Канон (художественная литература)

Канон и которые широко произведения художественного - это «совокупность произведений, действие которых происходит в определенном вымышленном мире считаются официальными или авторитетными; [особенно] те, которые созданы первоначальным автором или разработчиком мира». [2] Канон противопоставляется произведениям фанфиков и другим производным произведениям или используется в качестве основы для них . [3]
Каноничность
[ редактировать ]Когда существует несколько «официальных» произведений или оригинальных носителей, может быть неясно, какой материал является каноническим. Это решается либо путем явного исключения определенных медиа из статуса канона (как в случае со «Звездным путем» и «Звездными войнами» ); присваивая разным носителям разные уровни каноничности; считая различные, но лицензированные средства массовой информации официальными и в равной степени каноническими для временной шкалы сериала в пределах их собственной непрерывной вселенной, но не за ее пределами; или не решена вообще. Также нет единого мнения относительно того, кто имеет право решать, что является каноническим, а что нет: правообладатели обычно объявляют себя авторитетами, когда хотят стереть или переконвертировать материалы, которые были одобрены первоначальным создателем сеттинга (при «Звездные войны» этом снова пример). Определение канона имеет особое значение в отношении перезапусков или переосмысления известных франшиз, таких как ремейк «Звездного пути» (2009) , из-за того, как оно влияет на впечатления зрителя. [4]
Примеры
[ редактировать ]Официальный веб-сайт «Звездного пути» описывает «Звездного пути» канон как «события, происходящие в эпизодах и фильмах», имея в виду телесериалы и фильмы с живыми актерами , при этом «Звездный путь: мультсериал» долгое время существовал в туманной серой зоне. каноничности . [5] События, персонажи и сюжетные линии из сопутствующих романов, комиксов и видеоигр явно исключены из канона «Звездного пути» , но сайт отмечает, что элементы из этих источников впоследствии были введены в телесериал, и говорит, что «канон — это не что-то высеченное в камне». [5]
Во время работы Джорджа Лукаса над франшизой канон «Звездных войн» был разделен на отдельные уровни , которые включали Расширенную Вселенную (ЕС), а непрерывность отслеживала Lucasfilm креативный руководитель Леланд Чи . Материал более высокого уровня и более новый материал аннулировал материал более низкого уровня и более старый в случае противоречия. игровые театральные фильмы, «Войны клонов» сериал 2008 года и его дебютный фильм На вершине этой иерархии находились , а также высказывания самого Лукаса; такие работы неизменно заменяли материалы ЕС в случае противоречий. Сам ЕС в дальнейшем был разделен на несколько нисходящих уровней преемственности. [6] После приобретения франшизы Disney Lucasfilm обозначил все материалы Расширенной вселенной, опубликованные до 25 апреля 2014 года (кроме первых шести театральных фильмов, а также фильма и сериала «Войны клонов» 2008 года ) как неканоническую непрерывность «Легенд». Материал, выпущенный после этого объявления, представляет собой отдельную каноническую хронологию от оригинального канона Джорджа Лукаса, при этом все развитие повествования контролируется Lucasfilm Story Group. [7]
Создатели «Доктора Кто» обычно избегают заявлений о каноничности, а Рассел Т. Дэвис объясняет, что он не думает о концепции «Доктор Кто» телесериала или его побочных продуктах . [8] [9] [10]
В телесериале «Симпсоны» примером неканонического материала являются эпизоды «Дом ужасов на дереве» , серия специальных выпусков на тему Хэллоуина с несколькими историями, происходящими за пределами обычной непрерывности шоу. [11]
Несколько аниме- телесериалов, адаптированных на основе рассказов манги , включают в себя несколько дополнительных эпизодов с оригинальными историями, которые не являются частью оригинальной манги, часто называемые «дополнительными эпизодами», выходящим за рамки канона исходного материала. [12]
Дополнительные работы
[ редактировать ]
Другие писатели
[ редактировать ]Канонический статус некоторых произведений автора, но не того же издателя, таких как « Полевой базар », может быть спорным. [13] Это связано с тем, что раньше авторские права осуществлялись издателем литературного произведения, а не автором. [14] Кампания Виктора Гюго привела к принятию Бернской конвенции , которая ввела авторские права . [15]
Однако иногда в литературе оригинальные писатели не утверждают произведения как канонические, но оригинальные издатели или литературные владения первых писателей посмертно утверждают последующие произведения как канонические, такие как «Королевская книга страны Оз» (1921) (первоначальным издателем), [16] Порто Белло Голд (1924) (по имению), [17] и Хайди растет (1938) (по поместью). [18]
Конец 20 века
[ редактировать ]В кино и на телевидении автор оригинала не решает, что считать каноном. [19] В литературе наследие Герберта Уэллса санкционировало продолжение Стивена Бакстера « Резня человечества» (2017) и «Корабли времени» (1995). [20] «Скарлетт» была продолжением «Унесенных ветром» 1991 года , одобренным поместьем. [21]
21 век
[ редактировать ]В 2010 году поместье Конан Дойля разрешило « Молодому Шерлоку Холмсу». [22] и Дом шелка .Продолжения рассказов П.Г. Вудхауза о дворецком Дживсе были санкционированы поместьем Вудхауза « Дживс и свадебные колокола» (2013) Себастьяна Фолкса и «Дживс и трефовый король » (2018) Бена Шотта . [23] «Убийства в монограмме» (2014) Софи Ханны — продолжение романов Эркюля Пуаро, авторизованных поместьем Агаты Кристи . [24]
Фанон
[ редактировать ]Фанфики почти никогда не считаются каноническими. Однако некоторые идеи могут стать влиятельными или широко принятыми в фан-сообществах, которые называют такие идеи « фаноном », смесью фанатизма и канона . [6] [25] Точно так же термин « хэдканон » используется для описания личной интерпретации фанатом вымышленной вселенной. [26]
См. также
[ редактировать ]- Альтернативная вселенная (фанфики) – фанфики, действие которых происходит в неканонической вселенной.
- Полное собрание сочинений — собрание всех произведений одного художника, писателя, учёного, музыканта, группы и т. д.
- Каталог-резонне - Полный аннотированный список всех известных произведений художника.
- Непрерывность (художественная литература) - последовательность или непрерывность повествования.
- Расширенная вселенная - нелинейные дополнения к вымышленной вселенной.
- Вымышленная вселенная - самосогласованный вымышленный мир с элементами, которые могут отличаться от реального мира.
- Общая вселенная - тип вымышленной вселенной, в которой происходят произведения, написанные несколькими авторами.
- Параллельные вселенные в художественной литературе - Вселенная сосуществует с другой вселенной.
- Техника кнопки сброса - сюжетный прием, который восстанавливает непрерывность в художественных произведениях.
- Продолжение - часть линейного повествования, продолжающего историю предыдущей работы.
- Текстовый корпус - цифровые коллекции данных естественного языка.
- Канон Средиземья - Действие Толкина происходит в Средиземье.
- Ретроактивная преемственность - пересмотр существующих фактов в последующих художественных произведениях.
- Канон Шерлока Холмса - подтвержденные факты о Шерлоке Холмсе в рассказах сэра Артура Конан Дойля.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ « Чудесный волшебник страны Оз»: детская классика живет, несмотря на множество изданий и продолжений» . сайты.utexas.edu .
- ^ "канон, п.¹, дополнительный смысл" . Оксфордский словарь английского языка . Апрель 2023 г. doi : 10.1093/OED/8893623977 . Проверено 25 июля 2023 г.
- ^ Романо, Ая (7 июня 2016 г.). «Канон, фанон, доставка и многое другое: глоссарий сложной терминологии, из которой состоит фан-культура» . Vox.com . Проверено 25 июля 2023 г.
- ^ Урбански 2013 , с. 83.
- ^ Jump up to: а б «Как романы и комиксы «Звездный путь» вписываются во вселенную «Звездного пути»? Что считается «Звездным путем» «каноном»?» . startrek.com . Студии CBS. 10 июля 2003 г. Архивировано из оригинала 28 мая 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Бейкер, Крис (18 августа 2008 г.). «Знакомьтесь с Леландом Чи, полицейским по обеспечению непрерывности франшизы «Звездных войн»» . Проводной . Проверено 30 апреля 2010 г.
- ^ «Легендарная расширенная вселенная «Звездных войн» открывает новую страницу» . StarWars.com .
- ^ Журнал «Доктор Кто» № 388
- ^ Журнал «Доктор Кто» № 356
- ^ Дэвис RT, «Сказки писателя»
- ^ Гренинг, Мэтт (2002). DVD-комментарий ко второму сезону «Симпсонов» к эпизоду «Дом ужасов на дереве» (DVD). «20 век Фокс».
- ^ Аджай Аравинд (7 апреля 2023 г.). «Список аниме-наполнителей: что пропустить и что стоит посмотреть» . Ресурсы по комиксам .
- ^ «Невидимые чернила: № 197 — Другие писатели о Шерлоке Холмсе» . Независимый . 3 ноября 2013 г.
- ^ «Когда Чарльз Диккенс поссорился с Америкой» . Новости Би-би-си . 14 февраля 2012 г.
- ^ Оман, Ральф; Флэкс, Льюис (1993). «Бернская ревизия: продолжающаяся драма» . Закон Фордхэма об интеллектуальной собственности, средствах массовой информации и развлечениях . 4 (1).
- ^ Гарднер, Мартин (2 мая 1971 г.). «Мы идем к волшебнику» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Порто Белло Голд» . Смитсоновские библиотеки .
- ^ Зейчик, Стивен (4 февраля 2015 г.). «Направляется ли роман Харпер Ли «Пойди, поставь сторожа» в ловушку «Интерстеллар»?» . Лос-Анджелес Таймс .
- ^ Штайгер, Джанет (1985). «Политика киноканонов» . Киножурнал . 24 (3): 4–23. дои : 10.2307/1225428 . ISSN 0009-7101 . JSTOR 1225428 .
- ^ «Расскажите нам 5 вещей о вашей книге: продолжение «Войны миров» (опубликовано в 2017 г.)» . 3 сентября 2017 г.
- ^ «Завтра выйдет еще одно продолжение «Унесенных ветром» . Хранитель . 3 ноября 2007 г.
- ^ «Макмиллан раскрывает приключения молодого Шерлока Холмса» . TheGuardian.com . 18 марта 2009 г.
- ^ Гриллс, Дэвид (24 октября 2020 г.). «Дживс и прыжок веры Бена Шотта, обзор – «новый» Вудхауз» . Таймс .
- ^ «Пуаро — понт, но он гениален. Именно поэтому я вернул его к жизни» . Хранитель . 5 ноября 2017 г.
- ^ Пэрриш 2007 , с. 33: «фанон». В рамках отдельного фэндома определенные сюжетные линии могут переизобретаться так много раз и таким количеством людей (или, наоборот, могут быть настолько убедительно написаны несколькими писателями), что приобретают статус канона, созданного фанатами.
- ^ Романо, Ая (7 июня 2016 г.). «Канон, фанон, доставка и многое другое: словарь сложной терминологии, из которой состоит фан-культура» . Вокс . Проверено 19 февраля 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Ребекка Блэк, «Цифровой дизайн: изучающие английский язык и отзывы читателей об онлайн-художественной литературе», в « Новом образце грамотности» , стр. 126
- Пэрриш, Джули Дж. (2007). «Изобретая Вселенную: Чтение и написание интернет-фанфиков» . CiteSeerX 10.1.1.93.419 .
- Урбански, Хизер (2013). Перезагрузка научной фантастики: канон, инновации и фэндом в обновленных франшизах . Джефферсон, Северная Каролина: МакФарланд. ISBN 978-0-7864-6509-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Словарное определение канона в Викисловаре