Гватемала
Гватемала | |
---|---|
Опера Анисето Ортеги | |
![]() Композитор | |
Либреттист | Хосе Томас де Куэльяр |
Язык | испанский |
Премьера | 13 сентября 1871 г. Большой национальный театр, Мехико |
«Гуатимоцин» — опера в одном действии и девяти сценах, написанная Анисето Ортегой дель Вильяр на либретто на испанском языке Хосе Томаса де Куэльяра. Премьера состоялась 13 сентября 1871 года в Национальном театре Гран-Театро в Мехико . Описанный как эпизодический мюзикл (музыкальный эпизод), его сюжет основан на защите Мексики ее последним ацтеков императором Куаутемоком (также известным как Гуатимоцин). Это была одна из первых мексиканских опер, в которых использовалась местная тема.
Предыстория и история выступлений
[ редактировать ]Романтизированный рассказ о героической, но обреченной защите Мексики ее последним ацтекским императором Куаутемоком , « Гуатимоцин» был одной из первых мексиканских опер, в которых использовалась местная тема и включалась местная музыка в свою партитуру. [ 1 ]

Анисето Ортега , который также был выдающимся врачом и хирургом, работал над композицией в свободное время между пациентами и поздно ночью. [ 2 ] Его ссылки на местную музыку можно увидеть особенно в танцах « Тлашкальтека » (в котором цитируется мексиканская народная мелодия «Эль перико») и «Цоцопизауак». [ 3 ] По словам Роберта Стивенсона , последняя скорее больше напоминает третью часть Седьмой симфонии Бетховена , чем местную музыку, но из-за этой партитуры Ортегу позже «провозгласят мексиканским Глинкой ». [ 4 ]
Либретто на испанском языке написал Хосе Томас де Куэльяр, известный поэт, драматург и прозаик, редактор нескольких мексиканских периодических изданий, в том числе La Linterna Magica и La Illustracion Potosina . Его художественные произведения часто имели духовный элемент и затрагивали темы коренной мексиканской культуры. [ 5 ] Когда де Куэльяр в какой-то момент заболел, Ортега также работал над частями либретто. [ 2 ]
Премьера «Гуатимоцина» состоялась 13 сентября 1871 года в Большом национальном театре в Мехико. [ 4 ] Его исполнили в бенефисе дирижера Энрико Модерати члены Анжелы Перальты оперной труппы с Энрико Тамберликом в главной роли. [ 6 ] Декорации и костюмы разработал Риккардо Фонтана. [ 7 ] на основе рисунков Кодекса Мендосы и советов выдающихся историков. [ 8 ] По словам искусствоведа Кристофера Фултона, премьера оперы стала ее единственным представлением. Однако его постановка, возможно, повлияла на изображение пыток и смерти Куаутемока на бронзовом рельефе Габриэля Герры на памятнике Куаутемоку в Мехико. [ 9 ]
Главные роли
[ редактировать ]
- Принцесса Малицин ( сопрано ) в исполнении Анжелы Перальты
- Куаутемок ( тенор ) Энрико Тамберлик -
- Эрнан Кортес ( бас ), созданный Луи Гассье . [ 10 ]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Затирка (2003), с. 561
- ^ Jump up to: а б Международное музыковедческое общество (1993) с. 199
- ^ Вернер (2001) с. 525
- ^ Jump up to: а б Стивенсон
- ^ Бонапарт (1904), стр. 258-258. Де Куэльяр также писал под псевдонимом «Факундо».
- ^ Камбас (1880) с. 490. Бенефисы, когда оперный певец, дирижер или композитор помимо зарплаты получали кассовые сборы за конкретное исполнение, были обычной практикой в оперном мире XVIII и XIX веков. Подробнее см. Price et al. (1995) Глава 3, Часть II, «Набор персонала и заработная плата».
- ^ де Олаваррия и Феррари (1895) стр.114. Риккардо Фонтана (1840–1915) был известным итальянским сценографом, который в то время находился в Мексике и оформил несколько других постановок для оперной труппы Перальты.
- ^ Гарсиа Мора и Кроц (1988), с. 590; Фултон (2008) с. 29
- ^ Фултон (2008), стр. 27-29.
- ↑ Источником премьерного состава является Веласкес (1971) (стр. 366). Французский бас Луи Николя Франсуа Гасье (родился 30 апреля 1820 года в Сен-Максимин-ла-Сент-Бом , умер 18 декабря 1872 года в Гаване ) был членом гастролирующей оперной труппы Анжелы Перальты. Находясь в Мексике, он также пел графа Родольфо в «Сомнамбуле» , сэра Тристана в «Марте » и Мефистофеля в «Фаусте» .
Источники
[ редактировать ]- Бонапарт, Роланд, Мексика в начале 20 века , К. Делаграв, 1904 год.
- Камбас, Мануэль Ривера, Живописная Мексика , Том 1, Ла Реформа, 1880 г.
- Олаваррия и Феррари, Энрике, Исторический обзор театра в Мексике , Том 3, La European, 1895 г.
- Фултон, Кристофер, «Куаутемок восстановлен» , Исследования современной и новейшей истории Мексики , вып. 36, январь – июнь 2008 г., с. 5–47
- Гарсиа Мора, Карлос и Кроц, Эстебан, Антропология в Мексике: историческая панорама , Том 9, Национальный институт антропологии и истории, 1988. ISBN 968-6038-72-8
- Граут, Дональд Джей и Уильямс, Гермина Вайгель, Краткая история оперы , издательство Колумбийского университета, 2003. ISBN 0-231-11958-5
- Международное музыковедческое общество, Отчет Конгресса Международного музыковедческого общества , Том. 1, Беренрайтер, 1993 г.
- Прайс, Кертис Александр и др ., Итальянская опера в Лондоне конца восемнадцатого века: Королевский театр, Хеймаркет, 1778–1791 , Oxford University Press, 1995. ISBN 0-19-816166-2
- Стивенсон, Роберт (2001). «Ортега дель Вильяр, Анисето». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
- Веласкес, Гильермо Орта, Краткая история музыки в Мексике , Книжный магазин М. Порруа, 1971 г.
- Вернер, Майкл С., Краткая энциклопедия Мексики , Тейлор и Фрэнсис, 2001. ISBN 1-57958-337-7