Jump to content

Бадхен

Открытка 1902 года, на которой бадхн обращается к невесте на еврейской свадьбе.

Бадхен происходящий из или бадхн ( идиш : בּדחן , произносится и иногда пишется батхн ) — это тип ашкеназского еврейского профессионального свадебного конферансье, поэта, священного клоуна и церемониймейстера, Восточной Европы, история которого восходит, по крайней мере, к шестнадцатому или семнадцатый век. Бадхн был неотъемлемой частью традиционной еврейской свадьбы в Европе , он сопровождал жениха и невесту на всех этапах церемонии, выступал в роли конферансье и пел жениху, невесте и родственникам жены под аккомпанемент клезмерских музыкантов . Они также играли традиционную роль в таких праздниках, как Ханука или Пурим . Сегодня они в основном встречаются в хасидских общинах.

Открытка 1903 года, на которой бадхн обращается к свадьбе.

Существует долгая история артистов на еврейских свадьбах, берущая начало в эпоху Талмуда . [ 1 ] [ 2 ] Традиционная роль восточноевропейского бадхна произошла от старых еврейских свадебных артистов средневековья и раннего Нового времени, таких как леты ( לץ ) или маршелик ( מאַרשעליק , иногда пишется маршалик ), приняв узнаваемую новую форму в Польше семнадцатого века . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] (Некоторые источники могут использовать термины бадхн, летс и маршелик как взаимозаменяемые, тогда как другие рассматривают их как разные. [ 6 ] [ 7 ] более раннего типа ) Маршелик руководил свадебными церемониями более серьезно, но бадхн превратил эту роль в роль религиозно информированного комика-моралиста. [ 3 ] [ 6 ] В этой роли они также привлекли идишских менестрелей и маггидов , странствующих артистов в пятнадцатом и шестнадцатом веках. [ 8 ] Эта традиция распространилась по еврейской Восточной Европе и, похоже, достигла пика популярности в девятнадцатом веке. [ 3 ]

С эмиграцией из Европы, в том числе в Османскую Палестину , начиная с начала девятнадцатого века, а затем в Соединенные Штаты , эта практика распространилась на другие части мира. [ 3 ] С ростом урбанизации и Хаскалы роль бадхнов (и их партнеров, клезмерских музыкантов) снизилась в еврейской жизни во второй половине девятнадцатого века. [ 9 ] Некоторые современные критики культуры в начале двадцатого века даже презирали этот вид искусства, например Саул М. Гинзбург и Песах Марек, которые называли бадхна «простым манипулятором настроения на свадьбах», который «полностью заслужил низкий статус, предоставленный ему в обществе». [ 10 ] Джуда Лейб Кахан сказал, что их загадочный юмор способствовал созданию «сухой атмосферы» мелкобуржуазной еврейской жизни. [ 10 ] С другой стороны, некоторые бадхны конца девятнадцатого века сами находились под влиянием Просвещения и сделали его идеалы частью своих выступлений. [ 3 ]

Клезмерский оркестр и бадхн в Щедрине, Россия, 1890-е годы.

Современная американская традиция бадхна была в значительной степени восстановлена ​​и развита в хасидских общинах после Второй мировой войны . [ 3 ] Одним из известных сторонников был Хаим Менахем Мермельстиен (родился в 1920 году в Мункаче , умер 7 ноября 1985 года в Нью-Йорке), считающийся отцом современных батхонов . [ нужна ссылка ] Рав Шломо Яаков Гельбман (1953–2015) был еще одним современным бадхином и историком в сатмарском сообществе. [ 11 ] В этом новом контексте роль бадхна более ограничена, чем традиционно в Европе, и часто исполняется вместе с одним клавишником, а не с клезмерским оркестром. [ 3 ] Фокус их выступлений также сместился с невесты на жениха. [ 3 ]

Традиционно бадхна нанимали в качестве профессионального или полупрофессионального артиста для еврейских свадеб и других ритуальных мероприятий. Он работал не один, а с клезмерскими музыкантами, которые сами были своего рода профессиональными еврейскими артистами. [ 3 ] [ 12 ] Некоторые бадхны также работали клезмерскими музыкантами в других контекстах, а потомственные семьи обеих профессий часто вступали в брак. [ 3 ] Бадхны всегда имели достаточно строгое еврейское образование, чтобы выполнять свою роль на свадьбе; многие из них также были раввинами . [ 3 ]

На традиционной свадьбе бадхн выполнял функции церемониймейстера, комика, религиозного наставника и выполнял различные другие функции. [ 3 ] Ожидалось, что он зарядит энергией вечеринку до и после церемонии, а также приведет гостей к переходу на более серьезный тон непосредственно перед церемонией. [ 13 ] [ 7 ] Он говорил и пел куплетами , вплетая ссылки на Талмуд и Танах, а также саркастически комментируя современную жизнь и производя впечатления. [ 3 ] [ 13 ] [ 5 ] [ 14 ] Он также руководил церемониями и организовывал сбор денег на различных этапах свадьбы. [ 15 ] Также на особо богатую свадьбу можно было нанять несколько бадхнов. [ 5 ]

Открытка 1902 года со сценой еврейской свадьбы.

Роль бадхна заключалась также в том, чтобы вести жениха и невесту через различные ритуальные и традиционные этапы традиционной свадьбы. Они часто начинались со свадебного шествия по улицам к дому невесты в сопровождении клезмерского оркестра, а иногда и бадхна. [ 16 ] Дальнейшее шествие должно было состояться позже утром к месту, где должна была состояться свадьба. [ 16 ] Следующие этапы часто были сосредоточены на невесте. В разных местах эта фаза называлась базецн ди кале (сидение невесты), кале базингн (пение для невесты), кале бадекнс (фата), при этом бадхн пел куплеты под аккомпанемент клезмерских музыкантов. [ 3 ] [ 14 ] [ 16 ] Часто эти куплеты включали описания обязанностей жены в сочетании с такими фразами, как « каленью, каленю, вейн, вейн, вейн » (о, дорогая невеста, плачь, плачь, плачь). [ 16 ]

После этого клезмерский оркестр сопровождал молодоженов во двор синагоги на юридическую часть церемонии. [ 14 ] [ 16 ] Еще одним этапом был танец мазлитов или мицвы , во время которого бадхн призывал каждую присутствующую женщину обнять невесту. [ 14 ] мужчины символически танцевали с невестой через носовой платок или другие ритуальные формы, чтобы объявить почетных гостей. [ 16 ] Во время свадебного пира бадхны также пели более беззаботные куплеты. [ 16 ]

Помимо свадеб, бадхны также традиционно играли роль в других церемониях и праздниках, таких как Ханука или Пурим , а также в Брис (обрезании). [ 1 ] [ 2 ] [ 5 ] В частности, в Пурим бадхны выступали в коротких пьесах или представлениях. [ 3 ]

Современные бадхны

[ редактировать ]
Мотти Иловиц выступает с оркестром в 2021 году

Сегодня традиция бадхнов существует преимущественно в хасидских общинах. Среди нынешних исполнителей - Мотти Иловиц, Янкель Миллер. [ 17 ] и Йоэль Лебовиц. [ 18 ]

[ редактировать ]

Различные формы современных еврейских развлечений, возникшие в девятнадцатом веке, были созданы бывшими бадхнами или основывались на аспектах традиции, включая идишскую песню , идишскую поэзию , идишский театр и Бродерзингеров . [ 5 ] [ 3 ] Так называемый «отец идишской поэзии», Элиакум Цунсер , был бывшим бадхном, как и многие из первых актеров театральных трупп Абрахама Гольдфадена , а также певцы из кофеен, которые теперь давно забыты. [ 3 ] [ 13 ] [ 19 ] Сатирические песни на идиш конца девятнадцатого века также основывались на традиции бадхна, особенно в использовании и пародии на литургическую музыку. [ 20 ] и многие новаторские исполнители, записывавшие идиш на языке начала двадцатого века, были бывшими бадхнами, в том числе Соломон Смулевиц и Фрэнк Зейден . [ 3 ] Кроме того, ранний жанр записанной музыки на идиш включал пародии на традиционные представления бадхна актерами идишского театра, такими как Гас Гольдштейн , [ 21 ] Юлиус Гутман, [ 22 ] Молли Пикон , [ 23 ] Привет Рейссманн, [ 24 ] и вышеупомянутые Зейден и Смулевиц. [ 25 ] Позже традиции еврейской комедии и водевиля в Борщовом поясе также опирались на аспекты представлений бадхна. [ 3 ]

В мире еврейской литературы бадхны часто выступали как романтические или колоритные фигуры, в том числе в произведениях таких литературных деятелей, как Лев Леванда , Григорий Исаакович Богров, Эзельдель Котик, Авром Бер Готлобер , Полина Венгерофф и Авраам Кахан . [ 3 ]

С возрождением клезмеров в конце 1970-х - начале 1980-х годов среди клезмерских групп возобновился интерес к пению в стиле бадхн. Группа возрождения Kapelye включила песни в этом стиле в свои альбомы Future And Past (1981) и Kapelye's Chicken (1987). [ 26 ] Группа Budowitz , пытаясь воссоздать звучание еврейской свадьбы девятнадцатого века, также включила выступления в стиле бадхн в свои альбомы Mother Tongue (1997) и Wedding Without a Bride (2000). [ 27 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б «Бадхоним» . Энциклопедия YIVO . ЙИВО . Проверено 14 февраля 2021 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б Петрушка, Симха (1932). Юдише энциклопедия далеко Юдише гешихте, культура, религия, философия, литература, биография, библиография и другие юдише иньоним (на идише). Уоршоу: Иегудия. стр. 163–6.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Рубин, Джоэл (2011). «Бадхн». В закусочной, Дэн (ред.). Энциклопедия еврейской истории и культуры Том 1. A - Cl (на немецком языке) (6-е изд.). Штутгарт: Дж. Б. Мецлер. стр. 230–2. ISBN  978-3476025012 .
  4. ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 61. ИСБН  9780190244514 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и Гордин, Джейкоб (1901). Сусенир цу Яахов Цехн-ехриген юбилеум Гордина (на идиш). Нью-Йорк: [х. мес. л.] с. 19.
  6. ^ Перейти обратно: а б Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 76–81. ISBN  9780190244514 .
  7. ^ Перейти обратно: а б Липцин, Соломон (1972). История литературы на идише . Мидл-Виллидж, Нью-Йорк: Джонатан Дэвид. ISBN  0824601246 .
  8. ^ Рубин, Рут (1973). Голоса народа: история народной песни на идиш (2-е изд.). Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. п. 22. ISBN  0070541949 .
  9. ^ Рубин, Рут (1973). Голоса народа: история народной песни на идиш (2-е изд.). Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. п. 251. ИСБН  0070541949 .
  10. ^ Перейти обратно: а б Роскис, Дэвид Г. (1990). «Идеологии идишской народной песни в старой стране и новой». Еврейский книжный ежегодник. Том. 48, 1990–1991, 5751 . Нью-Йорк: Совет еврейской книги. п. 147. ИСБН  9780914820154 .
  11. ^ "BD"E: знаменитый Сатмар Бадчан и историк рав Шломо Яаков Гельбман Z"L" . Мир ешивы . 29 марта 2015 года . Проверено 15 февраля 2021 г.
  12. ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 73. ИСБН  9780190244514 .
  13. ^ Перейти обратно: а б с Пински, Дэвид (1909). Дос Идише драма eyn iberbliḳ iber ihr enṿṿiḳlung (на идиш). Нью-Йорк: С. Друкерман. стр. 3–9.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д Рубин, Рут (1973). Голоса народа: история народной песни на идише (2-е изд.). Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. стр. 100–9. ISBN  0070541949 .
  15. ^ Ривкинд, Исаак (1959). Идиш гелт (на идиш). Нью-Йорк: ха-Академия ха-Американит ле-мадаэ ха-Яхадут. п. XXIII.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 146–56. ISBN  9780190244514 .
  17. ^ «Всемирно известный Бадчанский реб Янкель Миллер госпитализирован» . Мир ешивы . 20 февраля 2018 года . Проверено 15 февраля 2021 г.
  18. ^ «Знакомьтесь, Йоэли Лебовиц, сатмарский хасидский комик» . Еврей в городе . 29 мая 2019 года . Проверено 15 февраля 2021 г.
  19. ^ «Цунзер, Элиокем» . Энциклопедия YIVO . Проверено 14 февраля 2021 г.
  20. ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 53–5. ISBN  9780190244514 .
  21. ^ «Дер Бадхен/Друше Гешанк» . Архивы записанных звуков . Проверено 15 февраля 2021 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  22. ^ «Чосен (хусн) Кале Бесунген» . Архив записанных звуков . Атлантический университет Флориды . Проверено 15 февраля 2021 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  23. ^ Пикон, Молли (ок. 1950). «Мешиех в Нью-Йорке» . Библиотеки Университета Вашингтона в Мэдисоне . Получено мая 18 ,
  24. ^ «Дер Бадхен» . Архив записанных звуков . Атлантический университет Флориды . Проверено 15 февраля 2021 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  25. ^ «Кале Бесециньш» . Архив записанных звуков . Атлантический университет Флориды . Проверено 15 февраля 2021 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  26. ^ «Капелье» . Дискогс . Проверено 15 февраля 2021 г.
  27. ^ «Очерки» . Будовиц . Проверено 15 февраля 2021 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 061800aace5c735dea3360e65d2af964__1722517140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/06/64/061800aace5c735dea3360e65d2af964.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Badchen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)