Jump to content

Дмитрий Бортнянский

Дмитрий Бортнянский
Дмитрий Бортнянский
Портрет Михаила Бельского (1788 г.)
Рожденный
Dmitry Stepanovich Bortniansky

( 1751-10-28 ) 28 октября 1751 г.
Умер 10 октября 1825 г. ) ( 1825-10-10 ) ( 73 года
Санкт-Петербург , Российская Империя
Эра Классический

Dmitry Stepanovich Bortniansky [ 1 ] [ 2 ] [ н 1 ] (28 октября 1751 — 10 октября [ OS 28 сентября] 1825) — российский императорский композитор . [ 3 ] украинского казачьего происхождения. [ 4 ] Он также был клавесинистом и дирижером, служившим при дворе Екатерины Великой . Бортнянский имел решающее значение для музыкальной истории как России, так и Украины, причем обе страны считали его своим. [ 5 ] [ 6 ]

Бортнянский, которого сравнивали с Палестриной , [ 7 ] известен сегодня своими литургическими произведениями и плодотворным вкладом в жанр хоровых концертов . [ 8 ] Он входил в «золотую тройку» своего времени наряду с Артемием Веделем и Максимом Березовским . [ 9 ] [ 6 ] Бортнянский был настолько популярен в Российской империи, что его фигура была представлена ​​в 1862 году в бронзовом памятнике Тысячелетия России в Новгородском кремле . Он сочинял во многих различных музыкальных стилях, включая хоровые композиции на французском, итальянском, латинском, немецком и церковнославянском языках .

Биография

[ редактировать ]

Ранние годы

[ редактировать ]

Дмитрий Бортнянский родился 28 октября 1751 года в городе Глухове . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] Казачья Гетманщина , Российская империя (ныне Глухов, Сумская область , Украина). Его отцом был Стефан Скурат (или Шкурат), лемко-русинский православный религиозный беженец из деревни Бартне Малопольского воеводства Польши. Скурат служил казаком при Кирилле Разумовском ; он был занесен в казачий реестр в 1755 году. [ 13 ] Мать Дмитрия была казацкого происхождения; ее имя после первого замужества было Марина Дмитриевна Толстая, как вдова русского помещика Толстого , жившего в Глухове.

В семь лет потрясающий талант Дмитрия в местном церковном хоре открыл ему возможность переехать в Санкт-Петербург , столицу империи, и присоединиться к хору Императорской капеллы . Сводный брат Дмитрия Иван Толстой также пел в хоре Императорской капеллы. [ 14 ] Дмитрий обучался музыке и композиции под руководством руководителя хора Императорской капеллы Бальдассаре Галуппи . В 1769 году Галуппи уехал в Италию и забрал мальчика с собой.

Поднимите к славе

[ редактировать ]

В Италии Бортнянский добился значительных успехов, сочиняя оперы: «Креонт» (1776) и «Алкид» (1778) в Венеции , и «Квинто Фабио» (1779) в Модене . Он также сочинял духовные произведения на латыни и немецком языке, как а капелла , так и с оркестровым сопровождением, в том числе « Аве Мария» для двух голосов и оркестра.

Бортнянский вернулся в Придворную капеллу Санкт-Петербурга в 1779 году. Он написал еще как минимум четыре оперы на французском языке на либретти Франца-Германа Лафермьера: «Фокон» (1786), «Праздник сеньора» (1786), «Дон Карлос» (1786). [ нужна ссылка ] и Le fils-rival ou La Moderne Stratonice (1787). Бортнянский в это время написал ряд инструментальных произведений, в том числе фортепианные сонаты, фортепианный квинтет с арфой, цикл французских песен. Он также сочинял литургическую музыку для Восточной Православной Церкви , сочетая восточно- и западноевропейские стили духовной музыки, включая полифонию, которой он научился в Италии; некоторые произведения были полихоральными , в стиле, произошедшем от венецианской полихоральной техники Габриэли .

В 1796 году Бортнянский был назначен директором Императорского хора капеллы, первым директором Российской империи. Имея в своем распоряжении такой великолепный инструмент, он создал множество сочинений, в том числе более 100 религиозных произведений, духовных концертов (35 для четырехголосного смешанного хора, 10 для двойных хоров), кантат и гимнов.

Бортнянский умер в Санкт-Петербурге 10 октября 1825 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. Его останки были перенесены в Александро-Невскую лавру в XX веке. [ 15 ]

Наследие

[ редактировать ]

В 1882 году Петр Ильич Чайковский редактировал литургические сочинения Бортнянского, вышедшие в десяти томах. Бортнянский писал оперы и инструментальные композиции, но чаще всего сегодня исполняются его священные хоровые произведения. Этот обширный труд остается центральным не только для понимания православной духовной музыки XVIII века, но и впоследствии оказал влияние на русских и украинских композиторов XIX века. [ нужна ссылка ]

Мелодия, которую он написал для латинского гимна Tantum Ergo, со временем стала известна в славянских землях как Коль славен (Kol Славен) , и в этой форме она до сих пор поется как церковный гимн. Мелодия также была популярна среди масонов . Он путешествовал по англоязычным странам и стал известен под названиями Россия , Санкт-Петербург или Уэллс . В Германии песня была соединена с текстом Герхарда Терстегена и стала известным хоралом и традиционной частью военной церемонии Großer Zapfenstreich (Большая татуировка) , высшего церемониального акта немецкой армии, воздаваемого как честь выдающимся лица в особых случаях. До Октябрьской революции играл кремлевский карильон . 1917 года эту мелодию каждый день в полдень [ нужна ссылка ]

Джеймс Блиш , написавший множество эпизодов оригинального сериала « Звездный путь» , отметил в одном рассказе « Кого уничтожают боги » Бортнянского », что «Ich bete an die Macht der Liebe была темой, «под которую все классы Академии Звездного Флота шли к своему выпуску». " [ нужна ссылка ]

Бортнянский сочинил «Ангел Благодатную приветствовал» (гимн Божией Матери, исполняемый на Пасху) как трио, используемое многими православными церквями в пасхальное время. [ нужна ссылка ]

Памятник « Тысячелетие России» в Великом Новгороде с изображением Бортнянского.

Творчество Бортнянского оказало значительное влияние на развитие русской и украинской музыки. [ 5 ] [ 6 ]

Почти полвека жизни Бортнянского было связано с музыкальным образованием, с важнейшими процессами становления музыкальной культуры в Российской империи. [ 16 ] По мнению российского музыковеда Бориса Асафьева , «Бортнянский выработал стиль с характерными инверсиями, который сохранил свое влияние на протяжении нескольких последующих поколений. Эти типичные обращения дошли не только до Михаила Глинки , но и до Петра Ильича Чайковского , Николая Римского-Корсакова и Александра Бородина ». [ 17 ]

В то же время, начиная с 1920-х годов, творчество Бортнянского стало предметом особого внимания украинских музыкантов. Статья Станислава Людкевича «Д. Бортнянский и современная украинская музыка» (1925) призывала украинских музыкантов развивать традиции, заложенные Бортнянским, «глубже и полнее погружаться в великую культурную сокровищницу, сосредоточенную в творчестве Бортнянского, искать истоки». в этом и основы нашего возрождения».

Традиционно украинские музыковеды подчеркивают использование в хоровом творчестве интонаций украинских народных песен, поскольку первые музыкальные впечатления композитора были получены именно в Украине. Большинство друзей Бортнянского в хоре были украинцами, как и его педагог Марк Полторацкий . [ нужна ссылка ] В частности, Лидия Корний отмечает: [ 18 ]

  • характерен для украинских песен нисходящая лирическая шестая V - VII# - I степень (на примере хоровых концертов: № 13, конец II части, и № 28, финал)
  • типичные инверсии с редуцированной четвертой между III и VII# ступенями минора,
  • Для лирических песен характерны заунывные интонации с увеличенной секундой между III и IV# ступенями минора.

Людкевич также отмечает украинские интонации в произведениях Бортнянского:

хотя он и перенял манеры итальянского стиля и стал реформатором церковного пения в Петербурге, тем не менее во всех его произведениях (даже с такими противными нашему духу «фугами») было так много типично украинской мелодичности, что из-за этого он просто теперь стали непопулярны москвичи, и каждый иностранец с первого раза слышит в них что-то неизвестное для себя, оригинальное [ нужны разъяснения ] [ 19 ]

Влияние Bortniansky 's work noted in works of Ukrainian composers Mykola Lysenko , Kyrylo Stetsenko , Mykhailo Verbytsky , Mykola Leontovych , M. Dremlyuga, Levko Revutsky , K. Dominchen, Borys Lyatoss .

Работает

[ редактировать ]

Хоры (на церковнославянском языке)

[ редактировать ]
  • Da ispravitsia molitva moja ("Let My Prayer Arise") no. 2.
  • Херувимские гимны №№. 1-7
  • Концерт № 1: Vospoitje Gospodjevi («Пойте Господу»)
  • Concerto No. 6: Slava vo vyshnikh Bogu, y na zemli mir ("Glory to God in the highest, and peace on earth")
  • Концерт №. 7: Priiditje, vozradujemsja Gospodjevi («Приходите, порадуемся»)
  • Concerto No. 9: Sei djen', jego zhe Gospodi, konchinu moju
  • Концерт № 11: Благословен Господин («Благословен Господь»)
  • Концерт №. 15: Приидитье, воспоим, люди
  • Концерт № 18: «Благо шутка исповедоваться» («Благо Господа славить», Псалом 92)
  • Концерт №. 19: «Господь сказал моему Господу » («Господь сказал моему Господу», Псалом 110)
  • Concerto No. 21: Жывый в помощи Вишньяго ("He That Dwelleth", Psalm 91)
  • Концерт № 24: Возвёдох очи мои в горы («Я поднимаю очи мои к горам»)
  • Концерт № 27: Глазом мой ко господу воззвах («Голосом своим я воззвал к Господу»)
  • Concerto No. 32: Skazhy mi, Gospodi, konchinu moju ("Lord, Make Me Know My End")
  • Концерт №. 33: 5 «Почему удручена ты, душа моя?», Псалом 42:

Концерт-Симфония

[ редактировать ]
  • Концерт-симфония для фортепиано, арфы, двух скрипок, виолы да гамба, виолончели и фагота си-бемоль мажор (1790).
  • Квинтет для фортепиано, арфы, скрипки, виолы да гамба и виолончели (1787).

Примечания

[ редактировать ]
  1. Русский : Дмитрий Степанович Бортнянский , романизированный : Дмитрий Степанович Бортнянский письмен ; Russian : Дмитрий Степанович Бортнянский , романизированный : Дмитрий Степановых Бортнянский ; alternative transcriptions of names являются Дмитрий Bortnianskii , и Bortnyansky
  1. ^ Рицарев, Марина: Русская музыка восемнадцатого века. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж, 2016. С. 105.
  2. ^ Кембриджская история музыки
  3. ^ * Дмитрий Степанович Бортнянский (Энциклопедия Колумбии)
  4. ^ * Катчановски, Иван; Zenon E., Kohut; Bohdan Y., Nebesio; Myroslav, Юркевич (2013). Historical Dictionary of Ukraine . Scarecrow Press. p. 386. ISBN  9780810878471 .
  5. ^ Перейти обратно: а б Кузьма, Марика (1996). «Бортнянский а-ля Бортнянский: Исследование источников хоровых концертов Дмитрия Бортнянского». Журнал музыковедения . 14 (2): 183–212. дои : 10.2307/763922 . ISSN   0277-9269 . JSTOR   763922 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с Запутанная история Украины и России приводит к музыкальной головоломкеhourclassical.org 2022
  7. ^ Ржевский, Николай: Кембриджский спутник современной русской культуры. Кембридж, 1998. С. 239. book.google.com.
  8. ^ Морозан, Владимир (2013). «Русский хоровой репертуар» . В Ди Грации, Донна М. (ред.). Хоровая музыка XIX века . Рутледж. п. 437. ИСБН  9781136294099 .
  9. Золотая тройка BBC, 21 августа 2011 г.
  10. ^ Краткий Оксфордский музыкальный словарь www.encyclepedia.com
  11. ^ Рицарев, Марина: Русская музыка восемнадцатого века. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж, 2016. С. 105.
  12. ^ История русской церковной музыки, 988-1917. Брилл, 1982. С. 94.
  13. ^ " Дмитрий Бортнянский – сын лемка из Бортного" [Dmytro Bortnyansky is the son of a Lemko from Bortny]. Archived из original на 2 May 2012 . Retrieved 2 января 2012 .
  14. ^ Ковалев, Константин: Бортнянский. Москва 1998. С. 34.books.google.de.
  15. ^ «Время Гимнов» . Архивировано из оригинала 9 февраля 2010 года . Проверено 31 января 2009 г.
  16. ^ Проблемы «украинизации» творчества и имени композитора Д. С. Бортнянского ( tr. "Problems of "Ukrainization" of creativity and the name of the composer D.S.Bortnyansky" )
  17. ^ Асафьев. Полное собрание работ. Том 1 — М. 1954. — с. 125 [на русском языке]
  18. ^ Корний Л. История украинской музыки. Том 2 .Киев; Харьков, Нью-Йорк: М. П. Коц, 1998. — с.244 [на украинском языке]
  19. Ludkewicz S. (1905) Nationalism in music In S. Liudkevych. Досмысления, статистики, рецензии, выражения [С. Лидкевич. Research, articles, reviews, speeches] (1999): Vol. 1, p.39
  20. ^ (in Russian) " Бортнянский, Дмитрий Степанович " ( "Bortnyansky, Dmitry Stepanovich" ). Krugosvet Encyclopedia

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f6a9529f520278966aa30f778f9229dc__1719333420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f6/dc/f6a9529f520278966aa30f778f9229dc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dmitry Bortniansky - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)