Проповедь о Законе и Благодати
Слово о законе и благодати ( церковнославянское : Слово о законе и благодати , латинизированное: Слово о законе и благодати ) — проповедь, написанная Иларионом , митрополитом Киевским . [1] Это один из самых ранних доступных славянских текстов, написанный за несколько десятилетий до Первой летописи . [2] Поскольку Иларион считался писателем, достойным подражания, эта проповедь оказала большое влияние на дальнейшее развитие как стиля, так и содержания литературы Киевской Руси . [3]
Проповедь была важным событием, которое должно быть упомянуто в Первой летописи , и путем сопоставления с другими событиями из Летописи был сделан вывод, что Проповедь была написана где-то между 1037 и 1050 годами. [4]
Заголовок
[ редактировать ]Хотя это произведение обычно называют « Проповедью о законе и благодати» , оно носит гораздо более длинное название:
- Касательно: Закона, данного Моисеем, а также Благодати и Истины, пришедших через Иисуса Христа. И: как Закон отошел, и Благодать и Истина наполнили всю землю, и Вера распространилась на все народы, даже на наш народ Русь. И: восхваление кагану нашему Владимиру, которым мы были крещены. И: молитва к Богу от всей нашей земли. [5]
- Church Slavonic : О законѣ мωѵсѣомъ данѣѣмъ, и ω благодѣти и истинѣ исоусомъ христъмъ бывшϊи. И како законъ ѿтиде, благодѣть же и истина всю землю исполни, и вѣра въ всѧ ꙗзыкы простреся и до нашего ꙗзыка роускаго, и похвала каганоу нашемоу влодимероу, ѿ негоже крещени быхомъ и молитва къ богѫ ѿ всеа зьмлѧ нашеа [4]
Краткое содержание
[ редактировать ]Проповедь разделена на две отдельные части. [6]
В первой части представлена Благодать Нового Завета, превосходящая и заменяющая Закон Ветхого Завета . [7] Иларион пересказывает ветхозаветный рассказ об Агари , служанке Авраама Сарре , и , его жене. Он уподобляет Исаака , «свободного сына свободной матери», последователям христианства , а Измаила , «слугу (не истинно свободного человека)», — евреям . Иларион подчеркивает, что сначала был Закон, а затем Благодать, как Измаил предшествовал Исааку. Затем он объясняет, что Евангелие теперь распространяется по всей земле , а «озеро Закона» высохло. [8]
Вторая часть представляет собой восхваление Владимира , великого князя Киевского и крестителя Руси . Оно написано в весьма риторическом панегирике , возможно, с целью представить Владимира кандидатом на канонизацию . [9]
Анализ
[ редактировать ]Церковнославянский язык здесь является священным языком из-за ссылок на Библию . Книга должна быть не ораторским эссе, а просто повествовательной пьесой.
Аудитория
[ редактировать ]Хотя проповедь, скорее всего, была написана для христианской элиты Киевской Руси и произнесена в Софийском соборе в Киеве, [10] ученые до сих пор не уверены во многих деталях, касающихся изложения проповеди. Русский филолог Александр Ужанков считает, что «Слово о законе и благодати» было произнесено вечером 25 марта 1038 года в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы у Золотых ворот в Киеве. [11] Некоторые ученые предполагают, что две части проповеди были представлены в разных случаях и были объединены только при более позднем составлении. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Франклин, С.: Проповеди и риторика Киевской Руси (Кембридж: издательство Гарвардского университета, 1991), стр.xxi.
- ^ Зеньковский, С.А.: Былины, летописи и сказания средневековой России , Пер. С. А. Зеньковский, 2 изд., (Нью-Йорк: Э. П. Даттон, 1974) с.85.
- ^ Бирнбаум, Х.: Аспекты славянского средневековья и культуры славянского Возрождения (Нью-Йорк: Peter Lang Publishing, 1991), стр.150.
- ^ Jump up to: а б «Введение в полный текст в оригинале и в современном русском переводе» . Институт русской литературы (Пушкинский Дом) (на русском языке). Архивировано из оригинала 26 мая 2011 года . Проверено 23 февраля 2023 г.
- ^ Франклин 1991 , с. 3.
- ^ Зеньковский, с.85.
- ^ Таррас, В.: «Иларион (Иларион)», Справочник по русской литературе (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1985), стр.198.
- ^ Зеньковский, с.87-88.
- ^ Зеньковский, с.85-86.
- ^ Франклин, стр.xxxvii.
- ^ Ужанков А. Н. «Слово о Законе и Благодати» и другие творения митрополита Илариона Киевского. — М.: «Академика», 2013. — С. 49—73
Библиография
[ редактировать ]- Франклин, Саймон (1991). «Слово Илариона о законе и благодати» . Проповеди и риторика Киевской Руси (PDF) . Университет Торонто (SLA 218 Украинская литература и культура). п. 30 . Проверено 23 февраля 2023 г.