Зутт
Зут [а] это арабизированная форма Джата . [2] Первоначально жители долины нижнего Инда , джаты присутствовали в Месопотамии с 5-го века нашей эры со времен Сасанидской империи , хотя их основная миграция произошла после создания халифата Омейядов . Они были одной из видных этнических групп в нижнем Ираке во время Золотого века ислама , поставляя наемных солдат в мусульманские государства. Их упоминания исчезают из арабских хроник после XI века.
История
[ редактировать ]Исконная родина
[ редактировать ]Во время завоевания Синда Омейядами в начале 8 века Зутты (джаты) заселили Макран и Туран (включая Кикан , современный Калат ) вплоть до восточного берега реки Инд города Мансура и Мултан . , где располагались [3] По словам Ибн Хордадбеха , джаты охраняли весь торговый путь в регионе, который был известен как билад аз-Зат (земля джатов). [4] Во время (или до) мусульманского завоевания в Макране проживало значительное количество зуттов, которые также двинулись на восток, в Синд, и в последующие столетия. [5] Годже говорит, что зутты были народом, происходящим из Синда, и утверждает, что они были распространены по всей империи Сасанидов . Аль-Хорезми также поясняет их происхождение, приписывая их корни Синду и отмечая арабизацию их первоначального имени Джит в Зутт, а также подчеркивает, что Зутты использовались для защиты бадхрака (дорог). [6] Однако в арабской литературе Синд относился к более крупному региону, чем нынешние провинции Синд и Макран, а «земля Синда» обозначала долину Инда или территорию, через которую протекает река Инд. [7]

В ранней исламской Аравии
[ редактировать ]Коммерческая деятельность Зуттов привела к их поселениям в Аравии . Очевидно, они присутствовали в Аравии до прихода ислама, в основном вокруг Персидского залива , и, как известно, взаимодействовали с Мухаммедом . [9] Сообщается, что Мухаммед сравнил Мусу (Моисея) с ними по телосложению и сказал, что у него смуглая кожа, прямые волосы и высокий рост, напоминающий Зутта. [9] В другой раз, когда Аиша заболела, ее племянник послал за врачом Зутта, чтобы тот вылечил ее. [9] По словам ат-Табари , некоторые зутты участвовали в войнах Ридда против мусульман. [10]
В империи Сасанидов
[ редактировать ]Говорят, что сасанидский император Бахрам V (431–438) принял политику переселения племен в прибрежные регионы. Из-за этого некоторые зутты мигрировали, часто с большими стадами водяных буйволов, в болотистые местности южного Ирака, где они начали крупномасштабное выращивание риса. [11] Возможно, они пришли туда в поисках пастбищ, и об их присутствии свидетельствует канал под названием Нахр аз-Зутт в Ираке. [12] а также район под названием Зутт в Хузистане или Бахрейне . [13] Они также населяли город Хаумат аз-Зутт в Хузистане.
Последний император Сасанидов, Йездигерд III , призвал Зутта из Синда, чтобы тот помог ему в войне против арабов. [6] Они сражались в качестве наемных кавалеристов на стороне Сасанидской империи , а затем перешли на сторону мусульман. [14] [15] Когда мусульмане осадили город Ахваз в Иране в 640 году, Зутт оказал сильное сопротивление при защите города вместе с персом Асвараном . [12] Позже, как и асвараны, которые были известны как Асавира в период халифата , они поселились в Басре как союзники Бану Тамим . [13]
В халифатах Рашидун и Омейядов
[ редактировать ]Зутт сформировал многочисленное население гарнизонного города Басра , где они стали союзниками арабского племени Бану Ханзала в межплеменной войне. [16] [17] Сокровищницу Басры охраняли 40 или 400 солдат Зутта во время правления Али под командованием их вождя Абу Саламы аз-Зутти. [18] [9] [19] которые были, по версии, рассказанной Абу Михнафом , убиты при защите Бейт-эль-Маля , когда повстанцы под предводительством Тальхи и Зубайра заняли город. [19] Полки Зутта сражались вместе с Али в битве при Верблюде в 656 году под командованием своего командующего Али бин Данура. [20]
В 670 году большое количество зуттов вместе с асварцами были переселены в прибрежные города Сирии, такие как Антиохия , Бейрут и Триполи , заменив прежнее греческое население, и после них стал известен квартал в Антиохии. [17] [21] Это была попытка халифа Омейядов Муавии I предотвратить любое возможное военно-морское вторжение Византийской империи . [22] В этот период роль Зутта и связанных с ним группировок заключалась в охране губернаторов разных провинций, а также в подавлении восстаний. [23] [24] Они также действовали как специальные войска для охраны провинциальных казначейств. [19] [24] Зутт пробыл в Месопотамии достаточно долго, чтобы их считали отличными от синдхов или индейцев. [17] В Ираке и других местах у них были отдельные подразделения под руководством собственных лидеров, что давало им статус отдельного подплемени в мусульманском обществе. [25] [26]

Вторая миграция
[ редактировать ]После завоевания Синда в 712 году произошел второй приток Зутта из Макрана в Ирак. [27] Будучи кочевой скотоводческой общиной, они изначально не исповедовали индуизм, а вместо этого следовали своей племенной религии. [28] Зутты едва были интегрированы в индуистское общество Синда. [29] и поскольку они всегда были склонны к восстаниям, династия Брахманов наложила на них дискриминационные меры, которые поддерживались арабами, а в некоторых случаях даже усиливались после долгой серии восстаний. [30] Четыре тысячи зуттов попали в плен к мусульманам во время первых мусульманских вторжений в Макран, а позже они участвовали в качестве вспомогательных сил в завоевании Синда. [13] Двумя главными племенными группировками в Синде во время арабского завоевания были зутты и меды . [27] Однако, в отличие от Джатов, Меды были мореплавателями. Некоторые из них занимались пиратством в Индийском океане, как Баваридж . Инцидент, в котором они захватили два корабля с сокровищами, шедших с Цейлона в Басру, стал поводом для войны для вторжения Омейядов в Синд. [31]
Помимо Зутта, в Месопотамии навсегда поселились несколько других групп из долины Инда, в том числе саябиджа и андагар , которые иногда считались частью джатов, а иногда описывались отдельно. [32] Мусульманские источники описывают этих солдат как первоначальных жителей Синда. [33] Важной подгруппой Зутта были Кайкания , населявшие регион Кайкан (также известный как Кикан, современный Калат). [34] [35] Многие из них были взяты в плен между 659 и 664 годами Абдаллахом бин Савваром аль-Абди в Ирак, который был назначен губернатором регионов, окружающих Синд. [36] Он сам был убит в одной из войн против Цикани Зутта в 667 году, и Кикан был ими вновь завоеван. [36] Всегда вооруженные стрелами, будь то кавалерия или пехота, эти отряды Зутт Кайкания были лучшими лучниками халифата и действовали в качестве вспомогательной группы для шурты . [36] [35] Кигания, а также Бухария , иранский отряд солдат, были отправлены для подавления восстания Зайда ибн Али в 740 году халифатом Омейядов. [33] Другой группой, связанной с Зуттом, была группа Куфов , или «горцев», темнокожих солдат из Кермана. [13] Они были завербованы Сасанидами в качестве вспомогательных войск. [13] а позже активно поддерживал арабов против Сасанидов. [37] Однако они поженились среди персов и ассимилировались с персидской культурой. [13]
Джаты (само их название является синонимом дромадеров или погонщиков верблюдов) [37] Сообщается, что в Макране выращивали верблюдов высокого качества, которые пользовались спросом вплоть до Хорасана, и высоких лошадей Кикани , которые были подарены Муавии I. [38] В Басре производили особую разновидность ткани, называемую зутти или зуттия . [39] В первой половине 8-го века многие из них были расселены со стадами буйволов в регионах Массиса и Аманус (современная Турция) для борьбы с большим количеством обитавших там львов. [21]
В Аббасидском халифате
[ редактировать ]Положение Зутта как солдат-наемников оставалось стабильным в течение некоторого времени после революции Аббасидов и создания Аббасидского халифата . Они все еще входили в состав вооруженных сил Басры во время правления Аббасида Сулеймана бин Али. [25] Во время гражданской войны Аббасидов (809–813 гг.) ас-Сари ибн аль-Хакам аз-Зутти получил контроль над нижним Египтом, включая столицу Фустат в 813 году, и правил им до своей смерти в 820 году. Он был зуттским солдатом. Абна ад-Даула , элитные хорасанские войска халифата Аббасидов. [40] Два его сына, Абу Наср ( годы правления 820–822 ) и Убайдаллах ( годы правления 822–826 ), сменили его на посту эмиров Египта . В этот период Египет был независим от Аббасидов. [41] Правление Убайдаллы подошло к концу в 826 году, когда аль-Мамун стремился добиться контроля над страной, отправив в нее тахиридского генерала Абдаллуха ибн Тахира . Убайдулла решил сражаться против него, но его силы потерпели поражение, и он был вынужден бежать в изгнание в Самарру умер в 865 году . , где и автономная династия, правившая Египтом, предвещавшая более успешных Тулунидов и Ихшидидов . [42] По словам Хуана Сигнеса Кодоньера, Зутт, возможно, также участвовал в восстании Фомы Славянина против Византийской империи в 821–823 годах. [41]

Джатс произвел на свет ряд известных людей во время Золотого века ислама . [43] Одним из них был знаменитый богослов Абу Ханифа , основатель ханафитской школы мысли. Его дедушка по имени Зутта был взят в плен мусульманскими армиями в конце VII века, чтобы низвергнуть Ирак. [44] [45] Среди других учёных Зутта — Ибн Улайя , который был родом из Кайкана, и аль-Аузаи . [46] Поскольку они были первыми жителями долины Инда, которые взаимодействовали с мусульманами, «Зутт» стал общим термином для людей из Синда и Мултана, живших в Сирии. [47] в который входили такие ученые и правители, как Ибн аль-Араби , Ибн Шахак и Абу аль-Хасиб . В этот период Зутт все чаще общался с другими иностранцами неарабского происхождения в Басре, космополитическом порту того времени. Они, наряду с саябиджей и занджем как один из черных народов (араб. ас-свадан ). , были обозначены арабами [48] Сообщается, что дедушка аль-Джахиза , известного писателя 9-го века, был черным погонщиком верблюдов. [49] Однако термин «черный» , очевидно, применялся также к берберам и индейцам. [39]
Зуттское восстание
[ редактировать ]Когда в середине IX века центральная власть халифата распалась, Зутта стали считать преступниками и разбойниками, а не союзниками. Зутт, Асавира и другие войска были фактически демилитаризованы в начале века. Некоторые из Зутта позже превратились в Бану Сасан , которые были членами того, что К. Э. Босворт называет «исламским преступным миром». [47] Кикания, имевшие репутацию мореплавателей, обратились к пиратству на побережье Белуджистана и Макрана. [50] Продолжающееся политическое подавление, а также относительная слабость контроля Аббасидов после разрушительной гражданской войны побудили зуттов, живущих в Нижнем Ираке, поднять восстание в 820 году под руководством Мухаммеда ибн Усмана . Первые попытки Аббасидов победить Зутта оказались безуспешными, и они продолжали взимать налоги с караванов и совершать набеги на соседние районы Басры. После поражения Ахмада бин Саада аль-Бахили Аббасиды послали в 834 году большие силы численностью более 10 000 человек под командованием своего генерала Уджайфа ибн Анбасы в Васит , который был оплотом Зутта. Силы Аббасидов заблокировали водные пути к иракским болотам и тем самым перерезали линии связи Зутта. Война продолжалась девять месяцев и включала в себя десантные операции, пока лидеры Зутта не согласились сдаться. В конечном итоге они были депортированы в деревню на византийской границе с Киликией в 835 году. [51] [52] В 855 году византийская армия совершила неожиданный набег на город Аназарбус (Айн-Зарба) и увела многих из них в Константинополь . [53] [41]
Восстание Зуттов длилось 14 лет, прежде чем наконец было подавлено. Ат-Табари , историк 9-го века, процитировал длинное стихотворение зуттского поэта, когда их депортировали в Киликию. в нем поэт насмехался над жителями Багдада , где базировался халиф, за их трусость, поскольку они не смогли победить Зутта и были вынуждены использовать против них тюркских солдат-рабов. [54] Поэт не уважал этих турок на военных должностях и вместо этого прославлял суровость зуттов. [54]
Более поздний период
[ редактировать ]Зутт также участвовал в более поздних восстаниях Занджа и Карматов против халифата, при этом Абу Хатим аз-Зутти был одним из главных карматских проповедников. [55] Начав активную деятельность в 907 году, Абу Хатим запретил своим последователям убивать животных, и поэтому они стали известны как Баклия , или «Продавцы зелени». Они были основной группой карматов в Нижнем Ираке и организовали многочисленные восстания против Аббасидов. [56] Некий Абу аль-Фарадж Мухаммад аз-Зутти был буидским министром в Багдаде в 990 году. [57] : 189 Зутт, вместе с турками и Дайламисом, входил в состав армии буидского принца Абу Насра Шаха-Фируза, правителя Фасы, когда он вел войну против Баха ад-Давлы за контроль над провинцией Фарс в 1000 году нашей эры. [52] описал их как самых многочисленных и храбрых воинов Фарса Аббасидский визирь ар-Рудхравари . [57] : 374 О них мало что известно, хотя они, похоже, приобрели определенную известность наряду с курдскими и бедуинскими племенами. [50]
Сам халифат Аббасидов распался после анархии в Самарре , а регионы Макран, Синд и Мултан стали независимыми под властью Маданидов , Хаббаридов и Мунаббихидов соответственно. В результате этих событий движение джатов в Ирак прекратилось. [58] В тот же период джаты покинули Макран и двинулись вверх, на плодородные, но малонаселенные равнины Пенджаба , на которых с 16 века они находились во власти. [58]
Потомки
[ редактировать ]Впоследствии джаты утратили свою особую идентичность в Месопотамии, которую они имели раньше. Голландский востоковед XIX века Де Гойе попытался связать Зутта с цыганами . европейскими [52] Однако нет никаких доказательств какой-либо прямой связи между этими двумя группами, поскольку цыганский язык не содержит каких-либо значительных арабских заимствованных слов. [52] и его тезис остается недоказанным. [52] Точно так же идентификация Зуттов или Джатов, которые были северо-западными индоарийцами , [52] с нынешним народом дом (также называемым навар ) также является ложным, поскольку дом являются носителями центрально-индоарийского языка домари , [59] и вместо этого мигрировал из центральной Индии . Однако термин Зотт сохранился в арабских странах, хотя и в уничижительном смысле, для их описания из-за их индийского происхождения. [47] Считается, что зутты позже стали теми, кого сейчас называют болотными арабами Ирака. [17] [60] Однако генетические исследования показывают, что у болотных арабов есть мтДНК и Y -хромосомы преимущественно ближневосточного происхождения, и, несмотря на культурное влияние Индийского субконтинента, генетический вклад является незначительным. [61]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Арабский : الزط , латинизированный : al-Zuṭṭ , Классический сирийский : латинизированный ����������������, : ZWṬYʾ [1]
- ^ Карлсон, Томас А.; Муттер, Джессика; Кэди, Маккензи, « Зутт » в книге Томаса А. Карлсона, изд. Исторический указатель средневекового Ближнего Востока, последнее изменение: 16 сентября 2021 г.
- ^ Маклин 1984 , с. 45; Низами 1994 , с. 57; `Атамина 1998 , с. 355; Винк 2002 , с. 156; Энтони 2011 , с. 178; Эхсан Яршатер 2015 , с. 7; Малик 2020 , с. 42; Босворт 2012
- ^ Wink 2002 , с. 160.
- ^ Перейти обратно: а б Низами 1994 , с. 57.
- ^ Wink 2002 , 142: Во время (и до) арабского завоевания Макран или Кий-Макран содержал значительную популяцию дромадеров Зутт или Джат. Эти зутты, по-видимому, двинулись на восток, в Синд, в последующие два или три столетия.
- ^ Перейти обратно: а б Закери 1995 , стр. 120–121.
- ^ Wink 2002 , стр. 145–146: «Арабская литература часто объединяет слова «Синд» и « Хинд » в один термин, но также ссылается на «Синд и Хинд», чтобы различать эти два понятия. смутно определен территориально, довольно хорошо перекликается с тем, что в настоящее время является Пакистаном. Он определенно простирался за пределы нынешней провинции Синд и Макрана, был включен весь Белуджистан , часть Пенджаба и Северо -Западная пограничная провинция . название и название реки, которая на санскрите называлась Синдху (что буквально означает «река» или «ручей»), то есть « Инд » у греков и римлян, Михран у арабов «Земля Синда» обозначала аллювиальные воды. равнины, созданные рекой с обеих сторон в ее среднем и нижнем течении, от Аттока до побережья, с различными частями скалистых возвышенностей (Кухистан), примыкающих к Белуджистану, и песчаных холмов Тара » .
- ^ Вестфаль-Хеллбуш и Вестфаль 1964 , с. 75.
- ^ Перейти обратно: а б с д Низами 1994 , с. 55.
- ^ Атамина 1998 , с. 355.
- ^ Wink 2002 , с. 48, 157.
- ^ Перейти обратно: а б Закери 1995 , с. 121–122.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Закери 1995 , с. 122.
- ^ Wink 2002 , с. 156–157.
- ^ Энтони 2011 , с. 178.
- ^ Атамина 1998 , с. 351.
- ^ Перейти обратно: а б с д Винк 2002 , с. 157.
- ^ Закери 1995 , с. 191.
- ^ Перейти обратно: а б с Энтони 2011 , с. 121.
- ^ Закери 1995 , с. 127.
- ^ Перейти обратно: а б Закери 1995 , с. 159.
- ^ Закери 1995 , с. 128.
- ^ Закери 1995 , с. 193–194.
- ^ Перейти обратно: а б `Атамина 1998 , с. 357.
- ^ Перейти обратно: а б Закери 1995 , с. 190.
- ^ Атамина 1998 , с. 356.
- ^ Перейти обратно: а б Винк 2002 , с. 156.
- ^ Ашер и Талбот 2006 , с. 270.
- ^ Wink 2002 , с. 161.
- ^ Wink 2002 , с. 162.
- ^ Wink 2002 , с. 164.
- ^ Закери 1995 , с. 123, 196.
- ^ Перейти обратно: а б Закери 1995 , с. 196.
- ^ Wink 2002 , с. 158.
- ^ Перейти обратно: а б `Атамина 1998 , с. 373.
- ^ Перейти обратно: а б с Закери 1995 , с. 195.
- ^ Перейти обратно: а б Винк 2002 , с. 142.
- ^ Wink 2002 , с. 160, 172.
- ^ Перейти обратно: а б Хауг и Джадд 2023 , с. 222.
- ^ «Энциклопедия ислама, том VIII (Нед-Сэм): [Fasc. 131-146a]» , Энциклопедия ислама, том VIII (Нед-Сэм) , Брилл, 28 мая 1998 г., стр. 138, ISBN 978-90-04-09834-3 , получено 7 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Коданьер 2016 , с. 197.
- ^ Бьянкис 1998 , с. 97.
- ^ Малик 2020 , с. 44.
- ^ Wink 2002 , с. 161: Некоторые свободные джаты прославились в исламском мире, как, например, Абу Ханифа (699-767?).
- ↑ Малик 2020 , стр.44: ... Абу Ханифа (699–767), основатель ханафитской юридической школы, принадлежавший к роду джатов, скорее всего, потомок тех первых заключенных, отправленных в Ирак..
- ^ SchachtШахт Льюис Пеллат , ред. (28 мая 1998 г.). Энциклопедия ислама, том II (CG): [Fasc. 23-40, 40а] . Брилл. п. 489. ИСБН 978-90-04-07026-4 .
Имам аль-Аузаи был синдхом по происхождению, и его предки могли принадлежать к тем джатам, которые попали в руки Мухаммеда б. аль-Касима и были отправлены в качестве военнопленных в Ирак.
- ^ Перейти обратно: а б с Босворт 1976 , с. 170.
- ^ Хауг и Джадд, 2023 , с. 225.
- ^ Хауг и Джадд, 2023 , с. 225–226.
- ^ Перейти обратно: а б Босворт 1976 , с. 34.
- ^ Эхсан Яршатер 2015 , с. 7–10.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Босворт 2012 .
- ^ Кеннеди 2006 , с. 98.
- ^ Перейти обратно: а б Анушахр 2008 , с. 77.
- ^ Маклин 1984 , с. 134.
- ^ Дафтари 2011 , с. 29.
- ^ Перейти обратно: а б «Затмение халифата Аббасидов; оригинальные хроники четвертого исламского века: Амедроз, Генри Фредерик, 1854-1917» (PDF) . Архив.орг .
- ^ Перейти обратно: а б Винк 2002 .
- ^ Матрас, Ярон (1996). « Домари » (PDF) . В Брауне, Кейт (ред.). Энциклопедия языка и лингвистики . Оксфорд: Эльзевир .
- ^ Вестфаль-Хеллбуш и Вестфаль 1964 , с. 10.
- ^ Аль-Захери, Надя; и др. (2011). «В поисках генетических следов шумеров: исследование вариаций Y-хромосомы и мтДНК у болотных арабов Ирака» . BMC Экология и эволюция . 11 . 288. дои : 10.1186/1471-2148-11-288 . ПМК 3215667 . ПМИД 21970613 .
Библиография
[ редактировать ]- Закери, Мохсен (1995). Сасанидские солдаты в раннем мусульманском обществе: истоки айярана и футуввы . Отто Харрасовиц Верлаг. ISBN 978-3-447-03652-8 .
- Подмигните, Андре (2002). Аль-Хинд, Создание индо-исламского мира: раннесредневековая Индия и распространение ислама, 7-11 века . БРИЛЛ. ISBN 978-0-391-04173-8 .
- Низами, Халик Ахмад (1994). «Ранние арабские контакты с Южной Азией» . Журнал исламских исследований . 5 (1): 52–69. ISSN 0955-2340 . JSTOR 26196673 .
- Босворт, CE (2012), «Аз-Зут» , Энциклопедия ислама, второе издание , Brill, doi : 10.1163/1573-3912_islam_sim_8217
- Малик, Джамал (2020). Ислам в Южной Азии: переработанное, дополненное и обновленное второе издание . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-42271-1 .
- Энтони, Шон (2011). Халиф и еретик: Ибн Саба и истоки шиизма . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-21606-8 .
- Атамина, Халил (1998). «Неарабские полки и частные ополчения в период Омейядов» . Арабика . 45 (3): 347–378. ISSN 0570-5398 .
- Босворт, Клиффорд Эдмунд (1976). Средневековый исламский преступный мир: Бану Сасан в арабском обществе и литературе. Бану Сасан в арабской жизни и преданиях . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-04392-3 .
- Хауг, Роберт; Джадд, Стивен, ред. (06 февраля 2023 г.). Ислам на полях: исследования памяти Майкла Боннера . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-52783-6 .
- Кодоньер, Хуан Сигнес (2016). Император Феофил и Восток, 829–842: Двор и граница в Византии во время последней фазы иконоборчества . Рутледж. ISBN 978-1-317-03427-8 .
- Эхсан Яршатер, изд. (2015). История ат-Табари Том. 33: Буря и напряжение на северных границах халифата Аббасидов: Халифат аль-Мутасима, 833–842 гг. Н. Э./218–227 гг . Хиджры . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-9721-0 .
- Анушахр, Али (2008). Султаны Гази и границы ислама: сравнительное исследование периодов позднего средневековья и раннего Нового времени . Рутледж. ISBN 978-1-134-04134-3 .
- Кеннеди, Хью Н. (2006). Византийский и раннеисламский Ближний Восток . Ashgate Publishing, Ltd. ISBN 978-0-7546-5909-9 .
- Бьянки, Тьерри (1998). «Автономный Египет от Ибн Тулуна до Кафура, 868–969» . В Петри, Карл Ф. (ред.). Кембриджская история Египта, Том первый: Исламский Египет, 640–1517 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 86–119. ISBN 978-0-521-47137-4 .
- Вестфаль-Хельбуш, Сигрид; Вестфаль, Хайнц (1964). Джат Пакистана . Дункер и Хамблот, Берлин. OCLC 581010797 .
- Маклин, Деррил Н. (1984). Религия и общество в арабском Синде . Университет Макгилла. ISBN 978-0-315-20821-6 .
- Дафтари, Фархад (2011). Исторический словарь исмаилитов . Пугало Пресс. п. 29. ISBN 978-0-8108-7970-6 .
- Ашер, Кэтрин Элла Бланшард; Талбот, Синтия (2006). Индия раньше Европы . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-80904-7 .