надпись в храме Сас-Баху утверждает, что Гопадри-дурга («Город Гопа» или форт Гвалиор ) владел Каччхапагхатой . семья, завоеванная Ваджрадаманом. Каччхапагаты, вероятно, были вассалами Чандел в то время и помогли им победить Пратихаров. [ 8 ] Эта теория подтверждается тем фактом, что современные мусульманские историки используют титул Хаким (указывающий на подчиненный статус) для описания вождя, защищавшего форт Гвалиор от Махмуда Газни . [ 9 ] Кроме того, надпись Мау утверждает, что Дханга победил правителя Каннауджа , который мог быть правителем Пратихары. [ 10 ]
В надписи, найденной в Махобе, говорится, что руки Дханги равнялись рукам «могущественного Хамвиры», который стал «тяжелым бременем для земли». Вероятно, это относится к мусульманскому правителю, поскольку «Хамвира» является санскритским вариантом титула Амир . К этому времени Газневиды . достигли северо-западной границы Индии Э. Хульч отождествлял Хамвиру с Сабуктигином (ок. 942–997), а Сисиркумар Митра отождествлял его с преемником Сабуктигина Махмудом . Нет никаких исторических свидетельств о прямом сражении между Газневидами и Чанделами. [ 11 ] Джаяпала , правитель индуистской династии Кабул-Шахи , столкнулся с вторжениями Газневидов в конце 10 века. Историк XVI века Фиришта упоминает, что несколько индуистских королей, в том числе раджа Калинджара , отправили войска на помощь Джаяпале. Раджа Калинджара (Каланджара) отождествляется с Дхангой. [ 12 ]
Надпись Кхаджурахо утверждает, что правители Косалы , Краты (часть региона Видарбха ), Кунталы и Симхалы смиренно слушали команды его офицеров. Он также утверждает, что жены царей Андхры , Анги , Канчи и Радхи жили в его тюрьмах в результате его успехов в войнах. Это кажется восхвалительными преувеличениями придворного поэта, но предполагает, что Дханга действительно проводил обширные военные кампании. [ 13 ] [ 14 ]
Заявления Дханги о военном успехе в восточной Индии (Анга и Радха), возможно, не лишены оснований. Империя Пала пришла в упадок после провозглашения независимости Камбоджи и Чандры . Царь Анги, побежденный Дхангой, мог быть ослабленным правителем Палы. Правителем Радхи мог быть узурпатор Камбоджи королевства Пала. [ 15 ] Дханга не аннексировал никаких новых территорий в рамках этой кампании: его целью было только не допустить, чтобы Камбоджи стали угрозой. [ 16 ] Вторжение Дханги могло ослабить Камбоджи, позволив правителю Палы Махипале восстановить свое имперское правление в Бенгалии. [ 17 ]
Хвастовство Дханги об успехах на юге (Андхра, Канчи, Кунтала и Симхала) кажется поэтическим преувеличением. Но он мог совершить набег на некоторые территории к югу от Виндхья . [ 18 ] [ 19 ] Правителем Косалы ( Дакшина Косала мог быть царь Сомавамши Махабхавагупта Джанамеджая. или южной Косалы) в то время [ 19 ]
Завоевания Кришны
[ редактировать ]Младший брат Дханги Кришна (также Кришнапа или Канхапа), вероятно, был губернатором юго-западных провинций своего королевства. Возможно, на него была возложена обязанность наблюдать за военными действиями против Парамаров Малва и Калачури Чеди . [ 20 ]
Министр Кришны Каундинья Вачаспати утверждал, что одержал победу над правителем Чеди . Похоже, что Дханга поручил Кришне руководить операциями Чанделы против Калачури из Чеди. Царем Чеди, побежденным Каундиньей, возможно, был Шанкарагана III . Нарасимха из династии Сулки мог помочь Чанделам в этой войне: в его надписи Мазер утверждается, что он превратил цариц Калачури во вдов по приказу Кришна-раджи. [ 21 ]
Каундинья также утверждал, что убил вождя Сабара по имени Симха, который мог быть небольшим феодальным вождем или генералом Чеди. В его надписи Бхилсы также говорится, что он поместил глав Рала мандалы (подразделения) и Родапади на их троны. Идентификация Ралы неясна, хотя одна из гипотез отождествляет его с Латой (часть современного Гуджарата). Родапади, вероятно, находился где-то на восточной границе королевства Парамара . [ 22 ]
Администрация
[ редактировать ]Главным министром Дханги был брамин по имени Прабхаса, который был назначен после проверки стандартами, упомянутыми в Артхашастре . [ 23 ] Его царственным священником был Яшодхара. [ 22 ]
Религия
[ редактировать ]Дханга был шиваитом . Надпись Кхаджурахо гласит, что он установил два лингама в храме Шивы : один из изумруда и один из обычного камня. Этот храм известен как Храм Вишванатхи . [ 24 ]
Он уважал и другие религии. Он завершил строительство храма Вайкунтха-натха Вишну по заказу своего отца. предоставил несколько садов джайнскому ( Джинанатхе ) храму. В современной надписи записано, что некий Пахилла, пользовавшийся уважением Дханги, [ 25 ]
Согласно надписи Наньяуры, Дханга регулярно делал подарки в таких случаях, как солнечное затмение , полагая, что это принесет пользу ему и его умершим родителям. Король также провел престижную и дорогую Тулапуруша . церемонию вручения подарков [ 26 ]
-
Храм Вишванатхи , храм Шивы, построенный по заказу Дханги.
-
Храм Паршванатха (храм Джинанатхи), джайнский храм, построенный джайнской семьей.
-
Храм Гхантаи , ныне разрушенный джайнский храм, построенный где-то после храма Паршватхи.
Последние дни
[ редактировать ]Согласно надписи Кхаджурахо, прожив более ста осеней, Дханга достиг мокши , оставив свое тело в водах Ганги и Ямуны . [ 4 ] [ 27 ] Некоторые ученые интерпретировали это как самоубийство, но, по мнению Раджендралала Митры , это был обычный способ объявить о смерти человека. [ 27 ]
Преемником Дханги стал его сын Ганда-дева . [ 26 ] С. К. Саллерей (2004) датирует конец своего правления 999 годом нашей эры. [ 28 ] Р.К. Дикшит (1976) датировал конец своего правления 1002 годом нашей эры. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Дикшит 1976 , с. 55.
- ^ Митра 1977 , с. 56.
- ^ Jump up to: а б Смит 1881 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б Ф. Кильхорн (1892). Джеймс Берджесс (ред.). Эпиграфия Индика . Том. 1. Археологическая служба Индии. стр. 137–139.
- ^ Jump up to: а б Митра 1977 , с. 57.
- ^ Дикшит 1976 , с. 64.
- ^ Митра 1977 , с. 60.
- ^ Митра 1977 , стр. 57–60.
- ^ Дикшит 1976 , с. 60.
- ^ Митра 1977 , с. 58.
- ^ Митра 1977 , стр. 65–66.
- ^ Митра 1977 , с. 68.
- ^ Дикшит 1976 , с. 56.
- ^ Митра 1977 , стр. 61–65.
- ^ Дикшит 1976 , стр. 56–57.
- ^ Митра 1977 , стр. 61–62.
- ^ Дикшит 1976 , с. 57.
- ^ Митра 1977 , стр. 63.
- ^ Jump up to: а б Дикшит 1976 , с. 58.
- ^ Дикшит 1976 , стр. 65–66.
- ^ Дикшит 1976 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б Дикшит 1976 , с. 62.
- ^ Митра 1977 , с. 69.
- ^ Дикшит 1976 , с. 69.
- ^ Митра 1977 , стр. 69–70.
- ^ Jump up to: а б Митра 1977 , с. 70.
- ^ Jump up to: а б Смит 1881 , с. 11.
- ^ Саллери 2004 , с. 25.
Библиография
[ редактировать ]- Дикшит, РК (1976). Канделлы Джеджакабхукти . Абхинав. ISBN 9788170170464 .
- Митра, Сисиркумар (1977). Ранние правители Кхаджурахо . Мотилал Банарсидасс. ISBN 9788120819979 .
- Смит, Винсент А. (1881). «История Бундельханда» . Журнал Азиатского общества Бенгалии : 10–11.
- Саллери, Сушил Кумар (2004). Чанделла Арт . Аакар Книги. ISBN 978-81-87879-32-9 .