Jump to content

Пенджабские мусульмане

Страница расширена и защищена

Пенджабские мусульмане
Пенджабские мусульмане
Регионы со значительной численностью населения
 Пакистан 111,303,000 ( см . ниже )
 Индия 535,489 [1]
 Великобритания 500,000 [2]
 Соединенные Штаты 263,699 [3]
Языки
Стандартный пенджаби , западный пенджаби и его диалекты , урду
Религия
ислам
( суннитское большинство, шиитское меньшинство)
Родственные этнические группы

Пенджабские мусульмане – это пенджабцы , исповедующие ислам . [4] [5] С населением более 112 миллионов человек они являются третьей по величине мусульманской этнической группой, преимущественно придерживающейся ислама, в мире. [6] после арабов [7] и бенгальцы . [8]

Большинство пенджабских мусульман являются приверженцами суннитского ислама , тогда как меньшинство придерживается шиитского ислама . Большинство из них в основном географически являются коренными жителями пакистанской провинции Пенджаб , но большая группа из них имеет происхождение по всему региону Пенджаба в целом. [4] Пенджабские мусульмане говорят или идентифицируют себя с пенджабским языком (персидско -арабским письмом, известным как шахмукхи ) как своим родным языком .

Личность

Объединение различных племен, каст и жителей региона Пенджаб в более широкую общую «пенджабскую» идентичность началось с начала 16 века нашей эры. [9] [10] [11] [12] Однако Пенджаб как лингвистическое, географическое и культурное образование существовал уже несколько столетий назад. [13] Интеграция и ассимиляция являются важными частями пенджабской культуры, поскольку идентичность пенджабцев основана не только на племенных связях. [14] Ислам распространился в регионе через суфийских святых-миссионеров, чьи дарги усеяли ландшафт региона Пенджаба, тем самым став религией многих к 16 веку. Это способствовало формированию пенджабской мусульманской идентичности. [15] [9] [16] [17]

История

Ранний период

С приходом ислама в седьмом веке Пенджаб входил в состав королевства Такка . К тому времени буддизм в Пенджабе пришел в упадок после падения кушанов и в значительной степени исчез на рубеже 10-го века. [18] Некоторые ученые отождествили королевство Такка с королевством аль-Усайфан , король которого, как сообщает аль-Биладхури, обратился в ислам во время правления халифа аль-Мутасима ( годы правления 833–842 ). [19] Однако ислам как политическая сила был представлен через южный Пенджаб только после завоевания Синда Омейядами в 8 веке . Первым мусульманским государством в Пенджабе был эмират Мултан , основанный в 855 году после распада халифата Аббасидов . Пенджаб после разгрома местных индуистских шахов Газневидами В 11 веке мусульмане завоевали северный . Город Лахор превратился в процветающий город, конкурирующий с Газни , и фактически выступал в качестве второй столицы империи. [20] [21]

В Пенджабе обращение в ислам произошло в основном среди скотоводческих или сельскохозяйственных групп, которые не были интегрированы в иерархию социальных классов индуистских варн . [15] такие как Джаты , которые были известны мусульманам как Зутт . [22] С племенами региона Бар вступали в контакт такие суфийские мистики, как Фаридуддин Ганджшакар на протяжении веков , и они обращались в ислам, хотя и в синкретической форме. Гахары плато Потохар были известны своими военными способностями и постепенно обратились в ислам. [15]

Храм Бабы Фарида , одного из самых известных пенджабских суфийских святых.

Средневековый период

В 1161 году Гуриды завоевали город Газни, вынудив Газневидов перенести свою столицу в Лахор. Однако вскоре Мухаммад Гори вторгся и в Пенджаб, а в 1186 году завоевал Лахор и Мултан, ознаменовав конец правления Газневидов. В 1206 году он был убит в Дамиаке исмаилитами или пенджабскими хохарами . [23] Один из его рабов-мамлюков, Кутб уд-Дин Айбак , основал Делийский султанат , первой столицей которого стал Лахор. В ранний период Делийского султаната произошло несколько вторжений монголов в Пенджаб . В конечном итоге монголы потерпели поражение во время правления династии Халджи . [24]

Ислам прочно утвердился в Пенджабе в эпоху Делийского султаната, и такие племена, как хохары, сыграли важную роль в междинастической борьбе. В 1320 году Гази Малик , бывший губернатор Мултана, восстал против правления Халджи. При поддержке различных фракций, включая Хохаров, он основал династию Туглаков . [25] [26] К этому периоду относятся некоторые из самых ранних упоминаний о языке пенджаби. [27]

Территории Делийского султаната под властью Хизр-хана . [28]

К концу 14 века династия Туглаков пришла в упадок, и султанат был разделен между различными военачальниками. Город Лахор периодически захватывали хохары. Воспользовавшись преобладающей анархией, Тимур возглавил жестокое вторжение в Делийский султанат в 1398 году. Лахор находился под контролем шейхи Хохара с 1394 года, который сопротивлялся Тимуру, но был разбит и убит. После этого Тимур разграбил Дели и вырезал его жителей. [29] Власть Туглаков рухнула, и в результате дворяне заявили о формальной независимости. В 1414 году династия Туглаков была заменена династией Сайидов Хизр -хана , пенджабского вождя. [30] Большую часть времени Сайид-султан провел в борьбе против Джасрата , который был самым грозным противником делийских султанов в Пенджабе. Южный Пенджаб стал независимым от Дели, когда султанат Ланга . в 1445 году откололся [31] Правители средневекового султаната Гуджарат в западной Индии также имеют пенджабское происхождение кхатри . [32]

Ранний современный период

Империя Великих Моголов

К началу 16 века династия Лоди , пришедшая на смену Сайидам, контролировала немногим больше, чем регион вокруг Лахора в Пенджабе. В 1525 году Великих Моголов император Бабур вторгся в Делийский султанат и завоевал его, победив Ибрагима Лоди в первой битве при Панипате . Гахары Потохара остались верны дому Бабура после того, как Шер Шах Сури сверг Моголов при Хумаюне . Это заставило Шер Шаха Сури вторгнуться в Потохар, и местный вождь Саранг Хан погиб, сражаясь против него. [33] Однако гахары продолжали свое сопротивление даже после того, как министр Шер Шаха Сури Тодар Мал построил форт Рохтас . в этом регионе [34] Вожди Гахара, такие как Камаль Хан, были частью знати Великих Моголов, когда Хумаюн вернул Дели после победы над династией Сур во Второй битве при Панипате . [35]

Согласно « Айн-и-Акбари», написанному во времена правления Акбара , регион Пенджаб был разделен на провинции Лахор и Мултан . [36] К 16 веку мусульмане составляли большинство в южном Пенджабе. [9] и окончательная пенджабская идентичность сформировалась, когда в 17 веке посторонние начали обращаться к жителям Пенджаба как к пенджабцам. [37] Некоторые пенджабские мусульмане поднялись до высоких чинов в период Великих Моголов, например, великий визирь (премьер-министр) Саадулла Хан (1645–1656). Он принадлежал к клану Тахим в Чиниоте . [38] Саадулла Хан курировал строительство нескольких памятников Великих Моголов, включая Тадж-Махал , под руководством архитектора Устада Ахмада Лахори , который также был из Пенджаба, и возглавил армию Великих Моголов в Балх в 1646 году во время Шах-Джахана войны против Сефевидов в этом регионе. [39] Вазир Хан из Чиниота также был великим визирем в раннюю эпоху Шаха Джахани. [40]

Смерть Аурангзеба в 1707 году положила начало упадку могущества Великих Моголов в 18 веке. Между 1712 и 1719 годами Бархас , династия королей крестьянского происхождения из Пенджаба, осуществляла фактический контроль над Империей Великих Моголов. [41] Власть Великих Моголов в Пенджабе оставалась в руках навабов , которые номинально подчинялись императору Великих Моголов в Дели; однако он рухнул в Пенджабе после смерти Мир Манну в 1753 году. Последний наваб Пенджаба, Адина Бег, был пенджабским араином , который пытался сделать Пенджаб независимым. После своей безвременной кончины в 1758 году Ахмад Шах Дуррани напрямую аннексировал этот регион. Пенджаб пострадал от восьми вторжений афганцев-дуррани в период с 1748 по 1767 год, которые опустошили регион. [42]

За эти столетия правления Великих Моголов пенджабские мусульмане основали великие институты исламской цивилизации в таких городах, как Лахор и Сиалкот. Пенджабские мусульманские учёные пользовались «большим спросом»: они преподавали исламские науки вплоть до Центральной Азии , в таких городах, как Бухара считались там аулиями . , и ещё при жизни [43] Клан Камбо в Лахоре также произвел на свет множество известных ученых и администраторов. Среди других влиятельных мусульманских ученых, родившихся в Пенджабе в эпоху Великих Моголов, Абдул Хаким Сиалкоти и Ахмад Сирхинди . [44] Между 1761 и 1799 годами южноиндийским королевством Майсур правили Хайдер Али , который, как утверждается, был пенджабским авантюристом в армии Майсура, и его сын Типу Султан . [45] [46] Типу Султан, широко известный как борец за свободу в Южной Азии, возглавлял Майсур во время англо-майсурских войн , а также был пионером современной ракетной техники . [47]

Сикхская империя

Карта Доабса в Пенджабе

Ахмад Шах Дуррани и его преемники не смогли сохранить контроль над Пенджабом, за исключением Аттока, Касура и Мултана, где базировались крупные афганские колонии. Пенджаб был разделен на мелкие мусульманские и сикхские вожди. Ситуация оставалась такой до тех пор, пока Ранджит Сингх не взял Лахор в 1799 году. [48]

Двумя важными пенджабскими мусульманскими государствами, существовавшими в Пенджабе 18 века, были Сиалы и Гахары. Гахары под руководством султана Мукарраб-хана (годы правления 1738–1769) установили власть над Потохаром и Чадж-Доабом, в то время как Сиалы со своей столицей в Джанге завоевали Нижнюю Рачну и Синд-Сагар-Доаб под своим вождем Инаятуллой-ханом (годы правления 1747–1787). [49] Однако сикхи , зародившиеся в центральном Пенджабе, постепенно распространились на запад. Благодаря своей превосходной военной подготовке и дисциплине в европейском стиле сикхи под командованием Ранджита Сингха не только получили контроль над большей частью Пенджаба, но также завоевали Кашмир (1818 г.), Мултан (1818 г.) и Пешавар (1833 г.) у афганцев-дуррани. Только штат Бахавалпур , находившийся тогда под властью навабов Даудпотра , оставался независимым от режима сикхов. Со смертью Ранджита Сингха в 1839 году власть сикхов пришла в упадок. После поражения в англо-сикхских войнах их территория была аннексирована в 1849 году Британской Ост-Индской компанией. [50] [ нужна страница ]

Взгляды на правление сикхской империи неоднозначны среди различных мусульманских групп Пенджаба. Часть пенджабских активистов в Пакистане относится к Ранджиту Сингху благосклонно, но в целом он остается в основном негативным. [51] Пенджабские мусульманские историки середины XIX века, такие как Шахамат Али, который лично испытал сикхскую империю, представили другой взгляд на империю и управление Ранджита Сингха. [52] [53] По словам Али, правительство Ранджита Сингха было деспотическим, и он был подлым монархом в отличие от Великих Моголов. [52] В его отчете Ранджит Сингх изображен как руководитель «ненасытного аппетита к грабежу» своей армии Хальсы, их стремления к «новым городам для грабежа» и устранения «посредников, перехватывающих доходы между крестьянами-земледельцами и казначейством» эпохи Великих Моголов. [54] В качестве символического утверждения власти сикхи регулярно оскверняли мусульманские места поклонения, включая закрытие мечети Джамиа Масджид в Сринагаре и превращение мечети Бад-Шахи в Лахоре в склад боеприпасов и конюшню, но империя по-прежнему сохраняла персидские административные институты. и придворный этикет; сикхские серебряные рупии чеканились на стандарте Великих Моголов с персидскими легендами. [55] [56]

Историк Робина Ясмин, с другой стороны, выступает против стереотипных повествований о предполагаемом антимусульманском притеснении со стороны Сикхской Империи. [57] Изучив современные источники, хранящиеся в архивах Факир Хана в Пакистане и Англии, она пришла к выводу, что сикхские правители были светскими и позволяли своим мусульманским подданным свободно исповедовать свою религию. [57] Она также указывает на тот факт, что за время правления сикхской империи в Пенджабе не было ни одного случая восстания мусульман против сикхских властей. [57] Она также утверждает, что любые убеждения в жестоком обращении с мусульманами основаны на неправильном понимании положения мусульманской общины во времена Сикхской империи. [57]

Колониальный период

До британской аннексии Пенджаба сознание пенджабской идентичности находилось в зените. [37] В 1840-х годах пенджабский мусульманский поэт Шах Мохаммад рассматривал англо-сикхские войны как войну между Пенджабом и Хиндом (Индия). [37] В колониальный период общинная идентичность вытеснила региональную, и пенджабские мусульмане все чаще отказывались от пенджабского языка в пользу урду с персидской письменностью. [37]

Война за независимость (1857 г.)

Весть о восстании 1857 года достигла Пенджаба довольно поздно. В Джелуме в Пенджабе 7 июля 1857 года произошло восстание, в ходе которого 35 британских солдат были убиты. Среди погибших был капитан Фрэнсис Спринг, старший сын полковника Уильяма Спринга . [58] 9 июля большая часть бригады сипаев в Сиалкоте восстала и начала двигаться в Дели. [59] Они были перехвачены Джоном Николсоном с равными британскими силами, когда они пытались пересечь реку Рави . После упорных, но безуспешных боев в течение нескольких часов сипаи попытались отступить через реку, но оказались в ловушке на острове. Они потерпели поражение от Николсона в битве при Тримму-Гате . [50] : 290–293  Однако главным противником британского правления в Пенджабе был Рай Ахмад Хан из клана Харрал , который в течение трех месяцев вел против него войну в центральном Пенджабе. Он был убит 21 сентября 1857 года в стычке с британскими колониальными войсками, нанеся британцам тяжелые потери. [60]

В Британской индийской армии

классифицировали как « военную расу », Пенджабские мусульмане, которых британские колонизаторы [61] составили значительную часть британской индийской армии , британский академик Дэвид Омисси назвал их самой крупной группой в обеих мировых войнах. [62] накануне Второй мировой войны составляли около 29% от ее общего числа. [63]

Однако была также история народного сопротивления пенджабских мусульман британскому колониализму, в том числе во время индийского восстания 1857 года с такими людьми, как Рай Ахмад Хан Харал, факты, которые, по словам историка Тураб-уль-Хасана Саргана, были подорваны, потому что элиты Пенджаба те, кто сотрудничал с британцами, — это те, кто до сих пор правит Пакистаном. [64]

Сэр Сикандар Хаят Хан был первым премьер-министром Пенджаба.

Административные реформы

Закон о правительстве Индии 1935 года ввел в Пенджабе автономию провинций, заменив систему двоевластия. Он предусматривал создание Законодательного собрания Пенджаба из 175 членов под председательством спикера и исполнительного правительства, ответственного перед Ассамблеей. Юнионистская партия под руководством пенджабского мусульманина сэра Сикандара Хаята Хана сформировала правительство в 1937 году. Сэра Сикандара сменил Малик Хизар Хаят Тивана в 1942 году, который оставался премьер-министром до раздела в 1947 году. Хотя срок полномочий Ассамблеи составлял пять лет, Ассамблея продолжалось около восьми лет, и его последнее заседание состоялось 19 марта 1945 года. [65]

Меджлис-э Ахрар-и Ислам

В 1930-х и 1940-х годах Маджлис-е Ахрар-и Ислам , антиколониальная исламистская политическая партия, основанная в 1929 году как ответвление движения Халифат и тесно сотрудничавшая с Индийским национальным конгрессом , стала доминирующей политической силой среди пенджабцев. Мусульмане, особенно среди нижних средних слоев и ремесленных классов, Ахрар имеют множество исламских школ, но в целом придерживаются интерпретации Деобанди , а исламского социалистического подхода. также [66]

После независимости

Во время раздела 1947 года миллионы людей также мигрировали из Восточного Пенджаба в Западный Пенджаб, спасаясь от насилия со стороны индуистских и сикхских ополченцев. [67] После обретения независимости бенгальцы составили этническое большинство Пакистана , за ними следовали пенджабцы. После 1971 года пенджабцы стали этническим большинством.

Культура

суфизм

Суфизм также сыграл важную роль в истории Пенджаба . [68] Многие выдающиеся суфийские святые родились в Пенджабе, в том числе Фаридуддин Ганджшакар , Варис Шах и Буллех Шах . [69] [70]

Храм пенджабского суфийского святого Рукн-и-Алама XIII века в Мултане.

Язык

Пенджабские мусульмане внесли большой вклад в развитие пенджабского языка . Фаридуддин Ганджшакар (1179–1266) признан первым крупным поэтом пенджабского языка. [71] Примерно с XII по XIX век многие великие суфийские святые и поэты проповедовали на пенджабском языке, наиболее выдающимся из которых был Буллех Шах . Пенджабская суфийская поэзия также развивалась при шахе Хусейне (1538–1599), султане Баху (1630–1691), шахе Шарафе (1640–1724), Али Хайдере (1690–1785), Варис Шахе (1722–1798), Салехе Мухаммаде Сафури ( 1747–1826), Миан Мухаммад Бакш (1830–1907) и Ходжа Гулам Фарид (1845–1901).

Литература

Язык пенджаби известен своей богатой литературой киссе , большая часть которой посвящена любви, страсти, предательству, жертвенности, социальным ценностям и восстанию обычного человека против более широкой системы. Кисса Хир Ранджа работы Вариса Шаха (1706–1798) является одной из самых популярных пенджабских кисс. Среди других популярных рассказов - «Сохни Махивал» Фазала Шаха, «Мирза Сахибан» Хафиза Бархудара (1658–1707), «Сассуи Пуннхун» Хашим Шаха (ок. 1735–1843) и Кисса Пуран Бхагат» Кадарьяра « (1802–1892). В отличие от персидских поэтов, которые предпочитали газель для поэтического выражения, пенджабские суфийские поэты, как правило, сочиняли на кафи . [72]

Музыка

Музыка пенджаби используется западными музыкантами по-разному, например, смешиваясь с другими композициями. Суфийская музыка и кавали , обычно практикуемые в Пенджабе, Пакистан ; - другие важные жанры в регионе Пенджаб. [73] [74]

Народная музыка Пенджаба — это традиционная музыка Пенджаба, созданная с использованием традиционных музыкальных инструментов, таких как Тумба , Альгоза , Дхадд , Саранги , Чимта и других. Существует широкий спектр народных песен на все случаи жизни от рождения до смерти, включая бракосочетание, фестивали, ярмарки и религиозные церемонии.

Демография

Пенджабские мусульмане проживают почти исключительно в Пакистане, при этом 98% пенджабцев живут в Пакистане после ислама, в отличие от пенджабских сикхов и пенджабских индуистов, которые преимущественно живут в Индии. [75] Таким образом, религиозная однородность остается неуловимой, поскольку преобладает суннитское население с шиитскими , ахмадийскими и христианскими меньшинствами. [76]

Числа

Хотя общая численность населения Пенджаба составляет 127 миллионов человек, как отмечено в переписи населения Пакистана 2023 года , [77] [78] Этнические пенджабцы составляют примерно 44,7% населения страны. [79] [80] Этнические пенджабцы, то есть не считая местных жителей Кашмира , пуштунов и белуджей , насчитывают, таким образом, в Пакистане примерно 111 303 000 миллионов; это делает пенджабцев крупнейшей по численности населения этнической группой в Пакистане . [79] [80]

Племена и кланы

Пенджабское мусульманское общество основано на концепции бирадери ( برادری ), социального братства внутри племени и клана.

Основными племенами и кланами пенджабских мусульман являются джаты , раджпуты , араины , ансари , шейхи , гуджары и аваны . [81]

» 1911 года В своей книге «Армии Индии британский майор сэр Джордж Флетчер МакМанн написал, что мусульмане Пенджаба «представляют множество смешанных рас, но в основном состоят из племен раджпутов, принявших ислам в разное время в прошлом». [82] Согласно переписи 1921 года, в провинции Пенджаб Британской Индии , включающей современные провинции Пакистана Западный Пенджаб и некоторые части Хайбер-Пахтунхвы, а также современные штаты и союзные территории Индии Пенджаб , Харьяна , Чандигарх , Дели и некоторые части Химачал-Прадеша. 70,7% раджпутов исповедовали ислам, а 27,7% были индуистами. [83]

См. также

Примечания

Ссылки

  1. ^ «Индийская перепись 2011 года» . Департамент переписи населения правительства Индии. Архивировано из оригинала 13 сентября 2015 года . Проверено 25 августа 2015 г.
  2. ^ Надя Муштак Аббаси. «Пакистанская диаспора в Европе и ее влияние на построение демократии в Пакистане» (PDF) . Международный институт демократии и помощи выборам. п. 5. Архивировано из оригинала (PDF) 21 августа 2010 года . Проверено 9 ноября 2020 г.
  3. ^ «Американско-Пакистанский фонд готов привлечь пакистанскую диаспору» . Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года . Проверено 9 ноября 2020 г. (Посольство США, Отчет Исламабада)
  4. ^ Jump up to: а б Ганди, Раджмохан (2013). Пенджаб: история от Аурангзеба до Маунтбеттена . Нью-Дели, Индия; Урбана, Иллинойс : Книжная компания Алеф. п. 1. ISBN  978-93-83064-41-0 .
  5. ^ «Перепись населения Пакистана 2017» (PDF) . ПБС .
  6. ^ Ганди, Раджмохан (2013). Пенджаб: история от Аурангзеба до Маунтбеттена . Нью-Дели, Индия; Урбана, Иллинойс : Книжная компания Алеф. п. 2. ISBN  978-93-83064-41-0 .
  7. ^ Маргарет Клеффнер Ниделл Понимание арабов: Путеводитель по современности , Межкультурная пресса, 2005, ISBN   1-931930-25-2 , стр. xxiii, 14.
  8. ^ примерно 152 миллиона бенгальских мусульман в Бангладеш и 36,4 миллиона бенгальских мусульман в Республике Индия ( оценки ЦРУ Factbook 2014, цифры подвержены быстрому росту населения); около 10 миллионов бангладешцев на Ближнем Востоке , 1 миллион бенгальцев в Пакистане , 5 миллионов британских бангладешцев .
  9. ^ Jump up to: а б с Рэмбо, Льюис Р.; Фархадиан, Чарльз Э. (6 марта 2014 г.). Оксфордский справочник по религиозному обращению . Издательство Оксфордского университета. стр. 489–491. ISBN  978-0-19-971354-7 . Во-первых, ислам проник в южный Пенджаб в первые десятилетия восьмого века. К шестнадцатому веку мусульмане составляли большинство в регионе, и ландшафт украшала сложная сеть мечетей и мавзолеев. Местные новообращенные составляли большинство этой мусульманской общины, и что касается механизмов обращения, источники того периода подчеркивают чтение исламского исповедания веры (шахада), проведение обрезания (индри ваддани) и употребление пищи. коровьего мяса (бхас хана).
  10. ^ Малхотра, Аншу; Мир, Фарина (2012). Переосмысление Пенджаба: история, культура и практика . Нью-Дели: Издательство Оксфордского университета . ISBN  978-0-19-807801-2 . Архивировано из оригинала 7 марта 2016 года . Проверено 6 апреля 2014 г.
  11. ^ Айерс, Алисса (2008). «Язык, нация и символический капитал: пример Пенджаба» (PDF) . Журнал азиатских исследований . 67 (3): 917–46. дои : 10.1017/s0021911808001204 . S2CID   56127067 .
  12. ^ Сингх, Притам; Танди, Шиндер С. (1996). Глобализация и регион: исследования пенджабской идентичности . Ковентри, Великобритания: Ассоциация исследований Пенджаба (Великобритания). ISBN  978-1-874699-05-7 .
  13. ^ Сингх, Притам; Танди, Шиндер С. (1999). Пенджабская идентичность в глобальном контексте . Нью-Дели: Издательство Оксфордского университета . ISBN  978-0-19-564864-5 .
  14. ^ Сингх, Притиам (2012). «Глобализация и пенджабская идентичность: сопротивление, переселение и новое изобретение (еще раз!)» (PDF) . Журнал исследований Пенджаба . 19 (2): 153–72. Архивировано из оригинала (PDF) 24 января 2016 года . Проверено 6 апреля 2014 г.
  15. ^ Jump up to: а б с Итон, РМ (2009). «Святыни, земледельцы и «обращение мусульман» в Пенджабе и Бенгалии, 1300–1700». Журнал средневековой истории . 12 (2): 191–220. дои : 10.1177/097194580901200202 .
  16. ^ Чабра, Г.С. (1968). Продвинутая история Пенджаба: период гуру и после гуру до Ранджита Сингха . Новое академическое издательство. п. 37.
  17. ^ Николлс, Рут Дж.; Ридделл, Питер Г. (31 июля 2020 г.). Взгляд на суфизм: голоса сердца . Издательство Кембриджских ученых. ISBN  978-1-5275-5748-2 . С завоеванием Пенджаба мусульманами сюда хлынул поток суфиев и других проповедников, которые приехали распространять ислам. Большая часть прогресса ислама произошла благодаря этим проповедникам.
  18. ^ Рэмбо, Льюис Р.; Фархадиан, Чарльз Э. (6 марта 2014 г.). Оксфордский справочник по религиозному обращению . Издательство Оксфордского университета. п. 490. ИСБН  978-0-19-971354-7 . Хотя пенджабское индуистское общество было относительно прочным, в Пенджабе также существовала небольшая, но энергичная джайнская община. Однако к началу десятого века буддийские общины в значительной степени исчезли.
  19. ^ Дар, Сайфуррахман (1984). Таксила и западный мир . Издательство аль-Вакар. п. 20.
  20. ^ Джеймс Л. Вескоат; Иоахим Вольшке-Бульман (1 января 1996 г.). Сады Великих Моголов: источники, места, изображения и перспективы . Думбартон-Оукс. п. 149. ИСБН  978-0-88402-235-0 .
  21. ^ Икрам, С.М. (1964). Мусульманская цивилизация в Индии . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
  22. ^ Ашер, Кэтрин Элла Бланшард; Талбот, Синтия (2006). Индия раньше Европы . Издательство Кембриджского университета. стр. 269–270. ISBN  978-0-521-80904-7 .
  23. ^ Мохаммад Хабиб (1981). К.А. Низами (ред.). Политика и общество в период раннего средневековья: Собрание сочинений профессора Мохаммада Хабиба . Народное издательство.
  24. ^ Сатиш Чандра (2004). Средневековая Индия: От султаната до Великих Моголов-Делийского султаната (1206-1526) - Часть первая . Публикации Хар-Ананда. п. 267. ИСБН  978-81-241-1064-5 .
  25. ^ Рана Мухаммад Сарвар Кохан (2005). Раджпуты: история, кланы, культура и дворянство · Том 1 . Мичиганский университет. п. 490.
  26. ^ Закир Хусейн (1996). «Ислам и современность» . Ислам и общество современной эпохи . 27:19 .
  27. ^ Тарик Рахман. Язык пенджаби во время британского правления (PDF) . Университет Каид-и-Азам, Исламабад. п. 1. «Амир Хусро ба Зубан-э-Пенджаби ба ибарат-е-маргуб мукаддама джанг гази уль мульк Туглак Шах о Насир уддин Хусро Хан гуфта ке аан ра ба Зубан-е-Хинд вар гуваенд» (Амир Хусро на языке Пенджаб написал введение к битве между Туглаком [1324-1320] и Хусро, которая на языке Индии называется вар )
  28. ^ Шварцберг, Джозеф Э. (1978). Исторический атлас Южной Азии . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 39, 148. ISBN.  0-226-74221-0 .
  29. ^ «Тамерлан: меч ислама, покоритель мира» . Обзоры выбора в Интернете . 44 (6): 44–3450-44-3450. 1 февраля 2007 г. doi : 10.5860/choice.44-3450 . ISSN   0009-4978 .
  30. ^ Итон; Ричард М. (2019). Индия в персидскую эпоху: 1000–1765 гг . Издательство Калифорнийского университета. п. 105. ИСБН  978-0-520-32512-8 . Карьера Хизр Хана, пенджабского вождя, принадлежащего к клану Хокар, иллюстрирует переход к все более полицентричной Северной Индии. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  31. ^ Ло, Калика Ранджан; Канунаго, Калик Ранджана (1965). Шер Шах и его времена . Ориент Лонгманс. п. 286 .
  32. ^ Субрахманьям, Санджай (2024). Через Зеленое море: истории западной части Индийского океана, 1440–1640 гг . Издательство Техасского университета. ISBN  978-1-4773-2879-8 . Последний султанат был основан бывшим губернатором Туглука, возможно, из семьи новообращенных пенджабцев Хатри, который принял титул Музаффар-шаха в начале пятнадцатого века, но правил лишь короткое время.
  33. ^ История Индии, рассказанная ее собственными историками : Мухаммадский период , Генри Майерс Эллиот, Джон Доусон, Том IV, стр. 493
  34. ^ «Форт Рохтас» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 30 июля 2023 г.
  35. ^ Шарма, Парвати (15 мая 2023 г.). Светильник для темного мира: Акбар, величайший Великий Могол Индии . Роуман и Литтлфилд. стр. 100–101. ISBN  978-1-5381-7790-7 .
  36. ^ Гаджрани, С. (2004). История, религия и культура Индии . Иша Книги. п. 205. ИСБН  978-81-8205-059-4 .
  37. ^ Jump up to: а б с д Бхарати Рэй, изд. (2009). Различные типы истории . История науки, философии и культуры в индийской цивилизации. Том. XIV Часть 4. Pearson Education India. п. 204. ИСБН  978-81-317-1818-6 .
  38. ^ Куддус, С.А. (1992). Пенджаб – земля красоты, любви и мистицизма . Королевская книжная компания. п. 402. ИСБН  978-969-407-130-5 . Проверено 29 июля 2022 г.
  39. ^ Фольц, Ричард (1996). «Могольская оккупация Балха 1646–1647» . Журнал исламских исследований . 7 (1): 49–61. дои : 10.1093/jis/7.1.49 . ISSN   0955-2340 . JSTOR   26195477 .
  40. ^ Хан, Мохаммад Афзал (1 января 2016 г.). Правящая элита - иранская знать при Шахджахане и Аурангзебе (1-е изд.). Нью-Дели, Мумбаи, Ченнаи: Viva Books. п. 130. ИСБН  978-81-309-1370-4 .
  41. ^ Колфф, Дирк Х.А. (8 августа 2002 г.). Наукар, Раджпут и Сипай: Этноистория военного рынка труда Индостана, 1450-1850 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 18. ISBN  978-0-521-52305-9 . В качестве еще одного примера таких солдат маргинального крестьянского происхождения заслуживают внимания Барха Сайиды, знаменитый отряд солдат времен Великих Моголов. Говорили, что они были потомками семей, которые в неопределенный момент переехали из своих домов в Пенджабе на песчаную и бесплодную территорию, которая сейчас является восточной частью района Музаффарнагар.
  42. ^ Том Лэнсфорд, изд. (2017). Афганистан в состоянии войны: от династии Дуррани XVIII века до XXI века . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. п. 21. ISBN  978-1-59884-759-8 . OCLC   952980822 .
  43. ^ Зиад, Валид (2021). Скрытый халифат: суфийские святые за Оксом и Индом . Издательство Гарвардского университета . п. 132. ИСБН  978-0-674-24881-6 . Общий персидский язык и соответствующие ему религиозно-культурные особенности и символы гарантировали, что полномочия депутатов Индостана и Хорасана будут признаны во всей Трансоксиане. Фазл Ахмад назначил нескольких депутатов-пенджабцев и пешавари в Балхе, Самарканде, Бухаре, Акче, Хиве и Коканде. Некоторые из пенджабских мигрантов даже были признаны местными святыми Трансоксианы еще при жизни.
  44. ^ Шиммель, Аннемари (1980). Ислам на Индийском субконтиненте . БРИЛЛ. п. 90. ИСБН  90-04-06117-7 . Проверено 10 ноября 2014 г.
  45. ^ Олсон, Джеймс Стюарт; Шадл, Роберт (1996). Исторический словарь Британской империи . Издательская группа Гринвуд. п. 273. ИСБН  978-0-313-27917-1 . Хайдер Али изначально был пенджабским искателем приключений в армии индуистского короля Майсура.
  46. ^ Далримпл, Уильям (10 сентября 2019 г.). Анархия: Ост-Индская компания, корпоративное насилие и разграбление империи . Блумсбери США. п. 264. ИСБН  978-1-63557-395-4 . Второй державой была новая сила, которая в 1770-х годах только появлялась и начинала демонстрировать свои военные мускулы: Майсурский султанат Хайдара Али и его грозного сына-воина Типу Султана. Хайдар, выходец из Пенджаба, поднялся в рядах Майсурской армии, где он внедрил многие нововведения, которым он научился, наблюдая за действиями французских войск во время Карнатических войн.
  47. ^ Далримпл, Уильям (10 сентября 2019 г.). Анархия: Ост-Индская компания, корпоративное насилие и разграбление империи . Блумсбери США. п. 370. ИСБН  978-1-63557-395-4 .
  48. ^ Уикели, Дж. М. (21 июля 2020 г.). Пенджабские мусульмане . Альфа-издания. п. 23. ISBN  978-93-5404-023-8 .
  49. ^ Гриффин, Лепель Генри; Масси, Чарльз Фрэнсис (11 августа 2015 г.). Вожди Пенджаба: исторические и биографические сведения об основных семьях в округах Лахор и Равалпинди Пенджаба, Том 2 . Креативные Медиа Партнеры, ООО. п. 505. ИСБН  978-1-297-73366-6 .
  50. ^ Jump up to: а б Аллен, Чарльз (2001). Солдат-сахиб: люди, которые сделали северо-западную границу . Лондон: Абакус. ISBN  0-349-11456-0 .
  51. ^ "Рассвет" . Стоит ли праздновать статую Ранджита Сингха в Лахоре? . Для части пенджабских активистов в Пакистане и большинства сикхов Ранджит Сингх является местным героем — «сыном земли», который успешно отразил агрессию с севера и создал сильное централизованное правительство, которое оказало помощь народу Пенджаба после десятилетий хаос и насилие.
  52. ^ Jump up to: а б Кристофер Алан Бэйли (1996). Империя и информация: сбор разведывательной информации и социальная коммуникация в Индии, 1780–1870 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 233. ИСБН  978-0-521-66360-1 .
  53. ^ Читралекха Зутши (2004). Языки принадлежности: ислам, региональная идентичность и создание Кашмира . Издательство Оксфордского университета. стр. 39–41. ISBN  978-0-19-521939-5 .
  54. ^ Клайв Дьюи (1991). Д.А. Лоу (ред.). Политическое наследие Пакистана . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 263–265. ISBN  978-1-349-11556-3 .
  55. ^ Зиад, Валид (16 ноября 2021 г.). Скрытый халифат: суфийские святые за Оксом и Индом . Издательство Гарвардского университета. п. 45. ИСБН  978-0-674-24881-6 .
  56. ^ Чида-Разви, Мехрин (20 сентября 2020 г.). Пятничная мечеть в городе: пограничность, ритуал и политика . Интеллектуальные книги. стр. 91–94. ISBN  978-1-78938-304-1 . Помимо использования мечети в качестве военного склада, конюшен для кавалерийских лошадей и казарм для солдат, некоторые ее части также использовались как склады для пороховых погребов.
  57. ^ Jump up to: а б с д Ясмин, Робина (2022). "Заключение". Мусульмане под властью сикхов в девятнадцатом веке: Махараджа Ранджит Сингх и религиозная толерантность . Издательство Блумсбери. стр. 127–132. ISBN  978-0-7556-4034-8 . Это исследование было предпринято с использованием новой парадигмы, чтобы понять положение мусульман под властью сикхов в Пенджабе. Он бросает вызов стереотипным подходам, подчеркивающим противоречия между мусульманами и сикхами. Некоторые историки отмечают, что правители сикхов плохо обращались с мусульманами, наносили вред их религии и наносили ущерб их религиозным местам. В подтверждение этого они утверждают, что мусульмане Индии не только проявили негодование, но и что некоторые из них основали Техрик-и-Муджахиддин против государства Ранджита Сингха. Автор, опираясь на новые данные из архивов Факир Хана в Пакистане и Англии, разработал гипотезу о том, что сикхи при Ранджите Сингхе и его преемниках приняли светский подход к меньшинствам, включая мусульман, - то есть внутри не было ни одного движения. Пенджаб начался мусульманами против сикхских правителей. Вместо этого, Техрик-е-Муджахиддин, который был запущен против предполагаемого жестокого обращения с мусульманами, на самом деле был результатом неправильного восприятия положения мусульман в Пенджабе, и ряд исследований уже показали, что Техрик-и-Муджахиддин имел множество и другие мотивы.
  58. ^ «Река, игравшая бога» . Новости рассвета . 13 августа 2012 г.
  59. ^ Вагнер, Ким А. (2018). Череп Квасцов Бега. Жизнь и смерть бунтовщика 1857 года . Издательство Оксфордского университета. п. 133. ИСБН  978-0-19-087023-2 .
  60. ^ Саид Ахмед Батт (2015). «Рай Ахмад Хан Харрал (Миф или реальность)» (PDF) . Журнал Исторического общества Пенджабского университета . 28 (2): 173–191 . Проверено 7 мая 2020 г.
  61. ^ Балачандран, ПК (21 июля 2020 г.). «Этническая принадлежность и вербовка в армию в Южной Азии» . Основываясь на боевых способностях этнических групп и их лояльности британцам, армия определила некоторые группы как воинственные (такие как сикхи, пенджабские мусульмане, белуджи, раджпуты из Раджастана, джаты, догра, гуркхи и маратхи) и ограничила набор в армию. им.
  62. ^ Омисси, Дэвид (8 апреля 2001 г.). «Военное планирование и набор в военное время (Индия)» . Однако самым многочисленным «классом» индийских рекрутов в обеих мировых войнах были пенджабские мусульмане.
  63. ^ Хатлани, Самир Аршад (7 декабря 2016 г.). «На самом деле: пенджабцы доминируют в пакистанской армии, но не более того» . Индийский экспресс . В 1939 году целых 29% солдат Британской индийской армии, которая была разделена между Индией и Пакистаном после раздела, были пенджабскими мусульманами, в основном из пакистанского Пенджаба.
  64. ^ Абдул Рехман, Ибрагим (1 ноября 2020 г.). «НУН-ХУНТВИСТИКА: КОГДА ПЕНДЖАБ ПОДРОСТАЛ» . Новости рассвета .
  65. ^ «Законодательное собрание Пенджаба 1937 г.» . Провинциальная ассамблея Пенджаба.
  66. ^ Тахир Камран (2013) «Маджлис-и-Ахрар-и-Ислам: религия, социализм и агитация в действии», История и культура Южной Азии , 4:4, 465-482, дои : 10.1080/19472498.2013.824678
  67. ^ «Разделение Пенджаба: когда защитники становятся преступниками» . Южная Азия@LSE . 2 августа 2018 года . Проверено 21 сентября 2023 г.
  68. ^ Сингх, Суриндер; Гаур, Ишвар Даял (2009). Суфизм в Пенджабе: мистика, литература и святыни . Дели: Аакар Букс. ISBN  978-81-89833-93-0 .
  69. ^ Куддус, Сайед Абдул (1992). Пенджаб – земля красоты, любви и мистицизма . Королевская книжная компания. п. 131. ИСБН  978-969-407-130-5 .
  70. ^ Лонг, Роджер Д.; Сингх, Гурхарпал; Самад, Юнас; Талбот, Ян (8 октября 2015 г.). Государственное и национальное строительство в Пакистане: за пределами ислама и безопасности . Рутледж. п. 156. ИСБН  978-1-317-44820-4 .
  71. Шив Кумар Баталви. Архивировано 10 апреля 2003 г. на сайте Wayback Machine sikh-heritage.co.uk.
  72. ^ «Статьи о поэзии Булле Шаха» .
  73. ^ Панде, Алка (1999). Народная музыка и музыкальные инструменты Пенджаба: от горчичных полей до огней дискотеки . Ахмадабад [Индия]: Mapin Pub. ISBN  978-1-890206-15-4 .
  74. ^ Тинда, Карнаила Сингх (1996). Панджаба в Вирассе Локи (Новая ред.). Патиала: Издательское бюро Пенджабского университета. ISBN  978-81-7380-223-2 .
  75. ^ Дэвис, Уэйд; Харрисон, К. Дэвид; Хауэлл, Кэтрин Герберт (2007). Книга народов мира: Путеводитель по культурам . Национальные географические книги. стр. 132–133. ISBN  978-1-4262-0238-4 .
  76. ^ «Население по религии» (PDF) . pbs.gov.pk. Статистическое бюро Пакистана .
  77. ^ «Первая цифровая перепись населения Пакистана зафиксировала численность населения в 249,5 миллиона человек» . Пакистан сегодня . 22 мая 2023 г. Проверено 22 мая 2023 г.
  78. ^ «Население Пакистана увеличилось примерно на 25% за шесть лет» . Самаа . Проверено 22 мая 2023 г.
  79. ^ Jump up to: а б «Южная Азия :: Пакистан — Книга мировых фактов — Центральное разведывательное управление» . www.cia.gov . Проверено 20 сентября 2020 г.
  80. ^ Jump up to: а б «Этнические группы в Пакистане» . Worldatlas.com . 30 июля 2019 года. Пенджабцы составляют этническое большинство в регионе Пенджаб в Пакистане и Северной Индии, составляя 44,7% населения Пакистана.
  81. ^ «Провинция Пенджаб, Пакистан» . Британская энциклопедия . 483579 . Проверено 22 марта 2022 г. час
  82. ^ МакМанн, Джордж Флетчер (1911). Армии Индии . Лондон: A&C Black . стр. 131–132.
  83. ^ Шарма, Субаш Чандер (1987). Пенджаб, решающее десятилетие . Нью-Дели: Издатели и дистрибьюторы Nirmal. п. 105. ISBN   978-81-7156-173-5 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fd384db51e1bfcbfdf914d0292fe2b0e__1719360780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fd/0e/fd384db51e1bfcbfdf914d0292fe2b0e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Punjabi Muslims - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)