Учёные звания во Франции
Академические звания по всему миру |
---|
Ниже приведены основные академические звания во французской системе высшего образования . Большинство академических учреждений находятся в ведении государства, а большинство ученых, занимающих постоянные должности, являются государственными служащими и, следовательно, имеют постоянную должность (после годичного испытательного срока).
В зависимости от типа учреждения существует несколько параллельных карьерных путей. Три пути соответствуют учителям-исследователям ( enseignants-chercheurs ), исследователям и учителям. Возможно продвижение с одного пути на другой. На каждом пути существует несколько рангов. Повышение звания (например, повышение с доцента до профессора) сопровождается увеличением заработной платы и ответственности и подчиняется некоторым условиям, таким как хабилитация . В большинстве случаев переход на более высокий ранг требует прохождения открытого конкурса по набору персонала - той же процедуры, которая используется для первоначального получения должности более низкого ранга.
Временные должности включают аспирантов , постдокторантов и временных преподавателей (обычно называемых вакатерами или временными поверенными ). Также существуют некоторые административные должности, которые занимают постоянные сотрудники и часто избираются их коллегами, например, президент университета или декан. Звания в частных школах и grandes écoles часто организованы по-другому.
Государственные учреждения
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]В следующей таблице приведены различные академические звания, используемые во Франции, в зависимости от степеней (факультет, исследования, преподавание) и званий, а также некоторые эквивалентные звания в школах с особым статусом. Общепринятое сокращение названия указывается в круглых скобках после названия.
Факультет (преподаватели-исследователи) | Только исследования | Только обучение | Неполная занятость | |
---|---|---|---|---|
Постоянный | Профессор университета (PR) Директор по учебной работе ( школа чартеров , школа повышения квалификации по общественным наукам , практическая школа повышения квалификации , Французская школа Дальнего Востока ) Астроном ( Парижская обсерватория ) Физик ( Парижский институт физики Земли ) Профессор университета-практикующий госпиталь ( Обучающие больницы ) | Директор по исследованиям (ДР) | н/д | Доцент университета |
Преподаватель (МКФ) Ассистент астронома ( Парижская обсерватория ) Ассистент физика ( Парижский институт физики Земли ) Преподаватель-практикующий госпиталь Ассистент метрдотеля (школы архитектурных и сельскохозяйственных наук, институт Mines-Télécom , ветеринарные школы) | Сотрудник по исследованиям (CR) | Доцент (ПРАГ) Сертифицированный преподаватель (PRCE) | Доцент | |
Временный | Временный преподаватель и научный сотрудник (ATER) Ассистент (школы сельскохозяйственных наук, ветеринарные школы) Ассистент университетского госпиталя (учебные больницы) Университетский клинический менеджер-ассистент больницы (учебные больницы) | Постдокторант | Ассистент преподавателя | |
Докторант по контракту, ответственный за преподавание | Докторант по контракту |
Должности преподавателей
[ редактировать ]Преподавателей называют enseignants-chercheurs (буквально — преподаватели-исследователи). В целом их статут регулируется Указом 84-431 от 6 июня 1984 г. [1] (за некоторыми исключениями: например, преподаватели государственных больниц имеют статус, регулируемый другим указом [2] ). Они являются государственными служащими , но на них распространяется специальный закон, гарантирующий академическую свободу . Хотя большинство должностей государственной службы доступны только гражданам ЕС , назначения на эти должности производятся независимо от гражданства.
После получения докторской степени в университете и обычно после нескольких лет временной постдокторской должности ученые, желающие начать постоянную академическую карьеру, могут подать заявку на должность ведущего конференций ( MCF ). Для этого они должны сначала быть одобрены Национальным советом университетов, состоящим из избранных и назначенных ВХФ и профессоров университетов. Для кандидатов, которые были впервые утверждены таким образом, набор на должности осуществляется в каждом отдельном университете, в основном отборочной комиссией, состоящей из других ВКФ и профессоров, наполовину из университета, в котором доступна должность, наполовину из других университетов, а не из других университетов. чем администраторы. Однако окончательное решение принимает Ученый совет университета. [1] : Ст.9-1
Шкала заработной платы является национальной, поэтому оплата не варьируется от одного университета к другому. Недавняя реформа допускает возможность модуляции заработной платы в университетах, но пока это еще предстоит реализовать. [ нужна ссылка ]
После нескольких лет работы на должности ведущего конференций MCF может подать заявку на получение habilitation à diriger des recherches (« абилитация для руководства исследованиями», HDR), которая позволяет им руководить докторскими диссертациями. Хабилитация является необходимым условием для подачи заявления на должность professeur des universités («профессор университета») как в родном университете, так и в другом учебном заведении. Их пригодность для такой должности будет оценивать Национальный совет университетов (только профессора). Каждое отдельное заявление рассматривается отборочной комиссией, состоящей исключительно из профессоров. Заявки в основном оцениваются по опубликованным оригинальным исследованиям, а также по преподавательским и административным обязанностям. Раньше для этого требовалась высшая докторская степень («государственная докторская степень»). В некоторых областях, таких как право , менеджмент ( жест ) и экономика , кандидаты сдают конкурсный экзамен, известный как агрегация ; назначаются только те, кто получил высшие оценки.
Обратите внимание, что во французском языке слово «профессор» используется гораздо шире, чем английское «профессор», и при его использовании само по себе оно предполагает школьного учителя средней школы . термины, такие как профессор университетов Поэтому для разъяснения функций профессора используются квалифицированные .
В высших учебных заведениях за пределами университетской системы, таких как Политехническая школа , преподаватели следуют разным иерархиям и карьерным путям. В частности, старшие сотрудники EHESS , EPHE , Школы чартов и Французской школы Экстремального Востока называются руководителями исследований, а не профессорами университетов.
Постоянные должности
[ редактировать ]Мэтр конференций и профессор университетов являются постоянными должностями. Строго говоря, это не то же самое, что срок пребывания в должности, а связано со статусом государственного служащего в государственных университетах. Поскольку все французские университеты являются государственными, преподаватели являются государственными служащими и пользуются большей защитой занятости по сравнению с частным сектором.
- Professeur des universités ( PR , профессор) — высшее звание на факультетском пути французской академии. В некоторых учреждениях ( école deschartes , école des hautes études en Sciences Sociales ) профессора используют титул «directeur d'études» (директор по исследованиям). Согласно их уставу, профессора имеют приоритет при чтении лекций (а не на занятиях) и могут быть избраны директорами исследовательских подразделений . [1] Звание имеет три класса оплаты: 2-й класс, 1-й класс и исключительный класс.
- Мэтр конференций ( MCF , доцент) — это второй ранг факультета во французских академических кругах. Звание имеет два уровня заработной платы: нормальный класс и выдающийся класс («hors-classe»: «HC»).
Никто не может стать профессором или мэтром конференций без докторской степени. Абилитация ( HDR ) для написания докторских диссертаций [3] является необходимым шагом для перехода от MCF к PR. Не существует внутреннего продвижения по пути от MCF к PR. Вместо этого кандидат должен участвовать в конкурсе на вакансию, обычно в другом университете. Переход от одного разряда оплаты труда к другому (например, со 2-го класса на 1-й класс) является внутренним процессом университета и влечет за собой повышение заработной платы и ответственности. [1]
В области права, политологии и экономики можно быть принят на работу напрямую в качестве профессора, пройдя агрегацию системы средней школы (в отличие от агрегации , более распространенной). Следовательно, некоторые ученые становятся профессорами, не имея предварительного опыта работы в качестве ведущего конференций. Однако это остается редкостью, в большинстве случаев агрегирование является способом ускорить карьерный рост для ведущего конференций (это известно как voie Courte , или короткий путь, в отличие от voie longue ).
Министерство высшего образования и исследований Франции предоставляет сравнительную таблицу рейтингов преподавателей во Франции и во всем мире. [4] Например, профессор соответствует (полному) профессору в Северной Америке и Великобритании, тогда как метрдотель соответствует ( штатному ) доценту в Северной Америке или преподавателю/читателю/старшему преподавателю в Великобритании в зависимости от уровня заработной платы и того, является ли была получена абилитация или нет.
Временные должности
[ редактировать ]- Attaché temporaire d'enseignement et de recherche ( ATER , Temporary Research and Teaching Attaché ). У них есть годичный контракт, который может быть продлен один раз, за исключением государственных служащих, которые могут занимать должность ATER в общей сложности до 4 лет. ATER имеют те же обязанности и вознаграждение, что и многие преподаватели в Северной Америке, не работающие на постоянной основе. Они занимаются исследовательской работой, а также преподают 192 часа в год. [5] Позиция такого рода иногда используется как «мост» по окончании докторской степени, если кандидат не может завершить диссертацию за три года и нуждается в продлении.
- Doctorant Contractuel (договорный кандидат PhD): кандидаты PhD, получившие определенный тип гранта для финансирования своей докторской степени. Этот грант рассчитан на 3 года (не продлевается), и в течение этого времени кандидат является сотрудником университета. Ожидается, что они будут работать над диссертацией и участвовать в исследовательской деятельности. Кроме того, докторанты иногда также являются временными поверенными , что означает, что они преподают 64 часа в год, обычно на уровне бакалавриата. [6]
Неполная занятость
[ редактировать ]Также существуют эквивалентные звания государственных служащих (негосударственная служба) для профессоров, пришедших из промышленности и работающих неполный рабочий день в университете. Эти звания - магистр конференций ассоциации (MAST) и профессор ассоциации университетов (PAST), в зависимости от академического опыта. Несмотря на сходство, «associe» не является синонимом «доцента» (доцент — это профессор среднего уровня, где профессор — профессор, работающий по совместительству) и было бы ближе к адъюнкту .
Позиции только для исследований
[ редактировать ]Существуют также постоянные исследовательские должности без преподавательской деятельности. Их предлагают некоторые государственные научно-исследовательские учреждения, государственные научно-технические исследовательские учреждения , например, Французский национальный центр научных исследований (CNRS), Институт исследований в целях развития (IRD), Национальный институт здравоохранения и медицинских исследований (INSERM). ), или Французский институт исследований в области компьютерных наук и автоматизации (Inria). Опять же, люди, занимающие эти должности, являются государственными служащими (то есть, в этом смысле, штатными). Их статус регулируется Указом № 83-1260 от 30 декабря 1983 года. [7]
Существует два уровня, соответствующих уровням научно-преподавательского состава.
- Временный поверенный в исследованиях ( CR , ученый): эквивалент метрдотеля конференций. Это постоянная позиция, предназначенная только для исследований. Уровень заработной платы: «нормальный класс» и «отличный класс».
- Directeur de recherche ( доктор наук , старший научный сотрудник): эквивалент профессора . Это постоянная позиция, предназначенная только для исследований. Разряды заработной платы: «2-й класс», «1-й класс» и «высший класс».
Основными отличиями этих исследовательских должностей от должностей преподавателей являются, конечно же, отсутствие преподавательских обязанностей и возможность перемещаться между разными лабораториями (например, исследователь CNRS может попросить о переводе в любую лабораторию CNRS во Франции или за рубежом). тогда как преподаватель работает в конкретном университете).
Как и при назначении на факультет, внутреннее продвижение из CR в DR не осуществляется. Вместо этого каждый год открываются национальные конкурсы для заполнения новых должностей, и необходимо участвовать в национальном конкурсе, чтобы перейти с одного ранга на другой. может Мэтр конференций стать директором по научным исследованиям может , так же как временный поверенный в научных исследованиях стать профессором университетов .
Полное название должности обычно четко указывает на учреждение, например, директор по исследованиям в CNRS или поверенный в исследованиях в INRIA . Следует отметить, что некоторые из этих должностей могут располагаться не в лаборатории, принадлежащей Государственному научно-техническому научно-исследовательскому учреждению , а в смешанной исследовательской структуре, общей с университетом (УНИ).
Эти учреждения также предлагают должности инженеров, которые включают исследовательскую часть, помимо более технических обязанностей (например, подготовка базы данных, экспериментального оборудования и т. д.): inénieur d'études может включать важную исследовательскую часть, inénieur de recherche всегда включает доминирующую исследовательскую часть. . Также существуют контрактные позиции (от нескольких месяцев до нескольких лет).
Должности только для преподавания
[ редактировать ]- Professeur agrégé ( PRAG ): Учителя средних школ, получившие agrégation (а не agrégation du superieur ), но преподающие на университетском уровне.
- Сертифицированный профессор ( PRCE ): Учитель средней школы, преподающий на университетском уровне. Эти преподаватели имеют меньшую степень, чем PRAG, сертификацию .
- Временный поверенный : звание широко используется для каждого преподавателя, который преподает в любом университете на регулярной основе, но не на постоянной основе.
Отличные школы
[ редактировать ]Grandes écoles — это параллельная образовательная система, которую обычно приписывают Наполеону. Каждое из этих высших учебных заведений специализируется в определенной области, например, бизнесе, политологии или инженерии. Некоторые из них являются grandsétablissements (например, Sciences Po Paris ) и являются частью системы набора кадров в государственные университеты. Остальные – в основном частные школы – следуют различным принципам. Среди бизнес-школ принято следовать североамериканской терминологии. То есть,
- Преподаватель или временный работник : Инструктор, временная должность.
- Доцент : Адъюнкт-профессор.
- Доцент : Доцент
- Доцент : Доцент
- Преподаватель : Полный профессор.
- Должности кафедральных профессоров могут быть присвоены доцентам и профессорам.
Обычно любой, кто преподает в частной школе, публично называет себя «профессором», независимо от своего внутреннего ранга. Это приемлемая практика для штатных или штатных сотрудников ( постоянные профессора ) и постоянно работающих сотрудников, работающих неполный рабочий день ( дочерние профессора ). Это считается неприемлемым для других, которые преподают один курс ( вакатеры или временные поверенные ).
Существуют и другие титулы, каждый из которых имеет разные ранги:
- Лектор : обычно преподает, и его исследовательские обязанности ограничены. Другие звания - старший преподаватель или главный преподаватель.
- Профессор практики : обычно является экспертом в своей области. Обычно он преподает и поддерживает контакты с деловым миром. Другие звания: старший профессор практики (ранг, эквивалентный доценту) или главный профессор практики (ранг, эквивалентный профессору).
- Преподаватель : большую часть времени преподает полный рабочий день.
Административные звания
[ редактировать ]Во Франции ученые могут занимать несколько административных должностей. Большинство должностей являются выборными, прерогативы и обязанности которых описаны в уставе соответствующей организации (университета, факультета, исследовательской лаборатории...).
- Ректор ( ректор ): государственные служащие высокого уровня, назначаемые Министерством образования для надзора за образовательным округом под названием академия . Они также являются ректорами университетов своего округа, а это означает, что они управляют недвижимостью, принадлежащей государству и используемой университетом. Их обычно выбирают из числа старших профессоров университетов. [8] :L222-2
- Президент университета ( президент университета ): выборная должность, обычно занимаемая профессором, сроком на четыре года. [8] : Л712-2 Председательствует в Совете администрации (Совете директоров), выборном органе, который управляет университетом. Обычно также возглавляет Conseil académique (Академический совет), еще один выборный орган, ответственный за определение исследовательской политики университета.
- Декан директор факультетом или отдела преподавания и исследований : выборная должность, председатель одной из университетских школ, называемой или обучения отделом и исследований . [8] : L713-3 Председательствует в Совете факультета (Совет факультета) или Совете UFR (Совет UFR), выборном органе, представляющем факультет.
- Directeur d'unité de recherche (директор исследовательского подразделения): назначен председателем исследовательского подразделения. Председательствует в Совете лабораторий (Лабораторный совет), выборном органе, представляющем исследовательское подразделение. Назначает Responsables d'équipe (руководителей групп), которые управляют командами, составляющими исследовательское подразделение. [9]
- Directeur d'école Doctorale (Директор аспирантуры): назначен председателем одной из аспирантур . [10]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Указ № 84-431 от 6 июня 1984 года, устанавливающий общие положения законодательства, применимые к преподавателям-исследователям, и устанавливающий особый статус профессорско-преподавательского состава университетов и профессорско-преподавательского состава. , 6 июня 1984 г. , получено 28 июля 2018 г.
- ^ «Указ № 84-135 от 24 февраля 1984 г. о статусе преподавательского и больничного персонала в больничных и университетских центрах | Legifrance» . www.legifrance.gouv.fr . Проверено 28 июля 2018 г.
- ^ Описание на веб-сайте Министерства высшего образования и исследований Франции (на французском языке).
- ^ Министерство высшего образования и исследований Франции (10 февраля 2011 г.). «Сравнение карьер педагогов-исследователей зарубежных стран» (PDF) . galaxie.enseignementsup-recherche.gouv.fr (на французском языке) . Проверено 28 июля 2018 г.
- ^ «Указ № 88-654 от 7 мая 1988 г. о наборе временных преподавателей и научных сотрудников в государственные высшие учебные заведения | Legifrance» . www.legifrance.gouv.fr . Проверено 28 июля 2018 г.
- ^ Указ № 2009-464 от 23 апреля 2009 г. о контрактных докторантах государственных высших учебных заведений или научно-исследовательских учреждений , 23 апреля 2009 г. , дата обращения 28 июля 2018 г.
- ^ «Указ № 83-1260 от 30 декабря 1983 года, устанавливающий положения законодательства, общие для органов государственных служащих государственных научно-технических учреждений» . Легифранс . Проверено 28 июля 2018 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Кодекс образования» . legifrance.fr . Легифранс . Проверено 28 июля 2018 г.
- ^ Парижский университет Декарта (2017). «Руководство для руководителей исследовательских подразделений» (PDF) . univ-paris5.fr . Проверено 28 июля 2018 г.
- ^ Приказ от 25 мая 2016 г., устанавливающий национальную структуру обучения и условия, ведущие к выдаче национального докторского диплома , получено 28 июля 2018 г.