Jump to content

Зутт

(Перенаправлено с Зутта )

Зут [а] это арабизированная форма Джата . [2] Первоначально жители долины нижнего Инда , джаты присутствовали в Месопотамии с 5-го века нашей эры со времен Сасанидской империи , хотя их основная миграция произошла после создания халифата Омейядов . Они были одной из видных этнических групп в нижнем Ираке во время Золотого века ислама , поставляя наемных солдат в мусульманские государства. Их упоминания исчезают из арабских хроник после XI века.

Исконная родина

[ редактировать ]

Во время завоевания Синда Омейядами в начале 8 века Зутты (джаты) заселили Макран и Туран (включая Кикан , современный Калат ) вплоть до восточного берега реки Инд города Мансура и Мултан . , где располагались [3] По словам Ибн Хордадбеха , джаты охраняли весь торговый путь в регионе, который был известен как билад аз-Зат (земля джатов). [4] Во время (или до) мусульманского завоевания в Макране проживало значительное количество зуттов, которые также двинулись на восток, в Синд, и в последующие столетия. [5] Годже говорит, что зутты были народом, происходящим из Синда, и утверждает, что они были распространены по всей империи Сасанидов . Аль-Хорезми также поясняет их происхождение, приписывая их корни Синду и отмечая арабизацию их первоначального имени Джит в Зутт, а также подчеркивает, что Зутты использовались для защиты бадхрака (дорог). [6] Однако в арабской литературе Синд относился к более крупному региону, чем нынешние провинции Синд и Макран, а «земля Синда» обозначала долину Инда или территорию, через которую протекает река Инд. [7]

Регионы от Макрана и Турана до Мансуры были первоначальной родиной зуттов. [8] [4]

В ранней исламской Аравии

[ редактировать ]

Коммерческая деятельность Зуттов привела к их поселениям в Аравии . Очевидно, они присутствовали в Аравии до прихода ислама, в основном вокруг Персидского залива , и, как известно, взаимодействовали с Мухаммедом . [9] Сообщается, что Мухаммед сравнил Мусу (Моисея) с ними по телосложению и сказал, что у него смуглая кожа, прямые волосы и высокий рост, напоминающий Зутта. [9] В другой раз, когда Аиша заболела, ее племянник послал за врачом Зутта, чтобы тот вылечил ее. [9] По словам ат-Табари , некоторые зутты участвовали в войнах Ридда против мусульман. [10]

В империи Сасанидов

[ редактировать ]

Говорят, что сасанидский император Бахрам V (431–438) принял политику переселения племен в прибрежные регионы. Из-за этого некоторые зутты мигрировали, часто с большими стадами водяных буйволов, в болотистые местности южного Ирака, где они начали крупномасштабное выращивание риса. [11] Возможно, они пришли туда в поисках пастбищ, и об их присутствии свидетельствует канал под названием Нахр аз-Зутт в Ираке. [12] а также район под названием Зутт в Хузистане или Бахрейне . [13] Они также населяли город Хаумат аз-Зутт в Хузистане.

Последний император Сасанидов, Йездигерд III , призвал Зутта из Синда, чтобы тот помог ему в войне против арабов. [6] Они сражались в качестве наемных кавалеристов на стороне Сасанидской империи , а затем перешли на сторону мусульман. [14] [15] Когда мусульмане осадили город Ахваз в Иране в 640 году, Зутт оказал сильное сопротивление при защите города вместе с персом Асвараном . [12] Позже, как и асвараны, которые были известны как Асавира в период халифата , они поселились в Басре как союзники Бану Тамим . [13]

В халифатах Рашидун и Омейядов

[ редактировать ]

Зутт сформировал многочисленное население гарнизонного города Басра , где они стали союзниками арабского племени Бану Ханзала в межплеменной войне. [16] [17] Сокровищницу Басры охраняли 40 или 400 солдат Зутта во время правления Али под командованием их вождя Абу Саламы аз-Зутти. [18] [9] [19] которые были, по версии, рассказанной Абу Михнафом , убиты при защите Бейт-эль-Маля , когда повстанцы под предводительством Тальхи и Зубайра заняли город. [19] Полки Зутта сражались вместе с Али в битве при Верблюде в 656 году под командованием своего командующего Али бин Данура. [20]

В 670 году большое количество зуттов вместе с асварцами были переселены в прибрежные города Сирии, такие как Антиохия , Бейрут и Триполи , заменив прежнее греческое население, и после них стал известен квартал в Антиохии. [17] [21] Это была попытка халифа Омейядов Муавии I предотвратить любое возможное военно-морское вторжение Византийской империи . [22] В этот период роль Зутта и связанных с ним группировок заключалась в охране губернаторов разных провинций, а также в подавлении восстаний. [23] [24] Они также действовали как специальные войска для охраны провинциальных казначейств. [19] [24] Зутт пробыл в Месопотамии достаточно долго, чтобы их считали отличными от синдхов или индейцев. [17] В Ираке и других местах у них были отдельные подразделения под руководством собственных лидеров, что давало им статус отдельного подплемени в мусульманском обществе. [25] [26]

Карта Ирака конца 9 века. Зутт в основном населял болотистую местность в нижнем Ираке.

Вторая миграция

[ редактировать ]

После завоевания Синда в 712 году произошел второй приток Зутта из Макрана в Ирак. [27] Будучи кочевой скотоводческой общиной, они изначально не исповедовали индуизм, а вместо этого следовали своей племенной религии. [28] Зутты едва были интегрированы в индуистское общество Синда. [29] и поскольку они всегда были склонны к восстаниям, династия Брахманов наложила на них дискриминационные меры, которые поддерживались арабами, а в некоторых случаях даже усиливались после долгой серии восстаний. [30] Четыре тысячи зуттов попали в плен к мусульманам во время первых мусульманских вторжений в Макран, а позже они участвовали в качестве вспомогательных сил в завоевании Синда. [13] Двумя главными племенными группировками в Синде во время арабского завоевания были зутты и меды . [27] Однако, в отличие от Джатов, Меды были мореплавателями. Некоторые из них занимались пиратством в Индийском океане, как Баваридж . Инцидент, в котором они захватили два корабля с сокровищами, шедших с Цейлона в Басру, стал поводом для войны для вторжения Омейядов в Синд. [31]

Помимо Зутта, в Месопотамии навсегда поселились несколько других групп из долины Инда, в том числе саябиджа и андагар , которые иногда считались частью джатов, а иногда описывались отдельно. [32] Мусульманские источники описывают этих солдат как первоначальных жителей Синда. [33] Важной подгруппой Зутта были Кайкания , населявшие регион Кайкан (также известный как Кикан, современный Калат). [34] [35] Многие из них были взяты в плен между 659 и 664 годами Абдаллахом бин Савваром аль-Абди в Ирак, который был назначен губернатором регионов, окружающих Синд. [36] Он сам был убит в одной из войн против Цикани Зутта в 667 году, и Кикан был ими вновь завоеван. [36] Всегда вооруженные стрелами, будь то кавалерия или пехота, эти отряды Зутт Кайкания были лучшими лучниками халифата и действовали в качестве вспомогательной группы для шурты . [36] [35] Кигания, а также Бухария , иранский отряд солдат, были отправлены для подавления восстания Зайда ибн Али в 740 году халифатом Омейядов. [33] Другой группой, связанной с Зуттом, была группа Куфов , или «горцев», темнокожих солдат из Кермана. [13] Они были завербованы Сасанидами в качестве вспомогательных войск. [13] а позже активно поддерживал арабов против Сасанидов. [37] Однако они поженились среди персов и ассимилировались с персидской культурой. [13]

Джаты (само их название является синонимом дромадеров или погонщиков верблюдов) [37] Сообщается, что в Макране выращивали верблюдов высокого качества, которые пользовались спросом вплоть до Хорасана, и высоких лошадей Кикани , которые были подарены Муавии I. [38] В Басре производили особую разновидность ткани, называемую зутти или зуттия . [39] В первой половине 8-го века многие из них были расселены со стадами буйволов в регионах Массиса и Аманус (современная Турция) для борьбы с большим количеством обитавших там львов. [21]

В Аббасидском халифате

[ редактировать ]

Положение Зутта как солдат-наемников оставалось стабильным в течение некоторого времени после революции Аббасидов и создания Аббасидского халифата . Они все еще входили в состав вооруженных сил Басры во время правления Аббасида Сулеймана бин Али. [25] Во время гражданской войны Аббасидов (809–813 гг.) ас-Сари ибн аль-Хакам аз-Зутти получил контроль над нижним Египтом, включая столицу Фустат в 813 году, и правил им до своей смерти в 820 году. Он был зуттским солдатом. Абна ад-Даула , элитные хорасанские войска халифата Аббасидов. [40] Два его сына, Абу Наср ( годы правления 820–822 ) и Убайдаллах ( годы правления 822–826 ), сменили его на посту эмиров Египта . В этот период Египет был независим от Аббасидов. [41] Правление Убайдаллы подошло к концу в 826 году, когда аль-Мамун стремился добиться контроля над страной, отправив в нее тахиридского генерала Абдаллуха ибн Тахира . Убайдулла решил сражаться против него, но его силы потерпели поражение, и он был вынужден бежать в изгнание в Самарру умер в 865 году . , где и автономная династия, правившая Египтом, предвещавшая более успешных Тулунидов и Ихшидидов . [42] По словам Хуана Сигнеса Кодоньера, Зутт, возможно, также участвовал в восстании Фомы Славянина против Византийской империи в 821–823 годах. [41]

Золотой динар, отчеканенный в Египте в 823/4 году, с именами халифа аль-Мамуна и Убайдаллы ибн ас-Сари.

Джатс произвел на свет ряд известных людей во время Золотого века ислама . [43] Одним из них был знаменитый богослов Абу Ханифа , основатель ханафитской школы мысли. Его дедушка по имени Зутта был взят в плен мусульманскими армиями в конце VII века, чтобы низвергнуть Ирак. [44] [45] Среди других учёных Зутта — Ибн Улайя , который был родом из Кайкана, и аль-Аузаи . [46] Поскольку они были первыми жителями долины Инда, которые взаимодействовали с мусульманами, «Зутт» стал общим термином для людей из Синда и Мултана, живших в Сирии. [47] в который входили такие ученые и правители, как Ибн аль-Араби , Ибн Шахак и Абу аль-Хасиб . В этот период Зутт все чаще общался с другими иностранцами неарабского происхождения в Басре, космополитическом порту того времени. Они, наряду с саябиджей и занджем как один из черных народов (араб. ас-свадан ). , были обозначены арабами [48] Сообщается, что дедушка аль-Джахиза , известного писателя 9-го века, был черным погонщиком верблюдов. [49] Однако термин «черный» , очевидно, применялся также к берберам и индейцам. [39]

Зуттское восстание

[ редактировать ]

Когда в середине IX века центральная власть халифата распалась, Зутта стали считать преступниками и разбойниками, а не союзниками. Зутт, Асавира и другие войска были фактически демилитаризованы в начале века. Некоторые из Зутта позже превратились в Бану Сасан , которые были членами того, что К. Э. Босворт называет «исламским преступным миром». [47] Кикания, имевшие репутацию мореплавателей, обратились к пиратству на побережье Белуджистана и Макрана. [50] Продолжающееся политическое подавление, а также относительная слабость контроля Аббасидов после разрушительной гражданской войны побудили зуттов, живущих в Нижнем Ираке, поднять восстание в 820 году под руководством Мухаммеда ибн Усмана . Первые попытки Аббасидов победить Зутта оказались безуспешными, и они продолжали взимать налоги с караванов и совершать набеги на соседние районы Басры. После поражения Ахмада бин Саада аль-Бахили Аббасиды послали в 834 году большие силы численностью более 10 000 человек под командованием своего генерала Уджайфа ибн Анбасы в Васит , который был оплотом Зутта. Силы Аббасидов заблокировали водные пути к иракским болотам и тем самым перерезали линии связи Зутта. Война продолжалась девять месяцев и включала в себя десантные операции, пока лидеры Зутта не согласились сдаться. В конечном итоге они были депортированы в деревню на византийской границе с Киликией в 835 году. [51] [52] В 855 году византийская армия совершила неожиданный набег на город Аназарбус (Айн-Зарба) и увела многих из них в Константинополь . [53] [41]

Восстание Зуттов длилось 14 лет, прежде чем наконец было подавлено. Ат-Табари , историк 9-го века, процитировал длинное стихотворение зуттского поэта, когда их депортировали в Киликию. в нем поэт насмехался над жителями Багдада , где базировался халиф, за их трусость, поскольку они не смогли победить Зутта и были вынуждены использовать против них тюркских солдат-рабов. [54] Поэт не уважал этих турок на военных должностях и вместо этого прославлял суровость зуттов. [54]

Более поздний период

[ редактировать ]

Зутт также участвовал в более поздних восстаниях Занджа и Карматов против халифата, при этом Абу Хатим аз-Зутти был одним из главных карматских проповедников. [55] Начав активную деятельность в 907 году, Абу Хатим запретил своим последователям убивать животных, и поэтому они стали известны как Баклия , или «Продавцы зелени». Они были основной группой карматов в Нижнем Ираке и организовали многочисленные восстания против Аббасидов. [56] Некий Абу аль-Фарадж Мухаммад аз-Зутти был буидским министром в Багдаде в 990 году. [57] : 189  Зутт, вместе с турками и Дайламисом, входил в состав армии буидского принца Абу Насра Шаха-Фируза, правителя Фасы, когда он вел войну против Баха ад-Давлы за контроль над провинцией Фарс в 1000 году нашей эры. [52] описал их как самых многочисленных и храбрых воинов Фарса Аббасидский визирь ар-Рудхравари . [57] : 374  О них мало что известно, хотя они, похоже, приобрели определенную известность наряду с курдскими и бедуинскими племенами. [50]

Сам халифат Аббасидов распался после анархии в Самарре , а регионы Макран, Синд и Мултан стали независимыми под властью Маданидов , Хаббаридов и Мунаббихидов соответственно. В результате этих событий движение джатов в Ирак прекратилось. [58] В тот же период джаты покинули Макран и двинулись вверх, на плодородные, но малонаселенные равнины Пенджаба , на которых с 16 века они находились во власти. [58]

Впоследствии джаты утратили свою особую идентичность в Месопотамии, которую они имели раньше. Голландский востоковед XIX века Де Гойе попытался связать Зутта с цыганами . европейскими [52] Однако нет никаких доказательств какой-либо прямой связи между этими двумя группами, поскольку цыганский язык не содержит каких-либо значительных арабских заимствованных слов. [52] и его тезис остается недоказанным. [52] Точно так же идентификация Зуттов или Джатов, которые были северо-западными индоарийцами , [52] с нынешним народом дом (также называемым навар ) также является ложным, поскольку дом являются носителями центрально-индоарийского языка домари , [59] и вместо этого мигрировал из центральной Индии . Однако термин Зотт сохранился в арабских странах, хотя и в уничижительном смысле, для их описания из-за их индийского происхождения. [47] Считается, что зутты позже стали теми, кого сейчас называют болотными арабами Ирака. [17] [60] Однако генетические исследования показывают, что у болотных арабов есть мтДНК и Y -хромосомы преимущественно ближневосточного происхождения, и, несмотря на культурное влияние Индийского субконтинента, генетический вклад является незначительным. [61]

  1. ^ Арабский : الزط , латинизированный : al-Zuṭṭ , Классический сирийский : латинизированный ����������������, : ZWṬYʾ [1]
  1. ^ Карлсон, Томас А.; Муттер, Джессика; Кэди, Маккензи, « Зутт » в книге Томаса А. Карлсона, изд. Исторический указатель средневекового Ближнего Востока, последнее изменение: 16 сентября 2021 г.
  2. ^ Маклин 1984 , с. 45; Низами 1994 , с. 57; `Атамина 1998 , с. 355; Винк 2002 , с. 156; Энтони 2011 , с. 178; Эхсан Яршатер 2015 , с. 7; Малик 2020 , с. 42; Босворт 2012
  3. ^ Wink 2002 , с. 160.
  4. ^ Перейти обратно: а б Низами 1994 , с. 57.
  5. ^ Wink 2002 , 142: Во время (и до) арабского завоевания Макран или Кий-Макран содержал значительную популяцию дромадеров Зутт или Джат. Эти зутты, по-видимому, двинулись на восток, в Синд, в последующие два или три столетия.
  6. ^ Перейти обратно: а б Закери 1995 , стр. 120–121.
  7. ^ Wink 2002 , стр. 145–146: «Арабская литература часто объединяет слова «Синд» и « Хинд » в один термин, но также ссылается на «Синд и Хинд», чтобы различать эти два понятия. смутно определен территориально, довольно хорошо перекликается с тем, что в настоящее время является Пакистаном. Он определенно простирался за пределы нынешней провинции Синд и Макрана, был включен весь Белуджистан , часть Пенджаба и Северо -Западная пограничная провинция . название и название реки, которая на санскрите называлась Синдху (что буквально означает «река» или «ручей»), то есть « Инд » у греков и римлян, Михран у арабов «Земля Синда» обозначала аллювиальные воды. равнины, созданные рекой с обеих сторон в ее среднем и нижнем течении, от Аттока до побережья, с различными частями скалистых возвышенностей (Кухистан), примыкающих к Белуджистану, и песчаных холмов Тара » .
  8. ^ Вестфаль-Хеллбуш и Вестфаль 1964 , с. 75.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д Низами 1994 , с. 55.
  10. ^ Атамина 1998 , с. 355.
  11. ^ Wink 2002 , с. 48, 157.
  12. ^ Перейти обратно: а б Закери 1995 , с. 121–122.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Закери 1995 , с. 122.
  14. ^ Wink 2002 , с. 156–157.
  15. ^ Энтони 2011 , с. 178.
  16. ^ Атамина 1998 , с. 351.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д Винк 2002 , с. 157.
  18. ^ Закери 1995 , с. 191.
  19. ^ Перейти обратно: а б с Энтони 2011 , с. 121.
  20. ^ Закери 1995 , с. 127.
  21. ^ Перейти обратно: а б Закери 1995 , с. 159.
  22. ^ Закери 1995 , с. 128.
  23. ^ Закери 1995 , с. 193–194.
  24. ^ Перейти обратно: а б `Атамина 1998 , с. 357.
  25. ^ Перейти обратно: а б Закери 1995 , с. 190.
  26. ^ Атамина 1998 , с. 356.
  27. ^ Перейти обратно: а б Винк 2002 , с. 156.
  28. ^ Ашер и Талбот 2006 , с. 270.
  29. ^ Wink 2002 , с. 161.
  30. ^ Wink 2002 , с. 162.
  31. ^ Wink 2002 , с. 164.
  32. ^ Закери 1995 , с. 123, 196.
  33. ^ Перейти обратно: а б Закери 1995 , с. 196.
  34. ^ Wink 2002 , с. 158.
  35. ^ Перейти обратно: а б `Атамина 1998 , с. 373.
  36. ^ Перейти обратно: а б с Закери 1995 , с. 195.
  37. ^ Перейти обратно: а б Винк 2002 , с. 142.
  38. ^ Wink 2002 , с. 160, 172.
  39. ^ Перейти обратно: а б Хауг и Джадд 2023 , с. 222.
  40. ^ «Энциклопедия ислама, том VIII (Нед-Сэм): [Fasc. 131-146a]» , Энциклопедия ислама, том VIII (Нед-Сэм) , Брилл, 28 мая 1998 г., стр. 138, ISBN  978-90-04-09834-3 , получено 7 декабря 2023 г.
  41. ^ Перейти обратно: а б с Коданьер 2016 , с. 197.
  42. ^ Бьянкис 1998 , с. 97.
  43. ^ Малик 2020 , с. 44.
  44. ^ Wink 2002 , с. 161: Некоторые свободные джаты прославились в исламском мире, как, например, Абу Ханифа (699-767?).
  45. Малик 2020 , стр.44: ... Абу Ханифа (699–767), основатель ханафитской юридической школы, принадлежавший к роду джатов, скорее всего, потомок тех первых заключенных, отправленных в Ирак..
  46. ^ SchachtШахт Льюис Пеллат , ред. (28 мая 1998 г.). Энциклопедия ислама, том II (CG): [Fasc. 23-40, 40а] . Брилл. п. 489. ИСБН  978-90-04-07026-4 . Имам аль-Аузаи был синдхом по происхождению, и его предки могли принадлежать к тем джатам, которые попали в руки Мухаммеда б. аль-Касима и были отправлены в качестве военнопленных в Ирак.
  47. ^ Перейти обратно: а б с Босворт 1976 , с. 170.
  48. ^ Хауг и Джадд, 2023 , с. 225.
  49. ^ Хауг и Джадд, 2023 , с. 225–226.
  50. ^ Перейти обратно: а б Босворт 1976 , с. 34.
  51. ^ Эхсан Яршатер 2015 , с. 7–10.
  52. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Босворт 2012 .
  53. ^ Кеннеди 2006 , с. 98.
  54. ^ Перейти обратно: а б Анушахр 2008 , с. 77.
  55. ^ Маклин 1984 , с. 134.
  56. ^ Дафтари 2011 , с. 29.
  57. ^ Перейти обратно: а б «Затмение халифата Аббасидов; оригинальные хроники четвертого исламского века: Амедроз, Генри Фредерик, 1854-1917» (PDF) . Архив.орг .
  58. ^ Перейти обратно: а б Винк 2002 .
  59. ^ Матрас, Ярон (1996). « Домари » (PDF) . В Брауне, Кейт (ред.). Энциклопедия языка и лингвистики . Оксфорд: Эльзевир .
  60. ^ Вестфаль-Хеллбуш и Вестфаль 1964 , с. 10.
  61. ^ Аль-Захери, Надя; и др. (2011). «В поисках генетических следов шумеров: исследование вариаций Y-хромосомы и мтДНК у болотных арабов Ирака» . BMC Экология и эволюция . 11 . 288. дои : 10.1186/1471-2148-11-288 . ПМК   3215667 . ПМИД   21970613 .

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f3722464b018cd4e889e6e5759991fb5__1721732040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f3/b5/f3722464b018cd4e889e6e5759991fb5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zuṭṭ - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)