Национальное безразличие
Национальное безразличие – это состояние отсутствия сильной и последовательной национальной идентичности . Эта концепция была разработана учеными чешских земель , где многие жители исторически сопротивлялись классификации как чехов или немцев , около 2000 года. [1] Это было изложено Тарой Захрой в ее статье 2010 года, опубликованной в журнале «Slavic Review» «Воображаемые несообщества: национальное безразличие как категория анализа». [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] В 2016 году в Праге прошла научная конференция по обсуждению этой концепции. [1]
Концепция Захры
[ редактировать ]Захра отмечает, что хотя большинство ученых признают, что национальности — это воображаемые сообщества , они продолжают использовать национальные категории, такие как « чехи », « немцы » и т. д., некритически. По мнению Захры, национальное безразличие — это «новый ярлык для явлений, которые уже давно привлекают внимание историков и политических активистов». [9] - особенно негативное внимание со стороны националистов, жалующихся на предполагаемую нелояльность. [9] [10] Захра стремится, чтобы концепция национального безразличия предоставила средство изучения истории без предположения национальной идентичности исторических субъектов. Это также помогает изучить сопротивление донационалистических идентичностей националистическому активизму, обычно в тех случаях, когда одно или несколько националистических движений пытаются мобилизовать население. Она выделяет три типа национального безразличия: [1]
- Национальный агностицизм: «полное отсутствие национальной лояльности, поскольку многие люди сильнее идентифицируются с религиозными, классовыми, местными, региональными, профессиональными или семейными сообществами»;
- Национальная двойственность, характеризующаяся оппортунизмом и переходом на другую сторону;
- Двуязычие и открытость к межнациональным бракам .
Она признает, что национальное безразличие трудно изучать из-за таких факторов, как национализация истории , архивы, посвященные национальной истории, политическая апатия среди национально безразличных людей и переписи населения, которые не признают национальное безразличие или двуязычие. [9]
Приложения
[ редактировать ]Помимо Богемии, концепция национального безразличия применялась к другим территориям Габсбургов , помимо немецко-французских и немецко-польских приграничных территорий. Совсем недавно его стали применять к частям Российской империи, таким как Прибалтика и Бессарабия. [1]
Было приведено множество примеров национального безразличия:
- середины девятнадцатого века В Далмации местные жители часто идентифицировались как как итальянцы, так и славяне. [9]
- начала двадцатого века В Верхней Силезии многие люди отвергали как немецкий национализм , так и польский национализм , вместо этого сосредоточившись на католической идентичности. Самые влиятельные политические партии не имели националистической программы. Всемирный суд Лиги Наций официально признал национальное безразличие в Силезии, установив, что грань между поляками и немцами неясна и неопределенна. [9]
- Число говорящих по-немецки на чешских землях сократилось на 400 000 в период с 1909 по 1921 год, что повлекло за собой значительный переход на другую сторону. [9]
- В 1930 году Государственное статистическое управление Чехословакии предложило разрешить чехословацким гражданам регистрироваться в переписи населения как «без гражданства», так же как можно было зарегистрироваться как «без религии». Чиновники утверждали, что «не все люди обладают национальными чувствами или сознанием или желанием принадлежать к определенному национальному сообществу». Эта точка зрения была отвергнута чешскими националистами и так и не была реализована. [9]
- Нацистские чиновники утверждали, что немецкость определяется расой, но на практике они использовали национальное безразличие, чтобы записать в Народный список больше людей, ранее не идентифицированных как немцы ; по словам Дорис Берген , некоторые люди прибегали к проявлениям антисемитских оскорблений и насилия, чтобы усилить свое восприятие немецкой принадлежности. [9]
- В Протекторате Богемии и Моравии национальная поляризация между чехами и немцами возникла в результате нацистской оккупации и попыток классифицировать «безнадежно смешанный народ». [11]
- В польской переписи 1931 года 707 000 респондентов указали себя как Тутейши , что означает «местный», «отсюда». [12]
Ответы
[ редактировать ]Критики этой концепции утверждают, что «безразличие» часто связано с пассивностью, что может быть не так. Альтернативные термины были предложены другими учеными, такими как Карстен Брюггеманн или Катя Везель, включая « анационализм », «национальную двусмысленность» и «гибридность». [1] По мнению Пера Болина и Кристины Дуглас, эта концепция может быть полезна при обсуждении демотических национальных движений, но вряд ли будет применима к элитному национализму (например, балтийским немцам ). [13]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Миллер, Алексей (2019). « Национальное безразличие» как политическая стратегия?». Критика: Исследования по истории России и Евразии . 20 (1): 63–72. дои : 10.1353/kri.2019.0003 .
- ^ Гиндерахтер, Маартен ван; Фокс, Джон, ред. (2018). Национальное безразличие и история национализма в современной Европе: Национальное безразличие и история национализма в современной Европе . Рутледж. ISBN 978-1-351-38276-2 .
- ^ «Призрачный субъект «национального безразличия» » . www.slavicreview.illinois.edu .
- ^ Бьорк, Джеймс (2008). Ни немец, ни поляк: католицизм и национальное безразличие на центральноевропейском приграничье . Издательство Мичиганского университета. ISBN 978-0-472-11646-1 .
- ^ Ван Гиндерахтер, Маартен (2018). «Как оценить банальный национализм и национальное безразличие в прошлом: пролетарские твиты в «прекрасную эпоху» Бельгии». Нации и национализм . 24 (3): 579–593. дои : 10.1111/нана.12420 .
- ^ Коул, Лоуренс (2012). «Дифференциация или безразличие? Изменение взглядов на национальную идентичность в австрийской половине Габсбургской монархии». Государственность снизу: Европа в долгом девятнадцатом веке . Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания. стр. 96–119. ISBN 978-0-230-35535-4 .
- ^ Стергар, Рок (2012). «Национальное безразличие в период расцвета националистической мобилизации? Люблянские военные ветераны и язык командования». Ежегодник истории Австрии . 43 : 45–58. дои : 10.1017/S0067237811000580 .
- ^ Лихтенштейн, Татьяна (2012). «Расизация еврейства: сионистский ответ на национальное безразличие в межвоенной Чехословакии». Ежегодник истории Австрии . 43 : 75–97. дои : 10.1017/S0067237811000609 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Захра, Тара (2010). «Воображаемые несообщества: национальное безразличие как категория анализа» . Славянское обозрение . 69 (1): 93–119. дои : 10.1017/S0037677900016715 . ISSN 0037-6779 .
- ^ Фист, Дэвид (2017). «Пространства «национального индифферентности» в биографических исследованиях граждан прибалтийских республик 1918–1940 гг.». Журнал балтийских исследований . 48 (1): 55–66. дои : 10.1080/01629778.2016.1269438 .
- ^ Брайант, Чад Карл (2007). Прага в черном: нацистское правление и чешский национализм . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-02451-9 .
- ^ Фаукс, Бен (7 марта 2002 г.). Этничность и этнические конфликты в посткоммунистическом мире . Пэлгрейв Макмиллан. п. 73. ИСБН 978-0-333-79256-8 .
- ^ Болин, Пер; Дуглас, Кристина (2017). « Национальное безразличие» на территориях Балтии? Критическая оценка». Журнал балтийских исследований . 48 (1): 13–22. дои : 10.1080/01629778.2016.1269432 .