Jump to content

Михаил Гнесин

Михаил Гнесин
Рожденный ( 1883-02-02 ) 2 февраля 1883 г.
Умер 5 мая 1957 г. ) ( 1957-05-05 ) ( 74 года
Москва , Россия
Место захоронения Новодевичье кладбище
Образование Ростовский технический институт
Род занятий Композитор, педагог

Mikhail Fabianovich Gnessin ( Russian : Михаил Фабианович Гнесин ; sometimes transcribed Gnesin ; 2 February [O.S. 21 January] 1883 – 5 May 1957) [ 1 ] был русско- еврейским композитором и педагогом. [ 1 ] Произведения Гнесина «Маккавеи» и «Юность Авраама» принесли ему прозвище «еврейский Глинка». [ 1 ]

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Гнесин родился в Ростове-на-Дону , Россия, в семье раввина Фабиана Осиповича Гнесина и Беллы Исаевны Флетцингер. [ 2 ] [ 3 ] Его дедушка Йшайя также был известным певцом и бадченом (свадебным конферансье) в Вильнюсе . [ 4 ] Каждый из детей Гнесиных, по-видимому, обладал музыкальным талантом, а три старшие сестры Гнесиных, Евгения, Елена и Мария, с отличием окончили Московскую консерваторию . [ 5 ] Его сестры в 1895 году основали Государственное музыкальное училище имени Гнесиных (ныне Российская музыкальная академия имени Гнесиных), элитную музыкальную школу в Москве. [ 5 ]

Гнесин учился с 1892 по 1899 год в Ростовском техническом институте . [ 1 ] В 1901 году поступил в Петербургскую консерваторию , где учился у Николая Римского-Корсакова , Александра Глазунова и Анатолия Лядова . [ 1 ] В 1905 исключен за участие в студенческой забастовке во время Революции 1905 . [ 1 ] В следующем году он был восстановлен в должности. [ 1 ] В 1908 году его ранние работы Врубеля были удостоены премии имени Глинки. [ 1 ] В том же году он помог основать вместе с Лазаром Саминским Любовь Штрайхер , [ 6 ] и др., Общество еврейской народной музыки . В этот период Гнесин продолжал принимать участие в социалистической деятельности, обучая музыке заводских рабочих в рабочих клубах. [ 1 ]

Среди других ранних произведений Гнесина был «Симфонический фрагмент» (соч. 4), основанный на Шелли поэме «Освобожденный Прометей» . [ 1 ] Но большая часть его творчества в это время и в будущем была связана с еврейскими традиционными музыкальными стилями, которые становились все более популярными в России до 1914 года. [ 7 ]

Незадолго до революции еврейская музыка и музыканты в России переживали националистический бум. Такие деятели, как Римский-Корсаков и Стасов, активно поощряли создание такой школы... и царские, и советские власти были не слишком довольны этим развитием и неохотно давали разрешение на создание народной стороны еврейской культуры, а не на создание такой школы. открыто еврейское националистическое композиционное движение. Парадоксально, но число еврейских исполнителей в русской культуре было огромным и включало множество всемирно известных имен. [ 8 ]

В 1911 году Гнесин выехал за границу, учился в Берлине и Париже . [ 1 ] Затем он провел год (1912–1913), обучаясь в мастерской Всеволода Мейерхольда в Санкт-Петербурге. [ 1 ] В 1913 году Мейерхольд открыл небольшую театральную школу, известную как «Студия доктора Дапертутто». [ 9 ] За символическую плату студентам предоставлялись занятия по истории театра, комедии дель арте , сценическому движению, а также практическим занятиям музыкой и речью. Последний класс вел Гнесин. [ 9 ]

Актеры в студии доктора Дапертутто в Санкт-Петербурге учились «музыкальности», а голосовая и речевая работа была включена в курс «Музыкальная интерпретация драмы», который вел композитор Михаил Гнесин. Гнесин включал в свои занятия простые и сложные формы хоровой речи и большое количество пения, да и вообще анализировал речь как песню, так что актеры часто для упражнения пели более длинные речи. [ 9 ]

Позже в том же году Гнесин вернулся в Ростов, где продолжил преподавать. [ 1 ] Он оставался там до 1923 года. [ 1 ]

Игорь Стравинский , знавший Гнесина до революции 1917 года , так описывал его годы спустя:

Сам Гнесин был яркой личностью. Он одевался как ортодоксальный еврей, но в то же время придерживался радикально антисектантских политических и социальных взглядов. Однажды, после того как мы вместе пообедали, я отправил ему записку, в которой сказал, что рад нашему «сочувственному взаимопониманию». Он ответил мне удивленным и слегка шокированным тоном, сказав, что ему очень жаль, но я ошибся; он не чувствовал такой симпатии. Это было типично для Гнесина, и, наверное, этим объясняется, почему я его помню. [ 10 ]

После революции

[ редактировать ]

После революции у Гнесина и его музыки поначалу дела шли неплохо. [ 11 ] Традиционное еврейское искусство, включая музыку, процветало в этот период, а новое советское правительство поощряло еврейскую националистическую музыкальную школу. [ 8 ] [ 12 ] В этот период Гнесин создал несколько произведений, среди них: «Песни старой страны» (1919); Маккавеи (1921 г.); Юность Авраама (1922); «Песнь песней» (1922); Еврейский оркестр на балу городского пристава (1926); Рыжий Мотель (1926–1929); Десять еврейских песен (1927). [ 13 ]

Развивая интерес к традиционной еврейской музыке, Гнесин побывал в Палестине в 1914 году, а затем снова в 1921 году. [ 1 ] [ 14 ] Во время последнего визита он «на несколько месяцев уединился в диких горных пейзажах Баб-эль-Вада», где написал первый акт своей оперы «Юность Авраама» . [ 15 ] Он ненадолго подумывал об эмиграции в Палестину, но «разочаровался» и вернулся в Советский Союз. [ 15 ]

Автор и музыкальный критик Дэвид Юэн написал в журнале Composers Today :

В этой музыке есть огонь и безумие; ритмы несутся во всех направлениях, как ветер в урагане. Но у всего этого хаоса есть мерцающая подоплека; пронзительный голос во всем этом взрыве. В этой музыке слышится странный еврейский пафос. Тот же пафос, с которым Исайя предупреждал свой любимый народ о предстоящей и неминуемой гибели, тот же пафос, с которым Израиль думает о своем долгом изгнании во недружественные страны, – тот же пафос можно найти в операх Гнесина. [ 1 ]

Его педагогическая карьера также процветала. С 1923 по 1935 год Гнесин преподавал в Институте имени Гнесиных; он одновременно работал профессором композиции в Московской консерватории с 1925 по 1936 год. [ 1 ] В 1945 году Гнесин стал руководителем Института имени Гнесиных. [ 1 ]

Более поздняя карьера

[ редактировать ]
Могила Гнесиных на Новодевичьем кладбище.

Гнесин, как и многие художники еврейского происхождения, в 1930-е годы столкнулся с растущей дискриминацией. [ 1 ]

Положение евреев в Советском Союзе всегда было трудным, поскольку, в отличие от других этнических меньшинств, еврейская культура никогда не получала официальной поддержки, за исключением 1920-х годов... Например, пятитомная « История музыки народов СССР» . СССР дает информацию об очень небольших этнических меньшинствах, в то время как евреи, насчитывающие около трех миллионов человек, игнорируются. После конца 1930-х годов упоминания о еврейской музыке вообще исчезают из советских справочников. Показательно, что в Большой советской энциклопедии 1932 года евреям было посвящено восемь-две страницы; в издании 1952 года одна страница (посвящена евреям)! В библиографии к этой скудной статье есть классический антисемитский текст из Германии. [ 8 ]

Гнесин был вынужден отказаться как от своих «прогрессивных тенденций», так и от интереса к музыке с «откровенно еврейской тематикой». [ 1 ] [ 16 ] Его педагогическая карьера также пострадала. Хотя он сохранял свою должность номинального руководителя Института имени Гнесиных до своей смерти, в конце 1940-х годов сестра Гнесина, Елена, была вынуждена приверженцами Коммунистической партии уволить его с преподавательской работы. [ 17 ]

Помимо консерватории, репрессиям подверглись и другие учебные заведения; В результате антикосмополитической кампании Музыкальный институт имени Гнесиных получил приказы и уведомления от вышестоящих органов об увольнении различных сотрудников, наиболее выдающимся из которых был композитор и педагог Михаил Гнесин. Елена Фабиановна Гнесина почувствовала, как по-другому изменились ее отношения с Комитетом по делам искусств. Она обнаружила устрашающие сообщения и клеветнические письма, направленные против нее и Михаила Фабиановича. К сожалению, у нее не было другого выхода, кроме как освободить ее брата от его преподавательских обязанностей, чтобы избежать худшей участи. [ 17 ]

Преподавательская карьера Гнесина и дискриминационная политика его эпохи также означали, что после 1935 года его сочинения стали менее плодовитыми.

Гнесин числил Арама Хачатуряна и русского композитора Тихона Хренникова . Среди своих учеников [ 18 ]

Умер в Москве 5 мая 1957 года, похоронен на Новодевичьем кладбище . [ 17 ]

Работает

[ редактировать ]

Сочинения

[ редактировать ]
  • O prirode muzikal'novo iskusstva i o russkoy muzyke. Muzykal'nyy Sovremennik, 3 ( 1915):5.
  • Cherkesskie pesni. Narodnoe tvorchestvo, 12 ( 1937).
  • Muzykal'nyy fol'klor i rabota kompozitora. Muzyka, 20 ( 1937).
  • Nachal'nyy kurs prakticheskoy kompozitsii. Moscow, 1941/ 1962.
  • Максимилиан Штейнберг. СовМуз, 12 ( 1946):29.
  • O russkom epicheskom simfonizme. SovMuz, 6 ( 1948):44; 3 ( 1949):50; 1 (1950):78.
  • Mysli i vospominaniya o N. A. Rimskom-Korsakove. Moscow, 1956.
  • Автобиография , в кн. Р. Глейзер, М. П. Гнесин (Москва, 1961 (рус.)), иврит пер. в Тацлиле, 2 (1961).

Композиции

[ редактировать ]
  • Оп.1. Четверть пьесы (Бальмонт, Жуковский, Галиной) pour chant et фортепиано
  • Оп.3. 2 песни (Пушкин) для голоса и фортепиано.
  • Оп.4. Прометей освобожденный. Симфонический фрагмент по мотивам Шелли (1908)
  • Оп.5. Песни Бальмонта для голоса и фортепиано.
  • Оп.6. Рут. Драматическая песня для голоса с оркестром (1909)
  • Балаган (Блок) для голоса и фортепиано/оркестра (в некоторых источниках указано как Op.6 (1909)
  • Вверх.7. Соната-баллада для виолончели и фортепиано (1909)
  • Op.8. Vrubel' (Bryusov). Symphonic Dithyramb for orchestra and voice (1911)
  • Оп.9. Композиции для голоса и фортепиано.
  • Оп.10. Посвящения (Иванову, Бальмонту и Сологубу) для голоса и фортепиано (1912–1914)
  • Iz pesen' moevo deda for violin and piano (1912)
  • Оп. 11 Реквием для фортепианного квинтета (1912–1914)
  • Оп.12. Червь-завоеватель по мотивам По для голоса с оркестром (1913)
  • Оп.13. Антигона (Софокл, пер. Мережковского). Музыка для музыкально-декламационного чтения монологов и хоров (1912–1913).
  • Нигун для Шика Файфера для скрипки и фортепиано (1914)
  • Оп.14. Роза и Крест (Блок). Случайная музыка (1914)
  • Оп.15. Розовый сад (Иванов) для голоса и фортепиано
  • Оп.16. Цикл Блока для голоса и фортепиано.
  • Вариации на еврейскую тему для струнного квартета (1916)
  • Оп.17. Финикийки (Еврипид, пер. Анненский). Случайная музыка (1912–1916)
  • Оп.18. Из Шелли (Шелли, пер. Бальмонта) для музыкальной декламации и фортепиано.
  • Net, ne budi zmeyu
  • Песня Беатриче из трагедии «Ченчи».
  • Оп.19. Царь Эдип (Софокл, пер. Мережковского). Музыка для музыкальной декламации хоров (1915)
  • Оп.20. Песни Адониса (по Шелли) для оркестра (1917)
  • Оп.22. Сологубский цикл для голоса и фортепиано.
  • Оп.24. Вариации на еврейскую тему для струнного квартета (1917)
  • Траурные танцы для оркестра (1917)
  • Оп.26. Сапфические строфы для голоса и фортепиано
  • Op.28. Pesnya stranstvuyushchevo ritsarya for string quartet and harp (1917)
  • Оп.30. Песни старой страны. Симфоническая фантазия (1919)
  • Оп.32. Еврейские песни для голоса и фортепиано
  • Оп.33. Еврейские песни для голоса и фортепиано
  • Маккавеи. Опера (1921)
  • Op.34. Pesnya stranstvuyeshchevo rytsarya for cello and piano (1921)
  • Оп.34. Еврейская народная песня для виолончели и фортепиано.
  • Оп.36. Юность Авраама. Опера (1923)
  • Zvezdnye sny (stage work) (1923)
  • Оп.37. Еврейские песни для голоса и фортепиано (1926)
  • Оп.38. Песня на иврите для голоса и фортепиано
  • Оп.39. Примеры музыкального чтения (Декламация и фортепиано)
  • Оп.40. 1905–1917 (Есенин). Симфонический памятник для голосов, хора и оркестра (1925 г.)
  • Оп.41. Ревизор (Гоголь). Случайная музыка (1926)
  • Evreiskiy orkestr na balu u Gorodnichevo for orchestra (some sources give Op.41) (1926)
  • Оп.42. Еврейские песни для голоса и фортепиано
  • Оп.43. Соната для скрипки и фортепиано (1928)
  • Оп.44. «История рыжего Моттеле» (Уткина) для голоса и фортепиано (1926–1929)
  • Оп. 45. Азербайджанские народные песни для струнного квартета (1930)
  • Оп.48. Адыгея для скрипки, альта, виолончели, кларнета, валторны и фортепиано (1933)
  • Op.50. V Germanii (Svetlov) for chorus and orchestra (1937)
  • Соч.51. 2 песни Лауры (Пушкина) для голоса и фортепиано
  • Соч.53. Песни Адыгеи для фортепианного дуэта.
  • Соч.55. Амангельды (Джамбул). Героическая песня (1940)
  • Соч.57. Элегия-пастораль для фортепианного трио (1940)
  • Кантата Красной Армии (1942–1943).
  • Соч.59. Сюита для скрипки и фортепиано (1956)
  • Соч.60. Три маленькие пьесы для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано (1942)
  • Соч. 63 Фортепианное трио (1947)
  • Оп. 64 Фортепианный квартет (Соната-фантазия) для фортепиано, скрипки, альта и виолончели (1947)
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Ситски, Ларри. (1994) Музыка репрессированного русского авангарда, 1900–1929, стр. 242–243 и 247 Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press
  2. ^ Хундерт, Гершон Дэвид. (2008) Энциклопедия евреев Восточной Европы YIVO: Том 2, с. 1595 г., Нью-Хейвен: издательство Йельского университета
  3. ^ Моисенко, Рена. (1949) Реалистическая музыка: 25 советских композиторов, Лондон: Meridian Book, Ltd.
  4. ^ Ханох Авенари. «Музыкальный словарь ашкеназских хазаним». Библейский и еврейский фольклор . Блумингтон, Индиана, 1960. стр. 187–198.
  5. ^ Перейти обратно: а б Филлипс, Энтони и Прокофьев, Сергей. (2006). «Дневники Сергея Прокофьева, 1907–1914: Яркая юность», с. 498 Итака: Издательство Корнельского университета.
  6. ^ «Саминский, Лазар» . Милкенский архив еврейской музыки . Проверено 28 октября 2021 г.
  7. ^ Ситски, Ларри. (1994) Музыка репрессированного русского авангарда, 1900–1929, стр. 217, 242–243 и 247 Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press
  8. ^ Перейти обратно: а б с Ситски, Ларри. (1994) Музыка репрессированного русского авангарда, 1900–1929, с. 217 Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press
  9. ^ Перейти обратно: а б с Лич, Роберт. (2004) Создатели современного театра: Введение, с. 59 Лондон: Рутледж
  10. ^ Стравинский, Игорь ; Крафт, Роберт (1963). Диалоги и дневник . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей . п. 47 . Проверено 6 августа 2024 г. - из Интернет-архива.
  11. ^ Ситски, Ларри. (1994) Музыка репрессированного русского авангарда, 1900–1929, стр. 217–218 Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press
  12. ^ Мосс, Кеннет Б. (2009) Еврейский ренессанс в русской революции , Кембридж: Harvard Press
  13. ^ Ситски, Ларри. (1994) Музыка репрессированного русского авангарда, 1900–1929, с. 218 Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press
  14. ^ Хиршберг, Иоас (1995). Музыка в еврейской общине Палестины 1880–1948: социальная история . Оксфорд: Кларендон Пресс . стр. 44–46, 80–82 . ISBN  0198162421 . Проверено 6 августа 2024 г. - из Интернет-архива.
  15. ^ Перейти обратно: а б Хиршберг, Иоас (1995). Музыка в еврейской общине Палестины 1880–1948: социальная история . Оксфорд: Кларендон Пресс . п. 81. ИСБН  0198162421 . Проверено 6 августа 2024 г. - из Интернет-архива.
  16. ^ Эдмундс, Нил. (2004) Советская музыка и общество при Ленине и Сталине: Дубинка и серп. п. 225 Нью-Йорк: Рутледж Керзон
  17. ^ Перейти обратно: а б с Тэсси, Грегор (2010). Кирилл Кондрашин: его жизнь в музыке . Пугало Пресс . п. 97. ИСБН  9780810869745 . Проверено 6 августа 2024 г. - из Интернет-архива.
  18. ^ Утечин, С.В. (1961). Краткая обывательная энциклопедия России . Лондон: JM Dent & Sons . п. 202 . Проверено 6 августа 2024 г. - из Интернет-архива.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 14ebbfbb351ba2e3f6aa9070d5026472__1722968040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/14/72/14ebbfbb351ba2e3f6aa9070d5026472.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mikhail Gnessin - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)