Феодор Варяг и его сын Иоанн
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Май 2017 г. ) |

Феодор Варяг и его сын Иоанн ( русский : Феодор Варяг и сын его Иоанн , латинизированный : Феодор Варяг и сын его Иоанн ; 10 век) — имена, традиционно приписываемые варягу- христианину из Греции и его маленькому сыну, жившему в Киеве , который были убиты, согласно рассказу, записанному в « Первой летописи», под 6491 (983) годом. [ 1 ] Летопись прославляет их смерть как пример христианских мучеников , подвергшихся гонениям со стороны языческого истеблишмента Киевской Руси во времена правления князя Владимира Великого (до его собственного обращения в византийское христианство около 988 г.).
Текст в Первой летописи
[ редактировать ]Под 6491 годом (983; стр. 82,5–83,25). [ 2 ] ), « Первоначальная летопись» сообщает следующую историю:
Владимир двинулся на ятвягов, победил их и захватил их территорию. Он вернулся в Киев и вместе с его народ приносил жертвы идолам. [ 3 ] И сказали старейшины и бояре: «Давайте бросим жребий на мальчиков и девочек. На кого упадет, того и зарежем в жертву богам». [ 4 ] Жил-был некий варяг, дом которого находился на том месте, где ныне стоит церковь Святой Богородицы, построенная Владимиром. Этот варяг иммигрировал из Греции. Он придерживался христианской веры, и у него был сын, прекрасный лицом и сердцем, которому по дьявольской ненависти выпал жребий. [...] [ 3 ]
Пришли посланники и сказали отцу: «Поскольку жребий выпал на твоего сына, боги объявили его своим. Поэтому давайте принесем жертву богам». Но варяг ответил: «Это не боги, а только деревянные идолы. Сегодня они есть, а завтра они сгниют. Эти боги не едят, не пьют и не говорят; они вылеплены вручную из дерева. Бог, которому служат и поклоняются греки, един; это он сотворил небо и землю, звезды, луну, солнце и человечество и даровал ему жизнь на земле. Но что же создали эти боги? сами изготавливать не буду. отдай моего сына дьяволам». [ 3 ]
И посланники вернулись и доложили народу. Последний взял в руки оружие, выступил против варяга и его сына и, сломав частокол вокруг своего дома, нашел его стоящим с сыном на крыльце. Затем они призвали его выдать своего сына, чтобы они могли принести его в жертву богам. Но он ответил: «Если они боги, то они пошлют одного из своего числа, чтобы забрать моего сына. Зачем он тебе?» Они тотчас же подняли крик и разрушили строение под собой. Таким образом, люди убили их, и никто не знает, где они похоронены. [ 5 ] Ибо в то время люди были невежественными язычниками. [...] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Более поздние традиции
[ редактировать ]Язычники убили и отца, и сына. Мартин К. Путна (2021) отметил, что, хотя у них явно было меньше скрытых мотивов, чем у других мучеников ранней Руси, у этих двоих на удивление мало последователей. [ 1 ]
Точная дата смерти Феодора и Иоанна неизвестна. [ нужна ссылка ] По традиционной версии, их кончина наступила 12 июля 978 года, на следующий день после того, как восшествие на престол Владимира Киевского было отмечено языческими благодарениями богам, включая человеческие жертвоприношения. [ нужна ссылка ] Однако некоторые историки утверждают, что это событие произошло летом 983 года, во время восстания язычников во всем славяно-германском мире. [ нужна ссылка ]
По преданию, мужество Феодора и Иоанна, стоящих в одиночку против толпы разгневанных язычников, настолько поразило Владимира своей искренностью, что повлияло на его решение стать христианином. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Путна, Мартин К. (01 июня 2021 г.). Русь – Украина – Россия: Сцены из культурной истории русской религиозности . Карлов университет в Праге, Karolinum Press. п. 68. ИСБН 978-80-246-3580-4 .
- ^ Островский и Бирнбаум, 2014 , 82,5–83,25.
- ^ Jump up to: а б с Кросс и Шербовиц-Ветзор, 1953 , с. 95.
- ^ Дом 2015 , с. 66.
- ^ Кросс и Шербовиц-Ветзор 1953 , стр. 95–96.
- ^ Островский и Бирнбаум 2014 , 83.10.
- ^ Кросс и Шербовиц-Ветзор 1953 , с. 96.
- ^ Дом 2015 , с. 67.
Библиография
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Кросс, Сэмюэл Хаззард; Шербовиц-Ветзор, Ольгерд П. (1953). Русская начальная летопись, Лаврентьевский текст. Переведено и отредактировано Сэмюэлем Хаззардом Кроссом и Ольгердом П. Шербовицем-Вецором (PDF) . Кембридж, Массачусетс: Средневековая академия Америки. п. 325 . Проверено 26 января 2023 г. (второе издание 1953 г.; впервые опубликовано в 1930 г.)
- Островски, Дональд ; Бирнбаум, Дэвид Дж. (7 декабря 2014 г.). «Первичная летопись Руси критическая. Издание – Подстрочная построчная сверка» . pvl.obdurodon.org (на церковнославянском языке) . Проверено 17 мая 2023 г. – Улучшенная оцифрованная версия исследования Островского и др. 2003 года, выпущенная в 2014 году. версия.
- Дом, Ганс (2015). Первичная хроника. Древнейшая история Киевской Руси (на нидерландском языке). Неймеген: Издательство Vantilt. п. 304. ИСБН 9789460042287 .