Бходжшала
Бходжшала : Bhojaśālā ( IAST , иногда Bhoj Shala, что означает «Зал Бходжи») — историческое здание, расположенное в Дхаре , Мадхья-Прадеш , Индия . Название происходит от знаменитого царя Бходжи из династии Парамара в центральной Индии , покровителя образования и искусства, которому основные санскритские труды по поэтике, йоге и архитектуре. приписывают [ 1 ] Архитектурные части самого здания относятся к разным периодам, но в основном датируются 12 веком; Исламские гробницы с куполами в более широком кампусе были добавлены между четырнадцатым и пятнадцатым веками. [ 1 ]
Текущий статус
[ редактировать ]Бходжшала в настоящее время является памятником национального значения, охраняемым Археологической службой Индии в соответствии с Законом об археологических памятниках и руинах 1958 года, также известным как Закон AMASR . Зданию присвоен номер N-MP-117 в Списке памятников национального значения в Мадхья-Прадеше/Западе . Хотя индуисты и мусульмане иногда заявляют права на это место и используют его для своих молитв, высшая юрисдикция принадлежит Республике Индия. Согласно рекомендациям Археологической службы Индии, мусульмане могут молиться в пятницу, а индуисты могут молиться во вторник и во время праздника богини Сарасвати, а именно Васанта Панчами . В другие дни сайт открыт для посетителей. Закон о местах поклонения (специальные положения) 1991 года также посягает на управление и регулирование памятника, при этом повседневные правила изложены в Правилах о древних памятниках, археологических памятниках и руинах 1959 года , опубликованных в The Gazette of India .
Появление современной терминологии
[ редактировать ]Термин Бходжшала (также Бходжшала или Бходж Шала) стал ассоциироваться со зданием в начале двадцатого века. Это название было основано на поэтических надписях и вырезанных геометрических рисунках, найденных на этом месте К.К. Леле, суперинтендантом государственного образования и главой отдела археологии штата Дхар . [ 2 ] То, что термин Бходжшала принадлежит К.К. Леле, показано Э. Хульчем в его публикации Дхарской надписи Арджунавармана в Epigraphia Indica 1905-06. [ 3 ] В этой статье Хульч ссылается на документ, присланный ему Леле, в котором описывается открытие санскритских и пракритских надписей в «Бходжа Шале». В этот момент использование стало устоявшимся. Копию статьи Леле получил С.К. Дикшит, который напечатал ее в своем исследовании и переводе « Париджатаманджари» . [ 4 ] При этом капитан Э. Барнс сообщил лишь, что мечеть «известна среди индусского населения как «Раджа Бходжа ка Медресе», т.е. школа Раджи Бходжи». [ 5 ] К. Э. Луард в своем Справочнике 1908 года также называет ее школой Раджи Бходжи, отмечая, что этот термин является «неправильным». [ 6 ] Однако к 1930-м годам термин «бходжшала» прочно утвердился, и в постановлениях штата Дхар он упоминался под этой рубрикой. [ 7 ]
Термин «бходжшала» не может встречаться в найденных источниках девятнадцатого века или раньше. Уильям Кинкейд (государственная служба Индии) в своей книге «Броды среди руин в Центральной Индии», опубликованной в журнале Indian Antiquary в 1888 году, не упомянул Бходжшалу, отметив только «Колодец мудрости» перед могилой Камала аль- Дин, названный так из-за большого количества арабских книг, упавших в колодец много лет назад. [ 8 ] Кинкейд был циничным наблюдателем, но он прожил в малва два десятилетия и имел значительные интересы в области антиквариата. Отсутствие термина «Бходжала» в его сочинениях указывает на то, что «среди тех, с кем он взаимодействовал, «не было живой традиции о Бходжале в средние десятилетия девятнадцатого века». [ 9 ] Джон Малкольм посетил Дхар и сообщает, что собрал там надпись. [ 10 ] Это Раула вела Роды , которая сейчас хранится в Мумбаи. О самом здании Малкольм говорит только, что это «разрушенная мечеть».
Король Бходжа
[ редактировать ]Король Бходжа , правивший примерно между 1000 и 1055 годами в центральной Индии, считается одним из величайших царей в индийской традиции. [ 11 ] Он был знаменитым покровителем искусств, и из уважения к нему последующие индуистские ученые традиционно приписывали ему большое количество санскритских работ по философии, астрономии, грамматической медицине, йоге, архитектуре и другим предметам. Из них хорошо изученным и влиятельным текстом в области поэтики является «Шрингарапракаша» . [ 11 ] [ 12 ] Основная предпосылка работы заключается в том, что Шрингара является фундаментальным и мотивирующим импульсом во вселенной.
Наряду с литературной и художественной поддержкой, Бходжа начал строительство храма Шивы в Бходжпуре . Если бы он был завершен в том объеме, в котором он планировал, храм был бы вдвое больше индуистских храмов в группе памятников Кхаджурахо . Храм был частично достроен, и эпиграфические свидетельства подтверждают, что Бходжа основал и построил индуистские храмы. [ 11 ]
Одним из преемников Бходжи был король Арджунаварман ( около 1210–1215 гг.). Он и многие другие, придерживающиеся индуистских и джайнских традиций, так высоко уважали Бходжу, что заявляли или почитались как реинкарнация (возрождение) Бходжи или правителя, подобного Бходже. [ 11 ] [ 13 ] Мерутунги, Столетия спустя Бходжа оставался почитаемой фигурой, о чем свидетельствует « Прабандхачинтамани» завершенный в начале четырнадцатого века: [ 14 ] Баллы, и «Бходжапрабандха» написанная в Варанаси в 17 веке. [ 15 ] Эта традиция продолжилась, и в 20 веке индуистские ученые описали Бходжу как пример славного прошлого своей исторической культуры и часть индуистской идентичности. [ 11 ] [ 16 ]
Исследование и надписи
[ редактировать ]Археологические памятники в Дхаре, особенно надписи, привлекли внимание колониальных индологов, историков и администраторов. Джон Малкольм упомянул Дхара в 1822 году вместе с такими строительными проектами, как плотины, запланированные и завершенные королем Бходжей. [ 9 ] Научное исследование надписей Бходжшалы продолжалось в конце девятнадцатого века усилиями Бхау Даджи в 1871 году. [ 9 ] Новая страница была перевернута в 1903 году, когда К.К. Леле, суперинтендант образования княжеского государства Дхар, сообщил о ряде надписей на санскрите и пракрите на стенах и полу зала с колоннами в Камал Мауле. [ 17 ] Изучение надписей продолжается различными учеными и по сей день. Разнообразие и размер табличек с надписями на этом месте, в том числе две змеевидные надписи с грамматическими правилами санскрита , показывают, что материалы были привезены с обширной территории и из множества различных структур.
Раула отплывает из Роды
[ редактировать ]Джон Малкольм упомянул, что он удалил панель с надписью из Камала Маулы. [ 18 ] Эту надпись сейчас называют « Раула вела Роды» , уникальное поэтическое произведение на самых ранних формах хинди. Эта надпись сначала хранилась в Азиатском обществе Мумбаи , а затем была передана Чатрапати Шиваджи Махараджу Васту Санграхалае в Мумбаи. [ 19 ]
Курмашатака
[ редактировать ]Среди надписей, найденных К.К. Леле, была табличка с серией стихов на пракрите, восхваляющих курму или черепаховое воплощение бога Вишну . Курмашатака но приписывается царю Бходже, палеография самой записи предполагает, что эта копия была выгравирована в двенадцатом или тринадцатом веке. Текст был опубликован Ричардом Пишелем в 1905–06, а новая версия и перевод появились в 2003 году В.М. Кулкарни. [ 20 ] Надпись в настоящее время выставлена внутри здания.
Виджаяшринатика
[ редактировать ]Другая надпись, найденная К.К. Леле, является частью драмы «Виджаяшринатика» , написанной Маданой. Наставник царя Арджунавармана , Мадана носил титул «Баласарасвати». [ 21 ] Надпись сообщает, что пьеса была поставлена перед Арджунаварманом в храме Сарасвати . Это предполагает, что надпись могла произойти на месте храма Сарасвати. [ 22 ] Надпись в настоящее время выставлена внутри здания.
Грамматические надписи
[ редактировать ]В здании также есть две змеевидные грамматические надписи. Эти записи побудили К.К. Леле описать здание как Бходжшалу или Зал Бходжи, поскольку царь Бходжа был автором ряда работ по поэтике и грамматике, в том числе « Сарасватикантхабхарана» или «Ожерелье Сарасвати». [ 23 ]
в Сарасвати
[ редактировать ]В 1924 году, примерно через два десятилетия после того, как Леле отождествил Бходжашалу с Камал Маулой, О. К. Ганголи и К. Н. Дикшит опубликовали в Британском музее скульптуру с надписью , объявив, что это Сарасвати Раджи Бходжи из Дхара. [ 24 ] Этот анализ получил широкое признание и оказал значительное влияние. В последующие годы статую в Британском музее часто ошибочно принимали за Сарасвати Бходжи. [ 25 ]
В надписи на скульптуре упоминаются царь Бходжа и Вагдеви (другое имя Сарасвати). [ 1 ] Слово «Вагдеви» буквально означает богиню речи, артикуляции и обучения. Однако более позднее исследование надписи индийскими учеными санскрита и пракрита, в частности Хариваллабхом Бхайани , [ 26 ] продемонстрировал, что надпись свидетельствует о создании скульптуры Амбики после создания трех Джинов и Вагдеви. [ 27 ] Другими словами, хотя и упоминается Вагдеви, основная цель надписи — зафиксировать создание изображения Амбики, то есть скульптуры, на которой вырезана запись . [ 28 ] Более того, надпись показывает, что Сарасвати в Дхаре была джайнской формой богини.
Надпись Амбика: Перевод
[ редактировать ]Перевод приведен здесь для ознакомления. [ 29 ]
Аум. Вараручи , религиозный руководитель ( Дхарммадхи ) царя Бходжи Чандранагари и Видьядхари [ветви джайнской религии], апсары [как бы] для легкого устранения [невежества? по...?], что Вараручи, сначала создав Вагдеви-мать, [а затем] триаду Джин, создал этот прекрасный образ Амбы, всегда изобилующий плодами. Благословения! Его исполнил Манатхала, сын сутрадхары Сахиры. Оно было написано знатоком Шивадевой. Год 1091.
Иконография
[ редактировать ]Идентификация скульптуры Британского музея как Амбики подтверждается иконографическими особенностями, соответствующими изображениям Амбики, найденным в других местах. [ 30 ] Особенно близким сравнительным примером является Амбика в Сехоре, датируемая одиннадцатым веком. [ 31 ] Как и скульптура Дхара, изображение Сехоре изображает юношу верхом на льве у подножия богини и фигуру с бородой, стоящую сбоку.
Нынешнее местонахождение Сарасвати
[ редактировать ]Надпись на статуе Амбики показывает, что Вагдеви в Дхаре была посвящена джайнской форме Сарасвати. Однако упомянутый Вагдеви еще не найден или больше не существует. Мерутунга , писавший в начале четырнадцатого века, сообщает, что Дханапала , выдающийся джайнский автор, показал в храме Сарасвати хвалебные таблички Бходжи, на которых было выгравировано его стихотворение, посвященное первому джайнскому Тиртхамкару Адинатхе . [ 1 ] [ 32 ] Хотя стихотворение «Ришбхапанчашика » сохранилось, таблички, как и изображение, не были обнаружены. [ 33 ]
Династии Чаулукья заняли агрессивную позицию по отношению к Дхару, неоднократно разграбляя город в и Вагела последние дни режима Парамара. Они перевезли библиотеки в западную Индию, где были скопированы и сохранены тексты Парамары, в том числе Ришбхапанчашика . Надпись Висаладевы из Кодинара, датированная 1271 годом, фиксирует создание сада удовольствий ( кетана ) и колледжа ( садас ), посвященных Сарасвати, предполагая, что в дополнение к текстам цари Гуджарата также удалили священное изображение Сарасвати и построили новый храм. для нее недалеко от Соманата . [ 34 ]
Социальная напряженность и нынешняя ситуация
[ редактировать ]Как отмечалось выше, здание является охраняемым памятником национального значения в соответствии с законодательством Индии и находится под юрисдикцией Археологической службы Индии . Археологическая служба Индии предоставила разрешение использовать это место для своих молитв как индуистам, так и мусульманам. Напряженность возникает, когда Васант Панчами выпадает на пятницу. Археологическая служба Индии пытается назначить часы как индуистам, так и мусульманам в такие дни. Однако это стало источником межобщинных разногласий и периодических беспорядков, когда религиозная группа, запланированная на более ранний временной интервал, отказывалась покинуть помещение вовремя для следующего. [ 35 ]
Претензии по поводу характера и истории здания продолжаются с начала двадцатого века, причем власти штата Дхар выносили постановления еще до обретения независимости. [ 36 ] С тех пор юридические оспаривания статус-кво возникали периодически, последний раз в 2024 году было направлено иск в Индаурскую коллегию Высокого суда Мадхья-Прадеша. [ 37 ] Суд заявил, что «подробные аргументы всех спорящих сторон в коллегии адвокатов укрепляют веру и предположение суда о том, что природа и характер всего памятника, который, по общему признанию, поддерживается центральным правительством, необходимо демистифицировать и освободить от оков путаницы». Решение было поддержано Верховным судом Индии . [ 38 ] , попытался предвосхитить решение суда Пока ожидаются результаты научного расследования, К.К. Мухаммад в заявлении для прессы, опубликованном в The Economic Times . [ 39 ] Хотя он справедливо отметил, что обе стороны «должны подчиниться решению суда и соблюдать Закон о местах поклонения (специальные положения) 1991 года , за исключением того, что они собираются вместе, чтобы сгладить разногласия по поводу таких мест», его утверждение о том, что здание когда-то было Сарасвати Храм не подтверждается доказательствами (см. «Надписи» выше, которые в целом показывают больше надписей, связанных с Вишну). Более того, хорошо известно, что индуистские священные места были перемещены, примечательным примером является изображение Рама, которое было найдено в Айодхье и сейчас находится в Орчхе . Богиня Сила Деви в форте Амбер также была перенесена из восточной Индии в Раджастхан, а перемещение священных изображений встречается в джайнизме. Эта практика имеет глубокие корни в Индии, восходящие как минимум к пятому веку. [ 40 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Уиллис, Майкл (2012). «Дхар, Бходжа и Сарасвати: от индологии к политической мифологии и обратно» . Журнал Королевского азиатского общества . 22 (1). Издательство Кембриджского университета: 129–153. дои : 10.1017/s1356186312000041 . S2CID 154892248 .
- ^ М. Уиллис, «Дхар, Бходжа и Сарасвати: от индологии к политической мифологии и обратно», Журнал Королевского азиатского общества 22, вып. 1 (2012): 129–153. Доступно онлайн: |url= https://zenodo.org/record/1154197 . Проверено в марте 2024 года. Капитан Эрнест Барнс, который служил политическим агентом с 1900 по 1904 год, в сентябре 1902 года основал небольшой археологический отдел, поставив во главе Леле.
- ^ Ойген Хульч, «Дхар Прашасти Арджунавармана: Париджатаманджари-Натика Манданы», Epigraphia Indica 8 (1905-06): 96-122.
- ^ СК Дикшит, Париджатаманджари, псевдоним Виджаяшри, автор Раджа-Гуру Мадана, псевдоним Бала-Сарасвати (Бхопал, 1963). Зенодо. https://doi.org/10.5281/zenodo.375588
- ^ Эрнест Барнс, «Статья XI. - Дхар и Манду», Журнал Королевского азиатского общества, Бомбейское отделение 21 (1904), стр. 350.
- ^ CE Луард, Западные штаты (Малва). Справочник , 2 части. Серия справочников штата Центральная Индия, том. 5 (Бомбей, 1908 г.): часть А, стр. 494–500. Доступно на archive.org: https://archive.org/details/in.ernet.dli.2015.206907/page/n583/mode/2up?q=Dhar .
- ^ Штат Дхар. Дхар Дарбар Дхар Дарбар. Том. 57, нет. 6. Суббота, 24 августа 1935 года. Часть 1 Объявление № 973 Бходжшала Масджид Камалмавлана. Доступно онлайн по адресу: Zenodo. https://doi.org/10.5281/zenodo.10827582 . Проверено в мае 2024 г.
- ^ Уильям Кинкейд, «Бродит среди руин в Центральной Индии», The Indian Antiquary 17 (1888): 348-52. Доступно онлайн: https://doi.org/10.5281/zenodo.5233055 . Проверено 2 апреля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Уиллис, Майкл (2012). «Дхар, Бходжа и Сарасвати: от индологии к политической мифологии и обратно» . Журнал Королевского азиатского общества . 22 (1). Издательство Кембриджского университета: 136–138. дои : 10.1017/s1356186312000041 . S2CID 154892248 .
- ^ Джон Малкольм, Мемуары Центральной Индии , 2 тома. (Лондон, 1824 г.), 1:28, прим.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Уиллис, Майкл (2012). «Дхар, Бходжа и Сарасвати: от индологии к политической мифологии и обратно» . Журнал Королевского азиатского общества . 22 (1). Издательство Кембриджского университета: 129–131. дои : 10.1017/s1356186312000041 . S2CID 154892248 .
- ^ Венкатарама Рагхаван, Шрингарапракаша Бходжи , 3-е изд. ред. (Мадрас, 1940).
- ^ Э. Хульч, «Дхар Прашасти Арджунавармана: Париджатаманджари-Натика Манданы», Epigraphica Indica 8 (1905-06): 96-122.
- ^ CH Тоуни, Прабандхачинтамани или Камень желаний повествований (Калькутта, 1901)
- ^ Луи Х. Грей , Повествование о Бходже (Бходжапрабандхе) , Американская восточная серия, том. 34 (Нью-Хейвен, 1950).
- ^ К.К. Мунши, изд. Шрингараманджарикатха , Сингхи Джайна грантхамала, нет. 30 (Бомбей, 1959): 90.
- ^ Уиллис, Майкл (2012). «Дхар, Бходжа и Сарасвати: от индологии к политической мифологии и обратно» . Журнал Королевского азиатского общества . 22 (1). Издательство Кембриджского университета: 141–143 со сносками. дои : 10.1017/s1356186312000041 . S2CID 154892248 .
- ^ Джон Малкольм, Мемуары Центральной Индии, включая малва, и прилегающие провинции (Лондон, 1823 г.). Впервые опубликовано в Калькутте в 1821 году, затем переработано и расширено в двух томах для публикации в Лондоне в 1823 году.
- ^ Хариваллабх Чунилал Бхайани, Раула-вела из Роды: редкое стихотворение ок. двенадцатый век в раннем индоарийском языке (Ахмадабад: Паршва Пракашан, 1994).
- ^ Р. Пишель, Epigraphia Indica 8 (1905-06); В.М. Кулкарни, Курмашатакадваям: два пракритских стихотворения о черепахе, поддерживающей землю (Ахмедабад: Институт индологии Л.Д., 2003). Книга Кулкарни доступна через поисковую систему литературы Jain Quantum, https://jainqq.org/about .
- ^ С. К. Дикшит, изд., Париджатаманджари, псевдоним Виджаяшри, автор Раджа-Гуру Мадана, псевдоним Бала-Сарасвати (Бхопал, 1968). Доступно в Интернете: Дикшит, С.К. (1963). Париятаманджари, он же Виджаяшри, автор Раджа-Гуру Мадана, он же Бала-Сарасвати. Зенодо. http://doi.org/10.5281/zenodo.375588 .
- ^ Зафар Хасан, EIM (1909-10): 13-14, табл. II, нет. 2; Годовой отчет об индийской эпиграфике (1971–72): 81, вып. Д. 73.
- ^ Р. Бирве, «Комментарий Нараяны Данданатхи к правилам III.2, 106–121 Сарасватикантхабхараны Бходжи», Журнал Американского восточного общества 84 (1964): 150–62; поэтический текст с этим названием, а не грамматический, был опубликован как Сарасватикантхабхаранам короля Бходжи , 3 тома, изд. и пер., Сундари Сиддхартха (Дели, 2009 г.) ISBN 978-81-208-3284-8 .
- ^ О. К. Ганголи и К. Н. Дикшит, «Образ Сарасвати в Британском музее», Рупам 17 (январь 1924 г.): 1-2; Доказательства места находки были опубликованы позже: [CB Lele], Пармарские надписи в штате Дхар, 875-1310 гг. н. э., штат Дхар. Серия исторических записей, т. 1 (Дхар: [Департамент истории и музеев, 1944]): iii.
- ^ Эти неправильные идентификации прослеживаются в М. Уиллисе, «Дхар, Бходжа и Сарасвати: от индологии к политической мифологии и обратно», Журнал Королевского азиатского общества . Исправленная онлайн-версия доступна здесь: http://doi.org/10.5281/zenodo.1154197.
- ^ Кирит Манкоди, «Скульптура Парамары в Британском музее: Вагдеви или Якши Амбика?», Самбодхи 9 (1980-81): 96-103.
- ^ Мистер Уиллис. «Новые открытия из старых находок: джайнская скульптура в Британском музее», Информационный бюллетень CoJS 6 (2011): 34–36, доступно в Интернете: http://doi.org/10.5281/zenodo.2544721 . См. также Йохан Левиллен, «Дарая жизнь средневековой Индии. Женские формы в скульптуре парамара в 11 веке», Bulletin de l’Ecole française d’Extrême-Orient 107 (2021): 88–135.
- ^ М. Уиллис. «Новые открытия из старых находок: джайнская скульптура в Британском музее», Информационный бюллетень CoJS 6 (2011): 34–36, доступно в Интернете: http://doi.org/10.5281/zenodo.2544721 . [CB Lele], Пармарские надписи в штате Дхар, 875-1310 гг. н.э. (Дхар, [1944]): iii, сообщает, что скульптура была обнаружена в 1875 году, когда строился нынешний городской дворец.
- ↑ Санскритский текст и дальнейший анализ см. в Статуе Амбики из Дхара .
- ^ MNP Тивари, Амбика в джайнском искусстве и литературе (Нью-Дели: Бхаратия Джнанпит, 1989).
- ^ Сехоре Сехоре (Мадхья-Прадеш). Амбика. Зенодо. http://doi.org/10.5281/zenodo.3633937
- ^ Тоуни, Прабандхачинтамани , стр. 57.
- ^ Дж. Н. Фаркуар, Религиозная литература Индии (Оксфорд: University Press, 1920, первое индийское переиздание, 1967), стр. 279, Доступный Интернет-архив: https://archive.org/details/in.ernet.dli.2015.61837/page/n295/mode/2up?q=Dhanapala .
- ^ А.С. Гадре, Важные надписи из государства Барода (Отдел археологии, Барода, 1943), с. 74. Доступно онлайн: https://doi.org/10.5281/zenodo.3568096 . Цитируется по М. Уиллису, «Дхар, Бходжа и Сарасвати: от индологии к политической мифологии и обратно», Журнал Королевского азиатского общества 22, вып. 1(2012): 148.
- ^ Ряд мечетей Бходжшала-Камаль Маула: В чем суть спора по поводу храма-мечети? , India Today, Шрея Бисвас (12 февраля 2016 г.); «Индор празднует Басант Панчми»> Индаур празднует Басант Панчми , The Times of India, 2 февраля 2017 г.
- ^ Например, штат Дхар. Дхар Дарбар Дхар Дарбар. Том. 57, нет. 6. Суббота, 24 августа 1935 г. Часть 1. Прокламация № 973 Бходжшала Масджид Камалмавалана https://doi.org/10.5281/zenodo.10827582 .
- ^ Ишита Мишра, «ХК Мадхья-Прадеш заказывает ASI исследование комплекса Бходжшала», The Hindu (11 марта 2024 г.). Онлайн по адресу: https://www.thehindu.com/news/national/other-states/madhya-pradesh-hc-ordered-asi-survey-of-bhojshala-temple-cum-kamal-maula-mosque-to-demystify. -its-character/article67939817.ece Проверено в марте 2024 г.
- ^ «Верховный суд отказывается приостановить обследование ASI комплекса храма Бходжшала и мечети Камал Маула в Мадхья-Прадеше», Indian Express (1 апреля 2024 г.). Проверено 1 апреля 2024 г.
- ^ «Бходжшала была храмом Сарасвати, но обе стороны должны подчиняться решению ВС: археолог К.К. Мухаммед» . Экономические времена . 25 марта 2024 г. ISSN 0013-0389 . Проверено 27 марта 2024 г.
- ^ М. Уиллис, Археология индуистских ритуалов: храмы и установление богов (Кембридж: University Press), стр. 89. Доступно онлайн: https://doi.org/10.5281/zenodo.1400173 . Проверено 1 апреля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Археологическая служба Индии
- Дхар धार (округ Дхар, Мадхья-Прадеш). Изображение Амбики с надписью Бходжи, датированное самватом 1091 года, фотография и дополнительные ссылки.
- Дхар धार (район Дхар, Мадхья-Прадеш). Надпись времени Бходжи на изображении джайнской богини Амбики, датированная самватом 1091 года, критическое издание.
- Токийский университет, фотоальбом
Исследовательские ресурсы
[ редактировать ]- Виртуальный каталог Карлсруэ
- О КВК
- Интернет-архивы
- Ачарья, Мерутунга (1902). Прабандхачинтамани . Азиатское общество.