Христианизация Киевской Руси.
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2023 г. ) |
Христианизация Киевской Руси была длительным и сложным процессом, проходившим в несколько этапов. [ 1 ] В 867 году патриарх Фотий константинопольский сообщил другим христианским патриархам, что народ Руси с энтузиазмом обращается в христианство, но его усилия, похоже, не повлекли за собой долговременных последствий, поскольку Русская «Повесть временных лет» [ 2 ] [ 3 ] и другие славянские источники описывают Русь X века как еще прочно укоренившуюся в славянском язычестве . Традиционное мнение, зафиксированное в Русской Первой летописи , [ 4 ] [ 5 ] заключается в том, что окончательная христианизация Киевской Руси произошла ок. 988 [ 6 ] [ 7 ] (год спорный [ 8 ] ), when Vladimir the Great was baptized in Chersonesus ( Korsun ) and proceeded to baptize his family and people in Kiev . The latter events are traditionally referred to as baptism of Rus' ( Russian : Крещение Руси ; Ukrainian : Хрещення Русі ; Belarusian : Вадохрышча Русі ) in Russian, Ukrainian and Belarusian literature. [ 9 ]
Античность
[ редактировать ]Раннее присутствие
[ редактировать ]Хотя иногда его приписывают исключительно Владимиру/Владимиру, христианизация Киевской Руси была долгим и сложным процессом, который начался еще до образования государства. [ 10 ] Еще в I веке нашей эры греки в черноморских колониях обратились в христианство, хотя большая часть этих земель так и не вошла в состав Киевской Руси. [ 10 ]
Готы в IV веке, оставив после себя церкви IV и V веков , мигрировали через этот регион в III веке, приняв арианское христианство раскопанные в Крыму (который находился вне контроля Киева, за исключением Тмутаракани ), хотя гуннское вторжение в 370-е годы остановили христианизацию на несколько столетий. [ 10 ]
Апостольские легенды
[ редактировать ]В «Первой летописи» (стр. 7.21–9.4) зафиксирована легенда о миссии апостола Андрея Первозванного в эти прибрежные поселения, а также о благословении места нынешнего Киева. [ 10 ] Предположительно, Андрей проделал путь из Синопы в сторону Херсонеса (Корсуни) в Крыму , вверх по реке Днепр и достиг будущего местоположения Киева , где установил крест. [ 11 ] Далее он, как говорят, отправился на север, к словенам, недалеко от будущего места Великого Новгорода , хотя и отрицательно относился к их обычаям (особенно к их мытью в горячей паровой бане, бане ); затем он посетил Рим и вернулся в Синопу. [ 12 ] [ 13 ] В более позднем отрывке « Первой летописи» под 6404 годом (898; стр. 28) делает сбивчивые утверждения о том, что некий Андроник, предположительно ученик апостола Павла , был «апостолом славян», потому что он проповедовал среди «Моравы» в «Иллирике» и «русы » предположительно произошли от «славян», что противоречит целому ряду утверждений, сделанных в других местах той же « Первой летописи» . [ 14 ]
Во-первых, в летописи прямо сказано под 6491 (983): «апостолы здесь были не по телу»; [ а ] «апостолы здесь не учили; а также пророки здесь не пророчествовали' [ б ] . [ 17 ] Во-вторых, легенда о путешествии Андрея по Скифии датируется III или IV веком, и только в IX веке монах Епифаний написал об Андрее житие на греческом языке, в котором впервые упоминаются города Синопа и Херсон. [ 17 ] Более того, внешние данные свидетельствуют о том, что никто не знал о легенде об Андрее, благословляющем будущее место Киева до конца XI века, а внутренние данные позволяют предположить, что путешествие к будущим новгородским славянам было первой интерполяцией – как рассказывает Андрей людям об этом в Риме, но ничего не говорит о возведении креста и освящении будущего Киева. [ 17 ] Следовательно, последнее было бы вторичной интерполяцией, сформулированной лишь позднее для того, чтобы заявить об апостольском происхождении Киева. [ 18 ]
Девятый век
[ редактировать ]Сообщается, что некоторые из первых киевских князей и княгинь, такие как Аскольд, Дир и Ольга Киевская, обратились в христианство, но Олег Мудрый , Игорь Киевский и Святослав I остались язычниками. [ 1 ] По данным некоторых источников и историков, в IX веке была попытка христианизации Киевской Руси. Наиболее авторитетным источником этой предполагаемой первой попытки обращения является энциклика патриарха Фотия Константинопольского болгары , датируемая началом 867 года. Ссылаясь на русско-византийскую войну 860 года , Фотий сообщает восточным патриархам и епископам, что после того, как обратились ко Христу, в 864 году, [ 19 ] Руси так ревностно последовали этому примеру, что он счел благоразумным послать в их страну епископа . [ 20 ]
продолжения «Феофана Исповедника» , предполагали, что набег русов на Константинополь в 860 году был византийским успехом, и приписывали предполагаемую победу Покрову Богородицы Византийские историки, начиная с . Это убеждение диктовало следующее толкование: в ужасе от чудес, свидетелями которых они стали под стенами имперской столицы, и опечаленные постигшим их бедствием, русы отправили послов к Фотию и просили его прислать епископа в их землю. [ 21 ]
По словам Константина VII , написавшего биографию своего деда Василия Македонянина , именно его предок убедил русов отказаться от язычества . Константин приписывает обращение Василию и Патриарху Игнатию , а не их предшественникам Михаилу III и Фотию. Он рассказывает, как византийцы своими убедительными словами и богатыми подарками, в том числе золотом, серебром и драгоценными тканями, побудили русов обратить в свою веру. Он также повторяет традиционную историю о том, что язычников особенно поразило чудо: Евангелие , брошенное архиепископом (так в оригинале) в печь, не пострадало от огня. [ 22 ]
Отчет Константина спровоцировал длительный спор о том, прошла ли христианизация Руси в IX веке два этапа. Одна школа мысли постулирует, что христианизация была только одна: желая прославить своего предка, Константин просто приписал Василию миссионерские триумфы своего предшественника Михаила III. [ 23 ]
С другой стороны, Константин Цукерман утверждает, что в ответ на первоначальную просьбу Руси Фотий (и Михаил III) отправил в Русский каганат простого епископа. Язычники почувствовали себя униженными низким саном святителя, и их христианское рвение испарилось. В сентябре 867 года Михаил был убит Василием, который (вместе с новым патриархом Игнатием) послал на Русь архиепископа , который поддержал религиозный пыл местных вождей богатыми подарками. Между тем, одновременная христианизация Болгарии также происходила в два этапа: булгары обиделись, когда простой епископ прибыл в их столицу из Константинополя и попросил папу Николая I прислать к ним более высокопоставленного церковного чиновника. Подобные соображения были важным вопросом политического престижа. [ 24 ] Эта закономерность имеет параллели с рассказами франкских историков о многочисленных « крещениях » скандинавов , истинным намерением которых было завладеть богатыми дарами, сопровождавшими ритуалы христианизации. [ 25 ]
Дата и обоснование христианизации также окутаны спорами. Григорий Литаврин рассматривает это событие как "формальный и дипломатический акт, облегчающий получение выгодных соглашений с правителем христианского государства". [ 26 ] Цукерман утверждает, что Игнатий послал своего архиепископа на Русь примерно в 870 году, а Дмитрий Оболенский склоняется принять 874 год как дату окончательной христианизации. [ 27 ]
Десятый век
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2023 г. ) |
Каковы бы ни были масштабы усилий Фотия по христианизации Руси, их эффект был недолговечным. Хотя авторы « Первой летописи» не упоминают о миссии Фотия, они знали, что к 944 году значительная часть киевского населения была христианской. В русско-византийском договоре , сохранившемся в тексте летописи, христианская часть русы клянутся своей верой, а правящий князь и другие нехристиане взывают к Перуну и Велесу по языческому обычаю . Киевская коллегиальная церковь святого Илии (культ которой в славянских странах был близок к культу Перуна) упоминается в тексте летописи, что заставляет современных ученых задуматься о том, сколько церквей существовало в Киеве в то время. [ нужна ссылка ]
То ли в 945, то ли в 957 году правящая регентша Ольга Киевская посетила Константинополь вместе с неким священником Григорием. Ее прием при императорском дворе описан в De Ceremoniis . По легендам, византийский император Константин VII в Ольгу влюбился ; однако она нашла способ отказать ему, обманом заставив его стать ее крестным отцом . Когда ее крестили, она сказала, что крестному отцу неприлично жениться на своей крестнице . [ нужна ссылка ]
Хотя обычно предполагается, что Ольга была крещена в Константинополе, а не в Киеве, явного упоминания о причастии нет, поэтому ни одна из версий не исключается. Известно также, что Ольга запросила епископа и священников из Рима. [ 28 ] Ее сын, Святослав (годы правления 963–972), продолжал поклоняться Перуну и другим богам славянского пантеона . оставался упорным язычником Он всю жизнь ; согласно «Первой летописи», он считал, что его воины потеряют к нему уважение и будут насмехаться над ним, если он станет христианином. [ нужна ссылка ]
Преемник Святослава Ярополк I (годы правления 972–980), по-видимому, имел более примирительное отношение к христианству. Позднесредневековые источники даже утверждают, что Ярополк обменивался послами с Папой. Адемара «Хроникон де Шабанна» и житие святого Ромуальда (автор Пьетро Дамиани ) фактически документируют миссию святого Бруно Кверфуртского в землю Русскую, где ему удалось обратить в христианство местного короля (одного из трех братьев кто правил страной). Александр Назаренко предполагает, что Ярополк прошел некоторые предварительные обряды крещения, но был убит по велению своего сводного брата-язычника Владимира (собственные права которого на престол были под вопросом) до того, как его обращение было официально оформлено. Следуя этой теории, любая информация о крещении Ярополка по латинской форме была бы скрыта более поздними восточно-православными летописцами, ревностно стремившимися сохранить незапятнанным образ Владимира Русского Апостола для последующих поколений. [ 29 ]
Обращение Владимира
[ редактировать ]Обращение Владимира [ 30 ] — это повествование записанное в нескольких различных версиях в средневековых источниках о том, как Владимир Великий обратился из славянского язычества в византийское христианство в 980-х годах.
В традиционной историографии оно известно как Крещение Владимира. [ с ] и считается кульминацией христианизации Киевской Руси (получившей название Крещение Руси ) .
Практически все источники сходятся в том, что крещение Владимира произошло примерно в то же время, что и два других события: женитьба Владимира на византийской принцессе Анне Багрянородной , сестре соправителей Василия II и Константина VIII , а также осада и захват Владимиром византийского города в Крымский полуостров под названием Херсонес ( средневековый греческий : Χερσών , латинизированный : Херсон ; церковнославянский : Кърсунь/корсоунь , латинизированный: Kŭrsunĭ/Korsun' , современный украинский и русский : Херсон(ес) Херсон(а) [ д ] ). В чем они расходятся во мнениях, так это в том, как эти три события были связаны между собой, в какой последовательности они произошли и почему. [ 30 ] Вся история обращения охватывает большую часть Первой летописи (ПВЛ): страницы 84–121, или 37 из 286 страниц (12,9%) всего текста. [ 31 ]Крещение Киева.
[ редактировать ]Вернувшись с триумфом в Киев, Владимир призвал жителей своей столицы к реке Днепр для крещения . Это массовое крещение стало знаковым событием, посвященным христианизации государства Киевская Русь , и иногда его называют Крещением Руси. [ нужна ссылка ]
Сначала Владимир крестил двенадцать своих сыновей и многих бояр . Он разрушил деревянные статуи славянских языческих богов (которые сам воздвиг всего восемь лет назад). Их либо сожгли, либо разрубили на куски, а статую Перуна — верховного бога — сбросили в Днепр. [ 32 ]
Тогда Владимир послал послание всем киевлянам, «богатым, и бедным, и нищим, и рабам», чтобы они пришли на следующий день к реке, чтобы они не рисковали стать «врагами князя». Пришло большое количество людей; некоторые даже брали с собой младенцев. Их спустили на воду, пока молились священники, приехавшие по этому случаю из Херсонеса. [ 33 ]
В память об этом событии Владимир построил первую каменную церковь Киевской Руси, названную Десятинной , где должно было упокоиться его тело и тело его новой жены. Другая церковь была построена на вершине холма, где раньше стояли языческие статуи. [ 34 ]
Последствия
[ редактировать ]За крещением Киева последовали аналогичные церемонии в других городских центрах страны. В Иоакимовой летописи говорится, что дядя Владимира, Добрыня , принуждал новгородцев «огнем» к христианству, а местный посадник Путята убеждал соотечественников принять христианскую веру «мечом». Тогда же епископ Иоаким Корсунянин первый деревянный собор Святой Мудрости «с 13-ю верхами». построил на месте языческого кладбища [ 35 ]
Язычество сохранялось в стране долгое время, проявляясь во время Верхневолжского восстания и других периодических языческих протестов. северо-восточная часть страны с центром в Ростове Особенно враждебно к новой религии относилась . Сам Новгород еще в 1071 г. столкнулся с языческим восстанием, в ходе которого епископ Федор столкнулся с реальной угрозой своей личности; Князь Глеб Святославич разогнал толпу, разрубив топором пополам колдуна. [ 36 ]
Христианизация Руси прочно связала ее с Византийской империей . [ 37 ] Греческая ученость и книжная культура были переняты в Киеве и других центрах страны. Церкви начали строить по византийскому образцу. Во время правления сына Владимира Ярослава I митрополит Иларион написал первое известное произведение восточнославянской литературы — тщательно продуманную речь, в которой он выгодно сравнил Русь с другими землями, известную как « Слово о законе и благодати ». [ нужна ссылка ] . « Остромирово Евангелие» , изданное в Новгороде в тот же период, было первой полностью сохранившейся датированной восточнославянской книгой. Но единственное сохранившееся произведение светской литературы « Слово о полку Игореве » указывает на то, что определенная степень языческого мировоззрения сохранялась и при христианской Киевской Руси. [ нужна ссылка ]
В 1988 году верующие восточно-католической и православной церквей, уходящих своими корнями в киевское крещение, отметили тысячелетие восточнославянского христианства. Великие торжества в Москве изменили характер отношений между советским государством и церковью. Впервые с 1917 года Русской Православной Церкви были возвращены многочисленные храмы и монастыри . [ нужна ссылка ] В украинских общинах по всему миру члены различных украинских церквей также отметили Тысячелетие христианства в Украине . [ нужна ссылка ]
В 2008 году Национальный банк Украины ввел в обращение памятные монеты «Христианизация Киевской Руси» серии «Возрождение христианской духовности в Украине». [ 38 ]
В 2022 году традиционной дате праздника присвоен статус государственного праздника Украины под названием День государственности .
Галерея
[ редактировать ]Часть серии о |
Восточная Православная Церковь |
---|
Обзор |
-
Владимир слушает православных священников, а папский посланник в недовольстве стоит в стороне (Иван Эгинк, 1822 г.)
-
Baptism of Olga of Kiev (Sergey Kirillov 1993)
-
Орехово -Борисовский собор был построен в XXI веке к празднованию тысячелетия Крещения Руси.
См. также
[ редактировать ]- Херсонесский собор
- Христианизация Польши
- Христианство в 10 веке
- Феодор Варяг и его сын Иоанн
- День государственности (Украина)
Примечания
[ редактировать ]- ^ 'Аще бо и тѣлъмь апостоли суть не были' (PVL 83.20–21). [ 15 ]
- ^ 'сьде бо не суть учили апостоли, ни пророци прорекли.' (PVL 83.15–16). [ 16 ]
- ^ Church Slavonic : Владимир , romanized: Volodimerъ ; Russian : Владимир , романизированный : Уладзимир , Россия : Владимир , романизированный : Владимир , Russian : Владимир , романизированный : Volodymyr . Смотрите Владимир (название) для пространства.
- ^ Не путать с современным городом Херсоном , названным в его честь и основанным в 1778 году (с 1803 года столица Херсонской губернии ), на территории современной материковой Украины .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Качановский и др. 2013 , с. 74–75.
- ^ «Русская начальная летопись» . Суортмор. 8 июля 2014 года . Проверено 28 ноября 2023 г.
- ^ Двойченко-Марков, Деметриус де (1979). «Русская первичная летопись и валахи Восточной Европы» . Византия . 49 . philpapers.org: 175–187 . Проверено 28 ноября 2023 г.
- ^ «Русская начальная летопись» . Суортмор. 8 июля 2014 года . Проверено 28 ноября 2023 г.
- ^ Двойченко-Марков, Деметриус де (1979). «Русская первичная летопись и валахи Восточной Европы» . Византия . 49 . philpapers.org: 175–187 . Проверено 28 ноября 2023 г.
- ^ «Владимир I и христианизация» . либретексты. 27 сентября 2020 г. Проверено 28 ноября 2023 г.
- ^ «Христианизация Руси» . авантур . Проверено 28 ноября 2023 г.
- ^ Oleg Rapov, Russkaya tserkov v IX–pervoy treti XII veka ( The Russian Church from the 9th to the First 3rd of the 12th Century ). Moscow, 1988.
- ^ "ЧАСТЬ ВТОРАЯ, ЦЕРКОВНАЯ - ГЛАВА I. ХРИСТИАНСТВО В БЕЛАРУСИ" (in Russian). belapc . Retrieved 2023-11-28 .
- ^ Jump up to: а б с д Качановский и др. 2013 , с. 74.
- ^ Дом 2015 , стр. 10–11.
- ^ Дом 2015 , с. 11.
- ^ Сантос Маринас 2011 , с. 327.
- ^ Сантос Маринас 2011 , стр. 327–328.
- ^ Островский и Бирнбаум 2014 , 83.20–21.
- ^ Островский и Бирнбаум 2014 , 83.15–16.
- ^ Jump up to: а б с Сантос Маринас 2011 , с. 328.
- ^ Сантос Маринас 2011 , стр. 328–329.
- ↑ История болгар от древности до 16 века Георгия Бакалова (2003). ISBN 954-528-289-4
- ^ Послание и Амфилохия Фотия, Патриарха Константинопольского. Эд. Б. Лаурдас, Л.Г. Вестеринк. Т.1. Лейпциг, 1983. С. 49.
- ^ Феофан Континуат, Иоанн Камениата, Симеон Магистр, Георгий Преподобный. Эд. И. Беккер. Бонн, 1838 г. (CSHB), с. 196.
- ^ Геофан Континуат, Иоанн Камениата, Симеон Магистр, Георгий Монах. Эд. И. Беккер. Бонн, 1838 г. (CSHB), стр. 342-343.
- ^ А. Авенариус. Христианство на Руси IX века . // Вклад в историю Византии IX-XI вв. Век. Прага: В. Вавринек, 1978. С. 301-315.
- ^ Цукерман, Константин. Два этапа становления древнерусского государства в русских протогородских центрах между Скандинавией, Византией и Востоком. Материалы международной конференции, состоявшейся в Коллеж де Франс в октябре 1997 г., под ред. М. Казанский, А. Нерсесян и К. Цукерман (Византийские реалии 7), Париж, 2000 г., с. 95-120.
- ^ Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI вв. Moscow: Gnozis, 1995. P. 220.
- ^ Флоря Б.Н., Литаврин Г.Г. Христианизация народов Центральной и Юго-Восточной Европы и обращение Древней Руси . // Византинославика. 1988. 49. С. 186.
- ^ Д. Оболенский. Византия и славяне: Сборник исследований . Лондон, 1971. Т.4.
- ↑ Титмар Мерзебургский сообщает, что первый архиепископ Магдебургский Адальберт Пражский , прежде чем был возведен в этот высокий сан, был отправлен императором Оттоном в страну русов ( Rusciae ) в качестве простого епископа, но был изгнан язычниками. Те же данные дублируются в анналах Кведлинбурга и Хильдесхайма . , в частности, [ оригинальное исследование? ]
- ^ Alexander Nazarenko . Древняя Русь на международных путях . Moscow, 2001. ISBN 5-7859-0085-8 .
- ^ Jump up to: а б Островский 2006 , стр. 567.
- ^ Островский и Бирнбаум, 2014 , 0,1–286, 7 стр.
- ^ Лонгсворт, Филип (2006). Россия: Империя прошлого и будущего от предыстории до Путина . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. п. 38. ISBN 0-312-36041-Х .
- ^ Lavrent (PSRL 1), col. 102.
- ^ Lavrent (PSRL 1), cols. 108-9.
- ^ Новгородская третья летопись , (ПСРЛ 3), 208. О первоначальном преобразовании см. Василий Татищев, История российская , А.И. Андреев и др., ред. (Москва и Ленинград: АН СССР, 1962), вып. 1, стр. 112-113.
- ^ Arsennii Nasonov, ed. Novgorodskaia Pervaia Letopis: Starshego i mladshego izvodov (Moscow and Leningrad: AN SSSR, 1950), pp. 191-96.
- ^ Аверинцев С. Крещение Руси и путь русской культуры , в кн. Христианизация древней Руси, тысячелетие: 988-1988 , изд. Ю. Хаман (Париж, 1992), 139–147.
- ↑ Памятные монеты «Христианизация Киевской Руси», сайт Национального банка Украины, июль 2008 г.
Библиография
[ редактировать ]- Кросс, Сэмюэл Хаззард; Шербовиц-Ветзор, Ольгерд П. (1930). Русская начальная летопись, Лаврентьевский текст. Переведено и отредактировано Сэмюэлем Хаззардом Кроссом и Ольгердом П. Шербовицем-Вецором (1930) (PDF) . Кембридж, Массачусетс: Средневековая академия Америки . Проверено 26 января 2023 г.
- Катчановски, Иван; Kohut, Zenon E .; Nesebio, Bohdan Y.; Юркевич, Myroslav (2013). Historical Dictionary of Ukraine . Lanham, Maryland ; Toronto ; Plymouth : Scarecrow Press. p. 992. ISBN 9780810878471 . Проверено 24 января 2023 г.
- Островский, Дональд (2006). «Рассказ об обращении Владимира в «Повести временных лет»: хиазм рассказов» . Гарвардские украинские исследования . 28 (1–4). Гарвардский украинский научно-исследовательский институт: 567–580. JSTOR 41036982 . Проверено 6 мая 2023 г.
- Островский, Дональд; Бирнбаум, Дэвид Дж. (7 декабря 2014 г.). «Первая летопись Руси критическая. Издание – Подстрочная построчная сверка» . pvl.obdurodon.org (на церковнославянском языке) . Проверено 5 мая 2023 г.
- Сантос Маринас, Энрике (2011). «Христианские мифы о происхождении среди восточных славян: предполагаемые апостольские корни христианства в Киевской Руси» . Европа наций. Мифы происхождения . Авейру: Университет Авейру. стр. 324–335 . Проверено 18 мая 2024 г.
- Дом, Ганс (2015). Первичная хроника. Древнейшая история Киевской Руси (на нидерландском языке). Неймеген: Издательство Vantilt. п. 304. ИСБН 9789460042287 .