Бадхен

Бадхен происходящий из или бадхн ( идиш : בּדחן , произносится и иногда пишется батхн ) — это тип ашкеназского еврейского профессионального свадебного конферансье, поэта, священного клоуна и церемониймейстера, Восточной Европы, история которого восходит, по крайней мере, к шестнадцатому или семнадцатый век. Бадхн был неотъемлемой частью традиционной еврейской свадьбы в Европе , он сопровождал жениха и невесту на всех этапах церемонии, выступал в роли конферансье и пел жениху, невесте и родственникам жены под аккомпанемент клезмерских музыкантов . Они также играли традиционную роль в таких праздниках, как Ханука или Пурим . Сегодня они в основном встречаются в хасидских общинах.
История
[ редактировать ]
Существует долгая история артистов на еврейских свадьбах, берущая начало в эпоху Талмуда . [ 1 ] [ 2 ] Традиционная роль восточноевропейского бадхна произошла от старых еврейских свадебных артистов средневековья и раннего Нового времени, таких как леты ( לץ ) или маршелик ( מאַרשעליק , иногда пишется маршалик ), приняв узнаваемую новую форму в Польше семнадцатого века . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] (Некоторые источники могут использовать термины бадхн, летс и маршелик как взаимозаменяемые, тогда как другие рассматривают их как разные. [ 6 ] [ 7 ] более раннего типа ) Маршелик руководил свадебными церемониями более серьезно, но бадхн превратил эту роль в роль религиозно информированного комика-моралиста. [ 3 ] [ 6 ] В этой роли они также привлекли идишских менестрелей и маггидов , странствующих артистов в пятнадцатом и шестнадцатом веках. [ 8 ] Эта традиция распространилась по еврейской Восточной Европе и, похоже, достигла пика популярности в девятнадцатом веке. [ 3 ]
С эмиграцией из Европы, в том числе в Османскую Палестину , начиная с начала девятнадцатого века, а затем в Соединенные Штаты , эта практика распространилась на другие части мира. [ 3 ] С ростом урбанизации и Хаскалы роль бадхнов (и их партнеров, клезмерских музыкантов) снизилась в еврейской жизни во второй половине девятнадцатого века. [ 9 ] Некоторые современные критики культуры в начале двадцатого века даже презирали этот вид искусства, например Саул М. Гинзбург и Песах Марек, которые называли бадхна «простым манипулятором настроения на свадьбах», который «полностью заслужил низкий статус, предоставленный ему в обществе». [ 10 ] Джуда Лейб Кахан сказал, что их загадочный юмор способствовал созданию «сухой атмосферы» мелкобуржуазной еврейской жизни. [ 10 ] С другой стороны, некоторые бадхны конца девятнадцатого века сами находились под влиянием Просвещения и сделали его идеалы частью своих выступлений. [ 3 ]

Современная американская традиция бадхна была в значительной степени восстановлена и развита в хасидских общинах после Второй мировой войны . [ 3 ] Одним из известных сторонников был Хаим Менахем Мермельстиен (родился в 1920 году в Мункаче , умер 7 ноября 1985 года в Нью-Йорке), считающийся отцом современных батхонов . [ нужна ссылка ] Рав Шломо Яаков Гельбман (1953–2015) был еще одним современным бадхином и историком в сатмарском сообществе. [ 11 ] В этом новом контексте роль бадхна более ограничена, чем традиционно в Европе, и часто исполняется вместе с одним клавишником, а не с клезмерским оркестром. [ 3 ] Фокус их выступлений также сместился с невесты на жениха. [ 3 ]
Роль
[ редактировать ]Традиционно бадхна нанимали в качестве профессионального или полупрофессионального артиста для еврейских свадеб и других ритуальных мероприятий. Он работал не один, а с клезмерскими музыкантами, которые сами были своего рода профессиональными еврейскими артистами. [ 3 ] [ 12 ] Некоторые бадхны также работали клезмерскими музыкантами в других контекстах, а потомственные семьи обеих профессий часто вступали в брак. [ 3 ] Бадхны всегда имели достаточно строгое еврейское образование, чтобы выполнять свою роль на свадьбе; многие из них также были раввинами . [ 3 ]
На традиционной свадьбе бадхн выполнял функции церемониймейстера, комика, религиозного наставника и выполнял различные другие функции. [ 3 ] Ожидалось, что он зарядит энергией вечеринку до и после церемонии, а также приведет гостей к переходу на более серьезный тон непосредственно перед церемонией. [ 13 ] [ 7 ] Он говорил и пел куплетами , вплетая ссылки на Талмуд и Танах, а также саркастически комментируя современную жизнь и производя впечатления. [ 3 ] [ 13 ] [ 5 ] [ 14 ] Он также руководил церемониями и организовывал сбор денег на различных этапах свадьбы. [ 15 ] Также на особо богатую свадьбу можно было нанять несколько бадхнов. [ 5 ]

Роль бадхна заключалась также в том, чтобы вести жениха и невесту через различные ритуальные и традиционные этапы традиционной свадьбы. Они часто начинались со свадебного шествия по улицам к дому невесты в сопровождении клезмерского оркестра, а иногда и бадхна. [ 16 ] Дальнейшее шествие должно было состояться позже утром к месту, где должна была состояться свадьба. [ 16 ] Следующие этапы часто были сосредоточены на невесте. В разных местах эта фаза называлась базецн ди кале (сидение невесты), кале базингн (пение для невесты), кале бадекнс (фата), при этом бадхн пел куплеты под аккомпанемент клезмерских музыкантов. [ 3 ] [ 14 ] [ 16 ] Часто эти куплеты включали описания обязанностей жены в сочетании с такими фразами, как « каленью, каленю, вейн, вейн, вейн » (о, дорогая невеста, плачь, плачь, плачь). [ 16 ]
После этого клезмерский оркестр сопровождал молодоженов во двор синагоги на юридическую часть церемонии. [ 14 ] [ 16 ] Еще одним этапом был танец мазлитов или мицвы , во время которого бадхн призывал каждую присутствующую женщину обнять невесту. [ 14 ] мужчины символически танцевали с невестой через носовой платок или другие ритуальные формы, чтобы объявить почетных гостей. [ 16 ] Во время свадебного пира бадхны также пели более беззаботные куплеты. [ 16 ]
Помимо свадеб, бадхны также традиционно играли роль в других церемониях и праздниках, таких как Ханука или Пурим , а также в Брис (обрезании). [ 1 ] [ 2 ] [ 5 ] В частности, в Пурим бадхны выступали в коротких пьесах или представлениях. [ 3 ]
Современные бадхны
[ редактировать ]
Сегодня традиция бадхнов существует преимущественно в хасидских общинах. Среди нынешних исполнителей - Мотти Иловиц, Янкель Миллер. [ 17 ] и Йоэль Лебовиц. [ 18 ]
Популярная культура
[ редактировать ]Различные формы современных еврейских развлечений, возникшие в девятнадцатом веке, были созданы бывшими бадхнами или основывались на аспектах традиции, включая идишскую песню , идишскую поэзию , идишский театр и Бродерзингеров . [ 5 ] [ 3 ] Так называемый «отец идишской поэзии», Элиакум Цунсер , был бывшим бадхном, как и многие из первых актеров театральных трупп Абрахама Гольдфадена , а также певцы из кофеен, которые теперь давно забыты. [ 3 ] [ 13 ] [ 19 ] Сатирические песни на идиш конца девятнадцатого века также основывались на традиции бадхна, особенно в использовании и пародии на литургическую музыку. [ 20 ] и многие новаторские исполнители, записывавшие идиш на языке начала двадцатого века, были бывшими бадхнами, в том числе Соломон Смулевиц и Фрэнк Зейден . [ 3 ] Кроме того, ранний жанр записанной музыки на идиш включал пародии на традиционные представления бадхна актерами идишского театра, такими как Гас Гольдштейн , [ 21 ] Юлиус Гутман, [ 22 ] Молли Пикон , [ 23 ] Привет Рейссманн, [ 24 ] и вышеупомянутые Зейден и Смулевиц. [ 25 ] Позже традиции еврейской комедии и водевиля в Борщовом поясе также опирались на аспекты представлений бадхна. [ 3 ]
В мире еврейской литературы бадхны часто выступали как романтические или колоритные фигуры, в том числе в произведениях таких литературных деятелей, как Лев Леванда , Григорий Исаакович Богров, Эзельдель Котик, Авром Бер Готлобер , Полина Венгерофф и Авраам Кахан . [ 3 ]
С возрождением клезмеров в конце 1970-х - начале 1980-х годов среди клезмерских групп возобновился интерес к пению в стиле бадхн. Группа возрождения Kapelye включила песни в этом стиле в свои альбомы Future And Past (1981) и Kapelye's Chicken (1987). [ 26 ] Группа Budowitz , пытаясь воссоздать звучание еврейской свадьбы девятнадцатого века, также включила выступления в стиле бадхн в свои альбомы Mother Tongue (1997) и Wedding Without a Bride (2000). [ 27 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Бадхоним» . Энциклопедия YIVO . ЙИВО . Проверено 14 февраля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Петрушка, Симха (1932). Юдише энциклопедия далеко Юдише гешихте, культура, религия, философия, литература, биография, библиография и другие юдише иньоним (на идише). Уоршоу: Иегудия. стр. 163–6.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Рубин, Джоэл (2011). «Бадхн». В закусочной, Дэн (ред.). Энциклопедия еврейской истории и культуры Том 1. A - Cl (на немецком языке) (6-е изд.). Штутгарт: Дж. Б. Мецлер. стр. 230–2. ISBN 978-3476025012 .
- ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 61. ИСБН 9780190244514 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гордин, Джейкоб (1901). Сусенир цу Яахов Цехн-ехриген юбилеум Гордина (на идиш). Нью-Йорк: [х. мес. л.] с. 19.
- ^ Перейти обратно: а б Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 76–81. ISBN 9780190244514 .
- ^ Перейти обратно: а б Липцин, Соломон (1972). История литературы на идише . Мидл-Виллидж, Нью-Йорк: Джонатан Дэвид. ISBN 0824601246 .
- ^ Рубин, Рут (1973). Голоса народа: история народной песни на идиш (2-е изд.). Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. п. 22. ISBN 0070541949 .
- ^ Рубин, Рут (1973). Голоса народа: история народной песни на идиш (2-е изд.). Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. п. 251. ИСБН 0070541949 .
- ^ Перейти обратно: а б Роскис, Дэвид Г. (1990). «Идеологии идишской народной песни в старой стране и новой». Еврейский книжный ежегодник. Том. 48, 1990–1991, 5751 . Нью-Йорк: Совет еврейской книги. п. 147. ИСБН 9780914820154 .
- ^ "BD"E: знаменитый Сатмар Бадчан и историк рав Шломо Яаков Гельбман Z"L" . Мир ешивы . 29 марта 2015 года . Проверено 15 февраля 2021 г.
- ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 73. ИСБН 9780190244514 .
- ^ Перейти обратно: а б с Пински, Дэвид (1909). Дос Идише драма eyn iberbliḳ iber ihr enṿṿiḳlung (на идиш). Нью-Йорк: С. Друкерман. стр. 3–9.
- ^ Перейти обратно: а б с д Рубин, Рут (1973). Голоса народа: история народной песни на идише (2-е изд.). Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. стр. 100–9. ISBN 0070541949 .
- ^ Ривкинд, Исаак (1959). Идиш гелт (на идиш). Нью-Йорк: ха-Академия ха-Американит ле-мадаэ ха-Яхадут. п. XXIII.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 146–56. ISBN 9780190244514 .
- ^ «Всемирно известный Бадчанский реб Янкель Миллер госпитализирован» . Мир ешивы . 20 февраля 2018 года . Проверено 15 февраля 2021 г.
- ^ «Знакомьтесь, Йоэли Лебовиц, сатмарский хасидский комик» . Еврей в городе . 29 мая 2019 года . Проверено 15 февраля 2021 г.
- ^ «Цунзер, Элиокем» . Энциклопедия YIVO . Проверено 14 февраля 2021 г.
- ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 53–5. ISBN 9780190244514 .
- ^ «Дер Бадхен/Друше Гешанк» . Архивы записанных звуков . Проверено 15 февраля 2021 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Чосен (хусн) Кале Бесунген» . Архив записанных звуков . Атлантический университет Флориды . Проверено 15 февраля 2021 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Пикон, Молли (ок. 1950). «Мешиех в Нью-Йорке» . Библиотеки Университета Вашингтона в Мэдисоне . Получено мая 18 ,
- ^ «Дер Бадхен» . Архив записанных звуков . Атлантический университет Флориды . Проверено 15 февраля 2021 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Кале Бесециньш» . Архив записанных звуков . Атлантический университет Флориды . Проверено 15 февраля 2021 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Капелье» . Дискогс . Проверено 15 февраля 2021 г.
- ^ «Очерки» . Будовиц . Проверено 15 февраля 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Статья в энциклопедии YIVO «Бадхоним»
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Сайрус Адлер и Х.Г. Энелоу и Джозеф Джейкобс (1901–1906). «Бадхан» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.