Хуан дель Энсина
Хуан дель Энсина | |
---|---|
Рожденный | 12 июля 1468 г. возможно , Фермозель , Энсина-де-Сан-Сильвестр или Ла-Энсина , Кастилия |
Умер | 1529 г. (60–61 год) Толедо , Испания |
Занятие | Драматург, поэт, музыкант |
Национальность | кастильский , испанский |
Альма-матер | Университет Саламанки |
Предмет | Религия |
Литературное движение | Гуманизм эпохи Возрождения Испанский Ренессанс |
Известные работы | Песенник , Эклога Пласиды и Виториано |
Хуан дель Энсина (12 июля 1468 - 1529/1530) [1] был композитором, поэтом, священником и драматургом, [2] : 535 часто считается совместным отцом (даже «основателем» или «патриархом») испанской драмы наряду с Хилем Висенте . Его имя при рождении было Хуан де Фермозель . [1] Он написал свое имя Энзина , но в этом нет существенной разницы; это два варианта написания одного и того же звука в то время, когда «правильного написания», каким мы его знаем, почти не существовало.
Жизнь
[ редактировать ]Он родился в 1468 году недалеко от Саламанки , [1] вероятно, в Энсина-де-Сан-Сильвестре , одном из по крайней мере семи известных детей Хуана де Фермозеля, сапожника, и его жены. [3] Он был еврейского происхождения . [1] [4] После окончания университета Саламанки где-то в 1492 году. [1] он стал членом семьи дона Фадрике де Толедо, второго герцога Альбы , хотя некоторые источники полагают, что он не работал на герцога Альбы до 1495 года. Правдоподобным аргументом является то, что его первая должность была коррехидором в северной Испания. [3]
Фермозель был капелланом собора Саламанки в начале 1490-х годов. Именно здесь он изменил свое имя с Хуана де Фермозеля на Хуан дель Энцина, или Энсина (что означает каменный дуб ), во время своего пребывания в должности капеллана. Позже он был вынужден уйти с поста капеллана, поскольку не был рукоположен. [3]
Работает
[ редактировать ]В 1492 году поэт развлекал своего покровителя драматическим произведением « Триумф славы» , написанным в память о падении Гранады . В 1496 году он опубликовал свой Cancionero , сборник драматических и лирических стихов. Затем он подал заявку на должность кантора собора Саламанки , но должность была разделена между тремя певцами, включая его соперника Лукаса Фернандеса. [3]
Работая на герцога Альбы, Энсина был программным директором вместе с Лукасом Фернандесом. [2] : 537 Здесь Энсина написал пасторальные эклоги, ставшие основой испанской светской драмы. [1] Пьесы Энсины преимущественно основаны на пастухах и безответной любви. [2] : 540
Энсина был амбициозен и хотел, чтобы его повысили по карьерной лестнице. [3] поэтому около 1500 г. он переселился в Рим, где, по-видимому, служил в музыкальных заведениях нескольких кардиналов или дворян. [1] Энсина был назначен в архиедиакон Малагского собора Юлием II в 1508 году. [3]
В 1518 году он ушел в отставку с должности в Малаге ради простого бенефиция в Мороне, а в следующем году отправился в Иерусалим , где отслужил свою первую мессу . [3] Он также писал о событиях во время своего паломничества в Иерусалим в Трибагии или на Виа Сакра де Иерусалим . [1] В 1509 году он был мирским каноником в Малаге ; [3] в 1519 году он был назначен Леоном на настоятеля Леонского собора . [1] Его последняя работа была записана в Леоне, где он, как полагают, умер в конце 1529 года. [2] : 438
Его «Канционеро» предшествует прозаический трактат ( Arte de trobar ) о состоянии поэтического искусства в Испании. Его четырнадцать драматических пьес знаменуют собой переход от чисто церковной сцены к светской. [2] : 539 « Аукт Репелона» и «Эглог Филена» драматизируют приключения пастухов ; [2] : 540 последний, как и Пласида и Виториано , находится под сильным влиянием Селестины . Некоторые из его произведений, как и первые два, имели пастырскую тематику и романтизировали сельскую жизнь. Собственный интерес к пьесам Энсины незначителен, но они важны с исторической точки зрения, поскольку мирские пьесы формируют новое направление, а набожные эклоги подготавливают путь для авто 17 века. Кроме того, лирические стихи Энсины отличаются большой искренностью и благоговейным изяществом.
Хотя его произведения были посвящены королевским семьям, он никогда не служил прихожанином королевской капеллы. [3] Более того, хотя Энсина работал во многих соборах и был рукоположен в священники, никаких религиозных музыкальных произведений, как известно, до сих пор не существует. [1] Большая часть его работ была написана к середине 30-ти, около 60 и более песен приписывались Энсине, и еще 9 наборов текстов, к которым тоже можно было бы добавить музыку, но не наверняка. Многие из сохранившихся произведений представляют собой виллансикос, ведущим композитором которых он был. Испанское вильянсико является аналогом итальянской фроттолы. Есть три и четыре настройки голоса, которые предлагают различные стили в зависимости от типа текста, с очень ограниченными движениями голосов при подготовке к точкам каденции. Чтобы текст был четко слышен, Энсина использовала разнообразные и гибкие ритмы, основанные на акцентах стиха, и использовала простые, но сильные гармонические прогрессии. [3]
Леонские времена
[ редактировать ]Энсина был настоятелем собора Леона с ноября 1523 года до своей последней болезни в декабре 1529 года. [1] Завещание Хуана дель Энсины было представлено 14 января 1530 года, поэтому точная дата его смерти неизвестна, но предполагается, что это был конец 1529 или начало 1530 года. В своем завещании он отметил, что хотел быть похороненным под хором Кафедральный собор Саламанки, [3] а в 1534 году его останки были перенесены в собор. [2] : 538
Влияние леонского языка
[ редактировать ]Хуан дель Энсина писал на кастильском языке с леонского языка. влиянием [5] в своих пастырских эклогах . Он был родом из Саламанки, региона, говорящего на леонском языке, и в конце концов прибыл в столицу давно исчезнувшего королевства Леон , где и умер.
Он также был автором песен для церкви. [ нужна ссылка ]
Избранные работы
[ редактировать ]- Порочное упрямство (1486)
- Триумф славы (1492 г.)
- Сборник песен (1496)
- Такой хороший скотовод (1496)
- Лучше торговать (1496)
- Грустная Испания без удачи (1504 г.)
- Пласида и Викториано (1513 г.)
- эклоги
- Ой, поедим и выпьем (конец 15 века)
- Трибагия или Иерусалимский крестный путь (1521 г.)
Ансамблевые исполнения его произведений
[ редактировать ]- Дата неизвестна — Майрат — Путешествие по воде. Группа Одрес.
- 1960 — Виктория де лос Анхелес — Испанские песни эпохи Возрождения. Ars Musicae de Barcelona и Victoria de los Ángeles . Дирижер Хосе Мария Ламанья.
- 1968 — Музыка времен Христофора Колумба. Музыка резервата . Режиссер Джон Беккет.
- 1970 — Удовольствия королевских дворов. Лондонский консорт старинной музыки и Дэвид Манроу .
- 1971 – Путь Сантьяго. Хор и музыкальная капелла аббатства Долины Павших , квартет и группа старинных инструментов эпохи Возрождения. Режиссеры Леонсио Диегес, Лаурентино Саенс де Буруага и Рамон Пералес де ла Каль.
- 1973 - Музыка при дворе Фердинанда и Изабеллы. Лондонский консорт старинной музыки и Дэвид Манроу.
- 1974 — Старые испанские песни. Тереза Берганса и Нарцисо Йепес .
- 1974 — Antik Musik på Wik — Старинная музыка в Wik. Джокуляторес Упсальенсис.
- 1976 – Еврейская и христианская Испания. Гесперион XX и Хорди Саваль .
- 1977 — Ars Antiqua из Парижа в Сент-Шапель. Ars Antiqua в Париже.
- 1979 — «Рождественские гимны». Atrium Musicae в Мадриде . Режиссер Грегорио Паниагуа .
- 1980 – «Ла Испания». Atrium Musicae в Мадриде. Режиссер Грегорио Паниагуа.
- 1981 - Полное музыкальное произведение Хуана дель Энзина. Мигель А. Талланте и Pro Mvsica Antiqva из Мадрида и солисты.
- 1984 — Паломники и пилигримы. Группа камерных университетов Компостела. Режиссер Карлос Вильянуэва.
- 1986 - Вооруженный человек: 1450-1650. Бостон Камерата . Режиссер Джоэл Коэн .
- 1987 — Музыка испанских королевств. Около 1500.
- 1988 — Музыка времен Ричарда III. Йорки ждут.
- 1988 — Музыка времен Христофора Колумба. Мадригалисты Генуи. Режиссер Л. Гамберини.
- 1989 - Дворцовый музыкальный песенник. Ансамбль Дэнсерье .
- 1991 - Песенник Сеговии. Ансамбль Дедал . Режиссер Роберто Феста .
- 1991 г. - Дуб. Жорди Саваль и Гесперион XX.
- 1991 - Кансионеро де Паласио 1475-1516. Жорди Саваль и Гесперион XX.
- 1991 - Из испанского дворцового песенника. Маргарет Филпот, Ширли Рамси и Кристофер Уилсон .
- 1991 - Песни - Танцы - Музыка. Ансамбль Жана де Шанни.
- 1992 – Испания 1479–1555. Ла Неф и Сильвен Бержерон .
- 1992 - Музыка эпохи открытий. Уэйверли Консорт и Майкл Джеффи .
- 1993 — Во имя Бога мы идем. Кёльнский ансамбль старинной музыки.
- 1993 - Испанские песни и мотеты. Готические голоса и Кристофер Пейдж .
- 1993 — Амандо и Дезиандо. Алиса Мьюзик Продакшн.
- 1994 - Сефардские песни. Сарбанд . Режиссер Владимир Иванов.
- 1995 - Песни, романсы, сонеты. Коломбина.
- 1995 — Скоро. Ла Романеска и Хосе Мигель Морено .
- 1995 - Песни и танцы испанского Возрождения. Камерата Иберия.
- 1995 - Королевский песенник. Musica Antiqua из Лондона. Режиссер Филип Торби.
- 1995 - Пейзажи. Ансамбль Беллуджи и Дэвид Беллуджи.
- 1995 — Песня Давида. Рондинелла.
- 1995 — Одиссея. Группа Нового Света Возрождения.
- 1995 - Музыка Средиземноморья (12-16 вв.). Ансамбль вокально-инструментальный «Арабеска». Режиссер Домитиль де Бьенассис.
- 1996 - Дворцовый музыкальный песенник. Ансамбль Акцент. Режиссер Томас Виммер .
- 1996 — Сола мира. Ансамбль Жиля Биншуа и Доминика Веллара .
- 1996 — Вся королевская рать. Я Фаджиолини , Роберт Холлингворт, Конкордия, Марк Леви.
- 1996 — Лос Министрилес. Пиффаро, «Группа Возрождения» , режиссеры Джоан Кимбалл и Роберт Вимкен.
- 1996 — Резонансы-96. Музыка земель Габсбургов.
- 1997 — Рикольта Бубу. Боб, Фрэнк и сестры.
- 1998 — Два мира Франсиско де Пеньялосы. Concentus Musicus Minnesota, режиссер Артур Мод
- 1998 - Сефардское путешествие. Рондинелла.
- 1998 — Мавр покидает Антеквару. Ансамбль Música Ficta . Режиссер Карлос Серрано .
- 1998 — Письма мавританскому королю. Бегонья Олавиде .
- 1998 — Музыка во времена Каравеласов . УФФ Старинная музыка .
- 1999 - Музыка при дворе католических монархов и Карлос I. Капелла Вирелаи и Хорди Регуант
- 1999 - Фолиа, 1490-1701. Корелли, Марэ, Мартин-и-Колл, Ортис и Аноним; Хорди Саваль; Рольф Лислеванд; Майкл Берингер; Арианна Саваль; Бруно Кочсет; Педро Эстеван; и Адела Гонсалес-Кампа.
- 1999 - Испания эпохи Возрождения в эпоху Империи. Экс Умбрис.
- 2000 - Песня Возрождения Италии и Испании. Живой Дуб .
- 2000 - Различия. Удары Кодекса, Рождественские гимны, Различия в ансамблях и Конрад Штайнманн.
- 2000 — Удовольствие и гасаджо. Часовня министров. Режиссер Карлес Магранер.
- 2000 — Песня императора. Королевская капелла Каталонии , Гесперион XXI и Хорди Саваль.
- 2000 - Паломнические маршруты. Фрайбург Шпиллейт .
- 2000 — Nunca fue pena major. Часовня министров и хор Женералитата Валенсии. Режиссер Карлес Магранер .
- 2001 г. – Константинополь. Кия Табасян и ансамбль Константинополь.
- 2001 - Песенник герцога Калабрии. Дуэты и упражнения на восемь тонов и In Canto.
- 2001 - Музыка Испании эпохи Возрождения. Супруг Терра Нова.
- 2001 - Хлеб, вино и песня. Орландо Консорт .
- 2002 — У ворот Гранады. Бегонья Олавиде и Мудехар.
- 2002 – Песенник. Коллектив Дюфай .
- 2002 — Тайны боли. Акцент Австрия Режиссер Томас Виммер .
- 2002 — Сегодня поедим и выпьем. Хор Justice of Aragon и Сюзанна Сарфсон .
- 2003 – Покорение Гранады. Древняя музыка . Режиссер Эдуардо Паниагуа .
- 2003 - Огонь. Эдуардо Нотрика.
- 2004 г. — Елизавета I, королева Кастилии. Королевская капелла Каталонии, Гесперион XXI и Хорди Саваль.
- 2004 - Дворцовый песенник. Часовня министров. Режиссер Карлес Магранер.
- 2005 г. — Жанна I Кастильская. Старая музыка. Режиссер Эдуардо Паниагуа.
- 2005 - Вино в музыке 15-16 веков. Ла Россиньоль.
- 2006 г. — Христофор Колумб. Гесперион XXI, Королевская капелла Каталонии и Хорди Саваль.
- 2006 - Борджиа. Часовня министров. Режиссер Карлес Магранер.
- 2006 – «Ла Испания». Камерата Иберия. Хуан Карлос из «Малдера».
Записи
[ редактировать ]- 2021: Все товары мира: Хуан дель Энсина и музыкальные черты испанского Возрождения — ContrArco Consort (Da Vinci C00526)
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Слонимский, Николас, изд. (1984). Биографический словарь музыкантов Бейкера (7-е изд.). Издательство Коллиер Макмиллан. п. 662.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Мэгилл, Фрэнк Н., изд. (1986). Критический обзор драмы: серия на иностранном языке . Том. 2. Салем Пресс.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Папа, Изабель; Кингтон, Тесс (2001). «Энсина, Хуан дель». В Сэди, Стэнли (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Словари Гроува Inc. с. 194.
- ^ Рот, Норман (1995). Конверсос, инквизиция и изгнание евреев из Испании . Издательство Университета Висконсина. стр. 157, 176–178.
- ^ Лопес Моралес, Умберто (1967). «Леонские элементы в языке пасторального театра XV-XVI веков» . Труды Второго международного конгресса латиноамериканцев (на испанском языке): 411–419.
Библиография
[ редактировать ]- Полный театр Хуана дель Энсины (Мадрид, 1893 г.), под редакцией Ф. Асенхо Барбьери.
- Музыкальный песенник XV и XVI веков (Мадрид, 1894 г.) под редакцией Ф. Асенхо Барбьери,
- Р. Митхана, О Хуане дель Энсине, музыканте и поэте (Малага, 1895).
- М. Менендес-и-Пелайо , Антология кастильских лириков (Мадрид, 1890–1903), Том VII.
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Оук, Джон Дел энциклопедия Британская Том. 9 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 368. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Мораис, Мануэль (редактор), Музыкальное произведение Хуана дель Энсины (Саламанка: Центр традиционной культуры, 1997).
- Бюкхолдер, Дж. Питер, Клод В. Палиска. «Антология западной музыки Нортона: том 1», пятое издание. WW Norton & Company, Inc, 2006 г.
- Гомес, Марикармен (ред.), История музыки в Испании и Латинской Америке 2. От католических монархов до Филиппа II (Мадрид-Мексика, Fondo de Cultura Económica, 2012).
- Пастор Комин, Хуан Хосе, «Музыкальное письмо Хуана дель Энсины, поэтика за пределами слова», в FB Педраса Хименес, Р. Гонсалес Каньяль и Э. Марчелло (координаторы). Театр во времена Изабеллы и Хуаны (1474 г. - 1517): XXXIX Конференция классического театра (Сьюдад-Реаль: Университет Кастилии-Ла-Манчи, 2017), стр. 159–75.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хуан Руис Хименес, Хуан дель Энсина, Голдберг, 39 лет (2006)
- Бесплатные партитуры Хуана дель Энсины в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Бесплатные партитуры Хуана дель Энсины в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Слушайте бесплатно записи песен Академического хора Умео .
- Хуан дель Энзина , в испанских музыкальных песенниках .
- «Ay triste que vengo» в Wikisource
- Испанские драматурги и драматурги
- Золотой век Испании
- 1469 рождений
- Смерти 1530-х годов
- Преобразует
- Испанские композиторы эпохи Возрождения.
- Жители провинции Саламанка
- Выпускники Университета Саламанки
- Испанские композиторы-классики мужского пола
- Испанские драматурги и драматурги-мужчины
- Драматурги и драматурги XV века.
- Испанские драматурги и драматурги XVI века.
- Испанские писатели XV века.
- Испанские писатели XVI века.
- Писатели-мужчины XVI века
- Испанцы еврейского происхождения