Jump to content

Венера в культуре

Фотография ночного неба, сделанная с берега моря. На горизонте проблеск солнечного света. Видно много звезд. Венера находится в центре, она намного ярче любой из звезд, и ее свет можно увидеть отраженным в океане.
Венера всегда ярче самых ярких звезд за пределами Солнечной системы , что можно увидеть здесь, над Тихим океаном.

Венера , как один из самых ярких объектов на небе, была известна с доисторических времен и была важным элементом человеческой культуры с тех пор, как существовали записи. Таким образом, он занимает видное место в человеческой культуре , религии и мифах . Она была посвящена богам многих культур и служила главным источником вдохновения для писателей и поэтов как утренняя и вечерняя звезда . [1]

Предыстория и имя

[ редактировать ]

То, что сейчас известно как планета Венера, долгое время было объектом восхищения культур всего мира. Это второй по яркости объект на ночном небе, и он следует синодическому циклу , в ходе которого кажется, что он исчезает на несколько дней из-за близости к Солнцу , а затем снова появляется на противоположной стороне Солнца и на другом горизонте. В зависимости от точки своего цикла Венера может появляться утром до восхода солнца или вечером после захода солнца, но кажется, что она никогда не достигает вершины неба. Поэтому многие культуры признавали его под двумя именами, даже если их астрономы осознавали, что на самом деле это один объект. [1]

На древнеанглийском языке планета была известна как morgensteorra (утренняя звезда) и æfensteorra (вечерняя звезда). Лишь в 13 веке нашей эры планете было присвоено название «Венера». [2] На классической латыни ее называли Люцифером, хотя утренняя звезда считалась посвященной богине Венере. [3]

По- китайски планета называется Цзинь-син (金星), золотая планета элемента металла . Он известен как «Кеджора» на индонезийском и малайзийском малайском языках .В современной китайской , японской и корейской культурах планету называют буквально «золотой звездой» ( 金星 ), основанной на пяти элементах . [4] [5] [6]

Древний Ближний Восток

[ редактировать ]

Месопотамия

[ редактировать ]
Восьмиконечная звезда — символ Венеры, используемый в некоторых культурах и иногда объединенный в композицию звезды и полумесяца . Здесь восьмиконечная звезда — это Звезда Иштар , вавилонской богини Венеры, рядом с солнечным диском ее брата Шамаша и полумесяцем их отца Сина на пограничном камне Мели -Шипака II , датируемом двенадцатым веком до нашей эры.

Поскольку движения Венеры кажутся прерывистыми (она исчезает из-за близости к Солнцу на много дней подряд, а затем снова появляется на другом горизонте), некоторые культуры не признавали Венеру как единое целое; вместо этого они предположили, что на каждом горизонте находятся две отдельные звезды: утренняя и вечерняя. Тем не менее, цилиндрическая печать периода Джемдет Наср указывает на то, что древние шумеры уже знали, что утренняя и вечерняя звезды — это один и тот же небесный объект. Шумеры связывали эту планету с богиней Инанной называли Иштар , которую более поздние аккадцы и вавилоняне . [7] У нее была двойная роль богини любви и войны, тем самым представляя собой божество, управляющее рождением и смертью. [8] [9]

Прерывистые движения Венеры связаны как с мифологией Инанны, так и с ее двойственной природой. [7] [10] [11] Действия Инанны в нескольких ее мифах, включая «Инанна и Шукалетуда» и «Сошествие Инанны в подземный мир», похоже, параллельны движению планеты Венера в ее синодическом цикле. Например, в «Сошествии Инанны в подземный мир » Инанна способна спуститься в преисподнюю, где ее убивают, а затем через три дня воскрешают, чтобы вернуться на небеса. Интерпретация этого мифа Клайдом Хостеттером предполагает, что это аллегория движений планеты Венера, начинающаяся с весеннего равноденствия и заканчивающаяся метеорным дождем ближе к концу одного синодического периода Венеры. Трехдневное исчезновение Инанны относится к трехдневному планетарному исчезновению Венеры между ее появлением как утренней и вечерней звезды. [12] Вступительный гимн к этому мифу описывает, как Инанна покидает небеса и направляется в Кур , что можно предположить как горы, повторяя восход и заход Инанны на запад. В мифе «Инанна и Шукалетуда» Шукалетуда описывается как сканирующий небеса в поисках Инанны, возможно, обыскивающий восточный и западный горизонты. В том же мифе, разыскивая нападавшего, Инанна сама совершает несколько движений, соответствующих движениям Венеры на небе. [7] Самым распространенным символом Инанны-Иштар была восьмиконечная звезда . [13] Восьмиконечная звезда, по-видимому, изначально ассоциировалась с небом, но к старовавилонскому периоду ( ок. 1830 – ок. 1531 до н. э.) она стала конкретно ассоциироваться с планетой Венера , с которой Иштар был идентифицирован. [13]

В древневавилонский период планета Венера была известна как Нинсианна , а позже как Дилбат . [14] «Нинсианна» переводится как «божественная госпожа, озарение небес», что относится к Венере как к самой яркой видимой «звезде». Более раннее написание имени писалось клинописным знаком si4 (= SU, что означает «быть красным»), а первоначальное значение, возможно, было «божественная госпожа красноты небес», что связано с цветом утра и вечернее небо. [15] Венера описана в вавилонских клинописных текстах, таких как табличка с Венерой в Аммисадуке , в которой приводятся наблюдения, которые, возможно, датируются 1600 годом до нашей эры. [16] Табличка с Венерой в Аммисадуке показывает, что вавилоняне понимали, что утренняя и вечерняя звезды были одним объектом, названным в табличке «яркой царицей неба» или «яркой царицей небес », и могли подтвердить эту точку зрения подробными наблюдениями. [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23]

Ханаанская мифология

[ редактировать ]

В древней ханаанской религии утренняя звезда олицетворялась богом Аттаром — мужским вариантом имени вавилонской богини Иштар. [24] В мифе Аттар попытался занять трон Баала и, обнаружив, что не может этого сделать, спустился и правил подземным миром . [25] [26] Первоначальный миф, возможно, был о меньшем боге Хелеле , пытавшемся свергнуть ханаанского верховного бога Эла , который, как полагали, жил на горе на севере. [27] [28] Германом Гункелем Реконструкция мифа рассказывает о могучем воине по имени Хелал, который стремился подняться выше всех других звездных божеств, но которому пришлось спуститься в глубины. Таким образом, он изображал как битву процесс, в результате которого яркая утренняя звезда не может достичь самой высокой точки неба, прежде чем ее погаснет восходящее солнце. [29]

Было отмечено сходство с историей о нисхождении Инанны в подземный мир. [28] Иштар и Инанна связаны с планетой Венера . [30] Связь замечена также с вавилонским мифом об Этане . Еврейская энциклопедия комментирует:

«Сияние утренней звезды, которая затмевает все другие звезды, но не видна ночью, легко могло породить миф, подобный тому, который рассказывали об Этане и Зу : его гордость побуждала его стремиться к высшему восседал среди звездных богов на северной горе богов… но был сброшен верховным правителем вавилонского Олимпа». [31]

В на иврите книге Исаии , глава 14, царь Вавилона осуждается с использованием образов, заимствованных из ханаанского мифа, и называется הֵילֵל בֶּן-שָׁחַר ( Хелель бен Шахар , на иврите означает «сияющий, сын зари»). [32] [33] [34] [35] [36] [37] Название « Хелель бен Шахар » может относиться к планете Венера как утренней звезде. [38] Хелель бен Шахар был изгнан с небес за восстание против Элион . [39]

Древние египтяне , возможно, знали, что утренняя звезда ( Тиумутири ) и вечерняя звезда ( Уаити ) [40] были одним и тем же ко второму тысячелетию до нашей эры или, самое позднее, к позднему периоду под Месопотамии . влиянием [41] [42] Первоначально описанный как феникс или цапля ( или Бенну ), [41] называя его «пересекающимся» или «звездой с крестами», [41] и связанная с Осирисом , позже, в Поздний период, вероятно под влиянием Месопотамии, Венера изображалась как двуглавый утренний бог (с человеческими и соколиными головами), как в Дендерском зодиаке , и ассоциировалась с Гором . [42] сын Исиды (который в еще более поздний эллинистический период вместе с Хатор отождествлялся с Афродитой ).

Древняя Греция и Рим

[ редактировать ]
Геспер как олицетворение Вечерней звезды Антона Рафаэля Менгса (1765).

Древние греки называли утреннюю звезду Φωσφόρος , Фосфором ( эпитет Гекаты ), « Несущим Свет». Другое греческое название утренней звезды было Геосфорос ( греч. Ἑωσφόρος Heōsphoros ), что означает «Несущий рассвет». [43] Вечернюю звезду, долгое время считавшуюся отдельным небесным объектом, они называли Гесперос ( Ἓσπερος , «вечерняя звезда»). [44] Оба были детьми зари Эос и, следовательно, внуками Афродиты. Во времена эллинизма древние греки идентифицировали их как одну планету. [45] [46] хотя традиционное использование двух названий для его появления утром и вечером продолжалось даже в римский период.

Греческий миф о Фаэтоне , чье имя означает «Сияющий», также рассматривается как аналог мифов о других богах, циклически сходящих с небес, таких как Инанна и Аттар. [29]

В классической мифологии Люцифер («несущий свет» на латыни) — название планеты Венеры как утренней звезды (как вечерней звезды ее называли Веспер ), и его часто персонифицировали в виде мужской фигуры, несущей факел. Люцифера называли «легендарным сыном Авроры». [3] и Цефал , и отец Цейкса ». В поэзии его часто представляли как предвестника рассвета. [47]

Римляне считали планету Люцифер особенно посвященной богине Венере , имя которой со временем стало научным названием планеты. Римский мифограф второго века Псевдо-Гигин сказал о планете: [48]

«Четвертая звезда — это звезда Венеры, по имени Люцифер. Некоторые говорят, что это звезда Юноны . Во многих сказаниях записано, что она также называется Геспер. Кажется, это самая большая из всех звезд. Некоторые говорят, что она представляет собой сын Авроры и Цефала, который превзошёл многих красотой, так что соперничал даже с Венерой, и, как говорит Эратосфен , по этой причине её называют звездой Венеры. Она видна и на рассвете, и на закате, и так правильно. называли и Люцифером, и Геспером».

Овидий в своем эпосе «Метаморфозы» первого века описывает Люцифера как управляющего небесами: [49]

«Аврора, бдительная на рассвете, широко распахнула свои малиновые двери и залы, наполненные розами; Стеллы обратились в бегство в упорядоченном порядке, установленном Люцифером, который покинул свое место последним».
Римская скульптура II века, изображающая богиню Луну Луну в сопровождении Диоскуров (Кастор и Поллукс) или Люцифера и Веспера. Мраморный алтарь, римские произведения искусства, II век н.э. Из Италии

В классический римский период Люцифер обычно не считался божеством, и о нем было мало мифов, если таковые вообще существовали. [47] хотя планета ассоциировалась с различными божествами и часто поэтически персонифицировалась. Цицерон отмечал: «Вы говорите, что Солнце-Солнце и Луна-Луна — божества, и греки отождествляют первое с Аполлоном, а второе с Дианой. Но если Луна (Луна) — богиня, то Люцифер (Утренняя Звезда) — богиня. ) также и остальных Блуждающих Звезд (Stellae Errantes) придется считать богами, а если так, то и Неподвижных Звезд (Stellae Inerrantes) также». [50]

христианство

[ редактировать ]

Еврейское слово, транслитерированное как Хелель. [51] или Хейлель (произносится как Хей-ЛАЛЕ ), [52] встречается в еврейской Библии только один раз . [51] В Септуагинте . הֵילֵל по -гречески переводится как Ἑωσφόρος [53] [54] [55] [56] [57] ( геосфор ), [58] [59] [60] «приносящий рассвет», древнегреческое название утренней звезды. [61] Акила Синопский происходит от слова хелел , еврейского названия утренней звезды, от глагола ялал (оплакивать). Это происхождение было принято как имя собственное для ангела, оплакивающего утрату своей былой красоты. [62] Отцы христианской церкви – например, Иероним в Вульгате – перевели это слово как Люцифер. Отождествление Люцифера с падшим ангелом, вероятно, произошло в палестинском иудаизме I века. Согласно Библии Короля Иакова основанному на Согласию Стронга , оригинальное еврейское слово означает «сияющий, носитель света», а перевод, данный в тексте короля Иакова, представляет собой латинское название планеты Венера, «Люцифер». [52] Однако в современных английских переводах Исайи 14:12 от перевода הֵילֵל с именем «Люцифер» отказались. В современном переводе с еврейского оригинала отрывок, в котором встречается имя Хелель бен Шахар , начинается словами: «В тот день, когда Господь даст тебе облегчение от твоих страданий и смятений и от тяжелого труда, навязанного тебе, ты возьмешь выскажи эту насмешку над царем Вавилонским: как кончился притеснитель! Как кончилась его ярость!» [63] После описания смерти короля насмешка продолжается:

«Как пал ты с неба, утренняя звезда , сын зари! На землю низвержен ты, ты, некогда низлагавший народы! Ты сказал в сердце своем: «Я взойду на небеса, я подниму престол мой выше звезд Божиих; воссяду на горе собрания, на вершинах горы Цафон вознесусь над вершинами облаков; Но ты низведен в царство мертвых, в глубины ямы. Те, кто видят тебя, смотрят на тебя, они размышляют о твоей судьбе: «Это тот человек, который потряс землю и заставил дрожать царства, человек, который сотворил». мир — пустыня, который разрушил города его и не отпустил пленников своих домой?» [64]

Этот отрывок послужил источником более поздней веры в то, что Дьявол был падшим ангелом, которого также можно было называть «Люцифером». Однако первоначально восход и исчезновение утренней звезды рассматривались как аллегория падения некогда гордого короля. Такое аллегорическое понимание Исайи, кажется, является наиболее общепринятой интерпретацией в Новом Завете , а также среди ранних христиан, таких как Ориген , Евсевий , Тертуллиан и Григорий Великий . Таким образом, мотив падшего ангела можно рассматривать как христианскую «ремифологизацию» 14-й главы книги Исаии, возвращающую ее аллегорические образы высокомерия исторического правителя к первоначальным корням ханаанского мифа о меньшем боге, пытающемся, но не сумевшим претендовать на небесный трон. , которого затем низвергают в преисподнюю. [65]

В христианской традиции утренняя звезда является символом приближения Сына Божия и его светлого явления в ночи мира ( Богоявление ). Астрономические теории датировки Вифлеемской звезды касаются, среди прочего, различных соединений Венеры и Юпитера. [ нужна ссылка ] Иногда Венеру также идентифицируют как Stella maris , титул Марии , матери Иисуса из Назарета . [ нужна ссылка ]

Луна изображена рядом с Венерой.

Во вьетнамском фольклоре планета рассматривалась как два отдельных тела: утренняя звезда ( сао Май ) и вечерняя звезда ( сао Хом ). [66] Из-за положения этих якобы отдельных тел в небе они вошли в народную поэзию как метафора разлуки, особенно между влюбленными.

Когда она находилась в противоположном от Луны направлении , планета также была известна как Сао Вот (восходящая/проходящая звезда, также пишется как Сао Вок из-за различных интерпретаций Куок нгу одного символа Нома ). Такое противостояние, очень похожее на противостояние утренней и вечерней звезды, также сравнивается в народной поэзии с разлукой злополучных влюбленных, о чем свидетельствует этот lục bát куплет :

«Будешь ли ты скучать по мне, когда я уйду?
Я как звезда, ожидающая луны на небе».
(Когда ты уходишь, ты скучаешь по мне?
Я восходящая звезда, ожидающая луны в небе.)
Шукра санскритское название Венеры.

В Индии Шукра Граха («планета Шукра») названа в честь могущественного святого Шукры. Шукра , которая используется в индийской ведической астрологии. [67] означает «ясный, чистый» или «яркость, ясность» на санскрите . Одна из девяти Наваграх , считается, что она влияет на богатство, удовольствие и воспроизводство; это был сын Бхригу , наставника Даитьев и гуру асуров. [68] Слово Шукра также связано со семенем или зарождением.

В иранской мифологии, особенно в персидской мифологии , планета обычно соответствует богине Анахите . В некоторых частях литературы Пехлеви божества Аредви Сура и Анахита рассматриваются как отдельные сущности: первое — как олицетворение мифической реки, а второе — как богиня плодородия, связанная с планетой Венера. Оба божества , как богиня Аредви Сура Анахита , которую также называют просто Анахита , объединены в других описаниях, например, в Большом Бундахишне , и представлены планетой. В авестийском тексте Мехр Яшт ( Яшт 10 ) есть возможная ранняя связь с Митрой . Сегодняшнее персидское пехлеви название планеты — «Нахид», которое происходит от Анахита, а позднее в истории — от языка Анахид . [69] [70] [71] [72]

Тюркская мифология

[ редактировать ]

Божество Эрклиг Хан (Могущественный) отождествлялось с Венерой как великий воин. Он был ответственен за убийство звезд при восходе солнца. [73] По этой причине он был символом воинов в целом. [74] XI века В тюркском Кутадгу Билиг , под межкультурным влиянием греческой и шумерской мифологии, Венера стала ассоциироваться с любовью, красотой и плодородием. [75]

В исламских традициях утреннюю звезду называют زُهْرَة , الزُّهَرَة Зохра или Зохра и обычно называют «красивой женщиной». [76] Согласно мифу, отголосок которого находится в пьесе английского поэта XVII века Уильяма Перси , два ангела, Арут и Марут , спустились на землю и соблазнились красотой Зохры, чтобы совершить ширк , убийство, прелюбодеяние и питье вина. В пьяном состоянии Зохра выпытала у этих ангелов тайные слова, необходимые для вознесения на небеса. Когда она произнесла тайные слова, она вознеслась на первое небо, но была там заточена (т.е. превращена в планету Венера). [77]

Согласно тафсиру , некоторые говорят, что женщина буквально стала утренней звездой, что является отражением ее способности смешивать ангелов. Другие говорят, что во время своего вознесения она была заключена на планете и подвергается там пыткам. [78]

Доколумбовый . майя Дрезденский кодекс , который рассчитывает появление Венеры

Венера считалась самым важным небесным телом, наблюдаемым майя , которые называли ее Чачек . [79] или Но Эк ', «Великая Звезда». Майя внимательно следили за движением Венеры и наблюдали за ней в дневное время. Считалось, что положение Венеры и других планет влияет на жизнь на Земле, поэтому майя и другие древние мезоамериканские культуры рассчитывали время войн и других важных событий на основе своих наблюдений. В Дрезденский кодекс майя включили альманах, показывающий полный цикл Венеры, в пяти сериях по 584 дня каждый (примерно восемь лет), после чего закономерности повторялись (поскольку Венера имеет синодический период 583,92 дня). [80]

Цивилизация майя разработала религиозный календарь , частично основанный на движении планеты, и учитывала движения Венеры, чтобы определить благоприятное время для таких событий, как война. Они также назвали ее Xux Ek ', Осиная Звезда. Майя знали синодический период планеты и могли рассчитать его с точностью до сотой доли суток. [81]

Другие культуры

[ редактировать ]

В традиционных звездных знаниях Лакота планета Венера называется Апо Винь , или Свет Зари (иногда также переводится как Утренняя звезда). Считается, что это мужчина-Наги, управляющий началом, судьбой и всем цикличным. Его также иногда называют отцом Star Boy .

Народ Масаи назвал планету Килекен и имеет устное предание о ней под названием «Мальчик-сирота» . [82]

Венера играет важную роль во многих культурах австралийских аборигенов , например, у народа йолнгу в Северной Австралии. Йолнгу собираются после захода солнца, чтобы дождаться восхода Венеры, которую они называют Барнумбирр . Приближаясь, в ранние часы перед рассветом, она тянет за собой веревку света, прикрепленную к Земле, и по этой веревке, с помощью богато украшенного «Полюса Утренней Звезды», люди могут общаться со своими умерших близких, показывая, что они все еще любят и помнят их. Барнумбирр также является важным духом-создателем в Грезе и «оживил» большую часть страны. [83]

Венера играет заметную роль в мифологии пауни . Одна конкретная группа пауни , коренного племени Северной Америки, вплоть до 1838 года практиковала ритуал утренней звезды , в ходе которого девушку приносили в жертву утренней звезде. [84]

На одном из флагов мапуче изображена Венера или Вюньельфе .

Среди мапуче на юге центральной части Чили и на юго-западе Аргентины ; Считается, что планета, или Вюнельве («Первый»), существовала, когда духи пытались подняться обратно из Мира Нижнего или Минчемапу после падения из Среднего мира или Рангимапу ; Считается, что планета представляет собой объединение некоторых духов, застрявших на своем пути. [85] Планета является важным символом для этого народа; в конечном итоге он был включен в флаг Чили, упрощенный как пятиконечная звезда. [86] символизирующий свет прогресса и чести.

В западной астрологии , исходя из исторического значения Венеры, связанной с богинями женственности и любви, считается, что Венера влияет на желание и сексуальную плодовитость. [87]

В метафизической системе теософии считается, что на эфирном плане Венеры существует цивилизация, существовавшая за сотни миллионов лет до земного существования. [88] Также считается, что правящее божество Земли Санат Кумара происходит с Венеры. [89]

В художественной литературе

[ редактировать ]

Открытие в современную эпоху того, что Венера представляет собой далекий мир, покрытый непроницаемым облачным покровом, дало писателям-фантастам свободу размышлять об условиях на ее поверхности; тем более, что ранние наблюдения показали, что она не только была похожа на Землю по размеру, но и обладала солидной атмосферой. Планета, расположенная ближе к Солнцу, чем Земля, часто изображалась как более теплая, но все же пригодная для жизни людей. [90] Жанр достиг своего пика между 1930-ми и 1950 - ми годами, когда наука раскрыла некоторые аспекты Венеры, но еще не раскрыла суровую реальность условий ее поверхности. Результаты первых миссий на Венеру показали, что реальность совсем другая, и положили конец этому жанру. [91] По мере развития научных знаний о Венере авторы научной фантастики пытались не отставать, в частности, предполагая попытки человека терраформировать Венеру . [92]

С юмором

[ редактировать ]

Ученые, сообщившие о 2020 возможных признаках жизни в облаках Венеры, заявили, что обнаруженный биосигнатурный фосфин обнаружен на Земле и, среди прочего, вырабатывается пингвинами . Впоследствии в некоторых публичных новостях и ответах общественности ошибочно упоминался интерес ученых к процессам образования фосфина, предполагая, что пингвины жили в облаках Венеры. [93] Планетарное общество воспользовалось этим недоразумением в развлекательных целях. [94]

  1. ^ Перейти обратно: а б Эванс, Джеймс (1998). История и практика древней астрономии . Издательство Оксфордского университета. стр. 296–7. ISBN  978-0-19-509539-5 . Проверено 4 февраля 2008 г.
  2. ^ «Венера | Этимология, происхождение и значение имени Венера по этимонлину» .
  3. ^ Перейти обратно: а б Ауффарт, Кристоф ; Штукенбрюк, Лорен Т. , ред. (2004). Падение ангелов . Лейден: БРИЛЛ. п. 62 . ISBN  978-9-00412668-8 .
  4. ^ Де Гроот, Ян Якоб Мария (1912). Религия в Китае: универсизм как ключ к изучению даосизма и конфуцианства . Американские лекции по истории религий. Том. 10. Сыновья Г. П. Патнэма . п. 300 . Проверено 8 января 2010 г.
  5. ^ Крамп, Томас (1992). Японская игра с числами: использование и понимание чисел в современной Японии . Рутледж. стр. 39–40. ISBN  0415056098 .
  6. ^ Халберт, Гомер Безалиель (1909). Уход Кореи . Даблдей, Пейдж и компания. п. 426 . Проверено 8 января 2010 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Кули, Джеффри Л. (2008). «Инана и Шукалетуда: шумерский астральный миф» . КАСКАЛ . 5 : 161–172. ISSN   1971-8608 .
  8. ^ Мидор, Бетти Де Шонг (2000). Инанна, госпожа самого большого сердца: Стихи шумерской верховной жрицы Энхедуанны . Издательство Техасского университета. п. 15. ISBN  0-292-75242-3 .
  9. ^ Литтлтон, К. Скотт (2005). Боги, богини и мифология . Том. 6. Маршалл Кавендиш. п. 760. ИСБН  0761475656 .
  10. ^ Блэк, Джереми; Грин, Энтони (1992). Боги, демоны и символы Древней Месопотамии: Иллюстрированный словарь . Издательство Британского музея. стр. 108–109. ISBN  0-7141-1705-6 .
  11. ^ Немет-Нежат, Карен Рея (1998), Повседневная жизнь в древней Месопотамии , Гринвуд, стр. 203 , ISBN  978-0313294976
  12. ^ Хостеттер, Клайд (1991), «Звездный путь на Гаваи» , Сан-Луис-Обиспо, Калифорния: Diamond Press, стр. 53
  13. ^ Перейти обратно: а б Блэк, Джереми; Грин, Энтони (1992), Боги, демоны и символы древней Месопотамии: иллюстрированный словарь , The British Museum Press, ISBN  0-7141-1705-6
  14. ^ Энн Казак, Рауль Виде. Понимание планет в древней Месопотамии. Фольклор Том. 16. Маре Кыйва и Андрес Куперьянов, ред. ISSN 1406-0957
  15. ^ Хеймпель, В. 1982. «Каталог ближневосточных божеств Венеры». Сиро-месопотамские исследования 4/3: 9-22.
  16. ^ Сакс, А. (1974). «Вавилонская наблюдательная астрономия». Философские труды Лондонского королевского общества . 276 (1257): 43–50. Бибкод : 1974RSPTA.276...43S . дои : 10.1098/rsta.1974.0008 . S2CID   121539390 .
  17. ^ Хобсон, Рассел (2009). Точная передача текстов в первом тысячелетии до нашей эры (PDF) (доктор философии). Сиднейский университет , факультет иврита, библейских и иудаистских исследований.
  18. ^ Варден, Бартель (1974). Пробуждение науки II: рождение астрономии . Спрингер. п. 56. ИСБН  978-90-01-93103-2 . Проверено 10 января 2011 г.
  19. ^ Буратти, Бонни (2017). Миры фантастические, миры знакомые: экскурсия по Солнечной системе . Издательство Кембриджского университета. п. 29. ISBN  9781107152748 . Проверено 22 апреля 2020 г.
  20. ^ Голдсмит, Дональд (1977). Ученые противостоят Великовскому . Издательство Корнелльского университета. п. 122. ИСБН  0801409616 .
  21. ^ Шиэн, Уильям; Вестфолл, Джон Эдвард (2004). Транзиты Венеры . Мичиганский университет. стр. 43–45. ISBN  1591021758 .
  22. ^ Кэмпион, Николас (2008). На заре астрологии: древний и классический миры . Континуум . стр. 52–59. ISBN  978-1847252142 .
  23. ^ Культура Дильмуна . Национальный совет культуры и искусств . 1992 год . Проверено 25 апреля 2020 г.
  24. ^ Джулиан Болдик (1998). Черный Бог . Издательство Сиракузского университета . п. 20. ISBN  0815605226 .
  25. ^ Джон Дэй, Яхве и боги и богини Ханаана (Международная издательская группа Continuum, 2002. ISBN   0-82646830-6 . ISBN   978-0-8264-6830-7 ), стр. 172–173
  26. ^ Грегори А. Бойд, Бог в войне: Библия и духовный конфликт (InterVarsity Press, 1997). ISBN   0-8308-1885-5 . ISBN   978-0-8308-1885-3 ), стр. 159–160
  27. ^ Поуп, Марвин Х. (1955). Марвин Х. Поуп, Эль в угаритских текстах . Проверено 22 декабря 2012 г.
  28. ^ Перейти обратно: а б Гэри В. Смит (30 августа 2007 г.). Исайя 1–30 . Издательская группа B&H. стр. 314–315. ISBN  978-0-80540115-8 . Проверено 23 декабря 2012 г.
  29. ^ Перейти обратно: а б Гункель, Герман (2006) [Первоначально опубликовано на немецком языке в 1895 году]. «Иса 14:12–14 (стр. 89 и далее)» . Творение и хаос в первобытную эпоху и Эсхатон. Религиозно-историческое исследование 1-й главы Бытия и 12-й главы Откровения . Автор Генрих Циммерн , предисловие Питера Машиниста, перевод К. Уильяма Уитни-младшего. Гранд-Рапидс, Мичиган : Wm. Издательство Б. Эрдманс . ISBN  978-0-8028-2804-0 . стр. 90: «еще более определенно, что мы имеем дело с местным мифом!»
  30. ^ Марвин Алан Суини (1996). Исаия 1–39 . Эрдманс. п. 238. ИСБН  978-0-80284100-1 . Проверено 23 декабря 2012 г.
  31. ^ «Люцифер» . Еврейская энциклопедия . Проверено 9 сентября 2013 г.
  32. ^ Джеймс Д.Г. Данн; Джон Уильям Роджерсон (2003). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. п. 511. ИСБН  978-0-80283711-0 . Проверено 23 декабря 2012 г.
  33. ^ «Подстрочная Библия Исаии 14 Библос» . Interlinearbible.org . Проверено 22 декабря 2012 г.
  34. ^ «Исайя 14, еврейский OT: Вестминстерский Ленинградский кодекс» . Wlc.hebrewtanakh.com . Проверено 22 декабря 2012 г.
  35. ^ «АСТРОНОМИЯ – Хелель, Сын Утра». . Неотредактированный полный текст Еврейской энциклопедии 1906 года . Еврейская энциклопедия.com . Проверено 1 июля 2012 года .
  36. ^ «АСТРОНОМИЯ – Хелель, сын зари» . Неотредактированный полный текст Еврейской энциклопедии 1906 года . Еврейская энциклопедия.com . Проверено 1 июля 2012 года .
  37. ^ Уилкен, Роберт (2007). Исайя: в интерпретации раннехристианских и средневековых комментаторов . Гранд-Рапидс, Мичиган: Издательство Wm Eerdmans. п. 171. ИСБН  978-0-8028-2581-0 .
  38. ^ Гункель, «Творение и хаос», стр. 132 и след.
  39. ^ Цукер, Шей. «Еврейские названия планет». Труды Международного астрономического союза 5.S260 (2009): 301-305.
  40. ^ Каттермоул, Питер Джон; Мур, Патрик (1997). Атлас Венеры . Издательство Кембриджского университета. п. 9. ISBN  0-521-49652-7 .
  41. ^ Перейти обратно: а б с Паркер, РА (1974). «Древнеегипетская астрономия» . Философские труды Лондонского королевского общества. Серия А, Математические и физические науки . 276 (1257). Королевское общество: 51–65. Бибкод : 1974РСПТА.276...51П . дои : 10.1098/rsta.1974.0009 . ISSN   0080-4614 . JSTOR   74274 . S2CID   120565237 . Проверено 16 мая 2023 г.
  42. ^ Перейти обратно: а б Шарлатан, Иоахим Фридрих (23 мая 2019 г.), «Планеты в Древнем Египте», Оксфордская исследовательская энциклопедия планетарных наук , Oxford University Press, doi : 10.1093/acrefore/9780190647926.013.61 , ISBN  978-0-19-064792-6
  43. ^ «Лидделл и Скотт» .
  44. ^ «Определение Геспера» . www.thefreedictionary.com . Проверено 12 мая 2013 г.
  45. ^ Фокс, Уильям Шервуд (1916). Мифология всех рас: греческая и римская . Компания Маршалл Джонс. п. 247. ИСБН  0-8154-0073-Х . Проверено 16 мая 2009 г.
  46. ^ Грин, Эллен (1996). Чтение Сафо: современные подходы . Издательство Калифорнийского университета. п. 54. ИСБН  0-520-20601-0 .
  47. ^ Перейти обратно: а б «Люцифер » в Британской энциклопедии ]
  48. ^ Astronomica 2.4 (пер. Грант)
  49. ^ Метаморфозы 2. 112 и далее (перевод Мелвилла)
  50. ^ Цицерон, О природе богов 3. 19
  51. ^ Перейти обратно: а б «Еврейская симфония: hê·lêl – 1 случай – Библейская сюита» . Библейский хаб . Лисбург, Флорида : Biblos.com . Проверено 8 сентября 2013 г.
  52. ^ Перейти обратно: а б Согласие Стронга, H1966
  53. ^ «LXX Исаия 14» (на греческом языке). Septuagint.org . Проверено 22 декабря 2012 г.
  54. ^ «Греческий ВЗ (Септуагинта/LXX): Исаия 14» (на греческом языке). Bibledatabase.net . Проверено 22 декабря 2012 г.
  55. ^ «LXX Исаия 14» (на греческом языке). Библос.com . Проверено 6 мая 2013 г.
  56. ^ «Септуагинта Исаия 14» (на греческом языке). Священные тексты . Проверено 6 мая 2013 г.
  57. ^ «Греческая Септуагинта (LXX) Исайя – Глава 14» (на греческом языке). Библия с синими буквами . Проверено 6 мая 2013 г.
  58. ^ Нил Форсайт (1989). Старый враг: Сатана и боевой миф . Издательство Принстонского университета . п. 136. ИСБН  978-0-69101474-6 . Проверено 22 декабря 2012 г.
  59. ^ Нваоча Огечукву, пятница (30 мая 2012 г.). Дьявол: как он выглядит? . Американское книжное издательство. п. 35. ISBN  978-1-58982662-5 . Проверено 22 декабря 2012 г.
  60. ^ Адельман, Рэйчел (2009). Возвращение репрессированных: Пирке де-Рабби Элиэзер и псевдоэпиграфы . Лейден : БРИЛЛ . п. 67 . ISBN  978-9-00417049-0 .
  61. ^ Тейлор, Бернард А.; с определениями слов Дж. Ласта; Эйникель, Э.; Хауспи, К. (2009). Аналитический словарь к Септуагинте (Расширенное изд.). Пибоди, Массачусетс: Hendrickson Publishers, Inc., с. 256. ИСБН  978-1-56563516-6 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  62. ^ Боннетэн, Ивонн С. (2015). Локи: Движители историй [Локи: Движители историй] (на немецком языке) . Красный Дракон; ISBN 978-3-939459-68-2 / OCLC 935942344. стр. 263
  63. ^ Исаия 14: 3–4.
  64. ^ Исаия 14: 12–17.
  65. ^ Дэй, Джон (2002). Яхве и боги и богини Ханаана . Лондон: Шеффилд Академик Пресс. ISBN  9780567537836 .
  66. ^ Равье, MH (1880). «Хесперуго» . Латинско-аннамитский словарь . Проверено 12 мая 2020 г.
  67. ^ Бхалла, Прем П. (2006). Индуистские обряды, ритуалы, обычаи и традиции: от А до Я индуистского образа жизни . Пустак Махал. п. 29. ISBN  81-223-0902-Х .
  68. ^ Бехари, Бепин; Фроули, Дэвид (2003). Мифы и символы ведической астрологии (2-е изд.). Лотос Пресс. стр. 65–74. ISBN  0-940985-51-9 .
  69. ^ Бойс, Мэри . «АНАХИД» . Энциклопедия Ираника . Центр иранских исследований Колумбийского университета. Архивировано из оригинала 1 мая 2008 года . Проверено 20 февраля 2010 г.
  70. ^ Шмидт, Ханнс-Петер. «МИТРА» . Энциклопедия Ираника . Центр иранских исследований Колумбийского университета. Архивировано из оригинала 12 июля 2008 года . Проверено 20 февраля 2010 г.
  71. ^ Маккензи, DN (2005). Краткий словарь Пехлеви . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж Керзон. ISBN  0-19-713559-5 .
  72. ^ Моин, М. (1992). Персидский словарь. Шесть томов . Том. 5–6. Тегеран: Публикации Амира Кабира. ISBN  1-56859-031-8 .
  73. ^ Пользователь, Хатидже Ширин. «Чолпан «Планета Венера» на тюркском языке». Studia Etymologica Cracoviensia (SEC) 19.3 (2014): 169–178.
  74. ^ ЭМЕЛЬ, ES İ. Н. Котуз. Эрдем, 1. Юг., Нр. 1, С. 125-146.
  75. ^ Пользователь, Хатидже Ширин. «Чолпан «Планета Венера» на тюркском языке». Studia Etymologica Cracoviensia (SEC) 19.3 (2014): 169–178.
  76. ^ Мухаммад Асад Дорога в Мекку Книжный фонд 1954 г. ISBN   978-0-992-79810-9
  77. ^ Мэтью Диммок (редактор), Уильяма Перси «Магомет и его небеса» : критическое издание Ashgate Publishing, 2006 г. ISBN   978-0-754-65406-3 стр. 18
  78. ^ «Большая Тверская площадка » .
  79. ^ Книга Чумаэля: Книга советов юкатекских майя, 1539–1638 гг . Ричард Люкстон. 1899. стр. 6, 194. ISBN.  9780894122446 .
  80. ^ Милбрат, Сьюзен (1999). Звездные боги майя: астрономия в искусстве, фольклоре и календарях . Остин, Техас: Издательство Техасского университета. стр. 200–204, 383. ISBN.  978-0-292-79793-2 .
  81. ^ Шарер, Роберт Дж.; Тракслер, Лоа П. (2005). Древние Майя . Издательство Стэнфордского университета. ISBN  0-8047-4817-9 .
  82. ^ Верхааг, Г. (2000). «Письма в редакцию: Межкультурная астрономия». Журнал Британской астрономической ассоциации . 110 (1): 49. Бибкод : 2000JBAA..110...49В .
  83. ^ Норрис, Рэй П. (2004). «В поисках астрономии австралийских аборигенов» (PDF) . Материалы конференции . Национальный телескоп Австралии. стр. 1–4. Архивировано из оригинала (PDF) 12 мая 2011 г. Проверено 16 мая 2009 г.
  84. ^ Велтфиш, Джин (1977) [впервые опубликовано в 1965 году]. «Глава 10: Жертвоприношение пленной девушки». Затерянная Вселенная: жизнь и культура пауни . Издательство Университета Небраски. п. 117 . ISBN  978-0-8032-5871-6 . жертвоприношение пленницы.
  85. ^ Фу, Роджер Р. (2016). «Звезды сквозь араукарии: этноастрономия мапуче-певенчей» . Бюллетень Чилийского музея доколумбового искусства (на испанском языке). 21 (2): 81–100. дои : 10.4067/S0718-68942016000200006 . ISSN   0718-6894 .
  86. ^ Гуакиль, Родольфо Манзо (5 мая 2018 г.). Настоящие гербы Республики Чили: 1810–2010 гг. (на испанском языке). п. 23. Еще одним важным аспектом флага является наклонная пятиконечная звезда, олицетворяющая вюнельфе, название, которое коренные народы мапуче присвоили планете Венера...
  87. ^ Бейли, Майкл Дэвид (2007). Магия и суеверия в Европе: краткая история от древности до наших дней . Роуман и Литтлфилд. стр. 93–94 . ISBN  978-0-7425-3387-5 .
  88. ^ Пауэлл, Артур Э. (1930). Солнечная система . Лондон: Теософское издательство. п. 33. ISBN  0-7873-1153-7 .
  89. ^ Ледбитер, К.В. Мастера и путь Адьяр, Мадрас, Индия: 1925 г. - Теософское издательство (в этой книге Санат Кумара упоминается как Господь мира ). См. в указателе в разделе «Господин мира».
  90. ^ Миллер, Рон (2003). Венера . Книги двадцать первого века. п. 12. ISBN  0-7613-2359-7 .
  91. ^ Дик, Стивен (2001). Жизнь в других мирах: дебаты о внеземной жизни в 20 веке . Издательство Кембриджского университета. п. 43. ИСБН  0-521-79912-0 .
  92. ^ Сид, Дэвид (2005). Спутник научной фантастики . Издательство Блэквелл. стр. 134–135. ISBN  1-4051-1218-2 .
  93. ^ «Венера-фосфиновый совок! Возвращение Джейн Гривз» . Планетарное общество . 17 августа 2022 г. Проверено 3 октября 2022 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 660b43eaf6d41d9536465855dcd043df__1716874860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/66/df/660b43eaf6d41d9536465855dcd043df.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Venus in culture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)