Jump to content

Tikhon Khrennikov

Тихон Хренников в Большом театре в 2003 году.

Тихон Николаевич Хренников июня 19 48–1991), известный также своей политической деятельностью. ( 1913 14 августа 2007) — российский композитор , пианист , генеральный секретарь Союза советских композиторов [ 1 ] Он написал три симфонии, четыре фортепианных концерта, два концерта для скрипки, два концерта для виолончели, оперы, оперетты, балеты, камерную музыку, музыку из музыкальных произведений и музыку для фильмов. [ 2 ]

В 1930-е годы Хренникова уже называли ведущим советским композитором. В 1948 году Андрей Жданов лидер кампании антиформализма выдвинул Хренникова на пост секретаря Союза советских композиторов. Он занимал этот влиятельный пост до распада Советского Союза в 1991 году.

Биография

[ редактировать ]

Ранние годы

[ редактировать ]

Тихон Хренников был младшим из десяти детей, родился в семье торговцев лошадьми в городе Ельце Российской Орловской губернии ( империи ныне Липецкая область в центральной России).

Он учился игре на гитаре и мандолине у членов своей семьи и пел в местном хоре в Ельце. Там он также играл в местном оркестре и научился игре на фортепиано. Подростком он переехал в Москву . С 1929 по 1932 год учился композиции в Государственном музыкальном училище имени Гнесиных у Михаила Гнесина и Ефраима Гельмана. С 1932 по 1936 год посещал Московскую консерваторию . Там он изучал композицию у Виссариона Шебалина и фортепиано у Генриха Нейгауза . Будучи студентом, он написал и сыграл свой Фортепианный концерт № 1 , а его дипломным произведением стала Симфония № 1 . Его первую симфонию дирижировал Леопольд Стоковский . [ 3 ] Он стал популярен благодаря серии песен и серенад, которые он сочинил для постановки « Много шума из ничего» в 1936 году в Театре Вахтангова в Москве. [ 3 ]

К 1930-м годам Хренников уже считался ведущим советским композитором. Типичным было его выступление во время дискуссии в феврале 1936 года по поводу в «Правде» статей « Суета вместо музыки » и «Балетическая фальшь»:

Постановление от 23 апреля 1932 года апеллировало к сознанию советского художника. Советские художники не выдержали критики. После 23 апреля у молодежи появился стимул учиться. Проблема была в том, что нам нужно было овладеть навыками и приемами композиции. Мы увлеклись современными западными композиторами. Имена Хиндемита и Кренека стали символами передовых современных художников. [...] После увлечения западными тенденциями пришло влечение к простоте, вызванное сочинением для театра, где требовалась простая, выразительная музыка. Мы росли, росло и наше сознание, и стремление быть подлинными советскими композиторами, представителями нашей эпохи. Сочинения Хиндемита нас больше не удовлетворяли. Вскоре после этого приехал Прокофьев, объявивший советскую музыку провинциальной и назвавший Шостаковича самым современным композитором. Молодые композиторы были в замешательстве: с одной стороны, они хотели создавать более простую музыку, которую было бы легче понять массам; с другой стороны, они столкнулись с высказываниями таких музыкальных авторитетов, как Прокофьев. Критики писали Шостаковичу хвалебные оды. […] Как молодые композиторы реагировали на Леди Макбет [ Мценского уезда ]? Эта опера содержит несколько крупных мелодических фрагментов, открывших перед нами некоторые творческие перспективы. Но антреакты и прочее вызывали полную неприязнь. [ 4 ]

Вместе с другими представителями советской культуры ( Николай Челяпов , Николай Мясковский , Николай Чемберджи , Сергей Василенко , Виктор Белый , Александр Веприк , Арам Хачатурян , Борис Шехтер , М. Стародокамский, Георгий Хубов , Вано Мурадели , Владимир Юровский и Лев Кулаковский ), Хренников подписал заявление, приветствующее «приговор Верховного суда Советского Союза, вынесенный изменникам Родины, фашистским наемникам, таким как Тухачевский , Якир и другие». [ 5 ]

«Приняв оптимистичный, драматический и беззастенчиво лирический стиль, предпочитаемый советскими лидерами», [ 6 ] Хренников прославился в 1941 году благодаря «Песне о Москве» ( «Свинарка и пастух» , что означает «Свинопас и пастух») из музыки к популярному советскому фильму « Они встретились в Москве» . [ 7 ] за что он был удостоен Сталинской премии . В 1941 году Хренников был назначен музыкальным руководителем Центрального театра Красной Армии и занимал эту должность в течение 25 лет.

В феврале 1945 года Хренников был официально направлен Политическим управлением Красной Армии из Свердловска, куда он и его семья были эвакуированы, на Первый Белорусский фронт и в армию под командованием генерала (впоследствии маршала) Чуйкова . [ 8 ]

В 1947 году вступил в КПСС и стал депутатом Верховного Совета . [ 9 ]

Генеральный секретарь Союза советских композиторов

[ редактировать ]

10 января 1948 года более 70 композиторов, музыкантов и преподавателей музыки были вызваны на трехдневную конференцию в Кремль, где главный идеолог коммунистической партии Андрей Жданов прочитал лекцию о том, как писать музыку. Как один из главных ораторов, Хренников поддержал линию партии и подверг нападкам всех трех присутствующих величайших композиторов: Дмитрия Шостаковича , Сергея Прокофьева и Хачатуряна. Спустя годы он оправдывал свое поведение, рассказывая корреспонденту Би-би-си: «Они сказали мне – они заставили меня – зачитать эту речь с нападками на Шостаковича и Прокофьева. Что еще я мог сделать? Если бы я отказался, это был бы занавес для мне." [ 10 ]

В 1948 году Иосиф Сталин назначил Хренникова генеральным секретарем Союза советских композиторов . [ 11 ] эту должность он будет сохранять до тех пор, пока союз не будет распущен с распадом Советского Союза в 1991 году. [ 12 ]

В интервью пианисту Яше Немцову 8 ноября 2004 года в Москве Хренников утверждал, что композитор Мечислав Вайнберг после ареста был немедленно освобожден из-за защиты Хренникова. По словам Хренникова, то же самое произошло и с Александром Веприком . Сохранившиеся данные показывают, что Веприк провел четыре года в лагере для военнопленных, а Мечислав Вайнберг был освобожден в июне 1953 года в связи со смертью Сталина . [ 13 ]

В 1949 году Хренников официально напал на композитора Александра Локшина , используя формулировки одного из идеологов Сталина: [ нужны дальнейшие объяснения ] Павел Апостолов. В своем выступлении Хренников противопоставил «модернистскому» стилю Локшина былине « Сон Степана Разина» Галины Уствольской , которую он считал идеальным образцом истинного национального искусства. [ 14 ]

Выступление Хренникова вызвало большое возмущение у Михаила Гнесина , который обвинил его в двуличности: не решаясь критиковать Локшина в профессиональной среде, Хренников атаковал его идеологически с позиции ведущего советского чиновника. [ 15 ] После этой идеологической кампании Локшин был исключен из академических кругов.

Хренников не воспрепятствовал обвинению первой жены Прокофьева, Лины Кодиной , в «шпионстве» после ее ареста НКВД 20 февраля 1948 года. Будучи главой Союза композиторов, Хренников не предпринимал попыток добиться отмены приговора, вынесенного Лине Прокофьевой. или уменьшено. Союз композиторов не помог сыновьям Прокофьева, которых принудительно выселили из квартиры. После возвращения Кодиной из ГУЛАГа Союз советских композиторов ничего не предпринял для улучшения крайне плохих условий жизни ее семьи; выдающиеся певцы Ирина Архипова Первую семью Прокофьева защищали и Зураб Соткилава. После этого семья подвергалась регулярным официальным унижениям. По словам первого сына Прокофьева, Святослава, Союз отказал Кодине в разрешении на поездку в Париж, хотя она была лично приглашена министром культуры Франции на открытие мемориальной доски Прокофьева. Вместо этого Хренников принял участие в этой церемонии всей семьей. Профсоюз также отказал Лине Прокофьевой в разрешении поехать на открытие Сиднейский оперный театр . При этом Святослав Прокофьев отмечал типичную логику советского функционера: иногда Хренников мог помочь, если это не было опасно для его собственного положения и карьеры. [ 16 ] [ сомнительно обсудить ]

Идеологические кампании 1948—49 против музыкального формализма были непосредственно связаны с наступлением на « безродных космополитов », составлявших часть государственного антисемитизма в Советском Союзе , расцветшего после Второй мировой войны. [ 17 ] [ сомнительно обсудить ] Руководство Союза советских композиторов клеймило некоторых композиторов как «сионистских агрессоров» или «агентов мирового империализма», обвиняло их в «идеологически порочных» и «враждебных» явлениях в советской музыкальной культуре. Обвинение в сионизме часто использовалось как оружие против людей разных национальностей, вероисповеданий и взглядов, таких как Николай Рославец . «Борьба с формалистами» велась и в других странах. По словам Дьердя Лигети , после официального визита Хренникова в Будапешт в 1948 году «Чудесный мандарин» Белы Бартока был исключен из репертуара, а картины французских импрессионистов и других были сняты с экспозиций в музеях. [ 18 ]

Хренников и другие функционеры Союза советских композиторов постоянно нападали на наследие русского авангарда, а также на его исследователей. [ 19 ] Например, восточногерманский музыковед Детлеф Гойови [ де ] (1934–2008) подвергся преследованиям из-за его пропаганды на Западе современной советской музыки 1920-х годов. Гойови был объявлен «антисоветским писателем» — до 1989 года ему было запрещено посещать Советский Союз, а некоторые из его публикаций, которые он отправлял советским коллегам, были перехвачены таможней. При этом советским музыковедам, занимавшимся развитием русской авангардной традиции, был официально запрещен выезд за границу. [ 20 ] И снова примером стал Николай Рославец.

Хренников был членом ЦК КПСС с 1950-х годов. [ нужен год ] С 1962 года — представитель в Верховном Совете СССР .

Спустя годы

[ редактировать ]

В последние годы своей жизни Хренников публично заявил о своем неодобрении перестройки , ее лидеров и распада Советского Союза:

Это было предательство со стороны наших лидеров. Я считаю Горбачева и его приспешников, сознательно организовавших гонения на советское искусство, предателями партии и народа [...]». [ 21 ]

В другом интервью той же газете «Завтра» (что означает «Завтра») он охарактеризовал Сталина как «гения», «абсолютно нормального человека», терпимого к критике:

Сталин, по моему мнению, знал музыку лучше, чем кто-либо из нас. […] Как и в классической Древней Греции, так и в Советском Союзе музыка имела величайшее государственное значение. Духовное влияние крупнейших композиторов и художников на формирование умных и волевых людей, прежде всего через радио, было огромным. [ 22 ]

Воспоминания Хренникова были опубликованы в 1994 году. Он умер в Москве в возрасте 94 лет и похоронен в саду дома, где родился, в Ельце.

Композиции

[ редактировать ]

Симфонии

[ редактировать ]
  • Симфония № 1 си-бемоль минор, соч. 4 (1933–35)
  • Симфония № 2 до минор, соч. 9 (1940–42)
  • Симфония № 3 ля мажор, соч. 22 (1973)

Другие симфонические произведения

[ редактировать ]
  • «Мик», сюита для оркестра, соч. 3 (1934)
  • «Много шума из ничего», музыкальное сопровождение, соч. 7 (1935–36)
  • «Дон Кихот» Михаила Булгакова, сюита для оркестра, соч. 10 (1941)
  • «Любовь за любовь», сюита из балета, соч. 24б (1976)
  • «Гусарская баллада», сюита из балета, соч. 25б (1978)

Концерты

[ редактировать ]
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 1 фа мажор, соч. 1 (1932–33).
  • Концерт № 1 для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 14 (1958–59)
  • Концерт для виолончели № 1 до мажор, соч. 16 (1964)
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 2 до мажор, соч. 21 (1972)
  • Концерт № 2 для скрипки с оркестром до мажор, соч. 23 (1975)
  • Три пьесы для скрипки с оркестром, соч. 26б (1978)
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 3 до мажор, соч. 28 (1983–84)
  • Концерт для виолончели № 2, соч. 30 (1986)
  • Фортепианный концерт № 4, для фортепиано, струнного оркестра и ударных, соч. 37 (1991)
  • « В бурю », четыре действия, соч. 8 (1936–39) - Либретто А. Файко и Николая Вирты по роману Н. Вирты «Одиночество».
  • «Деять без родни ( Фрол Скобеев )», комическая опера, соч. 12 (1945–50) - Либретто С. Ценина по пьесе Д. Аверкиева «Фрол Скобеев».
  • «Мать», три действия, соч. 13 (1952–57) - Либретто А. Файко по М. Горького «Мать». роману
  • «Сто чертей и всего одна девушка», оперетта в трёх действиях, соч. 15 (1962–63) - Либретто Е. Шатуновского.
  • «Белая ночь», музыкальная хроника в трёх действиях, соч. 17 (1966) - Либретто Ю. Шанутовского по Толстому.
  • «Низкий зять» (1967) — вторая версия «Фрола Скобеева» (1950).
  • «Мальчик-великан», детская опера в трёх действиях, соч. 18 (1968–69) - Либретто Н. Шестакова и Н. Саца.
  • «Много шума из сердец», три действия (1972–73) — либретто Бориса Покровского по мотивам пьесы Шекспира « Много шума из ничего ».
  • «Доротея», два действия, соч. 27 (1982–83)
  • «Золотой телец», соч. 29 (1984–85) по роману Ильфа и Петрова .
  • «Голый король», комическая опера, соч. 31 (1988)
  • Мюзикл для детей «Чудеса, ох, чудеса!», мюзикл для детей (2001).
  • Мюзикл «В 18:00 после войны» (2003).
  • «Наш двор» (Счастливое детство), детский балет в одном действии, соч. 19 (1970)
  • «Любовь за любовь», два действия, соч. 24 (1976)
  • «Гусарская баллада», три действия, соч. 25 (1978)
  • «Наполеон Бонапарт», соч. 40 (1994)
  • «Капитанская дочка», соч. 41 (1999)

Музыка для спектаклей

[ редактировать ]
  • «Мик» (1934)
  • «Александр Шигорин» (1935–36).
  • «Большой день» (1937)
  • «Без греха виноват» (1937)
  • «Я сын трудового народа» (1938)
  • «Романтики» (1939)
  • «Дон Кихот» Михаила Булгакова (1941).
  • «Давным-давно» (1942)
  • «День рождения» (1944)
  • «Морской офицер» (1944)
  • «Мудрые дела» (1965)
  • «Безродный зять» (1966)

Камерная музыка

[ редактировать ]
  • «Биркенштамм», версия для ансамбля скрипачей (1935)
  • Струнный квартет №1 (?)
  • Струнный квартет №2 (?)
  • Три пьесы для скрипки и фортепиано, соч. 26 (1978)
  • Струнный квартет № 3, соч. 33 (1988)
  • Соната для виолончели и фортепиано, соч. 34 (1989)
  • Пять пьес для деревянных духовых инструментов, соч. 35 (1990)

Фортепианные произведения

[ редактировать ]
  • Пять пьес для фортепиано, соч. 2 (1933)
  • Три пьесы для фортепиано, соч. 5 (1934–35)
  • Пять пьес для фортепиано, соч. 38 (1992)
  • Шесть детских пьес для фортепиано, соч. 42 (2002)

Вокально-хоровые произведения

[ редактировать ]
  • Три романса для голоса и фортепиано по Пушкину, соч. 6 (1935)
  • Песня «Берёзка» для голоса и фортепиано (1935)
  • Три песни для голоса и фортепиано, соч. 7b, из музыки «Много шума из ничего», соч. 7 (1935–36)
  • «Три кастрюли», песня для голоса и фортепиано (1939)
  • Песня «Мы — хозяева войны» для хора и фортепиано (1941).
  • «Песенка о москвичке», песня для голоса и фортепиано (1941).
  • «Песня о дружбе», песня для голоса и фортепиано (1941).
  • Пять романсов для голоса и фортепиано по мотивам Роберта Бернса, соч. 11 (1942)
  • «Прощание», песня для голоса и фортепиано (1942)
  • «На Севере есть добрый город», песня для хора и фортепиано (1942).
  • «Новогодняя», песня для голоса и фортепиано (1942)
  • Песня «Все за Родину», песня для хора и фортепиано (1942).
  • «Уралцы — великие воины», песня для хора и фортепиано (1942).
  • «Песня Советского Союза», песня для хора и фортепиано (1943).
  • «Песня Лучина», песня для хора и фортепиано (1943).
  • «Песня о песне», песня для голоса и фортепиано (1944).
  • «В ожидании дома», песня для голоса и фортепиано (1944)
  • «Московские окна», песня для голоса и фортепиано (1960)
  • «Утренняя песня», песня для голоса и фортепиано (1960)
  • Песня «Наша Советская страна» для хора и фортепиано (1964).
  • Три стихотворения для хора, соч. 20 (1971)
  • Три сонета У. Шекспира для голоса и фортепиано, соч. 32 (1988)
  • Три песни на стихи Некрасова для хора а капелла, соч. 36 (1990)
  • Пять романсов на стихи Ивана Бунина, соч. 39 (1992)
  • «Татьянин день», вальс, для голоса и фортепиано (2004) – по имени Михаила Ломоносова

Музыка из кино

[ редактировать ]

Записи (очень неполный список)

[ редактировать ]
  • Piano Concertos No. 1–3. Tikhon Khrennikov (piano), USSR State Symphony Orchestra , conducted by Yevgeny Svetlanov . [ 23 ]
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 4, Струнный квартет № 1, Соната для виолончели, Песни. [ 23 ]
  • Симфонии № 1–3. Государственный симфонический оркестр СССР под управлением Евгения Светланова. Запись 1973, 1978 гг. [ 23 ]
  • Iz-za lesa svestitsya (The half-moon shines) and Spi, Natasha, spi, rodnaya (Sleep, Natasha, sleep, my darling) from Into the Storm (opera) Op. 8; Sam ne znayu pochemu (For some unknown reason) from Mother (Khrennikov opera) Op. 13. Daniil Shtoda (tenor), Philharmonia of Russia , Constantine Orbelian . Delos Records 2005

Интервью

[ редактировать ]

Некоторые из упомянутых выше высказываний Хренникова включены в документальный фильм Notes interdites: scènes de la vie musice en Russie Soviétique» (английское название: The Red Baton ) Бруно Монсенжона « 2004 года . [ 24 ] [ 25 ]

Хренников дал интервью бывшему корреспонденту Би-би-си Мартину Сиксмиту для радиошоу Би-би-си в 2006 году «Вызов тишине» . В нем Хренников опроверг предположение о том, что он был в центре критики таких композиторов, как Прокофьев и Шостакович. [ нужны разъяснения ] хотя он выразил гордость тем, что он «был комиссаром Сталина. Когда я сказал нет!» (кричит), это означало «нет». [ 26 ]

Признание

[ редактировать ]
Маркированный конверт, выпущенный к 100-летию со дня рождения Тихона Хренникова. Почта России , 2013.
Призы
вторая степень (1942) — на музыку к опере «Свинарка и пастух» (1941)
второй класс (1946) — на музыку к «Шесть вечера» (1944)
второй класс (1952) — на музыку к опере «Донецкие угольщики» (1950).
Титулы
Награды
Международные награды и звания

Котировки

[ редактировать ]

Хренникову приходилось принимать участие в репрессиях против Шостаковича в период проведения «линии партии» в музыке, но в отличие от руководства Союза советских писателей он никогда не занимался политическими репортажами о своих коллегах.

- К. А. Залесский, Сталинская империя: Биографический энциклопедический словарь. [ 27 ]

Хренников не только пережил репрессивное правление Сталина, но и жил комфортно при смене советских правителей и последовавших за ним постсоветских президентов: Хрущева, Брежнева, Андропова, Черненко, Горбачева, Ельцина и Путина. Он остается влиятельной музыкальной фигурой: он профессор Московской консерватории и последние 25 лет является председателем конкурса Чайковского. В родном Ельце его дом превращен в музей и художественную школу, а в его честь установлен памятник. Его соцреалистические произведения регулярно исполняются, а песни остаются такими же популярными, как и прежде. Долгая и невероятная карьера Хренникова началась в 1948 году, когда Сталин лично выбрал его руководителем Союза советских композиторов. Его первым достижением на этом посту стала атака на абстрактную, «формалистическую» музыку в речи на Первом съезде композиторов в 1948 году, через два месяца после печально известного Постановления ЦК, осуждавшего «формализм» Шостаковича, Прокофьева и других. . "Хватит этих симфонических дневников - этих псевдофилософских симфоний, прикрывающихся своими якобы глубокими мыслями и утомительным самоанализом", - провозгласил он. «Вооруженные четкими партийными установками, мы остановим все проявления формализма и народного упадка».

—  Vadim Prokhorov, Andante , 24 June 2003

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Питер Роллберг (2009). Исторический словарь российского и советского кино . США: Роуман и Литтлфилд. стр. 348–350. ISBN  978-0-8108-6072-8 .
  2. ^ Tikhon Khrennikov at IMDb
  3. ^ Jump up to: а б Некролог The Economist от 1 сентября 2007 г., стр. 73
  4. ^ Vystuplenie tov. Khrennikova. – Protiv formalizma i fal’shi. Tvorcheskaya diskussiya v Moskovskom soyuze sovetskikh kompozitorov (Comrade Khrennikov’s speech. - Against formalism and falseness. Creative discussion in the Moscow Union of Soviet Composers). Sovetskaya Muzika , 1936, №3, p. 45.
  5. ^ Sovetskaya muzika, 1937, № 6, p. 5.
  6. ^ Цитата: Козинн, Аллан (15 августа 2007 г.). «Тихон Хренников, плодовитый советский композитор, умер в 94 года» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 21 марта 2011 г.
  7. Свинарка и пастух (Они встретились в Москве) на IMDb.
  8. ^ Valentina Rubtsova (Ed.). Tak eto bilo. Tikhon Khrennikov o vremeni i o sebe ( That's how it was. Tikhon Khrennikov about his time and himself ). Moscow, 1994, p. 84-85.
  9. ^ Барнетт, Роб (Ред.). «Хренников: Три симфонии» . МьюзикВеб Интернэшнл . 6 апреля 2006 г. Проверено 26 февраля 2009 г.
  10. ^ МакСмит, Энди (2015). Страх и муза сторожили, Русские мастера - от Ахматовой и Пастернака до Шостаковича и Эйзенштейна - при Сталине . Нью-Йорк: Нью Пресс. стр. 266–67. ISBN  978-1-59558-056-6 .
  11. ^ "Генеральным секретарём назначить Хренникова" . Literaturnaya Gazeta . 19 June 2013.
  12. ^ "Tikhon Nikolaevich Khrennikov" .
  13. ^ Яша Немцов . « Я давно мёртв» — Композиторы в ГУЛАГе: Всеволод Задерацкий и Александр Веприк». Восточная Европа , 6/2007, стр. 315–340.
  14. ^ Тихон Хренников: «За новый подъем советской музыки»). Советская музыка , 1949, № 12, с. 51; также: А.А. Местонахождение: Зла Гений см . . 3-е, переработанное и расширенное изд. Москва, 2003, с. 93-94
  15. ^ Марина Лобанова: «Эстет, протестующий, жертва режима: Судьба Александра Локщина в политико-культурном контексте советской эпохи», в: М. Лобанова, Э. Кун (ред.): Неизвестный гений: Симфонист Александр Локшин. Монографии-отзывы-документы-оценки . Берлин 2002, с. 32
  16. ^ Valentina Chemberdzhi. Dvadtsaty vek Lini Prokof’evoy ( Lina Prokofieva‘s twentieth century ). Moscow, 2008, pp. 250, 259-260, 263-264
  17. ^ Бенджамин Пинкус. Советское правительство и евреи 1948–1967: документированное исследование . Издательство Кембриджского университета, 1984. стр. 101, 112–113, 158–159, 491, 510.
  18. ^ «Я не вижу противоречия между традицией и современностью!». «Дьёрдь Лигети в разговоре с Мариной Лобановой»: Оркестр 12/1996, стр. 10–11.
  19. ^ М. Лобанова: «Он был выбран временем»: Феномен Тихона Хренникова». В «Шостаковиче в Германии» (= Шостаковичские исследования, Том 1). Издано Х. Шмаленбергом ( Studia slavica musicologica , Том 13). Берлин, 1998, стр. 117–139.
  20. ^ Детлеф Годёви (2008). Уроки музыки: наблюдения, гонения и хроника нового музыкального искусства . Дор. ISBN  978-3-936655-54-4 .
  21. Тихон Хренников: "Я чист перед музыкой и народом..." ("Я невиновен перед музыкой и народом..."). Завтра , № 41 (254), 13 октября 1998 г. "Тихон Хренников: __ «Я ЧИСТ ПЕРЕД МУЗЫКОЙ И НАРОДОМ...»" (in Russian). Archived from the original on 5 December 2009 . Retrieved 2 October 2009 .
  22. ^ Tikhon Khrennikov: "Stalin znal muziku luchshe nas ..." ("Stalin knew music better than we ..."). Zavtra , № 39 (671), 27th September 2006. "Тихон Хренников: __ «СТАЛИН ЗНАЛ МУЗЫКУ ЛУЧШЕ НАС...»" (in Russian). Archived from the original on 5 December 2009 . Retrieved 2 October 2009 .
  23. ^ Jump up to: а б с Вульф, Джонатан (декабрь 2006 г.). «[обзор компакт-диска]» . musicweb-international.com . Проверено 27 июня 2013 г.
  24. ^ Запрещенные ноты: сцены из музыкальной жизни Советской России : запись на WorldCat
  25. ^ Джоан О'Коннор. " Запрещенные ноты: сцены из музыкальной жизни Советской России (рецензия)". Примечания – Том 65, номер 3, март 2009 г., стр. 567–570. Доступно онлайн на веб-сайте Project MUSE .
  26. ^ Мартин Сиксмит (15 июля 2006 г.). «Тайный бунтарь» . Хранитель . Проверено 22 марта 2011 г.
  27. ^ K. A. Zalessky. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь ( Stalin's Empire: A Biographical Encyclopedic Dictionary ), Veche, Moscow, 2000.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f01efcc64749e7cd1cf521cfe1cf4779__1715235060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f0/79/f01efcc64749e7cd1cf521cfe1cf4779.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tikhon Khrennikov - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)