Западная опера на китайском языке
Китайская современная классическая опера ( китайский : 当今古典歌剧 ; пиньинь : dāngjīn gǔdiώn gējù ; букв. «Современная классическая певческая драма») — форма музыкального искусства, основанная на западных оперных традициях, отличающаяся от современного развития традиционной китайской оперы . [ 1 ] [ 2 ]
Одной из первых опер в стиле вестерн была «Седовласая девушка» (1940). [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Оперу в западном стиле на китайском языке следует отличать от революционных опер Культурной революции, таких как «Взятие Тигровой горы с помощью стратегии» , которые в основном были адаптацией пекинской оперы с социалистическим текстом и сюжетами, с некоторым влиянием советского музыкального театра . [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] В 1950-70-е годы было поставлено несколько патриотических социалистических опер, таких как «Красная гвардия на озере Хунху» (1956). К современным операм с продолжением «реалистических» социалистических элементов относится «Деревенский учитель» (2009).
В Китае есть несколько отдельных трупп геджу , находящихся в ведении Министерства культуры, параллельно с традиционными китайскими оперными труппами. Наиболее престижными являются базирующаяся в Пекине труппа Центрального «Гэджу-юань» китайского национального оперного театра (CNOH) и базирующаяся в Шанхае труппа Шанхайского оперного театра . В каждом случае термин «Оперный театр», гэджу-юань , относится к институту или компании, а не к стационарному зданию или театру. Адреса обеих компаний — это всего лишь административные офисы и репетиционные залы. Другие известные компании геджу в Китае включают Ляонин геджу юань, базирующуюся в Шэньяне, и другие. Статус геджу повысился благодаря наличию новых площадок мирового класса, таких как Национальный центр исполнительских искусств Китая в Пекине («Большое яйцо» на восточной площади Тяньаньмэнь) и новый Большой театр Шанхая . С момента своего открытия в 2009 году CHNCPA поставила такие оперы, как «Си Ши» и «Деревенский учитель» в 2009 году, «Китайская сирота» в 2011 году и народная опера «Баллада о канале» в 2012 году. [ 9 ] Большой театр Шанхая аналогичным образом поставил китайскоязычную геджу труппы Шанхайского оперного театра, а также оперы на итальянском, французском и немецком языках.
Список работ
[ редактировать ]Ниже приведены некоторые оперы, которые считаются более близкими к китайской оперы, традиционной модели чем к геджу или западной опере.
Экспериментальный период, 1945-1956 гг.
[ редактировать ]- 1945 — Ма Кэ (композитор) и др. Седовласая девушка в Яньань Лу Синь Академии искусств
После образования КНР, 1949 г.:
- 1954 - Чэнь Цзы , Мао Юань и Гэ Гуанжуй: Лю Хулань 《刘胡兰》 Центральная экспериментальная академия Синь-гэджу, Пекин
- - Ма Кэ: Сяоэрхэй цзехун
- 1955 — Ло Цзунсянь : Цаоюань чжи гэ «Песнь прерий».
Вторая волна, 1956-1966 гг.
[ редактировать ]Вторая волна последовала за Национальной неделей музыки 1956 года, которая продолжалась до последнего геджу Айгули в 1966 году, накануне Культурной революции. [ 10 ]
- 1956 - Чэнь Цзы и Лян Кэсян : Весенние цветы Инчуньхуа Кайле (либретто Лу Цана, Ван Ли)
- 1956 - Ду Юй : монгольская тематическая народная опера «Цветение сливы Гада» по мотивам монгольской народной песни Гада мэйлин.
- 1958 - Чжан Жуй (композитор) : Розовые облака Хун ся (либретто Ши Ханя)
- 1958 - Шу Тэминь и Цэн Фанке : Скала красных облаков Хунъюнь я (либретто Лян Шанцюань, Лу Пэн, Цзян Шэнтао, Су Мэй)
- 1958 - Чжан Динхэ : Сказка о Хуай Инь Хуай Инь цзи (либретто Лу Су, Хуан Цэнцзю, Гуань Тайпина)
- 1959 — Чжан Цзинъань : Хунху Чивейдуй «Красная гвардия озера Хун Ху», Ухань
- 1959 - Ши Лемэн : Две женщины Красной Армии Лянге нв Хунцзюнь (либретто Чэнь Цитуна)
- 1959 - Чжуан Ин и Лу Мин: Кешань хун ри «Красное солнце над горой Кэ» Оперная труппа НОАК
- 1960 - Ван Сижэнь и Ху Шипин: либретто Хун Шаньху «Красный коралл» Чжао Чжуна, Оперная труппа НОАК - также снято Ван Шаояном, режиссером фильма « Красный коралл» (1961).
- 1960 — Чэнь Цзы и Ду Юй : Доу Э Юань по пьесе « Обиды Доу Э» , также известной как «Снег летом».
- 1960 - Чжан Динхэ и Ду Юй : Души Тин «Павильон конкурса стихов»
- 1961 — Чэнь Цзы и Ду Юй : Чун Лэй «Весенний гром»
- 1962 - Чжэн Лучэн : Тоска по мужу Облаку (либретто Сюй Цзяруй) [ 11 ]
- 1962 — Коллективная работа: Лю Саньцзе , в том же году снята в роли «Третьей сестры Лю».
- 1964 — Гэ Гуанжуй : Цзы хоулай жэнь «У нас есть свои преемники».
- 1964 - Чжан Юй (композитор) : Хребет Красной сливы Хунмэй Лин , киноверсия 1965 года
- 1964 — Чэнь Цзы : Чуньфэн Янлю «Ивы на весеннем ветру»
- 1964 — Ян Мин (композитор) и Цзян Чуньян : Цзян Цзе «Сестра Цзян» — либретто Янь Су [ 12 ]
- 1965 — Ду Юй : Жэнь Хуан Ма Цзяо «Оживленная деревенская сцена»
- 1966 - Ши Фу и Уси Маньцзян : Айгули
- 1966 — Мао Юань и Ма Фэй : Наньхай Чанчэн «Великая стена южных морей»
Культурная революция 1966-1976 гг.
[ редактировать ]1977 г. и далее
[ редактировать ]- Цветок-Хранитель (1979)
- Пэн Дэхуай сидит на портшезе (1980)
- 1980 — Ван Шигуан и Цай Кэсян: Ди ибай гэ синьнян «Сотая невеста» [ 13 ] [ 14 ]
- 1981 — Ши Гуаннань : Шанши «Траур» — народная опера по рассказу Лу Синя. [ 15 ]
- Современная молодежь (1982)
- Свадебная соната (1983)
- Родина (1984)
- 1983 - Ван Цзуцзе и Чжан Чжоя: Фанцаосинь «Фанфанг, сердце травы», первое выступление Нанкина, Передовой труппы песни и танца.
- 1987 — Цзинь Сян : 原野 Дикая земля по пьесе Цао Юя . [ 16 ] [ 17 ]
- 1995 - Сюй Чжаньхай (Xu Zhanhai р.1945): Цангюань «широкие луга», Ляонин Гэджу Юань, постановка Шэньян
- 2006 — Мо Фань : 雷雨 Гроза (опера) — по пьесе Цао Юя «Гроза».
- 2008 — Сяо Бай : Прощай, моя наложница
- 2009 - Лэй Лэй :《西し》 Си Ши на либретто Цзоу Цзинчжи
- 2009 - Хао Вэйя: Деревенский учитель
- 2011 — Лэй Лэй: Китайская сирота
- 2012 - Инь Цин: «Баллада о канале» Юньхэяо «Баллада о канале»
- 2012 - Сюй Чжаньхай и др., Дяоючэн - по мотивам истории чунцинской . крепости Дяоюй
- 2014 - Го Вэньцзин : Мальчик-рикша
- 2014 - Лэй Лэй: Гости на ледяной горе по мотивам фильма 1963 года
- 2015 - Цзинь Сян : 《日出》 Восход солнца по пьесе Цао Юя 1936 года .
- 2017 - Чжан Цяньи : Лань Хуахуа [ 18 ]
- 2017 - Лэй Лэй : Река Цзиньша (опера) [ 19 ]
- 2022 - Миннинг Таун [ 20 ]
Тайвань
[ редактировать ]Тенор Уильям Ву поставил «Великую стену» на музыку Ян Яо-чана и либретто Пи Го. Премьера состоялась в Тайваньской Метрополитен-опера в 1993 году, постановка через пролив в 1995 году. [ 21 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эдвард Дэвис, Энциклопедия современной китайской культуры , 2005, стр. 307: «...и операм западного стиля, в том числе сочинениям китайских композиторов. В отличие от сицю (певческой драмы), которая объединяет местные музыкально-драматические традиции, такие как пекинская опера, Геджу считается более сосредоточенным на пении, в то время как другие ..."
- ^ Джеймс Р. Брэндон Кембриджский путеводитель по азиатскому театру , 1997, стр. 52 «Гэджу (песенная драма) - В широком использовании гэджу может включать в себя западные оперы. Обычно это относится к современной опере, созданной под влиянием КПК, сочетающей в себе китайские и западные техники. Оркестр состоит в основном из западных инструментов, с...»
- ^ Всемирная энциклопедия современного театра: Азия/Тихоокеанский регион , стр. 140 Серия Рубин - 1998 «Опера в западном стиле (также известная как Высокая опера) существует наряду со многими труппами Пекинской оперы. Центральная ... Известные оперы китайских композиторов включают «Девушку с белыми волосами», написанную в 1940-х годах, «Красный отряд» в Хун Ху и Цзян Цзе ».
- ^ Цзычэн Хун, История современной китайской литературы , 2007, с. долгое время 227: «Написанная в начале 1940-х годов, «Седовласая девушка» считалась образцом новой оперы в западном стиле в Китае».
- ^ Биографический словарь китайских женщин - Том 2 - Страница 145 Лили Сяо Хун Ли, А.Д. Стефановска, Сью Уайлс - 2003 «... из КНР Чжэн Лючэн активно занимался композиторской деятельностью; он писал музыку для вестерна в стиле оперы « Взгляд на облака ».
- ^ Тим Долинг - Региональный профиль Visiting Arts: Каталог искусств Азиатско-Тихоокеанского региона - страница 25 1996 «Песенная драма» или геджу - это опера в западном стиле, первоначально разработанная при коммунистической поддержке КПК ...
- ^ Журнал азиатского театра Страница 91 Программа азиатского театра (Ассоциация театров университетов и колледжей) - 1984 «Я обнаружил, что в любой день в газетах показывалось не менее двадцати спектаклей пекинской оперы, региональных... драматических постановок, 76 из которых были западноевропейскими. стиль оперных постановок (преимущественно оперы китайских композиторов)
- ^ Бесплатный обзор Китая - Том 45 Страница 25 1995 «Октябрь: Национальный центральный балет Пекина становится первой международно признанной группой материкового Китая, выступившей на Тайване; ... Январь 1994 года: композитор с материка Чжао Цзипин ... Июнь: Музыканты из Тайваня и материковая часть объединились для создания на Тайване крупной оперной постановки в западном стиле «Великая стена».
- ^ Оригинальная опера NCPA - «Баллада о канале» дебютирует. Архивировано 29 июня 2012 г. в Wayback Machine, 21 июня 2012 г. «С момента открытия четыре года назад NCPA настаивала на выпуске одной или двух оригинальных опер каждый год: Си Ши и А. «Деревенский учитель» в 2009 году, «Китайская сирота» в 2011 году и грядущая «Баллада о канале» в июне этого года...»
- ^ Критическая история новой музыки в Китае - стр. 345 Цзинчжи Лю, Кэролайн Мейсон - 2010 - Aperçu Действительно, между Национальной неделей музыки в 1956 году и накануне Культурной революции в 1966 году была создана вторая волна опер и было поставлено еще больше произведений, в том числе «Хуай Инь цзи» [Запись Хуай Инь] Чжан Динхэ; «Инчуньхуа кай ле» («Зимний жасмин расцвел») Чэнь Цзы и Лян Кэсян; «Хун ся» («Розовые облака») Чжан Руя; Liangge nu hongjun [Две женщины-солдаты Красной Армии] Ши Юэмэна;
- ^ Новая музыка на Востоке: очерки композиции в Азии со времен Мира ... - Страница 197 Харрисон Райкер - 1991.
- ^ Критическая история новой музыки в Китае - страница 346 CC Лю - 2010 «... Цзян Цзе [Сестра Цзян] Ян Мина и Цзян Чуньяна; Хун Шаньху [Красный коралл] Ван Сирэня и Ху Шипина; ... и 1964 года соответственно) были описаны как «представляющие высшие достижения китайской оперы периода
- ^ Новая музыка на Востоке: очерки композиции в Азии после Второй мировой войны Харрисон Райкер - 1991 «Сотая невеста» (либретто Ху Сяньтина, Сюй Сюэда и Ян Шушэна; музыка Ван Шигуана и Цая Кэсяна) имеет свои истоки в фольклоре. региона Синьцзян, он восхваляет легендарного деятеля Афанти, который обуздывает жестокость и..."
- ^ Роберт Х. Кауден Оперные труппы мира: избранные профили 1992 - стр. 44 «Хранитель цветов» (1979), Пэн Дэхуай сидит на портшезе (1980), «Сотая невеста» (1981), «Сегодняшняя молодежь» (1982) , «Свадебная соната» (1983) и «Родина» (1984) — примеры современной китайской оперы».
- ^ Шанхайская опера «Траур» (китайская) Знаменитая опера - Грусть
- ↑ Известные произведения оперы> Внутреннее архивирование от 19 апреля 2012 г., в Wayback Machine «Седовласая девушка, Голубые равнины, Сердце травы, Красная гвардия Хунху, Сестра Цзян, Гроза, Смерть, Дикая местность».
- ^ Энциклопедия современной китайской культуры - страница 420 Эдвард Л. Дэвис - 2012 «Стиль Цзинь Сяна характеризуется особой чувствительностью к музыкальному окрасу. Его опера «Дикая земля» (Юанье, 1987) отличается веризмом в китайском стиле, напоминающим русскую оперу. но в то же время перестановка отчетливо китайская..."
- ^ CHCNPA : http://en.chncpa.org/production/productions/repertoire/JM/201710/t20171012_177812.shtml
- ^ CHCNPA http://en.chncpa.org/production/productions/repertoire/JM/201706/t20170619_172778.shtml
- ^ CHCNPA https://en.chncpa.org/production/productions/repertoire/JM/202209/t20220920_244686.shtml
- ^ Ежегодник Китайской Республики, 1999 г. - страница 366 Routledge, Taylor & Francisco Group - 2000 «А Тайваньская Метрополитен-опера познакомила местную публику с такими произведениями, как «Мадам Баттерфляй». Cavalleria Rusticana и «Паяцы». Одной из ее самых больших сенсаций стала Великая стена, опера в западном стиле, исполненная на китайском языке и рассказывающая китайскую историю, исполненная в 1993 году. У работает над второй исторической китайской оперой, основанной на истории Ляо Тянь-тина ...»