Призвание варягов

Призвание варягов , призвание (варяжских) князей или приглашение варягов [ а ] ( Russian : призвание варягов , romanized : prizvaniye varyagov ; Ukrainian : покликання варягів , romanized : poklykannya varyahiv ) is a legend [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] о происхождении народа Руси , династии Рюриковичей и государства Киевская Русь , зафиксированные во многих различных версиях в различных рукописях и сборниках Русских летописей . К ним относятся шесть основных свидетелей Первой летописи (ПВЛ; в основном Лаврентьева (Лав.) , Ипатия (Ипат.) и Радзивилла (Рад.) ) и Новгородской Первой летописи (НПЛ), а также более поздних текстовых свидетелей, таких как как Софийская Первая летопись и Псковская Третья летопись .
Общая традиция состоит в том, что некоторые славянские и финские племена, жившие к востоку от моря , в какой-то момент платили дань варягам Балтийского , затем восстали и прогнали их обратно за море, только чтобы затем погрузиться в межплеменной конфликт. [ 12 ] [ 10 ] Чтобы разрешить эту ситуацию, племена согласились искать князя, который бы царствовал над ними и навел порядок, а для этого пошли за море к варягам и пригласили трех братьев Рюрика , Синеуса и Трувора . для этого [ 13 ] [ 10 ] После предположительного утверждения либо в Новгороде (большинство текстов), либо в Старой Ладоге (Ипат.), Белоозере и Изборске (большинство текстов), либо в «Словенске». [ б ] (P3L) соответственно [ 14 ] двое из братьев умерли, и Рюрик стал единоличным правителем края. [ 10 ] Согласно более поздней московской церковной традиции, сложившейся в XVI веке, это сделало его легендарным прародителем династии Рюриковичей , хотя первоисточники до середины XV века, по-видимому, либо совершенно не знали о существовании Рюрика, либо не особо заботились о его идентификации. как основатель династии. [ 15 ]
Анализ
[ редактировать ]Этнонимия и топонимия
[ редактировать ]
По мнению Кросса и Шербовица-Вецора (переводчиков английских изданий Лаврентьевского кодекса 1930/1953 годов ), приглашение варягов «вдохновило на создание большего объема противоречивой литературы, чем любой другой спорный момент в русской истории». [ 16 ] Разногласия возникли вокруг значения этнонимов и топонимов , использованных в текстах, относительно того, относится ли Русь к варягам (норманизм) или к славянам ( антинорманизм ), и какие версии текстов были оригинальными и наиболее достоверными. [ 16 ] В более широком смысле норманизм считал, что скандинавы основали Киевское государство, в то время как антинорманисты утверждали, что «Киевская Русь» [была] по существу творением восточных славян, которые, возможно, просто наняли варяжскую военную свиту для службы себе». [ 5 ] Линд (2006) заметил, что «этническая принадлежность — это культурная конструкция, довольно политически насыщенная, но это также конструкция, которую люди девятого и десятого веков не могли понять». [ 17 ]
Младший вариант Новгородской Первой летописи (Н1Л) сохраняет более древний текст, чем встречающийся в списках Первой летописи (ПВЛ), а иногда прямо противоречит ему. [ 18 ] В отличие от автора Н1Л, составитель ПВЛ особенно интересовался объяснением соотношения терминов «варяги» и «русь » . [ 19 ] Это соответствовало его более масштабным географическим и этнографическим усилиям по «помещению Руси» в библейский контекст, а также «желанию нанести на карту народы и регионы, с которыми это Русское государство соприкасалось». [ 20 ] Линд (2006) утверждал, что «составитель, который вряд ли был скандинавом, но все же считал себя русом » , должен был решить проблему того, что он является родным языком и пишет на славянском языке, но при этом идентифицирует себя как рус. [ 21 ] Он знал, что название «Русь » произошло от варяг в Скандинавии, согласно имеющимся у него источникам о приглашении варягов в середине IX века, но также и то, что термин «варяги» исчез из таких текстов, как так называемая Русь. — Византийские договоры 907, 911, 944 и 971 годов, предположительно написанные всего несколько десятилетий спустя. [ 21 ]
Историчность
[ редактировать ]Современные ученые считают повествование о приглашении варягов маловероятной серией событий, вероятно, придуманной православными священниками XII века, авторами « Первой летописи», как объяснение того, как викингам удалось так легко завоевать земли на варяжском пути. а также для поддержки легитимности династии Рюриковичей . [ 22 ] Рюрика считают легендарным Современные ученые персонажем; в то время как некоторые думают, что он может быть мифическим и, возможно, даже полностью вымышленным персонажем (при этом Дональд Островский (2018) предполагает, что «летописец», возможно, «создал вымышленного правителя по имени Рюрик, чтобы обеспечить [] оправдание» Игоря правления [ 23 ] ), другие, такие как Норман В. Ингэм и Кристиан Раффенспергер (2007), считают, что «Рюрик [не обязательно] полностью вымышленный». [ с ] Николай Васильевич Рясановский (1947) заявил: «...ни один киевский источник, предшествующий Первой летописи (начало двенадцатого века), не знал о Рюрике. Прослеживая родословную киевских князей, они обычно останавливались на Игоре ». [ 25 ] Первая летопись никогда не называет Рюрика киевским князем; Островский (2018) отметил, что отрывок, в котором Олег «сидел в Киеве» ( древневосточнославянский : понелѣже сѣде въ Киевѣ , латинизированный: понелѣже сѣде в Киевѣ ), не упоминает Рюрика, предполагая, что автора «больше интересовал первый Правитель Руси должен проживать в Киеве, чем любой основатель династии». [ 26 ]
Термин «династия Рюриковичей» был придуман только в XVI веке, когда русские церковники разработали концепцию династии Р(и)урикидов с целью «укрепления Московского династического государства ». [ 15 ] Из-за этих проблем различные ученые вместо этого назвали династию Владимировичей ( Володимировичи ), потомков великого князя Владимира I Киевского . [ 27 ] [ 24 ] В целом некоторые учёные считают призвание варягов и последующее «основание» Рюриком «государства Руси» и «династии Рюриковичей» основополагающим мифом Киевской Руси. [ 24 ] Благодаря translatio imperii он также был принят в качестве основополагающего мифа Великого княжества Московского (Московского государства) в 15 веке. [ 28 ] и московская династия Данииловичей в 16 веке. [ 29 ]

С другой стороны, некоторые события, упомянутые в повествовании, в целом оказываются исторически правдоподобными. [ 11 ] Ученые пришли к единому мнению, что варяги, также известные как руси, пришли из Скандинавии и дали начало государству Киевская Русь, хотя оно было построено на основе нескольких существующих местных городов, социально-экономических структур и культурных традиций. [ д ] Такие ученые, как Джанет Мартин (2009b), считают, что к началу 9 века банды скандинавских авантюристов, известные как варяги, а позже и русские, начали грабить различные (славянские) деревни в регионе, позже собирая дань в обмен на защиту от грабежей со стороны других варягов. . [ 31 ] Со временем эти отношения дани ради защиты превратились в более постоянные политические структуры: русские владыки стали князьями, а славянское население — их подданными. [ 32 ] Такие ученые, как Павел Магочи (2010), уделяют больше внимания роли, которую позже сыграл Олег Мудрый, чем роли якобы «приглашенных» варягов Рюрика и его братьев: «Независимо от неопределенности, связанной с происхождением Руси», с Хельги/Олегом (годы правления 878–912 гг.) у нас есть известная историческая личность, которой приписывают создание основ Киевского государства. (...) С нашествием Олега на Киев и убийством Аскольда и Дира в 882 году началась консолидация восточнославянских и финских племен под властью Варяжской Руси». [ 30 ] Олег был первым «князем» ( князем ) Киева по « Первой летописи» ) его еще не называли , хотя « великим князем » ( великим князем . [ 33 ] Отношение Олега к Рюрику остается спорным и отвергается некоторыми современными учеными. [ 34 ]
Несмотря на сомнения в ее историчности, легенда о приглашении варягов издавна «понималась учеными как своего рода отправная точка Российского государства». [ 35 ] Точно так же историография обычно предполагала, что «Русью правила династия Рюриковичей » , предположительно «основанная викингом Рюриком, в то время как первоисточники до пятнадцатого века, похоже, совершенно не знали или, по крайней мере, не беспокоились о том, что Рюрик так поступал. ' [ 35 ] В качестве «отправной точки» легендарное приглашение варягов предпочтительнее более неясных повествований, таких как возможное упоминание « Русского каганата » в «Анналах Бертиниани» , которое было аналогичным источником постоянных разногласий. [ 7 ]
Тексты
[ редактировать ]Действовать | Новгородская Первая летопись (НПЛ) | Лаврентьевский кодекс (Лав) | Ипатьевская рукопись (Ипа, Ипат) | Радзивилловская летопись (Рад) | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
церковнославянский | Современный английский | церковнославянский | Современный английский | церковнославянский | Современный английский | церковнославянский | Современный английский | |
Бунт 19:14–16 [ 36 ] |
Летом 6362 (854) (...) И восстали словенцы, и кривики, и меря и чудь варягов, и погнали ее к морю; и начали управлять собой и основывать города. [ 37 ] | В 6362 (854) году (...) И восстали словенцы и кривицы и меря и чудь против варягов и изгнали их за море; и они начали управлять собой и основывать города. | Въ лето 6369. Изъгнаша варяги за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в собе володети. [ 38 ] | 6368–6370 (860–862). Притоки варягов оттеснили их за море и, отказав им в дальнейшей дани, отправились управлять собой. [ 39 ] | В лѣто [6370 (862)] И изгнаша Варѧгы за море, и не даша имъ дани. Н почаша сами в собѣ володѣти. [ 40 ] [ 37 ] | В году [6370 (862)] И изгнали варягов за море, и не дали им дани, а сами стали господами. | В лѣт. ҂ѕ҃.т҃.о҃. Бы[г]ша варѧгы за морь[ꙗ] и не да им дани. и почаша сами в собѣ володѣти. [ 36 ] | В 6370 году [они] сослали варягов за море и не дали им дани. И сами стали хозяевами своего дела. |
Конфликт 19:16–18 [ 41 ] |
И въсташа сами на ся воеватъ, и бысть межи ими рать велика и усобица, и въсташа град на град, и не бѣше в нихъ правды. [ 37 ] | И восстали они на борьбу сами с собой, и была между ними великая распря и раздор, и восставали они город за городом, и не было среди них праведности. | И не бе в нихъ пра вды, и въста родъ на родъ, быша в них усобице, и во евати почаша сами на ся. [ 38 ] | Не было у них закона, но племя восстало против племени. Между ними возник раздор, и они начали воевать друг против друга. [ 39 ] | и не бѣ в нихъ правды, и въста родъ на род, и быша оусобицѣ в них, и воєвати сами на сѧ почаша. [ 40 ] [ 37 ] | И не было у них праведности, и восстал род на род, и раздоры внутри их мучили, и начали они воевать друг против друга. | и не бѣ в них правды. и восташа род на род. и быша в них оусобици. воевати по <...> [ 41 ] | И не было среди них праведности. И они восстали клан против клана. И были между ними войны <...>. |
Соглашение 19:18–20 [ 42 ] |
И рѣша к себѣ: «князя поищемъ, иже бы владѣлъ нами и рядилъ ны по праву». [ 37 ] | И решили они себе: «Поищем князя, который бы правил нами и вознаградил бы нас по нашим правам». | Реша сами в себе: «По ищемъ собе князя, иже бы володелъ нами и су дилъ по праву». [ 38 ] | Они сказали себе: «Поищем князя, который мог бы править нами и судить нас по закону». [ 39 ] | И ркоша: «поищемъ сами в собѣ кнѧзѧ, иже бы володѣлъ нами и рѧдилъ по рѧду, по праву». [ 40 ] [ 37 ] | И сказали: «Давайте поищем себе князя, который бы командовал нами и правил по порядку, по закону». | <...> зѧ. иже бы <в...> рѧдилъ по правоу [ 42 ] | <...>це, кто бы <р...> по закону". |
Путешествие & этноним 19:20–24 [ 43 ] |
Идоша за море к варягомъ [ 37 ] | Они пошли за море к варягам | Идоша за море къ варягомъ, к руси. Сице бо ся зваху тьи варязи суть, яко се друзии зо вутся свие, друзии же урмане, анъгляне, друзи и гъте, тако и си. [ 38 ] | Соответственно они отправились за границу, к варяжской Руси: именно эти варяги назывались русами, так же как одни называются шведами, а другие норманнами, англичанами и готландцами, ибо так они и назывались. [ 39 ] | идоша за море к Варѧгом. к Руси; сіце бо звахуть ты Варѧгы Русь, ӕко се друзии зовутсѧ Свеє, друзии же Оурмани, Аньглѧне, инѣи и Готе, тако и си. [ 40 ] [ 37 ] | Они пошли за море к варягам, к русям; по этой причине ты будешь называть варягов русами, как других называют свеями [шведами], а других урманами [норманнами?], анильянами [англами], а третьих готами [готами/готландцами?], так что они . | и идоша для моря к варѧго<м> к ру<с> сице бо тїи звахус варѧзи рус ꙗко се друзии зовутс свие друзий урумѧни. Английский. Друзы и готы. вот и все [ 43 ] | И пошли за море к Варягам[ам], к Ру[ям]; ибо эти варяги назывались Роусами, как другие называются Свее (шведами), а иные Урумянами [норманнами?], Юнглианами [Англами], а иные Готе [Готами/Готландцами?], так и есть. |
Приглашение 19:24–20:3 [ 44 ] |
и ркоша: «земля наша велика и обилна, а наряда у нас нѣту; да поидѣте к намъ княжить и владѣть нами». [ 37 ] | и сказал: «Земля наша велика и обильна, но порядка у нас нет; так приходите к нам царствовать и править нами». | Реша русь, чюдь, словени, и кри вичи, вся: «Земля наша велика и обилна, а наря да в ней нетъ. Да поидете княжитъ и володети на ми». [ 38 ] | Чуди, славяне, кривичи и все сказали тогда русским народам: «Земля наша велика и богата, но порядка в ней нет. Приходите княжить и царствовать над нами». [ 39 ] | Ркоша Русь, Чюдь, Словенѣ, Кривичи, и всѧ: «Землѧ наша велика и ѡбилна а нарѧда въ неи нѣтъ. да поидете кнѧжит̑ и володѣть нами». [ 40 ] [ 37 ] | Руси, чудь, словенцы и кривичи говорили: «Земля наша велика и богата, но порядка в ней нет. Так идите царствуйте и владычествуйте над нами и судите». | рѣша роуси. странный. и славяне. и обвинять. и все. наша великая и плодородная земля. а нарѧда в ней нѣтъ. пойти и прочитать нас. и любовь:- [ 44 ] | |
Прибытие 20:3–11 [ 45 ] |
Изъбрашася 3 брата с роды своими, и пояша со собою дружину многу и предивну, и приидоша к Новугороду. И сѣде старѣишии в Новѣгородѣ, бѣ имя ему Рюрикъ; а другыи сѣде на Бѣлѣозерѣ, Синеусъ; а третеи въ Изборьскѣ, имя ему Труворъ. И от тѣх варягъ, находникъ тѣхъ, прозвашася Русь, и от тѣх словет Руская земля; и суть новгородстии людие до днешняго дни от рода варяжьска. [ 37 ] | Три брата отправились со своими родами, и привели с собой великое и передовое войско, и пришли к Новѣгородѣ. А старший сидит в Новѣгородѣ, зовут его Рюрику; второй сидит на Бѣлѣозэсѣ [Беле-Озеро, «Белое озеро»], Синеусу; а третий сидит в Изборске, зовут его Трувору. И от тех варягов, нашедших те вещи, прозваны были Русью, и от тех вещей произошла Русская земля; а новгородцы из варяг до сего дня. | И изъбрашася 3 братья с роды своими, по яша по собе всю русь, и придоша: старейший Рю рикъ, а другий - Синеусъ на Беле-озере, а третий Изборьсте Труворъ. От техъ прозвася Руская зе мля, новугородьци, ти суть людье ноугородьци от рода варяжьска. Преже бо беша словени. [ 38 ] | Таким образом, они выбрали трех братьев со своими родственниками, которые взяли с собой всю Русь и переселились. Старший, Рюрик, расположился в Новгороде; второй, Синеус, на Белоозере; и третий, Трувор, в Изборске. Благодаря этим варягам Новгородская область стала называться землей Русской. Нынешние жители Новгорода происходят от варяжской расы, но прежде они были славянами. [ 39 ] | и изъбрашасѧ триє брата с роды своими, и поӕша по собѣ всю Русь и придоша къ Словѣномъ пѣрвѣє, и срубиша город̑ Ладогу. и сѣде старѣишии в Ладозѣ Рюрикъ, а другии Синєоусъ на Бѣлѣѡзерѣ, а третѣи Труворъ въ Изборьсцѣ. и ѿ тѣхъ Варѧгъ прозвасѧ Рускаӕ землѧ. [ 40 ] [ 37 ] | И, выбрав из своего народа трех братьев, они взяли с собой всех русов и пришли сначала к славянам (словенцам), и построили они город Ладогу. Рюрик [Рюрику], старший, поселился в Ладоге [Ладозѣ], Синеус [Синеоусю], второй, на Белоозере [Бѣлѣоозерѣ, «Белое озеро»] и Трувор [Трувору], третий, в Изборске [Изборестсѣ]. От этих варягов и получила свое название земля Русская. [ 46 ] | И избрашас .г҃. е братѧ. з роды своими. и поꙗша собѣ всю роу. и приидоша к словеном первое. и сроубиша город ладогоу. и сѣде в ладозѣ стареи рюрикъ. а дрѹгии с<и>де оу нас на белѣѡзере. а третии трѹворъ въ изборьскѹ. и ѡ тѣх вѧрѧгъ. прозвасѧ роускаа землѧ новгород тїи сѹт люде новгородци ѿ род варежска преж бо бѣ [ 45 ] | |
Летальные исходы 20:11–19 [ 47 ] |
По двою же лѣту умрѣ Синеусъ и брат его Труворъ, и прия власть единъ Рюрикъ, обою брату власть, и нача владѣти единъ. [ 37 ] | Два года спустя Синеусу и его брат Трувору умерли, и только Рюрикю взял на себя власть, авторитет обоих своих братьев, и стал править один. | По дву же лету Синеусъ умре и братъ его Труворъ. И прия власть Рюрикъ, и раздая мужемъ свои мъ грады: овому Полотескъ, овому Ростовъ, дру гому Белоозеро. И по темъ городомъ суть находни ци варязи; перьвии насельници в Новегороде словене, Полотьски кривичи, в Ростове меря, в Беле-озере весь, в Муроме мурома. И теми всеми обладаше Рюрикъ. [ 38 ] | Через два года Синеус и его брат Трувор умерли, и единоличную власть взял на себя Рюрик. Своим последователям он назначил города: одному Полоцк, другому Ростов, другому Белоозеро. Таким образом, в этих городах есть варяжские колонисты, но первыми поселенцами в Новгороде были славяне; в Полоцке кривичи; на Белоозере, Весь, в Ростове, Мериане; а в Муроме муромцы. Рюрик имел власть над всеми этими округами. [ 39 ] | По дъвою же лѣту оумре Синеоусъ и братъ єго Труворъ, и приӕ Рюрикъ власть всю ѡдинъ. и пришед' къ Ильмєрю и сруби город' надъ Волховом', и прозваша и Новъгород' и сѣде ту кнѧжа', и раздаӕ мужемъ своимъ волости, и городы рубити, ѡвому Полътескъ, ѡвому Ростовъ, другому Бѣлоѡзеро. И по тѣмь городомъ суть находницѣ Варѧзи; пѣрвии наслѣдници в Новѣгородѣ Словенѣ, и в Пол̑о̑тьскѣ Кривичи, Ростовѣ Мерѧне, Бѣлѣѡзерѣ Весь, Муромѣ Мурома. И тѣми всѣми ѡбладаше Рюрикъ. [ 40 ] [ 37 ] | Через два года Синеус [Синеоусю] умер, как и его брат Трувор [Трувору], и единоличную власть взял на себя Рюрик [Рюрику]. Затем он пришел к озеру Ильмень и основал на Волхове город, который назвали Новогородом, и поселился там как князь, назначая города [ 46 ] и города своим людям, Полутеску одному, Ростову другому, а Бѣло-озеро другому. И основателями этих городов были варяги; первоначальными потомками в Новѣгородѣ были словенѣ, а в Полоцкѣ - кривичи, Ростовѣ Мериана, Бѣлѣоозерѣ Весь, Муромѣ Мурома. И Рюрикю обладал всем этим. | дници соуть варѧзи. а первии насельници в новѣгород словени. в полоцкѹ кривичи. в ростове мерѧне. в белѣѡзере вес. в муромѣ мурома. и тѣми всѣми ѡбладаше рюрикъ. [ 47 ] | |
(Следующий) | (Текст продолжается рассказом о Игоря и Олега походе на Киев, современный Киев ). [ 37 ] | (Текст продолжается рассказом о царствовании Аскольда и Дира в Киеве, современном Киеве ). [ 37 ] | (Текст продолжается рассказом о царствовании Аскольда и Дира в Киеве, современном Киеве ). [ 37 ] |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Варианты включают «призвание варягов», [ 1 ] «призвание варяжских князей», [ 2 ] «призвание принцев», [ 3 ] «приглашение к варягам», [ 4 ] [ 5 ] «приглашение к варяжским князьям», [ 6 ] и «приглашение варягов». [ 7 ]
- ^ См. также Легенду о словенах и Русе .
- ^ Кристиан Раффенспергер (2012, 2017), Островский (2018), Гальперин (2022). [ 24 ] [ 11 ]
- ^ «Сейчас действительно широко признано, что Киевское государство не родилось ex nihilo с приходом варягов в IX веке (...) Столь же ясно, однако, что именно скандинавские захватчики в Вторая половина девятого века объединила разрозненные племена восточных славян в единое государство, основанное на балто-черноморском водном пути, которому они дали имя своей Руси». [ 30 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кросс и Шербовиц-Ветзор 1953 , с. 29.
- ^ Кросс и Шербовиц-Ветзор 1953 , с. 20.
- ^ Кросс и Шербовиц-Ветзор 1953 , с. 32, 34, 39, 47, 50.
- ^ Плохий 2006 , с. 23, 27, 28.
- ^ Jump up to: а б Магоци 2010 , с. 65.
- ^ Плохий 2006 , с. 30.
- ^ Jump up to: а б Дучко 2004 , стр. 12.
- ^ Кросс и Шербовиц-Ветзор 1953 , с. 32.
- ^ Плохий 2006 , с. 28.
- ^ Jump up to: а б с д Мартин 2009b , с. 3.
- ^ Jump up to: а б с Островский 2018 , стр. 47.
- ^ Кросс и Шербовиц-Ветзор 1953 , с. 38.
- ^ Кросс и Шербовиц-Ветзор 1953 , с. 38–39.
- ^ Магочи 2010 , с. 55, 59–60.
- ^ Jump up to: а б Островский 2018 , стр. 31.
- ^ Jump up to: а б Кросс и Шербовиц-Ветзор, 1953 , с. 39.
- ^ Линд 2006 , стр. 246.
- ^ Линд 2006 , стр. 247.
- ^ Линд 2006 , стр. 248.
- ^ Линд 2006 , стр. 249.
- ^ Jump up to: а б Линд 2006 , стр. 252–254.
- ^ Констам, Ангус (2005). Исторический атлас мира викингов . Лондон: Mercury Books Лондон. п. 165. ИСБН 1904668127 .
Это маловероятное приглашение явно служило средством объяснения аннексии этих территорий викингами и придания власти более позднему поколению русских правителей.
- ^ Островский 2018 , стр. 48.
- ^ Jump up to: а б с Гальперин 2022 , с. viii.
- ^ Островский 2018 , стр. 39.
- ^ Островский 2018 , стр. 32.
- ^ Раффенспергер 2016 , стр. 9.
- ^ Плохий 2006 , с. 137–139.
- ^ Островский 2018 , стр. 30, 48–49.
- ^ Jump up to: а б Магоци 2010 , с. 65–66.
- ^ Мартин 2009b , с. 2.
- ^ Мартин 2009b , с. 2, 5.
- ^ Димник 2004 , с. 259.
- ^ Островский 2018 , стр. 30–31, 39.
- ^ Jump up to: а б Островский 2018 , стр. 30–31.
- ^ Jump up to: а б Островский и Бирнбаум 2014 , 19, 14–16.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Горский 2012 , стр. 6–23.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Laurentian Codex л. 7 - л. 7 об.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кросс и Шербовиц-Ветзор, 2013 , с. 6–7.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г ПСРЛ, II, 3-й. ред., кол. 15
- ^ Jump up to: а б Островский и Бирнбаум 2014 , 19, 16–18.
- ^ Jump up to: а б Островский и Бирнбаум 2014 , 19, 18–20.
- ^ Jump up to: а б Островский и Бирнбаум 2014 , 19, 20–24.
- ^ Jump up to: а б Островский и Бирнбаум 2014 , 19, 24 – 20, 3.
- ^ Jump up to: а б Островский и Бирнбаум 2014 , 20, 3–11.
- ^ Jump up to: а б Кросс и Шербовиц-Ветзор, 1953 , с. 233.
- ^ Jump up to: а б Островский и Бирнбаум 2014 , 20, 11–19.
Библиография
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Полное собрание русских летописей (ПСРЛ) . Санкт-Петербург: Типография Эдварда Пратса.
- Изборник (1908). Ипатьевской летописи Летопись по . Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Том 2. 3-е издание. Полковник 15. Санкт-Петербург: Типография Эдварда Пратса.
- Кросс, Сэмюэл Хаззард; Шербовиц-Ветзор, Ольгерд П. (1953). Русская начальная летопись, Лаврентьевский текст. Переведено и отредактировано Сэмюэлем Хаззардом Кроссом и Ольгердом П. Шербовицем-Вецором (PDF) . Кембридж, Массачусетс: Средневековая академия Америки. п. 325 . Проверено 26 января 2023 г. (Первое издание опубликовано в 1930 году. Первые 50 страниц представляют собой научное введение.)
- Кросс, Сэмюэл Хаззард; Шербовиц-Ветзор, Ольгерд П. (2013) [1953]. СЛА 218. Украинская литература и культура. Отрывки из «Повести временных лет, ПВЛ» (PDF) . Торонто: Электронная библиотека украинской литературы, Университет Торонто. п. 16. Архивировано из оригинала (PDF) 30 мая 2014 года . Проверено 26 января 2023 г.
- Gorsky, A. A. (2012). "Приглашение Рюрика на княжение в памятниках древнерусского начального летописания" [Rurik's invitation to reign in the records of the old Rus' Primary Chronicle]. Исторический вестник (Historical Messenger) (in Russian). 1 (1). Runivers : 6–23 . Retrieved 5 May 2023 . ( web text )
- Островский, Дональд; Бирнбаум, Дэвид Дж. (7 декабря 2014 г.). «Первичная летопись Руси критическая. Издание – Подстрочная построчная сверка» . pvl.obdurodon.org . Проверено 5 мая 2023 г.
Литература
[ редактировать ]- Димник, Мартин (январь 2004 г.). «Титул «Великий князь» в Киевской Руси » . Средневековые исследования . 66 : 253–312. дои : 10.1484/J.MS.2.306512 . Проверено 27 февраля 2023 г.
- Дучко, Владислав (2004). Русь викингов: Исследования присутствия скандинавов в Восточной Европе . Лейден: Брилл. п. 290. ИСБН 9789004138742 . Проверено 19 февраля 2023 г.
- Гальперин, Чарльз Дж. (2022). Расцвет и упадок мифа о Русской земле (PDF) . Лидс: Arc Humanities Press. п. 107. ИСБН 9781802700565 . Проверено 1 февраля 2023 г.
- Линд, Джон Х. (2006). «Проблемы этнической принадлежности в интерпретации письменных источников по Древней Руси » . Славица Хельсингенсия . 27 : 246–258 . Проверено 1 апреля 2023 г.
- Магочи, Пол Р. (2010). История Украины: Земля и ее народы . Торонто: Университет Торонто Press. п. 896. ИСБН 978-1-4426-1021-7 .
- Мартин, Джанет (2009b). «От Киева до Московии: Начало до 1450 года». Во Фризе, Грегори (ред.). Россия: История . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 1–30. ISBN 978-0-19-150121-0 . (третье издание)
- Островский, Дональд (2018). «Была ли в Древней Руси династия Рюриковичей?» . Канадско-американские славянские исследования . 52 (1): 30–49. дои : 10.1163/22102396-05201009 .
- Плохий, Сергей (2006). Истоки славянских народов: домодернистские идентичности в России, Украине и Беларуси (PDF) . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 10–15. ISBN 978-0-521-86403-9 . Проверено 27 апреля 2010 г.
- Раффенспергер, Кристиан (2016). Родственные связи: генеалогия и династический брак в Киевской Руси . Кембридж, Массачусетс: Гарвардский украинский исследовательский институт. п. 418. ИСБН 9781932650136 .