Жан Коралли


Жан Коралли (15 января 1779 – 1 мая 1854) был французским артистом балета и хореографом, наиболее известным благодаря сотрудничеству с Жюлем Перро в создании «Жизели» (1841), типичного романтического балета девятнадцатого века. [ 1 ]
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Родившийся Джованни Коралли Перачини , он был сыном болонской семьи, проживающей в Париже, где его отец был комиком в Театре Италии. В детстве он учился в балетной школе Парижской оперы, но решил поехать в Вену, чтобы дебютировать как танцор и хореограф. Некоторое время он танцевал в Парижской опере в 1802 году и в Королевском театре в Лондоне, а затем вернулся в Вену, чтобы занять должность балетмейстера в Хофтеатре (Придворном театре). В эти ранние годы он и его жена сформировали знаменитую танцевальную пару Джованни и Терезу Коралли, и их часто изображали на современных гравюрах. Они танцевали ведущие партии в большинстве балетов, созданных Коралли в Хофтеатре, в том числе «Елена и Париж » (1807). Начиная с 1809 года, Кораллисы выступали в качестве солистов в театре Ла Скала в Милане, в театре Ла Фениче в Венеции и в театре Сан-Карло в Лиссабоне. [ 2 ]
С 1825 по 1829 год Коралли работал балетмейстером Театра Порт Сен-Мартен в Париже, где создал десять полнометражных балетов и дивертисментов к четырнадцати пьесам. В его труппу входили Шарль-Франсуа Мазурье, известный комический танцор, а также Жюль Перро (1810–1892) и Жозеф Мазилье (1801–1868), талантливые танцоры, которые впоследствии стали известными хореографами. Порт Сен-Мартен был известен благодаря своей романтической драме и новаторским балетам, многие из которых предвосхитили постановки Парижской оперы. Для пьесы 1828 года Коралли поставил па-де-сильфиды , предвещавшие сверхъестественные белые балеты более поздних лет. [ 3 ]
Работа в Парижской опере
[ редактировать ]В 1831 году Коралли был назначен премьер-мэтром балета Парижской оперы , заменив Жана-Луи Омера . Его первой работой там было возрождение и повторная постановка его произведения 1828 года «Леокади» с новым сценарием Юджина Скриба , новой партитурой Мишеля Карафы и новым названием «Оргия» (1831). В нем рассказывалась история молодой девушки, соблазненной дворянином, а затем брошенной - тема, к которой Коралли вернется в более поздних работах. Следующим его шагом стал балет к опере «Предчувствие» (1852), в котором использовалась растущая мода на пьесы, балеты и оперы со сверхъестественным аспектом. Это было первое из его многочисленных произведений для оперной сцены. [ 4 ] За этим последовало крупное танцевальное произведение « La Tempête, ou L'Ìle des Génies» («Буря, или Остров волшебных духов», 1834 г.), поставленное на музыку Жана Шнейцхоффера. Полина Дюверне и Жозеф Мазилье танцевали влюбленных Лею и Фернандо, а молодой венской балерине Фанни Эльсслер роль феи Альсины досталась , тогда только начинавшей свой путь к славе. Настоящей звездой Эльсслер стала в следующем произведении Коралли « Дьявол Буато» («Хромой дьявол», 1836), в котором она знаменито исполнила «Ла Качуча», испанский танец, хореографию которого, возможно, она поставила сама. [ 5 ]
Вершина хореографической карьеры Коралли пришлась на 1841 год, когда балет «Жизель или Вилис» в летний сезон в Парижской опере впервые был представлен . Сценарий, написанный Теофилем Готье в сотрудничестве с Жюлем-Анри Вернуа де Сен-Жоржем, был поставлен на музыку Адольфа Адама , на которую внимание Коралли обратил Жюль Перро, который был заинтересован в поиске главной роли для своей протеже. Карлотта Гризи . На премьере партнером Гризи был Люсьен Петипа в роли Альбрехта, принца, предательство которого приводит ее к безумию и смерти. «Крестьянское па-де-де » в первом действии на интерполированную музыку Фридриха Бургмюллера исполняли Натали Фицджеймс и Огюст Мабилль , а Адель Дюмилятр танцевала требовательную роль Мирты, королевы вилисов, мстительных духов мертвых девиц, обманутых их любовники. [ 6 ] [ 7 ]
Готье и композитор Бургмюллер снова стали соавторами Коралли в его следующем балете « Ла Пери» (1843), сложной истории о восточной фее, любимой юношей, который видит ее во сне. Хореография Коралли с Гризи и Петипа в главных ролях была высоко оценена прессой и публикой, а балет имел большой успех. Его предпоследний балет «Эухарис» (1844 г.) потерпел неудачу, а последний балет « Озай» (1847 г.) был исполнен всего десять раз. Коралли ушел со своей должности в Парижской опере в 1854 году и умер всего четыре года спустя. [ 8 ]
Избранные работы
[ редактировать ]К основным работам Коралли относятся следующие. [ 9 ]
- 1806: Поль и Розетта
- 1806: Амфион
- 1807: Инки
- 1807: Элен и Париж
- 1815: Тансомания
- 1816: Свадьба Зефира и Флоры.
- 1825: Статуя Венеры
- 1825: Испанские Русы
- 1826: месье де Пурсоньяк
- 1826: Гулливер
- 1826: Посещение Бедлама
- 1827: Свадьба разума
- 1827: Снег
- 1828: Гусары и девушки
- 1828: Леокади
- 1829: Художники
- 1830: Лунатик
- 1830: Свадьба разума
- 1831: Оргия
- 1832: Искушение
- 1834: Буря, или Остров гениев
- 1836: Хромой дьявол
- 1837: Кот превратился в женщину
- 1839: Тарантул
- 1841: Жизель, или Les Wilis , с Жюлем Перро
- 1843: Ла Пери
- 1844: Евхаристия
- 1847: Озай
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сьюзан Ау, «Коралли, Жан», в Международной энциклопедии танца под редакцией Селмана Джин Коэн и других (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1998), том. 2, стр. 201–204.
- ^ Мари-Франсуаза Кристу и Джино Тани, «Коралли, Жан», в Энциклопедии делло Спеттаколо (Рим: Le Maschere, 1954).
- ^ Мэрион Ханна Винтер, Предромантический балет (Бруклин, Нью-Йорк: Dance Horizons, 1975).
- ^ Ау, «Коралли, Жан», в Международной энциклопедии танца (1998), том. 2, с. 202.
- ^ Гость Айвора Форбса, Фанни Элсслер (Лондон: A. & C. Black, 1970).
- ^ Эдвин Бинни, Le Ballets de Théophile Gautier (Париж: Низе, 1965).
- ^ Сирил В. Бомонт, Балет «Жизель» (Лондон: Dance Books, 1996).
- ^ Гость Айвора Форбса, Романтический балет в Париже , 2-е изд. ред. (Лондон: Танцевальные книги, 1980).
- ^ Хорст Кеглер , Краткий Оксфордский словарь балета , 2-е изд. (Издательство Оксфордского университета, 1982).