Деогарх, Уттар-Прадеш
Деогарх | |
---|---|
Координаты: 24 ° 31'34 "N 78 ° 14'17" E / 24,526 ° N 78,238 ° E | |
Страна | Индия |
Состояние | Уттар-Прадеш |
Округ | Лалитпур |
Правительство | |
• Тело | деревня Панчаят |
Область | |
• Общий | 10,49 км 2 (4,05 квадратных миль) |
Высота | 211 м (692 фута) |
Население (2011) | |
• Общий | 783 |
• Плотность | 75/км 2 (190/кв. миль) |
Языки | |
• Официальный | Неа |
Часовой пояс | UTC+5:30 ( IST ) |
ПРИКОЛОТЬ | 284403 |
Телефонный код | 0517 |
Деогарх — деревня в районе Лалитпур индийского Уттар - штата Прадеш . Он расположен на правом берегу реки Бетва и к западу от холмов Лалитпур. Он известен памятниками Гуптов и многими древними памятниками джайнского происхождения внутри и за пределами стен форта. [1] [2] [3]
В восточной части форта на холме доминирует группа джайнских храмов , самый старый из которых датируется 8-м или 9-м веком. Помимо джайнских храмов, особенностью форта являются настенные фрески с джайнскими изображениями «иконографического и стилистического разнообразия». Три гхата (гхат означает «лестница каменных ступенек, ведущих к реке»), которые обеспечивают подход к берегу реки Бетва из форта - Нахар гхат, Раджгхат и гхат с Сиддх ки Гуфа (пещера святых) - это также археологическое значение.
Памятники Деогарха находятся под защитой Департамента археологии Археологической службы Индии (ASI) и управляются через его офис Северного круга, расположенный в Агре . ASI поддерживает археологический музей на территории Деогарха, который известен своими ценными археологическими скульптурами. [4]
Этимология
[ редактировать ]«Деогарх» происходит от санскритских слов «Део» и «гарх» , «Бог» и «форт», что означает «крепость богов». Этот термин «Дом Божий» также широко используется как топоним для деревень вблизи храмов внутри крепостных стен по всей Индии. [5]
География
[ редактировать ]Деревня Деогарх, площадь которой составляет 1049,15 квадратных километров (405,08 квадратных миль), [1] : 104 лежит на правом берегу реки Бетва , в месте ее впадения в водохранилище, образованное плотиной Раджхат . В деревне также есть две высеченные в скалах долины, известные как Нахар Гхати (гати означает «долина») и Радж Гхати на южной стороне реки. Деревня находится на западном конце горного хребта Лалитпур, в 33 км (21 милях) к юго-востоку от города Лалитпур в районе Лалитпур, в 125 км (78 миль) к югу от административного центра округа Джханси и в 235 км от Гвалиора. . Ближайшая железнодорожная станция находится в Джаклоне , в 12 километрах (7,5 миль) . [6] Средняя высота деревни составляет 211 метров (692 фута). [7]
Форт Деогарх находится в долине, обычно имеющей пологий склон. Долина образована рекой Бетва на западном конце холмов хребта Виндхья . Река Бетва, известная ранее как Ветравати (санскрит, что означает «содержащая тростник»), является притоком реки Ямуны и огибает холм-форт на его южной стороне. Река, протекающая на излучине возле форта, имеет каменистое русло. Она течет каскадом глубоких заводей с крутыми скалистыми берегами из образований песчаника. Форт расположен на обрыве крутого утеса, прямо над рекой, на ее правом берегу. [8]
Демография
[ редактировать ]По данным переписи 2011 года, население села Деогарх составляло 783 человека и проживало в 152 домохозяйствах. [1] : 104 Хинди и бундели — языки, на которых говорят в этом районе. [7] Распределение мужского и женского населения составило 406 и 377 человек соответственно. В деревне проживало 331 человек из племени расписания (165 мужчин и 166 женщин) и один мужчина из касты расписания . Уровень грамотности составил 377 человек (211 мужчин и 110 женщин). [1] : 105
История
[ редактировать ]Стратегическое расположение Деогарха в Северной Индии на древнем пути к плато Декан сделало его исторически важным местом. Это была часть региона Бунделькханд, который имел торговые и культурные связи с Деканом. Его антикварное , археологическое и эпиграфическое значение связано с периодом Гуптов и Гурджара-Пратхихарами в 9 веке (об этом свидетельствует надпись, датированная 862 годом, найденная в храме Шантинатх), правителями Чанделы в 11 веке, Гондами , мусульманскими правителями Дели , маратхи и британская эпоха . [6] [9] [10] В период джайнов храмы были построены в архитектурном стиле Нагара с 8 по 9 века, вплоть до 17 века нашей эры. В Сиддха-ки гуфе (пещере) недалеко от долины Радж Гхати были найдены надписи, датированные 1285–1751 годами. [6]
Самое раннее религиозное влияние в районе Деогарха можно отнести к периоду Гуптов (320-550 гг.) (на основании надписи на Нахар Гхати). [6] ), известный как «золотой период» индийской истории . За этим последовал джайнский период между 8 и 17 веками, когда были обнаружены бесчисленные храмы. [5] [10]
История нынешней деревни не изучена подробно, хотя в форте и долине было обнаружено множество надписей, относящихся к различным стилистическим и палеографическим наименованиям. Хотя известны династии, правившие территорией, кто что строил – не ясно, кроме джайнских храмов, которые строила купеческая джайнская община. Поэтому необходимы дополнительные археологические исследования, чтобы установить связь строительной деятельности с династиями, правившими этой территорией, учитывая огромное количество остатков индуистских и джайнских храмов и артефактов, найденных здесь. [5]
Самая ранняя история Деогарха — это история архитектурной эволюции, восходящая к древнему периоду Гуптов, который процветал между 4 и 6 веками в Северной Индии . В этот период искусство, наука и литература претерпели эстетическую эволюцию. Это был период расцвета брахманической , буддийской и джайнской деятельности. [9] [10]
В это время скульптурное искусство достигло своего пика, и «Индия вступила в классическую фазу скульптуры». [12] Хотя Гупты были индуистскими правителями, во время их правления также процветали культуры буддизма и джайнизма. В этот период буддийские скульптуры были более пуританскими, с полным устранением обнаженной натуры в изображениях. Однако прозрачные, плотно облегающие драпировки были продиктованы моральными ценностями и потому были сдержанными. Индийская храмовая архитектура возникла благодаря фигурным скульптурам в декоративном оформлении, достигающим совершенства формы. Об этом свидетельствует большая панель с изображением Шешашая Вишну (индуистского бога Вишну, возлежащего на змее Шеше ) в храме Деогарха. [12]
Памятники
[ редактировать ]Памятники Деогарха можно разделить на категории в зависимости от их расположения в долинных и крепостных храмах, которые обычно построены из песчаника кирпично-красного цвета. Храмы в долине - это в основном индуистские храмы периода Гуптов недалеко от деревни Деогарх. [5]
Джайнский храмовый комплекс
[ редактировать ]В храмах форта преобладают джайнские храмы в восточной части городища; джайнские . изображения здесь преимущественно «иконографического и стилистического разнообразия» [5] Джайнский комплекс был построен в период с 8 по 17 века и состоит из 40 джайнских храмов, в которых хранится около 2000 скульптур, что является крупнейшей такой коллекцией в мире. [13] В джайнских храмах имеется большое количество панелей со сценами из джайнской мифологии, Тиртханкары изображений и вотивных табличек. На колоннах вырезаны тысячи фигур джайнов. [14]
Все храмы делятся на два различных периода: раннее средневековье и средневековье. Во время исламских иконоборческих грабежей храмы были разрушены; это усугублялось ростом растительности и пренебрежением к уходу. Сообщество джайнов управляет храмами с 1939 года и провело некоторые реставрационные работы. [15]
Экстравагантность и сложность джайнских скульптур аналогичны скульптурам близлежащего Гвалиора в Мадхья-Прадеше и прилегающих районах Бихара . [16] Джайнские скульптуры разбросаны по обе стороны дороги от ворот, на стенах форта. Примечательный столб, видимый здесь, называется Манастамбха. Здесь можно увидеть полное изображение каждой из 24 тиртханкар, изображающих эмблему птицы, цветка или животного. Изображения Якши и Якшини также являются частью таких изображений. Тысячи скульптур встроены в стены, окружающие комплекс. Большое количество идолов, разбросанных по территории форта, объясняется тем, что это была мастерская скульпторов. [9]
Богослужения в некоторых джайнских храмах до сих пор проводятся регулярно. Самый известный из джайнских храмов в форте — храм Шантинатх, построенный до 862 года нашей эры. Этот храмовый комитет наблюдает за защитой памятников и работает над улучшением атмосферы всего этого места. Однако было предложено, чтобы реставрационные работы проводились на более научных условиях, следуя принципам, установленным ЮНЕСКО объектами всемирного наследия . [17]
Храм Дашаватара
[ редактировать ]«Храм Дашаватара» или «Храм Гупта», построенный в 400-500 годах нашей эры, является одним из старейших индуистских храмов, существующих до наших дней. Храм, посвященный богу Вишну , был впервые обнаружен капитаном Чарльзом Страханом. Свое название ему дал археолог Каннигам. Археологи пришли к выводу, что это самый ранний известный храм Панчаятаны в Северной Индии. [18] [19] Впоследствии Каннингем переименовал его в Дашаватара Мандир или Храм Дашаватара (поскольку храм изображает десять воплощений Вишну), а также в Сагар Марх (что означает: храм у колодца). Это был первый североиндийский храм с шикхарой или башней, хотя шикхара урезана и часть ее исчезла. Храм имеет высокий постамент и цокольное крыльцо. Храм Дашаватара производит «неотразимое впечатление», несмотря на свое ветхое состояние. На террасном подвале можно увидеть скульптурные панели с резными фигурками речных богинь Ганги и Ямуны, обрамляющие дверной проем в святилище. Кроме того, на боковых стенах изображены три большие резные панели из вайшнавской мифологии, связанные с Гаджендрой Мокшей , Нара Нараяна Тапасья (аскезы) и Шешашайи Вишну (возлежащим на змее). После его первого обнаружения вокруг храма была построена защитная стена из необработанного камня. Однако идол из святилища храма отсутствует и, как полагают, был перенесен в другое место. [7] [9] [20] В древнем трактате Вишнудхармоттара Пурана описывается несколько храмов, в том числе «храм Сарватобхадры», который археологи и индологи отождествили с храмом Дашаватара. [21]
Форт
[ редактировать ]Форт на холме расположен в нескольких сотнях ярдов к востоку от деревни Деогарх. Форт, когда он был первоначально построен, был известен как Карнали. Впоследствии он был переименован в «Киртигиридурга» после того, как был построен в 1057 году ( самват 1154 года) во время правления Чанделы царя Кирттивармана . Однако некоторые полагают, что форт был построен ранее правителями Пратихара из Каннауджа в 9 веке, перешел из рук в руки от строителей к Чанделам и Бунделам , прежде чем он перешел под контроль Сциндиаса из Гвалиора. [22] [23]
Форт по большей части имеет внешнюю стену, за исключением участков, где крутой холм спускается к реке Бетва. Он также разделен множеством внутренних стен. Круглая структура, западные ворота и восточные ворота (к юго-востоку от джайнских храмов) являются примечательными памятниками. Кроме того, в форт есть двое ворот: «Хатхи Дарваджа», что означает «Слоновьи ворота», и «Дели Дарваджа», что означает «Ворота Дели». [23]
Есть три гхата , которые обеспечивают подход к берегу реки Бетва и имеют археологическое значение. Это Нахар Гхат, Раджгхат и Гхат, а также Сидди ки Гуфа (пещера Святых). [24]
Нахар Гхат («нахар» или «нав» означает «лодка», но также означает «канал». Лодку или канал можно интерпретировать как ступеньки, ведущие к воде) в восточной части форта, имеет крутые ступени, сходящие с плато форта. до реки Бетва. Гхат расположен параллельно стене скалы и реке. «Сиддхи ки Гуфа» (Пещера Святого) — это археологическая находка, расположенная на стене скалы слева, вдоль спуска с Нехар Гхата. При спуске через Раджгхат стена скалы находится справа. Это обычная пещера. Справа от пещеры изображено изображение богини Махишасурамардини . [24]
Скалы над тремя гхатами украшены скульптурами Гуптов и надписями, датируемыми разными периодами. В Нахар Гате имеется около дюжины ниш, в которых обитают лингамы и различные божества. С археологической точки зрения этот гат считается самым богатым из трех лестничных маршей. Раджгхат (Царская ступенька) также вмещает более десятка ниш с лингамами и статуями, но скульптуры небольшие и находятся в незавершенном состоянии. [24]
Статуи Матрика (сидящие) также являются важными археологическими находками в разделах Нехар Гхат и Раджгхат, поскольку они положили начало ранней скульптурной деятельности в VI веке. Обе эти панели матрика окружены изображениями Винадхары Шивы (Шива как «носитель вина») и его сына Ганеши , хотя и с различиями в деталях. Скульптурные фигурки демонстрируют большую грудь, тонкую талию и широкие бедра. [25]
Храм Вараха , датируемый VII веком, расположен в юго-восточном углу форта. Он расположен на высоком джагати или платформе. Но он находится в руинах, за исключением нескольких архитектурных фрагментов, таких как дверной косяк и столб входного крыльца. Главный идол перенесен в навес для скульптур. [6]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «Справочник по районной переписи населения - Лалитпур» (PDF) . Перепись Индии . п. XIII, 104 . Проверено 15 ноября 2015 г.
- ^ Титце, Курт; Клаус Брюн (1998). Джайнизм: Иллюстрированное руководство по религии ненасилия . Мотилал Банарсидасс Publ. стр. 102–106. ISBN 81-208-1534-3 . Проверено 3 января 2010 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Амстердамский университет и Институт археологии Южной Азии (1958 г.). Исследования южноазиатской культуры, Часть 3 . Архив Брилла. стр. 1–29.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Исследования южноазиатской культуры, с. 7
- ^ Jump up to: а б с д и Титце стр.103
- ^ Jump up to: а б с д и «Деогарх» (PDF) . Археологическая служба Индии, Лакхнау-Серкл . Проверено 24 августа 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с «Деогарх» . Туризм Уттра-Прадеша, Правительство Уттар-Прадеша. Архивировано из оригинала 3 января 2010 года . Проверено 21 марта 2010 г.
- ^ Титце, стр. 102–103.
- ^ Jump up to: а б с д «Крепость богов» . Индус . 24 августа 2003 г. Архивировано из оригинала 7 декабря 2003 г. Проверено 5 января 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Исследования южноазиатской культуры, стр.31, 62-69.
- ^ «Индуистское искусство; Вишну» . Британская энциклопедия . Проверено 25 марта 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Скульптура Гупта» . Правительство Индии. Центр по делам культуры и обучения. Архивировано из оригинала 10 января 2010 года . Проверено 4 января 2010 г.
- ^ «Джайнский храм» . www.uptourism.gov.in . Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 года.
- ^ «Деогарх» . Проверено 8 января 2010 г.
- ^ Титце, стр. 103-105.
- ^ Титце стр.105
- ^ Титце стр.105-106.
- ^ «Невероятный Уттар-Прадеш :: Все места туризма Уттар-Прадеша» . Деогра . Архивировано из оригинала 23 марта 2010 года . Проверено 7 января 2010 г.
- ^ Лубоцкий, Александр. Карта изоморфной реконструкции храма Сарводхбхадры или храма Вишну в Деогархе (PDF) . стр. 9–10.
- ^ Исследования южноазиатской культуры, стр.29.
- ^ Любоцкий стр. 2–3.
- ^ Кумар, Арджун (28 августа 2008 г.). «Деогарх в ЮП — обитель богов» . Экономические времена . Проверено 8 января 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Исследования южноазиатской культуры, стр.28.
- ^ Jump up to: а б с Исследования южноазиатской культуры, стр. 28-29.
- ^ Счасток, Сара Л. (1985). Скульптуры Шамаладжи и искусство VI века в Западной Индии . Брилл. стр. 70–71. ISBN 90-04-06941-0 . Проверено 7 января 2010 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите )
Ссылки
[ редактировать ]- Лубоцкий, Александр. Карта изоморфной реконструкции храма Сарводхбхадры или храма Вишну в Деогархе (PDF) .
- Счасток, Сара Л. (1985). Скульптуры Шамаладжи и искусство VI века в Западной Индии . Брилл. стр. 70–71. ISBN 90-04-06941-0 . Проверено 7 января 2010 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Солис, Бенджамин Прешес (1984). Цикл Кришны в Пуранах: темы и мотивы героической саги . Мотилал Банарсидасс. п. 106. ИСБН 0-89581-226-6 . Проверено 6 января 2010 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Амстердамский университет и Институт археологии Южной Азии (1958 г.). Исследования южноазиатской культуры, Часть 3 . Архив Брилла. стр. 1–29.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Титце, Курт; Клаус Брюн (1998). Джайнизм: Иллюстрированное руководство по религии ненасилия . Мотилал Банарсидасс Publ. стр. 102–106. ISBN 81-208-1534-3 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите )