Aleksandr Lokshin
Александр Лазаревич Локшин ( русский : Алекса́ндр Ла́заревич Локш́н ) (1920–1987) — советский композитор классической музыки . Родился 19 сентября 1920 года в городе Бийске Алтайского края Западной Сибири и умер в Москве 11 июня 1987 года.
Поклонник Малера и Альбана Берга, он создал свой музыкальный язык; он написал одиннадцать симфоний плюс симфонические произведения, в том числе «Цветы зла» (1939, на Бодлера стихи ), «Три сцены из Гете» » «Фауста (1973, 1980), кантату «Матер скорби» (1977, на стихи из Ахматовой » « Реквиема ). . Только его Четвертая симфония чисто инструментальная; все остальные его симфонии включают вокальные партии. На стихи Киплинга написана Симфония № 3 Локшина, на музыку из Симфонии № 4 поставлен балет « Федра» . Локшин также написал цикл фортепианных вариаций для Марии Гринберг (1953) и еще один для Елены Кушнеровой (1982).
Жизнь
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Отец композитора Лазарь Локшин был бухгалтером, мать Мария Короткина — акушеркой.
Сестра Локшина Мария родилась в 1914 году. Семья пострадала от коммунистических репрессий, отец Локшина был отнесен к капиталистам из-за своего мелкого фермерского бизнеса. Их земля и скот были конфискованы, а Марию исключили из медицинской школы за шутку.
После переезда семьи в Новосибирск юного Локшина обучали в школе прекрасные учителя, сосланные в Сибирь из Москвы и Санкт-Петербурга. известный пианист Алексей Штейн, бывший профессор Санкт-Петербургской консерватории Основы фортепианной игры Локшина заложил .
В 1936 году Локшин приехал в Москву с рекомендательным письмом Штейна и был осмотрен Генрихом Нейгаузом (Генрих Нейгауз) директором Московской консерватории . Его приняли в Московское центральное музыкальное училище, а затем, через полгода, приняли в консерваторию, где он учился композиции у композитора Николая Мясковского .
В 1941 году Локшин представил симфоническое произведение «Цветы зла» (запись BIS, 2010 г.). [ 1 ] ) в качестве дипломной работы к окончанию Московской консерватории. Однако, поскольку лирика Шарля Бодлера была признана цензурой противоречащей коммунистической идеологии, Локшину было отказано в дипломе Московской консерватории и не допущено к государственным экзаменам. Тем не менее, он уже был членом Союза композиторов.
Вторая мировая война
[ редактировать ]Во время Великой Отечественной войны Локшин находился в Москве, затем вернулся в Новосибирск. В июле 1941 года он был зачислен в народное ополчение, но после сильной язвы желудка был признан негодным к военной службе. Летом и началом осени 1941 года служил пожарным, тушив зажигательные бомбы на крыше Московской консерватории во время авианалетов; затем его эвакуировали в Новосибирск. Приезд Ленинградского симфонического оркестра в Новосибирск привел к тому, что Евгений Мравинский дирижировал исполнением вокально-симфонической поэмы Локшина « Жди меня» (слова Константина Симонова ). Произведение получило высокую оценку Ивана Соллертинского , что помогло Локшину вернуться в Москву после окончания войны. Он смог сдать государственные экзамены, получил диплом консерватории с Жди меня» дипломной работой « . Затем при поддержке Николая Мясковского Локшин был принят на должность ассистента по инструментальному искусству в Московскую консерваторию. В этом качестве он работал с 1945 по 1948 год, единственная рабочая должность, которую занимал композитор за всю свою жизнь.
The Zhdanov purges
[ редактировать ]В разгар антикосмополитической кампании и музыкальных чисток 1948 года, руководимой Андреем Ждановым , Локшин был исключен из Московской консерватории за популяризацию среди студентов считавшейся идеологически чуждой музыки Малера , Альбана Берга , Стравинского и Шостакович . [ 2 ] Попытки Николая Мясковского, Марии Юдиной и Елены Гнесиной найти ему другую работу не увенчались успехом, и всю оставшуюся жизнь Локшин поддерживал свою семью, сочиняя музыку для кино и театра.
Обвинение в том, что я был информатором НКВД.
[ редактировать ]обвинили Локшина После смерти Сталина Александр Есенин-Вольпин и Вера Прохорова в том, что он был информатором НКВД . [ 3 ] Локшин отрицал, что когда-либо был информатором, и не доказано, что он был информатором. [ 4 ]
По словам сына Локшина, композитор стал жертвой клеветы, и реальным источником обвинения в том, что Локшин был информатором, были не бывшие узники ГУЛАГа, а сама сталинская тайная полиция, которая использовала практику обмана своих жертв путем перенаправления свои подозрения. Сын Локшина утверждал, что целью этих усилий была защита действующего агента охранки. Доводы и документы, полученные сыном Локшина [ 5 ] уговорила Елену Боннэр [ 6 ] заступиться за Локшина. 8 января 2009 года Боннэр написала: «С определенного момента я больше не имею никакого отношения к музею [т.е. к Сахаровскому центру]… поскольку я не нашла адреса Александра Локшина [т.е. сына композитора] [прошу] сообщить ему, что я попросил члена Общественной комиссии попросить директора музея убрать с сайта материалы, упомянутые Александром Локшиным. И более того – я всегда настороже, когда рассматриваю все якобы. демаскирующие материалы, и в большинстве случаев я им не доверяю». Нельзя также обойти вниманием тот исторический факт, что Реквием Локшина был исполнен на закрытии IV конференции «Сопротивление в ГУЛАГе» (2002 г.). [ 7 ]
Исполнения музыки Локшина
[ редактировать ]В результате этих обвинений исполнения его музыки стали редкими и встретили сопротивление со стороны либерально мыслящих интеллектуалов, в частности Геннадия Рождественского , который какое-то время отказывался исполнять музыку Локшина. [ нужна ссылка ] (хотя ранее он записал одну из симфоний и дал премьеру Третьей во время работы с оркестром BBC). Тем не менее, большинство произведений Локшина исполнялись и записывались эпизодически. его сочинений, которые так и не были исполнены, — Симфония № 6 на стихи Александра Блока и Тараканище « » комическая Среди оратория (на стихи Корнея Чуковского , считающиеся содержащими антихрущевский подтекст ) . Рудольф Баршай в сотрудничестве с Виктором Поповым подготовил к исполнению Шестую симфонию, однако исполнение этого произведения было запрещено Коммунистической партией как слишком скорбное для советской публики. Среди собственных сочинений Локшина, исполнения которых он никогда не слышал, — кантата Mater Dolorosa (1977) на стихи из Ахматовой » «Реквиема , запрещенного в то время в Советском Союзе. В 1981 году Локшин передал партитуру «Матери скорби» за границу Рудольфу Баршаю. Однако исполнить эту композицию на Западе Баршаю было невозможно ввиду непредсказуемых последствий, которые это могло иметь для Локшина. Исполнение Баршаем оперы Локшина Реквием по закрытию IV Международной конференции «Сопротивление в ГУЛАГе» (Москва, 29 мая 2002 г.) стал первым важным шагом на пути к посмертной реабилитации Локшина. [ 8 ]
Список композиций
[ редактировать ]- [1939] «Цвета зла» , симфоническая поэма на стихи Шарля Бодлера. Для сопрано и БСО. 25 мин.
- [1942] Жди меня , симфоническая поэма на стихи К. Симонова. Для меццо-сопрано и БСО. 15 мин.
- [1947] Детская сюита для двух фортепиано. 19 мин.
- [1952] Венгерская фантазия для скрипки и БСО. 15 мин.
- [1952] Авторская транскрипция Венгерской фантазии для скрипки и фортепиано. 15 мин.
- [1953] Вариации для фортепиано. 24 мин.
- [1955] Квинтет для кларнета и струнного квартета. 23 мин.
- [1957] Симфония № 1 ( Реквием ) для БСО и смешанного хора. К средневековому латинскому тексту ( Dies irae ). 43 мин.
- [1960] В джунглях , сюита для БСО. 25 мин.
- [1960–1970] Фортепианные пьесы для детей.
- [1961?] На озерах Казахстана , сюита для БСО. 10 мин.
- [1962] «Тараканище » , краткая шуточная оратория для БСО и смешанный хор на стихи К. Чуковского. 12 мин.
- [1963] Симфония № 2 ( Греческие эпиграммы ) для БСО и смешанный хор на стихи древнегреческих поэтов. 33 мин.
- [1966] Симфония № 3 для баритона, БСО и мужского хора на стихи Р. Киплинга. 32 мин.
- [1968] Симфония № 4 для БСО. 15 мин.
- [1968] «Говоря вслух» , симфоническая поэма для баса и БСО на стихи Маяковского. 20 мин.
- [1969] Симфония № 5 ( Сонеты Шекспира ) для баритона, струнного оркестра и арфы. 17 мин.
- [1971] Симфония № 6 для баритона, БСО и смешанного хора на стихи Александра Блока. 40 мин.
- [1972] Симфония № 7 для контральто и камерного оркестра на стихи средневековых японских поэтов. 20 мин.
- [1973] Песни Маргариты Гете для сопрано и БСО на стихи из «Фауста» (перевод на русский язык Пастернака). 22 мин.
- [1973] Симфония № 8 для тенора и БСО на стихи Пушкина ( «Песни западных слябян »). 28 мин.
- [1975] Симфония № 9 для баритона и струнного оркестра на стихи Леонида Мартынова (1905–1980). 23мин.
- [1976] Симфония № 10 для контральто, смешанного хора, БСО и органа на стихи Н. Заболоцкого. 33 мин.
- [1976] Симфония № 11 для сопрано и камерного оркестра на стихи Луиса де Камоэнса . Посвящается Рудольфу Баршаю. 20 мин.
- [1977] Mater Dolorosa Ахматовой , кантата для меццо-сопрано, БСО и смешанного хора на стихи из Реквиема и Русской панихиды. 23 мин.
- [1978] Квинтет для двух скрипок, двух альтов и виолончели (памяти Дмитрия Шостаковича). 23 мин.
- Гете [1980] Три сцены из «Фауста» , моноопера для сопрано и БСО на стихи из « Фауста » Гете (перевод на русский язык Бориса Пастернака). 36 мин.
- [1981] Квинтет из слов Франсуа Вийона для тенора и струнного квартета на стихи Вийона в переводе (неэквиритмически) на русский язык Эренбургом. 13 мин.
- [1981] Искусство поэзии для сопрано и камерного оркестра на стихи Н. Заболоцкого. 9 мин.
- [1981] Авторская транскрипция «Искусства поэзии» для сопрано и фортепиано.
- [1982] Прелюдия и тема с вариациями для фортепиано. Посвящается Елене Кушнеровой. 8 мин.
- [1983] Первая симфониетта для тенора и камерного ансамбля на стихи Игоря Северянина. 13 мин.
- [1983] Три стихотворения Федора Сологуба для сопрано и фортепиано. 13 мин.
- [1983] Вариации для баса и духового оркестра на ранние стихи Н. Тихонова. 13 мин.
- [1984] Струнный квартет. 23 мин.
- [1985] Вторая симфониетта для сопрано и расширенного камерного оркестра на стихи Ф. Сологуба. 15 мин.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Локшин — Цветы Зла на BIS» .
- ^ «Баршай дирижирует «Ла Верди» на музыку Локшина и Бетховена» . Голос . 8 октября 2008 г. Архивировано из оригинала 22 июля 2011 г. . Проверено 17 августа 2010 г.
- ^ «Леон Ботштейн и Американский симфонический оркестр представляют музыку постсталинского Советского Союза «После оттепели» в Линкольн-центре в среду, 24 февраля» . Журнал НойФутур . 4 февраля 2010 г. Проверено 12 апреля 2023 г. В этой статье говорится, что «двое бывших узников советского ГУЛАГа обвинили Локшина в том, что он был информатором, но он это отрицал». См. также http://intoclassics.net/publ/5-1-0-303 для получения дополнительной информации и комментариев сына Локшина.
- ^ Смит, Стив (28 февраля 2010 г.). «Ослабление узды композиторов после Сталина» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 16 августа 2010 г.
- ^ "Concerning Lokshin (О Локшине)" . Retrieved 12 April 2023 .
- ^ "Сетевой портал "Заметки по еврейской истории" • Просмотр темы – Александр А. Локшин ОТКРЫТЫЕ ПИСЬМА" . Berkovich-zametki.com. 2008-11-20 . Retrieved 2010-08-17 .
- ^ http://old.mospravda.ru/issue/2012/05/04/article31511/ Архивировано 30 сентября 2017 г. в Wayback Machine ; в этой связи см. также http://intoclassics.net/publ/5-1-0-303.
- ^ «Мосправда» . Архивировано из оригинала 30 сентября 2017 года . Проверено 10 января 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сайт Александра Лазаревича Локшина – здесь можно послушать его музыку и прочитать на английском языке важнейшие фрагменты его биографии.
- Страница Локшина на сайте Рудольфа Баршая
- Локшинский раздел сайта советских композиторов, поддерживаемый Онно ван Риеном.
- Леон Ботштейн и Американский симфонический оркестр представляют музыку постсталинского Советского Союза «после оттепели» в Линкольн-центре в среду, 24 февраля , журнал NeuFutur, 4 февраля 2010 г. Американский симфонический оркестр дал премьеру Симфонии № 4 (1968 г.) в США. ) на этом концерте.
- Исполнения музыки Локшина
- Обзор концерта в Нью-Йорке . Несколько слов о Локшине: в молодости он был известен как ведущий знаток Малера и Стравинского, а Шостакович объявил его «гением». Советские власти неудивительно, что он был объявлен «декадентом» и «декадентом». «формалистом» именно по той причине, что его музыку можно ценить как естественное продолжение музыки предыдущего столетия. После смерти Сталина Локшин мог бы найти некоторое улучшение ситуации, и его положение. Квинтет кларнетов 1955 года действительно отражает некоторые проблески оптимизма, однако его также обвинили (ложно, как выяснилось только в последние годы) в том, что он был информатором НКВД-КГБ, и поэтому подвергся остракизму даже со стороны тех, кто присоединился к нему. Подводя итог, для тех, кто задается вопросом, почему американская премьера происходит через 31 год после смерти композитора и через 63 года после даты написания произведения, так трагично и преступно. Причина в несправедливости – трясина советской клеветы и запутывания распутывается медленно, но что обнадеживает, так это то, что всегда есть те, кто заинтересован в поиске истины и художественных сокровищ, независимо от того, сколько лет спустя».