Хольмганг

Холмганг ( древнескандинавский : holmganga , исландский : hólmganga , датский и норвежский : holmgang , шведский : holmgång ) — дуэль, практиковавшаяся раннесредневековыми скандинавами. Это был юридически признанный способ разрешения споров.
Название holmgang (буквально «холм-идущий») может происходить от дуэлей бойцов на небольшом острове или holm , как это происходит в саге об Эгилле Скаллагримссоне , альтернативно в переносном смысле по отношению к арене.
По крайней мере теоретически, любой оскорбленный может вызвать другую сторону на холмганг, независимо от их различий в социальном статусе. Это может быть вопрос чести, владения или собственности, требование реституции или долга, юридическое разногласие или намерение помочь жене или родственнику или отомстить за друга.
Сражение с Холмгангами произошло через 3–7 дней после вызова. Если вызываемый не явился на холмганг, другой человек считался принявшим вызов. Если обиженная сторона не явилась на хольмганг, ее считали нидингром и могли приговорить к объявлению вне закона . По сути, если кто-то не хотел или не мог защитить свое требование, он не имел чести. Иногда способный воин вызывался сражаться вместо явно превосходящего друга.
История
[ редактировать ]
Шведский Hednalagen 13-го века , или языческий закон, который предшествовал Västgötalagen (вестготский закон), представляет собой фрагмент неизвестного юридического документа позднего периода викингов из Вестергётланда , Швеция , который оговаривает условия для своего рода судебной дуэли . либо имеется в виду холмганг, либо эйнвиги (испытание поединком):
Если кто-то скажет другому мужчине оскорбления («Ты не похож на мужчину, и в твоей груди не мужчина!» – «Я такой же человек, как ты!»), они встретятся там, где сходятся три дороги. Если придет тот, кто говорил, а не оскорбленный, то он будет таким, как его призвали: никакого права приносить клятвы, никакого права свидетельствовать, будь то мужчина или женщина.
Если придет оскорбленный, а не тот, кто говорил, то он должен крикнуть « Нидингр !» три раза и сделай знак на земле, и хуже тому, кто сказал то, что не осмелился сдержать.
Теперь оба встречаются во всеоружии: если оскорблённый упадёт, то вознаграждение будет в полвергильда ; если тот, кто говорил, упадет, оскорбления будут худшими, язык - проклятием для головы, он ляжет в поле без компенсации. [1]
Точные правила варьировались от места к месту и менялись со временем, но перед каждым вызовом дуэлянты соглашались с правилами, которые они использовали. Дуэль происходила либо на заранее оговоренном участке, либо в традиционном месте, которое регулярно использовалось для этой цели. Перед дуэлью претендент зачитал правила, традиционные или согласованные. Правила определяли разрешенное оружие, кто имел право нанести удар первым, что считалось поражением или конфискацией и что получал победитель; в Норвегии победитель мог претендовать на все, что принадлежало проигравшему. В саге об Эгилсе Скаллагримссонар 1975 года (цитируется на странице ответов женщин-викингов) рассказывается:
Если человек бросил вызов другому в каком-либо вопросе и тот, кто бросил вызов, одержал победу, то ему как победителю причитается то, ради чего был брошен вызов. В случае поражения он был обязан выкупить себя в согласованной сумме. Но если он падал на поединке, то в бою он терял все свое имущество, а тот, кто убил его на поединке, получал наследство от него. [2]
Сколько раз вызываемый действительно сдавался заранее, не зафиксировано.
Первые холмганги, вероятно, закончились смертью или выведением из строя одного бойца. Убийство противника не являлось убийством и, следовательно, не приводило к объявлению вне закона или выплате верегельда . Более поздние правила превратили холмганг в более ритуальное направление.
Кормакссага утверждает, что в холмганге сражались на бычьей шкуре или плаще с сторонами длиной три метра. Он был поставлен на землю кольями, использованными специально для этой цели, и установлен особым образом, теперь неизвестным. После этого область была отмечена путем рисования трех границ вокруг квадратной шкуры, каждая примерно на расстоянии одного фута от предыдущей. Углы внешней границы были отмечены ореховыми шестами. Комбатантам приходилось сражаться внутри этих границ. Выход за пределы границ означал конфискацию, побег означал трусость.
есть намек В Кормакссаге на принесение в жертву быка перед холмгангом, шкура которого была натянута и прикреплена к земле, на которой должен был произойти бой; но есть много упоминаний о жертве, которую принес победитель после победы. Бойцам разрешалось использовать определенное количество щитов (обычно три), которые они могли использовать – удары противника могли сломать щит. Первыми наносили вызов брошенные вызовы, а затем бойцы по очереди били друг друга. Бой обычно заканчивался первой кровью, и победитель получал три серебряные марки. В основном это представляет собой более позднюю исландскую версию холмганга, которая была призвана избежать ненужных человеческих жертв и чрезмерной спекуляции; если спор не касался конкретной собственности, максимум, что мог получить победитель, — это три марки серебра.
Профессиональные дуэлянты использовали холмганги как форму узаконенного грабежа; они могли претендовать на права на землю, женщин или собственность, а затем доказывать свои претензии в поединке за счет законного владельца. Во многих сагах описываются берсерки , которые таким образом издевались над холмгангом. Во многом из-за такой практики холмганги были объявлены вне закона в Исландии в 1006 году в результате дуэли между Гуннлаугром Ормстунгой и Храфном Онундарсоном . [3] и в Норвегии в 1014 г.
В популярной культуре
[ редактировать ]В аллегорическом фэнтезийном романе Сильверлок « Джона Майерса Майерса » в песне «Баллада о Боуи Гизардсбейне» боевое прошлое Боуи упоминается как «Хольмганг в Натчезе».
В 1957 году Пол Андерсон — американец датского происхождения, часто использовавший темы викингов в своих произведениях — опубликовал научно-фантастический рассказ « Хольмганг » (собран в антологии 1982 года « Холодная победа »). Два главных героя истории – враждующие космонавты будущего, имеющие далекое скандинавское происхождение и один из которых (злодей) исторически сознателен – решают возродить эту традицию викингов, прибегая к смертоносному холмгангу на одиноком астероиде вместо морского острова. чтобы уладить их непримиримые разногласия по запутанному вопросу, связанному с преступностью, политикой и женской любовью. Главный герой Андерсона в « Человеке, который пришел рано », действие которого происходит в Исландии 10-го века, также вынужден вступить в холмганг.
Холмганг — название норвежской телевизионной программы-дебатов, которая транслировалась на коммерческом норвежском канале TV 2 с 1992 по 2008 год.
В романе Дротик Кушиэля» « Жаклин Кэри 2001 года вымышленные скальды соблюдают холмганг и другие скандинавские и тевтонские традиции. Один персонаж-скальдик бросает вызов Жослену Веррейю на холмганг.
Фильм «13-й воин» (1999) включает в себя процесс холмганга, полный оскорблений, щитов и позолоты. Книга, по которой снят фильм, « Пожиратели мертвых» , содержит ту же сцену с более подробным объяснением как ритуала, так и значения того, как он проводится.
В MMORPG Final Fantasy XIV: A Realm Reborn 2013 года класс персонажей Мародер и его улучшенная форма Воин обладают способностью Холмганг, которая создает цепь, связывающую пользователя и его цель вместе. Все это время они неподвижны и должны атаковать друг друга, как и в настоящем Хольмганге.
В норвежском телесериале «Скандинавы» холмганг фигурировал в первом эпизоде сериала и снова во втором сезоне.
видеоигры Assassin's Creed Valhalla В сюжетной кампании 2020 года присутствует несколько холмгангов.
В 2021 году Пэр Хулкофф (сольный шведский метал-певец и автор песен) выпустил сингл «Holmgång» для своего будущего альбома «Ragnarök». Песня, мелодичная и агрессивная, связывает древнюю северную практику с современным военным контекстом.
В фильме 2022 года «Северянин » Амлет и Фьёльнир вступают в бой в Хольмганге на вершине вулкана Гекла.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Дайте слово мужчине · ты супруга мужчины, и у меня в сундуке есть еда · Я кое-что из этого · они должны уметь делать три вещи · Cumbr tha word havr giuit och tha cumbr aig tha word havr lutit · tha mvn he product svm его имя · если у меня есть клятва и у меня есть свидетель, где меня может вырвать женщину · Cumbr и затем слово havr lutit и у меня есть это слово havr giuit · тогда он открывает дверь и он исполняется год · потом он видит, что хуже, что он говорит У меня жажда · Nv метаз они купаются mz full vapnvm · Скрыть это слово havr lutit · Valid mz haruum gialdum · Скрыть это слово havr giuit · Glöpr слова худшие · Tonga houðbani · Лежа в вгилдум акри ·
- ^ Фелл, Кристина (1975). История Эгиля Скаллагримссона . Торонто: Университет Торонто Press. п. 120. ИСБН 978-0460872652 .
- ^ См. Рэдфорд (1989) на 642. Soga om Gunnlaug Ormstunge - Сага о Гуннлаугре Змеином Языке. ISBN 82-521-1466-0
Ссылки
[ редактировать ]- Бё, Олав. «Хольмганга и Эйнвиги: скандинавские формы дуэли». Средневековая Скандинавия 2 (1969) 132–148.
- Байок, Джесси. «Хольмганга», статья в «Средневековой Скандинавии: Энциклопедия» (под ред. Филиппа Пульсиано, 1993) 289–290.
- Циламини, Марлен. «Старая исландская дуэль». Скандинавские исследования 35:3 (1963) 175-194.
- Фальк, Орен (2004). «Сначала свидетели и слухи: переоценка роли аудитории в дуэли». В Мейерсоне, Марк Д.; Тьери, Дэниел; и др. (ред.). Великое излияние крови »: интерпретация средневекового насилия . University of Toronto Press. стр. 98–130. ISBN 0-8020-8774-4 .
- Герман Палссон и Стефани Вюрт, « Хольмгонгур» в древнескандинавской литературе: историческое содержание и литературный дизайн», «Вклад Амстердама в древние немецкие исследования» , 41 (1995), 37ff.
- Джонс, Гвин. «Религиозные элементы исландской «Хольмганги » ». Мод. Язык Откр. 27:3 (1932) 307-313.
- Джонс, Гвин. «Некоторые характеристики исландской «Хольмганги » ». Дж. Инж. и германская филология 32 (1933) 203-224.
- Рэдфорд, Р.С. «Отправление на остров: юридический и экономический анализ средневековой исландской дуэли». Закон Южной Калифорнии, ред. 62 (1989) 615-44.