Венетическая теория
Венетическая теория ( словенский : venetska teorija ) — это псевдоисторическая интерпретация происхождения словенцев , которая отрицает славянское заселение Восточных Альп в VI веке, утверждая, что протословенцы (также считавшиеся венетами сторонниками Венетическая теория) населяли этот регион с древнейших времен. В 1980-е и 1990-е годы оно привлекло широкое внимание в Словении и бывшей Югославии . Венетическая теория была отвергнута учеными. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Версия венетической теории утверждает, что большая часть Центральной Европы и части сегодняшней северной Турции первоначально были населены одним народом — венетами — народом, который впоследствии был рассеян несколькими вторжениями с севера в форме кельтских и германских миграций и в результате продвижения на север Римской империи. Согласно этому варианту, армориканские венеты, адриатические венеты, вислинские венеты, а также часть иллирийцев и венетов северной Турции были родственными народами, говорившими на одном или похожем языке. Венетическая теория также относит к венетам несколько народов северной Испании и северного побережья Франции, а также некоторых частей Дании, Уэльса и Ирландии. По этой версии, большинство северных славян, а также словенцы и некоторые хорваты являются последним остатком первоначальных европейских венетов.
Фон
[ редактировать ]Венетическая теория была выдвинута в середине 1980-х годов группой словенских авторов, в частности Йожко Шавли , Матеем Бором и Иваном Томажичем . В книге, опубликованной в 1984 году, три автора предложили альтернативный взгляд на этногенез словенского народа: они отвергли представление о том, что словенцы произошли от славян , заселивших эту территорию в VI веке, утверждая, что предки современных словенцев на самом деле были доримским народом, которого они называли венетами (который включал адриатических венетов , балтийских венетов , паннонцев , нориканцев и некоторые другие народы, которые традиционная историография идентифицировала либо как кельтов , либо как иллирийцев ). Согласно венетической теории, древние венеты говорили на протославянском языке, из которого произошли современные словенский и западнославянский языки .
У венецианской теории было несколько подобных предшественников. Священник Даворин Трстеняк (1817–1890) утверждал, что словенцы были древними коренными жителями Словении и что славяне правили Европой, Африкой и Азией в древности; однако он отказался от этих утверждений после того, как обнаружил, что они несостоятельны с научной точки зрения. Юрист Хенрик Тума (1858–1935) заявил, что словенцы были первыми людьми, заселившими Европу. Писатель и журналист Франк Йеза (1916–1984) утверждал, что словенцы имеют шведское происхождение. [ 4 ] : 142 [ 5 ]
Помещение
[ редактировать ]Венетическая теория основана на нескольких различных аргументах. Одним из них является традиционное германское наименование нескольких славянских народов как вендов ( древневерхненемецкое : Winida > немецкое : Wenden, Winden , древневерхненемецкое : Windisc > немецкое : Windisch , общепринятое заимствование из латыни : венети) . [ 6 ] ); эта традиция сохранилась в архаичном немецком названии сорбов ( Wenden ) и словенцев ( Windischen или Winden ). Некоторые средневековые летописцы также приравнивали древних венетов к славянам. Вторым аргументом, на котором основана венетическая теория, являются предполагаемые славянские (протословенские) топонимы, встречающиеся по всей Центральной Европе и Северной Италии ; эти топонимы изучал Шавли. Третий аргумент основан на древних венетических надписях, найденных в Северо-Восточной Италии и в Словенском Приморье , которые Бор интерпретировал как славянские.
Прием
[ редактировать ]Венетическая теория вызвала большие споры в словенской и югославской общественности в конце 1980-х годов. Некоторые из наиболее выдающихся словенских историков, такие как Бого Графенауэр и Петер Штих , вступили в открытую полемику с создателями венетической теории. С другой стороны, многие видные общественные деятели публично поддержали утверждения, выдвинутые венетической теорией, в том числе дизайнер Оскар Когой , поэт Зорко Симчич , инженер-механик Люциан Вуга и политик-националист Змаго Елинчич Племенити . В 1990-е годы венетическая теория получила институциональную поддержку со стороны так называемого Всемирного словенского конгресса, опубликовавшего большую часть литературы, пропагандирующего венецианскую теорию, и организовавшего международные симпозиумы. Венетическая теория также получила поддержку в некоторых националистических кругах. Однако некоторые авторы оспаривали венецианскую теорию. [ 4 ] : 145 и это было отвергнуто обоими ведущими лингвистами [ 1 ] [ 2 ] и историки. [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ленчек, Радо (1990). «Лингвистические предпосылки словенско-венетической теории Матея Бора». Словенские исследования . 12 (1): 75–86.
- ^ Jump up to: а б Пристли, Том (1997). «Вандалы, Венети, Виндишер: ловушки любительской исторической лингвистики». Словенские исследования . 12 (1/2): 3–41.
- ^ Пристли, Том (2001). «Вандалы, венеты, виндишары: подводные камни любительского исторического языкознания» [Вандалы, венеты, виндишары: подводные камни любительского исторического языкознания]. Славянский журнал (на словенском языке). 49 : 275–303.
- ^ Jump up to: а б Скрбиш, Златко (2008). « Фантазия словенских венетологов «Первые европейцы». В Свашеке, Марушка (ред.). Постсоциализм: политика и эмоции в Центральной и Восточной Европе . Нью-Йорк: Berghahn Books . стр. 138–158.
- ^ Гилленберг-Орешник, Биргитта; Пишкур, Милена (4 мая 1969 г.). «Еще раз о скандинавском происхождении словенцев» . Приморский дневник . Хорошо. 103 с. 3 . Проверено 17 июня 2024 г.
- ^ Зондереггер, Стефан (1979). Основы истории немецкого языка. Диахрония языковой системы. Том I: Введение – Генеалогия – Константы [ Основы истории немецкого языка. Диахрония языковой системы. Том I: Введение – Генеалогия – Константы ] (на немецком языке). Берлин и Нью-Йорк: Вальтер де Грюйтер . п. 37. ИСБН 978-3-11-084200-5 .
- ^ Плут-Прегель, Леопольдина; Рогель, Кэрол (2010). Словения от А до Я. Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press . п. 481.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Йожко Шавли, Матей Бор и Иван Томажич Венеты: наши древние предки (английское издание «Венеции: Первые строители Европейского сообщества: прослеживание истории и языка ранних предков словенцев»), Любляна, Вена, Марибор, 1989. КОБИСС 8083456 ;
- Бого Графенауэр, «К 1300-летию славянского поселения на сегодняшней словенской национальной территории» и Паулюс Диаконус , История лангобардов — Historia Langobardorum (Марибор: Обзор, 1988);
- Бого Графенауэр, «Час рождения словенского народа тысяча четыреста лет назад» Archeo 10 (1990), 11–17;
- Лука Лисяк Габриельчич, Распад славянской идентичности словенцев в 1980-е годы: случай венетической теории (Будапешт: Центрально-Европейский университет , 2008);
- Милко Матичетов, «Словенское примирение – близко или далеко?», Содобность 46, вып. 5 (1998), 438-440;
- Златко Скрбиш, «Эмоциональная историография венетологов: словенская диаспора, память и национализм», Focaal: European Journal of Anthropology 39, 2002, 41–56;
- Марьета Шашель Кос, «Этнические манипуляции с древними венетами и иллирийцами», в Le Identità Difficili , Стефано Маньяни и Карло Маркаччини, ред. (Флоренция: Полет, 2007);
- Петер Штих, «Об автохтонических и подобных теориях среди словенцев и в Словении», Згодовина за все 3, вып. 2 (1996), 66–80.