Михаил Гнесин
Михаил Гнесин | |
---|---|
Рожденный | Ростов-на-Дону , Россия | 2 февраля 1883 г.
Умер | 5 мая 1957 г. Москва , Россия | ( 74 года
Место захоронения | Новодевичье кладбище |
Образование | Ростовский технический институт |
Род занятий | Композитор, педагог |
Mikhail Fabianovich Gnessin ( Russian : Михаил Фабианович Гнесин ; sometimes transcribed Gnesin ; 2 February [O.S. 21 January] 1883 – 5 May 1957) [ 1 ] был русско- еврейским композитором и педагогом. [ 1 ] Произведения Гнесина «Маккавеи» и «Юность Авраама» принесли ему прозвище «еврейский Глинка». [ 1 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Гнесин родился в Ростове-на-Дону , Россия, в семье раввина Фабиана Осиповича Гнесина и Беллы Исаевны Флетцингер. [ 2 ] [ 3 ] Его дедушка Йшайя также был известным певцом и бадченом (свадебным конферансье) в Вильнюсе . [ 4 ] Каждый из детей Гнесиных, по-видимому, обладал музыкальным талантом, а три старшие сестры Гнесиных, Евгения, Елена и Мария, с отличием окончили Московскую консерваторию . [ 5 ] Его сестры в 1895 году основали Государственное музыкальное училище имени Гнесиных (ныне Российская музыкальная академия имени Гнесиных), элитную музыкальную школу в Москве. [ 5 ]
Гнесин учился с 1892 по 1899 год в Ростовском техническом институте . [ 1 ] В 1901 году поступил в Петербургскую консерваторию , где учился у Николая Римского-Корсакова , Александра Глазунова и Анатолия Лядова . [ 1 ] В 1905 исключен за участие в студенческой забастовке во время Революции 1905 . [ 1 ] В следующем году он был восстановлен в должности. [ 1 ] В 1908 году его ранние работы Врубеля были удостоены премии имени Глинки. [ 1 ] В том же году он помог основать вместе с Лазаром Саминским Любовь Штрайхер , [ 6 ] и др., Общество еврейской народной музыки . В этот период Гнесин продолжал принимать участие в социалистической деятельности, обучая музыке заводских рабочих в рабочих клубах. [ 1 ]
Среди других ранних произведений Гнесина был «Симфонический фрагмент» (соч. 4), основанный на Шелли поэме «Освобожденный Прометей» . [ 1 ] Но большая часть его творчества в это время и в будущем была связана с еврейскими традиционными музыкальными стилями, которые становились все более популярными в России до 1914 года. [ 7 ]
Незадолго до революции еврейская музыка и музыканты в России переживали националистический бум. Такие деятели, как Римский-Корсаков и Стасов, активно поощряли создание такой школы... и царские, и советские власти были не слишком довольны этим развитием и неохотно давали разрешение на создание народной стороны еврейской культуры, а не на создание такой школы. открыто еврейское националистическое композиционное движение. Парадоксально, но число еврейских исполнителей в русской культуре было огромным и включало множество всемирно известных имен. [ 8 ]
В 1911 году Гнесин выехал за границу, учился в Берлине и Париже . [ 1 ] Затем он провел год (1912–1913), обучаясь в мастерской Всеволода Мейерхольда в Санкт-Петербурге. [ 1 ] В 1913 году Мейерхольд открыл небольшую театральную школу, известную как «Студия доктора Дапертутто». [ 9 ] За символическую плату студентам предоставлялись занятия по истории театра, комедии дель арте , сценическому движению, а также практическим занятиям музыкой и речью. Последний класс вел Гнесин. [ 9 ]
Актеры в студии доктора Дапертутто в Санкт-Петербурге учились «музыкальности», а голосовая и речевая работа была включена в курс «Музыкальная интерпретация драмы», который вел композитор Михаил Гнесин. Гнесин включал в свои занятия простые и сложные формы хоровой речи и большое количество пения, да и вообще анализировал речь как песню, так что актеры часто для упражнения пели более длинные речи. [ 9 ]
Позже в том же году Гнесин вернулся в Ростов, где продолжил преподавать. [ 1 ] Он оставался там до 1923 года. [ 1 ]
Игорь Стравинский , знавший Гнесина до революции 1917 года , так описывал его годы спустя:
Сам Гнесин был яркой личностью. Он одевался как ортодоксальный еврей, но в то же время придерживался радикально антисектантских политических и социальных взглядов. Однажды, после того как мы вместе пообедали, я отправил ему записку, в которой сказал, что рад нашему «сочувственному взаимопониманию». Он ответил мне удивленным и слегка шокированным тоном, сказав, что ему очень жаль, но я ошибся; он не чувствовал такой симпатии. Это было типично для Гнесина, и, наверное, этим объясняется, почему я его помню. [ 10 ]
После революции
[ редактировать ]После революции у Гнесина и его музыки поначалу дела шли неплохо. [ 11 ] Традиционное еврейское искусство, включая музыку, процветало в этот период, а новое советское правительство поощряло еврейскую националистическую музыкальную школу. [ 8 ] [ 12 ] В этот период Гнесин создал несколько произведений, среди них: «Песни старой страны» (1919); Маккавеи (1921 г.); Юность Авраама (1922); «Песнь песней» (1922); Еврейский оркестр на балу городского пристава (1926); Рыжий Мотель (1926–1929); Десять еврейских песен (1927). [ 13 ]
Развивая интерес к традиционной еврейской музыке, Гнесин побывал в Палестине в 1914 году, а затем снова в 1921 году. [ 1 ] [ 14 ] Во время последнего визита он «на несколько месяцев уединился в диких горных пейзажах Баб-эль-Вада», где написал первый акт своей оперы «Юность Авраама» . [ 15 ] Он ненадолго подумывал об эмиграции в Палестину, но «разочаровался» и вернулся в Советский Союз. [ 15 ]
Автор и музыкальный критик Дэвид Юэн написал в журнале Composers Today :
В этой музыке есть огонь и безумие; ритмы несутся во всех направлениях, как ветер в урагане. Но у всего этого хаоса есть мерцающая подоплека; пронзительный голос во всем этом взрыве. В этой музыке слышится странный еврейский пафос. Тот же пафос, с которым Исайя предупреждал свой любимый народ о предстоящей и неминуемой гибели, тот же пафос, с которым Израиль думает о своем долгом изгнании во недружественные страны, – тот же пафос можно найти в операх Гнесина. [ 1 ]
Его педагогическая карьера также процветала. С 1923 по 1935 год Гнесин преподавал в Институте имени Гнесиных; он одновременно работал профессором композиции в Московской консерватории с 1925 по 1936 год. [ 1 ] В 1945 году Гнесин стал руководителем Института имени Гнесиных. [ 1 ]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]Гнесин, как и многие художники еврейского происхождения, в 1930-е годы столкнулся с растущей дискриминацией. [ 1 ]
Положение евреев в Советском Союзе всегда было трудным, поскольку, в отличие от других этнических меньшинств, еврейская культура никогда не получала официальной поддержки, за исключением 1920-х годов... Например, пятитомная « История музыки народов СССР» . СССР дает информацию об очень небольших этнических меньшинствах, в то время как евреи, насчитывающие около трех миллионов человек, игнорируются. После конца 1930-х годов упоминания о еврейской музыке вообще исчезают из советских справочников. Показательно, что в Большой советской энциклопедии 1932 года евреям было посвящено восемь-две страницы; в издании 1952 года одна страница (посвящена евреям)! В библиографии к этой скудной статье есть классический антисемитский текст из Германии. [ 8 ]
Гнесин был вынужден отказаться как от своих «прогрессивных тенденций», так и от интереса к музыке с «откровенно еврейской тематикой». [ 1 ] [ 16 ] Его педагогическая карьера также пострадала. Хотя он сохранял свою должность номинального руководителя Института имени Гнесиных до своей смерти, в конце 1940-х годов сестра Гнесина, Елена, была вынуждена приверженцами Коммунистической партии уволить его с преподавательской работы. [ 17 ]
Помимо консерватории, репрессиям подверглись и другие учебные заведения; В результате антикосмополитической кампании Музыкальный институт имени Гнесиных получил приказы и уведомления от вышестоящих органов об увольнении различных сотрудников, наиболее выдающимся из которых был композитор и педагог Михаил Гнесин. Елена Фабиановна Гнесина почувствовала, как по-другому изменились ее отношения с Комитетом по делам искусств. Она обнаружила устрашающие сообщения и клеветнические письма, направленные против нее и Михаила Фабиановича. К сожалению, у нее не было другого выхода, кроме как освободить ее брата от его преподавательских обязанностей, чтобы избежать худшей участи. [ 17 ]
Преподавательская карьера Гнесина и дискриминационная политика его эпохи также означали, что после 1935 года его сочинения стали менее плодовитыми.
Гнесин числил Арама Хачатуряна и русского композитора Тихона Хренникова . Среди своих учеников [ 18 ]
Умер в Москве 5 мая 1957 года, похоронен на Новодевичьем кладбище . [ 17 ]
Работает
[ редактировать ]Сочинения
[ редактировать ]- O prirode muzikal'novo iskusstva i o russkoy muzyke. Muzykal'nyy Sovremennik, 3 ( 1915):5.
- Cherkesskie pesni. Narodnoe tvorchestvo, 12 ( 1937).
- Muzykal'nyy fol'klor i rabota kompozitora. Muzyka, 20 ( 1937).
- Nachal'nyy kurs prakticheskoy kompozitsii. Moscow, 1941/ 1962.
- Максимилиан Штейнберг. СовМуз, 12 ( 1946):29.
- O russkom epicheskom simfonizme. SovMuz, 6 ( 1948):44; 3 ( 1949):50; 1 (1950):78.
- Mysli i vospominaniya o N. A. Rimskom-Korsakove. Moscow, 1956.
- Автобиография , в кн. Р. Глейзер, М. П. Гнесин (Москва, 1961 (рус.)), иврит пер. в Тацлиле, 2 (1961).
Композиции
[ редактировать ]- Оп.1. Четверть пьесы (Бальмонт, Жуковский, Галиной) pour chant et фортепиано
- Оп.3. 2 песни (Пушкин) для голоса и фортепиано.
- Оп.4. Прометей освобожденный. Симфонический фрагмент по мотивам Шелли (1908)
- Оп.5. Песни Бальмонта для голоса и фортепиано.
- Оп.6. Рут. Драматическая песня для голоса с оркестром (1909)
- Балаган (Блок) для голоса и фортепиано/оркестра (в некоторых источниках указано как Op.6 (1909)
- Вверх.7. Соната-баллада для виолончели и фортепиано (1909)
- Op.8. Vrubel' (Bryusov). Symphonic Dithyramb for orchestra and voice (1911)
- Оп.9. Композиции для голоса и фортепиано.
- Оп.10. Посвящения (Иванову, Бальмонту и Сологубу) для голоса и фортепиано (1912–1914)
- Iz pesen' moevo deda for violin and piano (1912)
- Оп. 11 Реквием для фортепианного квинтета (1912–1914)
- Оп.12. Червь-завоеватель по мотивам По для голоса с оркестром (1913)
- Оп.13. Антигона (Софокл, пер. Мережковского). Музыка для музыкально-декламационного чтения монологов и хоров (1912–1913).
- Нигун для Шика Файфера для скрипки и фортепиано (1914)
- Оп.14. Роза и Крест (Блок). Случайная музыка (1914)
- Оп.15. Розовый сад (Иванов) для голоса и фортепиано
- Оп.16. Цикл Блока для голоса и фортепиано.
- Вариации на еврейскую тему для струнного квартета (1916)
- Оп.17. Финикийки (Еврипид, пер. Анненский). Случайная музыка (1912–1916)
- Оп.18. Из Шелли (Шелли, пер. Бальмонта) для музыкальной декламации и фортепиано.
- Net, ne budi zmeyu
- Песня Беатриче из трагедии «Ченчи».
- Оп.19. Царь Эдип (Софокл, пер. Мережковского). Музыка для музыкальной декламации хоров (1915)
- Оп.20. Песни Адониса (по Шелли) для оркестра (1917)
- Оп.22. Сологубский цикл для голоса и фортепиано.
- Оп.24. Вариации на еврейскую тему для струнного квартета (1917)
- Траурные танцы для оркестра (1917)
- Оп.26. Сапфические строфы для голоса и фортепиано
- Op.28. Pesnya stranstvuyushchevo ritsarya for string quartet and harp (1917)
- Оп.30. Песни старой страны. Симфоническая фантазия (1919)
- Оп.32. Еврейские песни для голоса и фортепиано
- Оп.33. Еврейские песни для голоса и фортепиано
- Маккавеи. Опера (1921)
- Op.34. Pesnya stranstvuyeshchevo rytsarya for cello and piano (1921)
- Оп.34. Еврейская народная песня для виолончели и фортепиано.
- Оп.36. Юность Авраама. Опера (1923)
- Zvezdnye sny (stage work) (1923)
- Оп.37. Еврейские песни для голоса и фортепиано (1926)
- Оп.38. Песня на иврите для голоса и фортепиано
- Оп.39. Примеры музыкального чтения (Декламация и фортепиано)
- Оп.40. 1905–1917 (Есенин). Симфонический памятник для голосов, хора и оркестра (1925 г.)
- Оп.41. Ревизор (Гоголь). Случайная музыка (1926)
- Evreiskiy orkestr na balu u Gorodnichevo for orchestra (some sources give Op.41) (1926)
- Оп.42. Еврейские песни для голоса и фортепиано
- Оп.43. Соната для скрипки и фортепиано (1928)
- Оп.44. «История рыжего Моттеле» (Уткина) для голоса и фортепиано (1926–1929)
- Оп. 45. Азербайджанские народные песни для струнного квартета (1930)
- Оп.48. Адыгея для скрипки, альта, виолончели, кларнета, валторны и фортепиано (1933)
- Op.50. V Germanii (Svetlov) for chorus and orchestra (1937)
- Соч.51. 2 песни Лауры (Пушкина) для голоса и фортепиано
- Соч.53. Песни Адыгеи для фортепианного дуэта.
- Соч.55. Амангельды (Джамбул). Героическая песня (1940)
- Соч.57. Элегия-пастораль для фортепианного трио (1940)
- Кантата Красной Армии (1942–1943).
- Соч.59. Сюита для скрипки и фортепиано (1956)
- Соч.60. Три маленькие пьесы для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано (1942)
- Соч. 63 Фортепианное трио (1947)
- Оп. 64 Фортепианный квартет (Соната-фантазия) для фортепиано, скрипки, альта и виолончели (1947)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Ситски, Ларри. (1994) Музыка репрессированного русского авангарда, 1900–1929, стр. 242–243 и 247 Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press
- ^ Хундерт, Гершон Дэвид. (2008) Энциклопедия евреев Восточной Европы YIVO: Том 2, с. 1595 г., Нью-Хейвен: издательство Йельского университета
- ^ Моисенко, Рена. (1949) Реалистическая музыка: 25 советских композиторов, Лондон: Meridian Book, Ltd.
- ^ Ханох Авенари. «Музыкальный словарь ашкеназских хазаним». Библейский и еврейский фольклор . Блумингтон, Индиана, 1960. стр. 187–198.
- ^ Перейти обратно: а б Филлипс, Энтони и Прокофьев, Сергей. (2006). «Дневники Сергея Прокофьева, 1907–1914: Яркая юность», с. 498 Итака: Издательство Корнельского университета.
- ^ «Саминский, Лазар» . Милкенский архив еврейской музыки . Проверено 28 октября 2021 г.
- ^ Ситски, Ларри. (1994) Музыка репрессированного русского авангарда, 1900–1929, стр. 217, 242–243 и 247 Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press
- ^ Перейти обратно: а б с Ситски, Ларри. (1994) Музыка репрессированного русского авангарда, 1900–1929, с. 217 Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press
- ^ Перейти обратно: а б с Лич, Роберт. (2004) Создатели современного театра: Введение, с. 59 Лондон: Рутледж
- ^ Стравинский, Игорь ; Крафт, Роберт (1963). Диалоги и дневник . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей . п. 47 . Проверено 6 августа 2024 г. - из Интернет-архива.
- ^ Ситски, Ларри. (1994) Музыка репрессированного русского авангарда, 1900–1929, стр. 217–218 Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press
- ^ Мосс, Кеннет Б. (2009) Еврейский ренессанс в русской революции , Кембридж: Harvard Press
- ^ Ситски, Ларри. (1994) Музыка репрессированного русского авангарда, 1900–1929, с. 218 Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press
- ^ Хиршберг, Иоас (1995). Музыка в еврейской общине Палестины 1880–1948: социальная история . Оксфорд: Кларендон Пресс . стр. 44–46, 80–82 . ISBN 0198162421 . Проверено 6 августа 2024 г. - из Интернет-архива.
- ^ Перейти обратно: а б Хиршберг, Иоас (1995). Музыка в еврейской общине Палестины 1880–1948: социальная история . Оксфорд: Кларендон Пресс . п. 81. ИСБН 0198162421 . Проверено 6 августа 2024 г. - из Интернет-архива.
- ^ Эдмундс, Нил. (2004) Советская музыка и общество при Ленине и Сталине: Дубинка и серп. п. 225 Нью-Йорк: Рутледж Керзон
- ^ Перейти обратно: а б с Тэсси, Грегор (2010). Кирилл Кондрашин: его жизнь в музыке . Пугало Пресс . п. 97. ИСБН 9780810869745 . Проверено 6 августа 2024 г. - из Интернет-архива.
- ^ Утечин, С.В. (1961). Краткая обывательная энциклопедия России . Лондон: JM Dent & Sons . п. 202 . Проверено 6 августа 2024 г. - из Интернет-архива.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1883 рождения
- 1957 смертей
- Русские музыканты-мужчины ХХ века
- Русские композиторы ХХ века.
- Композиторы-футуристы
- Русские евреи
- русские оперные композиторы
- Российские оперные композиторы-мужчины
- Музыканты из Ростова-на-Дону.
- Лауреаты Сталинской премии
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени.
- Ученики Анатолия Лядова
- Ученики Николая Римского-Корсакова
- Преподавательский состав Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных
- Еврейские композиторы-классики
- Выпускники Московской консерватории.
- Захоронения на Новодевичьем кладбище.